Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Врачебно-педагогический контроль за лицами, занимающимися физической культурой и спортом






Эффективность тренировочного процесса во многом обусловлена степенью соответствия используемых средств и методов педагогического воздействия физиологическим закономерностям, требованиям гигиены, состоянию здоровья, возрасту, уровню физиче­ского развития и подготовленности, а также индивидуальным особенностям лиц, занимающихся физкультурой и спортом. Один и тот же режим тренировки, одни и те же нагрузки могут в зависимости от этого оказать не только различное, но порой и прямо противоположное воздействие. При соответствии нагрузки состоянию тренирующегося отмечается укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей, повышение тренированности и работоспособности и, наоборот, если такое соответствие не обеспечено, наблюдается отсутствие эффекта, переутомление, а иногда и развитие различных пред- и патологических состояний.

Медицинское обеспечение тренировочного процесса предусматривает совместную работу врача и тренера в управлении этим процессом. Оно осуществляется в следующих основных формах: совместное определение сроков и выбор форм и методов наблюдений, сопоставление результатов врачебного и педагогического контроля, обсуждение их результатов; составление перспективных, годовых и текущих планов работы для конкретного контингента, текущую корректировку этих планов на основании данных врачебного и педагогического контроля; проведение совместных исследований для определения переносимости нагрузок, изучение характера течения восстановительных процессов, определение уровня общей и специальной работоспособности и тренированности, а также для обоснования отдельных вопросов планирования тренировки. После каждого врачебного обследования его результаты должны подробно обсуждаться с тренером (преподавателем) и оперативно использоваться в управлении тренировочным процессом.



Структурные и функциональные изменения организма в процессе развития тренированности отражают долговременную адаптацию — как следствие кумуляции многократных, срочных и отставленных адаптационных эффектов под действием физических нагрузок. Эти изменения отражают глубокую перестройку организма на всех уровнях его деятельно­сти: центральном, системном, органном, тканевом, клеточном. Они проявляются как в состоянии мышечного покоя, так и при выполнении физических нагрузок.

Адаптированный организм в состоянии мышечного покоя характеризуется повышением потенциальных возможностей, это находит отражение в совершенствовании нервной и гормонально-гуморальной регуляции, снижении активности симпатико-адреналовой системы, экономизации функционирования основных систем жизнеобеспечения, накоплении структурных элементов клетки, усилении внутриклеточной регенерации, снижении уровня основного обмена, совершенствовании тканевого обмена. Таким образом, увеличивается функциональный резерв для выполнения большой работы при физических нагрузках.

При оценке показателей, полученных во время врачебных обследований, надо иметь в виду, что изменения структуры и функции отдельных органов и систем, а также их взаимосвязь в процессе развития тренированности или при ее нарушении, происходят не одновременно, а гетерохронно. В каждом отдельном случае они обусловлены направленностью тренировочного процесса, возрастом, индивидуальными особенностями спортсмена, его здоровьем, исходным функциональным фоном и некоторыми другими факторами. Неодинаковой при этом может быть и степень изменения различных параметров, ибо на разных этапах приспособления и компенсации могут возникать разные сочетания функций в сложной системе регулирования. Поэтому при обследовании оценка функционального состояния спортсмена по показателям, характеризу­ющим состояния лишь отдельных систем, а тем более отдельных параметров, не может быть достаточно достоверной.

В зависимости от направленности тренировочного процесса преимущественное значение приобретают показатели, отража­ющие состояние функциональных систем, которые в наибольшей степени лимитируют работоспособность при специфическом для данного вида спорта характере мышечной деятельности. Поэтому при обязательном, общем для всех специализаций, минимуме методов исследования дополнительные методы следует подбирать с учетом этого обстоятельства т. к. требования, предъявляемые организму разными видами спорта, определяют специфику в морфологической и функциональной перестройке не только двигательной сферы, но и вегетативных систем.

Для видов спорта с преимущественным проявлением выносливости требуется более углубленное изучение состояния кардиореспираторной системы, аэробной производительности, внутренней среды организма; для сложнокоординационных и скоростносиловых видов спорта изучение центральной нервной системы, двигательной сферы, анализаторов. Для видов спорта, где работоспособность в равной степени зависит от той и дру­гой сферы жизнедеятельности (спортивные игры, единоборства, многоборья и пр.), одинаково важны и те, и другие методы исследования.

^ Медицинское обеспечение спортивной деятельностипредусматривает использование различных видов и форм медицин­ского контроля за лицами, занимающимися физкультурой и спортом, одни из которых выполняются в лабораторных условиях, а другие — в полевых условиях, т. е. в процессе учебно-тренировочных занятий первичные, ежегодные углубленные и дополнительные обследования.

Лабораторные формы врачебного контроля:

— первичные медицинские обследования;

— ежегодные углубленные медицинские обследования;

— дополнительные медицинские обследования.

Основной целью первичного и ежегодных углубленных медицинских обследований является оценка состояния здоровья, уровня физического развития, полового созревания (когда речь идет о детях и подростках), а также функциональных возможностей ведущих систем организма.

^ Дополнительные медицинские обследованияназначаются после перенесенных заболеваний и травм, длительных перерывов в тренировках, по просьбе тренера или спортсмена. Их основная цель — оценка состояния здоровья на момент обследования (с учетом возможных осложнений после перенесенных заболеваний, если обследование проводится по этому поводу) и функциональных возможностей ведущих для избранного вида спорта систем организма.

Конкретный подбор методов исследования и их объем в условиях спортивной тренировки определяются в зависимости от задач, условий и возможностей. Кроме того, имеет значение, какой тренировочный эффект необходимо изучить.

Выделяют срочный тренировочный эффект — изменения, происходящие в организме непосредственно во время тренировки или в ближайший период восстановления (20- 39 мин после занятия).

Отставленный тренировочный эффект отражает изменения, сохраняющиеся в поздних фазах восстановления (спустя несколько часов после занятия, на другой день или через несколько дней после тренировки).

Кумулятивный тренировочный эффект — изменения, происходящие в организме на протяжении длительно периода тренировок в результате суммирования срочных и отставленных эффектов.

В зависимости от изучаемого тренировочного эффекта используют следующие формы обследований или контроля:

этапный контроль (позволяет изучить кумулятивный тренировочный эффект);

текущий контроль (позволяет оценить отставленный тренировочный эффект);

оперативный контроль (позволяет оценить срочный тренировочный эффект);

врачебно-педагогическое наблюдение (особая форма оперативного контроля).


3.4.1. Этапный контроль


Для оценки кумулятивного тренировочного эффекта (изменения, которые возникают в течение длительных занятий физкультурой и спортом и формируются в результате многократного сочетания срочных и отставленных тренировочных эффектов) проводится этапный контроль.

Этапный контроль выполняется 4 раза в году:

1-е обследование — по окончании переходного периода.

2-е и 3-е обследования — в середине и конце подготовительного периода.

4-е обследование — в конце предсоревновательного периода.

В процессе этапного контроля определяются:

— общая физическая работоспособность;

— энергетический потенциал организма;

— функциональные возможности ведущих для данного вида спорта систем организма;

— специальная работоспособность (тренированность).

При этом общая физическая работоспособность, энергетический потенциал и функциональные возможности ведущих для конкретного вида спорта систем организма обычно оцениваются в условиях лаборатории с помощью соответствующих тестов (PWC 170, Новакки, определение МПК и др.), а специальная работоспособность (тренированность) — в полевых условиях.

Для оценки специальной работоспособности в большинстве случаев применяется метод повторных нагрузок.

^ Исследования с повторными нагрузками. Метод повторных нагрузок предусматривает выполнение спортсменом серии повторных физических нагрузок, которые позволяют определить функциональное состояние организма и уровень развития физиче­ских качеств, которые имеют решающее значение для достижения высоких результатов в избранном виде спорта. Интенсивность нагрузок должна достигать предельных значений с учетом уровня подготовки спортсмена. Для оценки тренированности могут быть использованы и принятые в каждом виде спорта контрольные тесты-упражнения, позволя­ющие сопоставлять показатели работоспособности и приспособляемости. Варианты исследований с повторными нагрузками приведены в табл. 4.

Основные условия проведения повторных нагрузок:

— тестовые нагрузки должны быть специфичными не только для данного вида спорта, но и для основного тренируемого упражнения или дистанции;

— нагрузки должны выполняться с максимально возможной для каждого обследуемого и данного вида работы интенсивностью;

— нагрузки необходимо выполнять повторно с возможно меньшими интервалами;

— при выполнении нагрузок следует определять и сопоставлять показатели работоспособности и адаптации (скорость и характер восстановительных реакций).

Тестирование повторными нагрузками проводят совместно врач и тренер.Тренер определяет работоспособность по показателям результативности и качества выполнения нагрузок, а врач — адаптацию организма к нагрузкам по функциональным сдвигам и особенностям периода восстановления в интервалах между повторениями и после пробы.

Исследование методом повторных нагрузок проводится таким образом: после разминки спортсмен выполняет серию повторных нагрузок. Перед и после разминки, а также после выполнения каждой нагрузки регистрируются показатели основных функциональных параметров, которые детерминируют физическую работоспособность в данном виде спорта. Одновременно регистрируются спортивно-технические результаты: скорость бега, дальность бросания, техника исполнения упражнений и др.

Чаще всего до нагрузки и после каждого повторения определяют показатели ЧСС и АД. В отдельных случаях до и после тестирования регистрируют электрокардиограмму и биохимические показатели.

^ Оценка результатов:

высокий уровень специальной подготовленности спортсмена характеризуется высокими стабильными показателями результативности и приспособляемости;

недостаточный уровень специальной подготовки проявляется недостаточной или снижающейся при повторении нагрузок результативностью (либо снижением качества выполнения движений) при неблагоприятной или нестабильной реакции;

удовлетворительный уровень специальной подготовленности спортсмена характеризуется средними показателями результативности и приспособляемости или хорошей приспособляемостью при недостаточно высокой результативности;

чрезмерное напряжение функции проявляется высокой результативностью при неблагоприятных или ухудша­ющихся от нагрузки к нагрузке показателях приспособляемости. Это свидетельствует о том, что достижение результата происходит за счет значительного напряжения функций (требуется внесение определенных корректив тренировочных нагрузок или построение тренировки);

хорошая реакция при низкой или неустойчивой результативности характерна для недостаточного уровня специальной подготовленности или для низких волевых качествах спортсмена. В этом случае вполне оправдано увеличение тренировочных нагрузок.

^ Таблица 3.19

Варианты повторных нагрузок в разных видах спорта


Вид спорта Нагрузка Количество повторений Интервалы между повторениями
Легкая атлетика - бег на короткие дистанции - бег на средние дистанции - бег на длинные дистанции - марафонский бег - спортивная ходьба - прыжки - бросание Бег на 60 м Бег на 100 м Бег на 200-400 м Бег на 1000-3000 м Ходьба 1000-3000 м Прыжки Бросание 4-5 4-5 5-8 3-4 3-4 3 серии по 3 прыжка в каждой 3 серии по 3-5 бросаний в каждой 3-4 мин. 3-5 мин. 6-8 мин. 7-10 мин. 4-5 мин. 5-6 мин.
Плавание - короткие дистанции - длинные дистанции Плавание на 50 м Плавание на 200 м 3-4 3-4 3-5 мин. 3-5 мин.
Гребля Гребля на 500 м 3-4 5-7 мин.
Конькобежный спорт - короткие дистанции - длинные дистанции Бег на 300-500 м Бег на 800-1000 м 5-6 4-5 5-6 мин. 5-7 мин.
Бокс Бой с тенью 3 мин. 3 3 мин.
Борьба Бросок чучела назад с прогибом в течение 30 с 3-4 2-3 мин.
Гимнастика Обязательные, свободные упражнения 3 3-5 мин.
Фигурное катание Обязательная программа 3 3-5 мин.
Тяжелая атлетика Поднимание штанги весом 70-80% от максимальной тренировки 3-4 3-4 мин.
Футбол Бег сериями 5*30 м с возвращением на старт легким бегом 3 2-3 мин.
Велоспорт (трек) Заезды на 200 м 4-5 3-5 мин.

 

Метод повторных нагрузок целесообразно использовать в видах спорта, которые базируются на циклических упражнениях, в видах, где каждое упражнение является законченным действием (бросание снарядов, тяжелая атлетика и др.) и таких, что имеют смешанные упражнения, а именно — циклические и ациклические (все виды прыжков). В спортивных играх, борьбе, боксе, фехтовании метод повторных нагрузок нецелесообразный, потому что в этих видах спорта отсутствующие повторные стереотипные двигательные акты или они имеют искусственный характер.


3.4.2. Текущий контроль


Основной целью (и одновременно задачей) текущего контроля является определение степени выраженности отставленных постна­грузочных изменений в функциональном состоянии ведущих органов и систем организма спортсмена.

Текущий контроль может осуществляться:

— ежедневно утром (натощак, до завтрака; при наличии двух тренировок — утром и перед второй тренировкой);

— три раза в неделю (1 — на следующий день после дня отдыха, 2 — на следу­ющий день после наиболее тяжелой тренировки и 3 — на следующий день после умеренной тренировки);

— один раз в неделю — после дня отдыха.

В предсоревновательном периоде целесообразно использование первого варианта организации текущего контроля

При проведении текущего контроля, независимо от специфики выполняемых тренировочных нагрузок, обязательно оценивается функциональное состояние:

— центральной нервной системы;

— вегетативной нервной системы;

— сердечно-сосудистой системы;

— опорно-двигательного аппарата.

В видах спорта, в которых базовым физическим качеством является выносливость, дополнительно контролируются:

— морфологический и биохимический состав крови;

— кислотно-щелочное состояние крови (постнагрузочное восстановление кислотно-щелочного состояния крови в норме должно занимать не более 2 ч);

— состав мочи.

У спортсменов этих видов спорта особое место должно занимать обследование сердечно-сосудистой системы.

В видах спорта скоростно-силовой направленности обязательным является контроль функционального состояния нервно-мышечного аппарата;

В видах спорта со сложнокоординационным характером нагрузок необходимо оценивать:

— функциональное состояние нервно-мышечного аппарата;

— функциональное состояние анализаторов (двигательного, зрительного, вестибулярного).


3.4.3. Оперативный контроль


Оперативные исследования оценивают срочный тренировочный эффект, т. е. изменения, происходящие в организме во время выполнения физических упражнений и в ближайшем восстановительном периоде. Используют следующие формы оперативного контроля:

— непосредственное наблюдение в процессе всего тренировочного занятия;

— исследование в покое до тренировочного занятия и через 20-30 мин после его окончания;

— исследование с применением дополнительных нагрузок до тренировочного занятия и через 20-30 мин после его завершения.

Наиболее информативной является первая форма оперативного контроля, которая на практике обозначается как врачебно-педагогическое наблюдение (ВПН).

^ Врачебно-педагогические наблюдение — это наблюдение за спортсменами или физкультурниками, которое проводится совместно врачом и тренером (преподавателем) во время тренировок или соревнований с целью совершенствования процесса подготовки.

Благодаря такому наблюдению врачебный контроль сочетается с изучением педагогических и психологических аспектов тренировочного процесса в естественных условиях спортивной деятельности.

Во время выполнения спортсменом или физкультурником специфических упражнений, присущих тому или иному виду спорта, врач может получить наиболее достоверные данные о функциональном состоянии организма, адекватности физических нагрузок, что позволит ему разработать специальные рекомендации относительно последующего проведения или коррекции учебно-тренировочных занятий.

Основные задачи ВПН:

1. Оценка санитарно-гигиенических условий, в которых проводится учебно-тренировочное занятие;

2. Изучение организации и методики проведения учебно-тренировочного занятия;

3. Изучение соответствия используемых нагрузок полу, возрасту и уровню подготовленности занимающихся;

4. Определение функционального состояния организма и уровня тренированности на различных этапах тренировки;

5. Оценка соответствия применяемых средств и системы тренировки ее задачам и возможностям спортсмена в целях индивидуализации учебно-тренировочного процесса и совершенствования его планирования.

Изучать условия, в которых проводятся занятия, необходимо, чтобы неблагоприятная обстановка отрицательно не сказывалась на состоянии здоровья и не приводила бы к спортивному травматизму. Врач должен выявить недостатки, связанные с условиями микроклимата в спортивном зале, площадке или стадионе (t — 14-17оC), его освещенностью, определить соответствие площади зала (4 м2 на одного занимающегося для занятий физкультурой) количеству занимающихся, состояние спортивного инвентаря и пр. Это также позволяет определить оптимум условий проведения тренировки или соревнования. Для этого врач проводит санитарно-гигиенический обзор спор-тивного сооружения и мест проведения занятий, после чего составляет «Акт санитарно-гигиенического обследования спортивной базы» по следующему плану:

1. Место расположения.

2. Оборудование помещений и спортивных объектов.

3. Состояние спортивного оборудования и инвентаря.

4. Состояние подсобных и вспомогательных помещений.

5. Организация врачебного контроля на спортивной базе.

6. Выводы.

При оценке места расположения спортивной базы врач должен описать отдаленность ее от центра города и объектов, которые за­грязняют окружающую среду. Для открытых спортивных сооружений, например стадионов, обязательно указывается характер и качество покрытия или грунта (его амортизирующие и дренирующие свойства), наличие и соответствие разметки между различными по назначению секторами (беговые дорожки, сектор толкания ядра, метания диска и др.), протяженность финишной прямой и пр. Кроме того, регистрируется температура воздуха и относительная влажность. Для летнего периода эти параметры должны составлять соответственно в переделах +25оС; 60-70 %, а для зимнего -15оС при безветренной погоде, при такой же относительной влажности воздуха. Аналогично обследуется состояние других открытых спортивных сооружений (футбольных полей, хоккейных площадок, катков, ипподромов, лыжных трасс и др.).

На закрытых спортивных базах врач оценивает размеры спортивной базы, внутреннее состояние основных помещений (состояние пола, потолка, стен, способ и качество уборки, наличие и состояние отопления, освещения, вентиляции, температуру, общую и полезную площадь, кубатуру).

При ознакомлении с состоянием спортивного оборудования и инвентаря врач должен выяснить их исправность, соответствие современным техническим характеристикам и требованиям и др.

Санитарно-гигиеническая оценка состояния подсобных и вспомогательных помещений включает в себя характеристику комнат отдыха, раздевалок, душевых, туалетов. В этой части врач также описывает качество уборки этих помещений, их соответствующей дезинфекции.

Каждая спортивная база должна иметь медицинский кабинет. Врач, который проводит ВПН, должен посетить такой кабинет, проверить его оснащенность, правила хранения медикаментов, качество работы в целом и отразить это в акте санитарно-гигиенического обследования.

В выводах врач делает заключение о пригодности данного спортивного сооружения к проведению учебных, тренировочных занятий или соревнований, описывает условия эксплуатации, отражает замечания и предложения. Акт подписывает врач, который проводит ВПН, врач и директор спортивной базы. Если в акте есть замечания, обязательно устанавливается срок их устранения.

Изучение организации и методики проведения занятия предполагает, например, знакомство с планом и задачами тренировки, а также средствами, которые будут использоваться для их решения, соответствие упражнений используемых в различных частях занятия их целям, технической и физической подготовленности занимающихся. Преемственность выполняемых упражнений в различных частях занятия.

Важное значение имеют данные ВПН для совершенствования управления тренировочным процессом. В этом случае выполняется оценка правильности построения и распределения средств тренировки в одном занятии, оптимального количества повторений упражнений, длительности интервалов отдыха между упражнениями; определение величины нагрузки на занятии и ее соответствия возможностям занимающегося; длительность и полноценность восстановления после одного (наиболее трудного) занятия

В процессе ВПН продолжается изучение воздействия на организм спортсмена различных физических нагрузок, начатое во врачебном кабинете. При этом во время выполнения больших тренировочных нагрузок могут проявиться скрытые отклонения в состоянии здоровья, которые не удалось обнаружить при исследовании в кабинете врача. Исследования, проводимые непосредственно на занятиях, соревнованиях, в том числе с использованием специальных тестов, позволяют определить изменения уровня функционального состояния спортсмена, без чего нельзя правильно оценить уровень тренированности (специальной работоспособности).

Изучение влияния нагрузки на организм лиц, занимающихся физкультурой, у которых имеются отклонения в состоянии здоровья или сниженные показатели физического развития, позволяет уточнить правильность их распределения на медицинские группы

ВПН имеет особую ценность в том случае, если одновременно используются методы, позволяющие определять изменения функционального состояния не одной, а нескольких систем организма (поскольку длительность восстановления в различных системах организма после физических нагрузок неодинакова), изменения в межсистемных связях (степень и характер их изменений являются надежными критериями в оценке воздействия нагрузки, длительности восстановления и других вопросов).

Анамнез и визуальное наблюдение за внеш­ними признаками утомления спортсмена позволяют врачу и тренеру получить представление о состоянии организма в целом, ориентироваться относительно степени напряжения, с которым занимающийся выполняет физиче­ские упражнения, помогают определить степень утомления. Для этого перед занятием расспрашивают спортсмена о самочувствии, о наличии ощущения усталости, желании тренироваться и т. д. Во время тренировок также выясняют самочувствие спортсмена, его субъективную оценку, касающуюся времени, отводимого на отдых, трудности выполнения отдельных упражнений и др.

Если у спортсмена во время и после тренировки отмечаются какие-либо жалобы, это всегда означает несоответствие нагрузки уровню его подготовленности или нарушение в состоянии здоровья.

О степени утомления в процессе тренировочного занятия обычно судят по признакам внешнего утомления. При этом обращают внимание на окраску кожи, потливость, характер дыхания, координацию движений, внимание. Нормальная окраска кожи лица или ее небольшое покраснение, незначительная потливость, учащенное дыхание, отсутствие нарушений координации движений и нормальная, бодрая походка свидетельствуют о небольшой степени утомления.

Средняя степень утомления характеризуется значительным покраснением кожи лица, большой потливостью, глубоким и значительно учащенным дыханием, нарушением координации движений (при выполнении упражнений и при ходьбе — неуверенный шаг, покачивание).

Большая степень утомления характеризуется резким покраснением, побледнением и даже синюшностью кожи, очень большой потливостью с появлением соли на висках, на спортивной одежде, резко учащенным поверх­ностным, иногда беспорядочным дыханием с отдельными глубокими вдохами, значительными нарушениями координации движений (резкое нарушение техники, покачивание, иногда падение).

^ Измерение веса тела и его изменений под влиянием нагрузок — необходимый и важный метод оценки воздействия нагрузок. Вес следует определять утром натощак, а также до и после тренировки. После тренировочного занятия среднего объема и интенсивности вес должен падать на 300-500 г у тренированного спортсмена и на 700-1000 г — у новичка. После больших, интенсивных и длительных нагрузок (бег на длинные и сверхдлинные дистанции, лыжные и велосипедные гонки) потеря веса за тренировку или соревнование может достигать 2-6 кг. Очень важно знать, как изменяется вес на протяжении занятий. В начале тренировки вес снижается более активно, чем в конце. С достижением хорошего состояния тренированности вес спортсмена стабилизируется. При умеренном снижении веса после тренировок его величина быстро восстанавливается.

Особое значение имеет исследование функционального состояния кардиореспираторной системы. При исследовании обращают внимание на ЧСС. В процессе ВПН определение частоты пульса является одним из самых распространенных методов благодаря его доступности и информативности. ЧСС определяют перед занятием, после разминки, после выполнения отдельных упражнений, после отдыха или периодов снижения интенсивности нагрузок. Поскольку при значительном учащении пульса (180 уд/мин и больше) определить его на лучевой артерии нелегко, рекомендуется считать пульс на сонной артерии или определять ЧСС по верхушечному толчку сердца.

Исследование измерений частоты пульса позволяет оценить правильность распределения нагрузки во время занятий, т. е. рациональность его построения и интенсивность нагрузки на основании физиологической кривой занятия.

Сопоставляя характер нагрузки с изменениями частоты пульса и быстротой его восстановления, определяют уровень функционального состояния спортсмена. Например, если при пробегании 400 м за 70 с у спортсмена в одном случае пульс учащался до 160 уд/мин, а восстановление (до 120 уд/мин) длилось 2 мин, а в другом пульс учащался до 180 уд/мин и восстановление продолжалось 3 мин, это может свидетельствовать об ухудшении функционального состояния спортсмена и требует его дополнительного обследования.

В настоящее время в большинстве видов спорта (особенно циклических) тренеры планируют объемы и интенсивность тренировочных нагрузок не только в часах, метрах (или других единицах), но и по частоте пульса, который отмечается при данной работе. Возможность такого планирования расширяется при использовании кардиолидеров, позволяющих спортсмену выполнять тренировочную нагрузку на определенной частоте пульса.

В легкой атлетике, например, для тренированных бегунов по частоте пульса выделяют следующие зоны интенсивности тренировочных нагрузок, характеризующихся определенным типом энергообеспечения (Ф. П. Суслов). При пульсе до 170 уд/мин наблюдается аэробный тип энергообеспечения, при этом зона интенсивности нагрузок считается восстановительной до пульса 130 уд/мин, поддерживающей — до пульса 150 уд/мин, развивающей — до пульса 170 уд/мин. При пульсе от 170 и до 190 уд/мин тип энергообеспечения смешанный, аэробно-анаэробный. При пульсе свыше 190 уд/мин наблюдается смешанный, преимущественно анаэробный, характер энергообеспечения. В зависимости от количества молочной кислоты и кислотно-щелочного равновесия при этом типе энергообеспечения выделяют субмаксимальную и максимальную зону интенсивности.

По частоте пульса во время тренировочной работы можно определить ее энергетиче­скую стоимость. Для этого используются сумматоры пульса — электронные устройства со счетчиком, суммирующие частоту пульса за определенное время.

Однако наиболее важным показателем функционального состояния организма является быстрота восстановления пульса. У хорошо тренированных спортсменов его частота уменьшается в течение 60-90 с со 180 до 120 уд/мин. При такой частоте пульса тренированные спортсмены бывают готовы к повторному выполнению упражнения.

Оценка приспособляемости организма спортсмена к различным нагрузкам по реакции пульса на отдельные упражнения и длительности его восстановления позволяет врачу и тренеру совершенствовать тренировочный процесс, исключать или ограничивать упражнения, к которым спортсмен недостаточно адаптирован, находить оптимальные интервалы отдыха, правильное чередование упражнений и различных средств тренировки.

Большое значение для оценки приспособляемости к нагрузкам имеет сопоставление сдвигов частоты пульса и максимального АД. При хорошей приспособляемости эти сдвиги должны быть пропорциональными, т. е. при значительном учащении пульса максимальное АД также должно значительно повышаться и наоборот. Одним из признаков ухудшения приспособляемости организма является уменьшение сдвигов максимального АД при сохранении или увеличении сдвигов пульса. Крайним его выражением является гипотоническая реакция. Она может возникать при утомлении, вызванном упражнениями на выносливость. При перегрузке в скоростно-силовых упражнениях нередко возникает резкое увеличение максимального АД (до 220-240 мм рт.ст.) — гипертониче­ская реакция.

Нормальная реакция минимального АД на физическую нагрузку проявляется в его уменьшении. Однако в некоторых случаях оно может или не изменяться, или увеличиваться. Повышение минимального АД может быть признаком приспособляемости к физическим нагрузкам.

Таким образом, в случаях, когда уровень подготовленности спортсмена соответствует выполняемой нагрузке, сердечно-сосудистая система реагирует сочетанным учащением ЧСС, повышением максимального АД и увеличением пульсового давления. Резкое учащение пульса, снижение максимального АД при неизменном или увеличенном минимальном давлении вызывает уменьшение пульсового давления после нагрузки. Приведенные признаки характеризуют крайнюю степень утомления сердца и, значит, плохую адаптацию к нагрузке.

Характер изменения адаптации к одной и той же нагрузке в исследованиях, проведенных на разных этапах тренировки, позволяет судить или об улучшении функционального состояния организма, или об его ухудшении. На основании этого оценивают правильность построения тренировочного процесса и в необходимых случаях вносят соответствующие коррективы.

Определение частоты дыхания — наиболее простой и распространенный метод исследования. Он проводится визуально или пальпаторно, путем прикладывания руки к нижней части грудной клетки. Частота дыхания исследуется в покое, до занятия, а затем — и пульс, в течение всего занятия.

После физических нагрузок частота дыхания достигает 30-60 дыханий в 1 мин, в зависимости от их характера и интенсивности нагрузки.

Сравнение сдвигов в частоте дыхания и длительности его восстановления с характером нагрузок позволяет в известной степени оценить воздействие нагрузок, функциональное состояние занимающегося, достаточность интервала отдыха и др.

Исследование измерений ЖЕЛ, МВЛ, мощности вдоха и выдоха (с помощью пневмотахометра) проводится в процессе тренировочного занятия, до и после него, а также до и после соревнования.

ЖЕЛ и МВЛ после легких занятий могут изменяться, повышаться или немного понижаться (ЖЕЛ на 100-200 мл, МВЛ на 2-4 л). Очень большие нагрузки могут вызвать снижение ЖЕЛ на 300-500 мл и МВЛ на 5-10 л.

Степень уменьшения ЖЕЛ и МВЛ, мощности вдоха и выдоха после отдельных упражнений на занятии и быстрота их восстановления в период отдыха характеризуют воздействие нагрузки и функциональное состояние занимающегося. Например, если до занятия мощность вдоха равнялась 5 л/с, а после него — 4 л/с, это свидетельствует о значительном утомлении под влиянием физических нагрузок.

Методы исследования нервной и нервно-мышечной систем занимают в ВПН значительное место, так как физические нагрузки, особенно спортивная тренировка и соревнования, предъявляют высокие требования к этим системам. Известно, что нерациональная тренировка нередко ведет к травмам и заболеваниям нервно-мышечного аппарата у спортсменов. В связи с этим при ВПН необходимо широко применять методы исследования, позволяющие оценивать воздействие нагрузок на эти системы. К простейшим из них относятся: исследования быстроты движений конечно­стей, силы и статической выносливости мышц, точности воспроизведения движений по амплитуде и силе при выключенном зрении, координационные пробы Ромберга и определение тремора.

Общее утомление, снижение лабильности мышц, возникающее после выполнения больших нагрузок, ведут к снижению быстроты движений, т. е. их количества за исследуемый промежуток времени. Например, если до тренировки спортсмен способен сделать 60-90 движений за 10 с, то после нее при выраженном утомлении — всего лишь 40-60 движений.

Исследование изменения силы мышц под влиянием физических нагрузок осуществляется с помощью динамометров (ручных и становых); статическая выносливость мышц кисти исследуется с помощью водного динамометра, а мышц живота — по времени удержания ног под прямым углом к телу в упоре на руках.

При большой нагрузке во время занятий (после отдельных упражнений) сила мышц кисти падает на 2-3 кг, мышц спины — на 5-15 кг, после соревнований или тяжелых трениро-вок — соответственно на 2-6 и 5-30 кг.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.