Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Управленческие решения в системе менеджмента





 

Принятие решения – сущность работы менеджера.

Управленческое решение – это формула действия (деятельности) исполнителей, по которой реализуется управляемый процесс.

Управленческое решение представляет собой разрешение противоречия, противопоставления сложившейся ситуации и цели управления, практическое решение проблемы в управляемой деятельности.

Принятие организационных решений – это процесс выявления и решения проблем, состоящий из двух определенных стадий:

1) выявление проблемы (диагностика, сбор информации);

2) решение проблемы (альтернативы, выбор пути и реализация).

Методология управленческого решения – это логическое основание действий по разработке и принятию управленческих решений. Методология включает: методы, подходы, принципы, приоритеты, ограничения, ориентиры и пр.

Принимая управленческое решение, всегда необходимо определить что, как, кому, когда и почему необходимо делать. Управленческое решение должно быть понятным для исполняющих решение по целям, ресурсам, средствам, способам и возможности реализации поступившего решения.

Выбор управленческого решения осуществляется на основе альтернатив.

Альтернативы – это противоречащие друг другу варианты возможных решений.

При выборе альтернатив применяются критерии.

Критерии – элементы, параметры или средства оценки управленческих решений, которые применяются на различных этапах процесса управления.

Выбор – это интеллектуально-мыслительный или эмоционально-чувственный акт признания доминирования в действиях одной из альтернатив и совершения действий в соответствии с этой доминантой.

Качество управленческого решения – это степень соответствия свойств управленческого решения совокупности объективно существующих требований к управленческой деятельности, реальным ценностям организации и общества. Качество решения отражает степень совершенства управленческой деятельности и организации управления.



Решение – это кульминация процесса управления. Принятие и реализация решения являются самым ответственным этапом в процессе управления. Решение аккумулирует всю сложность и противоречивость во взаимодействии управляющей и управляемой системы. После принятия управленческого решения оно, переходя в управляемую систему, принимается исполнителями.

Классификация управленческих решений:

1. По степени структурированности:

§ программируемые (высоко структурируемые);

§ непрограммируемые (слабо структурируемые).

2. По сфере управления или деятельности:

§ экономические;

§ социальные;

§ технические;

§ организационные и др.

3. По количеству целей:

§ моноцелевые;

§ многоцелевые.

4. По длительности действия:

§ оперативные;

§ тактические;

§ стратегические.

5. По способу принятия решения:

§ индивидуальные;

§ групповые.

6. По уровню принятия решения:

§ общеорганизационные;

§ частные (на уровне подразделений и отдельных работников).

7. По глубине воздействия на организацию:

§ одноуровневые;

§ многоуровненвые.

8. По направленности:

§ внутриорганизационные;

§ во внешнюю среду.

Методы разработки управленческих решений:

1. Методы индивидуальной работы:

§ метод расчетов – вычисление полезности альтернативных решений и выбор наиболее полезного варианта.

2. Методы групповой работы:

§ метод мозгового штурма.

Характеристики управленческих решений:

1. Целенаправленность решения – каждое решение должно быть определенным и понятным относительно цели управления;

2. Адресность управленческого решения – кому оно предназначено, какие звенья в системе управления являются объектом воздействия, кто реализует решения и отвечает за его реализацию?

3. Организационная четкость решения – оно изменяет организацию деятельности и не должно носить элементов дезорганизации.

4. Конкретность решения – расплывчатые, половинчатые решения, не отработанные по проблеме и ситуации, общие, типа усилить, умножить, обратить внимание и т.п., решения не могут быть эффективными.

5. Своевременность управленческого решения;

6. Полномочность управленческого решения – отражает восприятие его организацией (исполнителем, группой и пр.) с позиций исполнительства, важности, ответственности. Ведь решение принимает не только менеджер, но и персонал;

7. Исполнимость решения;

8. Контролируемость решения;

9. Наличие ресурсов (ресурсоемкость решения);

10. Определенность управленческого решения (Какие функции оно охватывает? Как «ложится» на функциональную структуру управления?);

11. Срок действия управленческого решения;

12. Система распределения ответственности по управленческому решению;

13. Технология разработки практического осуществления управленческого решения (насколько эта технология рациональна по критериям последовательности операций, экономии времени, использования методов и технических средств и т.д.);

14. Агрументация – раскрывает необходимость, полезность решения, показывает его своевременность и особенность;

15. Формулировка решения – отражает энергию деятельности, подход к проблеме, отношение к персоналу, т.к. решение – это психологический акт.

Факторы, влияющие на процесс принятия решений:

§ Личностные оценки руководителя – указывают на желательное направление при выборе между альтернативами действий; все управленческие решения построены на основе чьей-то системы ценностей;

§ Среда принятия решения (определенность (детерминированные решения), риск (результаты определенные или неопределенные), неопределенность (невозможно оценить вероятность потенциальных результатов);

§ Время и изменяющаяся среда;

§ Информационные ограничения (недоступность, дороговизна информации и ее обработки);

§ Поведенческие ограничения (восприятие серьезности проблемы, ограничений и альтернатив различается и разных людей, влияние личных пристрастий или лояльности по отношению к кому-либо);

§ Негативные последствия (учет их при принятии решения);

§ Взаимозависимость решений.

Пути принятия индивидуальных решений менеджерами:

1) рациональный подход;

2) ограниченно рациональный (при дефиците времени и недостатке ресурсов).

Рациональный подход:

1) Контроль среды;

2) Определение проблемы;

3) Уточнение цели решения;

4) Диагностика проблемы;

5) Разработка альтернативных решений;

6) Оценка альтернатив;

7) Выбор лучшей альтернативы;

8) Выполнение принятого решения.

Подходы и модели принятия решений:

1) Подход на основе теории управления (рациональный подход).

2) Модель Карнеги (ограниченно-рациональный подход к принятию индивидуальных решений – оргрешения принимаются многими менеджерами и на окончательные решения влияют их коалиции. Коалиция – союз нескольких менеджеров, договорившихся о целях и приоритетных проблемах организации. При этом принимаются не столько оптимальные, сколько удовлетворяющие и выполнимые решения. Удовлетворенность – организации принимают не те решения, которые обеспечивают наилучший результата, а те, что позволяют достичь каких либо целей одновременно. Менеджеры вовлечены в проблемно-ориентированный поиск – они ищут в окружающей обстановке решение, способное быстро нейтрализовать проблему. Процесс выбор по модели Карнеги: 1) Неопределенность; 2) Конфликт; 3) Формирование коалиций; 4) Поиск; 5) Реализация удовлетворяющего решения).

3) Модель инкрементального процесса принятия решений (Г.Минцберг – основной выбор организации состоит из серии маленьких выборов, которые в итоге приводят к целостному решению. Организации движутся от решения к решению и могут на этом пути сталкиваться с препятствиями – с прерыванием решения. Эти петли, циклы – один из способов, с помощью которого организация может понять, какая альтернатива будет работать. Модель: 1) Фаза идентификации (осознание, диагностирование); 2) Фаза разработки (поиск альтернатив, проектирование решения новой проблемы); 3) Фаза выбора (три способа: авторитетное высказывание, переговоры; санкционирование); 4) Динамические факторы (внешнее прерывание, прерывание вследствие появления новых вариантов, внутреннее прерывание)).

4) Модель мусорной корзины (М.Коэн, Д.Марч, Й.Олсен) – организованная анархия – условия крайней неопределенности. Признаки органархии: проблематичность предпочтений; неясная, плохо понятая технология; текучесть. Модель МК складывается из потоков событий: 1) Проблемы; 2) Потенциальные решения; 3) Участники; 4) Возможности выбора. Общая схема принятий решений носит случайный характер. Организация – это мусорная корзина, где все потоки перемешиваются. Когда проблема, решение и участник случайно соединятся в одной точке, решение может быть принято и проблема разрешена. Но если решение не подходит проблеме, этого не случится. Эти процессы могут повлиять на решение проблемы 4 способами: 1) Решения могут быть предложены даже в отсутствие проблем; 2) Выбор может быть сделан без решения проблемы; 3) Проблемы могут оставаться нерешенными; 4) Некоторые проблемы решаются.

5) Модель ситуационных рамок при принятии решений: достижение консенсуса по проблеме и специальные знания, необходимые для ее решения.

 

Моделирование ситуаций

Модель – это представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самого объекта или системы.

Главная особенность модели – упрощение реальной ситуации или системы.

Необходимость моделирования обусловлена тем, что многие организационные ситуации сложны, возможности проведения экспериментов в реальной жизни редки, а также тем, что руководство ориентируется на будущее (это единственный способ увидеть будущее).

Классы моделей:

§ Физические – увеличенная или уменьшенная копия объекта или системы (копия самолета);

§ Аналоговая модель – ведет себя как реальный объект, но не выглядит таковой;

§ Математическая модель – описание свойств объекта или системы с помощью математических символов.

Построение модели:

1. Постановка задачи (определение проблемы, ее симптомов и причин);

2. Построение модели (определение главной цели модели – какие выходные данные надо получить, чтобы помочь руководству решить стоящую перед ним проблему; какая информация нужна для построения модели; оценить расходы на создание модели и реакцию людей, которые будут ее использовать);

3. Проверка на достоверность (надо определить степень соответствия модели реальному явлению, все ли факторы и ограничения были учтены, насколько моделирование помогает решить проблему);

4. Применение модели;

5. Обновления модели.

Проблемы моделирования:

§ Информационные ограничения (точность информации о проблеме);

§ Страх пользователей,

Теория игр – это теория математических моделей принятия решений в условиях конфликта и неопределенности.

Типы моделей:

  • Матричные игры – платежная матрица или матрица решений;
  • Модели теории массового обслуживания – теории очередей – используются для определения оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребности в них;
  • Модели управления запасами используются для определения времени размещения заказов на ресурсы и их количества, объема готовой продукции на складах;
  • Линейное программирование используется при составлении оптимального по прибыли плана производства, выборе структуры инвестиций, составлении расписаний, разработке маршрутов перевозок;
  • Имитационное моделирование – имитация ожидаемого прироста производительности и прибыли в результате применения новой технологии или изменения состава рабочей силы и др.;
  • Модели системного анализа (дерево анализа проблемы, дерево целей, дерево решений;
  • Экономический анализ.

 

Тема 4.6. Факторы эффективности менеджмента

Вопросы:

  1. Понятие эффективности управления. Факторы, влияющие на эффективность управления.
  2. Управление эффективностью. Методы оценки эффективности управления. Модели эффективного менеджмента.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.