Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Внеклассная работа по музыкальному воспитанию школьников





Наряду с основной формой музыкального воспитания школьников (уроком) существует внеклассная работа по музыкальному воспитанию. Разнообразие форм ее организации обусловлено творческой инициативой учителя музыки, организатора внеклассной работы школы, отношением администрации.

1. Задачи внеклассной работы по музыке.

Участие во внеклассной работе открывает перед школьниками возможность углубленно заниматься тем, что их влечет, а отсюда – более интенсивное развитие любви и интереса к музыке вообще, получение новых знаний и умений. Дети могут на личном опыте убедиться, что школьные уроки музыки тесно связаны с жизнью, так как полученные ими на уроках музыки знания, умения и навыки активно востребуются и во внеклассное время. Учитель в процессе внеклассных занятий имеет возможность еще более приобщить заинтересованных детей к музыке, систематически формировать их творческую активность.

Организуя внеклассную работу по музыке, педагог должен следующее:

- все виды внеклассных музыкальных занятий должны быть направлены на нравственно-эстетическое воспитание школьников, формирование их музыкальных вкусов и интересов:

- широкое использование методов должно способствовать пробуждению художественных потребностей, развитию художественного воображения, музыкальных, творческих способностей учащихся;

- необходимо воспитывать у школьников интерес к просветительской работе, стремление пропагандировать музыкальную культуру;

- Успех всей разнообразной работы по музыкальному воспитанию во многом определяется тем, насколько ребята овладевают различными видами музыкальной деятельности и испытывают потребность в ней; - в каждом конкретном случае нужно учитывать и то, что на формирование интересов и вкусов ребят большое влияние оказывают средства массовой информации, сверстники, семья.



Внеклассная музыкально-воспитательная работа проводится в двух основных направлениях: кружковые формы и массовые формы.

2. Кружковые формы.

Сюда относятся: хоровые, вокальные, оркестровые, танцевальные, инструментальные, вокально-инструментальные, фольклорные и другие кружки. Сюда же относится музыкальный театр.

Вступление в тот или иной кружок обусловлено, главным образом, желанием участников. Вместе с тем, требуется и определенный уровень развития соответствующих музыкальных способностей, который, конечно, ниже, чем в специальных музыкальных школах и студиях.

Практика показывает, что у каждого нормального здорового ребенка при его интересе к занятиям можно развить все музыкальные способности, включая и певческий голос, и чувство ритма, и даже музыкальный слух.

Хоровые кружки объединяют учащихся по возрастам: младших школьников (1-4 классы), учеников среднего школьного возраста и учащихся старших классов (9-11). Большое воспитательное значение имеет создание общешкольного хора, объединяющего все коллективы для исполнения заранее намеченного произведения.

В хоре участвуют, как правило, от 25 до 80 человек. Продолжительность занятия зависит от возраста участников (от 45 до 90 минут). Каждое занятие планируется, при этом педагог старается сделать его интересным и разнообразным.

Большое значение имеет знание учителем физиологических особенностей формирования голосового аппарата детей. Тщательного подбора требует и репертуар для занятий.

Кружки обучения игре на музыкальных инструментах. Занятия проводятся индивидуально, что способствует активному развитию музыкальных способностей, воспитывает музыкальный вкус и интерес к музыке. Главное, чтобы такие занятия не сводились лишь к техническому освоению определенного репертуара и овладению суммой навыков. Важным фактором является организация концертных выступлений участников кружка.

Детский фольклорный ансамбль. Его создание требует от учителя знания народного творчества, богатства его жанров и региональных особенностей.

Уже в 7 лет дети с удовольствием исполняют попевки, потешки, прибаутки. В репертуар ансамбля входят доступные детям народные песни, характерные для того или иного региона, а также авторские сочинения, воплощающие в себе яркие народные традиции. Они должны быть доступны для детского исполнения, понятны по содержанию, вызывать интерес. Большую роль для заинтересованности детей фольклором играют, например, специально подготовленные (возможно и своими руками) народные костюмы, а также простейшие музыкальные инструменты (ложки, трещетки и т.п.).

Школьный оркестр или ансамбль народных инструментов. К сожалению, таких коллективов существует мало, но опыт показывает, что они способны играть важную роль в пропаганде музыкальной культуры. Благодаря конструктивным особенностям русских народных инструментов, возможно довольно быстрое их освоение и при этом активное развитие музыкальных способностей учащихся. Даже люди с ограниченными музыкальными данными могут вполне успешно играть на музыкальном инструменте. Обучение участников проходит в подготовительной группе. При распределении на инструменты необходимо учитывать физические и музыкальные данные каждого ученика, ну и конечно желание.

Вокально-инструментальный ансамбль. Это самый популярный среди детей и подростков кружок, так как у них ярко выражено стремление и желание следовать моде и утверждаться через это в среде сверстников. Кроме того, популярная музыка доступна для восприятия и привлекает своей внешней простотой и яркостью. Участников такого ансамбля часто увлекает сам процесс игры, а не художественные достоинства произведений, что отрицательно сказывается на формировании вкуса, а интересы ограничиваются лишь подражанием популярным рок-группам. Вместе с тем интерес к современной легкой музыке можно использовать и для приобщения подростков к музыкальной культуре. Для этого в их репертуар включают народные песни, инструментальные пьесы, иногда переложения классических произведений. Таким образом, приобщение к лучшим образцам музыкального искусства оказывает на подростков воспитательное воздействие (особенно на «трудных»), а решение образовательных задач способствует их духовному росту.

Школьный музыкальный театр. В его работу можно привлечь широкий круг учащихся, имеющих различные интересы, так как для постановки оперного спектакля требуются солисты, хор, танцевальные группы, участники массовых сцен, художники, декораторы, осветители, гримеры и костюмеры. Каждый участник в постановке спектакля, занимаясь любимым делом, вместе с тем приобщается и к музыкальному искусству.

Руководителю театра необходимо тщательно продумать репертуар, а также то, как преподнести произведение детям (увлекательный рассказ о содержании, истории создания, авторах, а после прослушивания – беседа о музыкальных характеристиках героев). Идею оперы могут помочь понять анализ средств музыкальной выразительности, запоминание главных мелодий. Подбор исполнителей и дублеров должен сопровождаться обсуждением в коллективе, сопровождаться пояснениями со стороны руководителя. Подбор костюмов и декораций может осуществляться на основе конкурса эскизов, разработанных детьми. К их изготовлению можно привлечь родителей, старших школьников. Далее каждый номер репетируется отдельно, уже затем проводятся репетиции в целом. Заключительный этап – подготовка красочных афиш.

Очень важно, что участие в оперных спектаклях развивает творческие способности ребят, их фантазию, воображение. Такой театр может стать центром широкой и действенной воспитательной работы средствами искусства. В нем постепенно формируется постоянный состав, который пополняется новыми членами. К участию в спектакле возможно привлекать школьников из других кружков.

Таким образом, музыкальные кружки создают большие возможности для проявления склонностей, развития музыкальных, творческих способностей учащихся. Расширяя рамки урока, они имеют важное значение в воспитании интересов и вкусов школьников.

3. Массовые формы внеклассной работы по музыкальному воспитанию

Главная задача таких форм – охват наибольшего количества (массы) детей. Проведение массовых мероприятий не требует от школьников каких-либо способностей, знаний, умений, навыков. Под массовыми мероприятиями понимаются те, которые проводятся без индивидуальной проверки музыкальных данных, уровня музыкального развития детей. Эти мероприятия эпизодичны, не предусматривают планомерного музыкального обучения. Достаточно лишь желания и интереса учащихся. А создание такого интереса – центральная задача для педагога-организатора.

К массовым формам музыкального внеклассного воспитания относятся: лекции-концерты для школьников, коллективные посещения музыкальных спектаклей и концертов, музыкальные праздники, карнавалы, конкурсы, смотры, викторины и т.п.

Выполняя музыкально-просветительские функции, названные мероприятия в то же время способствуют выявлению детей, имеющих специальные музыкальные данные, пробуждают или углубляют их музыкально-эстетические чувства, потребности.

Тематика школьных праздников может быть самой разнообразной, но особое значение приобретают праздники, посвященные знаменательным датам. Музыка в сочетании с другими видами искусства может оказать на всех участников праздника огромное воздействие и способствовать формированию нравственно-эстетических чувств, взглядов, убеждений.

В школе могут проводиться и праздники, основанные только на музыкальном искусстве. Например, они могут быть посвящены песне, творчеству одного композитора, народной музыке, событиям музыкальной жизни страны и т.д.

Праздник должен доставлять участникам радость, объединять их, сплачивать единым чувством, переживанием, и обязательно давать возможность каждому участнику проявить свои способности и творческую инициативу.

Тематические и комплексные занятия. Это форма активного отдыха ребят в группе продленного дня (или классного часа), которая способствует формированию их интересов и вкусов.

На таких занятиях учащиеся знакомятся с музыкальными жанрами, творчеством композиторов, музыкальными исполнителями и т.д. Темы занятий могут быть самыми разными. Например, «Детский альбом П.И. Чайковского», «Вечер фольклора», «Русские народные инструменты», «Твой любимый композитор», «Музыка любимых мультфильмов», «Вечер музыкальной сказки» и мн.др. Такие занятия могут включать разные виды деятельности (слушание музыки, пение, игру на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения).

Комплексные занятия объединяют различные виды искусства – музыка, изобразительное искусство, литературу, которые связываются в сценарии единой темой. Главной же задачей таких занятий является воспитание нравственных чувств, которая решается посредством активизации инициативы и творческих способностей школьников. Насыщенность занятии впечатлениями и творческими заданиями стимулирует интерес ребят, усиливает их переживания, обогащает художественное восприятие.

Тема 10.: Планирование как творчество учителя

1. Виды планирования процесса музыкального воспитания

В связи с тем, что учебного времени на музыку в школе отводится мало, учитель должен беречь и эффективно использовать каждую минуту. Ведь музыкально-слуховой опыт, навыки восприятия и исполнения музыки накапливаются постепенно. Добиться наибольшей результативности в этом помогает верное планирование уроков, внеклассной работы. План обеспечивает перспективу, уточнение того, что и когда дать детям, что должно составить основу, а что является дополнительным.

В зависимости от срока (объема времени), на который рассчитан план, он называется «годичный», «четвертной», «поурочный».

В годичном плане формулируются главные цели движения от класса к классу и определяется «модель» ученика, завершающего обучение на этом этапе или заканчивающего обучение вообще. Внимание учителя при составлении годичного плана акцентируется на решении главных задач года обучения.

Установив цели года, учитель определяет содержание и средства его доведения до учащихся за более короткие сроки – учебные четверти. Его содержание (как и годичного плана) обычно намечено в программе, где указаны знания и навыки, которые необходимо дать детям за этот срок, определен и музыкальный материал. Исходя из четвертного плана, педагог разрабатывает поурочные планы, примерное содержание которого тоже чаще всего представлено в программах. Однако это не значит, что поурочный план не требует творческого подхода, учета конкретных условий работы и уровня музыкального развития детей. Четвертной план несет, пожалуй, основу рабочую нагрузку. Именно в нем намечается система уроков, которая обеспечивает выполнение задач каждой четверти и в конечном итоге – целого учебного года.

В четвертных планах для каждого класса одной параллели могут быть существенные различия, которые возникают из-за особенностей класса, его «белых пятен». Изменения могут быть связаны с музыкальным материалом, сроками его освоения, но основные задачи должны совпадать.

Большое значение имеет поурочный план, где намечаются цель и задачи урока, его структура, музыкальный материал, ход урока, оборудование и наглядность, время на каждый вид деятельности. При этом урок должен обеспечивать целостное развертывание его темы, не состоять из малосвязанных частей.

Н.Л. Гродзенская проводила свои уроки очень свободно, но считала, что план необходим, так как помогает предусмотреть все содержание урока, точно его представить. Она считала также, что определение времени на каждый конкретный отрезок урока является достаточно условным. Точность выполнения плана зависит от сочетания разных объективных и субъективных моментов (состояние класса, учителя, индивидуальных особенностей учащихся, разнообразные непредвиденные моменты и т.д.).

Внеклассная работа также требует тщательного планирования. План помогает избежать спешки, неорганизованности в работе. Заранее зная, что, когда, кем будет выполняться работа, какое участие примут ученики в организации внеклассных мероприятиях, в чем могут проявить инициативу. Сопоставление ежегодных планов музыкальных мероприятий позволяет сделать выводы о совершенствовании этой области воспитания.

2. Поурочное планирование

Приступая к поурочному планированию, учитель музыки в плане-конспекте:

- определить цель урока;

- отобрать необходимый и достаточный музыкальный материал с учетом темы, цели урока и в соответствии с принципом целостности;

- структурировать последовательность различных видов деятельности детей;

- определить объем времени для каждого этапа (раздела) урока;

- сформулировать комплекс задач к каждому этапу (разделу) урока;

- подобрать адекватные теме, целям, задачам методы, приемы работы;

- продумать ход урока, прогнозируя возможные ответы детей в проблемных ситуациях и т.д.

Известно, что процесс планирование проходит три этапа: анализ – прогноз – план. Для анализа ситуации, в которой будет проходить урок, необходимо учесть ряд факторов, которые способны повлиять на эффективность урока. Выявив таковые, необходимо запланировать урок таким образом, чтобы учесть их. К таким факторам могут быть отнесены:

- ведущие мотивы, интерес детей к предмету;

- насколько тема предстоящего урока может заинтересовать детей;

- степень развития музыкального восприятия школьников, их музыкальных способностей;

- сформированность «умения учиться» (заниматься на уроках музыки);

- работоспособность класса в связи с: днем недели, порядковым расположением урока, с предыдущим уроком, с расположением в структуре четверти (начало, середина, конец;

- реальность освоения всего объема работы конкретным классом;

- характер внимания детей;

- дисциплинированность;

- жизненный опыт школьников;

-активность детей;

- развитость творческих способностей и умений;

- уровень знаний, умений, навыков;

- музыкальные предпочтения;

- реальные возможности учителя;

- наличие оборудования, методических пособий и т.д.

Оформляться план может по-разному. Это может быть развернутый план-конспект, или опорный конспект. Сама схема плана может быть вариативной. Однако в любом случае план должен отражать все основные составляющие урока (тема, цель, задачи, музыкальный материал, оборудование, время, конкретные методы и приемы работы).

3. Структурные модели уроков музыки

Урок музыки – урок искусства, а профессиональная деятельность учителя музыки и учебная деятельность школьников – деятельность художественно-творческая. Следовательно, урок должен строиться по законам художественного творчества. При этом особое внимание следует уделить конструированию и общению.

Урок-образ является ведущим типом любого урока музыки, который при этом может одновременно быть уроком творчества, коллекцией, путешествием, исследованием, кроссвордом, концертом, введения в тему, углубления темы и др.

В контексте сценарно-драматургического метода (Н.А. Рыбакова) любой урок музыки должен рассматриваться как развертывание определенного художественного образа, имеющего соответствующие сценарий и драматургию.

Для того чтобы создать сценарий урока-образа, на наш взгляд, необходимо исходить из представлений о художественном образе, каждый из структурных элементов которого по-своему отражается в логике разработки урока.

Художественный образ состоит из содержания (тема, идея, оценка автора) и формы (композиционное построение, комплекс выразительных средств). Тема соотносится с темой урока, идея равна ведущей его цели как определенному стержню урока, его основной художественно-педагогической идее. Наиболее «индивидуальный» компонент – оценка автора. В плане создания сценария урока, автором которого является учитель, она означает его собственное ценностное отношение к содержанию урока в целом, которое непосредственно отражает личностные художественно-творческие ценности педагога.

Тема, идея и оценка автора (учителя) составляют неделимую основу для создания сценария урока, которая требует соответствующих адекватных средств и способов воплощения, то есть определенной формы.

В первую очередь, это композиционное построение, своего рода структурная модель урока,. Поскольку урок музыки развертывается как развивающийся художественный образ, его построение должно быть аналогично какой-либо форме музыкального или литературного произведения. В зависимости от содержания урока, педагог может избрать одночастную, двухчастную, трехчастную форму, форму рондо, вариаций или сонатного аллегро, между частями которой устанавливаются логические и художественно-смысловые связи.

Кроме того, в основу построения сценария может быть положена структура литературного произведения, включающая последовательность таких основных частей как пролог, завязка, кульминация, развязка, эпилог.

Тема 5.1.2.:









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.