Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Экологическое воспитание на уроках биологии по разделу «Зоология»





Билет 11 Проблемное обучение на уроках биологииОдним из наиболее перспективных направлений развития творч. способностей уч-ся явл-ся проблемное обуч-е. Проблем. обуч-м м.назвать обуч-е рещ-ю нестандарт. задач, в ходе к-х уч-ся усваивает новые знания, умения и навыки. Если тренировочные задачи и задания предлагаются уч-ся для закрепления знаний и отработки умений, то проблем. задачи – всегда поиск нов. способа реш-я. В практике обуч-я проблем. ситуация зачастую возникает стихийно. Реш-е проблем требует включения творч. мышл-я. Репродуктивные процессы, связанные с воспроизводством усвоенных шаблонов, в проблем. обуч-ии просто не эффективны. Начав якобы с нерешенной задачи,уч-ль создает проблем. ситуацию, формир-я у уч-ся мотивацию для овладения знанием. В традиционном обучении сущ. 2 группы мотиваций: 1) непосредственно побуждающие мотивы; 2) перспективно побуждающие мотивы. В проблемном обуч-ии формир-ся 3) группа мотивов – познавательно-побуждающие мотивыбескорыстногопоиска истины и получения знаний. Интерес к обуч-ю возникает в связи с проблемой и развертывается в процессе умств. труда. Проблемный метод предполагает след. шаги: проблемная ситуация → проблемная задача → модель поиска решения → решение.

При определении стр-ры урока возникает вопрос о проблемном построении урока. Постановка проблемы в начале урока не только заинтересовывает учащихся, но и актив-т мысль уч-ся. Психологи счи­тают проблему началом развития мысли.

Проблемно м.б. построен урок или даже часть его: рассказ уч-ля, беседа, демонстрация, практич.работа. Поэтому нельзя говорить о проблемном методе, так как каждый метод м.б. проблемным, каждая форма учебной работы может быть построена проблемно. И в данном случае м. говорить о проблем. построении урока и темы. Физиологический или экол. материал уже позволяет ставить проблему, треб-щую более длит. изучения, на­блюдений, эксперимента и умозаключений. Н/р: «Может ли раст-е жить без почвы?», (Опыты с водными культурами и гидропоникой).



Проблемное построение знакомит сначала с функцией, а затем с формой, что имеет не только научное, но и педагогическое обоснование. На 1-м уроке по теме ставится осн. пробле­ма, к-я будет pacкрыта в процессе прохождения всей темы, указываются осн. вопросы ее сод-я, устанавливают­ся связи с пройденными и послед.темами. Очень важно, чтобы уроки по теме получили в сознании уч-ся глубокую внутреннюю связь.

Каждый ученик д. понимать, какая биол. проблема раскрывается всей темой и какие частные проблемы - темы отдельных уроков - решаются. Вот почему важно в на­чале первого урока каждой новой темы выдвинуть осн. проблему и в дальнейшем подчинить ей и связать с ней более частные проблемы, а также сопутствующие им практические работы, демонстрации и т. п. Связь уроков в теме реш-м глав. проблемы придает им хар-р системы.

Если на 1-м уроке перед уч-ся ставится главный вопрос темы, то на закл-м на эти вопросы даются обобщающие ответы. Межпредметные связи в обучении биологии

Уч-лю биологии необх.учит-ть то, что знают уч-ся по другим предметам, чтобы мобилизовать их знания для расширения биологичесикх понятий и для более уверенной опоры на предварительно изученные вопросы из др.дисциплин, помогающие пониманию биологии. Так в преподавании ботаники полезно привлечь знания уч-ся из географии, в кот-ой они более полно изуч-т типы почв, морские водоросли и большое кол-во растений тропиков, пустынь. М/п связи могут устанавливаться как по горизонтали с предметами, изучаемыми одновременно в данном классе, так и по вертикали в плане преемственности с ранее пройденным в предыдущих классах. Так, для ботаники много дает изучение курса природоведения не только по содержанию, но и по преобретенным уч-мися умениям. В дан.случае вертикальную связь ботаники с неживой природой можно рассматривать, особенно если ее преподает уч-ль биологии, как внутрипредметную. Связи школьной биологии с физикой и химией очень отчетливо выявляются в анатомии, физиологии и гигиене чел. Могут быть весьма значительными связи анатомии, физиологии и гигиене чел. с физич.культурой. Так, в рез. общего обзора скелета и мышц человека уч-ся получают необходимые для занятий физ.культурой знания о топографии мышц, костей и суставов. Готовность уч-ся к изучению общ.биологии определяется минимумом знаний по физике, хим, полученных к 10 классу. Очень нужны м/п связи при ознакомлении уч-ся с перспективами развития биологической науки и внедрением ее достижений в различные отрасли хозяйства. М/п связи общ.биологии обнаруживаются и спредметами гуманитарного цикла. Запас знаний уч-ся по истории помогает им разобраться в причинах возникновения различных научных теорий в определенных исторических условиях. Совокупность функций м/п связей реализуется в проц.обуч-я при осущ-и многообразия их видов. Различают 2 гр. м/п связей: 1) внутрицикловые ( физ., хим., биол., географ.) 2) межцикловые ( связь с гумм.предметами – ист., лит-ра, физ-ра). Виды м/п связей дел-ся на гр., исходя из осн. комп-ов обучения: содержание, методы, формы орг.уч.процесса. 1. содержательно- информативный 2. Организационно-методический. Сод.-инф. дел-ся на фактические, понятийные, теоретические. Фактические – установление сходства фактов и исп-е общих фактов из-мых в курсах физ., хим., биол., геогр. Понятийные – расширение и углубление признаков предметных понятий и формир-е понятий общих для родственных предметов. Эти понятия шир. исп. при изучении биол.процессов. при этом они углубляются, конкретизируются на биол. мат-ле и приобретают обобщенный, научный хар-р. Каждая сист. научных понятий должна формироваться путем раскрытия связей м/у единичным, особенным и всеобщим, а это требует усиления внутрипред-х и м/п связей. Теоретич-е – развитие осн. положений общенаучных теорий и законов, изучаемых на уроках по родственным предметам с целью усвоения уч-ся целостной теории. Философские – обобщение общебиол-х, спец-ных и прикладных понятии с позиции философских категорий и законов.титул.

 

Билет 12 Различные варианты проблемного построения уроков. Виды учебных проблем по содержанию понятийПри определении стр-ры урока возникает вопрос о проблемном построении урока. Постановка проблемы в начале урока не только заинтересовывает учащихся, но и актив-т мысль уч-ся. Психологи счи­тают проблему началом развития мысли.

Проблемно м.б. построен урок или даже часть его: рассказ уч-ля, беседа, демонстрация, практич.работа. Поэтому нельзя говорить о проблемном методе, так как каждый метод м.б. проблемным, каждая форма учебной работы может быть построена проблемно. И в данном случае м. говорить о проблем. построении урока и темы. Физиологический или экол. материал уже позволяет ставить проблему, треб-щую более длит. изучения, на­блюдений, эксперимента и умозаключений. Н/р: «Может ли раст-е жить без почвы?», (Опыты с водными культурами и гидропоникой).

Проблемное построение знакомит сначала с функцией, а затем с формой, что имеет не только научное, но и педагогическое обоснование. На 1-м уроке по теме ставится осн. пробле­ма, к-я будет pacкрыта в процессе прохождения всей темы, указываются осн. вопросы ее сод-я, устанавливают­ся связи с пройденными и послед.темами. Очень важно, чтобы уроки по теме получили в сознании уч-ся глубокую внутреннюю связь.

Каждый ученик д. понимать, какая биол. проблема раскрывается всей темой и какие частные проблемы - темы отдельных уроков - решаются. Вот почему важно в на­чале первого урока каждой новой темы выдвинуть осн. проблему и в дальнейшем подчинить ей и связать с ней более частные проблемы, а также сопутствующие им практические работы, демонстрации и т. п. Связь уроков в теме реш-м глав. проблемы придает им хар-р системы.

Если на 1-м уроке перед уч-ся ставится главный вопрос темы, то на закл-м на эти вопросы даются обобщающие ответы. Место и значения экскурсий в обучении биологииЭкскурсия - форма учебно-воспитательной работы с классом или группой уч-ся, проводимая вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя и по темам, связанным с программой. Экскурсии входят в систему уроков по ряду тем, изучаемых в основном весной и осенью в курсах ботаники, зоологии и общей биологии. Содержание эк. имеет непосредственную связь с пройденным на предшествующих уроках мат-лом, и в то же время полученные представления, результаты наблюдений и собранное в природе используются на многих последующих уроках. Учитель заранее в годовом плане определяет сроки проведения экскурсий, а на соответствующих уроках перед намеченной эк.создает для уч-ся ситуацию необходимости ознакомления с изученными явлениями в самой природе. При этом выделяются вопросы, кот.нужно выяснить в природе, даются задания для повторения и предварительного ознакомления с мат-лом в плане подготовки к экскурсии. Учитель предусматривает и обратную связь с экскурсией после ее проведения. Эк.им.большое познавательное и воспитывающее значение. На эк.ранее полученные понятия об отдельных организмах и явлениях сливаются в более широкое понятие о природе. при этом многие понятия практикуются в узнавании изученных объектов, в объяснении увиденного явления. Непосредственное соприкосновение с природой, познание его явлений не только дают уч-мся конкретные, правильные биологические понятия, но им.и большое воспитательное значение. Методы проведения эк.приучают уч-ся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, устанавливать связи явлений, находить нужные объекты. На эк.собирается мат-л, используемый в дальнейшем на уроках, внеур. и внекл. занятиях.

Подготовка. Д.б.план проведения. На уроке, предшествующем экскурсии, устанавливается необходимая связь с содержанием изучаемой темы, ставятся вопросы, которые возможно разрешить только на экскурсии, распределяются задания для наблюдений и сборов. На экс.прим.различные методы: рассказ, беседа, демонстрация, самостоят.практические работы по заданиям. Значение им.подготовка уч-ся к эк. Необходимо предусмотреть снаряжение. Главное – познавательная подготовка уч-ся В классе уч-ль делает вступление на тему эк., распределяет уч-ся на группы и вручает им задания, отметив вопросы, кот.нуждаются в предварительной доп.работе по лит-ре. Соответственно месту и объектам изучения уч-ль определяет стр-ру, методы проведения эк.и состовляет план-маршрут к ней. Во время эк. уч-ся записвают места остановок, названия растений и рез-ты наблюдений. После собранный мат-л обрабатывается по группам в виде отчетной таблицы. Проведение. Следует учитывать общие методические положения. введением уточняют место и время наблюдений и затем сбора мат-ла. Сущ.частью экскурсии следует считать непосредственное общение с природой – самостоятельные наблюдения каждого уч-ся. В заданиях для самостоятельных наблюдений следует требовать измерений и определений, а также описаний, зарисовок и сбора живого мат-ла.

Билет 13 Классификация методов обучения. Выбор методовМетоды обуч-я принято сгруппировывать по наиболее существенным признакам, т.е. по тому, что лежит в основе: 1) источник, из к-го уч-ся черпают знания; 2) хар-р д/ти уч-ля; 3) хар-р д/ти обуч-х. Клас-я методов обучения: 1.Источник знаний – словесные, наглядные, практические; 2.этап обуч-я – подготовка к изуч-ю нового; изуч-е нового; конкретизация и углубление; приобретение навыков и умений; контроля и оценки; 3.хар-р д/ти уч-ля – объясн-е уч-ля или орг-я самост.работы уч-ся; 4.логика обуч-я – индуктивные; дедуктивные; аналитические; синтетические; 5.дидак.цели (по Бабанскому) – орг-я д/ти; стимул-я и релаксации; контроля и оценки; 6.хар-р д/ти обуч-х (по Лернеру, Скаткину) – объяснительно-иллюстративные;репродуктивные; проблемного изложения; частино поисковые; исследовательские.

Выбор не может быть случайным произвольным. Должен производиться при двух важнейших педагогических требований: соотв.учебному мат-лу, возрастной психике детей. В зависимости от имеющегося в школе оборудования вносятся поправки в первоначально произведенный выбор методов. Однако оборудование нельзя считать решающим моментом при выборе методов. Признание при выборе методов решающей роли за содержанием сообщает перспективу работе учителя, побуждает его реорганизовать материальную базу преподавания. н/р: при ответах уч-ся на обобщающих тему уроках, при повторении и закреплении знаний по всему мат-лу курса ботаники исп.живые растения, гербарии, таблицы, рис., кинофильмы. В курсе ботаники требуется преимущественное прим.практических и наглядных методов. В «Зоологии» требуется практический метод. Возрастные особенности психологии детей, изучающих ботанику, требуют применения на одном уроке многообразных методов. Для детей этого возраста хар-на большая эмоц-ть, неустойчивость внимания, настроения. При выборе принимают во внимание особенности изучаемых объектов.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.