Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Экологическое воспитание на уроках биологии по курсу «Общая биология»





Билет 17 Урок – основная форма организации учебного процесса. Задачи урокаУрок - основная форма организации учебно-воспитательной работы уч-ля с классом – постоянным, однородным по возрасту и подготовке коллективом детей – по гос. программе, твердому расписанию и в школ.помещении.

На уроках биологии уч-ся под руководством уч-ля систематически и последовательно соответственно гос. программе приобретают теоретич. Занния и практич.умения и навыки, а также элементы всестороннего развития личности. На уроках заклад-ся фундамент мировоззрения молодого поколения. Основной учеб. мат-л изучается на уроке, с ним свя­заны другие формы преподавания биологии. На уроке выявляется необходимость проведения экскурсий, постановки опытов и наблюдений в живом уголке, проведения внеклас.чтения; используются рез-ты всех форм работы с уч-ся. Именно на уроке решаются основные задачи обучения и воспитания. Содержание его должно отвечать требованиям науч-ти и доступ-ти, иметь идейную направ-ть ­ и способствовать воспитанию у уч-ся ­мировоззрения. Большое внимание учль уделяет определению объема учебного материала. Изуч-е нов.мат-ла идет в органической связи с пройденным. Этим достиг-ся планомерное и послед-е развитие биол. понятий. На уроках под руководством уч-ля учащиеся переходят от познания единичных фактов к их обобщению, к сущности явле­ний, другими словами, учатся логически мыслить. Вместе с тем учитель при выборе методов проведения урока предусматривает постепенно растущую из темы в тему, из клас­са в класс степень самостоятельности уч-ся.

Урок как осн.единица уч.процесса выполяет все его функции: 1)образовательная; 2)развивающая; 3) воспит-я. В соответствии с этим при разработке урока непременно обозначаются задачи урока. 1)Обр-я задача: ознакомл-е уч-ся с основами биол.науки, с закон-тями живприроды, усвоение систем знаний о стр-ии и ж/д-ти жив. Организмов, об их индивид. И историч.развитии, о взаимосвязях организма со средой обит-я, практич-м значении биологии, формир-е познават.и практич.умений и навыков, формир-е и развитие биол.понятий.



2)Развив.задача: развитие логич-го мышл-я, умение проводить анализ, синтез, срав-е биол.объектов, опр-е их систематич-кой принадлежности, обощение знаний о биол.объектах, развитие связной речи и умения последовательно излаг. мат-л, влад-е науч.термин-гией, разв-е любозн-ти, акт-ти, самост-ти и творч.способ-тей.

3)Воспит.задача: формир-е науч.мировоззр. при изуч-ии объектов жив.природы и д/ти чел-ка, политех-е обр-е и труд-е воспит-е, усвоение практич.умений и навыков по выращив-ю раст. и уходу за жив-ми, любовь к природе и ее охране, осущ-е нравтств. и эстетич. воспит-я.

Применение методов обучения для закрепления, повторения и проверки знаний учащихсяВ процессе изучения курса уч-ль систематически повторяет с уч-ся пройденное. Это дает ему возможность создать прочную базу для изучения нов. мат-ла, проследить за ходом формирования осн. понятий, закрепить усвоенное и установить новые связи м/у явлениями. В процессе повторения изучаемые объекты и явл-я рассм-ся в новых связях, что способствует более глубокому их осмыслению, дальнейшей систематизации и обобщению знаний. Систематическое повторение должно включать и новые задания, упражнения, вопросы, тесно связанные с использованием различных наглядных пособий. Однако при этом следует обращать внимание на выявление осн. свойств изучаемого объекта, его связей с др. извест. объектами. Поэтому обычно исп-т только те наглядные пособия, к-е позволяют провести эту работу. При работе с диафильмом показывают отдельные кадры или
фрагменты, к-е способствуют повторению наиболее важных вопросов. Повтор-е текущего мат-ла обычно организуют на каждом уроке в процессе проверки ДЗ, при опросе. На уроках обобщения повторение проводится целенаправленно для углубления и систематизации изуч-го мат-ла. Поэтому для организации такого урока
необходимо заранее сообщить учащимся вопросы, к-е будут разобраны на уроке, и дать задания по повторению учеб. мат-ла. При повторении следует использовать непосредственные наблюдения уч-ся, рез-ты, к-е они получили при проведении опытов, сведения из прочитанной ими доп. лит-ры по данной теме. Задача уч-ля - закрепить на уроке не только знания, приобретенные ранее, но повторить новый, только что изученный мат-л. Закрепление не ограничивается пересказом увиденного или услышанного на уроке, а м. сопровождаться зарисовкой схем, пояснением опытов, демонстрируемых в классе. Повторение м.б. организовано и в виде практической работы. Обычно ее следует предусмотреть в конце изучения темы или раздела. В этом случае
уч-ся не только повторяют теор. Мат-л, но и закрепляют сформированные практические умения и навыки. Проведение закл-х обобщающих уроков способствует усвоению знаний.
Повторение необходимо сочетать с проверкой знаний уч-ся. Готовясь к уроку, уч-ль д. хорошо продумать цель, содержание, место и форму учета знаний учеников. Ошибки и пробелы в знаниях. Замеченные учителем во
время проверки знаний учащихся, м.б. ликвидированы путем индивидуальных заданий. Для определения степени усвоения ученого мат-ла необходимо проверять знания детей не только по заданию предыдущего урока, но и по материалу всей темы. Вопросы, поставленные учителем, д. вскрывать причинные связи и взаимозавис-ть природных явлений, свойств и функций предметов. Правильно организованная проверка знаний позволяет учителю постоянно видеть, знать и оценивать, как происходит формирование биол. понятий у всего класса, а уч-ся осознавать, как каждый из них продвигается вперед в процессе усвоения учеб. мат-ла. Сущ-т различ. формы проверки знаний уч-ся. Устную проверку можно проводить в форме фронтального и индивидуального опроса. При фронтальном опросе учитель задает вопросы всем уч-ся, что способствует непосредственному контакту уч-ля с классом. Вопросы в этом случае предполагают короткие однозначные ответы. Учащиеся внимательно следят за ответом, поправляя и дополняя отвечающего. Устная фронтальная
проверка не позволяет установить всю глубину знаний уч-ся, но зато в течение короткого времени уч-ль уточняет, насколько весь класс усвоил осн. преставления об изучаемом объекте или явлении, умеют ли уч-ся обобщать систематизировать знания, устанавливать простейшие связи. Оценки выставляют после беседы. Причем обычно их получают учащиеся, ответившие на наибольшее количество вопросов. Индивидуальный опрос позволяет выявить всю глубину знаний, определить степень сформированности биол. понятий, умение формулировать и высказывать свои мысли у конкретного ученика. В этом случае задают более ёмкие, требующие длит. изложения вопросы. По ходу ответа уч-ль м. задавать и доп. вопросы, к-е помогают выявить глубину понимания и знания уч-ся сод-я основных понятий. Вспомогательные вопросы дают возможность направить ответ уч-ся в нужное напр-е.
Однако учитель не должен прерывать уч-ся и торопить его. Очень важно при индивид. опросе установить связи нов. материала с изученным ранее, определить умеет ли ученик связать материал со своими набл-ми. При индивид. ответе развивается устная речь уч-ся, они учатся правильно излагать свои мысли, связно говорить. Во время опроса учитель может использовать и схематические зарисовки. Рисунок сопровож-ся пояснением уч-ся. При опросе ученик д. уметь показывать предметы на таблицах, рисунках, т.е. его ответ м. сопровождаться демонстрацией. Можно предложить уч-ся сделать подписи, проверить их записи в тетрадях или дневниках наблюдений, дать тестовые задания, где нужно вписать различные определения в соответствующие понятия.
Письменную проверку знаний можно проводить и записывая краткие ответы на поставленные вопросы.
Важно провести проверку умения работать с приборами. Проверку таких умений можно проводить не только в классе при выполнении прак. заданий, но и во время домашней учебной работы, при проведении экскурсий, практических работ на открытой местности, во время внеклассной работы.
Необходимо помнить, что нужно сочетать все виды проверки, отдавая предпочтение тому или иному из них, исходя из цели конкретного урока, его сод-я и исп-х методов работы. Учет знаний

Приемы словесных методов: 1. Устный ответ на вопрос. 2.Решение биологической задачи. 3.Коллективное заполнение таблички на доске. Приемы наглядных методов: 5. письменный ответ посредством рисунка объекта с указанием частей. 6. Надписывание названий частей на розданных cxeмаических рисунках. 7. Рассказ по таблице или картине. 8. Рассказ с использованием растений, животных, чучел, скелетов, моделей, муляжей. 9. Сравнение признаков двух и более объектов. 10. Узнавание препарата под микроскопом. 11. Узнавание объекта в раздаточном материале или в ри­сунках. 12. Рисунки на доске (индивидуальные и коллективные). 13. Монтировка схем на доске из готовых рисунков, гербар­ных экземпляров растений, зоологических объектов. 14. Сообщение учащегося с демонстрацией поставленного им ранее опыта. Приемы практических методов: 15. Приготовление препарата. 16 . воспроизведение практической работы. 17. Воспроизведение поставленного ранее опыта.

Билет 18.

1. Понятие о дидактике и дидактические принципы.Термин ввел педагог Вольфган Ратке. Чеш.педагог Ян Амос Коменский. Совр. дидактика – важнейшая отрасль научного знания, кот.изучает и исследует проблемы образования и обучения. Дидактика – отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и воспитания и принципы образования, общие для всех дисциплин. Дидактич.принципы обуч-я : 1) наглядности 2) активности и сознательности обуч-я 3) прочности обуч-я 4) системности и послед-ти 5) доступоности 6) научности 7) проблемности обуч-я 8) принцип единства образовательных, развивающих и воспитывающих ф-й обучения.

Система и послед-ть уч.мат-ла по биологии.Из обильной научной информации по биологии отбирается наиболее ценный в образовательном и воспитательном значении мат-л для школ.предмета согласно установленному в методике пониманию его стр-ры, синтезирующей изучение формы, строения и функции типичных организмов, организма и среды, развития и взаимосвязи природных явлений. Т.о. школ.предмет биологии не представляет собой последовательного сокращенного изложения различных отраслей биологической науки, а объединяет эл-ты их, методически отобранные, систематизированные и переработанные.. В содерж. шк.биологии включены факты, понятия, закономерности и термины, кот.должен знать каждый , им-щий среднее образование. Необходимо им.знания об окр.жив.прир. – рат. и жив-х – и собственном организме: строении, функциях, закономерностях индивидуального и исторического развития. В шк.предмете биологии им. последовательно расположенные курсы: ботаника, зоология, анатомия, физиология и гигиена чел-ка; изучение их завершается курсом общей биологии. Послед-ть биол. курсов определяется доступностью уч.мат-ла учащимися в завис.от их возраста, подготовки и развития и необходимой преемственностью в содержании. Биологии в 5-10 классах предшествует элементарный курс природоведения в 4 классе, изучение кот-го в свою очередь опирается на первоначальное ознакомление детей в 1-3 классе с предметами и явлениями окружающей природы и сельского хоз-ва. На осн. нач. знаний о неживой прир.строится программа по ботанике в 5-6 классах. Изучение ботаники предшествует изучению зоологии по тем соображениям, что жизнь жив-х во многом зависит от растений и понимание жизненных процессов жив-го организма дается уч-мся труднее. Из-е зоологии в 6-7 классах подготавливает уч-ся к послед из-ю анатомии, физиологии и гигиены чел-ка в 8 классе. Из-е общ.биол. в 10-11 классах педагогически целесообразно завершает биол. образование молодого поколения в ср.школе рассмотрением общ.закономерностей жизни и развития жив.природы. Система и послед-ть курсов биол. по годам обуч-я им.постепенно возрастающую слож-ть уч.мат-ла.

Научность и доступность. сожержание школьной биологии предусматривает соответствие с уровнем развития науки в дан.исторический период. Нучность уч.мат-ла обязывает включать в его содержание строго проверенные и установленные наукой факты. Мат-л должен быть доступным для усвоения уч-мися, что достигается соответствием его их умственному и психическому развитию, а также учебной подготовке. Доступное содержание возбуждает интерес и желание учится, дает пищу уму, заставляет логически мыслить, делать сопоставления и выводы, решать практические задачи.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.