Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Классический период - цивилизация Древней Греции (VIII-VI вв. до н.э. - 338-324 гг. до н.э.)





Раннее техническое знание возникает в рамках древнегреческой культуры, а наиболее ярко проявляется в эпоху эллинизма.

Гомеровские тексты рисуют общество бронзового века. Медленное развитие техники на рубеже VIII и VII вв. до н.э. ускоряется. Отмечается прогресс в металлургии, ткачестве и гончарном мастерстве, особенно заметный в VII - VI вв. до н.э. Классический период - расцвет городов-полисов Древней Греции в V в.- первой половине IV в. до н.э. Он обусловлен, с одной стороны, развитием мореходства и торговли, колонизацией окраин Ойкумены, с другой стороны - динамичностью и определенной демократизацией общественно-политической жизни, формированием элементов состязательности, конкуренции в политике, культуре, спорте, экономике и иных сферах деятельности.

Совершенный в это время переход от рецептурно-описательного знания, индуктивных обобщений к логически обоснованным системам дедуктивного вывода, составивший необходимую предпосылку рождения науки, по мнению специалистов, имел глубокие корни в характере древнегреческой культуры. Необходимое в условиях демократии искусство убеждать оттачивало не только ораторское мастерство, но и логику (приемы доказательства и опровержения, построе-ния аргументации), способствовало развитию сложной системы понятий, расши-I рению лексикона и т.д.

VI в. до н.э. считается временем зарождения древнегреческой науки и составляет первый, ионийский период ее развития.

Первым ионийским философом, сведения о котором сохранились, был Фа-лес (примерно 625-547 гг. до н.э.) — основатель милетской школы, считающийся родоначальником античной философии. Город Милет, в котором родился Фалес, был крупным для того времени центром торговли и ремесел. Фалес полагал, что началом всего является вода, так как она главный источник жизни. Он пользовался известностью как философ, математик, инженер, политический деятель и купец. Ученому принадлежит открытие причины солнечных затмений, способа определения высоты сооружений по их тени, гениальные догадки о природе магнетизма, введение понятия "электрон".



Особое место в науке Древней Греции занимал Пифагор (582 - 500 гг. до н.э.) и созданная им школа. Пифагорейцы много сделали в области математики, геометрии, астрономии и физики. Их наиболее значительным достижением было введение понятия об иррациональности чисел, основанное на открытии факта, что отношение диагонали и стороны квадрата не может быть выражено целым числом или просто дробью. Пифагор и его последователи создали пифагорейскую идеалистическую школу, рассматривавшую числа как основу всего существующего.

Второй период развития древнегреческой науки называется афинским (V - IV вв. до н.э.)- Он связан с расцветом города-государства Афины. Именно в это время научные знания достигают наивысшего подъема.

Развитие древнегреческого материализма тесно связано с именем Демокрита (около 460-370 гг. до н.э.). Демокрит ввел понятие атомов - малых и далее неделимых частиц, из которых состоит Вселенная. Все существующее, по Демокриту, состоит из атомов и пустоты. Он считал природу вечно изменяющейся. Им были рассмотрены многие вопросы из области этики, психологии, математики, философии, физики, искусства, техники.

Большим влиянием пользовался в Древней Греции философ и оратор Сократ (470-399 гг. до н.э.). В своем учении Сократ подчеркивал необходимость четкого разделения причинного объяснения природных явлений и специального исследования самого процесса рационального рассуждения, посредством которого это объяснение получено, т. е. впервые сделал предметом философского познания само познание.

Одним из крупнейших философов Древней Греции был Платон (428-347 гг. до н.э.), ученик и последователь Сократа. Он родился в Афинах в знатной аристократической семье.

Платоном была создана в Афинах философская школа, названная академией, просуществовавшая около тысячи лет. Почти 40 лет Платон проводил занятия в академии с избранными группами учеников, рассказывая им о своем учении. Платон был первым выразителем классического объективного идеализма. Ученый обладал способностью красочно и убедительно излагать свои мысли. Это во многом содействовало его успеху. Платон занимался математикой, астрономией. От своих учеников требовал хорошего знания математики.

Платон, будучи философом-идеалистом, считал, что "истинным бытием" является мир вечных и неизменных идей, а предметы материального мира - это лишь тени, отражения идей. По утверждению Платона, чувственное восприятие может ввести только в мир теней истинно существующего, незыблемого вечного. Он разделил все существующее на мир идей и мир вещей, считая истинным мир идей. Мир вещей, согласно Платону, был представлен лишь как отражение истинного мира идей.

В становлении и развитии науки Платон занимал особое место и благодаря своей космогонической теории, которая считается классическим образцом античного понятия космоса. Согласно Платону, космос существовал не всегда, а появился в результате творческого акта. Он разделен на семь небесных кругов, соответствующих планетам и Солнцу, которые движутся вокруг шарообразной Земли. Ученик Платона Архит (428-348 гг. до н.э.) был первым, кто для построения и изучения механизмов применил геометрические чертежи и математически аппарат, но был осужден учителем за профанацию высокой науки.

Яркой личностью в науке является крупнейший древнегреческий философ-естествоиспытатель Аристотель (384-322 гг. до н.э.). С семнадцатилетнего возраста Аристотель находился в академии Платона, был его учеником. В 335 г. до н.э. ученый образовал свою школу - Ликей, получившую большую известность.

Аристотель был великим собирателем и систематизатором знаний, накопленных во времена античности. Его систематический обзор знаний просуществовал в Европе вплоть до эпохи Возрождения.

В сочинениях Аристотеля, дошедших до потомков через многие столетия, содержатся практически все известные в его эпоху сведения из различных областей знаний: математики, механики, физики, астрономии, биологии, медицины, логики, психологии, истории, экономики, философии. Его заслуги в науке и классификации знаний принесли ему всемирную славу.

В сочинении "Физика" Аристотель обсуждал проблемы философии природы, проблемы бытия, материи, движения, пространства и времени, небесных сфер и перводвигателя, который, по его мнению, должен был существовать, чтобы приводить их в движение. В трактате "О небе" он приходит к представлению о возникновении и уничтожении, включающему понятия о противоположных качествах горячего и холодного, влажного и сухого, которые при своем взаимодействии производят пары четырех элементов - огня, воздуха, земли и воды.

В "Метеорологике" рассматривается царство планет, комет и метеоров, дается, хотя и примитивная, теория образования цветов, зрения и объяснение радуги.

Наибольших успехов Аристотель достиг в биологии, определив жизнь как способность к самообеспечению, а также к независимому росту и распаду. Он разделил зоологию на три части: анатомию, общую физиологию и эмбриологию. Идеи ученого знаменовали существенный прогресс в общей эмбриологии. Аристотель создал свой метод классификации животных, который приближен к современному более, чем любой другой из существовавших прежде.

Аристотель был создателем формальной логики с ее аппаратом силлогизмов и доказательств, автором дедуктивного метода рассуждений.

С точки зрения современной науки меньших успехов Аристотель достиг в физике и астрономии. Он отвергал атомистическую доктрину. На основе своих представлений ученый утверждал, что в вакууме все тела должны падать с бесконечной скоростью, но такое вообразить невозможно, следовательно, вакуума не существует. Аристотель отрицал утверждение, что все вещества состоят из одной и той же конечной материи.

В своих сочинениях он утверждал, что все тела по своей природе делятся на легкие и тяжелые и что если бы этого не существовало, то большие массы воздуха или огня должны были быть тяжелее, чем малые массы земли и воды. Ошибка философов-естествоиспытателей, и в частности самого Аристотеля, заключалась в том, что они не имели представлений об удельном весе. Следуя Платону, Аристотель приписывал движению врожденное свойство, заставляющее все на Земле стремиться к своему естественному месту: дым поднимается вертикально вверх, камень падает вертикально вниз. Идея, что тела являются существенно тяжелыми или легкими, просуществовала вплоть до теории падения Галилея.

Аристотель придерживался геоцентрической модели мироздания, в которой Земля помещалась в центре Вселенной, хотя и принимал ее сферическую форму. Его авторитет в значительной степени обусловил неприятие гелиоцентрической системы, когда она была выдвинута Гипархом, вплоть до математического обоснования этой идеи Коперником.

В III в. до н.э. в Александрии одним из крупнейших ученых-математиков был Евклид. В своем труде "Начала" он привел в систему все математические знания того времени, обобщив результаты выдающихся математиков и астрономов античного мира. В "Началах", состоящих из пятнадцати книг, изложены основы античной математики и геометрии, способы определения площадей и объемов различных фигур и тел, начала теории чисел, приводятся основные определения и аксиомы, даются основы геометрической алгебры. Евклид разработан метод аксиом, который позволил ему создать геометрию, впоследствии названную его именем.

 









ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.