Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Трудовые споры: понятие, виды, порядок разрешения





Трудовой спорпоступившие на разрешение юрисдикционного органа разногласия субъектов трудового права по вопросам при­менения трудового законодательства или об установлении в парт­нерском порядке новых условий труда. Порядок разрешения тру­довых споров регламентирован гл. 60, 61 ТК РФ.

В ст. 381, 398 ТК даются понятия индивидуального и коллек­тивного трудового спора. Определение индивидуального трудово­го спора на законодательном уровне приведено впервые. Соответ­ствующее определение коллективного трудового спора содержит-

107


ся в ст. 2 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». В ТК РФ дано более развернутое определение понятия коллективного трудового спора с учетом практики применения указанного Федерального закона, а также локальных нормативных актов.

В ТК РФ закреплены порядок и условия рассмотрения индиви­дуальных трудовых споров с разграничением компетенции суда, мирового судьи и комиссий по трудовым спорам.

Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосред­ственных переговорах с работодателем. Если такой спор не рас­смотрен комиссией в 10-дневный срок, то работник вправе обра­титься в суд.

Статья 391 ТК РФ предусматривает условия, при которых ин­дивидуальный трудовой спор может быть передан в суд, перечис­ляет категории споров, рассматриваемых непосредственно в судах, а также закрепляет правило, согласно которому решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано работником или ра­ботодателем в суд в 10-дневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии. В ТК РФ воспроизведены нормы, регламен­тирующие сроки обращения в суд за разрешением индивидуаль­ного трудового спора (3 месяца со дня, когда работник узнал о на­рушении своего права, а по спорам об увольнении — в течение 1 ме­сяца со дня вручения ему копии приказа либо со дня выдачи трудовой книжки; работодатель может обратиться в суд с требова­нием о возмещении причиненного работником вреда в течение 1 года со дня обнаружения причиненного вреда). При пропуске установленных сроков по уважительным причинам они могут быть восстановлены судом.



В ТК РФ закреплены основные правила и процедуры, регла­ментирующие порядок и условия рассмотрения коллективных тру­довых споров. Разрешение коллективных трудовых споров, возни­кающих в связи с коллективной защитой индивидуальных трудо­вых прав работников, не является предметом правовых норм о порядке рассмотрения коллективных трудовых споров.

Коллективный трудовой спор разрешается в ходе примиритель­ных процедур. ТК РФ закрепляет три примирительные процедуры: рассмотрение трудового спора примирительной комиссией; рас­смотрение трудового спора с участием посредника; рассмотрение трудового спора в трудовом арбитраже. Стороны могут выбрать

108


любое их1 сочетание. Обязательной процедурой является рассмот­рение трудового спора примирительной комиссией.

Если коллективный трудовой спор не был разрешен в ходе при­мирительных процедур, работники вправе объявить забастовку в порядке, установленном ТК РФ. Право на забастовку может быть ограничено только федеральным законом. Гарантии работникам в связи с проведением забастовки также установлены трудовым за-конодател ьством.

Муниципальное право РФ

Исторические этапы становления местного самоуправления в России

Местное самоуправление в России имеет самобытную и богатую историю, которая не получила своего завершения и в настоящее время.

Одной из древнейших форм народного самоуправления на Руси было вече. В его компетенцию входило решение следующих вопро­сов: принятие законов, заключение договора с князем, междуна­родные отношения, суд, администрация. Вечу принадлежала зако­нодательная, исполнительная и судебная власть. В Новгороде в период расцвета самоуправления к этому прибавлялись избрание и смещение посадников, тысяцких и владык, назначение новго­родских воевод в провинции, контроль за деятельностью долж­ностных лиц, торговые соглашения, пожалование земель, установ­ление торговых правил и льгот, установление повинностей насе­ления и контроль за их отбыванием, контроль за судебными сроками и исполнением решений, в исключительных случаях — непосредственное разбирательство судебных дел. Управление в Новгородской республике, Пскове и Вятке можно отнести к клас­сическим вечевым. В начале XIIIв. основы русского вечевого строя были подорваны, а затем разрушены татаро-монгольским нашест­вием.

Более тысячелетия просуществовала в России и такая форма народного общежития, основанная на началах самоуправления, как сельская (крестьянская) община.

Следующей специфической формой самоуправления явилось казачество. Веками казаки были не только искусными воинами, но и создавали свои традиции, быт, культуру. Здесь существовала гласная выборность на все посты умных, смелых и ничем не опо­роченных людей.


Особое место в истории развития местного самоуправления в России занимает XVI век, поскольку в этот период происходит за­мена кормлений, т.е. системы местного управления через намест­ников и волостелей, специальными органами самоуправления: губными и земскими учреждениями. Выборные губные учреждения создавались для преследования разбойников и суда над ними. Вы­боры губных органов носили всесословный характер. Избираемые лица в совокупности составляли одно учреждение — губную избу.

Земские учреждения не имели всесословного характера. От учас­тия в земских учреждениях были отстранены служилые люди. Зем­ская власть осуществлялась земскими старостами, а также земски­ми дьяками и лучшими людьми. Полномочия земских властей распространялись на все ветви управления — полицейское, финан­совое, экономическое. Осуществляли они и судебную власть.

В XVII в. местное управление бюрократизируется: устанавли­вается система приказно-воеводского управления на местах. Обе формы самоуправления (губные учреждения и земские) продолжали суще­ствовать при воеводской системе управления. Воевода назначался центральной властью для осуществления контроля за губными и зем­скими органами без вмешательства в сферу их деятельности. Губные учреждения были упразднены при Петре I. Для реформ Петра I ха­рактерно усиление государственного вмешательства в местное само­управление.

Только при Екатерине II, в последней четверти XVII в., были заложены основы самоуправления, которые определили структуру местного управления на период вплоть до введения земских учреж­дений в 1864 г. Были созданы губернские и уездные дворянские со­брания, на которых выбирались лица на должности местной админи­страции и суда, а также для заведования сословными нуждами. Для управления сословными делами назначались предводители губерн­ского и уездного дворянства. Во главе губернии стоял генерал-губер­натор, который наделялся большими полномочиями по надзору за местным управлением и судом.

В 1864 г. в губерниях и уездах создавались земские органы: вы­борные земские собрания (губернские, уездные) и избираемые ими соответствующие земские управы. Уездное земское собрание фор­мировалось из земских, избираемых уездными земледельцами, городскими обществами и сельскими обществами.

На земские органы самоуправления возлагались функции управления местными хозяйственными делами: заведование иму­ществом, капиталами, денежными сборами земства; устройство и


содержание принадлежащих земству зданий и сооружений и путей сообщения, содержащихся за счет земств; обеспечение населения продовольствием; заведование земскими благотворительными учреж­дениями; прекращение нищенства; попечение о построении церквей; участие в попечении о народном образовании, здравоохранении; ис­полнение возложенных на земство потребностей воинского и граж­данского управления; распределение государственных денежных сборов по губерниям и уездам, а также назначение, распределение, взимание и расходование на основании устава о земских повинностях местных сборов для удовлетворения земских потребностей.

Организация городского самоуправления определялась Горо­довым положением от 16 июня 1870 г. и была основана, по сути, на тех же принципах, что и земское самоуправление.

При Александре 111 эти положения были пересмотрены. В 1890 и 1892 гг. была сформирована новая система земского и городского самоуправления, которая включала следующие положения. Орга­нами губернского земства являлись губернское земское собрание и губернская земская управа. Председателями губернского зем­ского собрания были предводители дворянства (если царь не на­значал иное лицо) из гласных. Земским собранием из гласных, а также вообще из лиц, обладавших правом участвовать в земских выборах, избирались комиссии для заведования отдельными во­просами управления земскими проблемами. Органы городского самоуправления включали городскую думу под председательством городского главы, в состав которой кроме выборных гласных вхо­дили также председатель местной уездной управы и депутат от ду­ховного ведомства.

Исполнительным органом городского самоуправления являлась городская управа. Для управления отдельными отраслями город­ского хозяйства формировались исполнительные комиссии на вы­борной основе. Срок полномочий городских органов само­управления составлял 4 года. Компетенция органов городского самоуправления была та же, что и у земств. Земские и городские управы были подотчетны представительным органам самоуправ­ления: земским собраниям и городским думам.

На уровне волости, отдельных сельских поселений действовали органы крестьянского самоуправления. Органами управления сель­ского общества являлись сельский сход и сельский староста. На сельском сходе рассматривались прежде всего хозяйственные дела, связанные с владением землей, семейными разделами и т.д., а так­же выбирались должностные лица (сельский староста, сборщик

111


податей, смотрители хлебных магазинов, сельские писари), заслу­шивались их отчеты, распределялись подати и повинности, уста­навливались мирские сборы на общественные нужды.

После Октябрьской революции был взят курс на ликвидацию старых органов местного самоуправления. Идея местного самоуп­равления, предполагающая известную децентрализацию власти, независимость и самостоятельность органов самоуправления, всту­пила в противоречие с практическими задачами государства дик­татуры пролетариата. В основу советской системы был положен принцип ее единства на всех уровнях с жесткой соподчиненностью нижестоящих органов вышестоящим.

Интерес к идее местного самоуправления возник вновь с нача­лом перестройки во второй половине 1980-х гг. В 1990 г. был при­нят Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Впервые было законодательно за­креплено понятие «коммунальная собственность». В 1991 г. был принят Закон «О местном самоуправлении в РСФСР». Эти законы позволили начать возрождение самоуправления на новых основах, при демократических, альтернативных выборах и в условиях мно­гопартийности. Однако многие пороки советской системы еще сохранились, в частности системы вышестоящих и нижестоящих советов. Закон детально регламентировал все полномочия совета и администрации каждого уровня.

Только после принятия в 1995 г. Федерального закона «Об об­щих принципах организации местного самоуправления в Россий­ской Федерации» началось действительное возрождение местного самоуправления в России. За этот период почти везде были избра­ны и функционируют органы местного самоуправления. Однако существенно отстает процесс формирования финансово-экономи­ческой основы местного самоуправления. Дальнейшее совершен­ствование системы местного самоуправления в России связано с принятым Федеральным законом 2003 г.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.