Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Организационные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления





Конституция РФ предусматривает, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие форми­руемые органы местного самоуправления.

Это высшая форма народовластия на муниципальном уровне.

Местный референдум.Он проводится в целях решения непо­средственно населением вопросов местного значения.

Местный референдум — это голосование граждан, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или не­скольких муниципальных образований, по важным вопросам мест­ного значения, отнесенным законодательством к компетенции местного самоуправления.

Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования по соб-

115


ственной инициативе, инициативе населения, избирательных объ­единений и по инициативе главы местной администрации. Все решения, касающиеся местного референдума, а также вопросы, выносимые на референдум, подлежат опубликованию местными средствами массовой информации в течение 7 дней с момента их принятия соответствующими органами.

Местный референдум проводится на основе равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Законом формули­руются обстоятельства, исключающие назначение и проведение мест­ного референдума. Он не может проводиться в условиях военного и чрезвычайного положения, введенного на территории муниципаль­ного образования или на его части.

Решения, принятые на местном референдуме, не нуждаются в утверждении какими-либо органами и должностными лицами го­сударственной власти или местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на территории муниципального обра­зования и могут быть отменены только другим референдумом.



Муниципальные выборы.Они проводятся в целях избрания де­путатов и выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы назначаются представительным ор­ганом местного самоуправления в сроки, предусмотренные уста­вом муниципального образования. При отсутствии решения пред­ставительного органа выборы могут быть назначены муниципаль­ной избирательной комиссией или судом.

Голосование населения. Всоответствии с Федеральным законом 2003 г. голосование граждан может производиться по вопросам отзыва депутата, выборного должностного лица местного самоуп­равления, изменения границ муниципального образования, пре­образования муниципального образования. Порядок назначения и организации проведения голосования аналогичен порядку про­ведения выборов и референдумов.

Основанием для отзыва депутата или выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкрет­ные противоправные решения или действия (бездействие), нару­шающие устав муниципального образования, подтвержденные в судебном порядке.

Итоги голосования граждан и принятые на нем решения под­лежат официальному опубликованию (обнародованию).

Сходы граждан.В малых муниципальных образованиях (как правило, с численностью избирателей не более 100 человек) может


не создаваться представительный орган местного самоуправления, а его функции выполняет сход граждан. Сход созывается главой муниципального образования самостоятельно или по инициативе не менее 10 жителей и является правомочным при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.

Решение схода считается принятым, если за него проголосо­вало более половины участников схода. Решения схода подлежат обязательному опубликованию (обнародованию) и исполне­нию.

Опросы населения.Опрос населения может проводиться на всей территории или на части территории муниципального образования для выявления мнения населения и его учета при принятии реше­ний органами и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. В опросе граждан име­ют право участвовать жители муниципального образования, обла­дающие избирательным правом.

Для выявления мнения населения обычно достаточно опросить некоторое количество граждан, представляющих разные слои на­селения (репрезентативная выборка), что значительно проще и дешевле по сравнению с референдумом. Опрос граждан назнача­ется представительным органом муниципального образования, порядок назначения и проведения опроса определяется уставом или нормативным правовым актом представительного органа мест­ного самоуправления. Финансирование проведения опроса осу­ществляется за счет средств местного бюджета (или бюджета субъ­екта РФ, если опрос проводится по его инициативе), результаты опроса носят рекомендательный характер.

Собрания (конференции) граждан.Они проводятся для обсужде­ния вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправле­ния. Собрания граждан проводятся по инициативе как населения, так и представительного органа и главы муниципального образо­вания и назначаются соответственно представительным органом или главой муниципального образования. Собрание может прини­мать обращение к органам местного самоуправления, а также из­бирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами и должностными лицами местного самоу п равл ен ия.

В крупных территориальных коллективах (например, микро­район города), когда провести собрание граждан практически не-

117


возможно, полномочия собрания могут осуществляться конферен­цией граждан, т.е. собранием делегатов.

Порядок назначения и проведения собраний (конференций) граждан, а также полномочия собрания (конференции) граждан определяются уставом муниципального образования и (или) нор­мативными правовыми актами представительного органа муници­пального образования, уставом территориального общественного самоуправления.

Публичные слушания. Правотворческая инициатива граждан.Публичные слушания и правотворческая инициатива граждан — это формы участия граждан в нормотворческом процессе и фор­мировании муниципальной нормативной базы. Публичные слу­шания проводятся представительным органом или главой муни­ципального образования по собственной инициативе или по инициативе населения для обсуждения проектов муниципальных правовых актов, затрагивающих интересы населения.

Федеральный закон 2003 г. устанавливает обязательность про­ведения публичных слушаний по ряду вопросов жизнедеятельно­сти муниципального образования: по проекту устава муниципаль­ного образования, а также правового акта о внесении изменений вустав; по проекту бюджета и отчета о его исполнении; по проектам планов и программ развития муниципального образования; по во­просам о преобразовании муниципального образования и др.

Порядок организации и проведения публичных слушаний опре­деляется уставом муниципального образования и (или) норматив­ными правовыми актами представительного органа муниципаль­ного образования. Результаты публичных слушаний подлежат опубликованию (обнародованию).

Правотворческая инициатива граждан — это право жителей на внесение в органы местного самоуправления собственных проек­тов муниципальных правовых актов или изменений к действу­ющим правовым актам по вопросам местного значения. Выступать с ней может инициативная группа граждан, обладающих избира­тельным правом. Ее минимальная численность (не превышающая 3% от числа избирателей муниципального образования) устанав­ливается правовым актом представительного органа местного са­моуправления. Обычно обращения граждан по вопросам принятия муниципальных правовых актов оформляются в виде письменных коллективных обращений к представительному органу муници­пального образования (иногда также обращения называют пети-

118


циями). В муниципальном образовании может устанавливаться порядок сбора подписей под петицией.

Обращения граждан.Конституция РФ (ст. 33) и указанный Фе­деральный закон устанавливают право граждан на индивидуальные иколлективные обращения в органы местного самоуправления, к депутатам и должностным лицам местного самоуправления. Су­ществует несколько видов обращений: предложения, заявления, жалобы. Органы местного самоуправления в соответствии со сво­ими полномочиями в течение 1 месяца обязаны рассмотреть обра­щение граждан и дать на него письменный ответ. Порядок рас­смотрения обращений граждан в органы местного самоуправления устанавливается субъектом РФ. За нарушение должностным лицом местного самоуправления порядка и сроков ответа на обращения граждан законом субъекта РФ устанавливается административная ответственность.

Местное самоуправление и общественные объединения граждан.Общественные объединения граждан, как правило, оказывают влияние на формирование муниципальной политики и выборы муниципальных органов. Ветеранские, женские, молодежные, эко­логические, религиозные, благотворительные организации и фон­ды, клубы по интересам, попечительские советы, другие обще­ственные объединения (за рубежом используется термин «непра­вительственные организации») отстаивают перед местной властью свои корпоративные интересы. Власть обязана учитывать эти ин­тересы, пытаться согласовывать их с общей муниципальной поли­тикой.

Территориальное общественное самоуправление.Это одна из форм участия населения в осуществлении местного самоуправле­ния. Под территориальным общественным самоуправлением (ТОС) понимается самоорганизация граждан по месту их житель­ства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. ТОС не имеет фиксированного членства и представляет собой территориальное сообщество жите­лей, созданное на основе их добровольного волеизъявления. Тер­риторию ТОС могут составлять: сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями; городские микро­районы, кварталы, улицы, дворы; многоквартирные жилые дома и группы таких домов и др. Порядок организации и деятельности ТОС определяется уставом и правовыми актами муниципального образования.

119









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.