Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Организационные основы местного самоуправления





Организационные основы местного самоуправления— это комп­лекс вопросов, связанных с определением структуры и наимено­вания органов и должностных лиц местного самоуправления, их статуса, компетенции, разграничения полномочий между ними, системы взаимоотношений, порядка принятия решений, методов разрешения противоречий, порядка прекращения полномочий.

Органы местного самоуправления могут избираться непосред­ственно населением и (или) образовываться представительным органом муниципального образования. Каждый орган местного самоуправления наделяется собственными полномочиями по ре­шению вопросов местного значения.

Должностное лицо местного самоуправления может быть выбор­ным либо нанятым по контракту (трудовому договору) и наделять­ся исполнительно-распорядительными полномочиями по реше­нию вопросов местного значения и (или) по организации деятель­ности органа местного самоуправления.

Структуру органов местного самоуправления составляют пред­ставительный орган муниципального образования, глава муници­пального образования, местная администрация (исполнительно-рас­порядительный орган), контрольный орган и иные органы, преду­смотренные уставом муниципального образования (например, муниципальная избирательная комиссия, муниципальная милиция и др.).

Представительный орган муниципального образования состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Представи­тельный орган поселения не формируется, если численность его жителей, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан. Представительный орган муни­ципального района: 1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной, независимо от численности населения поселений, нормой пред­ставительства; 2) может избираться на муниципальных выборах при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятых от установ­ленной численности прелставительного органа муниципального района.




Представительный орган муниципального образования облада­ет правами юридического лица. Численность депутатов представи­тельного органа поселения, в том числе городского округа, опреде­ляется уставом муниципального образования и не может быть ме­нее: 7 депутатов — при численности населения менее 1 тыс. человек, 10 — при численности населения от 1 до 10 тыс. человек; 15 — при численности населения от 10 до 30 тыс. человек; 20 — при числен­ности населения от 30 до 100 тыс. человек; 25 — при численности населения от 100 до 500 тыс. человек; 35 — при численности насе­ления свыше 500 тыс. чел. Численность депутатов представитель­ного органа муниципального района определяется уставом муни­ципального образования и не может быть менее 15 человек.

Организацию деятельности представительного органа муници­пального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо является главой местной администрации, — председатель представительного органа муни­ципального образования, избираемый этим органом из своего со­става. Расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в мест­ном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Глава муниципального образования — высшее должностное лицо муниципального образования, которое наделяется уставом муни­ципального образования собственными полномочиями по реше­нию вопросов местного значения. Глава муниципального образо­вания в соответствии с уставом муниципального образования:

1) избирается на муниципальных выборах либо представитель­ным органом муниципального образования из своего состава;

2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и является его председателем, либо возглавляет местную администрацию;

3) в случае избрания представительным органом муниципаль­ного образования является председателем представительного ор­гана муниципального образования;

4) не может быть одновременно председателем представитель­ного органа муниципального образования и главой местной адми­нистрации;

5) в случае формирования представительного органа муници­пального района из выборных лиц местного самоуправления по-


селений является председателем представительного органа муни­ципального района.

Установленные ограничения не распространяются на органы местного самоуправления поселений с численностью населения менее 1 тыс. человек, в которых глава муниципального образова­ния, независимо от способа его избрания одновременно может быть председателем представительного органа поселения и главой местной администрации. В этом случае представительный орган муниципального образования может не наделяться правами юри­дического лица. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципаль­ного образования.

Местная администрация — исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, который наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопро­сов местного значения и полномочиями для осуществления от­дельных государственных полномочий, переданных органам мест­ного самоуправления федеральными законами и законами субъ­ектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Струк­тура местной администрации утверждается представительным ор­ганом муниципального образования по представлению главы мест­ной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Местная администрация обладает правом юридического лица.

Контрольный орган муниципального образования — контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др. — образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением уста­новленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Кон­трольный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборах или представительным органом муници­пального образования в соответствии с уставом муниципального образования. Результаты проверок, осуществляемых контрольным органом муниципального образования, подлежат опубликованию (обнародованию).


Классификация органов местного самоуправления.Органы мест­ного самоуправления классифицируются по различным призна­кам.

По способу образования (делегирования полномочий) органы мест­ного самоуправления могут быть разделены на выборные и другие. Первые отличаются тем, что население напрямую наделяет их пол­номочиями по решению вопросов местного значения. Вторые со­здаются для обеспечения этих полномочий и могут подразделяться на формируемые на добровольной основе с последующим утверж­дением (например, комиссии представительного органа), на осно­ве назначения (например, местная администрация) или на основе кооптации по установленным нормам (муниципальные комис­сии).

По назначению органы местного самоуправления делятся на ор­ганы общего и специального назначения (органы с широкой и уз­кой специализацией). Под первыми понимаются те органы, де­ятельность которых распространяется на все или большую часть сфер деятельности местного самоуправления (представительный орган, администрация, а также такие органы, как, например, фи­нансовый орган или орган по управлению муниципальной недви­жимостью). Под вторыми понимаются отраслевые органы, зани­мающиеся одной или несколькими сферами муниципальной дея­тельности (например, городской транспорт, образование, культура и т.д.).

Деление по исполняемым полномочиям вытекает из классифика­ции самих полномочий местного самоуправления, которые под­разделяются на следующие группы: а) собственные полномочия по решению вопросов местного значения, выполняемые в обязатель­ном порядке согласно Конституции РФ, федеральным и регио­нальным законам; б) полномочия, делегированные органами го­сударственной власти согласно федеральным или региональным законам; в) добровольные полномочия, порученные населением муниципального образования или реализуемые муниципальной властью по своему усмотрению.

В зависимости от способа принятия решений органы местного самоуправления подразделяются на коллегиальные и единоличные. Коллегиальное принятие решений присуще выборным органам. Коллегиально целесообразно принимать решения, имеющие прин­ципиальное значение для местного сообщества. Такие решения могут приниматься специально создаваемыми коллегиальными органами.

123


Вто же время вопросы оперативного управления муниципаль­ным хозяйством более эффективно решаются на основе единона­чалия, когда конкретными сферами деятельности управляют про­фессионалы, которые несут ответственность за результаты этой деятельности.

По типу исполняемых функции органы местного самоуправления делятся на представительные (проектная функция) и исполнитель­ные (программная функция).









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.