Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Эволюция экономической роли государства





С первых дней существования государства его роль не сводилась к выполнению исключительно политических функций. Государ­ство всегда занималось экономической деятельностью, вмешива­ясь в действия субъектов экономической жизни и обеспечивая тем самым устойчивость политической власти. Правда, такое вмеша­тельство в разные периоды и в разных странах существенно разли­чалось, что позволяет говорить об этапах эволюции экономических функций государства.

138


Институт политической власти.Одним из главных признаков формирования государственной организации явилось выделение из общества особого слоя людей, выполняющих управленческие функции и наделенных особыми правами и властными полномо­чиями. Так постепенно складывалась система государственного принуждения, а регулятором взаимоотношений людей являлись уже не обряды и обычаи, а право.

В классовых обществах государство — это политическое орудие в руках экономически господствующего класса. Государство, яв­ляясь выразителем его интересов, в ситуации, когда этот класс слаб или только формируется, полностью находится на его стороне и открыто его поддерживает. Об этом свидетельствует и опыт рефор­мирования экономики России в 90-е гг. XX в., где проводимая в этот период государством экономическая политика была на­правлена исключительно на поддержку вновь создаваемого класса крупных частных собственников. Когда же господствующий в эко­номическом отношении класс прочно становится на ноги, тогда государству уже нет необходимости открыто заявлять о своей под­держке. В этих условиях можно перейти на нейтральную позицию, что и нашло выражение в роли государства в качестве «ночного сторожа».



Государство как «ночной сторож».С середины XVIIдо середины XIX в. роль государства ограничивалась выполнением функций, связанных с обеспечением безопасности граждан, сохранности их имущества (защита прав собственности), созданием необходимой правовой базы для взаимоотношений хозяйственных субъектов и др. Наиболее емкой характеристикой государства в этот период было отождествление его с «ночным сторожем», который должен был наблюдать за тем, чтобы ничто не нарушало сложившегося порядка вещей

Развитие форм гражданского общества в конце XIX в. приве­ло к возникновению идеи о необходимости проведения государ­ством политики, носящей и экономический характер: законода­тельное регулирование продолжительности рабочего дня, ми­нимального размера заработной платы, ограничение и запрет детского труда, социальное обеспечение нетрудоспособных и безработных и т.п.

Институтмакроэкономического регулирования.Начиная с конца XIXв. происходит расширение экономических функций государ­ства. Государство начинает активно вмешиваться в регулирование экономики, что подготовило необходимую материальную почву

139


для следующего этапа, который получил название «золотого века капитализма».

«Социальное государство».Усиление государственного вмеша­тельства в экономику в середине 50-х — середине 70-х гг. XX в. было обусловлено обострением так называемых изъянов рынка. К их числу относится наличие общественных благ1 и естественных монополий2, внешних воздействий, а также неполнота ин­формации (неполнота рынков)3. Рынок сам по себе не может при­вести к равномерному распределению доходов. Поэтому государ­ство, с одной стороны, должно регулировать распределение дохо­дов, а с другой — защищать тех, кто по каким-либо причинам лишился источника дохода или переживает иные лишения.

В этот период государство все сильнее вмешивалось в регули­рование не только экономических, но и социальных отношений. Во многих странах Западной Европы сформировалась идеология государства всеобщего благосостояния {Welfare State — государство благоденствия)4. Данный этап закончился в середине 1970-х гг., когда разразился очередной мировой экономический кризис (1974—1975) и начался постепенный процесс переосмысления роли государства, который продолжается и по сей день.

«Эффективное государство».Главная особенность последнего этапа — постепенный переход от политики «социального государ­ства» к политике «эффективного государства». В самом общем виде можно сказать, что это государство, которое отстаивает свои наци­ональные интересы и обеспечивает свою национальную экономи­ческую безопасность в условиях неограниченной международной

1 Естественные монополии возникают гам, где экономически нецелесооб­
разно наличие конкурирующих форм, например городской водопровод,
газо- и энергоснабжение.

2 Общественными называют такие блага, потребление которых одними граж­
данами общества не приводит к уменьшению потребления их другими,
и поэтому у частных предпринимателей отсутствуют стимулы для их предо­
ставления (например, освещение улиц, благоустройство городов и т.п.).

3 Рынки являются неполными в том случае, когда они не в состоянии пре­
доставить всю информацию о товаре и условиях его реализации либо по­
требителю, либо производителю, что препятствует их сознательному вы­
бору и оценке альтернативных возможностей использования своих ресур­
сов.

4 Теория государства благоденствия возникла в 50-е гг. XX в. в период эко­
номического подъема в странах Западной Европы и США. Одним из се
создателей был шведский экономист и государственный деятель
Г.К. Мюрдаль (1898—1987), автор известной книги «За пределы государ­
ства благоденствия».


I

конкуренции. Количественное выражение такого определения рав­нозначно выявлению оптимума между открытостью национальной экономики и поддержкой своих производителей на внутреннем и внешнем рынках.

В этой связи новый ракурс получает рассмотрение экономиче­ской роли государства в целом. Появилось основание исследовать его экономическую роль Fie по степени вмешательства в рыночный механизм, а по степени участия в обеспечении внутренних и внеш­них условий функционирования национальной экономики. Ины­ми словами, экономически эффективным государство может быть только тогда, когда эффективной является сама экономика.

Эффективность государственного регулирования переходной

экономики

Трансформация российской экономики осуществляется в слож­нейших современных условиях. Существующие в обществе пред­ставления о справедливости ограничивают область максимизации экономической эффективности принимаемых решений. Возника­ет проблема выбора между экономической эффективностью и со­циальной справедливостью. Поэтому важно учитывать момент политической осуществимости разрабатываемой экономической политики.

Сегодня становится все более ярко выраженным запаздывание в развитии теории и методологии основ стратегического взаимо­действия в хозяйственной системе по сравнению с моментом воз­никновения соответствующих проблем. Быстро обесценивается опыт и усложняются проблемы, что связано с появлением прин­ципиально новых задач, сопряженных с взаимозависимостью всех субъектов. Возник и увеличивается разрыв между сложностью и новизной задач, с одной стороны, и формами, методами и приема­ми регулирования, наработанными в прошлом, — с другой. Повы­шается вероятность стратегических неожиданностей.

В связи с этим можно выделить адаптационную эффективность государственного регулирования в узком смысле слова (в статичес­ком плане). Это реакция на происходящие в экономике события и изменения. Адаптационная эффективность в широком смысле сло­ва (в динамическом плане) представляет собой активное воздей­ствие в направлении упреждения возникающих проблем.

При разработке экономической политики необходимо четко определять желаемый результат политического решения и ожида­емый совокупный эффект, насколько оправданны издержки до-

141


стижения результатов и не могут ли они быть сокращены, какие общественные группы и в какой степени заинтересованы в дости­жении данных результатов, насколько принимаемое решение со­гласуется с доминирующими в обществе представлениями о спра­ведливости.

Факторы, влияющие на эффективность государственного регули­рования

Формирование целевой функции. Для того чтобы выработать эф­фективную экономическую политику, необходимо четко представ­лять, какие цели необходимо достичь. Множество целей государст­венного регулирования называется целевой функцией. Мировая практика государственного регулирования показывает, что самое разумное — формировать целевую функцию на основе предпоч­тений, т.е. выделяя задачи первостепенной важности. Особенно это необходимо для регулирования переходной экономики.

На целевую функцию, во-первых, большое давление оказывают текущие обстоятельства. Так, разработка экономической полити­ки в России происходит в условиях глубоких системных измене­ний, включающих институциональные и структурные преобразо­вания, а также либерализацию экономики.

Во-вторых, регулирующий потенциал государства в рыночной экономике, и тем более в переходной, ограничен. Для достижения сразу нескольких масштабных целей у него может не хватить средств и инструментов. Число целей никогда не должно превос­ходить запаса имеющихся в распоряжении государства инстру­ментов экономической политики. Это так называемое неравенство Я. Тинбергена.

В-третьих, ограничение целей экономической политики и расстановка приоритетов связаны с тем, что большинство регуля­торов, имеющихся в распоряжении государства, оказывает проти­воречивое воздействие на экономику. В этих условиях целесооб­разно определить предпочтения, выбрав какую-либо одну пробле­му, допустим инфляцию, и добиваться ее решения. Одновременно необходимо использовать экономические и политические аморти­заторы, чтобы негативные последствия антиинфляционного регу­лирования ощущались на рынке труда как можно слабее.

Фактор времени. При использовании различных форм и мето­дов государственного регулирования возникает эффект запаздыва­ния. Инструменты государственного регулирования, денежно-кредитные или фискальные, оказывают воздействие на развитие экономики не сразу, а через некоторый промежуток времени (лаг),

142


I причем различный по продолжительности. Необходимо заранее предвидеть не только вероятный и желательный результат того или иного государственного воздействия, но и время, когда его можно ожидать.

Эффект мультипликатора. При формировании макроэкономи­ческой политики необходимо учитывать так называемый эффект мультипликатора. Он означает наличие в экономике таких пере­даточных механизмов, под воздействием которых окончательный результат многократно перекрывает первоначальный импульс в каком-либо звене.

Мультипликативный эффект государственного регулирования в кратко- и долгосрочном периодах различается. Инструменты экономической политики продолжают действовать и после того, как цель достигнута, только в обратном направлении. Поэтому распределенный во времени положительный эффект, возника­ющий после включения определенного регулятора, должен обяза­тельно превышать всю сумму отрицательных последствий.

Макроэкономические цели

Можно выделить четыре главные цели, которые стремится до­стичь макроэкономика:

1) экономический рост национальной экономики;

2) высокий уровень занятости;

3) стабильный уровень цен;

4) поддержание равновесного внешнеторгового баланса. Экономический рост национальной экономики.Экономический

рост означает количественное увеличение и качественное совер­шенствование общественного продукта и факторов производства. Экономический рост может быть экстенсивным и интенсивным. Припервом производство увеличивается благодаря простому на­ращиванию его факторов: массы средств производства и коли­чества работников. Второй основывается на широком использова­нии высокоэффективных, качественно совершенных факторов производства. Увеличение его масштабов обеспечивается благода­ря применению прогрессивной техники, передовых технологий, экономичных предметов труда, иных достижений науки, а также работе квалифицированных кадров. За счет этих факторов повы­шается качество продукции, растет производительность труда, эф­фективнее используются ресурсы и имеющаяся материально-тех­ническая база. Это более сложный тип экономического роста, так


как решающая роль в повышении эффективности переходит к но­вому фактору — научно-техническому прогрессу.

Развитие экономики носит циклический характер. Цикличность означает периодические колебания производства, занятости и уровня цен, когда подъем сменяется спадом экономической конъ­юнктуры. Борьба с резкими перепадами экономической конъюнк­туры является самой трудной из проблем, которые приходится решать правительствам. Для решения этой задачи используется много разнообразных инструментов — от льгот по налогообло­жению доходов до прямых вложений государственных средств в развитие экономики и т.п.

Высокий уровень занятости.Высокие темпы устойчивого роста предполагают прежде всего полную занятость, которая не означает абсолютного отсутствия безработицы. Безработица — положение в экономике, когда часть способных и желающих трудиться по найму людей не может найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще. Выделяют следующие виды безрабо­тицы:

структурная (невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы различной квалификации);

фрикционная (вызванная тем, что уволенный работник не мо­жет найти применения по своей специальности);

застойная, или циклическая (отсутствие возможности найти ра­боту в регионах и странах, пораженных экономическим спа­дом, когда общее количество свободных рабочих мест оказы­вается меньше, чем число безработных);

скрытая (вынужденная работа неполный рабочий день, неде­лю).

Естественный уровень безработицы равен сумме уровней фрик­ционной и структурной безработицы. Он соответствует ситуации полной занятости и возникает при сбалансированности рынков рабочей силы, т.е. когда количество ищущих работу равно числу свободных рабочих мест. В настоящее время естественный уровень безработицы равен примерно 6—8%. Полная занятость достигает­ся при отсутствии застойной (циклической) безработицы.

Когда экономика не в состоянии создать достаточное коли­чество рабочих мест для всех, кто хочет и может работать, потен­циальное производство товаров и услуг теряется безвозвратно. Отношение между уровнем безработицы и отставанием объема на­ционального производства раскрывает закон Оукена. Он показы-

144


вает, что если фактический уровень безработицы превышает естес­твенный уровень на 1%, то отставание объема производства в на­циональном масштабе составляет 2,5%.

Стабильный уровень цен.Одним из сложнейших аспектов мак­роэкономической нестабильности является инфляция. Инфля­ция ~ это процесс повышения общего уровня цен в стране. В пе­риод инфляции дорожает подавляющее большинство товаров, что приводит к росту стоимости жизни. Стоимость .жизни — сумма денег, которую нужно заплатить за еду, одежду и другие товары, необходимые для существования человека.

Инфляция спроса связана с ситуацией, когда индивиды, коммер­ческие фирмы и правительство решают в силу обстоятельств тра­тить больше денег, чем стоят производимые страной товары. В этом случае спрос в целом оказывается больше суммарного пред­ложения товаров, а это неизбежно ведет к росту цен.

Не менее опасна и инфляция затрат, когда цены растут из-за повышения затрат на производство. Такие возросшие цены требу­ют нового увеличения затрат при покупке необходимых ресурсов производства, что опять же толкает цены вверх там, где эти ресур­сы применяются. Инфляционные подскоки цен в результате усили­вают друг друга, их рост становится как бы самоподдерживающим­ся, причем с повышающимися темпами. Самое опасное в инфля­ции затрат (издержек) — то, что она порождает у людей инфляционную психологию. Инфляционная психология — овладев­шая общественным сознанием уверенность в том, что инфляция будет продолжаться и дальше. На практике она означает, что ра­бочие заранее требуют повышения заработной платы «под будущий рост цен», а предприниматели заблаговременно закладывают в цены своих товаров предстоящий рост затрат на рабочую силу, сы­рье, кредит. Инфляционная психология порождает порочный круг самоподдерживающейся инфляции. Переломить инфляционную психологию очень сложно. Инфляция с особо высокими темпами роста общего уровня цен (обычно более 50% в месяц), оказы­вающая разрушительное воздействие на экономику страны и ве­дущая к быстрому обнищанию народа и росту безработицы, называется гиперинфляцией.

Поддержание равновесного внешнеторгового баланса.Внешняя торговля тесно связана с объемом производства. Чем больше стра­на производит, тем больше она продает за границу, т.е. экспорти­рует. В то же время импорт, или ввоз товаров из-за границы, уси­ливает конкуренцию на внутреннем рынке, расширяя выбор насе-

145


ления. Серьезное воздействие на сальдо торгового баланса и на объем производства внутри страны оказывает курс валюты. Валют­ный (обменный) курс — количественное соотношение обмена од­ной национальной денежной единицы на денежные единицы дру­гих стран.

Отказ от золотого стандарта привел к рождению в 70-х гг. XX в. валютного рынка, на котором валютные курсы стали формиро­ваться как цены национальных денежных единиц. Как и все ос­тальные цены в рыночной экономике, валютные курсы тоже оп­ределяются соотношением спроса и предложения на ту или иную валюту. Размеры же спроса и предложения зависят от объемов вза­имной торговли между теми или иными странами. На курсы влияют также масштабы инфляции и состояние экономики раз­личных государств мира. Свободно конвертируемая валюта — ре­альные мировые деньги, которые с готовностью обменяют на мест­ные денежные единицы в любой стране.

Развитие внешней торговли и колебания валютных курсов стали факторами, которые непосредственно отражаются на благососто­янии населения большинства стран мира.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.