Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основные категории теории управления





Теорию управления и результаты научных исследований необ­ходимо рассматривать не как абсолютную истину, а как инстру­менты, которые помогают понять очень сложный мир организа­ции. Теория и результаты научных исследований при их правиль­ном использовании позволяют руководителю предсказать, что, по всей вероятности, может случиться, и тем самым помогают более целенаправленно принимать решения и избегать лишних оши­бок.

Основу, причину существования управления обусловливает по­нятие «организация». Организация — это группа людей, деятель­ность которых сознательно координируется для достижения общих целей. Цели всякой организации включают преобразование ресур­сов для достижения определенных результатов. К основным ресур­сам, используемым организацией, относятся труд, капитал, мате­риалы, технологии и информация.

Одной из ведущих характеристик организации является взаи­мосвязь ее с внешней средой. Термин «внешняя среда» включает экономические и политические условия, институциональную сре­ду, потребителей, конкурентов, технику и технологии, систему ценностей в обществе, международное окружение и другие состав­ляющие.

Для любой организации характерно разделение труда,которое бывает горизонтальным и вертикальным. Разделение всей работы

198


на составляющие компоненты называется горизонтальным разде­лением труда. Сложные организации осуществляют горизонталь­ное разделение труда путем образования подразделений, выполня­ющих специфические конкретные задания (производство, марке­тинг, финансы, инновации, персонал и т.д.).

Другой способ — вертикальное разделение труда — отделяет ра­боту по координированию действий от сам их действий. Сущность управления и представляет собой деятельность по координирова­нию работы других людей. Иначе говоря, для достижения органи­зацией своих целей задачи должны быть скоординированы посред­ством вертикального разделения труда, т.е. деятельностью органи­зации необходимо управлять.



Управлением называют процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформули­ровать цели предприятия и достичь их.

Вертикальное развертывание разделения труда образует уровни управления. В зависимости от уровня управления выделяют руко­водителей низового звена (или операционных управляющих), сред­него звена и высшего звена.

Руководители низового звена — младшие менеджеры наблюда­ют за процессом осуществления производства работниками, кото­рые непосредственно являются исполнителями. Руководители среднего звена выполняют роли посредника и буфера между руко­водителями низового и высшего звеньев. Руководители высшего звена отвечают за организацию в целом или за крупный сегмент данной организации.

Между организациями могут иметь место существенные разли­чия, которые называют ситуационными переменными. Различают внутренние и внешние ситуационные переменные.

Внутренние переменные являются характеристикой организа­ции и включают ее размер, цели, ресурсы, горизонтальное и вер­тикальное разделение труда и работников.

Внешние переменные являются факторами среды, находящей­ся вне организации, которые оказывают значительное влияние на ее успех. Это поставщики, крупные конкуренты, социальные фак­торы, государственное регулирование, международная среда и др.

Управление базируется на общих основах экономического раз­вития, которые определяют методологию, методы, принципы, цели управления и другие категории, являющиеся предметной областью исследования теории управления.

199


Функции управления

Относительно самостоятельные, специализированные и обо­собленные участки управленческой деятельности называют функ­циями управления. Каждая функция управления имеет свое соб­ственное четко выраженное содержание, разработанный процесс ее осуществления и определенную структуру, которая фиксирует организационное обособление.

Содержание функции определяется сочетанием (набором) дей­ствий, осуществляющих его.

Основными функциями управления в общем виде целесообраз­но считать: планирование, организацию, мотивацию и контроль.

Конкретные функции управления следующие: управление ре­сурсами, управление процессами и управление результатами.

Планирование — один из важнейших процессов принятия управ­ленческих решений на предприятии. Оно состоит из отдельных этапов и процедур их реализации, которые находятся в определен­ной логической взаимосвязи и осуществляются в постоянно по­вторяющейся последовательности, образуя на предприятии спе­цифический плановый цикл.

Для того чтобы не только выжить, но и усилить свои конкурент­ные позиции на рынке, предприятию необходимо заниматься стра­тегическим планированием. Процесс стратегического планирова­ния включает: определение миссии организации; установление целей; анализ внутренней и внешней среды; выбор стратегии на основе анализа стратегических вариантов; планирование реализа­ции стратегии и ее оценку.

Организация как функция управления направлена на создание необходимых условий для достижения поставленных целей. К глав­ным задачам организации относятся: формирование структуры исходя из размера предприятия, его целей, технологии, персонала и других переменных; установление режимов работы подразделе­ний предприятия, отношений между ними; обеспечение деятель­ности предприятия необходимыми ресурсами. Организация как функция управления должна обеспечивать соответствие существу­ющей системы управления новым целям, установленным в плано­вых заданиях.

Средством для достижения нормальных взаимоотношений меж­ду уровнями управления является делегирование полномочий, за­ключающееся в передаче полномочий сверху вниз лицу или группе, которые принимают на себя ответственность за их выполнение. Ответственность при делегировании полномочий не снимается с

200


руководителя, хотя и распространяется на подчиненного. На прак­тике эффективное выполнение делегированных полномочий мо­жет быть затруднено вследствие многих причин. Для преодоления препятствий необходимо их выявить и предпринять меры по их ликвидации: создать систему стимулирования, контроля, обуче­ния, информирования; обеспечить ее соответствующими ресурса­ми и т.п.

Мотивация это функция управления, имеющая целью повы­шение эффективности работы предприятия посредством заинте­ресованности в этом его сотрудников. Руководитель должен овла­деть современными теориями мотивации с учетом человеческого поведения и механизмов побуждения к тому или иному дей­ствию.

Не менее важное значение имеет функция контроля. Конт­роль — это постоянный процесс, обеспечивающий достижение целей организации путем своевременного обнаружения возника­ющих в ходе производственно-хозяйственной деятельности объ­ектов управления проблем и изменений внешней среды. Главный смысл контроля заключается в создании гарантий выполнения планов и в повышении эффективности управления. Инструмента­ми выполнения контроля являются: наблюдение, проверка всех сторон деятельности предприятия, учет и анализ. Процедура конт­роля состоит из выработки стандартов, сопоставления с ними ре­альных результатов и принятия необходимых корректирующих действий. Чтобы контроль был эффективным, его надо периоди­чески оценивать. Предназначение контроля — предупреждение возможных отклонений в работе предприятия, а не их ликвида­ция.

Функция контроля не представляет собой конечное действие управления организацией. На практике такого конечного действия не существует, так как каждая управленческая функция движима другой. Пользуясь результатами контроля, предприятие составля­ет новые планы, принимает решения в области организации и мо­тивации труда. Таким образом, управление является непрерывным циклическим процессом.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.