Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Калькулирование себестоимости продукции. Виды калькуляций





Совокупность приемов учета затрат на производство и расчетных процедур исчисления себестоимости продукта называется калькули­рованием. Результатом калькулирования является калькуляция, т.е. расчет затрат предприятия, падающих на единицу произведенной про­дукции (работ, услуг).

Объекты калькулирования — это виды продук­тов, полуфабрикатов, работ и услуг, имеющих потребительскую стои­мость, для которых необходимо рассчитать себестоимость.

Для различных целей предприятие может разрабатывать различные виды калькуляций себестоимости продукции. Вид калькуляции определяется назначением, способом со­ставления и временем, на которое она рассчитана.

Калькуляции можно разделить на предварительные (плано­вые, сметные, проектные, нормативные) и последующие (отчет­ные, хозрасчетные).

Предварительную калькуляцию составляют до наступления периода изготовления продукции, последующая характери­зует фактические затраты на изделие.

Плановую калькуляцию устанавливают на основании сред­них прогрессивных норм расхода сырья и материалов, тру­доемкости изготовления, затрат на обслуживание и управле­ние. Она определяет предельный уровень затрат на продукцию, допустимый в соответствующем плановом пери­оде при запланированном объеме производства.

Сметная калькуляция – частный случай плановой, но составляется на продукцию, не предусмотренную планом. На основе сметной калькуляции определяют цену, которую согласуют с заказчиком.

Проектную калькуляцию используют для сравнительной характеристики проектируемых вариантов развития производства и рассчитывают по экономическим элементам на основе укрупненных норм.



Нормативную калькуляцию рассчитывают на основе действующих в плановый период на предприятии норм и нормативов, применяют для организации учета фактических затрат на изделие Зф с выявлением отклонений:

Зф = Зн ± Откл ± Изм,

где Зн — затраты нормативные; Откл — сумма отклонений за период; Изм — сумма изменений затрат при изменении норм за период. В отличие от плановой, нормативная калькуляция охватывает больший круг калькуляционных единиц (на деталь, узел, изделие).

Отчетная калькуляция – это расчет фактической себестои­мости по той же структуре затрат, что принята в плановой кальку­ляции, а также расходов и потерь, не предусмотренных в ней. Пе­риодичность составления равняется году, а при организации оперативного учета и контроля по отклонениям отчетную кальку­ляцию составляют по мере необходимости.

Хозрасчетная калькуляция – разновидность отчетной, используемая для оценки соблюдения предельных затрат цеха (участка). Ее рассчитывают только по прямым расходам и исполь­зуют при расчете технологической (участковой) себестоимости. Для калькулирования необходимо четкое деление всех рас­ходов на прямые и косвенные. Прямые расходы непосредствен­но относятся на изделие. Косвенные собираются по производ­ственным цехам, а затем распределяются по изделиям по заранее установленной норме (ставке) списания. Норматив (ставка) списания косвенных расходов определя­ется распределением общей суммы этих расходов по смете про­порционально выбранной базе.

Способы отнесения затрат на продукт

Можно выделить пять основных способов калькулирования:

• прямой расчет;

• суммирование затрат;

• исключение затрат;

• распределение затрат;

• нормативный.

Прямой расчет заключается в определении затрат по калькуляци­онному объекту и делении их на число калькуляционных единиц по ста­тьям себестоимости или элементам. Этот способ универсален, он при­меняется в сочетании с другими (кроме классического суммирования затрат) для исчисления себестоимости калькуляционной единицы. Его даже можно исключить из классификации, так как в сочетании с прочи­ми способами он предполагается как сам собой разумеющийся.

Суммирование затрат состоит в том, что себестоимость калькуля­ционного объекта и единицы определяют суммированием затрат, лока­лизованных по временным периодам, отдельными частями продукта, процессам, переделам. Классическим примером применения этого спо­соба является исчисление себестоимости единичного продукта при позаказном методе калькулирования. Сумма затрат по заказу при изго­товлении одного изделия, выполнении одной работы или услуги и со­ставляет себестоимость единицы продукции (работы, услуги).

Исключение затрат применяют для размежевания затрат на основ­ную и побочную продукцию, получаемую в одном процессе, когда лока­лизация соответствующих затрат в аналитическом учете невозможна.

К распределению затрат прибегают при исчислении себестоимости продукции комплексного производства (например, перегонки нефти), при получении нескольких продуктов в ходе одного процесса, а также при организации аналитического учета по группам однородных изделий.

Нормативный способ калькуляции сводится к алгебраическому суммированию нормативной себестоимости с отклонениями от норм и их изменениями, учтенными по объектам калькулирования.

 

Методы калькулирования

По характеристике калькуляционных объектов различают мето­ды калькулирования как совокупность способов учета затрат на про­изводство по объекту и исчисления себестоимости калькуляционных единиц.

Выделяют три основных метода: позаказный индивидуального калькулирования, попередельный (попроцессный) и подетальный при массовом продуктовом калькулировании.

Принципиальная особенность позаказного метода состо­ит в индивидуализации учета затрат и расчета себестоимости в соответствии с открытыми заказами. Калькуляцию получен­ного продукта составляют после полного завершения работ по заказу, независимо от длительности его выполнения. Метод применяется в единичном и мелкосерийном производстве, в строительстве.

Попередельный метод используется при производстве массо­вой продукции, получаемой путем последовательной переработки сырья и материалов в полуфабрикаты, а из них — в готовый продукт. Переделом называют часть технологического процесса (совокуп­ность производственных операций), завершающуюся получением законченного полуфабриката, который может быть реализован дру­гим предприятиям или направлен на следующий передел. Попередельный метод применяют в металлургической, химиче­ской, текстильной промышленности, литейном производстве.

Наиболее широко используется попроцессный метод. Он позволяет определить себестоимость массовой продукции, при­ходящуюся на одну или несколько технологических стадий (про­цессов), в которых не образуется полуфабрикатов.

Суть попроцессного метода состоит в том, что расходы следуют за продуктом по технологической цепочке, т.е. по завершении любой операции накапливаются затраты, сумму которых можно соотнести со средней стандартной или нормативной. Распределение затрат между выпуском и незавершенным производством, а также между несколькими видами продуктов производится на любой стадии производственного процесса.

В крупносерийном и особенно в массовом машиностроительном производстве наиболее широко используется подетальный метод, предполагающий калькулирование себестоимости изделия как суммы себестоимостей отдельных деталей, составляющих это изделие. Он является точным, но и трудоемким.

Бюджетирование затрат

Бюджетирование затрат – по­строение на предприятии системы бюджетного планирования, контроля и анализа затрат и финансовых ресурсов. Внедрение бюджетирования ресурсов обеспечивает целый ряд преимуществ:

• планирование бюджетов структурных подразделений дает более точные предполагаемые объемы и структуру затрат;

• утверждение месячных (квартальных, годовых) бюджетов пре­доставляет структурным подразделениям большую самостоятельность в расходовании фонда оплаты труда, что повышает материальную заинтересованность работников в успешном выполнении плановых заданий;

• упрощение системы контроля бюджетных средств позволяет со­кратить непроизводительные расходы рабочего времени экономиче­ских служб предприятия;

• вводится более строгий режим экономии затрат и финансовых ресурсов предприятия, что особенно важно для выхода из экономиче­ского кризиса.

Система бюджетирования охватывает на предприятии как произ­водственные подразделения, так и функциональные службы (отделы) и подразделения непромышленной группы.

Для производственных подразделений основного произ­водства, деятельность которых зависит от объема производства и реализации продукции (работ, услуг) предприятия, есть смысл уста­навливать бюджеты затрат на выполнение отдельных договоров (про­ектов).

Утверждение общего бюджета затрат таким подразделениям оправдывает себя при стабильных условиях производства и реализации, каковые на практике наблюдаются достаточно редко. В условиях стабильности объемов производства и реализации продукции производственным подразделениям основного производства лучше всего устанавливать расчетный норматив затрат на единицу объема произ­водства продукции (работ, услуг).

Деятельность производственных подразделений вспо­могательного производства носит более сложный и противоречивый характер, чем функционирование подразделений основного производства. Перед бюджетированием затрат на их дея­тельность необходимо определить состав этой деятельности. Напри­мер, ремонтно-механический цех может изготавливать запасные части для ремонта собственного оборудования, спецоснастку и специнстру­мент для цехов основного производства (при отсутствии инструмен­тального цеха), осуществлять капитальный ремонт и модернизацию оборудования, привлекаться к изготовлению продукции цехов основ­ного производства, оказывать услуги промышленного характера при ведении капитального строительства хозяйственным способом, вы­полнять отдельные заказы для работников предприятия. Понятно, что при такой сложной по составу деятельности установление общего бюд­жета затрат цеху практически невозможно. Целесообразно рассчиты­вать затраты по каждому виду деятельности, на основании определе­ния норматива затрат на выполнение отдельных работ (заказов). Аналогичные трудности возникают при бюджетировании затрат ре­монтно-строительного, транспортного и других цехов вспомогатель­ного производства.

Наиболее оправданно бюджетирование затрат подразделений функционального управления, как в целом на предприятии, так и в его производственных цехах.

В целях организации системы управления затратами через меха­низм их бюджетирования следует создать на предприятии сквозную систему из функциональных бюджетов:

• фонда оплаты труда;

• материальных затрат;

• потребления энергии;

• амортизации;

• прочих расходов.









Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.