Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Изменения в государственно-политической





Системе периода перестройки

С 1982 г. делается ряд попыток осуществить частичные реформы системы. С середины 70-х гг. теневая экономика проникает во все сферы экономической жизни, в 1980 г. ЦК КПСС принимает ряд мер, направленных на борьбу с коррупцией и в 1981—1982 гг. прошло несколько громких судебных процессов. Одновременно были сдела­ны попытки укрепить трудовую дисциплину и повысить производи­тельность труда. Эти меры принимались на фоне радикальных рыночных преобразований в Венгрии, установления в конце 1981 г. военного режима в Польше, продолжающейся с 1979 г. войны в Афганистане. Вновь начали подниматься подавленные в середине 70-х гг. диссидентское и «неформальное» движения.

Радикальная реформа общества, начавшаяся сверху в 1985 г., проходила под лозунгами: гласность, ускорение, перестройка. На­чавшееся движение было призвано реформировать существующую систему, но повело к ее разрушению (это напоминало реформы середины XIX в.). Реформы вышли из-под контроля их инициаторов. Гласность, открывшая доступ к ранее закрытой информации и поро­дившая плюрализм рецептов социальной и национальной рекон­струкции, дала результаты уже к середине 1986 г.

В республиках СССР нарастала национальная напряженность. Выдвигались требования признания государственного статуса наци­ональных языков, возвращения на историческую родину депортиро­ванных народов, вывода российских войск и «мигрантов» из России с территорий республик. С 1988 г. начинается череда межнациональ­ных вооруженных столкновений.

Проблемы нарастали и в сфере экономики. Сокращались показа­тели прироста промышленности и сельскохозяйственного производ­ства, с 1991 г. быстро нарастали инфляционные тенденции. Реформы предполагали расширить права предприятий и трудовых коллекти­вов, шире развернуть частную предпринимательскую инициативу.



В июне 1987 г. принимается Закон «О государственном предпри­ятии» (распространенный на все предприятия с 1989 г.), предусмат­ривавший новые начала хозрасчета и самофинансирования. Пред­приятия получали право: самостоятельно планировать свою дея­тельность, устанавливать прямые горизонтальные связи с другими предприятиями, действовать на основе контрактов, заказов, эконо­мических нормативов.

Централизованные инвестиции и директивы плановых органов существенно сокращали свою сферу действия. На практике государ­ственные монополии (госзаказ, ценообразование, снабжение, нало­гообложение находились в ведении центральных органов) ограничи­вали область коммерческой деятельности предприятий. Система субсидий, получаемых предприятиями в централизованном порядке, значительный дефицит и развитая теневая экономика также не по­зволяли наладить новую систему ценообразования. Становление рынка проходило с огромными трудностями.

В ноябре 1986 г. и мае 1988 г. законодатель легализует частную предпринимательскую деятельность в целом ряде производствен­ных и сервисных областей. Быстро стал развиваться кооперативный сектор экономики и индивидуальная трудовая деятельность. Вместе с тем, в легализованном частном секторе происходила «отмывка» капиталов, заработанных в сфере теневой экономики. Сложились четыре уровня пен (государственные, договорные, кооперативные, черного рынка), что также вело к усложнению экономической ситуа­ции. Развитие частного предпринимательства наталкивалось на целый ряд организационных, финансовых, идеологических и психо­логических (неприятие) препятствий. Формирующаяся рыночная экономика в значительной степени стала носить спекулятивный ха­рактер, в своей работе ориентируясь на сиюминутную выгоду и не строя далеких перспектив.

Расширение сферы частной инициативы в аграрном секторе на­чинается в 1988 г., когда введение арендных договоров на землю (на срок до пятидесяти лет) заложило основу для формирования «фер­мерства». В новом Положении о колхозах (1988) предусматривалось установление размеров приусадебного участка и поголовья скота в личном хозяйстве на основе решений коллектива каждого колхоза. Однако арендное движение так и не получило широких масштабов. Даже признанное право свободно приобретать землю, при отсутст­вии развитой инфраструктуры и сельхозтехники у крестьян, не изме­нило положения. Контроль местных властей за колхозами (за выде­лением и размерами приусадебных участков, заключением догово­ров аренды и т.п.) также не способствовал быстрому росту фермер­ских хозяйств.

Курс «социалистического реформизма» в КПСС был взят в самом начале перестроечного движения: из Политбюро удалялись консер­вативно настроенные лидеры, и руководящий орган пополнялся но­выми людьми. Смена составов происходила на каждом новом этапе перестройки. Происходило обновление всех руководящих партий­ных структур. Для эффективности преобразований было признано необходимым полностью восстановить роль Советов, как «органов социалистической власти», роль, которую присвоили себе партий­ные органы. При этом руководящая роль партии должна сохранять­ся. Для легитимизации этой роли были предприняты разные полити­ческие и организационные меры: альтернативные выборы и тайное голосование при выборах ответственных партийных работников.

В июне 1988 г. XIX партийная конференция выдвинула идею конституционной реформы, проект которой был принят Верховным Советом в октябре 1988 г., была восстановлена {по образцу Консти­туции 1918 г.) двухуровневая система представительных органов: Съезд народных депутатов и Верховный Совет, избранный из депу­татов Съезда. Кроме того, учреждался пост Президента СССР, наделенного широкими полномочиями. Часть народных депутатов изби­ралась в избирательных округах по стране, часть — партией, проф­союзами и общественными организациями. Президент избирался Съездом, а затем сам назначал премьер-министра.

В марте 1990 г. на пост Президента был избран Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев. Выборы народных депутатов (1989 и 1990) привели к созданию парламентского органа нового типа (хотя они не были ни прямыми, ни равными), но легитимность президентской власти не была полной (поскольку он избирался не народом, а непосредственно парламентом).

XIX партийная конференция отметила, что новое право должно служить не государству, а обществу и осудила административно-ко­мандный метод руководства, подчеркнув необходимость создания правовой базы для проведения экономических реформ и защиты прав граждан.

В 1988—1990 гг. в развитие этих положений принимается ряд законов и указов: о праве граждан на судебное обжалование непра­вомерных решений администрации; о государственной безопаснос­ти; о прессе и средствах массовой информации; об общественных организациях; о въезде и выезде из СССР и др. Сформировалась концепция «социалистического правового государства», в которой подчеркивались приоритет прав и принцип разделения властей (за­конодательной, исполнительной, судебной). Эти преобразования предполагалось осуществлять в рамках общего реформационного процесса.

Проблемы, которые намеревались решить реформаторы после 1988 г. (политический плюрализм, создание рыночной экономики) к 1990 г. не были решены. В июле 1990 г. российское правительство пыталось провести некоторые радикальные меры в сфере экономики (освобождение цен, приватизация государственной собственности), но не смогло этого выполнить. В то же время был разработан проект нового союзного договора, значительно расширяющего права рес­публик. В апреле 1991 г. союзный центр и девять республик (за исключением прибалтийских, Грузии, Армении и Молдавии) подпи­сали документы, в которых декларировались положения нового Со­юзного договора. Однако ситуация осложнялась начавшейся борь­бой между парламентами СССР и России, превратившейся в «войну законов».

В октябре 1990 г. во время обсуждения альтернативных проектов экономической реформы Президент СССР поддержал проект союз­ного Совета Министров против более радикального проекта, уже одобренного российским парламентом. В ноябре Верховный Совет РСФСР принял закон, гарантирующий экономические основы суве­ренитета РСФСР (о природных ресурсах). Союзное правительство предприняло ряд ответных мер: перемещения в руководстве, призы­вы к «борьбе с центробежными и националистическими тенденция­ми». Съезд народных депутатов СССР в декабре 1990 г. проголосовал за сохранение СССР. Однако распад СССР уже шел полным ходом. В октябре 1990 г. на съезде украинского Руха была провозглашена «борьба за независимость Украины»; парламент Грузии, в котором большинство получили националисты из «Свободной Грузии», при­нял программу «перехода к суверенной Грузии». В Прибалтике со­хранялась политическая напряженность.

В ноябре 1990 г. республикам был предложен новый вариант Союзного договора, в котором вместо Союза Советских Социалис­тических Республик обсуждался Союз Советских Суверенных Рес­публик. Но одновременно были подписаны двусторонние соглаше­ния между Россией и Украиной, взаимно признавших суверенитет друг друга независимо от центра; между Россией и Казахстаном. Создавалась параллельная модель союза республик.

Продолжалось обсуждение проектов нового Союзного договора: некоторые участники совещания в Ново-Огареве настаивали на кон­федеративных принципах, другие на федеративных. Предполагалось подписать договор в июле 1991 г.

В ходе переговоров республикам удалось отстоять многие свои требования: русский язык перестал быть государственным языком, главы республиканских правительств участвовали в работе союзного кабинета министров с правом решающего голоса, предприятия ВПК переходили в совместное ведение Союза и республик. Много вопро­сов как о международном, так и внутрисоюзном статусе республик оставались нерешенными. Неясным оставались вопросы о союзных налогах и о распоряжении природными ресурсами. Неясным оста­вался статус шести республик, не подписавших соглашение. Вместе с тем среднеазиатские республики заключали между собой двусто­ронние договора, а Украина воздерживалась от подписания согла­шения, вплоть до принятия своей Конституции.

В июле 1991 г. был подписан Указ о департизации, запретивший деятельность партийных организаций на предприятиях и учрежде­ниях. 19 августа 1991 г. создается Государственный комитет по чрез­вычайному положению в СССР (ГКЧП), заявивший о намерении «восстановить порядок в стране и предотвратить развал СССР». Устанавливалось чрезвычайное положение, вводилась цензура. Пре­зидент и парламент РСФСР отказались подчиняться распоряжениям ГКЧП, принимая собственные указы и распоряжения. Вслед за провалом «путча» восемь республик заявили о своей независимости, а три прибалтийских в сентябре были признаны СССР.

Генеральный секретарь ЦК КПСС оставил свой пост и распустил ЦК. Деятельность КПСС была приостановлена, а позже запрещена Президентом России. Сильно сократился аппарат КГБ. Одновре­менно союзный парламент вернул себе ряд особых экономических полномочий, ранее предоставленных им Президенту СССР. Стре­мясь сохранить центр, последний предлагает республикам новый вариант Союзного договора. Но Союз уже окончательно распадает­ся. В начале декабря Украина объявила о своей независимости (после референдума), и вслед за этим президенты России, Украины и Белоруссии в Минске заявили о том, что «Советский Союз более не существует и что ими образовано «Содружество Независимых Государств» (СНГ), открытое для всех государств бывшего Союза. Позже в СНГ вступили еще восемь республик, после чего Горбачев объявил о прекращении исполнения им функций Президента СССР.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.