Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методические рекомендации по подготовке





Методические рекомендации по подготовке

к семинарским занятиям И лабораторным работам студентов ОДО

Психология развития

Направление подготовки: 050400 Психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки: Психология и педагогика инклюзивного образования

Курс, 2семестр

План семинарских занятий

Семинар № 1

Тема: Предмет психологии развития

Вопросы для обсуждения:

1. Предметы возрастной и генетической психологии. Теоретические и практические задачи возрастной и генетической психологии.

2. Понятие психического развития. Закономерности психического развития. Особенности психического развития в онтогенезе и филогенезе

3. Возраст как базовая категория возрастной психологии. Хронологический, биологический, социальный и психологический возраст. Структура и динамика психологического возраста.

4. Этапы психического развития и основные разделы возрастной психологии.

Задания:

1. Выписать предмет, теоретические и практические задачи возрастной психологии и психологии развития.

2. Выписать определения понятий «психическое развитие», «филогенез», «онтогенез».

3. Выписать закономерности психического развития.

4. Выписать определение понятия «возраст» (календарный, биологический, психологический), структурные компоненты и динамические особенности психологического возраста.

5. Перечислить возрастные периоды, определить их границы. Определить предметы детской психологии, психологии подросткового возраста, психологии зрелости, геронтопсихологии.

Основная литература

1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учеб для студ высш. учеб. заведений. – М., 2010.

2. Психология развития: Учеб для студ высш. учеб. заведений / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2010.



3. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология): Учеб для студ высш. учеб. заведений. – М., 2007.

Дополнительная литература:

4. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2003.

5. Психология развития: Словарь / Под ред. А.Л. Венгера. – М. 2005.

 

Семинар №2

Тема: Проблемы психического развития ребенка в зарубежной психологии

Вопросы для обсуждения:

1. Предпосылки выделения возрастной психологии в самостоятельную область знания.

2. Биогенетический подход в возрастной психологии.

3. Бихевиористский подход в возрастной психологии.

4. Психоаналитическая теория развития ребенка 3. Фрейда.

5. Учение Ж. Пиаже о развитии интеллекта.

Задания:

1. Выделить и охарактеризовать предпосылки выделения возрастной психологии в самостоятельную область знания: достижение педагогики, развитие эволюционной биологии, развитие экспериментально психологии

2. Провести анализ основных теорий развития ребенка. Заполнить таблицу: «Подходы к проблеме психического развития в зарубежной психологии»

подход Представители Понятие психич развития Вклад в психологию развития
биогенетический      
бихевиористский      
психоаналитический      
генетический      

Основная литература

1) Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учеб для студ высш. учеб. заведений. – М., 2010.

2) Психология развития: Учеб для студ высш. учеб. заведений / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2010.

Дополнительная литература:

3) Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2003.

4) Психология развития: Словарь / Под ред. А.Л. Венгера. – М. 2005.

 

Семинар № 3

Тема: Проблемы психического развития ребенка в отечественной психологии

Вопросы для обсуждения:

1.Культурно-историческая теория Л.С. Выготского.

а) Основные положения теории: сознание и его развитие как предмет исследования, экспериментально-генетический метод.

б) Развитие сознания. Учение о высших психических функциях, закон развития ВПФ. Натуральная и культурная линии развития.

в) Условия, источники и движущие силы психического развития.

2. Деятельностный подход к психическому развитию.

а) Роль деятельности в психическом развитии.

б) Понятие ведущей деятельности.

Задания:

1. Выписать предмет и методы исследования Л.С. Выготского, определения понятий: сознание, высшие психические функции, закон развития ВПФ, натуральная линия развития, культурная линия развития, законы психического развития.

2. Выписать определения понятия деятельность, структура деятельности, ведущая деятельность.

Основная литература

1) Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учеб для студ высш. учеб. заведений. – М., 2010.

2) Психология развития: Учеб для студ высш. учеб. заведений / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2010.

Дополнительная литература:

3) Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. – М., 2008.

4) Психология развития: Словарь / Под ред. А.Л. Венгера. – М. 2005.

 

Семинар № 4

Тема: Проблемы психического развития ребенка в отечественной психологии

Вопросы для обсуждения:

1. Общение как условие психического развития.

а) Общение как условие освоения культурно-исторического опыта.

б) Доказательства ведущей роли общения в психическом развитии.

в) Структура и динамика коммуникативной деятельности в онтогенезе.

2. Роль обучения в развитии, понятие «зоны ближайшего развития».

3. Проблема периодизации психического развития.

а) Критерии периодизации Л. С. Выготского, понятия «социальная ситуация развития», «возрастные новообразования».

б) Ведущая деятельность как критерий периодизации психического развития. Закон чередования ведущих типов деятельности Д.Б. Эльконина, эпохи и периоды детства.

в) Стабильные и критические возраста.

Задания:

1. Выписать определения понятия общение, структура коммуникативной деятельности, формы общения. Привести доказательства роли общения в психическом развитии.

2. Выписать особенности и принципы развивающего обучения, понятие «зоны ближайшего развития». Привести доказательства роли обучения в психическом развитии.

3. Выписать принципы и критерии периодизации психического развития по Л.С. Выготскому, понятия «социальная ситуация развития», «новообразование», «критические и стабильные возраста», особенности развития в кризисные периоды.

4. Определить типы ведущих деятельностей, содержание эпох и стадий детства. Заполнить таблицу: «Периодизация психического развития в работах Д.Б. Эльконина».

эпоха стадия тип и вид деятельности тип кризиса
       

Основная литература

1) Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учеб для студ высш. учеб. заведений. – М., 2010.

2) Психология развития: Учеб для студ высш. учеб. заведений / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2010.

Дополнительная литература:

3) Выготский Л.С. Проблема возраста. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. – М., 2008.

4) Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Хрестоматия по психологии / Под. ред. А.В. Петровского. – М., 1987.

 

 

Семинар № 5

Семинар № 6

Семинар № 7

Семинар № 8

План лабораторных занятий

Лабораторная работа №1

Тема: Подходы к решению проблем психологии развития

Лабораторная работа №2

Схема оформление наблюдений

дата время Описание ситуации Невербальное поведение наблюдаемого Высказывания наблюдаемого Интерпретация
         

Основная литература:

1) Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология): Учеб для студ высш. учеб. заведений. – М., 2007.

Дополнительная литература:

2) Психология развития: Словарь / Под ред. А.Л. Венгера. – М. 2005.

Лабораторная работа № 3

Лабораторная работа № 4

Схема оформления беседы

1) цель;

2) контингент испытуемых;

3) перечень вопросов (для каждого вопроса должна быть обозначена цель).

4) анализ результатов

При формулировке вопросов

Предпочитать Избегать
- вопросы в косвенной форме; - проективные; - вопросы в определительной форме; - краткие, понятные собеседнику вопросы - прямых вопросов; - слов с двойным значением и малораспространенных слов; - формулировок, которые предполагают шаблонные ответы; - вопросов внушающего действия; - слов, вызывающих определенное положительное или отрицательное отношение; - неэтичных вопросов

Основная литература:

1) Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология): Учеб для студ высш. учеб. заведений. – М., 2007.

Дополнительная литература:

2) Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология развития человека: учебное пособие для вузов. - М., 2004.

3) Психология развития: Словарь / Под ред. А.Л. Венгера. – М. 2005.

Лабораторная работа № 5

Схема описания методики

1) название, автор методики;

2) цель;

3) контингент испытуемых;

4) инструкция по проведению;

5) инструкция по обработке данных.

Основная литература:

1)Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология): Учеб для студ высш. учеб. заведений. – М., 2007.

Дополнительная литература:

2) Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология развития человека: учебное пособие для вузов. - М., 2004.

Лабораторная работа № 6

Лабораторная работа № 7

Лабораторная работа № 8

Методические рекомендации по подготовке

к семинарским занятиям И лабораторным работам студентов ОДО

Психология развития

Направление подготовки: 050400 Психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки: Психология и педагогика инклюзивного образования

Курс, 2семестр

План семинарских занятий

Семинар № 1









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.