Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основные теоретические аспекты лафферова эффекта





Идея, положенная в основу кривой Лаффера, проста: считается, что при нулевой () и стопроцентной () налоговой нагрузке налоговые поступления в государственный бюджет равны нулю, а в некоторой точке (именно эта точка, как было отмечено носит имя Лаффера) находящейся между нулем и 100%, эти поступления достигают своего максимального значения . Графически кривая Лаффера имеет следующий вид (см. рис. 1).

T

0 1 q

Рис. 1. Кривая Лаффера

Графически кривая Лаффера задается в координатах “налоговая ставка - налоговые поступления”. Что же касается самой идеи, положенной в основу этой кривой, то в ее основе лежит представление о существовании зависимости налоговой базы (иначе говоря, ВВП Y) от ставки q по аналогии с зависимостью от нее налоговых поступлений в бюджет T. Т. е. кривой Лаффера описывается как фискальный, так и производственный аспекты проявления изменения налоговой ставки q.

На основе этого представления Балацким Е.В. вводится понятия точек и соответственно эффектов Лаффера двух родов: первого (q*), когда достигается максимальное значение используемого фирмой или группой фирм финансового критерия экономической деятельности (в данном случае ВВП), и второго (q**), когда своего максимума достигают налоговые поступления в бюджет. При этом, если кривую Лаффера покроить на основе показателя налогового бремени, то точка Лаффера первого рода будет всегда меньше (т. е. левее на оси абсцисс), чем точка Лаффера второго рода. Иными словами, максимальный объем ВВП достигается при значении налоговой ставки, меньшем, чем, если бы в бюджет поступали максимальные налоговые доходы (см. рис. 2). Это означает, что в промежутке точек Лаффера двух родов увеличение налоговых поступлений в бюджет возможно и при относительном свертывании производства.



В свою очередь точки Лаффера первого и второго рода делятся на автономные и синхронные точки. Автономной точкой Лаффера называется соответствующее оптимальное значение одного вида налога при фиксировании остальных, а синхронной точкой Лаффера называется вектор одновременно оптимальных значений для всех видов существующих налогов. Автономные точки по отношению к синхронным точкам имеют большее прикладное значение, т.к. настройка налоговой системы, во избежание непоправимых ошибок, должна осуществляться поэтапно - отдельно по каждому из налогов.

T

Y q

0 q* q** 1 q

 

Фискальная политика, ее цели и инструменты

Фискальная политика – меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета.

Целями фискальной политики являются обеспечение:

1) стабильного экономического роста;

2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);

3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальная политика - это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако, некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы госбюджета, а именно: государственные закупки, налоги, трансферты.

Виды фискальной политики

Существует два вида фискальной политики: стимулирующая и сдерживающая.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде. Ее цель – сокращение рецессионного разрыва выпуска, снижение уровня безработицы. Ее инструменты:

1) увеличение государственных закупок;

2) снижение налогов;

3) увеличение трансфертов.

Сдерживающая фискальная политика используется при буме. Цель – сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции, и направлена на сокращение совокупного спроса.

Инструменты:

- сокращение государственных закупок;

- увеличение налогов;

- сокращение трансфертов.

Кроме того различают фискальную политику:

1) дискреционную;

2) недискреционную (автоматическую).

Дискреционная бюджетно – налоговая политика – законодательное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов – инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует ее , стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К ним относятся:

1) Подоходный налог;

2) Косвенный налог;

3) Пособие по безработице;

4) Пособие по бедности.

Подоходный налог действует следующим образом:

при спаде, уровень деловой активности сокращается и величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются.

Заметим, что ставка налога остается неизменной. Однако налоги – это изъятия из экономики. Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при буме максимальны.

Таким образом, из-за наличия налогов, экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии.

Действия косвенных налогов НДС:

При спаде объемы продаж сокращаются, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то сокращаются и налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики).

При буме наоборот. поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается. увеличиваются поступления от косвенных налогов, экономика автоматически стабилизируется.

Пособия по безработице и по бедности. Общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди теряют работу). и сокращается при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост расходов.

Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономике. Их выплата способствует росту доходов. а следовательно расходов, и стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат пи буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

Достоинства и недостатки фискальной политики

К достоинствам фискальной политики следует отнести:

- эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.

- отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг – это времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро.

- наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.

Недостатки фискальной политики:

- эффект вытеснения.

Экономический смысл этого эффекта состоит в следующем: рост расходов бюджета в период распада и/или сокращение доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита).

А поскольку кредиты в первую очередь берут фирмы, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины выпуска.

- наличие внутреннего лага.

Это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения об ее изменении. Решение об изменении принимает правительство, а введение их в действие принимается законодательно. Эти согласования требуют длительного периода времени. Более того, вступает в силу только со следующего финансового года, а за это время ситуация в экономике может измениться.

- неопределенность.

Касается проблемы идентификации экономической ситуации,

проблемы, на какую именно величину следует изменить инструменты ВВП

- дефицит бюджета.

Инструментами, стимулирующие БНП проводимой при спаде, являются увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. увеличение расходов бюджета и уменьшение доходов (налогов), что ведет к росту дефицита государственного бюджета.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.