Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие дебиторской и кредиторской задолженности.





Безналичная форма расчетов.

Безналичные расчеты — это платежи, осуществляемые без использования наличных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных учреждениях и зачетов взаимных требований.

Формы безналичных расчетов определены Гражданским Кодексом Российской Федерации.

К ним относятся:

- платежные поручения;

- чеки;

- аккредитивы;

- расчеты по инкассо;

- иные формы, предусмотренные банковскими правилами.

Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.

Расчеты платежными поручениями являются наиболее распространенной формой расчетов.

Платежными поручениями могут производиться перечисления денежных средств:

· за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

· в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

· в целях возврата размещения кредитов и займов, депозитов и уплаты процента по ним;

· по распоряжению физических лиц или в пользу физических лиц;

· в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

В соответствии с условиями основного договора платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров работ, услуг или для осуществления периодических платежей. Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счет плательщика. При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика платежные поручения оплачиваются по мере поступления средств в очередности установленной законодательством.

Расчеты по инкассо - это банковская операция, посредством которой банк по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа.



Инкассовые поручения применяются:

· если бесспорный порядок взыскания установлен соответствующими законами;

· для взыскания по исполнительным документам;

· в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору.

Инкассовое поручение составляется по установленной Положением ЦБ РФ (37) форме. В поручении должна быть сделана ссылка на соответствующий закон, исполнительный документ или договор. К поручению должен быть приложен подлинник исполнительного документа или его дубликат.

При отсутствии и недостаточности денежных средств на счете плательщика инкассовое поручение исполняется по мере поступления денежных средств в очередности, установленной законодательством.

Банки приостанавливают списание денежных средств в бесспорном порядке в следующих случаях:

· по решению органа, осуществляющего контрольные функции в соответствии с законодательством, о приостановлении взыскивания;

· при наличии судебного акта о приостановлении взыскания;

· по иным основаниям, предусмотренным законодательством.

При расчетах платежными поручениями и расчетах по инкассо расчеты у поставщиков отражают как продажу продукции, т.е. с применением счетов 45 «Товары отгруженные», 90 «Продажи», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и др. Покупатель использует счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 51 «Расчетные счета» и др.

Аккредитивная форма расчетов применяется в двух случаях: когда она установлена договором и когда поставщик переводит покупателя на эту форму расчетов в соответствии с положениями о поставках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления.

Особенность аккредитивной формы расчетов состоит в том, что оплату платежных документов производят по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им продукции.

Аккредитив - это условное денежное обязательство, принимаемое банком-эмитентом по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку произвести такие платежи.

Банки могут открывать следующие виды аккредитивов:

· покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);

· отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).

Задачи учета затрат на производство

Себестоимость представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии и прочих затрат на ее производство и продажу.

Часть расходов, включаемых в себестоимость продукции, нормируется для целей налогообложения. В себестоимость включают полную сумму таких расходов, но при расчете налогооблагаемой прибыли к ее фактически полученной величине прибавляют расходы, произведенные организацией сверх норм.

В себестоимость так же включаются потери от брака, простоев, недостачи и др.

Не включаются в себестоимость затраты и потери, относимые на счет прибылей и убытков.

Нормативными документами , определяющими организацию учета производственных издержек, являются гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» и ПБУ 10/99 «Расходы организации».

 

Классификация затрат на производство

Учет затрат осуществляется в нескольких разрезах.

По месту их возникновения(производствам, цехам, участкам) и по характеру производства(основное, вспомогательное)

Основное производство - в котором осуществляется непосредственно процесс производства продукции, выполняются работы, оказываются услуги, предназначенные для продажи.

Под вспомогательными производствами понимают производства, которые не связаны непосредственно с производством основной продукции, а обслуживают его.

По видам расходовзатраты группируют:

· По элементам затрат

· По статьям затрат (калькуляции)

Группировка затрат по экономическим элементам показывает, что именно израсходовано на производство продукции, каково соотношение отдельных элементов затрат в общей суммк расходов.

Для исчисления себестоимости отдельных видов продукции затраты группируются и учитываются по статьям калькуляции.

По способу включения всебестоимость затраты подразделяются на прямые и накладные.

В зависимости от объема различают переменные и условно-постоянные затраты.

В зависимости от периодичностивозникновения расходы делятся на текущие и единовременные.

По участию в процессепроизводства затраты классифицируют на производственные и расходы на продажу.

Для целей налогообложения затратрасходы группируются на расходы, связанные с производством и продажей, и прочие расходы.

 

По видам расходов

Группировка по видам расходов общепринята в экономике и включает в себя две классификации:

· а) по экономическим элементам затрат (или по экономическому содержанию);

· б) по калькуляционным статьям (или по целевому назначению) расходов.

Группа затрат по экономическим элементам применяется при формировании себестоимости по предприятию в целом и включает пять основных групп расходов:

1. материальные затраты;

2. затраты на оплату труда;

3. отчисления на социальные нужды;

4. амортизация основных фондов;

5. прочие затраты.

Каждая из этих групп объединяет однородные по экономическому содержанию затраты, которые не могут быть разложены на составные части и рассчитываются независимо от того, где они произведены (в основном цехе, в заводоуправлении или на складе), а также от их производственного назначения. Например, в группу затрат на оплату труда включаются все соответствующие расходы (оплата труда производственных рабочих, обслуживающего персонала, аппарата управления и т.д.)

Классификация затрат по экономическим элементам позволяет определить структуру себестоимости. Для этого исчисляют удельные веса каждого вида затрат в процентах ко всей себестоимости. Отрасли промышленности существенно отличаются по структуре себестоимости продукции (работ, услуг). В одних преобладают затраты на заработную плату (трудоемкие отрасли), в других — материальные затраты (материалоемкие отрасли), в третьих — расходы на электроэнергию (энергоемкие отрасли), в четвертых — амортизация (фондоемкие отрасли), в пятых — затраты на топливо (топливоемкие отрасли) и т.д.

Группа затрат по калькуляционным статьям используется при составлении калькуляций (расчет себестоимости единицы продукции), позволяющих определить во что обходится предприятию единица каждого вида продукции, себестоимость отдельных видов работ и услуг. Определение затрат по калькуляции как способ их группировки относительно конкретной единицы продукции позволяет отследить каждую составляющую себестоимости продукции (работ, услуг) на любом уровне.

По статьям расходов затраты группируются в зависимости от места и цели (назначения) их возникновения и относятся на каждый вид изделия прямым или косвенным методом. Эта классификация специфична для каждой отрасли промышленности. Поэтому состав расходов в каждой отрасли различен и определяется соответствующими отраслевыми или межотраслевыми инструкциями и методиками. Как правило, по статьям затрат выделяют:

1. сырье и материалы;

2. топливо и энергия;

3. основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих;

4. отчисления на социальное страхование;

5. расходы на подготовку и освоение производства;

6. расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

7. цеховые расходы;

8. общезаводские расходы;

9. прочие производственные расходы;

10. внепроизводственные (коммерческие) расходы и т.д.

В результате группировки затрат по калькуляционным статьям образуется ряд комплексных статей, состоящих из нескольких элементов расходов. К таким статьям относятся цеховые расходы, общезаводские расходы, внепроизводственные расходы. В указанные статьи входят затраты, относящиеся к различным элементам, например заработная плата и амортизация и др. Комплексными расходами выступают затраты по ремонту и обслуживанию основных средств, затраты транспортных цехов предприятия и т.п.



32. Готовая продукция и ее оценка.

Готовая продукция– это изделия или полуфабрикаты, полнос­тью законченные обработкой на данном предприятии, соответству­ющие действующим стандартам или техническим условиям, про­шедшие отдел технического контроля и принятые на склад гото­вой продукции или заказчиком.

Оценка готовой продукции может производиться по:

· фактической производственной себестоимости (полной и сокращенной);

· учетным ценам, которые могут исчисляться на базе плановой (нормативной) себестоимости (полной или сокращенной) или договорных цен.

Фактическая производственная себестоимость применяется, как правило, в единичном или мелкосерийном производстве, а также при выпуске массовой продукции небольшой номенклатуры.

Учетные цены на базе плановой (нормативной) производственной себестоимости используют в отраслях с массовым и серийным производством при большой номенклатуре продукции.

Учетные цены на базе договорных цен используют, как правило, при их стабильности.

При использовании для оценки готовой продукции учетных цен на предприятии составляют номенклатуру-ценник.


33. Учет реализации продукции.

Моментом реализации продукции считается либо факт поступле­ния выручки на счета предприятия в банках (при безналичных расчетах) или в кассу предприятия (при расчетах наличными деньгами), либо факт отгрузки продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг и предъявление покупателю (заказчику) расчетных документов.

Метод определения момента реализации продукции (работ, услуг) выбирает само предприятие исходя из условий хозяйствования и заклю­ченных договоров. Выбор этого метода является одним из важнейших элементов учетной политики предприятия.

При использовании первого метода определения момента реали­зации объектом бухгалтерского учета будет также отгруженная продук­ция, под которой понимают изделия, отпущенные покупателям со склада предприятия либо отгруженные в его адрес транспортом. До момента оп­латы отгруженной продукции покупателями ее учитывают на счете 45 «Товары отгруженные» в корреспонденции со счетом 40 «Готовая про­дукция». На основании данных банка об оплате отгруженной продукции факт ее реализации фиксируют по кредиту счета 46 «Реализация про­дукции (работ, услуг)» в корреспонденции со счетами учета денежных средств (50,51 и 52). Одновременно с отражением факта оплаты факти­ческую себестоимость реализованной продукции списывают со счета 45 в дебет счета 46.

При использовании второго метода определения момента реализа­ции при предъявлении расчетных документов на оплату отгруженной про­дукции делают запись о ее реализации по дебету счета 62 «Расчеты с по­купателями и заказчиками» и кредиту счета 46 в оценке по цене реализации. Одновременно фактическую себестоимость отгруженной продукции списывают в дебет счета 46 с кредита счета 40. По мере по­ступления выручки от реализации полученные суммы отражают по дебету счетов учета денежных средств (50,51 и 52) и кредиту счета 62.

Таким образом, при учете реализации продукции по кредиту счета 46 отражается ее объем по ценам реализации, а по дебету — ее произ­водственная себестоимость. При этом в дебет счета 46 списывают также коммерческие расходы, связанные с затратами по сбыту продукции и от­ражаемые на счете 43 «Коммерческие расходы» (расходы на упаковку продукции, рекламу, уплату комиссионных и др.). В результате дебето­вые обороты по счету 46 характеризуют фактическую полную себестои­мость реализованной продукции. Сопоставление объема реализации по ценам реализации (кредитовые обороты по счету 46) с фактической полной себестоимостью продукции позволяет выявить финансовый резуль­тат от реализации, который списывают на счет 80 «Прибыли и убытки».

Согласно нормативным документам по бухгалтерскому учету продукция считается проданной (реализованной) с момента ее отгрузки (отпуска) покупателям и предъявления им расчетных документов. Переход права собственности происходит в момент передачи продукции покупателю либо транспортной организации.

Синтетический учет продажи продукции зависит от выбранного метода учета продажи продукции.

Организациям для целей налогообложения разрешается определять выручку от продажи продукции (работ, услуг) либо на момент оплаты отгруженной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), либо на момент отгрузки и предъявления платежных документов покупателю. Выбранный момент продажи для целей налогообложения должен быть отражен в их учетной политике.

Независимо от выбранного метода продажи для учета проданной продукции (работ, услуг) используется активно-пассивный счет 90 «Продажи», субсчет «Выручка». При помощи этого счета выявляется результат хозяйственной деятельности организации в части произведенной и реализованной продукции (работ, услуг).


34. Понятие, классификация и оценка финансовых вложений.

Финансовые вложения – это вложения организации в активы с целью получения дополнительных доходов в виде процентов, дивидендов или прироста стоимости активов.

Порядок бухгалтерского учета финансовых вложений регламентируется ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений».

Активы принимаются к учету в качестве финансовых вложений при единовременном соблюдении следующих условий:

– наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование права у организации на финансовые вложения и получение доходов, вытекающее их этого права;

– переход к организации финансовых рисков, связанных с финансовыми вложениями;

– способность приносить экономические выгоды в будущем в форме процентов, дивидендов либо прироста их стоимости.

К финансовым вложениям относят инвестиции организаций в государственные ценные бумаги (облигации и другие долговые обязательства), в ценные бумаги и уставный капитал других организаций, а также предоставленные посторонним организациям займы на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Ценная бумага – денежный документ, удостоверяющий имущественное право или отношение займа владельца документа к лицу выпустившему документ.

В число финансовых вложений организации включаются:

1) государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций;

2) вклады в уставный (складочный) капитал других организаций;

3) предоставленные другим организациям займы;

4) депозитные вклады в кредитных организациях;

5) дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования и пр.

Финансовые вложения классифицируют по следующим признакам:

1) по связи с уставным капиталом;

2) по формам собственности;

3) срокам, на которые они произведены, и др.

В зависимости от связи с уставным капиталом различают:

1) финансовые вложения с целью образования уставного капитала (акции, вклады в уставный капитал других организаций);

2) долговые ценные бумаги (облигации, закладные, депозитные и сберегательные сертификаты, казначейские обязательства, векселя

По формам собственности выделяют:

1) государственные;

2) негосударственные ценные бумаги.

В зависимости от срока, на который произведены финансовые вложения, они подразделяются:

1) на долгосрочные (когда установленный срок их погашения превышает один год);

2) краткосрочные (когда установленный срок их погашения не превышает 12 месяцев).

Финансовые вложения принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Предусмотрены различные способы формирования первоначальной стоимости финансовых вложений в зависимости от способа их приобретения.

Первоначальной стоимостью финансовых вложений, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов.

Первоначальной стоимостью финансовых вложений, внесенных в счет вклада в уставный капитал, признается денежная оценка согласованная учредителями.

Первоначальной стоимостью финансовых вложений, приобретенных безвозмездно, признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к учету.

Первоначальной стоимостью финансовых вложений, приобретенных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами, признается стоимость переданных или подлежащих передаче активов.

Для целей последующей оценки финансовые вложения делятся на две группы:

– финансовые вложения, по которым может быть определена текущая рыночная стоимость (котируемые ценные бумаги) – отражаются в бухгалтерской отчетности на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости путем корректировки их оценки на предыдущую отчетную дату. Сумма корректировки учитывается в составе прочих доходов или расходов организации;

– финансовые вложения, по которым рыночная стоимость не определяется (вклады в уставные капиталы других организаций, предоставленные займы, уступленная дебиторская задолженность, некотируемые ценные бумаги и др.) – подлежат отражению в бухгалтерском учете и в бухгалтерской отчетности на отчетную дату по первоначальной стоимости, за исключением финансовых вложений, по которым произошло обесценение.

В соответствии с ПБУ 19/02 под обесценением финансовых вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость, признается устойчивое существенное снижение их стоимости ниже величины экономических выгод, предполагаемых получить от данных финансовых вложений. Если это устойчивое снижение можно подтвердить, то организация должна образовать резерв под обесценение финансовых вложений на величину разницы между их учетной и расчетной стоимостью. Величина резерва определяется по каждому виду финансовых вложений.

Сумма резерва под обесценение финансовых вложений включается в состав прочих расходов организации, создание резерва отражается бухгалтерской записью

Дт сч. 91 «Прочие доходы и расходы»

Кт сч. 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений»

Если расчетная стоимость финансовых вложений повышается, то на сумму повышения резерв будет уменьшен и увеличены доходы организации.

В бухгалтерской отчетности стоимость обесцененных финансовых вложений отражается по учетной стоимости за вычетом суммы созданного резерва под их обесценение.

Единицей бухгалтерского учета финансовых вложений может являться серия, партия, однородная совокупность.

Счет 58 «Финансовые вложения» предназначен для обобщения информации о формировании, наличии и движении финансовых вложений.

К данному счету могут быть открыты следующие субсчета:

58-1 «Паи и акции»;

58-2 «Долговые ценные бумаги»;

58-3 «Предоставленные займы»;

58-4 «Вклады по договору простого товарищества» и др.

Аналитический учет финансовых вложений ведут по их видам (паи, акции, облигации и др.) и объектам, в которые они осуществлены (организации – продавцы ценных бумаг, организации-заемщики и т.д.), с обязательным получением информации о финансовых вложениях на территории страны и за рубежом.

Построение аналитического учета финансовых вложений должно также обеспечивать возможность получения данных о долгосрочных и краткосрочных вложениях.


35. Понятие и классификация доходов организации.

В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств организациями-дебиторами, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Доходы организации в зависимости от их характера, условий получения и направлений ее деятельности подразделяются на:

1) доходы от обычных видов деятельности;

2) прочие доходы.

Доходами от обычных видов деятельности являются поступления от осуществления хозяйственных операций являющихся предметом деятельности организации. К ним относятся:

– выручка от продажи продукции, товаров, работ и услуг;

– в организациях, предметом деятельности которых является сдача в аренду своих активов – это арендная плата;

– в организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату прав пользования объектами интеллектуальной собственности – это лицензионные платежи за пользование объектами интеллектуальной собственности;

– в организациях, предметом деятельности которых является участие в уставных капиталах других организаций – это поступления связанные с этой деятельностью (дивиденды).

Выручка от обычных видов деятельности определяется исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

б) сумма выручки может быть определена;

в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации;

г) право собственности на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);

д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Если не выполняется хотя бы одно условие, то в бухгалтерском учете признается кредиторская задолженность, а не выручка.

К прочим доходам относятся поступления от осуществления хозяйственных операций, которые не являются предметом деятельности организации.

Прочими доходами являются:

а) поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации;

б) поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной деятельности;

в) поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

г) прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

д) поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

е) проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.

К прочим доходам также относятся: штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; поступления в возмещение причиненные организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; положительные курсовые разницы; сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных).

В составе прочих доходов учитываются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов и страховые возмещения стоимости погибшего имущества т.п.


36. Структура и порядок формирования финансового результата.

Конечный финансовый результат хозяйственной деятельности организации (балансовая прибыль или убыток), представляет собой сумму финансовых результатов от реализации продукции, работ, услуг, товаров, основных средств, материальных ценностей, нематериальных и прочих активов и прибыли (убытков), полученных от внереализационных операций.

Различают балансовую прибыль и прибыль (убыток), остающуюся в распоряжении предприятия (чистая прибыль).

Балансовая прибыль (убыток) представляет собой сумму финансовых результатов от реализации продукции (товаров, работ, услуг), основных средств, материальных ценностей, нематериальных и прочих активов и прибыли (убытков), полученных от внереализационных операций.

При этом прибыль (убыток) от реализации продукции, товаров, работ, услуг определяется, как разница между выручкой от их реализации в отпускных ценах (валовым доходом) и издержками производства (обращения) реализованной продукции, товаров, работ, услуг и суммами налогов, сборов и отчислений, уплачиваемых в соответствии с установленным законодательством порядком из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг.

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется либо по мере ее оплаты (при безналичных расчетах – по мере поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами — по поступлении средств в кассу), либо по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов.

Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) устанавливается организацией на длительный срок (ряд лет), исходя из условий хозяйствования и заключаемых договоров.

Прибыль (убыток) от реализации основных средств рассчитывается как разница между выручкой от их реализации в отпускных ценах и их остаточной стоимостью, а также расходами, связанными с их реализацией, и налогами, относимыми на их реализацию.

Прибыль (убыток) от реализации материальных ценностей и других активов исчисляется как разница между выручкой от их реализации в отпускных ценах и затратами на их приобретение, реализацию и налогами, относимыми на их реализацию.

В результате производственно-хозяйственной деятельности организации могут иметь прибыли или убытки от внереализационных операций: суммы полученных (уплаченных) штрафов, пени, неустоек и других экономических санкций (за исключением сумм санкций, вносимых в бюджет в соответствии с законодательством); прибылей и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году; некомпенсируемых убытков от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций; потерь от списания долгов и дебиторской задолженности; поступлений долгов, ранее списанных как безнадежные; прочих доходов (потерь, расходов), относимых в соответствии с действующим законодательством на счет прибылей и убытков.

В совместных организациях основная часть прибыли также формируется в процессе реализации продукции, работ и услуг на внутреннем и внешнем рынке и представляет собой разницу между валовым доходом, полученным от реализации продукции (работ, услуг), и фактическими затратами на ее изготовление (выполнение работ, оказание услуг) и сбыт.

Прибыль, остающаяся в распоряжении организации (чистая прибыль), представляет собой разность между балансовой прибылью и налоговыми платежами за счет нее. Указанная прибыль остается в распоряжении организации и может направляться на создание различных фондов.

Таким образом, финансовые результаты работы организации (прибыль, убыток) формируются в процессе реализации продукции (товаров, работ, услуг), основных средств, товарно-материальных ценностей, нематериальных и прочих активов, а также внереализационных доходов и расходов.

В процессе хозяйственной деятельности организации могут наряду с прибылью иметь и непредвиденные потери. Как прибыли, так и убытки должны найти отражение в учете по каждой статье и финансовым результатам в целом.

Для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности предприятия в отчетном году предназначен синтетический счет 80 “Прибыли и убытки”.

По кредиту этого счета отражаются прибыли (доходы) предприятия, а по дебету — убытки (потери).


37. Понятие кредитов и займов, их отличительные особенности.

Кредиты и займы регулируются ст. 807–817 и ст. 818–819 гл. 42 ГК.

Кредиты и займы – это система экономических отношений, которые возникают при передаче имущества в денежной или натуральной форме от одной организации к другой или лицу на условиях последующего возврата, а также при уплате процентов за временное пользование за определенный срок.

Ниже рассматриваются основные отличия кредитов от займов:

Кредит можно получить у организации, имеющей лицензию ЦБ России на данный вид деятельности. – Займодавцем может быть любое физическое и юридическое лицо.

В кредит можно получить только денежные средства (исключение – товарный кредит). Предметом договора займа могут быть денежные средства и вещи.

Кредитный договор заключается в письменной форме. – Договор займа с юридическими лицами оформляется в письменной форме, с физическими лицами в размере до 10 МРОТ – в устной форме.

Кредитный договор возмездный. – Договор займа может быть возмездным и безвозмездным.

Кредитный договор консенсуальный, считается заключенным с даты подписания. – Договор займа реальный, считается заключенным с момента его подписания.

Срок возврата кредита устанавливается кредитным договором. – Кредит может быть возвращен досрочно, если это предусмотрено договором.

Срок возврата займа устанавливается договором займа. – Займ может быть возвращен досрочно, если он беспроцентный и иное не предусмотрено договором.

Кредит в широком смысле - это система экономических отношений, возникающих при передаче имущества в денежной или натуральной форме от одних организаций или лиц другим на условиях последующего возврата денежных средств или оплаты стоимости переданного имущества и, как правило, с уплатой процентов за временное пользование переданным имуществом.

Различают банковский кредит и коммерческий кредит (займы). Банковский кредит - это выданные банком организациям и физическим лицам денежные средства на определенный срок и определенные цели, на возвратной основе и обычно с уплатой процентов. Банк имеет специальное разрешение (лицензию) на проведение банковских операций. Коммерческий кредит (заем) предоставляется одними организациями другим, обычно в виде отсрочки уплаты денежных средств за проданные товары. Предметом договора займа помимо денег могут быть вещи.

В отличие от банков, коммерческие организации не могут предоставлять заем из чужих денежных средств, временно находящихся у заимодавца. Кроме того, организации, не располагающие банковской лицензией, не могут заниматься кредитной деятельностью систематически. Критерии систематичности законодательством не оговорены, и решение этого вопроса зависит от контролирующего органа или арбитражного суда.

Порядок выдачи и погашения кредитов определяется законодательством и составляемыми на его основе кредитными договорами. В договорах указывают объекты кредитования, условия и порядок предоставления кредита, сроки его погашения, процентные ставки, порядок их уплаты, права и ответственность сторон, формы взаимного обеспечения обязательств, перечень и периодичность предоставления соответствующих документов и т.п.

Для учета операции по получению и погашению кредитов и займов используют пассивные счета 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" и 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам". Полученные ссуды и займы отражают по кредиту этих счетов в корреспонденции со счетами по учету денежных средств и расчетов, а погашенные ссуды и займы - по дебету счетов в корреспонденции со счетами денежных средств.


38. Учет кредитов банков и коммерческих кредитов.

Банковский кредит (ссуда) является важным источником заемных средств организации.
Кредитно-расчетные отношения организации с банками строятся на добровольной основе и обоюдной заинтересованности партнеров.
Кредит предоставляется организациям, как правило, под укрупненные объекты кредитования (по совокупности материальных запасов и производственных затрат) или только для расчетов с поставщиками, на выдаче заработанной платы и под комплекс целевых экономических и социальных программ.
Учреждения банков выдают кредиты на условиях строгого соблюдения принципов возвратности, срочности, платности, и под обеспечение, предусмотренных законодательством и согласованных сторонами. Все вопросы, связанные с выдачей и погашением кредитов регулируется правилами банков. Между организацией - заемщиком и банком заключается кредитный договор. В нем предусматриваются: объекты кредитования, срок кредита, условия и порядок его выдачи и погашения, формы обеспечения обязательств, процентные ставки, порядок их уплаты, обязательства, права и ответственность сторон по выдаче и погашению кредита, перечень документов и периодичность их представления банку и другие условия.

Для получения кредита организация направляет банку обоснованное ходатайство (заявление) с приложением копии учредительных и других документов (устав, регистрационное удостоверение, бухгалтерские отчеты и другие), подтверждающие обеспеченность возврата кредита.
До заключения договора банк тщательно анализирует платежеспособность организации, то есть ее способность своевременно возвратить кредит и уплатить проценты. Для этого он использует полученное от нее документы и отчеты, а при необходимости и предварительные проверки наличия объекта обеспечения на месте.
В дальнейшем организация в порядке и сроки, установленные кредитным договором представляет банку до полного погашения кредита, бухгалтерский отчет (баланс) и другие документы, необходимые для текущего (оперативного) контроля за хозяйственно-финансовой деятельности организации.
В зависимости от срока, на который выдаются они де









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.