Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Информационные системы класса MRP II





 

Метод планирования производственных ресурсов(Manufacturing Resource Planning , MRP II) – результат естественного развития MRP-методологии. Поскольку MRP- методология предназначена в первую очередь для планирования необходимых материалов, идея охватить области деятельности, от которых зависит пополнение или расход материалов, выглядит вполне логичной.

Кроме этого при планировании MRP- методология использует принцип неограниченной загрузки, то есть при расчете игнорируется ограниченность производственных мощностей других ресурсов. В действительности не все ресурсы предприятия могут рассматриваться как неограниченные. Поэтому еще одна функция планирования системы, отличающая MRP II от MRP - это функция планирования производственных мощностей,с помощью которой проводится анализ потребностей в необходимых материалах к привязке к производственным ресурсам и их возможностям, а также с учетом существующей и планируемой загрузки.

Таким образом, MRP II – это планирование по MRP плюс функции управления складами, снабжением, продажами и производством. Поскольку на промышленном предприятии большинство денежных средств, так или иначе, связано с производством или запасами, использование вышеперечисленных функций делает возможным включение в единую систему также функций учета и управления финансами. Кроме этого в этом классе систем появилась возможность моделирования производственных процессов.

В MRP II присутствует взаимосвязь между различными функциональными подразделениями и ясное понимание общих целей и задач всего предприятия. MRP II представляет собой интеграцию большого количества отдельных модулей, таких как планирование бизнес-процессов, планирование потребностей в материалах, планирование производственных мощностей, планирование финансов, управление инвестициями и т. д.



Реализация методологии MRP II в конкретной информационной системе предполагает наличие обратной связи, информирующей о качестве выполнения сформированных планов и позволяющей, при необходимости, внести коррективы в эти планы.

Первоначально методология MRP II разрабатывалась для сборочных (дискретных) производств. Классическим примером дискретного производства является машиностроение. Не вдаваясь в детали, дискретное производство можно определить как производство по сборке конечного изделия, основанное на иерархическом описании состава изделия. Впоследствии аналогичные принципы и методы планирования были разработаны и для других типов производств.

 

 

Информационные системы класса ERP

 

 

Корпоративные информационные системы (КИС) (англ. ERP -Enterprise Resource Planning) -это комплекс интегрированных приложений, позволяющих создать единую среду для автоматизации планирования, учета, контроля и анализа всех основных бизнес-процессов предприятия. КИС включает в себя определенный набор подсистем, связанных с деятельностью предприятия: финансы, снабжение и сбыт, хранение, производство и т.д.

 

Основные особенности информационных систем класса ERP:

 

· универсальность с точки зрения типов производств;

· поддержка многозвенного производственного планирования;

· более широкая (по сравнению с MRP II) сфера интегрированного планирования ресурсов;

· включение в систему мощного блока планирования и учета корпоративных финансов;

· внедрение в систему средств поддержки принятия решений.

 

 

Основными различиями между MRP II и ERP -системамиявляются:

 

· ERP-системы создаются для больших многофункциональных и территориально распределенных корпораций (например, холдингов, транснациональных компаний, и т. д.). MRP II-системы ориентированы на рынок средних предприятий, которым не требуется вся мощность ERP-систем.

· В ERP, в отличие от MRP II, больше внимания уделяется финансовым подсистемам.

· В системах ERP больше внимания уделяется средствам поддержки принятия решений и средствам интеграции с хранилищами данных (иногда включаемых в систему как новый модуль).

· В системах ERP разработаны развитые средства настройки (конфигурирования) и адаптации, в том числе применяемые динамически в процессе эксплуатации систем.

 

Существенные же отличия ERP от MRP II можно выразить следующей формулой:

 

ERP = MRP II + реализация всех типов производства + интегрирование планирования ресурсов, включая финансовые, по различным направлениям деятельности компании + многозвенное планирование.

 

Информационные системы класса ERP II

 

 

CRM - концепция

 

После появления крупных супер-маркетов и торговых автоматов стало наблюдаться обезличивание клиентов, что стало приводить к падению продаж. Для сохранения конкурентно способности в последние годы принципы персонализации и заботы о потребителе стали возвращаться, воплотившись в концепции CRM.

CRM- Customer Relationship Management (управление взаимоотношениями с клиентом) - провозглашает вместо заботы об обезличенных потребителях заботу о потребителе. Причем, о каждом индивидуально. Собираемая и обрабатываемая информация о клиенте (например, история его покупок, потребности и предпочтения) используется для того, чтобы более точно специфицированное предложение было с большой долей вероятности принято клиентом. Естественно, что при наличии большого числа клиентов, подобный подход реализуется с использованием информационных технологий как вспомогательного инструмента.

CRM-концепция требует более совершенных подходов, ориентированных на потребителя, целью которых является развитие бизнеса как такового. Таким образом, CRM подразумевает управление маркетинг - процессами, продажами, производством, разработками и т.д.

В реализацию CRM-концепции должно быть вовлечено (в прямой или опосредованной форме) большинство корпоративных служб и подразделений - маркетинг, производство, служба клиентской поддержки, территориальные подразделения продаж и службы сервиса.

Сегодня CRM-концепция объединяет все системы, имеющие отношение к контактам с клиентом: управление территориальными продажами, клиентскую поддержку, управление маркетингом и продажами, управление деятельностью, направленной на продвижение продукта.

Традиционные маркетинговые стратегии, ориентированные на увеличение доли продукта в рыночной массе, как правило, базируются на так называемом принципе ПППС: "продукт - позиционирование - продвижение - стоимость". Главные усилия в этом случае сосредотачиваются на увеличении количества сделок между продавцом и покупателем, а объем сделок отражает успех воплощения маркетинговой стратегии в практической деятельности компании.

CRM-концепция непосредственно не может быть увязана с увеличением количества сделок. В ее задачи входит увеличение доходности, прибыльности системы продаж и повышение клиентской удовлетворенности. В рамках этой концепции компания, используя имеющиеся в ее распоряжении инструменты, технологии и подходы, совершенствует взаимоотношения с клиентами в целях увеличения объемов продаж. С этой точки зрения CRM в процедурном плане скорее является бизнес процессом, чем технологией. Само понятие CRM - управление взаимоотношениями с клиентом - определяет основные бизнес-функции этих систем.

Борьба за клиента велась всегда и будет продолжаться, пока существуют рыночные отношения. Однако с точки зрения экономической выгоды, гораздо дешевле поддержать взаимоотношения с постоянным покупателем, чем найти нового.

 

В пользу этого говорят несколько широко известных фактов.

· Принцип Парето утверждает, что около восьмидесяти процентов дохода компании обеспечивается двадцатью процентами ее клиентов.

· В продажах промышленных товаров торговому представителю в среднем требуется от десяти обращений к новым потенциальным покупателям, чтобы продать единицу товара, и лишь 2-3 обращения к уже существующим клиентам.

· Заключить сделку с уже имеющимся клиентом легче (следовательно, дешевле) в 5-10 раз, чем добиться этой же сделки с новым покупателем.

· Среднестатистический клиент, разочарованный в своем поставщике, рассказывает о своих злоключениях десяти знакомым.

· Увеличение доли постоянных покупателей на 5 процентов выражается в общем увеличении объемов продаж более чем на 25%.

 

В материальном отношении преимущества CRM-концепции можно охарактеризовать следующим образом:

 

· Повышение чувства удовлетворения у клиента. Сделать процедуру продажи настолько приятной, чтобы клиент обратился за новой покупкой только к Вам.

· Снижение расходов на сопровождение продаж и дистрибуцию.

o Определить цели в рекламе таким образом, чтобы повысить вероятность принятия предложения Вашей компании потенциальным покупателем.

o Использовать Интернет-решения для того, чтобы снизить долю прямых персональных продаж и количество дистрибьюторских каналов.

o Управлять взаимоотношениями с клиентом, вместо того чтобы управлять продукцией (это потребует коренных изменений в маркетинговой концепции компании).

· Снижение расходов на клиентское сопровождение.

o Сделать максимально доступной всю информацию о продуктах сотрудникам подразделения обслуживания, чтобы они смогли ответить на любой вопрос клиента.

o Автоматизация консультативного центра позволит торговым представителям получать своевременную информацию по истории продаж и взаимоотношений с клиентом, что увеличит объемы дополнительных и перекрестных продаж.

 

Следует отметить, что такие признанные авторитеты IT-рынка, как IBM, Oracle, Microsoft включают в свои СУБД программные продукты, реализующие CRM- концепцию.

 

SMC- концепция

 

Supply Chain Management (SCM) - управление цепочками поставок – это концепция, заключающаяся в интегрировании ключевых бизнес-процессов, начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей.

SCM – концепция простирается от поставщиков сырья через производство, сборку, контроль качества, складирование и далее через каналы дистрибуции, оптовых торговцев и розничных продавцов к месту конечного потребления продукции или услуг.

SCM - определяет философию управления, в которой поставка изделий или услуг конечному пользователю рассматривается как процесс. Этот процесс должен управляться в целом, независимо от функций отдельного предприятия и границ между предприятиями, чтобы в итоге увеличить ценность бизнеса всех его участников.

SCM- концепция подчеркивает тот факт, что недостаточно сосредоточиться только на улучшении внутренних процессов и функций, потому что деловые действия предприятия также включают сеть отношений, далеко выходящих за стены компании. Поэтому назначение и цель SCM - концепции заключается в том, чтобы управлять и совершенствовать эту сложную сеть отношений через интеграцию связей, предоставление и совместное использование технологий, информации и ресурсов.

Информационные системы, реализующие SCM - концепцию, решают две группы вопросов: операционные и тактические.

1. Операционные вопросы связаны с текущей деятельностью предприятия, повседневные действия.

· Закупки, снабжение производства. Здесь SCM решает задачи взаимодействия с поставщиками - их поиск, оформление заказа, расчеты. У SCM должен существовать аналитический модуль, который позволяет определить, что и сколько закупать для непосредственного производства. Такие выводы делаются на основе данных по прогнозу спроса на готовую продукцию компании и информации по мощностям производства - насколько они сейчас загружены, сколько и за какое время мы производим готовой продукции. Основываясь на таких данных, SCM система может автоматически осуществлять закупки, сводя человеческие действия к минимуму.

· Управление складами. Специальная система позволяет накапливать и отражать данные о количестве и размещении товара на каждом складе. Система контролирует все складские процессы: ожидание приемки товаров, подготовка склада, при хранении помогает учитывать особенности, как самого склада, так и характеристики товара. Помогает информировать каждого рабочего склада о его задачах (для этого используется радиоаппаратура).

· Управление логистикой, оптимизация транспортных операций. Позволяет рассчитать стоимости перевозки различными средствами транспорта, агрегирование таможенных затрат, погрузочно-разгрузочных работ, отслеживание сроков перевозок и пр. Одна из задач системы - показать менеджеру, где находится товар сроки доставки и пр.

· Сбыт, работа с дистрибьюторами. Могут использоваться специальные виртуальные торговые площадки для работы с дистрибьюторами, через которые проходят их заказы и взаиморасчеты. Так же SCM система может обеспечивать индивидуальный контроль за каждым дистрибьютором и мониторинг его прибыльности и надежности.

 

2. Тактические вопросы, определяющие относительно глобальные позиции по производству и поставкам.

· Подсистема позволяет выработать транспортные маршруты и планировать территориальное расположение самого производственного цеха, складских помещений для материалов и сырья, а также для готовой продукции. Для этого в системе обычно используются специальный пакет для работы с электронными географическими картами. Соответственно решения будут применяться исходя из территориального нахождения рынка сбыта и рынка поставщиков, а также затрат на логистику.

· SCM- система может помочь определить оптимальный будущий выпуск продукции, и принимать соответствующие тактические решения о производственных мощностях и расширении производства. Опять же основываясь на данных по спросу на продукцию и предложении от поставщиков.

· Как логическое продолжение - система должна определять структуру запасов сырья и готовой продукции для уменьшения операционных издержек, учитывая поддержку бесперебойного производства и отгрузку готового товара.

 

SCM системы могут быть полезными при разработке маркетологами ценовой политики, в том смысле, что система может реально оценить себестоимость продукции. Поскольку полномасштабная SCM система “видит” весь процесс преобразования сырья/материалов в конечный продукт она может оценить ту добавочную стоимость, которая была создана в ходе производства, разделить косвенные и прямые затраты.

В конечном итоге целью внедрения систем класса SCM является повышение прибыльности компании, путем улучшения конкурентоспособности или, как принято говорить в рамках стратегического управления. Это достигается двумя путями.

· Во-первых, SCM система позволяет значительно лучше удовлетворить спрос на продукцию компании. Если же CRM-система говорит компании о том, что и когда требуют клиенты, то SCM система позволяет определить что и когда должна компания произвести и закупить, чтобы удовлетворить этот спрос.

· Во-вторых SCM система позволяет значительно снизить затраты на логистику и закупки. В общей стоимости товара такие затраты (зависит от отрасли) обычно лежат в пределах 10%-15%. Современные системы электронных закупок и информационные системы управления складами и логистикой позволяют в ряде случаев снизить их до 1%-2%.

 

 

12.5. Примеры современных корпоративных информационных систем

 

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

12.6. BPM - системы

 

на рубеже XX и XXI столетий появилась принципиально новое направление в развитии информационных системах управления предприятием - Business Perfomance Managament (BPM) – системы. На русский язык этот термин обычно переводится как «управление эффективностью бизнеса». В общем случае BPM – это целостный, процессно- ориентированный подход к принятию управленческих решений, направленный на улучшение способности предприятия (компании) оценивать свое состояние и управлять эффективностью свой деятельности на всех уровнях, путем объединения владельцев, менеджеров, персонала и внешних партнеров в рамках общей интегрированной системы управления. В основе концепции BPM лежит идея непрерывного цикла управления включающего:

· Определение целей развития

· Моделирование факторов, определяющих достижение этих целей

· Планирование действий, ведущих к достижению поставленных целей

· Постоянный мониторинг, позволяющий отслеживать состояние ключевых показателей эффективности и их отклонение от плана

· Анализ достигнутых результатов, позволяющих лучше осознать природу «носителей эффективности»

· Составление финансовой и управленческой отчетности, помогающей руководителям принимать экономически обоснованные решения

 

 

В последние годы большую популярность получила методология управления предприятием Balanced Scorecard (BSC) – сбалансированная система показателей, за создание которой Роберт Каплан и Дэвид Нортон получили Нобелевскую премию в области экономики. В рамках этой методологии был предложен новый набор измеряемых показателей -карта стратегий. Карта стратегий позволяет формализовать причинно- следственные связи между стратегическим управлением и показателями эффективности и в ней выделяются четыре перспективы:

· Финансы (финансовое положение и финансовые результаты деятельности)

· Клиенты (то, как предприятие выглядит с точки зрения своих клиентов)

· Внутренние процессы (ключевые процессы, в значительной мере определяющие эффективность деятельности компании)

· Обучение и рост (наиболее важные элементы культуры, технологии и навыков персонала предприятия)

 

Информационные BPM- системы, позволяющие реализовать методы BSC, представляют собой настройку над ERP – системами и интегрируют получаемую от ERP- систем информацию для решения задач анализа и стратегического планирования. Типовая архитектура информационной BPM – системы показана на рис .3.

 

 

 

Рис.3 Типовая архитектура BPM – системы

 

Моделирование бизнеса позволяет формировать многовариантные сценарии деятельности, рассчитывать себестоимость с применением методов функционально- стоимостного анализ, учитывать использование ресурсов и выявлять узкие места.

Планирование, бюджетирование и прогнозирование обеспечивает ведение аналитических направлений и классификаторы, описание финансовой структуры и принципов взаимодействия, учет трендов, анализ отклонений и т.п. Система бюджетирования учитывает потребности крупных организаций, позволяя составлять бюджеты для каждой бизнес организации и для каждого из структурных подразделений, при этом консолидация может осуществляться на любом из уровней организационной структуры.

Финансовая и консолидированная отчетность позволяет организовать сбор финансовой отчетности филиалов, отделений, дочерних и зависимых компаний, выполнить корректирующие проводки, обеспечить консолидацию финансовой информации и сформировать комплект финансовых отчетов.

 

Модуль аналитические задачи позволяет собирать необходимую информацию из различных разнородных источников, структурировать ее в соответствии с экономическими категориями и таким образом обеспечить единый взгляд на управленческую информацию. Программные продукты представляют собой OLAP- системы. Такие системы не зависят от особенностей информационной инфраструктуры предприятия и могут работать со всеми необходимыми данными, независимо от их источников.

 

Лекция 13

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.