Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методические рекомендации к курсу «Культурология»





КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Методические рекомендации к курсу «Культурология»

Учебно-методическое издание, соответствующее требованиям Государственного образовательного стандарта, содержит систематическое изложение дисциплины, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

В методических рекомендациях нашли отражения разделы курса: теория культуры, история мировой культуры, история культуры России.

Культурология предшествует изучению конкретной фактологической тематики курса «История России», готовит к восприятию сложной и абстрактной проблематики курса «Философия», дает основания для изучения курсов «Психология» и «Педагогика», фундирует знания для специализированного толкования курса «Социология и Политология». В этом смысле «Культурология» является интегральной дисциплиной в сфере гуманитарного знания.

Раздел 1. Теория культуры

Тема 1. Введение. Понятие «культура»

Культурология как научная и учебная дисциплина. Предмет культурологии: изучение сущности, основных функций культуры и закономерностей ее развития. Место культурологии среди других гуманитарных наук. Основные разделы культурологии. Методология культурологических исследований. Задачи преподавания курса «Культурология» в подготовке работников органов внутренних дел.

Понятие «культура».Многозначность понятия «культура». Культура как социальная форма наследования. Культура и ценностное отношение человека к миру. Культура в жизни человека. Культура как процесс самопознания человека. Личность и культура. Роль культуры в социализации личности.

Тема 2. Становление культурологии как науки



История становления понятия «культура». История культурологии как науки. Представление о культуре в Древнем мире. Цицерон. Средние века: культура как отпечаток божественности. Начало теоретических изысканий в области культуры в западноевропейской культуре XVIII в. Философы Просвещения и немецкой классической философии о культуре. Философия жизни и проблемы культуры: Ф.Ницше, Г.Зиммель, О.Шпенглер. "Закат Европы". Этнографические традиции в культурологии.

Современные представления о культуре. Структурализм. Игровые концепции культуры. Теологические концепции культуры. Основные тенденции в развитии науки о культуре.

Тема 3. Элементы культуры

Структурно-функциональный анализ и его роль в исследовании феномена культуры. Культура как система. Структурный анализ сферы культуры. Знания, ценности и знаковая система как элементы понятия «культура». Дихотомичность культуры. Социальное и индивидуальное в культуре.

Виды культуры. Культура и субкультура. Культура и антикультура. Взаимосвязь структуры и функций культуры. Общие и специфические функции культуры.

Религия как культурный феномен. Место религии в культуре. Религия как древнейший системообразующий элемент в культуре. Структура религии. Основные функции религии в культуре. Исторические формы религии. Национальные и мировые религии.

Наука в системе культуры. Наука как поиск порядка в мире. Наука и религия – взаимодополняющие и взаимоисключающие составляющие культуры.

Мораль и право в системе культуры. Добро и справедливость как высшие нравственные и правовые ценности. Мораль и право как главные социальные регуляторы.

Искусство в системе культуры. Искусство как одна из составляющих механизма социального и культурного наследования. Основные функции искусства: коммуникативная, познавательная, воспитательная, эстетическая. Искусство как «мораль жизни».

Эстетическая сторона культуры. Специфика эстетического освоения действительности. Объективные и субъективные основы эстетического отношения. Искусство и творчество. Основные виды искусства.

Тема 4. Историческая типология культур

Проблема исторического прогресса культуры. Противоречивый характер развития культуры. Регресс, стагнация, эволюция и революция в культуре. Теории линейного развития и культурно-исторических циклов. Соотношение понятия «культура» и «цивилизация». Преемственность в развитии культуры.

Проблемы генезиса культуры. Теория «культурных кругов». Теория «линейной эволюции культуры».

Культура и этнос. Национальная культура как реальная форма существования культуры. Национальное и общечеловеческое в культуре.

Проблема целостности культуры. Историческое единство человечества и проблемы многообразия культур. Возможные подходы к типологизации культур и философско-методологические принципы, лежащие в их основании.

Тема 5. Культурное наследие, его сохранение

И использование

Понятие культурного наследия. Общечеловеческое и национальное культурное состояние. Проблема сохранения культурного наследия. Памятники культуры, музеи, их место в жизни культуры. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». Конституция и законы Российской Федерации о сохранении и использовании культурного наследия. Роль органов внутренних дел в сохранении культурного наследия.

Библиографический список к разделу 1

Обязательная литература

Культурология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996.
С. 138 - 382.

Дополнительная литература

1. Баткин Л.М. О некоторых условиях культурологического подхода // Античная культура и современная наука. М., 1985.

2. Баткин Л.М. Два способа изучать историю // Вопросы философии. 1986. № 12.

3. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Эстетика словесного творчества. М., 1979.

4. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Эстетика словесного творчества. М., 1979.

5. Белый А. Символизм и миропонимание. М., 1994.

6. Бергсон А. Здравый смысл и классическое образование // Вопросы философии. 1990. № 1.

7. Беречь культуру каждого народа // Наше наследие. 1990. № 1.

8. Библер В.В. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.

9. Богданов А.А. Пути пролетарской культуры // Пролетарская культура. 1920. № 15, 16.

10. Богданов А.А. Линии культуры XIX и ХХ века: Методолог. и ист. тез. // Тр. комиссии по научному наследию А.А. Богданова. М., 1992.

11. Богданов А.А. О пролетарской культуре. 1904  1924. М.; Л., 1925.

12. Боголюбова Е.В. Культура и общество. (Вопросы и теории). М., 1978.

13. Вернадский В.И. Задачи высшего образования нашего времени // Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М., 1989.

14. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

15. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М., 1985.

16. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации. М., 1993.

17. Даниэль С.М. Искусство видеть. Л., 1990.

18. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М., 1980.

19. Иванов Вяч. Вс. Культурная антропология и история культуры // Одиссей: человек в истории. М., 1989.

20. Иванов Вяч. Вс. В поисках утраченного // Наше наследие. 1989.
№ 1.

21. Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

22. Кругликов В.А. Образ «человека культуры». М., 1988.

23. Культурология сегодня. Основы. Проблемы. Перспективы. М., 1993.

24. Культурология ХХ века: Антология. Философия и социология культуры. М., 1994.

25. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.

26. Ленин В.И. О культуре. М., 1992.

27. Лисюткин О.М. К вопросу о становлении категории «культура» // Философские науки. 1982. № 3.

28. Лихачев Д.С. Экология культуры // Памятники Отечества. 1980. № 2.

29. Лихачев Д.С. Русская культура в духовной жизни мира // Союз. 1990. № 34.

30. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.

31. Лотман Ю.М. Проблема «обучения культуре» и ее типологическая характеристика // Ученые записки Тартусского гос. ун-та. Вып. 284. Тарту, 1971.

32. Лотман Ю.М. Технический прогресс как культурологическая проблема. // Там же. Вып. 322. Тарту, 1988.

33. Маркарян Э. Теория культуры и современная наука. М., 1983.

34. Марксистко-ленинская теория культуры. М., 1984.

35. Межуев В.М. Культура и история. Проблема культуры в философско-исторической теории марксизма. М., 1977.

36. Межуев В.М. Культурология и философия культуры // Культурология сегодня: Основы, проблемы, перспективы. М., 1993.

37. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

38. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.

39. Наука и ее место в культуре. Новосибирск, 1990.

40. Немировская Л.З. Культурология. История и теория культуры. М., 1992.

41. Образование и культура. История и современность. Томск, 1989.

42. Предмет и метод истории культуры // История СССР. 1979. № 6.

43. Полищук В.И. Мировая и отечественная культура. Екатеринбург, 1993.

44. Рабинович В. Исповедь книгочея, который учил букве, а укреплял дух. М., 1991.

45. Риккерт Г. Ценности жизни и культурные ценности // ЭОН. Альманах старой и новой культуры. М., 1994.

46. Розанов В.В. Религия и культура. Т. 1. М., 1990.

47. Розанов В.В. Апокалипсис нашего времени // Розанов В.В. Уединенное. М., 1990.

48. Розанов В.В. Сумерки просвещения. М., 1990.

49. Русская идея. М., 1992.

50. Самосознание Европейской культуры ХХ века: мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991.

51. Сапир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.

52. Своу Ч.П. Две культуры. М., 1973.

53. Таврязян Г.М. О.Шпенглер, Й.Хейзинга: Две концепции кризиса культуры. М., 1988.

54. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

55. Томко Т.В. Междисциплинарные исследования культуры: проблема специфики // Методологические проблемы теоретико-прикладных исследований культуры. М., 1988.

56. Традиция и история культуры. М., 1978.

57. Федотов Г. Судьбы нашей духовной культуры //Диалог. 1991.
№ 18.

58. Философия и ее место в культуре. Новосибирск, 1990.

59. Флоренский П.А. Христианство и культура // Журнал Московской патриархии. 1983. № 4.

60. Фрейд З. Недовольство в культуре // Философские науки. 1989.
№ 1.

61. Фрейд З. Психоанализ, религия и культура. М., 1992.

62. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. М., 1977.

63. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.

64. Шеллинг Ф. Философия искусства. М.: Правда, 1996.

65. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. Новосибирск, 1993.

66. Человек в зеркале культуры и образования // Тр. филос. общества СССР. 1989.

67. Экология культуры: Теоретические и проектные проблемы // Сб. науч. тр. М.: РАН НИИ культуры, Центр гуманитарных исслед. программ. 1991. Вып. 1.

Раздел 2. История культуры

И распространение

Ислам как ведущий системообразующий фактор мусульманской культуры. Государственное строительство в мусульманских странах. Идея Джихада. Главные особенности мусульманской культуры. Выдающиеся достижения арабомусульманской цивилизации. Шариат как основа мусульманского образа жизни. Человек в странах ислама.

Особенности искусства Ближнего Востока. Мусульманский мир сегодня: основные тенденции развития. Исламский терроризм. Особенности исламских преступных группировок.

Культура менеджера

Культура особенных видов человеческой деятельности. Понятие профессиональной культуры. Профессиональная деятельность руководителя как элемент культуры. Цель, средства, методы профессиональной деятельности менеджеров с культурологической точки зрения. Ценностный аспект управленческой деятельности. Особенности профессиональной культуры менеджеров. Основные направления деятельности менеджеров и их отражение в дифференцировании профессиональной культуры.

Влияние общей культуры личности на уровень профессиональной культуры менеджера.

Менеджменте

Место и роль искусства в развитии духовной культуры и профессиональных качеств личности менеджера. Искусство и мораль. Роль искусства в борьбе с безнравственностью. Образ менеджера в искусстве. Влияние искусства на развитие чувственно-рациональной и волевой сфер менеджера. Роль искусства в неприятии зла и антиобщественного, безнравственного поведения.

Методические рекомендации

При изучение теории культуры необходимо вспомнить основные понятия, изученные в курсах «Философия» и «История». В дальнейшем необходимо иметь в виду, что сведения, почерпнутые при непосредственном изучении культуры, пригодятся слушателям в курсах «Социология», «Политология», «Философия» и т.д.

Раздел «Теория культуры» необходимо начать с изучения развития понятия «культура» в истории человеческой мысли. При этом надо помнить, что это понятие было разработано в применении к западной философско-культурологической мысли. «Открытие Азии» познакомило европейцев со спецификой буддистского понимания культуры. С этим материалом вы сможете ознакомиться при изучении Раздела 2. Изучение теории культуры предполагает ознакомление не только с происхождением этого понятия, но и с его составными частями и основными закономерностями развития. При этом особое внимание слушатели должны обратить на социологический подход к культуре.

Изучение второго раздела («История культуры») достаточно затруднительно вследствие большого фактического материала. Для облегчения этой задачи слушатели должны воспользоваться схемами строения и развития культуры, которые были ими изучены в первом разделе. Ядро любой культуры – это система ценностей, отраженная в менталитете и выражаемая идеологическими системами, характерными для данной культуры. Поэтому особое значение на ранних этапах развития общества приобретает изучение религий, а позднее - и прочих форм идеологии. Знаковая система также находит свое отражение в изучении культуры, в связи с тем, что любая культура имеет свой символ, связанный чаще всего с какой-либо формой искусства. (Так, например, для Рима – это общественные здания, под псевдомраморной лепниной скрывающие деревянные каркасы, для средневековой Европы – соборы (Романские и затем Готические), для средневековой Руси – иконы. Культура Новейшего времени наиболее полно отражается в кинематографе).

Третий раздел курса помогает совершенствованию самоосознания слушателей как менеджеров и связан с практической деятельностью, представление о которой они должны будут получить.

ПЛАНЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Менеджменте

План

1. Роль искусства в формировании личности менеджера.

2. Образ менеджера в современной литературе.

3. Формирование имиджа менеджера.

Литература

1. Культурология / Под ред. Г.В. Драча. Ростов н / Д., 1995.

2. Учебный курс по культурологии / Под ред. Г.В. Драча. Ростов н / Д., 1996.

3. Чернокозов А.И. История мировой культуры. Ростов н / Д., 1997.

4. Культурология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996.

 

При подготовке к семинару необходимо вспомнить литературу, в которой прослеживается образ менеджера, его положительные и отрицательные стороны. При этом интересно было бы сравнить отечественную литературу с подобными произведениями, созданными за рубежом.

 

 

Вопросы для подготовки к экзамену

По культурологии

1. Обыденное и научное понимание культуры

2. Дихотомичность культуры: массовая и элитарная культуры

3. Дихотомичность культуры: культура порядка и культура хаоса

4. Менталитет как ядро культуры

5. Роль языка в культуре

6. Роль идеологии в культуре

7. Наука как элемент культуры

8. Искусство как элемент культуры

9. Религия как элемент культуры

10. Типология культуры («Запад», «Восток» и Россия)

11. Проблема необходимости изучения феномена культуры менедже-

ром

12. Первобытная культура и религия

13. Особенности культуры Древневосточного общества

14. Конфуцианско-даосистский тип культуры

15. Буддизм. Возникновение религии и особенности развития

16. Ислам. Возникновение и особенности развития

17. Особенности ислама в современном мире

18. Особенности культуры античности

19. Возникновение христианства и его основные концепции

20. Особенности католицизма как разновидности христианства

21. Особенности православия как разновидности христианства

22. Особенности протестантизма как разновидности христианства

23. Славянское язычество

24. Особенности европейской рыцарской культуры

25. Особенности русской культуры домонгольского периода

26. Особенности русской культуры XIV - XVII вв.

27. Культура Возрождения

28. Особенности культуры Европы эпохи Просвещения

29. Особенности культуры Европы XIX в.

30. Особенности русской культуры XVIII в.

31. Особенности русской культуры XIX в.

32. Особенности русской культуры Серебряного века

33. Особенности советской культуры

34. Особенности постсоветской культуры

35. Особенности европейской и американской культуры на совреме-

ном этапе

36. Понятие профессиональной культуры.

37. Профессиональная деятельность руководителя как элемент культу-

ры

38. Цель, средства, методы профессиональной деятельности менедже-

ров с культурологической точки зрения

39. Ценностный аспект управленческой деятельности

40. Особенности профессиональной культуры менеджеров

41. Основные направления деятельности менеджеров и их отражение в

дифференцировании профессиональной культуры

42. Влияние общей культуры личности на уровень профессиональной

культуры менеджера

43. Эстетическая культура и ее место в менеджменте

44. Роль искусства в борьбе с безнравственностью в профессиональной

деятельности

45. Образ менеджера в искусстве

46. Влияние искусства на развитие чувственно-рациональной и волевой

сфер менеджера

47. Роль искусства в неприятии зла и антиобщественного, безнравст-

венного поведения

48. Культура речи менеджера

49. Имидж и невербальное поведение

50. Дресс-код для менеджера

51. Культура руководителя в деловых ситуациях (совещания и планер-

ки).

52. Деловое общение «руководитель-подчиненный» (сверху-вниз) – су-

бординация

53. Деловое общение «подчиненный-руководитель» - субординация.

54. Культура телефонного разговора

55. Телефонное хулиганство. Телефонный разговор с грубияном

56. Культура деловой коммуникации в интернете и компьютерных се-

тях

 

Раздел 1. теория культуры

 

Вопрос

Культурология – это наука, изучающая феномен культуры.

Предмет культурологии: изучение сущности, основных функций культуры и закономерностей ее развития.

Методы культурологии

1. Анализ элементов культуры различных народов, дающих возможность получать о ней целостное представление.

2. Сравнение одной культуры с другой. Цель этого сравнения – найти элементы, присущие только этой культуре, а также выявить общие закономерности.

3. Попытка описания важнейших культурных структур и элементов, определение центра культуры.

4. Объяснение тенденции общего развития культуры.

Вопрос

KУЛЬТУРА – это система знаний, представление ценностей и стереотипов поведения, способствующих приспособлению человека к окружающему миру.

Взаимоотношение человека и культуры:

Культура формирует человека в процессе воспитания; культура дает человеку смысл жизни, формируя ЦЕННОСТИ, то есть понятия, социально и личностно значимые для человека.

В то же время культура является творением человека – как правило гения, способного внести что-то новое в культуру, обеспечивая ее развитие.

Таким образом, культура «двулика» - она является как достоянием человеческой общности, так и одной личности.

Эта особенность рождает

Дихотомичность культуры,которая выражается во внутренней противоречивости между элементами «хаоса» и «порядка». Хаос – это праздничная стихия обновления, революции и гибели. Порядок – устойчивое состояние основ культуры. В этом противоречии порядок поддерживается «родовым человеком», а «хаос» вносится личностным началом культуры. Проявление этого качества – в противоречиях основных понятий культуры:

1 противоречие: «традиции – новации». Культура строится на традициях, но не может исполнять свои социальные функции, если нет новаций.

2 противоречие: между высшими проявлениями культуры (выраженными чаще всего в искусстве) и культурой повседневности (то есть культурой, проявляющейся в повседневной жизни человека).

3 противоречие: между элитарной и массовой культурой (данное деление делается по принципу необходимости предварительной подготовки к восприятию феномена культуры).

Вопрос

1. АНТИЧНОСТЬ. Античная модель культуры неразрывно связывалась с идеей очеловеченного космоса, выраженной в виде общины, полиса.

Цицерон определяет культуру как образованность, развитие науки и искусства (центр культуры – Рим).

Культуре противопоставлено понятие варварства. С ним связаны все негативные качества человека. Представление о культуре базируется на характерном для античности противопоставлении космос - хаос, варвары – полис. Все, что касается полиса, то культурно, что за пределами, то бескультурно.

2. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. Религиозная концепция культуры, основанная на идее благодати: культура - это свет истинной веры. Интерес к внутреннему миру человека. Культурными считаются те люди, которые исповедуют одну религию. Границы религии совпадают с границами цивилизации.

3. ПРОСВЕЩЕНИЕ. Идеологи Просвещения рассматривали культуру как разум, полученный человеком от природы и должный следовать природе. И. Гердер рассматривал культуру как продолжение процессов развития космоса и жизни. Смысл ее реализуется в гуманизации человека и общества.

Именно нарушение природосообразности - причина несчастий и страданий, которые обрушиваются на человечество - считал Жан-Жак Руссо. «Все хорошо, что исходит из рук Творца всех вещей. В руках человека все вырождается», - утверждал Руссо в своем романе «Эмиль».

Эти идеи развивают представители классической немецкой философии. Так, И. Кант анализирует нравственные аспекты культуры, Гегель - разум, который он возводит в ранг фундаментальной силы исторического процесса. Эти философы рассматривают культуру как результат религиозного акта творения Бога (для Канта) или Абсолютного Духа (у Гегеля). При этом лишь европейская культура, - считает Гегель, - является каноном, образцом, которому должны подражать другие народы.

Таким образом, в основе модели культуры эпохи Просвещения лежало притязание разума на решение всех проблем реальной жизни. Но эта концепция оказалась очень уязвима со стороны реальной логики исторического процесса.

Развитие естественных наук в XIX веке, а также знакомство с множеством культур, не похожих на европейскую, привело к появлению новых моделей культуры.

4. ХIХ в. Продолжается углубление и расширение понятия «культура».

Н. Данилевский– идея локально-исторических типов. Подобно живым организмам, культурно-исторические типы находятся в непрерывной борьбе друг с другом и со внешней средой. В силу своей замкнутости между типами практически не существует той общей системы ценностей, на фундаменте которой они могли бы консолидироваться. Они проходят стадии возмужания:

1. Этнографическое состояние.

2. Государственность.

3. Цивилизация.

Ф. Ницше– основатель т.н. «философии жизни», нашедшей отражение и вего анализе культуры.

Культуры – это эволюционирующие системы, которые в ходе своего развития борются за существование. Стержень культуры - воля человека. Культурная деятельность человека представлена тремя основными элементами:

1. Искусство (центральное место).

2. Наука.

3. Религия.

О. Шпенглер - под культурой понимал сложившийся в веках исторический индивидуум, культурную целостность, сущность которой образует религия.

Термином цивилизация он обозначал последнюю, неизбежную фазу всякой культуры. Цивилизация как исключительно технико-механическое явление противоположна культуре как царству органически жизненному. Цивилизация, обладая одними и теми же признаками во всех культурах, есть выражение отмирания целого как организма. Цивилизация - это неизбежная эпоха гибели культуры, и в эту стадию развития вступила современная Шпенглеру Европа так же, как когда-то готовился к гибели Рим.

2 вопрос

1. Антропологический подход(Спенсер, Тейлор, Морган). относят к явлениям культуры все, что не является природными явлениями. основан еще в ХIХ в. и существовал в рамках этнографии.

Для этого подхода характерна абсолютизация непрерывности исторического процесса и представление о единой «шкале», по которой можно судить об уровне развития культуры. Этот подход долгое время «грешил» описательностью.

В ХХ векеразвитие антропологического подхода к изучению культуры приводит к формированию культурантропологического подхода, в рамках которого развиваются новые школы, целью которых было преодолеть описательность эволюционистов:

Структурализм(К. Леви-Стросс, Ж. Лакан, М. Фуко) - введение в изучение культуры методов лингвистики. Исследование форм, в которых протекает духовная деятельность человека (общечеловеческие универсалии, всеобщие схемы и законы деятельности интеллекта). Эти всеобщие формы обозначены понятием «структура» и рассматриваются как знаковые системы. Цель структурного анализа заключается в поиске системообразующего фактора той или иной культуры.

функционализм (Малиновский, Браун) - выдвижение 3-х основных постулатов:

1. Каждая культура – это целостность, следствие функционального единства.

2. Каждый элемент культуры выполняет жизненно важную функцию.

3. Для сохранения целостности культуры каждый элемент незаменим.

2. Социологический подход (П. Сорокин, Маркузо и др.)

Культура рассматривается как духовная жизнь общества, совокупность духовных ценностей. Культура – это одна из сфер, областей жизни общества.

Один из основоположников П.Сорокин. По его мнению культура - это «единство или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну и главную ценность... Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры».

К социологической концепции близка позиция советского философа М.Н. Петрова. Согласно его теории, культура имеет свой социокод, т.е. способ, с помощью которого обеспечивается преемственность в развитии общества. Тип социокода меняется в зависимости от уровня развития общества.

Он выделяет четыре базовых типа социокода:

1. Базисный, т.е. деление только на «мы» и «они». характерно для ранней стадии развития человеческой общности.

2. Личностный - вместе с появлением имени человека.

3. Профессионально-именной - человек определяется как царь, воин, человек, земледелец, раб. Появляется вместе с появлением государства.

4. Универсальный, понятийный - рождение собственно личности. Связывается с рождением западной цивилизации.

Тема 3. Элементы культуры

План

1. Элементы культуры как системы.

2. Тематические и смысловые разделы культуры: религия, искусство, наука.

Вопрос

1. Основой любой культуры является ЗНАК. Способность создавать и использовать знаки для сложной, устойчивой связи - главное отличие людей от животных. Существует два типа знаков:

а) обозначающий явления;

б) окрашенный чувствами.

Например:

ФЛАГ как предупреждение о шторме или национальный символ.

КРЕСТ - перекресток дороги или символ христианства.

ЗАКОН - определение состава преступления или идеал справедливости и т.п.

Одним из видов знаков является ЯЗЫК как понятийно-логический аппарат, присущий мировосприятию того или иного народа. Язык, кроме того, является ретранслятором культуры (т.е. передает культурный тип последующим поколениям) и средством общения.

2. Основными элементами культуры являются ЗНАНИЯ И УБЕЖДЕНИЯ.

Любая культура основана на определенной информации -ЗНАНИИ об окружающей действительности: человеке, природе, других народах и т.п.

Чувственное переживание знания как личностно-значимого, достоверного, наполненного током, энергией воли называется УБЕЖДЕНИЯМИ.

3. ЦЕННОСТИ как единство знаний, эмоций и воли.

Это определяющий элемент культуры, ее ядро. Ценности служат критерием для того, чтобы определить, что вредно, а что полезно, что хорошо, а что плохо в окружающей человека действительности.

Ценности выступают как:

а) желательное, предпочтительное для данного социального субъекта состояние окружающей действительности;

б) критерий оценки реальных явлений;

в) определяющие смысл целенаправленной деятельности;

г) регулирующие социальные взаимодействия;

д) внутренне побуждающие к деятельности.

Иными словами, ценности ориентируют человека в окружающем мире и побуждают, мотивируют на конкретные действия.

Ценности в рамках той или иной культуры представляют собой не произвольную комбинацию, а систему. МЕНТАЛИТЕТ - выражение этой системы, проявляется как в общей логике, характерной для данной системы ценностей: ее подчиненности материальной чувственности или задачам духовного совершенствования, идее коллективности или индивидуальной свободы и ответственности, так и в специфике набора ценностей, их иерархии, очередности, последовательности.

Фундаментом системы ценностей выступают нравственные ценности, в которых представлены желательные варианты взаимоотношений между людьми в данном обществе.

Форма выражения ценностей различна. Они могут быть описаны в виде строгой, логически обоснованной доктрины или в виде стихийно сложившихся представлений, мнений, чувств. В первом случае мы имеем дело с идеологией, во втором - с системой традиций, обрядов, воздействующих и передающих свое содержание на социально-психологическом уровне.

2 вопрос

Религия

- в широком смысле - это любые взгляды и действия, служащие индивиду ориентацией и объектом поклонения (определение Фромма);

- в узком смысле - это система верований и ритуалов, на основе которых группа объясняет то, что находит сверхестественным и священным. (Смелзер)

Для религии в этом значении характерны следующие признаки:

- наличие группы верующих;

- разделение предметов повседневной жизни и чудес (священные понятия);

- наличие совокупности верований (вероисповедание);

- религиозные действия и ритуалы, техника и опыт поведения;

- представление о праведном образе жизни.

Наука

Способ освоения бытия, имеющий своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей.

Основные законы научного постижения мира:

1. рациональность (логичность).

2. верифицируемость (проверяемость практикой).

Науки делятся на естественные и гуманитарные. В естественных науках предмет анализа не связан с адресованными человеку смыслами и ценностями. В гуманитарных же науках в содержании предмета исследования ценностно-смысловое содержание не может быть вынесено за скобку.

Искусство

Сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. Искусство призвано удовлетворять потребность человека воссоздать окружающую действительность в развитых формах человеческой чувственности.

К. Ясперс

Пытается объединить две модели.

1 п е р и о д – доисторический или Прометеева эпоха, т.е. возникновение человека.

2 п е р и о д – III тыс. до н.э. - великие культуры древности.

3 п е р и о д – осевое время, когда человек самоосознает себя. Рамки: буддизм и упадишады в Индии; Конфуций, Лао Дзы в Китае, эпоха пророков у иудеев, рождение греческой философии - с 800 по 200 г. до н.э.

4 п е р и о д – осевые цивилизации.

5 п е р и о д – научно-техническая эпоха осознания человеком самого себя. База для возможной мировой культуры, мировой истории.

2 вопрос

Н. Данилевский

Человечество – это не единая система, а живая стихия, отлитая в форму. Самая крупная форма – это культурно-исторические типы. между ними есть общие черты и связи, выражающие общечеловеческое, существующее только в народности, то есть единое человечество - это миф.

Шпенглер

У каждой культуры есть свой прасимвол (например, форма дома у каждого народа своя), иначе говоря, душа. На этом основывается уникальность каждой культуры. Он выделяет фазы развития культуры. У каждой культуры есть:

Весна – пробуждение культуры.

Лето – состояние, близкое к зрелости.

Осень – высшая точка умственного творчества.

Зима – угасание творческой, душевной силы, переход культуры в цивилизацию. С переходом к цивилизации культура развивается. Цивилизация омертвляет культуру, приводит ее к гибели, а потом происходит восход Европы.

Тойнби

Наиболее развернутый анализ понятия цивилизация. Выделяет 21 локальную цивилизацию. Пять из них существуют в настоящее время. Цивилизации различаются по господствующей форме религии. Развитие их происходит по принципу «Вызов - ответ» ( т.е. творческие начала народов активны только тогда, когда отвечают на вызов).

Л.Н. Гумилев

Концепция этногенеза

Этнос определяется как биосферная замкнутая система дискретного типа.

Замкнутая система, которая развивается по законам энтропии, не получая энергичной подпитки. Со временем эта система распадается.

Дискретно развивающаяся система, т.е. неравномерно, толчками, рывками. Есть взлеты и падения.

Этнос – это продолжение семьи. людей здесь объединяет чувство общности, родственное влюбленности.

Этнос непосредственно связан с той территорией, на которой он развивается.

Анализ развития этноса построен на различии 3-х типов людей:

 

 

Гумилев выделяет шесть периодов развития этноса:

1 п е р и о д – нулевой (скрытный), носит название «толчок». В результате мутации рождается большое количество пассионариев. Возникает лидер, который провозглашает базовую идею (может быть как религиозной, так и нерелигиозной – например «закон» (Ясса) Чингизхана), вокруг той идеи и образуется народ.

2 п е р и о д – рост. Процесс роста начинается, когда возникает самосознание народа. В то же время формируется государство и общественная структура, происходят массированные завоевательные войны и расселение на новой земле, расширение границ. Доминанта – «народ превыше всего». С ростом народа постоянно растет число пассионариев – они связывают свою жизнь с теми, кто может сделать их героями, а не с теми, с кем было удобно жить.

3 п е р и о д – перегрев или аккматическая фаза, т.е. высший пик развития народа. Это период, когда, по аналогии с паровозом, народу надо «сбрасывать пар», чтобы «котел не взорвался». Это период индивидуализма. Доминанта – «быть самим собой». Проявляется это, как правило, в внешних войнах, которые ведет не весь народ, а только профессиональные воины. (классический пример – «крестовые походы»).

4 п е р и о д - надлом. Главная особенность – это раскол этнического поля. К этому моменту возникают сомнения в истинности идей, лежащих в основании этноса. В этой фазе начинается эпоха гражданских войн. В культуре наблюдается высший расцвет творческих способностей, высший пик культуры и творчества. Междоусобицы приводят к власти беспринципных людей – субпассионариев. В дальнейшем или «нормальные» люди уничтожают субпассионариев и устанавливают свои порядки, или народ гибнет.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.