Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основные типы рыночных систем и механизм их регулирования.





Типы:

- традиционная эк-ка

- рыночная эк-ка

- административно-командная эк-ка

-смешанная эк-ка

Смешанная эк-ка – экономика, в которой рынок определяет выпуск и устанавливает цены в большинстве отдельных его секторов, а гос-во управляет экономикой в целом с помощью программ налогообложения и ДКП.

Характерные черты смешанной эк-ки

1. Основным регулятором экономических процессов выступает рыночный механизм, ГРЭ дополняет рыночные рычаги.

2. Система объединяет гибкость рыночного саморегулирования, обеспечивающую высокую экономическую эффективность произ-ва и устойчивость гос. Управления, необходимого для удовлетворения социальных потребностей общества.

3. Обеспечивается реализация основных макроэкономических целей:

- макроэкономическая эффективность

- конкурентоспособность

- социальная справедливость

- стабильный экономический рост

4. Вместе с рыночными и государственными макроэкономическими регуляторами формируются еще один элемент самоуправления – институт социального партнерства – ГЧП ( государственно-частные партнёрства).

 

13. Институт социального партнерства - выполняет функцию (поиска консенсуса- лат. - согласие) - объединения общегосударственных и групповых интересов в социально-экономической сфере (доходов, занятости, условий труда и т.д.) путем переговоров, консультаций и достижения договоренностей при участии представителей этих групп.

Трипартизм - социальное партнерство, обеспечивающее взаимодействие трех субъектов: государства (в лице его органов или уполномоченных), работодателей (их объединений, ассоциаций, гильдий) и работников ( в лице профсоюзов).

5. В современных условиях управления развитием национальной экономики возникает необходимость учета решений наднациональных, межгосударственных органов, а также корпоративного управления.



Смешанная система макроэкономического регулирования присуща странам с развитой рыночной экономикой. Имея общие черты, она характеризуется и определенными национальными особенностями. Выделяют основные виды регулирования - экономический либерализм, экономический дирижизм и несколько моделей ГРЭ.

Экономический либерализм (лат.- свободный) - система социально-экономических отношений, в которой доминируют рыночные регуляторы, а роль государства сведена к минимуму.

Экономический дирижизм (лат. - руководящий) предполагает значительное влияние государства на социально-экономическое развитие страны.

 

14.Американская модель — либеральная модель капитализма или модель государственно-частного предпринимательства.

Основные черты:

- малый удельный вес государственной собственности;

- минимальная регулирующая роль государства в экономике;

- всемерное поощрение предпринимательства;

- резкая дифференциация на богатых и бедных;

- большое различие по уровню заработной платы (110-кратный разрыв между главой фирмы и служащими);

- приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения.

15. Японская модель - отказавшись от военных расходов, Япония сконцентрировала все свои ресурсы для использования в мирных целях и прежде всего для наращивания экономического потенциала в промышлен-ности. Это во многом было достигнуто благодаря приобретению иностранных патентов и лицензий.

Основные черты:

- высокий уровень государственного воздействия на основные направления национальной экономики;

- составление пятилетних планов с 1957 года;

- широкое распространение пожизненного найма рабочих на фирмах,

- незначительное различие на уровне зарплаты между главой фирмы и служащими (17-кратный разрыв);

- социальная направленность модели - государство ведет борьбу против социального неравенства.

16. немецкая модель близка к японской модели. Основной идеолог -Людвиг Эрхард-

Основные черты.

сильное государственное воздействие на экономику;

- государственное решение социальных проблем;

_ бесплатная медицина и образование;

- в начале 70-х гг. Германия ввела планирование макроэкономических

показателей;

- решающая роль отводится банкам, ЦБ предоставлена полная авто

номия;

- различие в уровне зарплаты составляет 23-кратный разрыв.

Шведская модель.

Основные черты:

- социальная направленность;

- сокращение имущественного неравенства;

-забота о малообеспеченных слоях населения.

Иногда эту модель называют второй моделью социализма. Швеция отличается высоким уровнем жизни и обеспечением гражданских прав. Государство активно занимается обеспечением экономической стабильности и перераспределении доходов. Действует прогрессивная шкала налогообложения.

Государство достаточно часто вмешивается в процессы ценообразования, устанавливая фиксированные цены.

18. Французская модель - не имеет ярких особенностей, средняя между американской и немецкой.

Основные черты:

- высокая роль государства в регулировании экономики;

- с 1947 года составляются 5-ти летние планы;

- значительные масштабы прямой предпринимательской деятельности государства;

- широкое вмешательство государства в процесс накопления капитала.

19. Южнокорейская модель - использование этой модели в процессе развития экономики позволило Южной Корее за короткий срок превратиться в индустриально развитую страну. В 1962 доход на душу населения составлял 82 долларов в год, в 1988 году - достиг 4040 долларов в год увеличился в 50 раз.

Основыне черты:

-планирование экономического развития с 1962 года;

- планирование носит директивный характер;

- монополия в кредитно-финансовой сфере принадлежит государству

-регулирование внешнеэкономической сферы;

- экспорт под контролем государства.

 

 

21. ГРЭ – система мероприятий по воздействию государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения оптимальных условий для эффективного функционирования рыночного механизма, решение соц-эконом. проблем, развития национальной экономики и всего общества.

Необходимость ГРЭ:

Фиаско рынка — ситуация, при которой рыночный механизм не в состоянии обеспечить оптимальное размещение, эффективное и справедливое использование ресурсов.

Согласно теории рыночного фиаско, экономическая роль государства как совокупного

менеджера заключается в том, чтобы корректировать подобные рыночные провалы, дополняя своей «видимой рукой» «невидимую руку» рынка.

Проявлениями рыночного фиаско являются:

1) игнорирование рынком проблемы внешних эффектов;

Рынок не способен отразить в цене полный эффект производства или потребления

ряда благ. В результате этого образуются положительные и отрицательные побочные эффекты, или экстерналии, — издержки или выгоды неких товаров и услуг, не получившие отражения в ценах. Эти эффекты затрагивают интересы так называемых третьих лиц, не выступающих ни покупателями, ни продавцами, т.е. не являющихся непосредственными участниками данной рыночной сделки.

2) незаинтересованность рынка в производстве общественных благ;

общественные блага — товары и услуги, которые рыночная система не намерена производить, поскольку они удовлетворяют так называемые неделимые потребности (в эффективном правосудии, экологической стабильности, экономической безопасности, сохранении культурного наследия, общественной гигиене и т.п.).

3) избыточная концентрация и монополизация производства;

во избежание саморазрушения рынка перед государством встает задача защиты конкуренции и антимонопольного регулирования экономики

4) безработица и инфляция, макроэкономическая нестабильность;

5) безразличие рынка к проблеме социальной справедливости;

6) чрезмерная дифференциация регионов страны;

7) невозможность посредством рыночных механизмов осуществить

прорыв в области фундаментальной науки и техники, а также

глубокую структурную перестройку национальной экономики;

8) необходимость регулирования экономики на межгосударственном

уровне.

Основные функции ГРЭ:

- функция определения цели (развития нац.эк-ки)

- стимулирующая функция (создание регуляторов и стимулирование эк-ки в нужном для общ-ва направлении)

- регламентирующая (нормативная) функция (НПА)

- функция корректирования (для ликвидации негативных последтсвий)

- социальная функция

- непосредственное управление гос. Сектором эк-ки

- контролирующая функция

22. Основные функции гос-ва:

1) образование правовой базы

2) защита конкуренции

3) обеспечение эк-ки необходимым количеством денег

4) минимизация негативных экстерналий

5) распределение, перераспределение доходов

6) производство социальных товаров и услуг

Основные цели ГРЭ:

1) экономическое развитие

2) полная занятость

3) экономическая эффективность

4) стабильный уровень цен

5) экономическая свобода

6) справедливое распределение доходов

7) сбалансированность государством торгового баланса

23. Экономическая политика – целенаправленное влияние на соц-экономические процессы, создание и совершенствование условий экономического развития, соответствующих определенному общественному строю. ЭП является той основой, на которой базируется государственное регулирование экономики.

Виды экономической пол-ки государства:

1) Антициклическая политика направлена на поддержание определенных темпов экономического роста (регулирование макроэкономической конъюнктуры)

2) Структурная политика предполагает формирование прогрессивной и эффективной структуры национальной экономики

3) Амортизационная политика стимулирует накопление капитала, который в будущем станет основой расширения и обновления произ-ва

4) Инвестиционная политика ставит своей целью регулирование капиталовложений для структурной перестройки производства, его технического и технологического обновления и модернизации

5) Научно-техническая и инновационная политика – деятельность гос-ва, направленная на развитие науки и техники, внедрение результатов НТП в производство

6) Фискальная политика (БНП) – определяет источники финансирования государственной казны, формирование налоговой системы и гос.бюджета

7) Денежно-кредитная политика состоит из государственного обеспечения экономики страны необходимым кол-вом денег, регулированием денежно-кредитного рынка

8) Ценовая политика – это влияние гос-ва на цены и ценообразование с целью влияния на инфляцию, стимулирование модернизации приз-ва, усиление конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке и др.

9) Внешняя экономическая политика охватывает различные аспекты внешней торговли, контроль миграции капитала и рабочей силы, поддержку отечественного предпринимательства за рубежом

10) Социальная политика сосредотачивается на формировании эффективных соц-экономических условий жизни общества, регулирование отношений между соц.группами и др.

11) Конкурентная политика ставит своей целью разработку методов для создания конкурентной среды, поддержки и защиты добросовестной конкуренции и борьбы с монополизмом

12) Региональная политика – деятельность гос-ва по обеспечению сбалансированного и комплексного развития отдельных территорий страны

13) Экологическая политика направлена на обеспечение экологического равновесия, охрану окружающей среды и создание безопасных условий жизни граждан

24. Способы ГРЭ делятся на: правовое, административное, экономическое регулирование

Правовое регулирование экономики состоит из создания системы законодательных норм и правил и определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимное обязательство в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей.

25. Административное регулирование включает в себя меры по регулированию, лицензированию и квотированию.

Лицензирование – это регулирование спроса и предложения на внутреннем или внешнем рынке на основе специального разрешения на осуществление конкретного вида деятельности.

Квотирование - установление государством на определенный период количественных или стоимостных ограничений объема экспорта и импорта

26. Экономическое регулирование предполагает воздействие на характер рыночных статей через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использования факторов экономического роста.

С этой целью используется:

- БНП

- ДКП

- программирование – создание определенных региональных программ

соц-экономического развития

- прогнозирование и планирование

27. Методы ГРЭ – влияние гос-ва на сферу предпринимательства, инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор эк-ки с целью создания условий их эффективного управления в соответствии с направлением государственной экономической политикой.

Методы ГРЭ классифицируются по двум признакам:

- формы влияния

- способ влияиния

По формам влияния методы ГРЭ делятся на:

- методы прямого влияния

- методы косвенного влияиния

В зависимости от способов влияния выделяют:

- правовые методы

- административные методы

- экономические методы

- пропагандистские методы

28. Методы прямого влияния непосредственно действуют на функционирование субъектов рынка:

- определение стратегических целей развития эк-ки и отображение их в планах

- гос.заказы и контракты на поставку определенных видов продукции

- гос. Поддержка программ, заказов, контрактов

- нормативные требования к качеству и сертификации технологии продукции

- правовые административные ограничения на производство и реализацию

- лицензирование экспорта и импорта

29. Методы косвенного регулирования предполагают воздействие гос-ва на экономические интересы товаропроизводителей, создание таких рамок их деятельности в которых он может быть выгодна или невыгодна:

- налогообложение

- регулирование цен, процентных ставок

- таможенное регулирование экспорта и импорта

30. Правовые методы ГРЭ – деятельность государства по установлению обязательных для выполнения юридических норм и правил поведения.

Традиционно в каждой норме выделяют 3 основных элемента:

1. Гипотеза – такой элемент нормы, в котором отмечаются условия в сфере экономических отношений, со вступлением которых норма вступает в силу

2. Диспозиция – часть нормы, которая определяет права и обязанности участников отношений

3. Санкция – предусматривает мероприятия принуждения в случае невыполнения обязательств.

 

 

30. Правовые методы ГРЭ

Правовые методы грэ – это деятельность государства по установлению обязательных для выполнения юридических норм и правил поведения

Предметом правового регулирования экономики являются отношения между гражданами, обществом, субъектами хозяйственной деятельности и государственными органами; отношения "внутри" государства, между его органами в связи с необходимостью определения их правового статуса и распределения полномочий, а также отношения между различными субъектами хозяйственной деятельности и т.п.

Основными формами правового регулирования экономики в России являются Конституция и законы России, распоряжения и указы Президента России, распоряжения и постановления Правительства России, нормативные правовые акты центральных органов (ведомств и министерств), нормативные акты органов местного самоуправления и местных государственных администраций.

Традиционно в каждой норме выделяют три основных элемента

Гипотеза – такой элемент нормы, в котором отмечаются условия в сфере экономических отношений, со вступлением которых норма вступает в силу;

Диспозиция – часть нормы, которая определяет права и обязанности участников отношений;

Санкция – предусматривает мероприятия принуждения в случае невыполнения обязательств.

Пример: Должностные лица и граждане (2 условия гипотезы), препятствующие осуществлению экологических прав и обязанностей (диспозиция), привлекаются к ответственности по закону (санкция)" - Конституция РФ , статья 42.

31. Административные методы ГРЭ (прямые методы)

Административные методы - это совокупность приемов, воздействий, основанных на использовании объективных организационных отношений между людьми и общеорганизационных принципов управления.

Характерными особенностями административных методов государственного управления являются:

1) прямое воздействие на управляемый объект путем установления его полномочий (прав и обязанностей);

2) односторонний выбор субъектом управления ближайшей и конечной цели, задач управленческого процесса, порядка, сроков его выполнения объектом, ресурсного обеспечения, условий выполнения задач на к каждом конкретном этапе

3) юридическая обязательность актов управления

Классификация административных методов

В основе классификации административных методов государственного управления лежит их группировки по отдельным признакам Наиболее значимой для них является систематизация, построена на учете специфики средств (форм) организационного влияния К ним можно отнести: полномочия, ответственность, дисциплинарные требования, нормы, регламенты, приказы, распоряжения и т.д. Систематизируя эти средства воздействия по роли в процессе управления выделяют три основные группы административных (организационно-распорядительных) методов управления: регламентационных, распорядительные, нормативные.

Основными инструментами административного регулирования являются: лицензии, квоты, санкции, нормы, стандарты, цены, государственные заказы и т дд.

Лицензии - это специальные разрешения, которые выдаются субъектам предпринимательской деятельности на осуществление отдельных ее видов

Квота – доля в производстве или сбыте продукции устанавливаемая в рамках закона или рыночными соглашениями.

Санкция – система мероприятий, направленных на наказание субъектов рынка, которые не выполняют установленных правил деятельности.

Норма – научно обоснованная мера общественно необходимых затрат ресурсов, на изготовление единицы продукции заданного качества.

Стандарты – единичные нормы требования, предъявляемые к промышленному сырью и готовой продукции.

Государственный заказ является инструментом как административного, так и экономического регулирования Когда речь идет о административное регулирование, подразумевается, что для предприятий, которые полностью или частично находятся в государственной собственности, а также для предприятий-монополистов, государственные заказы на поставку продукции (выполнение работ, оказание услуг) является обязательным.

Цены тоже могут использоваться как инструменты административного регулирования Целью такого регулирования является предотвращение разрушительному воздействию свободного ценообразования на экономику Государство осуществляет административный и влияние через: установление фиксированных цен на важнейшие товары и услуги, применения предельных цен или предельных коэффициентов их повышения, замораживание цен на определенный период, введение мех анизо декларирования изменений цен и т. д.

32. Экономические методы ГРЭ

Экономическое регулирование осуществляется инструментами ФП, БНП, ДКП, амортизационной и другими направлениями государственной экономической политики.

Экономические методы влияют на материальную заинтересованность хозяйствующих субъектов. К ним относятся:

- налоги и бюджетные выплаты, посредством которых осуществляется прямое адресное воздействие на хозяйствующих субъектов;

- денежно-кредитные инструменты (манипулирование учетной ставкой, осуществляемое Центральным банком, установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты обязаны хранить в Центральном банке, операции с государственными ценными бумагами, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение). При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в нужном направлении;

- амортизационная политика;

- программирование, прогнозирование, планирование экономики;

- создание объектов государственной собственности и осуществление на их базе предпринимательской и иной деятельности, обеспечивающих эффективное функционирование частного бизнеса.

Среди методов государственного регулирования экономики нет совершенно непригодных и неэффективных, нужны все; главное при этом - определить те области, где применение того или иного метода наиболее целесообразно.

33. Пропагандистские методы ГРЭ

Пропагандистские методы ГРЭ – обращение государства к достоинству, чести и совести человека.

Они включают меры:

воспитания, разъяснения и популяризации целей и содержания регулирования, средства морального поощрения и тому подобное.

Суть этих методов состоит в том, чтобы формировать и поддерживать у людей определенные убеждения, духовные ценности, нравственные позиции, психологические установки относительно деятельности государства.

34. Показатели неспособности рынка в регулировании экономики.

Несостоятельность рынка.Рынок всемогущ там, где деньги ясно и полно выражают интересы тех, кто прямо получает выгоды от обмена. Только в этом случае рыночное равновесие означает и наилучшую ситуацию для общества в целом. К сожалению, это далеко не всегда так.

Когда экономисты говорят о функционировании рынка, они имеют в виду, то, насколько эффективно рынки справляются со своей задачей обеспечения организации использования ограниченных ресурсов на взаимовыгодной основе. В идеальном случае рынки могут сделать возможным любой обмен, который является взаимовыгодным для обеих сторон. Предположим, что мы ведем речь о рынке пшеницы. Торговля выгодна для производителей в том случае, если цена, которую они получают за пшеницу, покрывает, по крайней мере, альтернативную стоимость ее производства. Торговля выгодна для потребителей, если удовлетворение, которое они получают от приобретения пшеницы, по крайней мере, так же велико, как удовлетворение, которое они получили бы, потратив те же деньги на следующий по привлекательности проект (например, на строительство бассейна). Если существует цена, которая делает торговлю выгодной и для потребителей и для производителей, тогда ведение торговли будетэффективным,ввиду того, что в результате торговой сделки, по крайней мере, одна из сторон будет в выигрыше и ни одна не проиграет. На основании игры спроса и предложения, как правило, выигрывают обе стороны. Таков идеальный механизм рынка, который Адам Смит именовал "невидимой рукой". Но, как это не прискорбно, он работает эффективно не во всех случаях.

Даже самые активные сторонники рыночной экономики признают, что рынки далеко не всегда функционируют безупречно. Такие ситуации на рынках получили название случаев несостоятельности рынкаили “ошибок рынка”.

Несостоятельность рынка (ошибки рынка) представляет собой ситуацию, при которой рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов.

К числу основных случаев несостоятельности рынка относят:

· внешние эффекты;

· общественные блага,

· регулирование доходов,

· монополии и другие случаи недостаточной конкуренции,

· обмен в условиях несовершенной информации.

В этих ситуациях в работе рынка происходят сбои, приводящие к неэффективному распределению ресурсов.

Государство по тем или иным причинам присутствует на всех рынках товаров и услуг. Хотя бы путем взимания налогов. В случаях несостоятельности рынка вмешательство государства в процессы функционирования рынка даже сторонники полной свободы предпринимательства считают необходимым. Что происходит в этом случае? Почему государство это делает? Всегда ли оно достигает нужного эффекта? Что нужно оставить рынку, а какие задачи должно решать государство? На этот вопрос трудно ответить, пока мы не определили, что понимается под рынкомигосударством.Если понятие рынка нам уже известно, то с государством, как его понимают современные экономисты, еще предстоит познакомиться.

Экономическая наука государствомназывает совокупность государственных институтов, то есть организаций, законов и правил государственного регулирования.

Основное, что довольно легко усваивается у нас в России - это то, что все принадлежащее государству управляется чиновниками. Они тоже люди, со всеми их положительными и отрицательными чертами. Депутат думы или министр, заявляющий, что все его помыслы и действия направлены общественным интересом, в действительности в лучшем случае руководствуется своим личным представлением об общественном благе. Но его представления и действительные общественные предпочтения, если бы их кто-либо знал, это "две большие разницы”. Политические деятели, быть может, меньше, чем руководители частных фирм, заинтересованы в максимизации своего дохода, но почти наверняка они больше заинтересованы в приобретении престижа и власти. Рынок часто называют конкурентным, как бы имея в виду, что сфера общественных интересов неконкурентна. Как бы не так. Здесь конкуренция не менее острая, но правила игры иные.

Иногда рынки работают не идеально по причине неэффективного государственного вмешательства. В таких случаях говорят об "ошибках государства", которые не нужно путать с обычной некомпетентностью.

35. Механизмы ГРЭ

Механизм регулирования экономики включает:

1) ресурсы регулирования,

2) объекты регулирования,

3) формы регулирования,

4) методы регулирования,

5) концепции регулирования,

6) инструменты регулирования.

36. Ресурсы регулирования

государственные финансы (расходы государства и налоговые поступления в бюджет, а также во внебюджетные фонды);

государственный сектор экономики;

денежная масса под контролем центрального банка;

законодательное право;

возможность сбора и обработки информации.

Недра, принадлежащие государству

Экспортные возможности государственных монополий

Естественные монополии

Эмиссия рубля

37. Объекты ГРЭ

Объекты ГРЭ - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

1. Экономические циклы (колебания экономической активности (экономической конъюнктуры), состоящие в повторяющемся сжатии (экономическом спаде, рецессии, депрессии) и расширении экономики (экономическом подъёме)).

2. Совокупный спрос Совокупный спрос AD (от англ.aggregate demand) - это сумма всех индивидуальных спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на рынке.

3. Совокупное предложение (сумма всех индивидуальных предложений товаров и услуг отечественного производства; это общее количество товаров и услуг в стране, которое готовы произвести и представить к продаже все резиденты в соответствии со сложившимся уровнем цен.)

4. Денежное обращение

5. Уровень цен

6. Занятость, доходы населения

7. Инвестиционная привлекательность Инвестиционная привлекательность – это экономическая категория, отражающая субъективное представление инвестора об эффективности вложений в конкретный объект.

8. Инвестиционная привлекательность

9. Темпы социально-экономического развития

10. Условия конкуренции

11. Внешнеэкономические отношения

12. Окружающая среда

13. Социальные отношения

38. Формы ГРЭ

Традиционные формы регулирования современной смешанной экономики:

· конкурентно-рыночная;

· корпорационная;

· государственная;

· межгосударственная.

· Помимо этих ведущих компонентов в процессе становления институтов гражданского общества все большую значимость в регулировании социально-экономических процессов приобретают различного рода соглашения, ассоциации - союзы промышленников и предпринимателей, ассоциации банкиров или торгово-промышленные палаты, не являющиеся элементами государства, но и не чисто рыночные структуры. Следует назвать и такие образования, как профессиональные союзы, общества потребителей, экологические движения. Именно им, а не рынку передает свои функции регулирования экономики современное государство.

Соотношение между данными формами подвижно и определяется конкретно-историческими факторами каждой страны на различных этапах ее развития. Так, если после «кейнсианской революции» в экономической науке на практике четко обозначилась тенденция к усилению государственного (а затем и межгосударственного) регулирования экономики, то в последние десятилетия - в условиях «монетаристской контрреволюции» стала преобладающей тенденция к дерегулированию, когда все больше проблем решаются рынком и корпорациями. Особенность современного этапа - развитие новых форм взаимодействия четырех форм регулирования: появляются разнообразные формы координации деятельности государств (и их группировок), крупного, среднего и мелкого бизнеса, их совместных действий в сфере разработки и реализации целевых программ, выработки промышленной стратегии. Одной из таких форм является создание смешанных государственно-частных предприятий (в том числе совместных). Их преимуществами выступают дополнение достоинств функционирования предприятий в условиях конкурентного рынка реализацией на микроуровне целей макроэкономической политики; гибкое маневрирование объемом государственного капитала; воздействие правительства на инвестиционную, инновационную, структурную, ценовую политику фирмы. В то же время повышается значение и регулирующее влияние межгосударственных институтов, а также транснациональных корпораций (около 2/3 мировой торговли сегодня - внутренний оборот последних).

39. Концепции ГРЭ

В мировой хозяйственной практике обозначились следующие концепции регулирования национальной экономики:

1. Концепция развития производства (со стороны предложения). Главным здесь признается стимулирование развития производительных сил и структурной перестройки экономики - при допущении несбалансированности воспроизводственного процесса. Предполагается, что решение этих ключевых задач обеспечивает не только ускорение темпов экономического роста, но и сокращение безработицы, смягчение неравномерности, цикличности развития. Эта концепция применялась в разные годы везде, но особенно - в отстающих странах.

2. Концепция сбалансированного развития воспроизводства. Главным здесь признается поддержание равномерного роста производства при максимально возможной его сбалансированности. Максимизация темпов роста не рассматривается в качестве самоцели. Проводится антициклическое (включая антикризисное), антиинфляционное регулирование, политика доходов, занятости и внешнеэкономического равновесия. Эта концепция применяется сегодня в большинстве развитых стран мира.

3. Концепция стимулирования роста производства со стороны спроса. Ключевой задачей при этом считается достижение устойчивого превышения совокупного спроса над совокупным предложением для ускорения темпов прироста производства, обеспечения полной занятости, а также предотвращения и смягчения кризисов. Допускается инфляция, рост общего уровня цен. Эта концепция, как практическое воплощение кейнсианской доктрины, наиболее зримо применялась в США до 70-х гг.

4. Концепция стимулирования роста со стороны предложения экспортных отраслей. Применяется в странах, где значительная доля продукции направляется на экспорт (Швеция, Франция, Германия и др.). Основной задачей при этом признается повышение эффективности производства в экспортоориентированных отраслях с целью обеспечения высокой конкурентоспособности экспортной продукции на мировом рынке и проведения внешнеэкономической экспансии.

5. Концепция импортозамещения. Применяется в условиях большой зависимости экономики от импорта, сочетающейся с недостаточной конкурентоспособностью отечественной продукции на мировом рынке. Использовалась, например, в СССР и ведущих латиноамериканских странах, где проводилась так называемая догоняющая индустриализация, основанная на активном участии государства, создающего «тепличные условия для национальной промышленности. Реализация такой стратегии обычно оправдывается необходимостью ослабления зависимости от мировых рынков. Здесь неизбежно формирование жесткой социально-экономической и производственно-технологической конструкции, малоконкурентной с точки зрения мировых критериев эффективности, что чревато обострением политической нестабильности при попытках проведения структурных реформ (как в начале импортозамещающего пути, так и при выходе из него).

Еще совсем недавно (особенно после войны) главной задачей большинства стран считалось максимальное стимулирование роста производства. Сегодня же типичной становится иная постановка: контролируемое, комплексное, экологически и социально более рациональное развитие производства, т.е. «безопасный», более качественный, нежели количественный, экономический рост. Недавно одной из главных целей было достижение максимальной сбалансированности производства. Но в ближайшей перспективе вероятнее более гибкий подход, суть которого в поддержании «рациональной несбалансированности». И здесь ведется поиск компромисса в комбинации относительно противоречивых макроэкономических целей: экономический рост - сбалансированность. Насколько нерациональным считается гипертрофированный рост диспропорциональной экономики, настолько же недопустима сбалансированность как самоцель при забвении экономического роста и подавлении цикличности воспроизводства.

40. Инструменты ГРЭ

Инструментами государственного регулирования рыночной экономики являются:

• налоги, налоговые льготы и финансовые санкции;

• государственные инвестиции и субсидии;

• ставка процента по межбанковскому кредиту, нормы обязательных резервов и операции на открытом рынке;

• государственные заказы, размещаемые на конкурсных и договорных началах;

• государственные товарные резервы, используемые для стабилизации рынка товаров и цен;

• прямое управление государственными предприятиями, принадлежащими государству природными ресурсами, имуществом, пакетами ценных бумаг;

• целевые социально-экономические и научно-технические программы;

• хозяйственное законодательство и т.п.


Инструменты ГРЭ

Инструменты государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.