Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Неоконсервативная модель АЦР.





 

Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого использование косвенных мер воздействия на предложение.

Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический пост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства.

Главные преграды на этом пути высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям.

Сокращение налоговых ставок сократит и доходы госбюджета и увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести и политику приватизации государственной собственности.

Следующий комплекс мер - реализация политики дерегулирования. Это означает ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др.



Таким образом, государству отводится огромная роль в экономике. Это и видно из того, что в экономической науке существует четыре точки зрения. Их объединяет то, что они признают необходимым вмешательство государства в экономику, а различают задачи, которые авторы экономических учений возлагают на него. Так, меркантилисты отводят государству роль защитника отечественного производителя, а последователи А. Смита отводят государству роль - арбитра в экономике. В отличии от них Кейнс, считает что государство должно взять на себя планирование и проведение антикризисных мероприятий.

Генеральными целями государственного регулирования являются достижение экономической и социальной стабильности, обеспечение конкурентоспособности национальной экономики, экономическая безопасность, адаптация рыночного механизма к различным ситуациям, увязка общественных и частных интересов.

Последователи неоклассической мысли, наоборот отводят государству роль создателя условий для экономической свободы накопление капитала.

Вывод: Роль государства в экономике на протяжении многих лет интересует экономистов, рассмотрев взгляды экономических школ можно сделать следующий вывод.

Вопросы государственного регулирования экономики занимают одно из центральных мест в экономической теории, мнения о степени вмешательства в экономику, а также методы и инструменты подобного вмешательства заметно различаются. Однако, как показывает практика, рациональное зерно присутствует во всех рассмотренных теориях и направлениях, а так как экономическая система хозяйственно деятельности динамичной, то ни одну теорию нельзя отвергать как несостоятельную. По мере развития экономических отношений в мировых экономических системах будет развиваться и теория государственного упарвления экономическими процессами. Так как экономическая система хозяйственная является динамичной, то ни одну теорию нельзя отвергать как несостоятельную. По мере развития экономических отношений в мировых экономических системах будет развиваться и теория государственного управления экономическими процессами.

 

 

51. Проблема стагфляции в АЦР.

Проблема стагфляции. Все модели антициклического регулирования экономики исходят из предположения о том, что в конкретный период существует либо инфляция (при высокой конъюнктуре), либо безработица (при конъюнктуре низкой). Но они не рассматривают четкого алгоритма поведения государства в ситуации, когда эти две главные экономические болезни вместе обосновываются в социальном организме, порождая феномен стагфляционной ловушки. Данный термин, как известно, обозначает одновременное падение производства и инфляцию в условиях, когда для преодоления экономического спада необходимы инфляционные меры, которые в свою очередь увеличивают спад, и, напротив, для противодействия инфляции требуются меры, сокращающие производство, чтр в свою очередь приводит к нарастанию инфляции. В этой ситуации (особо характерной для стран с переходной экономикой1) перед государством встает сложнейшая проблема сочетания ≪жесткости≫ и ≪мягкости≫ в экономическом регулировании, и ее разрешение требует постоянного поиска неких пороговых значений макроэкономических показателей, за которые выходить уже нецелесообразно. При этом необходима реализация усложненного варианта стабилизационной политики, основанного на итеративной процедуре формирования и варьирования приоритетов макроэкономического регулирования (например, отказа от сбалансированности государственного бюджета в пользу антикризисного регулирования, а затем сознательного торможения экономического роста во имя антиинфляционной профилактики. Следует отметить, что до настоящего времени данный вариант отработан не полностью.

52. Проблема ошибок прогнозирования и оппортунизма политических лидеров.

Проблема ошибок прогнозирования.Меры по антициклическому регулированию оказываются результативными только при условии, что правительство и центральный банк располагают надежной информацией о текущем состоянии, тенденциях и перспективах изменения экономической конъюнктуры. Ни один из показателей не может водиночку предсказать грядущих перепадов в хозяйственной динамике, а значит, и определить поворотные точки. Комитет по датировке деловых циклов, работающий при американском Национальном бюроэкономических исследований, проводит качественный анализ всей имеющейся информации, отслеживая динамику средневзвешенного индекса опережающих индикаторов не менее двух кварталов подряд. Но каким бы безупречным ни казался созданный наукой экономический барометр, ошибочные предсказания все же не исключены. Проблема оппортунизма политических лидеров. Оппортунизм (от лат. opportunus — ≪удобный≫, ≪выгодный≫) в экономической политике возникает, когда цели политиков вступают в противоречие с интересами благосостояния населения. Антициклическое регулирование (и экономическую политику в целом) проводят правительство и выборные органы власти, которые обычно коррумпированы и решают прежде всего свои собственные, выгодные для себя задачи, в частности переизбрания на следующий срок для сохранения так называемой политической ренты. Так что деформация цикла и использование антициклических регуляторов в собственных интересах политиков неизбежны. Причем такое злоупотребление экономической властью очень трудно доказать: опытные политики всегда сумеют объяснить свои нерациональные, однако создающие им дополнительные удобства решения заботой об общественных интересах.

53. Проблема лагов в АЦР.

Проблема лагов. Лагами называются временные разрывы между экономическими явлениями, находящимися в причинно-следственной связи. Суть данной проблемы состоит в том, что стабилизационная политика (как, впрочем, и любой другой вид государственного регулирования экономики) напоминает, образно говоря, стрельбу по движущейся мишени. В то время когда правительство и центральный банк предпринимают какие-либо действия, ориентируясь на реалии сегодняшнего дня, объект их регулирования, находящийся в непрерывном движении, способен уйти далеко вперед, и в результате ≪выстрел≫ может оказаться крайне неудачным. К тому же известно, что рыночная экономика весьма инерционна. Хозяйственные процессы совершаются в ней далеко не мгновенно, и их запуск требует затрат не только ресурсов, но и времени, поэтому в ходе реализации любой экономической политики, в том числе и антициклической, проявляется эффект запаздывания ее воздействия на объект. Оценка продолжительности данного эффекта — одна из важнейших задач макроэкономического регулирования. Государству важно знать не только вероятностный результат того или иного хозяйственного мероприятия, но и предположительный момент наступления этого результата.

В общем случае задержки (запаздывания) воздействия экономической политики можно разделить на две группы:

1) внутренние лаги — время, необходимое для принятия решений;

2) внешние лаги — запаздывание появления результатов тех или иных действий властей.

В ходе их детализации можно выделить целую лаговую структуру, в которую, в частности, входят:

■ лаг признания;

■ лаг решения;

■ лаг между моментом принятия решения и началом конкретных действий;

■ лаг воздействия.

Лаг признания (распознавания) — время, необходимое для осознания политиками самого факта существования проблемы регулирования и оценки степени актуальности ее разрешения. Это временной разрыв (называемый иногда разрывом восприятия), образующийся между моментом отхода национальной экономики от состояния равновесия и моментом признания политиками необходимости активных действий по ее возвращению в данное состояние. Его продолжительность в решающей степени определяется состоянием экономической науки, ее ролью в принятии политических решений. Если подсистема анализа и прогнозирования экономической конъюнктуры организована должным образом, лаг распознавания может принять и отрицательное значение: заблаговременно предсказанный футурологами перепад конъюнктуры влечет за собой упреждающий запуск соответствующего регулирующего механизма. В других случаях лаг признания становится положительным. Однако его продолжительность может быть заметно сокращена в связи с переходом развитых стран к так называемой новой экономике, базирующейся на современных информационных технологиях.

Лаг решения, или административный разрыв, — время между осознанием наличия проблемы и принятием политического решения о запуске соответствующих регулирующих механизмов. В России лаг принятия решения имеет также значительную временную протяженность, что обусловлено замедленной реакцией исполнительной и законодательной власти на возникающие в отечественной экономике процессы, а также серьезной бюрократизацией управления. Впрочем, и за рубежом на принятие политических решений уходит немало времени: колеса демократического управления, как известно, крутятся медленно.

Лаг между моментом принятия решения и началом конкретных действий государственных служб, ответственных за его осуществление, или функциональное запаздывание. Он зависит от того, насколько эффективно работает государственная машина, как налажено взаимодействие ее различных звеньев. Например, в начале 90-х гг. XX в. российское правительство приняло решение о либерализации цен, однако конкретные действия в данном направлении были предприняты лишь 2 января 1992 г., когда из-за нараставших как снежный ком инфляционных ожиданий в магазинах почти не осталось товаров.

Лаг воздействия — время, в течение которого цель макроэкономической политики реально ощущает воздействие ее инструмента. Продолжительность этого лага, в течение которого преодолевается инерционность национальной экономики и объект государственного регулирования начинает реально меняться под влиянием каких-либо мер властей, определяется внутренним устройством инструментов экономической политики, структурой трансмиссионного механизма воздействия денежно-кредитной (бюджетно-налоговой) политики на национальный продукт, уровень цен или занятость населения. Некоторые инструменты могут обеспечить достаточно быстрое достижение заданной цели. Так, выплата детских пособий, мгновенно расширяя потребительский спрос, способна быстро повлиять на ускорение динамики национального продукта. А вот изменение денежного предложения оказывает замедленное влияние на национальный продукт, поскольку непосредственным объектом его воздействия чаще всего являются процентные ставки, через изменение которых, а также через сдвиги в ин

54. Электоральный цикл.

55. Сущность, цели и инструменты ФП.

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика направлена на сглаживание деловых циклов и обеспечение экономического роста страны путем манипулирования государственным бюджетом. Для реализации конкретных макроэкономических целей фискальной политики (увеличения занятости, поддержания низких и стабильных темпов инфляции, подъема общественного благосостояния и др.) правительство использует следующие ее основные инструменты:

■ государственные инвестиции;

■ государственные закупки товаров и услуг, где различают закупки для собственных потребностей государства (государственный заказ), которые относительно стабильны, и более изменчивые закупки для регулирования рынка, сокращающиеся в периоды оживления и подъема и расширяющиеся в фазах спада и депрессии;

■ общественные работы;

■ социальные программы;

■ государственные трансферты, которые, как известно, не включаются в ВВП, однако являются важной составной частью располагаемого дохода домохозяйств и, поскольку потребительский спрос последних выступает наиболее весомым компонентом совокупных расходов, правительство, манипулируя трансфертами, может кардинально менять структуру и динамику совокупного спроса;

■ управление налоговым гнетом, варьирование прямых и косвенных налогов как наиболее значимого и универсального регуляторасовременной рыночной экономики.

56. Кейнсианская модель ФП.

Ориентированная на совокупный спрос

кейнсианская модель

фискальной политики

предполагает сильное вмешательство властей

в социально-экономическую жизнь. Причем коль скоро становление

этой модели изначально протекало в обстановке Великой депрессии,

то четкий акцент в ней делается на восполнении государством острого

дефицита частного спроса его дополнительными инвестиционными

и социальными расходами. Хотя в фазе подъема приветствуется нара­

щивание налоговой нагрузки (для противодействия инфляции спро­

са), однако ведущая роль в кейнсианской теоретической конструкции

отводится налоговым мерам стимулирующего характера, принимаемым

в интересах ускоренного роста приоритетных отраслей и производств,

а также достижения полной занятости трудоспособного населения. Если

же подобная бюджетно-налоговая экспансия сопровождается серьезным

подрывом бюджетного равновесия, то периодически возникающий бюд­

жетный дефицит, носящий заведомо не структурный, а циклический ха­

рактер, рассматривается не только как закономерный результат созна­

тельно сформированной фискальной политики, но и в качестве мощного

рычага последующего восстановительного роста национальной эконо­

мики. Излишне не драматизируя появление дефицита государственного

бюджета в финансовой системе страны, конъюнктура в которой не слиш­

ком высока, кейнсианцы с еще большей настойчивостью отвергают це­

лесообразность формирования в ней в этот непростой период каких бы

то ни было финансовых резервов. Искусственно отрываемые от насущ­

ных потребностей национального хозяйства подобные резервные фон­

ды, по их мнению, серьезно отдаляют во времени и тормозят восстано­

вительный рост, а потому нуждаются в скорейшем направлении на

нужды всесторонней диверсификации отечественной экономики.

Кейнсианская теория вовсе не является исключением в плане

констатации факта негативного влияния завышенных налоговых ста­

вок на инвестиции, легальный ВВП, занятость и доходы населения.

Вместе с тем она допускает возможность сознательного формирования

такого алгоритма налогообложений в стране, при котором народнохо­

зяйственная польза от мультипликативного расширения автономных

расходов финансовых властей многократно превосходит вред от изъ­

ятия немалой части доходов налогоплательщиков. Из-за этого укреп­

ление подобной модели фискальной политики сопровождалось посте­

пенным нарастанием налоговой нагрузки на экономику. Так, в Швеции

как типичном представителе данной модели стандартная ставка НДС

составляет 25%, хотя она может доходить и до 30-33% в случае, если

фирма допускает избыточную энергоемкость своего производства либо

выпускает продукцию с отрицательными внешними эффектами. Од­

нако наибольшую значимость в структуре налоговой системы имеют

прямые налоги. Нормативная ставка налога на прибыль длительное

иремя превышала здесь 50%. В интересах достижения большей соци­

альной справедливости как одной из наиболее приоритетных для швед­

ской модели макроэкономических целей традиционно действовало про­

грессивное налогообложение физических лиц. Чрезмерная прогрессия

и налоговых ставках, используемая как средство решения социальных

задач, рано или поздно должна была привести к нарастанию негативных

тенденций в экономической системе. Так, во второй половине 1980-х гг.

темпы инфляции здесь оказались на 2% в год выше, чем в странах-кон-

курентах, что было весьма болезненно для открытой шведской экономи­

ки. Логическим следствием высоких ставок налогов стали рост издер­

жек на оплату труда, утечка капиталов за границу. Большие налоги

подталкивали также и к сокрытию доходов — по оценкам американских

экспертов, в Швеции не декларировалось от 12 до 25% доходов, поэтому

с 1991 г. приоритетным направлением фискальной политики шведского

правительства стало сокращение налоговых ставок (при расширении

базы налогообложения) в духе неоклассических подходов, хотя и по сей

день эти ставки здесь выше, чем во многих других странах.

 

 

57. Неоклассическая модель ФП.

Неоклассическая модель фискальной политики

основана на осо­

знании политической элитой развитых стран факта наличия у современ­

ной экономической системы неких верхних пределов управляемости, что

диктует необходимость решительной переориентации механизма регу­

лирования смешанной экономики на рыночную конкуренцию с ее са-

моорганизующим потенциалом. При этом неоклассики переносят ак­

цент с регулирования совокупного спроса на всемерное стимулирование

совокупного предложения (преимущественно путем сокращения нало­

гов, стимулирующего инвестиции и поощряющего трудовую и пред­

принимательскую активность населения), привлечение в страну допол­

нительных капиталов и рабочей силы и обеспечение на этой основе

ускоренного роста ВВП и занятости. Если сторонники кейнсианской

концепции, опираясь на теорию мультипликатора-акселератора, дока­

лывают способность властей посредством правительственных закупок,

иивестиций, трансфертов и иных регуляторов дискреционного типа

дать в кризисный период толчок к использованию незанятых ресур­

сов, то неоклассики, базируясь на тезисе о невозможности наращива­

ния

частных инвестиций в обстановке бюджетного дефицита и сопро­

вождающей его инфляции, считают централизованные расходы

безусловно тормозящим экономический рост деструктивным фактором.

Нужно иметь в виду, что выделяемые из государственного бюджета

средства зачастую используются крайне неэффективно, будучи подвер­

женными расхищению со стороны многочисленных отраслевых и ре­

гиональных группировок, которые используют разнообразные корруп­

ционные механизмы для получения доступа к общенациональным

финансовым ресурсам. Даже в случае искоренения подобных проявле­

ний фиаско государства сдерживающее воздействие чрезмерных госу­

дарственных расходов на развитие национальной экономики устранить

едва ли удастся, так как они неминуемо приводят к бюджетному дефи­

циту. Этот тип бюджетного неравновесия в свою очередь либо повле­

чет за собой наращивание внешнего долга государства, погашение ко­

торого уже в обозримом будущем затормозит восходящую динамику

ВВП, либо уже сегодня спровоцирует инвестиционный кризис в част­

ном секторе через размещение государственных облигаций на внутрен­

нем рынке. Не случайно рекомендации неоклассиков субъектам бюд-

жетно-налогового регулирования заключаю тся в реш ительном

сокращении государственного вмешательства путем замораживания ин­

вестиционных и социальных расходов властей. Исходя из либераль­

ной трактовки, чем меньше ресурсов поглощает государство, тем боль­

шая их доля окажется в частном секторе, и это главное условие роста

экономической эффективности в стране. Опирающиеся на данную те­

оретическую установку неоклассические расчеты показывают, что если

расходы государства превышают некий «нормальный» уровень на 10%,

то неизбежно замедление экономического роста страны на 1% с соот­

ветствующими негативными социально-экономическими последстви­

ями такого отставания.

Подчеркивая недопустимость появления в финансовой системе

страны заметного бюджетного дефицита, неоклассики с гораздо боль­

шей симпатией относятся к противоположному типу бюджетного не­

равновесия — профициту государственного бюджета. Отстаивая безу­

словную целесообразность его появления в сфере общегосударственных

финансов даже в обстановке неполной занятости и кризисных потря­

сений национальной экономики, они склонны к использованию этого

бюджетного излишка вовсе не на Централизованные инвестиции в ре­

альный сектор, а либо на досрочное погашение внешней задолженно­

сти государства, либо на формирование стратегического резерва фи­

нансовых ресурсов (в антиинфляционных целях и на случай внезапного

ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры), либо, наконец, на

сокращение налоговых ставок. В последнем случае налоговая рефор­

ма, нацеленная на снижение налогового пресса прежде всего на высо­

кодоходные слои населения, рассценивается в качестве не только мощ­

ного рычага ускоренного роста ВВП, но и радикального способа вос­

становления пошатнувшегося равновесия в бюджетной сфере.

Типичным представителем данной модели фискальной полити­

ки можно считать США. Ситуация в налоговой сфере этой страны до

налоговой реформы 1980-х гг. была во многом похожа на шведскую.

Налоговая система не способствовала наращиванию сбережений и ин­

вестиций, а также заинтересованности в высокопроизводительном

труде. В 1981 году из каждого рабочего дня на выплаты государству

уходило 2 часа 45 минут, тогда как в 1929 г. — менее часа. Это привело

к массовому недовольству населения проводимой политикой и нарас­

тающему стремлению уклониться от налогов. Несогласие с реализуе­

мой налоговой доктриной подтолкнуло ряд штатов к принятию зако­

нов, ограничивающих право правительства увеличивать налоги. Целое

политическое движение выступало за внесение поправок в Конститу­

цию США, призванных ограничить налоговую нагрузку, и за обеспече­

ние сбалансированного бюджета. Все это косвенно свидетельствовало

о достижении в США (как, впрочем, и в большинстве других

экономически развитых стран) некоего предельно допустимого, мак­

симального уровня перераспределения ВВП через бюджетную систе­

му. В таких условиях дальнейшее наращивание доходов бюджета (хотя

бы пропорционально росту национального продукта) становилось воз­

можным лишь при условии кардинальных перемен в структуре нало­

говых изъятий, нацеленных на восстановление пошатнувшегося баланса

экономической эффективности и социальной справедливости. В 1980-е

годы правительство США заменило кейнсианскую концепцию «вводи

налоги и расходуй средства» на неоклассическую концепцию «снижай

налоги, занимай деньги и расходуй средства». Однако реализация по­

следней не привела к сокращению избыточной поляризации общества.

Ярко выраженная несправедливость рассматриваемой модели прояв­

ляется, в частности, в том, что 10% наиболее обеспеченного населения

Соединенных Штатов располагают сегодня 73% суммарного националь­

ного богатства, в то время как остальные 90% — лишь 27%.

 

58. Дискреционная и недискреционная ФП.

 

Дискреционная фискальная политика (от лат. discrecio — ≪действующий по своему усмотрению≫) рассматривается кейнсианцами как способ нейтрализации рыночного фиаско посредством сознательного манипулирования налогами, государственными расходами и сальдо государственного бюджета. Цель такой правительственной политики заключается в приближении объема ВВП к его потенциальному уровню и обеспечении тем самым стабилизации национальной экономики.

Основные правила дискреционной фискальной политики, требующей неустанного принятия кабинетом министров ряда специальных решений, таковы:

1) если существует неполная занятость, то уровень безработицы должен быть понижен с помощью экспансионистской бюджетноналоговой политики;

2) если имеет место рост общего уровня цен, то задача состоит в подавлении инфляции средствами рестриктивной фискальной политики;

3) если достигнуты полная занятость и стабильность цен, то бюджет должен поддерживать баланс совокупного спроса и совокупного предложения (конъюнктурно-нейтральная фискальная политика).

59. Фискальная экспансия.

Фискальная экспансияв краткосрочной перспективе обеспечивает преодоление экономического спада, а в долгосрочной — служит инструментом расширения предложения факторов производства и роста экономического потенциала общества. Так, состоявшееся в декабре 1997 г. решение правительства Японии снизить ставки подоходного налога, повлекшее за собой сокращение доходов государственного бюджета на 2 трлн иен, было направлено в первую очередь на преодоление затянувшейся депрессии. Но целенаправленно стимулируя расширение совокупного спроса, такой шаг кабинета министров был, несомненно, нацелен и на долгосрочное наращивание совокупного предложения в этой стране.

 

 

60. Фискальная рестрикция.

Фискальная рестрикцияв краткосрочном периоде является орудием ограничения инфляционных процессов в национальном хозяйстве, а вот в долгосрочном аспекте она через повышение налоговой нагрузки на национальную экономику, хотя и выталкивает из сферы производства слабые, нежизнеспособные предприятия (содействуя тем самым росту экономической эффективности), вполне может спровоцировать развертывание в ней механизма стагфляции. Вероятность подобного развития события, влекущего за собой разрушение производственного потенциала страны, особенно возрастает в случае, если повышение налогов сочетается с пропорциональным сокращением расходов по всем статьям бюджета без четкого определения приоритетов такого секвестирования, скажем, в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда, на котором в этом случае неминуемо нарастает напряженность.

61. Налоговые льготы.

Важнейшими инструментами стимулирования депрессивной национальной экономики в рамках экспансионистского варианта осуществления дискреционной фискальной политики являются следующие налоговые льготы:

■ налоговые изъятия и скидки;

■ налоговые кредиты;

■ ускоренная амортизация.

Налоговые изъятия и скидки предполагают полное или частичное освобождение от налогообложения (как прямого, так и косвенного) тех предприятий, которые участвуют в реализации целей государства и функционируют в приоритетных сферах деятельности.

Налоговые кредиты означают предоставление на возвратной основе отсрочки налоговых платежей под определенные цели. Использование налогового кредита тождественно направлению части средств налогоплательщиков через государственный бюджет на инвестирование частного сектора экономики.

Ускоренная амортизация Ее антикризисный эффект состоит в следующем: в фазе экономического спада государство в законодательном порядке увеличивает нормы списания основного капитала в размерах, значительно превышающих его действительный износ. Как следствие, возрастает спрос на современное оборудование, расширяется емкость рынка продукции машиностроения, происходит развитие всех связанных с ним отраслей экономики.

62. Встроенные стабилизаторы недискреционной ФП.

Встроенный стабилизатор — финансовый механизм, позволяющий сглаживать амплитуду циклических колебаний уровня занятости и выпуска без частых коррективов экономической политики, без регулярного вмешательства законодательной власти в хозяйственную жизнь страны. В роли таких стабилизаторов выступают действующие в обществе правила, нормы, которые предусмотрены властью заранее и введены в законодательные акты, регламентирующие хозяйственную деятельность:

1.налоговая системаПри ее грамотном построении в условиях циклического подъема экономики и роста облагаемых доходов населения в бюджетную систему (без всяких изменений ставок прямых и косвенных налогов, заранее установленных законодательной властью на длительный срок ставок) начинают более мощным потоком поступать подоходные налоги, отчисления на социальное страхование, налоги на прибыль корпораций, налоги на потребление и т.п. Вследствие снижения располагаемых доходов населения и автоматического появления бюджетного излишка серьезно тормозится рост потребительских расходов домохозяйств, инвестиций компаний, что неминуемо оказывает сдерживающее влияние на экономическую конъюнктуру и предотвращает наступление инфляционного бума. Во время циклического спада налоговые поступления в бюджет, наоборот, резко сокращаются: доходы значительной части населения опускаются ниже прожиточного минимума, а экономические субъекты, оставшиеся на плаву перечисляют государству в виде прямых и косвенных налогов меньший процент своих доходов. Оборотной стороной автоматически возрастающего в этих условиях циклического дефицита государственного бюджета является то, что налоговый пресс в стране временно смягчается (и это при сохранении

действующих налоговых ставок) и большая часть национального дохода остается у домохозяйств и компаний. Помимо поддержания социальной стабильности в обществе это открывает дополнительные возможности наращивания их потребительского и инвестиционного спроса, обновления основного капитала и тем самым выхода из кризиса.

2. повышение общего уровня цен при отсутствии индексации налоговых порогов(налоговых ставок, за пределами которыхналогоплательщики обязаны отдавать большую часть своего доходагосударству), которое само по себе приводит к возрастанию налоговойнагрузки на экономику и предотвращает инфляционный бум.

3. система государственных трансфертных платежей.В период подъема увеличение реального объема производства и снижение уровня безработицы автоматически — в соответствии с заранее зафиксированными парламентом правилами игры — сокращает расходы правительства на разнообразные социальные пособия. Увеличивающиеся в результате роста заработной платы социальные отчисления направляются в некий резервный фонд, формирование которого является фактором, тормозящим развертывание инфляционных процессов. В условиях спада, когда, образно говоря, на пульте управления в правительстве загорается лампочка, означающая запредельное падение уровня жизни населения, автоматически расширяются программы государственных трансфертных платежей на поддержку социально уязвимых слоев. Расходование ранее сформировавшегося резервного социального фонда поддерживает совокупный спрос и тем самым ослабляет возможное падение ВВП.

4. в качестве мощного стабилизатора экономики наличие в ее социальной структуре так называемого праздного класса, который своим дополнительным спросом способен компенсировать нехватку покупательной способности у наемных работников и предпринимателей.

5. государственные программы помощи – целевые программы расходования государственного бюджета на выполнение социально значимых проектов: здравоохранение, ветхое жилье, материнский капитал.

 

63. Эффект Лаффера.

64. Бюджет РФ. Статьи дохода и расходов.

Статьи дохов:

· федеральные налоги и сборы

· таможенные пошлины, таможенные сборы

· государственная пошлина в соответствии с законодательством

Российской Федерации

· доходы от гос.имущества

· доходы от реализации государственных запасов

· доходы от внешнеэкономической деятельности

· дотации, субвенции, трансферты

· займы у международных организаций

Статьи расходов:

1) Затраты на соц.услуги

2) Затраты на хозяйственные нужды (капиталовложения в произ-во, дотации гос.предприятиям, осуществление гос.программ)

3) Расходы на оборону и обеспечение внешней политики

4) Административно управленческие расходы (содержание гос.аппарата)

5) Платежи по госуд.долгу

 

65. Сущность и цели ДКП.

Денежно-кредитная политика — это комплекс регулирующих мер государства в сфере денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение неинфляционного экономического роста, полной занятости, а также на сглаживание конъюнктурных циклов деловой активности. При этом между фундаментальными целями роста ВВП (обеспечиваемого неуклонным нарастанием совокупного спроса) и контроля над инфляцией (в той степени, в какой она зависит от находящейся в обращении денежной массы) объективно существует определенное противоречие, разрешение которого требует неустанного поиска меры в действиях монетарных властей по регулированию параметров предложения денег. Реализуя наряду с другими направлениями экономической политики государства (фискальной, структурной, внешнеэкономической и т.п.) эти конечные целевые установки, монетарная политика параллельно преследует и свои собственные, промежуточные цели, к которым относится достижение оптимального размера денежной массы, процентных ставок и обменного курса. Но не они являются основными. ≪Денежная и финансовая политика, — отмечает В. Маневич, — должны быть направлены на достижение и поддержание оптимальных темпов роста экономики, а не замыкаться на собственных задачах, например, сокращения или ограничения предложения денег≫

66. Функции ЦБ.

1. функция эмиссионного центра страны. Центральный банк несет ответственность за состояние Денежного обращения. Он выступает монополистом в определении предложения денег и темпов его нарастания. Являясь эмиссионным центром страны, центральный банк обладает монопольным правом выпуска банкнот и их изъятия из обращения. Следовательно, денежный рынок является монопольным.

2. функция банка банков. Заключается в том, что ЦБ выделяет лицензии на осуществление определенных видов деятельности КБ, кроме того он согласовывает кандидатуру управляющего КБ.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.