Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основные этапы становления теории и методики физической культуры и их характеристика





Познание исторических аспектов становления теории и методики физической культуры как специфической научной отрасли познания необходимо для того, чтобы:

- в процессе дальнейшего познания, организации и реализации физкультурно-спортивной деятельности (физической культуры) избежать ошибочных действий (выявленных, впрочем, в течение продолжительной практики);

- обозначить в ходе личностного, профессионального становления возможные аспекты совершенствования, улучшения уже существующих методик и технологий направленного использования ценностей физической культуры в становлении личности.

Анализ истории возникновения и функционирования теории и методики физической культуры позволил выявить несколько этапов (213, с. 14-20; 208, с. 27-28, 212, с. 8-11).

I этап характеризуется главным образом накоплением эмпирических данных (полученных опытным путем, чаще всего – стихийным) о влиянии двигательной деятельности на человека. Результатом такого познания стало открытие «эффекта упражняемости», что, в свою очередь, явилось предпосылкой к разработке путей передачи накопленного опыта (т.е. прообразом физического воспитания).

II этап характерен созданием первых методик физического воспитания (период рабовладельчества государств Древней Греции – средние века).

Результирующие позитивные аспекты второго этапа становления теории и методики физической культуры следующие:

- определена прикладная направленность физических упражнений (необходимость воспитания физических качеств, двигательных умений и навыков для повседневной и военной деятельности);

- появление частных методик обучения отдельным видам физкультурно-спортивной деятельности (плавание, верховая езда, фехтование, метание и т.д.);



- возникновение основ специальной педагогической отрасли познания, интегрирующей умственное и физическое воспитание (показана возможность комплексного воздействия на человека в ходе физического воспитания);

- осознание необходимости выделения физического воспитания в самостоятельную отрасль познания и деятельности.

Негативные аспекты проявлялись в следующем:

- неиспользование (от недостаточного познания) общих закономерностей обучения, воспитания и развития личности независимо от вида физкультурно-спортивной деятельности;

- неучет в должном и полном объеме особенностей влияния средств и методов физического воспитания на человека (двигательные и личностные характеристики, физиологические функции и т.д.).

III этап (период эпохи Возрождения - XIV-XVI века - конец XIX столетия) бурное накопление знаний о роли и месте физического воспитания в системе наук о человеке. (Эпоха Возрождения - период перехода от средневековья к Новому времени, от феодализма – к буржуазному строю).

Прогрессивными аспектами этого этапа являются:

- накопление знаний в сфере философии, медицины, педагогики о сущности физического воспитания и его влиянии на человека;

- «привлечение» сведений из сферы физического воспитания и его влиянии на решение «собственных» проблем в педагогике, философии, медицине;

- появление первых теорий физического воспитания, суть которых (в авторском видении) заключается в следующем:

· Я.А. Каменский – направленность физического воспитания на подготовку к жизни, труду;

· Ж.Ж. Руссо – подготовка здорового человека; достижение личностного благополучия; дифференциацияфизического воспитания мальчиков и девочек;

· И.Г. Песталоцци – гармоническое развитие физических, умственных нравственных качеств личности; улучшение положения трудящихся и крестьян;

· К. Маркс, Ф. Энгельс – физическое воспитание – часть всестороннего и гармоничного развития личности; роль и место физического воспитания в общей системе воспитания.

Недостатком третьего этапа становления теории и методики физической культуры является разрозненность сведений различных наук о человеке в отношении физического воспитания (то, что в современной интерпретации означает антропологический подход).

IV этап (конец XIX в.-1917 г.) отличается созданием теории и методики физической культуры как самостоятельной учебной и научной дисциплины.

Характерными позитивными чертами этого периода становления теории и методики физической культуры являются:

- обоснование системы физического воспитания в связи с физиологическими закономерностями и возрастными особенностями (результат – обоснование системы принципов гармоничного физического развития – учение П.Ф. Лесгафта);

- рост количества и качества специальных исследований в области теории и методики физической культуры в силу возросшего «врастания» физической культуры в различные сферы социальной жизни;

- появление специальных методик обучения двигательным действиям и классификация физических упражнений (Г. Демени);

- обоснование роли и места физической культуры и физического воспитания в становлении «социалистического» человека в социалистическом обществе (В.И. Ленин);

V этап (1917-начало 1990-х годов) - развитие теории и методики физической культуры в направлении биологического обоснования двигательной активности, педагогических принципов физического воспитания, социальной обусловленности физического воспитания как составной части воспитания людей.

Для этого этапа характерны следующие позитивные аспекты:

- дифференциация теории и методики физической культуры на учебную и научную дисциплины;

- разработка и обоснование (на основе физиологических данных И.М. Семенова, И.П. Павлова, Н.Е. Введенского, А.А. Ухтомского, Н.А. Бернштейна) теории обучения двигательным умениями и навыкам, развития двигательных качеств не только для гармонического развития, но и в аспекте спортивного совершенствования (спортивная физиология, биомеханика и т.д.);

- выделение спортивной науки как самостоятельной ветви теории и методики физической культуры;

- бурная интеграция научных знаний в теории и методике физической культуры; основной результат - видение физической культуры как фактора оздоровления людей; реабилитационное назначение физической культуры в различные возрастные периоды; воспитание личностных качеств; формирование профессиональных навыков (Г.А. Дюперрон).

- создание обобщающей теории физической культуры, отличающейся:

· признанием теории и методики физической культуры гуманитарной наукой (поскольку речь идет о становлении человека и социальных факторов этого процесса);

· широким представительством в теории и методике физической культуры естественнонаучного начала (поскольку речь идет о становлении естественных (природных) качеств человека);

· признанием теории и методики физической культуры как науки о воспитании гармонично развитой личности;

· усилением прикладной направленности знаний и содержания физической культуры (особенно в отношении основных видов – физической культуры).

Этот период становления теории и методики физической культуры связан с деятельностью таких ученых, как Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков, Н.И. Пономарев, В.М. Выдрин, Б.А. Ашмарин, В.И. Столяров, Б.В. Астафьев, Ю.М. Николаев и др.

Однако существуют и недостатки созданных теорий:

- излишняя идеологизация и политизация теории и методики физической культуры (главная направленность – подготовка к труду и обороне, поддержание «себя» для этого);

- пренебрежение интересам и личности (все - на потребность социума);

- пренебрежение физической культурой как способом становления культуры человека и здоровья человека.

VI этап – (с начала 1990-х гг. по настоящее время) характерен «поворотом» к личности, разработкой теорий и методик направленного использования физической культуры в связи с потребностями личности, что отразилось в следующем:

- использование физической культуры в «создании» здоровья, улучшении жизненных сил, адаптивных возможностей;

- признание приоритета теории и методики физической культуры в формировании здорового образа жизни за счет оптимальной двигательной активности;

- разработка в этой связи новых (равно как и совершенствование содержания известных) форм двигательной активности (бытовые, самостоятельные, рекреативные, реабилитационные и т.п.);

- признание (и как следствие – обоснование) новых форм двигательной активности рекреационного и оздоровительного характера (при этом характерной их особенностью является интеграция различных (двух-трех) видов физкультурно–спортивной деятельности в один (к примеру, аквааэробика);

- обоснование современных технологий подготовки спортсменов на основе развития современной техники диагностики, тренажеров и т.п.

Тем не менее в настоящее время методика (по сути, практика) всегда «опережает» теорию, которая призвана изначально выявлять и обосновывать особенности влияния тех или иных видов физкультурно-спортивной деятельности на человека.

В заключение следует обозначить основные источники становления теории и методики физической культуры:

- социальная практика, отражающая сущностные потребности общества в людях, необходимых ему для успешного функционирования;

- практика использования физической культуры, в ходе которой появляются и апробируются новые, совершенствуются и обосновываются уже известные теории и методики;

- прогрессивные идеи и положения смежных с теорией и методикой физической культуры наук о становлении человека и развитии человечества (философии, антропологии, физиологии, педагогики, психологии и т.д.);

- нормативные правительственные положения и решения в отношении физической культуры и спорта.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.