|
Специфические принципы использования физической культуры
Наряду с тем, что процесс освоения физической культуры есть процесс глубоко педагогический и отражен в вышеозначенных общеметодических принципах, этот процесс столь же глубоко специфический и сопряжен, главным образом с преобразованием телесности человеческой, а через нее (а точнее, сопряженно) – с преобразованием и духовной сферы человека. В связи со специфическими закономерностями организации и построения процессов физического образования, спортивной подготовки выделяют специфические принципы использования физической культуры (по Т.Ю. Круцевич – формирования физической культуры личности): непрерывности, прогрессирования тренирующих воздействий, адаптивного сбалансированного нагрузок, цикличности, возрастной адекватности (по материалам: 211, Т.1, с.83–114; 208, с. 69–75; 171, с.199–206; 161, с. 53–56; 209, Т.1, с. 127–139; 133, с. 96–113; 213, т.1, с. 57–61; 217, с. 87–91). Принцип непрерывности определяет организацию и реализацию процесса физического образования как целостного, слитного, без деления на части, что обеспечивает, в свою очередь, достижение одного из основных эффектов педагогических воздействий позитивного и повышающегося (по объему и качеству) накопления сдвигов в состоянии двигательной (главным образом) и личностной (психической) подготовленности. Процесс реализации рассматриваемого принципа предусматривает соблюдение следующих основных педагогических правил: - организация и реализация медико-биологического и педагогического контроля для определения текущего состояния занимающихся, что позволяет точнее определять содержание и «дозу» тренирующих воздействий (объем и интенсивность тренировочной работы); - обеспечение регулярности занятий (прежде всего в аспекте их количества, повторности) в соответствии с задачами и общей логикой процесса физического образования; - определение и использование оптимальных интервалов отдыха между дозированными физическими нагрузками (ординарный, суперкомпенсаторный, жесткий); Заметки на полях
- определение оптимальной (в зависимости от логики процесса физического образования и его задач и состояния подготовленности) продолжительности занятия; - обеспечение должной (опять-таки регламентированной задачами физического образования) последовательности в освоении содержания физической культуры, что предусматривает:
Принцип прогрессирования тренирующих воздействий (динамичности – 161; постепенного наращивания развивающе–тренирующих воздействий – 133; прогрессирования воздействий – 213; единства постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам – 171). Этот принцип «предписывает» неуклонное повышение требований к содержанию физкультурно-спортивной деятельности и психофизическим нагрузкам с целью обеспечения позитивной динамики становления качественно-количественных показателей физической культуры личности. Важно при этом отметить, что сущность положения «повышение требований к физкультурно-спортивной деятельности» определяется общими (равно как и частными) показателями: объема и интенсивности тренирующих воздействий; сложности двигательной деятельности (прежде всего в аспекте сложности осваиваемых двигательных умений и навыков) и теоретического материала; сложности используемых методов, средств и условий занятий. Заметки на полях
Успешная реализация принципа прогрессирования тренирующих воздействий обеспечивается при соблюдении основных педагогических правил: - постоянное обновление содержания физкультурно-спортивной деятельности с обеспечением взаимосвязи предшествующего, настоящего и последующего осваиваемого материала; означенное педагогическое требование относится преимущественно к процессу теоретической подготовки и формирования двигательных умений и навыков. Значимым при этом представляется и то, что усложнение содержания физкультурно-спортивной деятельности необходимо должно «проходить» на фоне ранее прочно сформированных двигательных умений, навыков и знаний; - обеспечение (в связи с предшествующим правилом) посильности (однако труднодоступности в соответствии с подготовленностью занимающихся) содержания учебно-тренировочной работы (учебно-тренировочная работа при этом – объем и характер двигательной деятельности занимающихся); - оптимальное соотношение (прежде всего в рамках учебного года – макроцикла и в соответствии с уровнем подготовленности занимающихся) типичных форм динамики суммарной учебно-тренировочной работы, предусматривающее постепенное ее увеличение в системе занятий;
Заметки на полях
- постоянное (прогрессивное) увеличение дозы учебно-тренировочной работы в соответствии с динамикой становления адаптационных механизмов (прогресспри этом – поступательное движение); - обеспечение на всех этапах физического образования систематического медико-биологического и педагогического контроля, позволяющего изначально диагностировать, а затем нормировать дозу учебно-тренировочной работы в соответствии с готовностью занимающихся. Принцип цикличности предопределяет определенную структурность занятий, а также повторяемость отдельных занятий и их серий. Заметки на полях
Этот принцип организации и реализации процесса освоения физической культуры тесно связан с принципом волнообразности динамики и отражает совокупность тренировочных воздействий, образующих относительно законченный «кругооборот» системно повторяющихся звеньев тренировочного процесса (отдельных упражнений, занятий, периодов, этапов) в рамках определенных циклов. Таким образом, циклы тренировки – наиболее общие и универсальные формы структурной организации тренировочного процесса. В этой связи принцип цикличности нацеливает на установление относительно общего порядка процесса физического образования; при этом различают: - малые циклы, или микроциклы (недельные); - средние, или мезоциклы (часто околомесячные); - большие, или макроциклы (полугодичные и годичные). Практическая реализация принципа цикличности подчинена следующим основным правилам, определяющим необходимость: - систематического повторения основного содержания занятий при их, тем не менее, последовательном изменении в соответствии с логикой решения основных задач физического образования; - строить систему занятий в рамках относительно завершенных циклов (в практике школы – недельных; мезоциклов, отражающих раздел программы или учебную четверть); - системно (волнообразно) чередовать серии занятий таким образом, чтобы обеспечивать оптимальное соотношение нагрузок и отдыха при накоплении кумулятивного эффекта в становлении двигательной готовности (принцип цикличности ориентирует преимущественно на это); - последовательно чередовать микро-, и мезоциклы таким образом, чтобы обеспечивать прирост в двигательной и личностной готовности каждого занимающегося (группы, класса); - учитывать при построении различных циклов состояние двигательной и личностной готовности; закономерности становления, поддержания и утраты спортивной формы. Принцип возрастной адекватности предопределяет изначально определение, а затем и реализацию доминирующей направленности процесса физического образования в соответствии с этапами онтогенеза (в практике школы речь идет об определении преимущественной направленности физического образования для школьников младших, средних и старших классов). Заметки на полях
Данный принцип ориентирует на такой подбор видов физкультурно-спортивной деятельности и их содержания, которые бы «помогли» самореализации личности в отношении оптимизации процессов становления тех двигательных и личностных свойств, качеств и функций, для которых созданы благоприятные биологические предпосылки. Заметки на полях
Таким образом, в самом общем смысле реализация рассматриваемого принципа сопряжена с определением общей стратегии и технологий общей направленности физического образования; обеспечением всесторонности в воспитании биосоциальных начал личности на каждом из этапов онтогенеза; типовой индивидуализацией физического образования (в каждом возрастном периоде). Говоря более детально, основными правилами реализации принципа возрастной адекватности являются: - учет сензитивных периодов воспитания двигательных (физических) качеств (способностей) (133, с.111; 47); - оптимизация суммарных психофизических нагрузок от одного возрастного периода к другому с учетом сензитивных периодов возрастного развития и должной преемственности; - соблюдение возрастных (психических, функциональных) возможностей школьников в подборе методов (как общепедагогических, так и специфических) освоения физической культуры; - своевременная диагностика и определение вида физкультурно-спортивной деятельности, к которому есть предрасположенность (способности) и личностные предпочтения; - усиление педагогических воздействий на «отстающие» в развитии двигательные и личностные качества и свойства, необходимые для достижения степени соответствия данному периоду онтогенеза; - оптимизация (прежде всего в аспекте последовательности и преемственности) процессов воспитания сущностных характеристик базовой культуры личности; - определение меры и соотношения комплексности и избирательности в воздействиях на телесно-духовные составляющие личности в различные возрастные периоды. Сущность принципа единства общей и специальной подготовки заключается в обеспечении всесторонней двигательной и личностной подготовленности школьников; объективно потребной базы для эффективного освоения физической культуры. Заметки на полях
Реализация принципа единства общей и специальной подготовки основывается на следующих основных методических положениях: - неотделимость общей и специальной подготовки как равнозначно необходимых процессов и сторон тренировки (подготовки); ни одну из них нельзя исключить из целостной системы подготовки спортсмена (ученика, школьника) без ущерба для спортивных достижений и результатов в реализации конечных целей и задач использования спорта как средства и фактора формирования личности и ее физической культуры; - взаимосвязь содержания общей и специальной подготовки; это проявляется в том, что содержание общей подготовки существенно «специализируется» в соответствии со спецификой вида спорта, тогда как содержание специальной обусловлено предпосылками и базой общей подготовленности; - несводимость (неотождествление) общей и специальной подготовки как процессов, которые недопустимо подменять один другим; - необходимость определения на различных этапах спортивного совершенствования (физического образования) меры соотношения общей и специальной подготовки, которая существенно зависит от вида спорта (раздела программы), этапа освоения физической культуры, подготовленности учащихся, других обстоятельств, влияющих на спортсмена. В заключение отметим, что в процессе освоения физической культуры невозможно (да и не следует) руководствоваться каким-либо одним–двумя принципами. Принципы образуют в школе синтезирующее, интегративное начало процесса физического образования и обеспечивает успех образовательной деятельности только при систематическом и комплексном использовании, с учетом всех основных требований и правил их реализации.
Тема 6 ![]() ![]() Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ![]() ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ![]() ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ![]() Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|