Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Характеристика методов строго регламентированного упражнения





 

Методы строго регламентированного упражнения наиболее значимы для практики физического образования и спортивной подготовки; именно с их помощью достигается необходимая степень избирательности тренирующего воздействия на различные двигательные и (в меньшей мере) личностные способности занимающихся. Методы этой группы характеризуются многократным выполнением заданного действия (упражнения) при строгой регламентации программы действий, движений и величины нагрузки (211, т.1, с. 118; 161, с. 37; 135, с. 228; 247, с. 42; 209, с. 92-93).

Таким образом, основой методов строгой регламентации является использование практического (двигательного) упражнения («Метод упражнения», 133, с. 28).

Заметки на полях

Характерными чертами группы методов строгой регламентации являются: жестко предписанная программа двигательной деятельности и действий; возможность точно дозировать нагрузку; возможность нормировать интервалы отдыха; избирательно подходить к воспитанию двигательных качеств и дифференцировано – к формированию техники двигательных действий (основ, главных звеньев, деталей); более целенаправленно воспитывать личностные качества.

 

Специфика процесса физического образования (освоения физической культуры) обуславливает условное разделение методов строго регламентированного упражнения на две группы (247 с. 42; 171, с. 196-198; 136, с. 207-208; 135, с. 228-238; 159, с. 114-127):

- методы, основанные на различных подходах к воспитанию двигательных (физических) качеств;

- методы, основанные на различных подходах к формированию (совершенствованию) двигательных умений и навыков.

Заметки на полях

С учетом многогранности состояния «физическая культура личности» следует отметить, что духовная ее составляющая формируется, как правило, преимущественно методами (их совокупностью) из группы общепедагогических (методы формирования знаний, становления ценностных ориентаций, сущностных характеристик базовой культуры личности, мотивации и т.п.).

 



При этом методы, основанные на различных подходах к преимущественному воспитанию двигательных (физических) качеств, включают методы избирательного, комплексного и сопряженного воздействия (171, с. 197).

Методы избирательного воздействия направлены преимущественно на воспитание какого-либо физического качества и могут иметь нагрузку как непрерывного, так и интервального характера.

Суть непрерывного характера нагрузки заключается в выполнении определенной тренировочной работы однократно, без перерыва (отдыха); интервальный характер нагрузки определяется регламентированными интервалами отдыха (171, с. 197).

Основными методами избирательного воспитания двигательных качеств в режиме непрерывной нагрузки являются:

1. Метод равномерного выполнения упражнения (равномерный метод). Сущностными характеристиками названного метода являются (156, с. 28-29; 159, с. 114-115; 171, с. 197-198; 133, с. 69; 247, с. 43; 221, с. 31-33):

- основное назначение: воспитание общей выносливости; поддержание уровня общей выносливости и активный отдых; построение должного «фундамента» для специальной работы;

- используемые упражнения: практически все циклические (ходьба, бег, гребля, велосипед и др.), применяемые вне зависимости от спортивной специализации; упражнения избранного вида спорта, а также ациклические упражнения, искусственно организованные как циклические (путем многократного и безостановочного повторения - цикличности);

- основное содержание метода: однократное выполнение упражнения в равномерном режиме (темп, ритм) с увеличением продолжительности тренировочной работы (по мере адаптации через 1,0 — 1,5 месяца);

- интенсивность упражнения: средняя (по состоянию тренированности), оцениваемая по ЧСС на уровне 130—150 уд. в минуту;

- объем и продолжительность работы: от 3—5 минут и более (до наступления отчетливых функциональных сдвигов);

- место включения: в структуре микроцикла — 2—3 раза в неделю; в структуре макроцикла, как правило, — в подготовительном периоде и специально-подготовительном его этапе.

Основной недостаток метода равномерного выполнения упражнения — быстрая адаптация систем и функций организма, что требует постоянного корректирования объема выполняемой работы (в сторону увеличения).

Таким образом, тренирующий эффект метода равномерного выполнения упражнения достигается во время самой работы. При этом различают (Ю.Ф. Курамшин, Л.П. Матвеев) два варианта этого метода:

- вариант длительной равномерной тренировки (ЧСС – 130 - 180 уд. мин., продолжительность до одного часа; интенсивность работы – низкая);

- вариант кратковременной равномерной тренировки (суть – увеличение интенсивности при сокращении продолжительности работы; режим – аэробно-анаэробный и выбирается в соответствии с подготовленностью занимающихся).

2. Метод переменного выполнения упражнения (переменный метод) можно оценивать как разновидность первого (т.е. равномерного). При тех же сущностных характеристиках, присущих равномерному методу, следует отметить основные различия: основная направленность переменного метода — воспитание специальной выносливости в ходе специально-подготовительного этапа подготовительного периода и соревновательного периода; интенсивность упражнения — на уровне 150—180 уд. в мин; используются упражнения избранного вида спорта, выполняемые на основе чередования работы с ускорениями средней и максимальной (по мере тренированности) интенсивности.

Заметки на полях

При этом переменный метод может быть организован с относительно ритмичным колебанием интенсивности (к примеру, повышение интенсивности упражнения через точно заданное время с «возвращением» интенсивности к исходному уровню непрерывной нагрузки) и неритмичным колебанием интенсивности и содержания тренировочной работы (к примеру, в ходе выполнения нагрузки планируется несколько «всплесков» интенсивности и включение различных (как правило, общеразвивающих) упражнений («фартлек»-«игра скоростей» (беговая игра) (159, с. 116); При использовании означенных разновидностей переменного метода ликвидируется монотонность работы; активизируются процессы тренировки всех систем и функций. Тем не менее метод «страдает» неточностью дозирования нагрузок (как правило, по «самочувствию» (217, с. 74-75).

 

3. Метод повторного выполнения упражнения (повторный метод). В его основе лежат следующие характеристики:

- назначение метода: направленное воспитание основных физических качеств и их специальных компонентов; поддержание достигнутого уровня их становления;

- используются упражнения, как правило, отражающие специфику вида спорта (специально-подготовительные, соревновательные), а также общеподготовительные (циклические и ациклические);

- основное содержание метода: многократное выполнение заданного упражнения как с определенным, так и с неопределенным интервалом отдыха при условии достаточного восстановления работоспособности к началу следующей «порции» нагрузки (в данном методе одинаковые «порции» нагрузки следуют через определенный интервал отдыха, например: повторное пробегание отрезка с полным интервалом отдыха (в дальнейшем эта же нагрузка воспроизводится еще несколько раз); выполнение гимнастического упражнения (или нескольких) при повторе этой же программы через определенное время и т.д.);

- интенсивность упражнения: околопредельная (70,0-90,0% от максимальной) и предельная (почти соответствующая соревновательной);

- объем и продолжительность работы обусловлены специфическими особенностями методики воспитания каждого из двигательных (физических) качеств;

- место включения: во всех периодах макроцикла спортивной подготовки при воспитании специальных компонентов (физических способностей) двигательных качеств — в специально-подготовительном этапе подготовительного периода, а также в соревновательном периоде (более подробно: 235; 170; 171; 156; 131, 133; 66, 65; 159; 217 и др.).

Заметки на полях

При этом следует отметить, что повторный метод однозначно предусматривает интервальный характер нагрузки (т.е. многократное выполнение упражнений через определение интервала отдыха (213, т.1, с. 127; 211, с. 121). Кроме того, повторный метод может применяться в следующих вариантах: -повторная работа с равномерной непредельной интенсивностью (90,0 - 95,0% от максимальной); -повторная работа с предельной интенсивностью (217, с. 76).

 

Преимущества повторного метода состоят прежде всего в возможности точной дозировки нагрузки, а также его направленности на совершенствование экономичного расходования энергозапасов мышц и устойчивости мышц к недостатку кислорода. Кроме того, если все предыдущие методы главным образом действуют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы и меньше на обмен веществ мышцах, то повторный метод в первую очередь совершенствует мышечный обмен.

Недостатком повторного метода является то, что при нем обнаруживается сильное воздействие на эндокринную и нервную системы. При работе с недостаточно подготовленными занимающимися его следует применять с большой осторожностью, поскольку максимальные нагрузки могут вызвать перенапряжение организма, нарушения в технике и закрепление неправильного двигательного навыка (217, с. 76).

Кроме указанных методических особенностей повторного метода следует отметить, что повторное выполнение тренировочной работы может быть организовано как в облегченных, так и в затрудненных условиях (в сравнении с соревновательными). Облегчение может быть достигнуто за счет изменения содержания повторного упражнения (дистанция короче соревновательной, исключение некоторых упражнений); затруднение вызывается использованием более продолжительной работы и тренирующей дистанции; внедрением в состав повторных тренирующих воздействий дополнительных препятствий и упражнений (131).

4. Метод повторно-серийного упражнения является разновидностью повторного и организуется в случае необходимости повышения специальной физической подготовленности. Как правило, используются избранно-соревновательные упражнения (их тренировочные формы), выполняемые с околопредельной и предельной интенсивностью (как в повторном методе), после чего выполненная серия (одна) повторных упражнений повторяется несколько раз в учебно-тренировочном занятии (после ординарного интервала отдыха). Метод особо приемлем для повышения нагрузки с целью преодоления специфических адаптивных реакций на нагрузку (133, с. 70; 211, с. 126).

Методы равномерного, переменного, повторного и повторно-серийного упражнения реализуются, как правило, стандартной нагрузкой при ординарном интервале отдыха. Однако недостатком указанных методов является то, что они достаточно быстро приводят к адаптации, что, в свою очередь, снижает тренирующий эффект. В этой связи нагрузку необходимо постоянно менять в сторону увеличения, что на фоне сохранения ее объемов, продолжительности и интенсивности достигается регламентированием (сокращением-увеличением) интервалов отдыха. Таким образом, метод, организованный в соответствии с отмеченными особенностями соотношения нагрузок и отдыха, носит название «интервального упражнения» (т.е. прерываемого интервалами отдыха различной продолжительности) (211, с. 121).

Заметки на полях

Метод интервального выполнения упражнения имеет отношение к нагрузке интервального характера (т.е. прерываемой отдыхом) и сходство с повторным методом. Здесь же следует отметить и то, что в интервальном методе существенное тренирующее воздействие имеют сами интервалы отдыха (точнее их продолжительность), имеющие такую продолжительность, которая предусматривает начало очередного «повтора» при ЧСС 120-140 уд/мин.

 

5. Метод интервального выполнения упражнения (интервальный метод) имеет следующие основные характеристики:

- назначение метода: воспитание основных физических качеств; воспитание и поддержание оптимального состояния специальных видов выносливости (скоростной, силовой, статической); формирование чувства темпа в циклических упражнениях;

- используемые упражнения: в основном циклические упражнения или ациклические (искусственно циклические);

- основное содержание метода: повторное выполнение упражнения со строго регламентированным и заранее планируемым интервалом отдыха (как правило, сокращающимся как в рамках одного занятия, так и в их серии); разновидности метода: стандартно-повторного интервального упражнения (стандартное повторение при сокращении интервала отдыха) и вариативного интервального упражнения (меняется и нагрузка и интервал отдыха);

- объем и интенсивность работы: продолжительность непрерывной работы — до 3-х минут; интервал отдыха — от 30 секунд до 2 минут (до ЧСС – 120–140 уд. мин.), ЧСС - на уровне 150 - 180 уд. в мин;

- место включения: специально-подготовительный этап; соревновательный период; количество занятий в микроцикле — 1—2 раза (159, с. 116-117; 217, с. 76-79; 209, Т.1, с. 99 и др).

Преимущества методазаключается в том, что он позволяет достаточно точно дозировать величину нагрузки. Его применение «экономит» время при проведении занятий, так как обеспечивает высокую плотность нагрузки и позволяет (без опасности перетренироваться) быстрее, чем посредством какого-либо другого метода, повысить уровень физической готовности (и в целом двигательной готовности).

Недостатки метода: монотонность в чередовании нагрузки, что отрицательно сказывается на психоэмоциональной сфере человека; при быстром «вхождении» в форму происходит быстрая адаптация.

Комплексность в воспитании двигательных (физических) качеств достигается за счет использования в практике физического образования и спортивной подготовки метода «круговой тренировки». К числу важных характеристик метода относятся:

- основное назначение: воспитание общей выносливости и ее специальных компонентов; становление общей и специальной физической подготовленности (в различных видах спорта и спортивной специализации) различного контингента занимающихся;

- используемые упражнения: общеподготовительные, специально-подготовительные и соревновательные (в связи с дидактической задачей и доминирующей направленностью подготовительного процесса); характер упражнений – циклические и ациклические;

- основное содержание метода: повторное выполнение упражнений специально составленного комплекса на каждой из «станций», расположенных «по кругу»; при этом основными требованиями к содержанию и организации метода «круговой тренировки» являются: регламентация нагрузки и отдыха на каждой «станции» (в связи с подготовленностью каждого участника); периодическая смена тренировочных заданий (содержания) и порядка их исполнения (порядок прохождения «станций»); использование хорошо освоенных и разнообразных физических упражнений;

- объем и интенсивность упражнения: в зависимости от подготовленности — 60,0—90,0% от максимально возможного; ЧСС при этом на уровне 160—170 уд. в мин; продолжительность работы на одном «круге» — от 2-х минут; число повторений — более 10 раз; количество серий («кругов») — более 3-х; отдых — ординарный;

- место включения — в структуре микроцикла — до 3-х раз в процессе подготовительного периода и его специально-подготовительного этапа (156, с. 36-37; 159, с. 124-125; 211, Т.1, с. 102-104; 209, Т.1, с. 127; 255; 133, с. 71-73; 217, с. 80-82; Т213, т.1, с. 133-135 и др.).

Выделяют несколько вариантов круговой тренировки:

- метод длительного непрерывного упражнения. Занятие проводится без перерывов и состоит из одного, двух или трех прохождений круга. Применяются в основном для развития общей и силовой выносливости;

- метод экстенсивного (за счет увеличения) интервального упражнения применяется для совершенствования общей, скоростной и силовой выносливости, скоростно-силовых качеств и т.д.;

- метод интенсивного интервального упражнения рассчитан на совершенствование скоростной силы, максимальной силы, специальной, скоростной и силовой выносливости;

- метод повторного упражнения предлагается использовать для развития максимальной и скоростной выносливости (133; 217; 211 и др.).

Главным недостатком метода «круговой тренировки» является его низкая обучающая направленность (в силу необходимости использования хорошо освоенных упражнений), при том, что в ходе нарастающего утомления снижается качество техники выполняемых упражнений.

Метод сопряженного упражнения выражает главную его методическую особенность — единство физической и технической подготовки (27). Таким образом, настоящий метод обеспечивает возможность одновременного решения задач воспитания физических качеств (их специальных компонентов – способностей) и формирования специальных (важных в соревновательной деятельности) двигательных умений и навыков. Реализация метода предусматривает, как правило, использование специально-подготовительных и соревновательных упражнений, способствующих достижению сопряженного эффекта на всех этапах физического воспитания и образования; периодах спортивной подготовки; используется главным образом в процессе совершенствования техники двигательных действий (133, с. 67).

Заметки на полях

Вполне естественно предположить, что метод сопряженного воздействия может быть организован как в непрерывном, так и в интервальном режиме нагрузок. В любом случае суть метода – целостное выполнение совершенствуемого упражнения в условиях дополнительных нагрузок, стимулирующих проявление (а следовательно, и развитие) двигательных качеств без нарушения структуры упражнения (161, с. 38).

 

Методы, основанные на различных подходах к формированию преимущественно двигательных умений и навыков, представлены методами расчлененно-конструктивного и целостного упражнения. При использовании обоих методов необходимо исходить из следующих главных методических положений:

- обучение следует начинать и проводить в дальнейшем в условиях, максимально соответствующих тем, в которых впоследствии это двигательное действие будет проявляться (т.е. в самом общем смысле — в характерных условиях соревновательной деятельности);

- первоначальное разучивание двигательного действия должно осуществляться в облегченных условиях (в данном случае говорят также о «комфортных» условиях), что предусматривает устранение помех, использование направляющей помощи, тщательной страховки и т.п. (161, с. 37-39; 131; 133, с. 64-67; 171, с. 196-197; 221; 208, с. 80-82; и др.).

Основное назначение метода целостного разучивания— формирование модельной техники упражнения на основе получения полной информации о структуре двигательного действия, соотношении пространственно-временных и динамических характеристик, темповом и ритмовом «рисунке» (именно это и составляет основную ценность метода) (215, с. 98).

Заметки на полях

«Целостный» метод используется преимущественно в случаях обучения несложным упражнениям; закрепления и совершенствования двигательных действий; когда расчленение упражнения невозможно и педагогически нецелесообразно (217, с. 68; 211, Т. 1, с. 119-120; 133, с. 66-67; 213, т.1, с. 122; 171, с. 196 и др.).

 

Сущность педагогической технологии реализации метода целостного разучивания может заключаться в следующем:

1. Начинать обучение следует с максимально возможной «облегченности» двигательного действия при сохранении его сущностных характеристик (например, обучение технике выполнения опорного прыжка сначала через гимнастического козла; «грибок»). Здесь следует учесть также, что чрезмерное упрощение упражнения не позволит получить того комплекса ощущений и восприятий, которые необходимы для успешного усвоения разучиваемого действия.

Для преодоления трудностей, связанных с первоначальным разучиванием и выполнением целостного упражнения, применяют следующие методические приемы:

- последовательный переход от упрощенных форм действия к модельным;

- применение зрительных ориентиров и безопасных «ограничителей» (см. методы с использованием технических средств);

- создание внешних облегченных условий (низкие брусья и перекладина, наклонный конь или брусья и т.п.);

- оказание дополнительной помощи (см. методы «двигательной наглядности»);

- выполнение имитационных упражнений (215, с. 98; 171 и др.).

2. По мере овладения техникой двигательных действий важно выполнять их в возможно замедленном режиме, что позволит формировать полноценные ощущения и восприятия с привлечением всех анализаторов; внести необходимые корректирующие движения по «ходу» выполнения. Используя этот методический прием, следует соблюдать структуру действия (упражнения) и его пространственные и динамические характеристики.

3. Совершенствование техники целостного двигательного действия следует осуществлять путем отдельных его деталей. В этой связи при целостном исполнении в структуре действия искусственно «вычленяют» движение, нуждающееся в коррекции; в дальнейшем (на определенном этапе совершенствования) основное внимание уделяется именно этому движению.

Однако метод целостного разучивания имеет и недостатки, сущность которых в невозможности его использования при разучивании сложных упражнений; последнее обусловлено главным образом следующими обстоятельствами: многочисленностью возникающих ошибок и искажений, которые весьма сложно сразу же исправить; психоэмоциональной напряженностью учащихся, возникающей у них при целостном разучивании (это приводит к быстрому утомлению и существенно затрудняет процесс обучения, провоцирует ошибки) (221; 218, с. 103-104; 11, с. 91-94; 215, с. 97-98; 171 и др.).

Заметки на полях

Разновидности «целостных» методов: 1.Собственно целостный метод, который подразумевает прямое применение в качестве обучающего упражнения целевого движения, т.е. того действия, которое является объектом изучения. 2. Метод целостного упражнения с постановкой частных задач. 3.Метод целостного упражнения с развертыванием процесса обучения от ведущего звена. 4.Метод подводящих упражнений, который основан на применении в качестве обучающих упражнений действий, структурно родственных целевому упражнению, но более доступных в освоении. При разучивании и совершенствовании упражнений этим методом могут использоваться такие методические приемы, как: самостоятельное выполнение упражнения при наличии гарантированной безопасности (применяется непосредственная страховка преподавателем, партнером, вспомогательными средствами типа лонж и др.); выполнение упражнений с направляющей помощью; на тренажере; применение проводки и т.д. (217, с. 68; 213, т.1, с. 123-124).

 

Кроме того, с целью совершенствования двигательного действия метод целостного упражнения может иметь характер:

- стандартно-повторного (многократного) выполнения упражнения (для закрепления его техники);

- повторно-вариативного выполнения упражнения (действия); вариативность достигается за счет изменения динамических и пространственно-временных характеристик; меняющихся внешних условий (метеоусловия, шум, помехи и т.п.) и фоновой психоэмоциональной и физической утомленности (133, с. 67-68).

Однако в практике физического образования и особенно спортивной подготовки метод целостного упражнения не всегда приемлем. В этой связи более эффективен метод расчлененно-конструктивного упражнения, основное назначение которого — способствовать формированию модельной техники сложных двигательных действий и на первоначальном этапе обучения облегчить освоение целостных действий (221).

Заметки на полях

Метод расчлененного упражнения используется в случаях: -обучения сложно-координационным двигательным действиям, когда нет возможности изучить их целостно: -если упражнение состоит из большого числа элементов, органически мало взаимосвязанных между собой; -если упражнение выполняется так быстро, что нельзя изучить и усовершенствовать его отдельные части; -когда целостное выполнение упражнения может быть опасным, если предварительно не изучить его элементы; -когда необходимо обеспечить быстрый успех в обучении с тем, чтобы поддержать интерес к учебной деятельности, особенно в работе с детьми и подростками, сформировать уверенность в своих силах (213, т.1, с. 122; 11, с. 95-96; 161, с. 39).

 

Выделяют основные технологические и педагогические требования к подбору содержания и реализации метода расчлененно-конструктивного упражнения, которые позволят избежать его отрицательных моментов:

- начинать разучивание действия «по частям» следует все-таки с целостного ознакомления с двигательным действием;

- расчленение целостного действия необходимо осуществлять так, чтобы обеспечивалось минимальное количество искажений основных характеристик;

- обеспечить возможно меньшее количество расчленений (выделенных частей целостного действия);

- изучать выделенные части следует в возможно более сжатые сроки, после чего необходимо предпринять попытку к их соединению;

- в процессе формирования техники частей двигательного действия не следует доводить их до степени двигательного навыка (что впоследствии существенно затруднит соединение частей в целое);

- при расчленении учитывать особенности структуры изучаемого действия, двигательный опыт обучаемых и условия обучения;

- при расчленении обучающими упражнениями должны быть охвачены все фазы целевого упражнения (изучаемого упражнения);

- для отдельного разучивания следует выбирать только те фазы упражнения, которые могут эффективно контролироваться либо самим обучаемым, либо извне, с помощью преподавателя или обучающих устройств; фазы движения, плохо поддающиеся контролю, вычленять не следует;

- обучающее упражнение должно содержать возможно меньше посторонней двигательной информации, не связанной с предметом обучения;

- обеспечить соответствующий подбор подводящих упражнений, которые представляют, как правило, упрощенные варианты целостного действия или части целостного действия, преобразованные в самостоятельные целостные двигательные действия (161, с. 39; 215, с. 99; 213, т.1, с. 122-123; 217, с. 67-68; 11, с. 94-96; 218, с. 104-105).

Заметки на полях

Основные разновидности метода расчлененного упражнения: 1. Метод собственно расчлененного упражнения, который предусматривает использование относительно крупных звеньев, каждое из которых охватывает одну или несколько фаз целевого упражнения. 2. Метод решения узких двигательных задач, который предполагает вычленение (расслаивание) отдельных характеристик движений (пространственных, временных, динамических, ритмических и др.) и действий внутри фаз целевого упражнения. С его помощью можно решать разнообразные задачи. В частности, сформировать более точные представления о движении у обучаемых, совершенствовать отдельные характеристики техники движений, исправлять ошибки, возникающие в процессе обучения, и многое другое. 3. Метод по разделениям. Существует множество приемов, используемых в процессе расчлененного разучивания двигательных действий. К основным следует отнести: освоение ключевых положений тела и его частей, временная фиксация положения тела в той или иной фазе упражнения, «проводка» в изучаемой фазе движения, изменение исходных и конечных условий движения и т.д. (161; 217; 213 и др.).

 

К числу позитивных характеристик метода относятся: возможность концентрации обучения на каждой детали действия, упражнения; определенное сокращение сроков обучения; конкретизация дидактических задач каждого занятия, что приводит к становлению потребностно-мотивационной сферы занимающихся и экономии психофизической энергии (в сравнении с целостным методом).

Вместе с тем метод отрицателен существенными искажениями в технике целостного двигательного действия, что впоследствии (при «складывании» частей) негативно скажется на его проявлении (11, с. 94; 161, с. 38).

Следует отметить также, что эффективность целостного процесса обучения технике двигательных действий обусловлена многочисленными факторами, из которых главными являются:

- сознательное и активное участие занимающихся в процессе обучения;

- соответствие состояния физической подготовленности и предшествующего двигательного опыта вновь предлагаемым к разучиванию двигательным действиям;

- системность в овладении двигательным опытом, которая предполагает, кроме опоры на имеющийся двигательный опыт, изначальное овладение системой профилирующих упражнений, действия в которых характерны и для других, аналогичных (например, основы техники выполнения подъема разгибом в гимнастике);

- комбинирование методов целостного и расчлененно-конструктивного упражнения по схеме: целостное опробование (обучение) — разучивание по частям — вновь целостное разучивание.

Заметки на полях

В заключение следует кратко охарактеризовать некоторые понятия, отражающие компоненты нагрузки (интенсивность и длительность упражнения, число повторений, время (интервал) отдыха и его характер), полноценная реализация которых обеспечит целенаправленность практически всех методов строгой регламентации (133, с. 50-62; 217, с. 69-71; 159, с. 113-131; 131).

 

Нагрузка – дополнительная (в сравнении с покоем) степень активности человека за счет физических упражнений и степень переносимых при этом объективных и субъективных трудностей (133, с. 50; 217, с. 69; 159, с. 113).

Нагрузку можно изменить (регулировать) за счет изменения ее объема и интенсивности (возможно одновременно).

Объем нагрузки (объем тренирующих воздействий) – количественная мера используемых средств физической культуры; суммарное количество тренировочной работы в рамках установленного времени (133, с. 52).

Интенсивность тренирующих воздействий (интенсивность упражнений) – степень концентрации объема нагрузки во времени (133, с. 52; Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер, 2001, с. 136).

Регуляция тренировочной работы (нагрузки) осуществляется также за счет продолжительности (интервалов) и характера отдыха.

Интервал отдыха – время отдыха между упражнениями, попытками, занятиями. Различают:

- напряженный (жесткий) – интервал отдыха, продолжительность которого недостаточна для восстановления работоспособности до исходного уровня;

- суперкомпенсационный («минимакс») (максимизирующий) – интервал отдыха, при котором повторная нагрузка задается в фазе сверхвосстановления работоспособности над исходным уровнем;

- субкомпенсационный (неполный) – интервал отдыха, при котором работоспособность хотя и не восстанавливается, но близка к дорабочему уровню;

- компенсационный (полный) – интервал отдыха, достаточный для восстановления работоспособности до исходного уровня и позволяющий не снижать повторную нагрузку;

- постсуперкомпенсационный (удлиненный) – интервал отдыха, продолжительность которого увеличена в 1,5 - 2 раза по сравнению с полным интервалом. (Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер, 2001, с. 136; 133, с. 59-61; 217, с. 70-71).

По характеру различают отдых: активный – форма отдыха в виде двигательной деятельности небольшого объема и интенсивности; использование упражнений, координационная структура которых значительно отличается от упражнений, вызвавших утомление. Способствует более эффективному восстановлению работоспособности по сравнению с пассивным отдыхом. Пассивный – форма отдыха после напряженной деятельности с явным преобладанием физического и интеллектуального бездействия.

Своеобразное положение по отношению к специфическим методам физической культуры (главным образом к методам строго регламентированного упражнения) и особую принадлежность к методам «двигательной наглядности» занимают методы с использованием технических средств обучения и развития. В практике физического образования (в сфере физической культуры вообще), спортивной подготовки чаще всего используют различные тренажеры и тренажерные устройства, позволяющие (в самом общем смысле):

- целенаправленно и эффективно воздействовать на воспитание двигательных (физических) качеств как комплексно, так и избирательно на каждое из них (особенно в аспекте становления специальных компонентов);

- осуществлять избирательное воздействие на процесс формирования основ, звеньев и деталей техники для эффективного становления технико-тактической подготовленности (135, с. 238-241; 162, с. 243; 221, с. 51-54; 257).

Заметки на полях

Естественно, что данные методы не могут иметь самостоятельного значения, ибо сами по себе не обеспечивают решение целостной двигательной задачи. В означенном контексте эти методы имеют «сопутствующее», сопровождающее значение для реализации других методов. В этой связи с их использованием (как вспомогательных) обеспечивается решение локальных задач преимущественно становления двигательных способностей человека и они могут рассматриваться как обеспечивающие эффективность какого-либо метода (т.е. на уровне методического приема).

 

Говоря более детально, рациональное применение технических средств позволяет:

1) более эффективно решать вопросы практической реализации учебно-тренировочных задач и наиболее целенаправленно управлять процессом обучения юных спортсменов;

2) значительно расширить круг средств и методов для повышения уровня технической и физической подготовки юных спортсменов;

3) использовать эффект сочетания уступающего и преодолевающего режимов работы мышц с сохранением структуры движений;

4) сохранять высокую степень сопряженности специальных упражнений с основными соревновательными движениями;

5) применять упражнения, способствующие укреплению наиболее слабых звеньев опорно-двигательного аппарата юных спортсменов, на базе которого в дальнейшем можно будет повысить объем интенсивных упражнений специального характера;

6) более целенаправленно развивать специфические группы мышц при локальном и региональном силовом и скоростно-силовом воздействии;

7) многократно выполнять сложнокоординационные упражнения в заданном режиме;

8) четко дозировать скоростные, силовые и скоростно-силовые нагрузки (162, с. 243).

В настоящее время в теории, методике и практике физического образования и спортивной подготовки различные тренажеры и тренажерные устройства принято представлять следующими группами по степени их преимущественной направленности на решение дидактических задач обучения (прежде всего формирования двигательных умений и навыков) (139, с. 217-219; 171, с. 567-579; 162, с. 242-265; 221, с. 51-54):

1. Тренажерные устройства (тренажеры–лидеры), оказывающие модельный «лидирующий» эффект, задающие скорость, темп, частоту движений; направленность прицельных действий спортсмена (бокс, фехтование, волейбол); временные параметры действий (всевозможные светолидеры плавательной, беговой дорожки и т.п.).

2. Тренажерные приспособления, уменьшающие величину силы тяжести (искусственное уменьшение веса тела занимающихся) и облегчающие воспроизведение двигательных действий. К ним относятся различные подвесные системы, всевозможные буксиры, создающие условия «облегчающего лидирования».

3. Конструкции типа обучающих тренажеров и тренажерных машин, которые «ведут» движения и действия занимающегося в нужном направлении и с требуемой траекторией; препятствуют иному, кроме правильного, выполнению упражнения (например, специальная конструкция для обучения большим оборотам на перекладине — Ю.К. Гавердовский, 1986).

4. Устройства и приспособления тренажерного типа, затрудняющие выполнение упражнения. Используются на этапе совершенствов









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.