Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ





 

 

Вопросы

1. Общая классификация форм организации процессов освоения физической культуры.

2. Урок физической культуры – основная форма освоения ценностей физической культуры.

3. Формы освоения физической культуры в режиме дня.

4. Внеклассные формы освоения физической культуры и их характеристика.

5. Характеристика внешкольных форм организации и реализации процессов освоения физической культуры.

 

Общая классификация форм организации процессов освоения физической культуры

 

Категория «форма» определяется как способ существования и выражения содержания и его различных модификаций (237, с. 334; 238, с. 489).

Тем не менее в общей педагогике (в теории обучения и воспитания) понятие формы (в самом общем смысле) определяют как внешнее выражение содержания; согласованной деятельности субъекта в процессе образования, осуществляемой в определенном порядке и режиме (166, с. 419; 173, с. 372, 486 – 487; 167, с. 483 – 484; 195, Т.2, с. 88).

В этой же связи можно представить более полное определение, где форма организации образовательного процесса есть целостная и системная его характеристика, отражающаяся в особенностях взаимодействия учителя и ученика, соотношении управления и самоуправления, особенностях места и времени образования, количества учащихся, средств, содержания, методов и результатов образования (4, с. 307).

Заметки на полях

Обращение к категории (понятию) «форма» предполагает некоторые пояснения ее соотношения с понятием содержание, что отражается (в философском смысле изначально и в любой сфере познания и организации деятельности) во взаимосвязи двух сторон познаваемого явления (предмета): -его содержания, понимаемого как определенным образом упорядоченная совокупность элементов явлений и предметов, образующих целостный предмет и явление; -его формы, как способа существования и внешнего выражения содержания. Понятие формы употребляется и для обозначения структуры, отражающей (как внешнее выражение) организацию (строение) содержания. Таким образом, взаимосвязь содержания и формы проявляется в том, что содержание представляет ведущую, определяющую сторону познаваемого объекта, тогда как форма – ту его сторону (как правило, внешнюю), которая изменяется в зависимости от меняющегося содержания. При этом существует и обратная связь: форма, соответствующая содержанию, ускоряет «продвижение» вперед, развитие содержания; форма переставшая соответствовать содержанию, тормозит его развитие. Тем не менее единство содержания и формы весьма противоречиво: как правило, появление нового содержания неизбежно приводит к «вырабатыванию» старой формы и возникновению новой, соответствующей новому содержанию.

 



Таким образом, именно содержание деятельности (образовательной, исследовательской) «задает» форму этому процессу; именно специфический подбор средств определяет ту или иную форму их осуществления в организованном процессе деятельности. И в этой связи можно весьма условно говорить о подборе и «придумывании» формы организации образовательного процесса. На самом деле осуществляется синтез используемых средств, где отобранные средства для решения дидактической задачи «диктуют» форму.

Заметки на полях

В этой же связи следует остановиться на актуальности создания и использования всего (ныне сложившегося) многообразия форм организации образовательного процесса. Схематичные рассуждения по этому вопросу могут быть представлены следующим образом: личность, физическая культура личности есть многокомпонентное, чрезвычайно многогранное состояние; в связи с ее формированием возникает великое множество дидактических задач. Их разрешение возможно с «привлечением» всех имеющихся в арсенале педагогики, психологии, спортивной педагогики и т.п. адекватных средств, направленное использование которых, в свою очередь, требует адекватных форм организации образовательного процесса.

 

В сфере спортивной педагогики формы организации процесса освоения физической культуры понимают как сравнительно устойчивые объединения содержания занятий: длительность выполнения упражнений, количество повторений, очередность, регламентация нагрузки и отдыха, взаимоотношения и т.д. (213, т.1, с. 323).

Есть и более удачное определение, где форма организации процесса освоения физической культуры (физического образования, воспитания и т.д.) – устойчивый способ объединения элементов содержания занятий (249, с. 91; 211, Т.1, с. 270; 247, с. 143).

Заметки на полях

Все ранее представленные сведения о соотношении формы и содержания справедливы и в сфере физической культуры (к примеру, процесс воспитания силы, требующий специфического подбора содержания физических упражнений и специфических особенностей их реализации (количество повторений, продолжительность занятия, чередование нагрузки и отдыха и т.п.), невозможно представить в форме, например, утренней гигиенической гимнастики).

 

Таким образом, в прикладном отношении форма освоения физической культуры есть внешняя сторона процесса и внешнее проявление физкультурно-спортивной деятельности, связанные с организацией и численностью учащихся, местом, порядком и временем ее реализации.

Формы организации процессов освоения физической культуры целесообразно дифференцировать на урочные и внеурочные (рис. 14): 213, т.1, с. 327, с. 83-87; 138, с. 116-117; 133, с. 322-324; 247, с. 144; 218, с. 153; 217, с. 200 и др.

Здесь же отметим, что главное отличие классно-урочной от всех внеурочных форм освоения физической культуры и от занятий урочного типа состоит в том, что классно-урочная форма обеспечивает реализацию школьной образовательной дисциплины (предмета) «Физическая культура» и достаточно жесткой регламентацией образовательного процесса по освоению этого предмета.

 

Организационные формы физической культуры
Урочные
Внеурочные

 

 
 


Внешкольные
Внеклассные
В режиме дня

физкультурное образование в семье
оздоровительные лагеря
самостоятельные занятия
спортивные клубы
группы по видам спорта
ДЮСШ
Массовые спортивно-оздоровительные мероприятия
неклассификационные соревнования
секции по видам спорта
группы ОФП и СФП
подвижные перемены
спортивные часы
физкультминутки и физкультпаузы
гимнастика до занятий
занятия урочного типа (учебно-тренировочные)
уроки различных типов и видов

 

Рис. 14. Система организационных форм освоения содержанием физической культуры

Заметки на полях

Следует отметить при этом, что реализация и классно-урочных и внеурочных форм организации освоения физической культуры может быть как индивидуальной и так и групповой (213, т.1, с. 327). Кроме того в литературе существует распределение (по сути классификация) форм освоения физической культуры на основные и дополняющие (133, с. 322-323); крупные и малые (133, с. 323; 247, с. 144).

 

Вполне очевидно что вышеозначенное распределение форм обусловлено главным признаком: «качеством и количеством» сдвигов в состоянии человека от их использования. Однако масштабность (крупная или малая), равно как и качественность (основная и дополняющая) форм организации, существенно (изначально) определяется содержанием физкультурно-спортивной деятельности и этапностью онтогенеза, состоянием занимающихся, их мотивацией и личностными потребностями и многим другим, что, в свою очередь, может легко «перевести» крупную форму в малую, основную – в дополняющую и наоборот. Поэтому такая классификация не вполне корректна.

Кроме того, все многообразие форм физического образования школьников (а именно этот контингент является, по сути дела, главным в педагогической деятельности специалиста физической культуры) можно представить в виде структурно-логической модели (схемы) (рис. 15, 249, с. 109).

Основные формы физического образования школьников
В организациях, осуществляющих внешкольные занятия физическими упражнениями
Физическое воспитание в учебных заведениях, составляющих систему среднего образования
Сферы

 

       
 
   
 

 


В детско-юношеских школах, в туристическо – экскурсионных станциях
Учебно– тренировочные занятия
Соревнования
Самостоятельные занятия
В семье
Уроки по предмету «Физическая культура»

Мероприятия в режиме дня
- Утренняя гимнастика - Процедуры закаливания - Физкультурные минутки
Выполнение домашних заданий по физической культуры
Самостоятельные занятия физическими упражнениями
Игры, прогулки, походы, соревнования семей во время отдыха

Формы активного отдыха
- Гимнастика до занятий - Физкультурные минутки - Физкультурные паузы -Организованные игры на переменах
Внеклассные формы работы
-Занятия в кружках физической культуры -Занятия в секциях общей физической подготовки - Занятия в секциях по видам спорта -Занятия в группах подготовки судей по спорту и инструкторов по спорту - Соревнования - Туристические походы - Спартакиады
В детских лагерях труда и отдыха
Оздоровительные мероприятия в режиме дня
Учебно-тренировочные занятия по видам спорта
Массовые мероприятия


В детских секторах парков культуры и отдыха   Обучение естественным видам движений
Массовые игры, спортивные развлечения, конкурсы   Агитационно-пропагандистские мероприятия
       

По месту жительства
Занятия в спортивных секциях
Соревнования дворовых команд

Рис. 15. Формы физического образования школьников









Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.