Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Отечественные и зарубежные модели управления корпорациями





http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/korporativnoe-upravlenie.html

Модели корпоративного управления

 
 

Корпоративное управление характеризует систему высшего уровня управления акционерного общества. В 1932 году вышла в свет книга «Современная корпорация и частная собственность» А. Берли и Г. Минза, где впервые рассматриваются вопросы отделения собственности от управления и контроля от собственности в акционерных обществах. Это привело к появлению нового слоя профессиональных менеджеров и развитию фондового рынка, так как в 200 крупных компаний 58% активов контролировались менеджментом.

Система корпоративного управления — это организационная модель, которая призвана, с одной стороны, регулировать взаимоотношения между менеджерами компаний и их владельцами, с другой — согласовывать цели различных заинтересованных сторон, обеспечивая эффективное функционирование компаний. Выделяют несколько моделей корпоративного управления.

Основные модели корпоративного управления

Многообразие национальных форм корпоративного управления можно условно разбить на группы, тяготеющие к двум противоположным моделям:

§ американская, или аутсайдерская, модель;

§ германская, или инсайдерская, модель.

Американская, или аутсайдерская, модель — это модель управления акционерными обществами, основанная на высоком уровне использования внешних по отношению к акционерному обществу, или рыночных, механизмов корпоративного контроля, или контроля над менеджментом акционерного общества.

Англо-американская модель характерна для США, Великобритании, Австралии, Канады, Новой Зеландии. Интересы акционеров представлены большим количеством обособленных друг от друга мелких инвесторов, которые находятся в зависимости от менеджмента корпорации. Увеличивается роль фондового рынка, через который осуществляется контроль над менеджментом корпорации.



Германская, или инсайдерская, модель — это модель управления акционерными обществами, основанная преимущественно на использовании внутренних методов корпоративного контроля, или методов самоконтроля.

Немецкая модель корпоративного управления типична для стран Центральной Европы, Скандинавских стран, менее характерна для Бельгии и Франции. В ее основе лежит принцип социального взаимодействия: все стороны, заинтересованные в деятельности корпорации, имеют право участвовать в процессе принятия решений (акционеры, менеджеры, персонал, банки, общественные организации). Немецкая модель характеризуется слабой ориентацией на фондовые рынки и акционерную стоимость в управлении, так как компания сама контролирует свою конкурентоспособность и результаты работы.

Американская и германская модели корпоративного управления представляют собой две противоположные системы, между которыми находится множество вариантов с преимущественным доминированием той или другой системы и отражающих национальные особенности конкретной страны. Развитие определенной модели корпоративного управления в рамках национальной экономики зависит в основном от трех факторов:

§ механизма защиты прав акционеров;

§ функций и задач совета директоров;

§ уровня раскрытия информации.

Японская модель корпоративного управления сформировалась в послевоенный период на базе финансово-промышленных групп (кейрецу) и характеризуется как полностью закрытая, основанная на банковском контроле, что позволяет снизить проблему контроля менеджеров.

Семейная модель корпоративного управления получила распространение во всех странах мира. Управление корпорациями осуществляется членами одной семьи.

В формирующейся в России модели корпоративного управления принцип разделения прав собственности и контроля не признается. Система корпоративного управления в России не соответствует ни одной из указанных моделей, дальнейшее развитие бизнеса будет ориентировано сразу на несколько моделей корпоративного управления.

Условия применения американской модели корпоративного управления

Американская система корпоративного управления непосредственным образом связана с особенностями национальной акционерной собственности, которые заключаются в:

§ высочайшей степени распыления капитала американских корпораций, в результате, как правило, ни одна из групп акционеров не претендует на особое представительство в совете директоров корпорации;

§ высочайшем уровне ликвидности акций, наличии высокоразвитого рынка ценных бумаг, что позволяет любому акционеру быстро и беспрепятственно продать свои акции, а инвестору — купить их.

Ключевыми формами рыночного контроля для американского рынка являются многочисленные слияния, поглощения и выкупы компаний, что обеспечивает эффективный контроль со стороны рынка за деятельностью менеджеров через рынок корпоративного контроля.

Причины использования германской модели корпоративного управления

Германская модель вытекает из факторов, прямо противоположных тем, которые порождают американскую модель. Такими факторами являются:

§ концентрация акционерного капитала у различного рода институциональных инвесторов и сравнительная меньшая степень его распыленности по частным инвесторам;

§ сравнительно слабое развитие рынка акций.

Американская модель корпоративного управления

Типичная структура управления американской корпорацией

Высшим органом управления корпорацией является общее собрание акционеров, которое проводится регулярно, не реже одного раза в год. Акционеры принимают участие в управлении корпорацией путем участия в голосовании по вопросам внесения изменений и дополнений в устав корпорации, избирания или смещения директоров, а также по другим наиболее важным для деятельности корпорации решениям, таким, как реорганизация и ликвидация корпорации и др.

При этом собрания акционеров носят в большой степени формальный характер, поскольку акционеры имеют довольно ограниченные возможности участвовать в управлении корпорацией, так как основная нагрузка реального управления корпорацией ложится на совет директоров, на который обычно возлагается выполнение следующих основных задач:

§ решение наиболее важных общекорпоративных вопросов;

§ назначение и контроль за деятельностью администрации;

§ контроль финансовой деятельности;

§ обеспечение соответствия деятельности корпорации действующим нормам права.

Главной обязанностью совета директоров является защита интересов акционеров и максимальное увеличение их богатства. Он должен обеспечить уровень управления, гарантирующий рост стоимости корпорации. В последние годы стала все более заметной тенденция возрастания роли совета директоров в управлении корпорацией. Это проявляется прежде всего в контроле за финансовым состоянием дел. Финансовые результаты работы корпорации рассматриваются на заседаниях совета директоров, как правило, не реже одного раза в квартал.

Члены совета директоров, являясь представителями акционеров, несут ответственность за состояние дел в корпорации. Они могут привлекаться к административной и уголовной ответственности в случае банкротства корпорации или совершения действий, направленных на получение собственной выгоды в ущерб интересов акционеров корпорации.

Количественный состав совета директоров определяют исходя из потребностей эффективного управления, а его минимальное число в соответствии с законами штатов может быть от одного до трех.

Совет директоров избирается из внутренних и внешних (независимых) членов акционерного общества. Большую часть совета директоров составляют независимые директора.

Внутренние члены выбираются из числа корпоративной администрации, выступают одновременно исполнительными директорами и менеджерами компании. Независимые директора — это лица, не имеющие интересов в компании. Ими становятся представители банков, других компаний, имеющие тесные технологические или финансовые связи, известные юристы и ученые.

Обе группы директоров, или, иначе говоря, все директора несут равную ответственность за дела компании.

Структурно совет директоров американских корпораций делится на постоянные комитеты. Количество комитетов и направления осуществляемой ими деятельности в каждой корпорации свои. Их задача заключается в выработке рекомендаций по принимаемым на совете директоров вопросам. В советах директоров наиболее часто встречаются комитеты по вопросам управления и заработной платы, комитет по аудиту (ревизионный комитет), финансовый комитет, избирательный комитет, комитет по оперативным вопросам, в крупных корпорациях — комитеты по связям с общественностью и др. По требованию американской Комиссии по ценным бумагам и биржам комитеты по аудиту и вопросам вознаграждения должны быть в каждой корпорации.

Исполнительный орган корпорации — ее дирекция. Совет директоров осуществляет подбор и назначение президента, вице-президентов, казначея, секретаря и других руководителей корпорации, предусмотренных ее уставом. Назначенный руководитель корпорации имеет очень большие полномочия и подотчетен только совету директоров и акционерам.

Германская модель корпоративного управления

Типичная структура управления германской корпорацией

Типичная структура управления германской компании тоже трехуровневая и представлена общим собранием акционеров, наблюдательным советом и правлением. Высшим органом управления является общее собрание акционеров. В его компетенцию входит решение типичных для всех моделей управления акционерными обществами вопросов:

§ избрание и освобождение членов наблюдательного совета и правления;

§ порядок использования прибыли компании;

§ назначение аудитора;

§ внесение изменений и дополнений в устав компании;

§ изменение величины капитала компании;

§ ликвидация компании и др.

Периодичность проведения собраний акционеров определяется законом и уставом компании. Собрание проводится по инициативе органов управления или акционеров, владельцев не менее 5% акций. Процесс подготовки собрания включает обязанность предварительно публиковать повестку дня собрания акционеров и предложенные наблюдательным советом и правлением варианты решения по каждому вопросу. Любой акционер в течение недели после опубликования повестки дня может предложить свой вариант решения того или иного вопроса. Решения на собрании принимаются простым большинством голосов, наиболее важные — тремя четвертями голосов присутствующих на собрании акционеров. Принятые на собрании решения вступают в силу лишь после того, как они будут заверены нотариально или судебным порядком.

Наблюдательный совет осуществляет функции контроля за хозяйственной деятельностью компании. Он формируется из представителей акционеров и служащих компании. Помимо этих двух групп в наблюдательный совет могут также входить представители банков и предприятий, имеющих тесные деловые связи с данной компанией. Высокое представительство служащих компании в наблюдательном совете, доля которых доходит до 50% мест, является отличительной чертой немецкой системы формирования наблюдательного совета. Во избежание конфликтов интересов между акционерами и служащими, представленными в наблюдательном совете, каждая из этих сторон имеет право вето в отношении избрания представителей противоположной группы.

Главной задачей наблюдательного совета является подбор менеджеров компании и контроль за их работой. Круг решения вопросов стратегического значения, отнесенных к компетенции наблюдательного совета, четко очерчен и включает вопросы приобретения других компаний, продажи части активов или ликвидации предприятия, рассмотрение и утверждение годовых балансов и отчетов, крупных сделок и размера дивидендов.

Решения наблюдательного совета принимаются голосованием большинством в три четверти голосов.

Количественный состав наблюдательного совета зависит от размеров компании. Минимальный состав должен быть не менее трех членов. Германское законодательство предписывает иметь большие наблюдательные советы.

Члены наблюдательного совета избираются акционерами на срок четыре хозяйственных года после начала деятельности. До истечения сроков полномочий члены наблюдательного совета могут быть переизбраны общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов. Наблюдательный совет из числа своих членов избирает председателя и заместителя председателя.

Правление формируется из менеджмента компании. Правление может состоять из одного или нескольких лиц. На правление возлагается задача непосредственного хозяйственного руководства компанией и ответственность за результаты ее деятельности. Члены правления назначаются наблюдательным советом на срок до пяти лет. Членам правления запрещено заниматься какой-либо коммерческой деятельностью помимо основной работы, а также участвовать в органах управления других компаний без согласия наблюдательного совета. Работа правления строится на коллегиальной основе, когда решения принимаются на основе консенсуса. В сложных ситуациях, когда консенсуса добиться не удается, решения принимаются голосованием. Каждый член правления имеет один голос, решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов правления.

Основные отличия американской модели от германской

Основные различия между рассмотренными моделями корпоративного управления состоят в следующем:

§ в американской модели интересы акционеров есть, по преимуществу, интересы мелких частных обособленных друг от друга инвесторов, которые в силу своей разобщенности находятся в большой зависимости от менеджмента корпораций. В качестве противовеса такой ситуации увеличивается роль рынка, который через рынок корпоративного контроля осуществляет контроль над менеджментом акционерных обществ;

§ в германской модели акционеры представляют собой совокупность достаточно крупных держателей пакетов акций, а потому они могут объединяться между собой для осуществления своих общих интересов и на этой основе иметь твердый контроль над менеджментом акционерного общества. В такой ситуации роль рынка как внешнего контролера за деятельностью общества резко снижается, ибо корпорация сама контролирует свою конкурентоспособность и свои результаты работы;

Из сказанного вытекает различие в функциях совета директоров. В американской модели — это совет директоров как совет управляющих, который по сути распоряжается всей деятельностью акционерного общества и несет ответственность за нее перед собранием акционеров и контрольными органами государства.

В германской модели управления существует строгое разделение функций управления и контроля. В ней совет директоров есть наблюдательный совет, точнее — контролирующий орган, а не орган, осуществляющий всю полноту управления акционерным обществом. Его контрольные функции напрямую связаны с возможностью быстрой смены текущего менеджмента корпорации в случае, если ее деятельность перестает удовлетворять интересам акционеров. Участие в наблюдательных советах представителей других корпораций позволяет учитывать в деятельности корпорации не только интересы своих акционеров, но и интересы других корпораций, так или иначе связанных с ее деятельностью. В результате интересы отдельных групп акционеров германской корпорации обычно не являются превалирующими, поскольку на первое место выдвигаются интересы компании в целом.

6. Понятие, цель и виды корпоративных объединений.

http://delist.ru/article/30082007_kydakovas/page10.html

Методология формирования и развития финансовой инфраструктуры корпоративных объединений (30.08.2007)

Автор: Кудаков Андрей Степанович

 

В российской и зарубежной научной литературе для определения объединений используют термины «корпорация», «финансово-промышленная группа», «холдинг», также встречаются такие термины как «сложные хозяйственные системы», «промышленно-финансовые системы», «сложные интегрированные структуры», «мегакорпорации». Существуют и другие термины, определяющие различные виды объединений.

Наиболее широко для обозначения объединений используется термин «корпорация», который, при этом, не позволяет точно охарактеризовать именно объединения юридических лиц, так как имеет более широкое значение и используется для характеристики акционерного общества. Четко определенных признаков и однозначной характеристики термин «корпорация» в российской экономической и юридической теории и практике не имеет, поэтому при его использовании необходимо уточнять о каких корпорациях идет речь: о корпорации - акционерном обществе (одном юридическом лице), или о корпорации, представляющей собой группу компаний.

Другим термином, часто используемым для определения объединений, является термин «финансово-промышленная группа» (ФПГ). В общем смысле ФПГ представляет собой интеграцию банковского и промышленного капиталов и трактуется как объединение юридически независимых участников полностью или частично объединивших свои активы в целях экономической интеграции. Однако данный термин в России долгое время использовался для определения конкретной организационно-правовой формы объединений, при этом финансово-промышленные объединения, юридически не зарегистрированные в форме ФПГ, формально этим термином обозначаться не могли.

Еще одним часто встречающимся термином, характеризующим производственные объединения, является термин «холдинг». Холдингом называется форма объединения компаний, основанная на праве владения капиталом (система участия).

В экономически развитых странах объединения часто имеют холдинговую форму организации, но использовать этот термин для определения всех видов объединений будет не совсем точным, так как существуют объединения созданные и функционирующие на договорных отношениях, а не праве владения.

На основе проведенного анализа сделан вывод, что используемые термины не в полной мере характеризуют объединения, включающие несколько юридически независимых организаций, поэтому для определения таких объединений предлагается использовать обобщающий термин «корпоративное объединение» представляющее собой группу юридически независимых субъектов хозяйствования, участвующих в капитале друг друга или сотрудничающих в производственной и финансовой сфере, выступающих как единый хозяйствующий субъект, имеющих единый (оформленный или неоформленный юридически) координационный центр и стремящихся к достижению единой цели.

Этот термин позволяет учесть важнейшие характеристики объединений, состоящих из юридически независимых участников и имеющих сложную корпоративную структуру. Для характеристики объединений, включающих как промышленные, так и финансовые организации, может быть использован дополнительный термин «финансово-промышленное корпоративное объединение».

Использование предлагаемых терминов позволит более точно характеризовать сложные хозяйственные объединения, в тоже время, при их описании не исключается использование в том же значении и других терминов: «объединение», «корпорация», «корпоративная структура», «финансово-промышленная корпоративная структура».

Сложность и многообразие экономических отношений способствовали возникновению в экономике большого количества различных видов корпоративных объединений. В зависимости от целей сотрудничества, степени самостоятельности и характера хозяйственных отношений между участниками, складывались разнообразные варианты объединения компаний.

Организационные формы объединения компаний в мировой практике развивались от трестов, концернов и семейных групп в начале века до финансово-производственных и финансовых стратегических альянсов в конце ХХ столетия. При этом вновь возникающие организационные формы не вытесняли предшествующие виды интеграции компаний, а дополняли их, в результате чего многообразие интеграционных форм возрастало, а характер взаимосвязей между производственными и финансовыми компаниями становился все более сложным и тонким.

В мировой экономической практике распространены такие виды объединений как тресты, концерны, картели, синдикаты, конгломераты, консорциумы, пулы, стратегические альянсы, ассоциации, союзы, лиги, гильдии, холдинги, финансово-промышленные группы и другие виды коммерческих и некоммерческих объединений, каждое из которых имеет свои характеристики.

На основе проведенного анализа видов корпоративных объединений были составлены их обобщенные характеристики и даны более полные определения, учитывающие взаимодействие с кредитно-финансовыми организациями, уточнена классификация видов корпоративных объединений, систематизированы существующие и выявлены новые классификационные признаки, такие как наличие и использование организационно-правовой формы, и присутствие в составе объединения кредитно-финансовых организаций.

2. Проанализирована сложившаяся в России практика формирования и функционирования корпоративных объединений, определены и систематизированы проблемы, связанные с их деятельностью, выявлены тенденции развития корпораций, что позволило сформулировать задачи, требующие теоретического и методологического разрешения при разработке направлений регулирования процесса формирования корпоративных объединений.

Проведенный анализ показал, что в современной России формирование корпоративных объединений происходило двумя способами: в форме учреждения акционерных обществ, объединенных на принципах холдинга и в форме официально зарегистрированных финансово-промышленных групп.

Формирование холдингов, объединяющих акционерные общества, в рамках приватизационного законодательства осуществлялось с целью сохранения технологических и кооперационных связей, существовавших в крупных производственно-хозяйственных комплексах, и происходило, в основном, в результате разукрупнения государственных производственных структур, когда в процессе реорганизации на месте одного юридического лица создавалась группа хозяйственных обществ.

Возникновение первых холдингов в России связано с принятием административных решений, что существенно отличает их от рыночных механизмов создания холдинговых структур, где инициатива идет от самих предприятий или финансовых организаций.

Несмотря на широкое использование холдинговых структур в процессе реструктуризации российской экономики, этот термин законодательно закреплен не был, однако принципы интеграции на основе холдинговых связей были использованы при разработке законодательства о финансово-промышленных группах.

Формирование ФПГ происходило в соответствии с Законом о ФПГ, принятом в 1995 году, и осуществлялось либо в форме холдинга, когда юридические лица действуют как материнская компания и дочерние общества, либо на условиях договора, когда юридические лица полностью или частично объединяют свои материальные и нематериальные активы для совместной деятельности.

Инициаторами создание корпоративных объединений выступали крупные промышленные предприятия, банки или банковские группы, торгово-коммерческие объединения и научно-исследовательские институты.

Центром «банковского» объединения являлась финансово-кредитная организация (банк). Такие группы в большинстве случаев формировались в результате «финансовой экспансии» финансово-кредитных институтов, их целью при объединении с промышленными предприятиями было расширение границ своей деятельности, формирование новой клиентуры, снижение инвестиционного риска. Кроме того, акционерный контроль финансово-кредитных институтов (банков) над промышленными предприятиями позволял им расширять свое влияние на рынках лизинговых, факторинговых, страховых и прочих финансовых услуг. Корпоративные объединения этого вида характеризовались разнообразием входящих в них предприятий, которые могли быть не связаны друг с другом ни производственной кооперацией, ни другими хозяйственными связями. Консолидируя акции предприятий (непосредственно или через создание холдинговых структур), финансово-кредитные организации становились ядром группы.

Наряду с корпоративными объединениями, официально зарегистрированными в форме ФПГ, активно формировались и другие объединения, не проходившие процедур официальной регистрации, их количество значительно превосходило число официальных ФПГ, которых на конец 2001 года было зарегистрировано лишь 86. В дальнейшем формирование новых ФПГ замедлилось, а затем полностью остановилось. Также от использования данной организационно-правовой формы отказались и ранее зарегистрированные ФПГ, что было связано с недостаточной проработанностью Закона о ФПГ, и с постепенной ликвидацией определенных законом льгот.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что на сегодняшний день практически все реально существующие в России корпоративные объединения, оказались официально не зарегистрированными.

Сформировавшиеся в России различные виды корпоративных объединений, оказывают огромное влияние на развитие отечественной финансовой системы и на состояние российской экономики в целом. Их деятельность, наряду с положительным влиянием, формирует и множество проблем.

В результате анализа были выделены три группы проблем, учитывающих государственные интересы, интересы корпораций и возможность влиять на принятие решений.

С точки зрения государственных интересов в составе комплекса проблем можно выделить следующие блоки:

проблемы макроэкономики;

проблемы внутренних товарных и финансовых рынков;

проблемы, связанные с деятельностью на международных рынках;

проблемы социального характера;

проблемы создания, функционирования и развития объединений;

С точки зрения интересов корпоративных объединений, проблемы можно разделить на два блока:

внешние проблемы, которые возникают между корпорацией, выступающей как единый экономический субъект, и субъектами внешней среды, представленной органами государственного управления, контрагентами, партнерами, конкурентами, финансовыми институтами, посредниками, обслуживающими и обеспечивающими структурами, населением;

внутренние проблемы, возникающие внутри корпорации между материнской и дочерними компаниями; собственниками, менеджерами разных уровней и персоналом (агентская проблема); а также проблемы, связанные с организацией управления и финансированием.

С точки зрения возможности оказывать влияние на решение проблемы, совокупность проблем можно разделить на два блока: проблемы, решение которых возможно на уровне государства и проблемы, решение которых возможно на уровне корпоративной структуры. К первому блоку отнесены: концептуальные проблемы, общие экономические проблемы, проблемы государственного регулирования деятельности корпораций, проблемы обеспечения экономической и социальной безопасности. Ко второму блоку отнесены проблемы внутрикорпоративного управления и проблемы внутрикорпоративного финансирования и управления финансами.

Несмотря на то, что проблемы управления финансами выделены в отдельную группу, в той или иной степени они входят в состав других проблем.

Предложенный перечень проблем, связанных с деятельностью финансово-промышленных корпоративных объединений, является далеко не полным, и требует дальнейшего уточнения и дополнения.

Проведенный анализ становления и развития финансово-промышленных корпоративных объединений в мировой экономике и экономике России позволил сформулировать основные характеристики, выявить преобладающие тенденции и перспективы современного процесса корпоративного развития:

усиление процессов концентрации капитала;

широкое распространение объединений конгломератного типа;

развитие процессов оптимизации структуры активов в конгломератах;

рост глобализации экономики;

Кроме названных тенденций развития корпоративных объединений, характерных для большинства экономически развитых стран, в российской экономике наблюдаются специфические тенденции, связанные с историческими особенностями развития страны:

формирование небольшого количества (нескольких десятков) гигантских конгломератов и отраслевых монополий, ориентированных на особые отношения с государством и функционирующих за счет этого;

монополизация отдельных рынков в российской экономике за счет горизонтальной интеграции крупных отраслевых объединений;

На основе анализа выявленных проблем и с учетом тенденций развития предложены направления необходимых изменений в сфере управления корпоративными объединениями, учитывающие особенности состояния и развития экономики России, и создающие условия для развития корпоративных объединений в интересах отечественной экономики.

3. В результате исследования процессов функционирования и развития корпоративных объединений были определены их основные типы, характеризующиеся различным составом финансовой инфраструктуры, и сделан вывод о последовательности и этапности развития корпоративных объединений в результате развития их внутренней финансовой инфраструктуры.

Деятельность корпоративных объединений тесно связана с функционированием финансовой системы страны. С одной стороны финансовая система влияет на деятельность корпораций, с другой стороны, корпорации сами оказывают серьезное влияние на ее состояние и развитие.

Являясь внешней средой по отношению к корпоративным объединениям, финансовая система, основными элементами которой являются банки, страховые компании, пенсионные и инвестиционные фонды, представляет собой финансовую инфраструктуру, которая позволяет корпорациям привлекать необходимые финансовые ресурсы и размещать временно свободные средства, что дает возможность эффективно управлять размерами и структурой объединений.

В результате исследования выявлено, что корпоративные объединения, представляющие собой сложные организационно-экономические образования, занимают в экономике двойственное положение. С одной стороны корпоративное объединение включает в свой состав комплекс юридически независимых компаний, имеющих различные организационно-правовые формы, и тогда она выступает как совокупность хозяйствующих субъектов. С другой стороны, по отношению к участникам экономических отношений, корпоративное объединение выступает как единый хозяйствующий субъект, даже если ее организационно-правовая форма юридически не определена.

Такая двойственность положения корпоративных объединений, создает особые условия в их взаимоотношениях с финансовой инфраструктурой и вызывает необходимость исследовать их взаимодействие так же с различных точек зрения.

Корпоративное объединение может выступать по отношению к финансовой инфраструктуре в качестве системы хозяйствующих субъектов. В этом случае компании, составляющие финансовую инфраструктуру, оказывают финансовые услуги отдельно каждому участнику корпоративного объединения, в зависимости от вида деятельности и роли в корпорации. Также корпоративное объединение, может выступать как единый хозяйствующий субъект, при этом финансовая инфраструктура является источником финансовых услуг, оказываемых корпоративному объединению в целом.

В результате исследования было выявлено, что рассмотренные подходы к анализу взаимоотношений корпоративного объединения и финансовой системы, справедливы лишь в случае, если в структуре корпоративного объединения отсутствуют финансово-кредитные организации. Ситуация меняется, когда в состав корпоративного объединения включаются финансовые организации. В этом случае внутри корпорации формируются два блока: производственный (производственно-коммерческий) и финансовый. Производственный блок, основной задачей которого является управление производством и сбытом продукции, состоит из производственных, торговых и других нефинансовых организаций. Финансовый блок включает в себя различные финансово-кредитные организации: банки, страховые компании, инвестиционные и пенсионные фонды и другие финансовые организации, его задачей является управление финансами корпорации, привлечение и аккумулирование финансовых средств.

+финансовых организаций. При этом финансово-кредитные организации корпоративного объединения одновременно являются и элементом корпоративной структуры и частью финансовой системы. Такой подход позволяет выделить из состава финансовой инфраструктуры внешнюю и внутреннюю составляющие, которые можно определить как: внешнюю финансовую инфраструктуру и внутреннюю финансовую инфраструктуру. При этом в качестве внутренней финансовой инфраструктуры понимается совокупность финансово-кредитных организаций, входящих в состав корпоративного объединения, и действующих в интересах этого объединения (рис.1).

Финансовые организации, составляющие внешнюю финансовую инфраструктуру, действуют в собственных интересах, в то время как финансовые организации, входящие в состав внутренней финансовой инфраструктуры, действуют в интересах корпоративного объединения. При этом корпорации заинтересованы во включении финансовых организаций в свою структуру, так как в результате они получают доступ к дополнительным ресурсам и возможностям, и обеспечивают свое приоритетное положение в конкурентной борьбе.

В качестве дополнительных возможностей корпоративных объединений, имеющих внутреннюю финансовую инфраструктуру, были выделены: возможность формирования необходимых финансовых ресурсов разной длительности, полученных из разных источников; лучшие условия привлечения финансовых ресурсов, по сравнению с обычными источниками и методами привлечения; удлинение краткосрочных ресурсов, за счет внутренней реструктуризации; использование различных вариантов выгодного размещения ресурсов; компенсирование возможных рисков в одном секторе финансового рынка прибылями на другом.

Проведенный анализ позволил выявить, что в процессе осуществления своей деятельности финансово-кредитные организации, представляющие внутреннюю финансовую инфраструктуру, имеют возможность сочетать различные финансовые функции, к основным из которых относятся: централизация и перераспределение ресурсов, внутрикорпоративное кредитование, управление внутрикорпоративными денежными потоками, совместная деятельность на фондовом рынке в интересах всего объединения, совместное страхование рисков и другие функции.

В тоже время, вступающие в корпоративное объединение, производственные и финансовые организации имеют различные цели. Производственные предприятия в результате объединения предполагают получить дополнительные финансовые ресурсы, необходимые для модернизации и развития производства. Финансовые компании предполагают получить возможность более эффективно и с меньшими рисками использовать имеющийся капитал, добиться более высокого уровня контроля над инвестированным капиталом, получить возможность контроля и управления корпорацией.

В зависимости от сложившихся условий и возможностей участников объединения реализовывать свои цели, между ними складываются различные формы взаимоотношений. Проведенный анализ позволил выявить наличие следующих основных форм взаимоотношений:

финансово-кредитные организации предоставляют разрозненные финансовые услуги и не оказывают значительного влияния на деятельность корпоративного объединения;

финансово-кредитные организации, предоставляют комплексные финансовые услуги и участвуют в деятельности корпоративного объединения, не входя в состав объединения;









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.