Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия





Начнем с мифологии как особого способа понимания мира и формы общественного сознания, характерных для ранних стадий общественного развития (в первобытном обществе этот способ доминирует). В мифах (а они у всех народов), в фантастических образах (богов, легендарных героев, событий и т. д. ) делается попытка обобщить и объяснить происхождение мира и человека, стадии жизни и смерть человека, его отдельные культурные достижения (добывание огня, изобретение ремесел, земледелия, обычаи, нравы, традиции и т. д. ). Характер тематики мифов, их содержание (а они у разных народов повторяются) позволяют считать мифологию своеобразной формой мировоззрения древнего общества. А поскольку в ней имеются элементы сверхъестественного, она содержит элементы религии.

Однако следует учесть, что в мифологии имеются элементы не только религии. Это универсальная, единая и нерасчлененная форма сознания древних людей, объединяющая а себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, элементы морали, философии, словом в мифах запечатлены поэтическое богатство и мудрость того или иного народа.

Мы сказали здесь "поэтическое" не случайно: как и в поэзии, искусстве вообще, мысль, обобщение выражены в мире в конкретно чувственном образе. Отличие же в том, что мифология исходит из реального существования этих образов (Зевса, Юпитера, Геракла и др. ), искусство же считает свои образы лишь продуктами вымысла художника, его творческого воображения.

Вообще, уясняя сущность мифа и мифологии, следует отметить три момента. Первый касается особенностей мифологического мировоззрения. Главная из них понятия тут еще не сформировались, их заменяет метафора, или образ, образное сравнение, которому придается реальное существование. За этим кроется еще весьма неотчетливое разделение субъективного и объективного, единичного и общественного, реального и видимого, материального и духовного. Так, для древнего египтянина солнце не только "подобно соколу", но и "сокол"; и в то же время "не только сокол", но и нечто большее, сокровенное, т. е., говоря современным языком, образное обобщение космического порядка. Мировосприятие первобытного человека поистине детское, но оно нормальное, вне болезненности, и целостное, где все увязано в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантастику, естественное и сверхъестественное, мысль и эмоции. Человек в ней еще не отделен от целого, отсюда очеловечивание окружающей среды, включая и фрагменты космоса (антропоморфизм). Второй момент относится к уяснению социальных функций мифа. Переплетаясь с обрядами, мифы, будучи предметом веры, обеспечивали сохранение традиции и непрерывность культуры. Т. е. , воплощая коллективный, проверенный и "надежный" опыт осмысления мира и человека множеством поколений, они утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. Тем самым накапливались коллективные представления того или иного народа, обеспечивалась духовная связь поколений, осуществлялся (в первоначальном варианте) поиск единства мира и человека, гармонии, или внутреннего согласия человеческой жизни. Социально ценное в мифах, проверенное многократным опытом истории, позже вошло в гуманитарную культуру человечества, использовалось мировым искусством во все эпохи, включая и современную.



Третий момент о мифах в наше время. Мифология как тип мировоззрения исторически ограничен он господствует там, где человек овладевает силами природы лишь в воображении; когда же наступает действительное господство над ними, она исчезает, заменяясь научно-философскими знаниями, строгой логикой понятий и доказательств. Но и сегодня в массовом сознании некоторые черты мифологического мышления могут сохраняться, а в определенных социально-политических условиях и усиливаться, приводя к возникновению весьма устойчивых политических и иных мирков. В нашем нынешнем обществе это, например, иллюзорные представления о возможностях "сильной руки", об автоматическом действии преимуществ нашего строя мысль, скажем, о заведомом превосходстве колхоза над фермерским хозяйством и т. д. Путь преодоления подобных мифов, так нам мешающих сегодня, один трезвый, объективный анализ, непринятие чего либо лишь на одну веру, без сличения с суровой правдой жизни.

Следующий тип мировоззрения, с которым соседствует философия, это религия. Вместо односторонне негативных оценок ее, которые преобладали прежде, следует нацеливаться на уяснение значимости религии как существенного позитивного фактора всечеловеческой культуры и поиск серьезного, конструктивного диалога с нею.

Принципиальную основу религии составляет "удвоение" мира: за миром реальным, земным, видимым скрывается мир сверхъестественный, небесный, невидимый, божественный; первый зыбкий, неустойчивый, временный, ненадежный и неистинный, второй прочный, устойчивый, надежный, вечный, истинный; первый создан вторым и всецело зависит от второго. Ядро всякой религии, следовательно, вера в существование Бога и его главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Но сказать это и поставить на этом точку было бы ошибкой: как тогда объяснить столь большое число сторонников религии даже в наше, просвещенное время? Кознями эксплуататоров и поддерживающих их священнослужителей? Системой изощренного "уловления душ"?

Все дело, прежде всего, в том, что понимается под Богом, "высшими силами" и почему им надлежит поклоняться. Суть проблемы в том, что в разнообразных религиях эти "высшие силы" символизируют наиболее почитаемые людьми ценности любовь, доброту, терпимость, сострадание, милосердие, совесть, долг, справедливость и т. д. Освящая их (т. е. объявляя их священными, восходящими к Богу), религия придает им особую возвышенность и привлекательность, выполняя тем самым важную социокультурную функцию: сплочение людей на высоких образах и образцах чувств, мыслей и поведения людей. Вооружение всех и каждого высокой духовностью так кратко можно выразить эту функцию. Реальная история религий, однако, полна и деструктивных начал, связанных с принудительным навязыванием своей веры, преследованием еретиков и иноверцев, попытками насаждения духовной монополии и т. д. Укажем, хотя бы, мрачный опыт инквизиции на Западе, борьбы со старообрядцами в России и т. д.

Но почему религия утверждает указанные общечеловеческие ценности не прямо (как наука и философия), а косвенно, через иллюзорную идею Бога? Или иначе поставим вопрос: каков реальный смысл этой идеи? Отвечая на эти вопросы, отметим, что в идее Бога отражено постоянное вторжение в жизнь людей "чуждых" им природных и общественных процессов, несущих в себе черты случайности и катастрофичности, неподконтрольности людям и "безжалостности" по отношению к ним, а потому и зависимости человека от этих процессов (это неизлечимые болезни, преждевременная смерть, войны, землетрясения, аварии с человеческими жертвами и т. д. ).

Идея Бога и выступала (и выступает сегодня) как иллюзорное восполнение слабости человека перед указанными процессами: он и владыка над людьми, и одновременно их заступник, спаситель. Причем, заступники спаситель адресуется не ко всем людям, а индивидуально, к каждой конкретной личности, что резко повышает эффективность религиозной веры. Немаловажно и то, что религия обращается не столько к логическим, рациональным сторонам человеческой души, сколько к эмоциональным, чувственным, по-своему весьма успешно удовлетворяя и "разряжая" человеческие тревоги, надежды поиск духовных опор в жизни, смысла и цели личного бытия, предлагая людям богатейший набор столь нужных им ценностей и норм жизни, впитавших в себя огромный опыт всего человечества.

Религия, таким образом, продолжает и развивает дальше социокультурную функцию мифов и обнаруживает родственность, близость к философии: хотя и по разному, но они, в общем-то, решают сходные задачи вырабатывают мировоззренческие ориентиры, "бытийные и жизненные символы" с целью воздействия на сознание и поведение людей. Прогресс по сравнению с мифами состоял в том, что при построении религиозных учений использовался не только образнометафорический, но и абстрактно понятийный аппарат, поскольку к этому времени (первые религиозные представления возникают примерно 4500 лет назад) уже складывается, в основном, способность человека к образованию абстрактных понятий.

А в чем отличие религии от философии? Начать можно было бы с того, что философов многие века было ничтожное меньшинство, а глубоко религиозных людей миллионы. Для философской мысли характерно свободомыслие, раскованность, независимость и повышенная критичность суждений, а это у наиболее образованных, интеллектуально развитых, духовно сильных людей. Большинство же длительное время черпало свои моральные и общемировоззренческие установки из религиозно-церковных источников, для которых показательна верность догматам, исключающим какое либо сомнение. Лишь за последние 200 лет философские знания получили более широкое распространение в мире благодаря мощному росту образованности, культуры, научному прогрессу.

Мировые религии пытались и ныне пытаются использовать для своих целей эти знания, но это не отменяет качественной грани между религией и философией. Главное отличие: если философия стремится понять мир и человека с позиций знания и средствами разума, то религия делает это на путях, прежде всего, веры и средствами откровения. Вера обязывает сторонника религии и безоговорочному, вне какой-либо критики, принятию системы канонизированных догматов; философия же, апеллируя к знаниям, науке, нацеливает на раскрытие причин вещей и явлений и тем самым истины свои не просто постулирует, а обосновывает. При этом философия не отрицает определенной роли веры (точнее уверенности) в познании в ситуациях неопределенности, когда совершается выбор гипотез, теорий, идей и т. д. , или когда речь идет о доверии к опыту и суждениям других людей, однако все взятое на веру в философии подлежит проверке. Из всей совокупности познавательных средств религия отдает предпочтение откровению, или сверхчувственному познанию в акте мистического озарения, ибо именно в откровении открывается Бог человеку. Философия же ориентируется в первую очередь на разум, логику, систему строгих и обоснованных доказательств. Она, впрочем, находит рациональное зерно ив самом психологическом факте откровения и озарения, усматривая в нем действие сложнейшего и в высшей степени плодотворнейшего (особенно в процессах научного, художественного, технического и т. д. творчества)феномена интуиции.

Итак, вместо фантастических построений реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства, такова, говоря кратко, специфика философии как особого типа мировоззрения. Но не за счет утраты тех высоких общечеловеческих ценностей, которые, как мы видели, заключены в мифологии и религии. Более того, продолжая и углубляя позитивные наработки, сделанные в этом плане в рамках религиозно-мифологического сознания, Философия поднимает их на уровень "высшей мудрости", рационально обработанной и выверенной в свете длительной, восходящей еще к глубокой древности, историко-философской традиции.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.