Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность»





Характерная примета социально-философской мысли XX столетия - интерес к проблеме человека, к ценности его индивидуально-личностного начала. "Фи­лософское понимание человека" было вынесено в качестве главной темы на ХУIII Всемирный философский конгресс, который проходил в Брайтоне в 1988 г.

Философия с древности и по сей день пытается определить специфику че­ловека. Одни философы сводили ее к каким-либо конкретным проявлениям, функциям и отношениям человека. Другие связывают ее с неким универсализмом, в котором теряется многообразие человеческой жизни.

Наиболее классический пример первого подхода известен еще с древних времен, Специфику человека видели в его разуме, определяя его как "разум­ное животное ". Иногда подчеркивались иные аспекты: человек – это рели­гиозное существо", "политическое животное ", "творец истории", " животное, создающее орудия труда" и т.п. Во всех этих случаях под сущностью человека понимается какой-то один признак, общий для всех индивидов, одновременно отличающий его от животного. Тенденция такого понимания сущности человека достаточна сильная и сохранилась по сей день. Достаточно обратиться к мате­риалам уже упоминавшегося выше философского конгресса, где в ряде выступ­лений сущность человека сводилась к определенным его свойствам. В то же время дискуссия, развернувшаяся на конгрессе, показала и малопродуктивность такого подхода. Но и тенденция к построению абстрактно-универсального образа человека, нередко вытекающая из самой природы философского знания, не является достаточно плодотворной. В силу этого философия пытается преодо­леть и то и другое понимание человека, задавая общие методологические ориен­тиры как для целостного представления о нем, так и для анализа конкретных его аспектов.



Целостное понимание человека вовсе не означает целостности самого чело­века. Как можно говорить о целостности человека, не упоминая о рассогласованности ума и чувства, психики и сознания, телесного и интеллектуального, социального и биологического.

Как неоднократно отмечал известный философ и психоаналитик Эрих Фромм, человек - единственное животное, для которого собст­венное существование является проблемой: он должен ее решить, поскольку, от нее нельзя никуда уйти. В сущности человека заключено противоречие, изначально присущее человеческому бытию. По своим физиологическим функциям человек принадлежит к миру животных, суще­ствование которых определяется инстинктами и гармонией с природой. Но вместе с тем человек уже отделен от природного мира. Его посту­пки не определяются инстинктами, да инстинкты эти у него достаточ­но слабы, непрочны и недостаточны для того , чтобы гарантировать ему существование. Кроме того человек наделен разумом, воображением, способностью к творчеству, самосознанием и памятью, то есть он знает о себе, о своем прошлом и о своей смертности. Человек - единственное существо на Земле, которое делает предметом своего анализа свое собственное существование.

В вопросе о взаимоотношении биологического и социального в человеке очень трудно избежать редукционизма, вследствие чего по­нимание человека упрощается и искажается. Редукционизм приводил то к преувеличении роли биологических факторов в объяснении чело­века /социал-дарвинизм, социобиология и др./, то к преувеличению роли социальных /советский марксизм/. Как нельзя объяс­нить мотивы и поведение человека, опираясь только на биологичес­кие механизмы, так нельзя их искать только в социокультурных измерениях. В человеческом существовании в мире есть общее и для че­ловека и для любой преходящей вещи природы, В этом смысле человек - это тело среди других тел. Наличие тела делает человека конечным, смертным и никакое дальнейшее увеличение жизни в будущем не отме­нит законы существования тела человека как тела природы. В этом смысле проблема человеческого существования включена в широкий во­прос об эволюции природы и возникновении самого человека /антропо­генеза/.

Таким образом, в человеческом бытии, каким бы оно ни было спе­цифичным, первейшая предпосылка - существование тела, удовлетворе­ние самых необходимых потребностей, без которых было бы немыслимо само человеческое существование. В то же время человеческое бытие несводимо к жизни и проявлениям его тела. Особенность человечес­кого существования состоит в возникновении специфической, уникаль­ной для живой природы, "нежесткой" и не универсальной детерминации бытия человека со стороны его тела /К.В.Котрошалова/ Человека не­льзя рассматривать как внеприродное существо, но и нельзя сводить только к природно-телесному. Человек существует в мире и как отдель­ный человек, и как индивидуальная особь, принадлежащая к роду человеческому, на данном этапе развития и эволюции мира, и как социально-историческое существо. Человеческое существование немыслимо вне связи с природой с другими людьми, с обществом. В то де вре­мя человек выступает как автономная личность, как "индивидуальное общественное существо" /Маркс К. и Энгельс Ф. Из разных произведе­ний. М., 1956, С.590/. Для характеристики человека как индивиду­ального феномена в научной литературе используется ряд терминов, важнейшими из которых являются индивид, индивидуальность и личность.

Термин "индивид" в переводе с латинского означает неделимый, то есть единичный, отдельный объект, выделенный из определенного вида, рода или класса объектов. Применительно к человеку он упот­ребляется прежде всего для обозначения отдельно взятого человека как единичного представителя человеческого рода безотносительно к его антропологическим и социальным особенностям. Понятие "индивид" есть первое условие обозначения предметной области исследования че­ловека. В дальнейших исследованиях данный термин конкретизируется в понятиях индивидуальности и личности.

Индивид, рассматриваемый в его специфических особенностях, не сводимых к каким-либо родовым и всеобщим характеристикам, выступа­ет синонимом понятия индивидуальности. Из этого вытекает, что в по­нятии индивидуальности фиксируется особенное, специфическое и сво­еобразное, то есть все то, что отличает данного конкретного челове­ка от других людей.

Индивидуальность человека проявляется уже на биологическом уро­вне. Сама природа сохраняет в человеке не только его родовую сущ­ность, но и то, что составляет его уникальность, его биологическую неповторимость. Данная неповторимость отличает и животных, но в че­ловеке она связана не только с внешними проявлениями, но и с его внутренним духовным ветром. Уникальность человека объясняется многими факторами: природными способностями, которые представляют не­кую целостность, наследственными особенностями, неповторимыми условиями микросреды, в которых находится человек, неповторимостью его опыта. При этом следует иметь в виду, что индивидуальность не есть некий абсолют, нечто раз и навсегда данное, обладавшее пол­кой и окончательной завершенностью. Она постоянно изменяется, яв­ляясь в то де время самым устойчивым инвариантом личностной струк­туры человека. Разнообразие индивидуальностей - это величайшая об­щественная ценность, настоятельная потребность разумно организо­ванного общества и существенное условие его успешного функциони­рования.

Понятие индивидуальности выступает и как биосоциальная дан­ность, и как характеристика личности. Индивидуальность как харак­теристика личности – это неповторимый, самобытный способ бытия каждой личности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется как соци­альными условиями, так и собственным жизнетворчеством. Знать то, что дано человеку от природы, и быть готовым к долгому и мучитель­ному труду по реализации и развитию этого дара, по констатированию собственной уникальности, - таков путь становления и развития индивидуальности личности.

Каждый человек как индивидуальность есть неповторимое, неза­менимое событие. В то же время степень развития этой индивидуаль­ности выражена у людей по-разному. Именно этот факт привел В.З.Зеньковского к выводу, что есть немало серых, неразвитых людей, у ко­торых индивидуальность как бы не дана, поэтому у них нет ничего, что следовало бы развивать, воспитывать как индивидуальную силу. В действительности все люди обладают индивидуальностью, но разной степенью ее проявления. Человека с непроявленной, "стертой" индивидуальностью в какой-то мере модно считать "не нашедшим себя", "не сделавшим" свою индивидуальность.

Таким образом, понятие индивидуальности характеризует личность с точки зрения ее своеобразия и неповторимости. В самом понятии ли­чности фиксируется ее самостоятельность, сознательное - волевое и нравственное начало. Оно характеризует индивида с точки зрения со­циальных качеств, не просто продукта, но и субъекта общественных отношений и исторического процесса.

Человек не рождается личностью. Личностью человек становится в процессе продолжающейся всю жизнь работы над своим самоформированием и саморазвитием. Личность складывается под воздействием би­ологических факторов, социальной среды, воспитания и самовоспита­ния. Поэтому личность может рассматриваться как интегральная цело­стность биогенных, психогенных и социогенных элементов. Ядром этой целостности выступает психосоциальное "Я". "Я" - сущностный эле­мент структуры личности, в которую входят интересы, потребности, цели, знания, навыки, умения, способности, убеждения, эмоции, чув­ства, желания, мотивы и т.п. Все это в единстве и составляет лич­ность как целостную, устойчивую и динамичную систему.

Личность формируется в процессе деятельности и общения. Фор­мирование личности есть процесс двуединый: социализации и индиви­дуализации. В процессе социализации, то есть в процессе усвоения накопленного людьми опыта в течение социальной жизни, происходит становление уникально-неповторимого облика человека. При этом вну­треннее содержание личности нельзя рассматривать как результат ме­ханического внедрения в ее сознание внешних воздействий. Это итог работы самой личности, в процессе которой внешнее, проходя через ее индивидуальность, перерабатывается, осваивается и применяется. в практической жизнедеятельности. Только благодаря собственным уси­лиям происходит самоутверждение и самореализация личности, без которых личности нет и не может быть.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.