Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Конституция Российской Федерации является главным источником права России.





Государственный флаг

В Российской Империи в разное время в качестве государственного флага использовались черно-желто-белый (11 июня 1858 - 7 мая 1883) и бело-сине-красный (около 1700 - 1858, 1883- сентябрь 1917) триколоры.

В Российской Республике (сентябрь - ноябрь 1917 года) использовался бело-сине-красный триколор.

После установления Советской власти (с 7 ноября 1917) вместо флага сначала использовалось красное знамя. При этом некоторые советские диппредставительства продолжали использовать триколор. 13 апреля 1918 декретом ВЦИК принято красное знамя с золотой надписью "Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика", Конституцией от 10 июля 1918 года допускался второй вариант надписи - "Р.С.Ф.С.Р.". Размер флага 1:2.

9 января 1954 указом Президиума Верховного Совета РСФСР утвержден в качестве государственного красный флаг размера 1:2 с серпом, молотом и звездой и с синей вертикальной полосой около древка.

22 августа 1991 постановлением Верховного Совета РСФСР утвержден Национальный флаг (параллельно с государственным красным флагом) - прямоугольное полотнище с равновеликими горизонтальными полосами: верхняя полоса - белого, средняя - лазоревого, нижняя - алого цвета; отношение ширины флага к длине - 1:2.

1 ноября 1991 описание трехцветного флага (уже в качестве государственного) включено в текст Конституции РСФСР.

В указе Б.Н.Ельцина "О Государственном флаге РФ" (N2126 от 11 декабря 1993) переопределены цвета флага - белый, синий и красный; и размер - 2:3 (до 1 января 1995 допускалось использование флага ранее установленных пропорций).

Федеральным конституционным законом "О государственном флаге Российской Федерации" (1-фкз от 25 декабря 2000, опубликован и вступил в силу 27 декабря 2000) утвержден действующий бело-сине-красный флаг размером 2:3.



Государственный герб

 
 
 

Государственным гербом Российской Империи с XV века был двуглавый орел, очертания которого много раз менялись, последний вариант (1883) близок к действующему гербу РФ (с заметным отличием - на крыльях орла размещались гербы губерний).

При Временном Правительстве (март - ноябрь 1917) в качестве герба использовался двуглавый орел без символов царской власти (воспроизводимый ныне на монетах 1, 2 и 5 рублей).

Государственный герб РСФСР (изображение золотых серпа и молота, помещенных крест-накрест, рукоятками книзу, на красном фоне, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью "РСФСР" и "Пролетарии всех стран, соединяйтесь"; в верхней части герба - пятиконечная звезда) утвержден Конституцией РСФСР, принятой 10 июля 1918 и вступившей в силу 19 июля 1918; затем был описан в Конституциях РСФСР 1937 и 1978 годов (поправками к Конституции от 21 апреля 1992 надпись "РСФСР" заменена на надпись "Российская Федерация"). О модификациях герба в 1918-1992 гг. можно прочитать здесь

Фактически с 3 декабря 1993 года применялся герб (золотой двуглавый орел на красном щите, увенчанный тремя коронами, со скипетром и державой в лапах, с всадником, поражающим дракона, на красном щите на груди), утвержденный указом Б.Н.Ельцина N2050 от 30 ноября 1993 (в период "поэтапной конституционной реформы").

Федеральным конституционным законом "О государственном гербе Российской Федерации" (2-фкз от 25 декабря 2000, опубликован и вступил в силу 27 декабря 2000) утвержден действующий с 1993 года щит с двуглавым орлом.

В 1990 году у РСФСР впервые с 1944 г. появился свой официальный гимн. Государственный гимн России (Патриотическая песнь М.И.Глинки) утвержден постановлением Верховного Совета РСФСР 23 ноября 1990. Слова гимна так и не были официально утверждены, хотя в 1990 году на сессии Верховного Совета исполнялся один из вариантов, одобренный руководством.

39. Предметы ведения и полномочия субъектов Российской Федерации.

40. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации.

Административно-территориальное устройство – разделение территорий государства на определенные части (районы, города и др.), в соответствии с которыми строится и функционирует система местных органов государства.

Под административно-территориальными единицами понимаются структурные части (элементы) административно-территориального устройства. Они не обладают политической самостоятельностью и находятся в определенном соподчинении между собой.

Принято выделять следующие принципы административно-территориального устройства: социально-экономический; географический; демографический; исторически-национальный.

Административно-территориальными единицами в России сейчас являются: район, город, район города и сельский населенный пункт. По мнению ряда исследователей, особенностью современного российского административно-территориального устройства является то, что область, край и город федерального значения одновременно выступают как административно-территориальное образование, входящее в состав России, и как равноправный субъект Российской Федерации.

Вопросы административно-территориального устройства решаются субъектами Российской Федерации самостоятельно. Все административно-территориальные преобразования осуществляются только с учетом мнения проживающего на данной территории населения.

Границы между субъектом Федерации и граничащими с ним другими субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия. При этом требует также согласие Совета Федерации, которое оформляется постановлением.

Значение Северного Кавказа в системе геополитических интересов России сегодня приобретает особую актуальность и все больше людей втягивается в события, происходящие в данном регионе. Следует согласиться с тем, что геополитическое влияние его в настоящий период времени возросло и, видимо, будет возрастать в будущем.

По ряду объективных причин Кавказ можно отнести к зонам потенциальной этнической конфликтности. Всем известно, что это – один из самых полиэтнических регионов России. На Кавказе проживает более 60 этносов, значительно отличающихся друг от друга своими этнокультурными признаками. Прежде всего, этническое многообразие предопределило многообразие языковое: народы Северного Кавказа говорят на языках, принадлежащих к различным подгруппам кавказской, индоевропейской и алтайской языковых семей. По этой причине взаимопонимание даже между представителями генетически родственных народов порой бывает затруднено. Народы Кавказа отличаются и численностью: здесь проживают крупные этносы и рядом совсем небольшие, насчитывающие до нескольких тысяч человек. Это приводит к тому, что сильно варьируется география расселения этносов – от расселения на достаточно крупных территориях до распространенности в пределах нескольких или даже одного селения. В качестве примера следует назвать дагестанское высокогорье, где проживают различные этносы.

Регион в значительной мере развивается по принципу конфессионального плюрализма. Наиболее распространенными религиями на Кавказе являются христианство и ислам различных толков и направлений.

Нельзя не сказать о том, что народы Северного Кавказа разнообразны по культурно-бытовым особенностям. Это проявляется в специфике поведенческих норм и в устоях мировоззренческих стереотипов.

Одновременно с этим следует отметить, что у народов Северного Кавказа много общих и богатых этнических традиций, носящих региональный характер. Многие из них зафиксированы в знаменитом Нартском Эпосе – памятнике устного народного творчества общемирового уровня. К вопросу о традициях примыкает проблема адатов – обычного права. В советское время на них смотрели, как на пережитки прошлого и считали необходимым их изживать. Но они при этом продолжали жить и функционировать, и в том числе в виде и качестве правовых норм. На наш взгляд, вопрос об адатах и шариате у народов региона нуждается в глубоком исследовании, ибо он тесно связан с проблемами установления правового порядка в субъектах региона.

На Северном Кавказе важное место занимает и этнопрофессионализм, на который в советское время вообще не обращали внимание, ни в теории ни на практике. В настоящий период эта проблема выступает достаточно четко, особенно это связано с миграционными процессами. Вероятно, что в регион следует привлекать ученых, которые могут подготовить экспертные заключения по тем или иным вопросам, дать определенные советы и наметить направления для регулирования этнополитических действий в регионе. Органы власти региона должны понять и почувствовать необходимость сотрудничества с учеными теоретиками и практиками в решении общерегиональных проблем. И не просто поймут, а помогут ученым в решении их проблем, будут нуждаться в работе этих ученых. И затраты немедленно окупятся, потому что работники региональных органов государственной власти будут осуществлять строительство федеративных отношений в регионе не по наитию, а по науке.

Наряду с вышеизложенными особенностями народов Северного Кавказа, нельзя не учитывать еще один крайне важный фактор, который зачастую в основном формирует фон для межэтнических отношений. Это завышенный уровень этнического самосознания местных народов.

Специфика этнических проблем того или иного этноса Северного Кавказа сильно зависит от социально-экономических и социально-политических факторов. Не всегда этнические конфликты объясняются действием объективных причин. Современные ученые ставят и решают сегодня проблему этнических стереотипов.

Этому способствует специфика национального вопроса в регионе, замешанная на трагических событиях в Чечне и в Закавказье, в том числе фактах терроризма. На Кавказе все чаще и чаще культурно-этническое все более подменяется этнополитическим, а национальные интересы используются в качестве политического ресурса теми, кто стремится всячески реализовать свои притязания на собственную власть над народом.

А. Ю. Коркмазов обращает наше внимание на то, что «крушение «социалистического образа жизни» еще более актуализировало значение проблемы Северного Кавказа в системе геополитических интересов России. С дискредитацией коммунистических идеалов в общественном сознании народов бывшего СССР как бы образовался вакуум. Многие из них, в частности народы Северного Кавказа, в течение сотен лет испытывавшие внешнее давление со стороны более могущественных соседей, в сложившейся геополитической ситуации оказались, как и прежде, в состоянии неопределенности и неуверенности в завтрашнем дне».

Совершенно ясно, что в такой обстановке народы Северного Кавказа начинают «искать» пути становления собственной государственности, воспринимая при этом различные идеи и проекты национально-государственного устройства со стороны. Одни видят решение на пути выхода из состава России (например, Чечня), другие считают возможным оставаться в составе России, но при этом очень хотят суверенитета и политической самостоятельности.

41. Конституционно-правовые условия и порядок проведения выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Выборы в органы государственной власти субъек­тов Российской Федерации проводятся в соответствии с республиканскими законами о формировании высших органов власти республик, а также нормативно-правовы­ми актами, принимаемыми представительными органа­ми власти края, области, города федерального значения, автономной области и автономного округа.

Выборы депутатов в соответствующие органы госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации осуществляются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Содер­жание указанных принципов аналогично тем, которые лежат в основе организации выборов в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Рос­сии. Выборы в 'представительные органы государствен­ной власти субъектов Федерации проводятся, как пра­вило, на основе мажоритарной системы по одномандат­ным (один округ - один депутат) избирательным окру­гам, образуемым с учетом единой нормы представитель­ства. Вместе с тем, по решению ряда субъектов Россий­ской Федерации, выборы в их представительные органы власти осуществляются по смешанной системе: часть депутатов избирается на основе мажоритарной системы по одномандатным избирательным округам, а другая часть - на основе системы пропорционального представи­тельства по общекраевому (общеобластному, общегород­скому и т.п.) избирательному округу. Так, Положением о выборах в Московскую областную Думу установлено, что 25 из 50 депутатов Думы избираются по одноман­датным избирательным округам, а другие 25 - по обще­областному избирательному округу. При этом правом предлагать списки кандидатов в состав Московской об­ластной Думы по общеобластному избирательному окру­гу обладают областные отделения общероссийских поли­тических партий (движений), зарегистрированные Уп­равлением юстиции администрации Московской облас­ти, либо областные общественные объединения (партии, политические движения), уставы которых зарегистриро­ваны Управлением юстиции администрации Московской области, или блок таких партий и организаций, созда­ваемых на период проведения выборов.

Что касается процесса подготовки и проведения выборов в представительные органы ' государственной власти субъектов Российской Федерации, то он аналоги­чен организации выборов в Федеральное Собрание Рос­сии, но существует и ряд особенностей.

Назначение выборов в соответствующий орган го­сударственной власти возлагается на Президента респу­блики или главу администрации края, области, авто­номной области, автономного округа, мэров городов фе­дерального значения. Указанные должностные лица не позднее чем за два месяца до окончания срока полномо­чий избранных органов власти принимают и обнародуют решение о назначении выборов и формировании соот­ветствующих избирательных комиссий.

Образование избирательных округов на территории субъектов Российской Федерации проводится решением республиканской (краевой, областной и т.д.) избира­тельной комиссии не позднее чем за 40 дней до выборов. Решением этой же комиссии в каждом избирательном округе образуется окружная избирательная комиссия в составе председателя и 10 - 14 членов, половина из ко­торых назначается из числа лиц, предложенных представительными органами власти, а другая половина - из предложенных главами местной администрации. Пол­номочия окружных избирательных комиссий аналогич­ны тем, которыми обладают одноименные комиссии по выборам депутатов Государственной Думы и Совета Фе­дерации.

Требование к размерам избирательных участков по выборам в органы представительной власти субъек­тов Российской Федерации типовые: они создаются ре­шениями глав местной администрации не позднее чем за 30 дней до выборов из расчета - от 100 до 3000 избира­телей на один участок. Участковые избирательные ко­миссии образуются также главами местной администра­ции не позднее чем за 25 дней до выборов в составе председателя и 6 - 18 членов. При этом одна половина членов комиссии рекомендуется представительным ор­ганом власти, а вторая - главой администрации. Пол­номочия участковых избирательных комиссий также типовые: их главная задача состоит в организации голо­сования и подсчете голосов, полученных каждым канди­датом в депутаты и списком кандидатов от избиратель­ных объединений по участку.

Списки избирателей составляются участковыми избирательными комиссиями по правилам, установлен­ным и для проведения выборов в Государственную Думу, но в несколько сокращенные сроки: они должны быть готовы не позднее чем за 20 дней до дня выборов и пред­ставлены для ознакомления с ними избирателей.

Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты представительных органов государственной власти осу­ществляется в том же порядке, что и при организации выборов в Государственную Думу. Однако число под­держивающих кандидата может быть различным. Так, в большинстве субъектов Российской Федерации для ре­гистрации кандидатов в депутаты требуется, чтобы в его поддержку были собраны подписи избирателей округа в количестве 3-5 процентов от общего числа избирателей округа. В то же время Положение о выборах в Москов­скую областную Думу предусматривает, что для реги­страции кандидата в депутаты должно поддержать не менее одного процента числа избирателей округа. Указанным Положением определены и правила регистрации общеобластного списка кандидатов в Московскую об­ластную Думу от избирательных объединений. Для это­го необходимо собрать в поддержку списка не менее 20 тысяч подписей; при этом не более 5 тысяч из них должны приходиться на один район или город Москов­ской области.

Осуществление предвыборной агитации достаточно подробно регламентируется нормативно-правовыми ак­тами субъектов Российской Федерации о выборах и на­правлено на обеспечение каждому кандидату в депутаты и избирательному объединению равных возможностей в изложении своих программ через средства массовой ин­формации.

Голосование и определение результатов выборов проводится по общим правилам. Вместе с тем законода­тельство о выборах органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливает ряд особенностей, связанных с определением результатов выборов. Признавая избранным по одномандатному из­бирательному округу кандидата, получившего наиболь­шее число действительных голосов, закон определяет выборы несостоявшимися, если число голосов, поданных в графе "Против всех кандидатов", превышает число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов, либо если в выборах приняло участие менее 35 процентов зарегистрированных избирателей. В этом случае проводятся новые выборы с момента вы­движения кандидатов в депутаты. Положением о выбо­рах в Московскую областную Думу введено дополни­тельное правило: избранным может быть признан толь­ко кандидат, получивший более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не получил такого количества голосов, то окружная избирательная комиссия назнача­ет поэтому округу повторное голосование, в котором участвуют лишь два кандидата, набравшие относитель­ное большинство голосов при первом голосовании.

Определение результатов выборов по общереспу­бликанскому (общекраевому, общеобластному и т.д.) избирательному округу осуществляет республиканская (краевая, областная и т.д.) избирательная комиссия. При этом она исключает из распределения депутатских мандатов избирательные объединения,' списки кандида­тов которых получили менее 5 процентов действитель­ных голосов. Оставшиеся избирательные объединения получают число депутатских мандатов, пропорциональ­ное числу поданных за их списки кандидатов по мето­дике, используемой в ходе подведения итогов выборов в Государственную Думу Федерального Собрания России.

Выборы в органы местного самоуправления (муни­ципальные, сельские, квартальные, уличные, домовые комитеты, различного рода общественные советы, из­брание деревенских старост или старейшин и т.п.) осу­ществляются в соответствии с нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми на основе Общих положений о выборах в органы местно­го самоуправления, утвержденных федеральным зако­ном. Указанными актами определяется ряд моментов, характерных для проведения выборов только в органы местного самоуправления. Так, установлено, что пассив­ным избирательным правом на выборах в эти органы обладают граждане, достигшие 18 лет и обладающие избирательными правами. Кроме того, дата проведения выборов в органы местного самоуправления определяет­ся органами государственной власти субъектов Россий­ской Федерации. При этом в зависимости от местных условий решение о дате проведение выборов обнародуется в сроки от двух месяцев до двух недель до дня выбо­ров. Особенностью является и то, что для организации и проведения выборов в органы местного самоуправления главами местной администрации образуются, как пра­вило, только территориальные (окружные) и участковые избирательные комиссии. В ряде случаев (проведение выборов органа местного самоуправления небольшого населенного пункта, улицы в сельской местности, домо­вого комитета) функции участковой и окружной избира­тельных комиссий выполняет одна избирательная ко­миссия - территориальная. Кандидаты для избрания в органы местного самоуправления могут выдвигаться са­мыми разными субъектами: от местных отделений по­литических партий, движений до небольших групп избирателей, вплоть до самовыдвижения кандидатов. Для регистрации кандидатов и внесения их в избирательный бюллетень необходимо собрать подписи не менее одного процента от общего числа избирателей, проживающих на соответствующей территории. И, наконец, законода­тельство о выборах в органы местного самоуправления устанавливает правило, согласно которому • избранным признается кандидат, получивший наибольшее число голосов по сравнению с другими, а если кандидат был единственным - получивший более половины голосов избирателей,- принявших участие в выборах. При этом в выборах должно принять участие не менее 25 процентов зарегистрированных избирателей.

42. Конституционно-правовые основы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Выборы

Выборы в Государственную думу назначаются президентом Российской Федерации раз в пять лет.

По федеральному избирательному округу, который включает в себя всю территорию Российской Федерации, избираются все 450 депутатов. Избрание происходит пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов.

Одномандатные округа

Выборы депутатов от одномандатных округов проходили в ГД РФ I—IV созывов (1993, 1995, 1999, 2003). Территория России была поделена на 225 избирательных округов (по количеству половины мест в ГД РФ, предоставленных депутатам-одномандатникам). Это число оставалось неизменным, хотя количество избирательных округов внутри каждого региона могло меняться, так же как и их наименования и номера. Каждый из 89 субъектов Российской Федерации был представлен хотя бы одним депутатом (за исключением Чеченской республики в 1993—1995 годах). В случае досрочного прекращения депутатом-одномандатником исполнения своих обязанностей (смерть, лишение мандата решением Думы, переход на другую работу и т. д.) по его округу проводились дополнительные выборы в ГД РФ.

Избирательный порог

Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации» устанавливает процентный барьер. C 2007 года процентный барьер на выборах Государственной думы повышен с 5 % до 7 %. Тем не менее на выборах 2011 года было предусмотрено предоставление также 1­-2 мандатов партиям, набравшим от 5 до 7 % голосов (на практике столько голосов не набрала ни одна партия). В октябре 2011 года были приняты поправки, понижающие барьер до 5 % с 1 января 2013 года.[8] Эта норма будет задействована только на выборах 2016 года.[9]

Распределение мест

После подведения итогов голосования происходит распределение депутатских мандатов — перевод процента голосов, полученных в ходе выборов, в места в парламенте.[10] Партии, преодолевшие процентный барьер, получают места пропорционально полученным голосам.

Партии, не преодолевшие процентный барьер, не получают мест в парламенте. Те места, на которые могли бы претендовать эти партии, перераспределяются между партиями-победительницами, увеличивая их присутствие в Государственной думе. Перераспределение происходит пропорционально долям голосов, полученных на выборах. Таким образом голоса избирателей, голосовавших за партии-аутсайдеры достаются партиям-победительницам, хотя им и не предназначались.

54. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: порядок формирования, полномочия.

В состав Совета Федерации входят по 2 члена от каж­дого субъекта РФ, т.е. всего должно быть 176 членов.

Полномочия члена Совета Федерации прекращаются одновременно с прекращением полномочий органа (должностного лица), назначившего его (законодатель­ного органа государственной власти субъекта РФ либо высшего должностного лица субъекта РФ).

Из своего состава Совет Федерации избирает Предсе­дателя палаты и его заместителей (в том числе первого за­местителя), которые ведут заседания и ведают внутрен­ним распорядком палаты, подписывают постановления и иные акты палаты. Председатель Совета Федерации, пре­кративший исполнение своих полномочий, может быть избран пожизненным Почетным Председателем Совета Федерации; к Почетному Председателю Совета Федера­ции приравнивается первый Председатель Совета Феде­рации. Председатель Совета Федерации и его заместите­ли не могут быть представителями одного субъекта РФ.

В состав Совета палаты входят Председатель Совета Федерации и его заместители, председатели комитетов и постоянных комиссий Совета Федерации.

Совет палаты решает ряд вопросов организационного характера (в частности, утверждает ежемесячный график заседаний Совета Федерации, рассматривает проект по­вестки дня Совета Федерации, принимает решение о проведении парламентских слушаний). Совет Федерации вправе отменить решение Совета палаты.

Из состава членов палаты Совет Федерации образует комитеты, постоянные комиссии, а также временные ко­миссии для работы с принятыми Государственной Думой законами, подготовки законодательных инициатив Сове­та Федерации и решения других вопросов, отнесенных к компетенции Совета Федерации. Каждый член Совета Федерации, кроме Председателя палаты и его заместите­лей, обязан состоять в одном из комитетов Совета Феде­рации. Председатель Совета Федерации и его заместите­ли вправе быть членами временных комиссий Совета Фе­дерации. Председатели комитетов и комиссий и их заместители назначаются палатой.

В отличие от Государственной Думы в Совете Федера­ции не создаются фракции и иные депутатские объедине­ния по партийной принадлежности.

Компетенция Совета Федерации.

1. Принятие решений об одобрении законов, принятых Государственной Думой, либо их отклонении.

2. Выступление с законодательной инициативой.

3. Утверждение изменения границ между субъектами РФ.

4. Утверждение указа Президента РФ о введении воен­ного положения, утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения.

5. Решение вопроса о возможности использования Воо­руженных Сил РФ за пределами территории РФ.

6. Назначение выборов Президента РФ.

7. Отрешение Президента РФ от должности.

8. Назначение на должность по представлению Прези­дента РФ судей Конституционного Суда РФ, судей Верховного Суда РФ, судей Высшего Арбитражного Суда РФ.

9. Назначение на должность 5 членов Центральной из­бирательной комиссии РФ.

10. Назначение на должность и освобождение от долж­ности по представлению Президента РФ Генерально­го прокурора РФ.

11. Назначение на должность заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов.

12. Обращение в Конституционный Суд РФ (в том числе с запросом об официальном толковании Конститу­ции РФ).

Согласно Конституции РФ (ч. Зет. 95) в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Часть 2 ст. 96 Конституции РФ указывает, что порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным законом.

5 декабря 1995 г. был принят Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», который предусматривает, что в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности. Поскольку в ряде субъектов законодательный (представительный) орган состоит из двух палат, то установлено, что представитель от этого органа в Совете Федерации определяется совместным решением обеих палат.

Таким образом, Совет Федерации состоит из 178 представителей 89 субъектов Российской Федерации.

Совет Федерации не имеет определенного срока легислатуры (полномочий). Его состав обновляется по мере проведения выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Установленный федеральным законом от 5 декабря 1995 г. порядок формирования Совета Федерации, по мнению ряда исследователей, нельзя назвать самым удачным. Во-первых, формирование Совета федерации по должностному принципу ставит под сомнение его представительный характер, так как члены Совета Федерации не избираются населением именно в качестве членов этой палаты Федерального Собрания. Часть из них избирается в качестве депутатов законодательных органов субъектов Федерации, а часть - в качестве глав исполнительной власти субъектов Федерации, а уже членами Совета Федерации они становятся по должности. Во-вторых, совмещение мандата парламентария (члена Совета Федерации) и должности главы исполнительной власти субъекта Федерации не вполне соответствует принципу разделения властей. В-третьих, Конституция РФ характеризует Совет Федерации как постоянно действующий орган, однако члены Совета Федерации, являющиеся руководителями органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, не могут работать на постоянной основе в данной палате Федерального Собрания.

 

55. Конституционно-правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Статус парламентариев характеризуется их неприкосновенностью в течение всего срока исполнения полномочий, т. е. недопустимостью совершения определенных действий со стороны властных структур в отношении этих лиц.

К парламентариям не могут быть применены: 1) личный досмотр; 2) задержание; 3) арест (заключение под стражу); 4) обыск как уголовно– и административно-процессуальная мера.

Привлечение парламентариев к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания и другие подобные действия, связанные с осуществлением их полномочий, не допускается, если эти действия не носили характера оскорбления либо не содержали в себе иной состав правонарушения.

К парламентариям могут быть применены меры принуждения: 1) в случае задержания члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы на месте преступления; 2) в случаях, когда этого требует безопасность РФ либо других граждан.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы могут быть лишены депутатской неприкосновенности. Это возможно при наличии решения соответствующей палаты Федерального Собрания, вынесенного по представлению Генерального прокурора РФ за виновное поведение парламентария и принятого большинством голосов от общего числа парламентариев палаты Федерального Собрания.

Депутаты Государственной Думы и члены Федерального Собрания обладают парламентским иммунитетом в течение всего срока полномочий.

Срок полномочий депутатов Государственной Думы РФ начинается со дня их избрания и прекращается днем начала работы Думы нового созыва, если срок полномочий Государственной Думы не прекращен досрочно в установленном законодательством порядке.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) и прекращаются днем вступления в силу решения об избрании (о назначении) вновь избранного члена Совета Федерации РФ.

Досрочное прекращение полномочий парламентариев возможно в случаях: 1) подачи письменного заявления членом Совета Федерации о сложении своих полномочий; 2) избрания члена палаты Федерального Собрания должностным лицом, полномочия которого несовместимы с полномочиями парламентария; 3) назначение члена палаты Федерального Собрания (или занятие его коммерческой деятельностью) на государственную или муниципальную службу, не совместимую с членством в Федеральном Собрании РФ; 4) утраты гражданства РФ либо приобретении гражданства иностранного государства; 5) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена палаты Федерального Собрания; 6) вступления в законную силу судебного решения об ограничения дееспособности члена палаты Федерального Собрания либо о признании его недееспособным; 7) смерти, признания члена палаты Федерального Собрания безвестно отсутствующим либо объявление его умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу; 8) призыва члена палаты Федерального Собрания на военную службу с его согласия; 9) досрочного прекращения полномочий Государственной Думы РФ в порядке роспуска.

56. Правовая природа депутатского мандата в Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации 1993 г. отказалась от закрепления господствовавшего прежде императивного депутатского мандата. Отныне избиратели юридически не могут определять позицию депутата, а депутат не связан правовыми обязательствами с ними. Нет юридической ответственности депутата перед избирателями; отсутствуют такие институты, характерные для императивного мандата, как наказы избирателей, подотчетность избирателям депутатов и отзыв депутатов избирателями. Все это в совокупности можно рассматривать как конституционно-правовое закрепление свободного мандата депутата представительного органа в РФ (по крайней мере для федерального уровня).
Однако поскольку характер депутатского мандата в Конституции России прямо не указан, это дает основание сторонникам императивного мандата усомниться в правомерности сделанного нами вывода. Так, А. В. Зиновьев задается вопросом: случайно ли новая Конституция России и Закон о статусе депутатов Федерального Собрания (ФС) ни словом не обмолвились об императивности депутатского мандата?'
Неопределенность депутатского положения является благоприятной почвой для всевозможных коллизий. Тем более что на смену подотчетности депутата избирателям некоторые парламентарии готовы взять на вооружение новую императивность в виде зависимости депутата от своей партии. Например, часть депутатов Государственной Думы (ГД) склонна открыто руководствоваться только указаниями своего партийного руководства. Один из них, получив официальную телеграмму с просьбой о прибытии в обязательном порядке на пленарное заседание, заявил председателю палаты: "Мы сюда пришли по решению нашей фракции. Когда фракция решит, тогда мы и будем ходить".
Введение в Конституцию Российской Федерации нормы, прямо закрепляющей свободный мандат либо запрещающей мандат императивный, позволило бы признать подобное поведение конституционно неправомерным.
Восполнение имеющегося в России конституционного пробела возможно и путем официального толкования Конституции РФ Конституционным судом Российской Федерации в соответствии с ч. 5 ст. 125.
Причем, на наш взгляд, было бы предпочтительнее использовать именно этот вариант, поскольку, во-первых, усложненный порядок внесения поправок существенно ограничивает возможности пересмотра Конституции, а во-вторых, в данном случае вполне достаточно толкования, поскольку вывод о свободном характере мандата, как уже было сказано, вытекает из ряда положений Конституции РФ.
В Федеральном законе о статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.