Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь





Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь

УО «Полоцкий государственный аграрно-экономический колледж»

Заочное отделение

 

 

Конституционное право

 

 

Методические указания

по изучению учебной дисциплины, задания для контрольных работ

И рекомендации по их выполнению

Для учащихся заочной формы обучения 3 курса

Специальность 2-24 01 02

«Правоведение»

Полоцк

Автор: Могдалёва И. Н., преподаватель юридических дисциплин

УО «Полоцкий государственный аграрно-экономический колледж»

 

Разработано на основе типовой учебной программы, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь, 18 декабря 2008 года для специальности "Правоведение"

 

Обсуждено и одобрено на заседании цикловой комиссии юридических дисциплин

УО «Полоцкий государственный аграрно-экономический колледж»

 

 

Протокол № ___ от ________________ г.

 

Председатель комиссии _________ Е.М. Жаворонкова

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка……………………………………………………….4

 

2. Тематический план……………………………………………………………5

 

3. Общие методические рекомендации по написанию домашних

 

контрольных работ……………………………………………………………6

 

4. Вопросы к семестровому экзамену………………………………………..7-8

 

5. Список нормативных правовых актов…………………………………….8-9

 

6. Литература………………………………………………………………....9-10

 

7. Перечень вопросов для домашней контрольной работы……………….9-12

 

8. Перечень задач для домашней контрольной работы…………………..12-16

 

9. Таблица распределения вопросов и задач домашней контрольной



 

работы………………………………………………………………………17

 

10. Практические (тестовые) задания и ситуативные задачи…….……....18-40

 

 

Пояснительная записка

 

На современном этапе развития суверенного белорусского государства особенно высока роль конституционного права как отрасли национального права, как науки и учебной дисциплины. Конституционное право – это одна их самых динамичных отраслей права.

В системе национального права конституционное право занимает главенствующее, ведущее место, поскольку устанавливает основополагающие принципы конституционного строя Республики Беларусь, учреждает систему органов государственной власти и управления, фиксирует гарантирует основные права и свободы личности, а также регулирует сам процесс создания права и определяет виды нормативных правовых актов.

Конституционное право Республики Беларусь играет системообразующую роль в формировании всех остальных отраслей права. Их изучение не даст положительных результатов, если не заложить основы конституционных принципов и норм конституционного законодательства.

Конституционное право как учебная дисциплина изучается во всех без исключения высших и средних специальных ученых заведениях при получении квалификации «Юрист». Конституционное право создает необходимую базу для успешного изучения других учебных дисциплин, дает возможность учащимся овладеть совокупностью специальных правовых знаний. На дисциплине «Конституционное право» базируются такие дисциплины, как «Гражданское право», «Трудовое право», «Земельное право», «Уголовное право», «Судоустройство», «Семейное право», «Уголовный процесс», «Гражданский процесс».

Основными целями изучения дисциплины «Конституционное право Республики Беларусь» является формирование знаний учащихся относительно теоретических положений науки конституционного права и норм конституционного права как основополагающей отрасли права Республики Беларусь, а также формирование умений применять полученные теоретические знания при решении ситуативных задач.

Основной задачей изучения дисциплины «Конституционное право» является обеспечение такого уровня знаний, который позволил бы выпускнику свободно владеть понятиями и категориями конституционного права, использовать полученные знания при дальнейшем изучении в среднем специальном учебном заведении правовых дисциплин и применять полученные знания на практике.

В результате изучения дисциплины учащиеся должны знать:

ü Понятие, предмет, метод, систему конституционного права;

ü Понятие и виды конституционно-правовых норм и источники конституционного права;

ü Понятие конституционного строя Республики Беларусь, понятие и содержание конституционно-правового статуса личности в Республики Беларусь;

ü Понятие, принципы, способы приобретения и прекращения гражданства Республики Беларусь;

ü Понятие избирательного права, избирательной системы Республики Беларусь, основные стадии избирательного процесса, понятие, виды и порядок проведения референдумов;

ü Понятие, виды, назначение и компетенцию высших государственных органов власти (Президент, Парламент, Правительство);

ü Понятие судебной власти и судебной системы Республики Беларусь;

ü Понятие, виды и компетенцию органов местного управления и самоуправления;

ü Понятие и компетенцию контрольно-надзорных органов Республики Беларусь: прокуратуры и Комитета государственного контроля.

Должны уметь:

ü Свободно оперировать понятиями и категориями конституционного права;

ü Применять нормы Конституции Республики Беларусь и иных источников конституционного права в процессе работы по юридической специальности, в том числе при решении ситуаций (задач) правового характера.

В процессе освоения курс «Конституционное право Республики Беларусь» учащиеся должны изучить положения Конституции Республики Беларусь, Избирательного кодекса, законов Республики Беларусь, указов и декретов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров.

Объем учебного материала рассчитан на 70 часов. Из них 18 часов приходится на период лабораторно-экзаменационной сессии, на практические занятия отводится 6 часов.

 

2. Примерный тематический план

  Раздел, тема Ча сов всего   Теорет.   Практ. Сам. изуч.
Тема 1. Конституционное право - ведущая отрасль права Республики Беларусь    
Тема 2. Конституция Республики Беларусь    
Тема 3. Основы конституционного строя Республики Беларусь.    
Тема 4. Республика Беларусь - суверенное государство.  
Тема 5. Конституционные основы правового статуса личности в Республике Беларусь  
Тема 6. Административно-территориальное устройство Республики Беларусь.
Тема 7. Избирательное право и избирательная система Республики Беларусь. Референдум.    
Тема 8. Конституционные основы системы государственных органов в Республике Беларусь, их виды.  
Тема 9. Президент Республики Беларусь.
Тема 10. Парламент Республики Беларусь - представительный и законодательный орган государства.    
Тема 11. Правительство Республики Беларусь.    
Тема 12. Судебная власть и конституционное правосудие в Республике Беларусь.    
Тема 13. Конституционно-правовые основы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь.  
Тема 14. Органы государственного контроля и надзора в Республике Беларусь.    
Всего:

 

 

Вопросы к семестровому экзамену

 

1. Раскройте сущность понятия «конституционное право» и определите место конституционного права в системе права Республики Беларусь.

2. Определите предмет и метод конституционного права как отрасли права.

3. Охарактеризуйте источники конституционного права (понятие, виды, иерархия).

4. Охарактеризуйте нормы конституционного права (понятие, структура, виды и особенности).

5. Охарактеризуйте конституционно-правовые отношения (понятие, структура, виды, особенности).

6. Раскройте сущность понятия «конституция» и классифицируйте конституции по видам.

7. Определите юридические свойства и укажите функции конституции.

8. Опишите структуру Конституции Республики Беларусь.

9. Определите действие Конституции Республики Беларусь, порядок ее изменения и дополнения.

10. Дайте сравнительную характеристику Конституций Советской Беларуси: Конституции 1919, 1927, 1937 и 1978 г.г.

11. Установите причины принятия Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 года и охарактеризуйте её.

12. Прокомментируйте изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь, принятые на референдумах 1996 и 2004 г.г.

13. Раскройте сущность понятия «суверенитет» и определите политико-правовое значение и гарантии.

14. Охарактеризуйте конституционно-правовые основы Содружества Независимых государств.

15. Определите роль и историческое значение Союза России и Беларуси.

16. Раскройте сущность конституционного строя Республики Беларусь и определите его основные черты.

17. Изложите основы конституционного строя Республики Беларусь.

18. Дайте конституционные характеристики Республике Беларусь.

19. Раскройте конституционно-правовые основы политической системы общества.

20. Раскройте конституционно-правовые основы экономической системы общества.

21. Дайте понятие конституционно-правового статуса личности и определите его элементы.

22. Классифицируйте конституционные права и свободы человека и гражданина.

23. Определите и охарактеризуйте личные и политические права и свободы.

24. Определите и охарактеризуйте экономические, социальные и культурные права и свободы.

25. Укажите и прокомментируйте конституционные обязанности человека и гражданина.

26. Назовите и опишите гарантии основных прав, свобод и обязанностей граждан. Укажите, в каких случаях происходит ограничение прав и свобод.

27. Определите понятие и раскройте принципы гражданства Республики Беларусь.

28. Охарактеризуйте основания и укажите порядок приобретения гражданства Республики Беларусь.

29. Охарактеризуйте основания и укажите порядок утраты гражданства Республики Беларусь.

30. Определите правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь.

31. Дайте понятие и раскройте принципы административно-территориального устройства Республики Беларусь.

32. Укажите и охарактеризуйте виды административно-территориальных единиц в Республике Беларусь.

33. Раскройте понятие избирательного права и выборов в Республике Беларусь. Составьте классификацию выборов по видам.

34. Раскройте понятие избирательной системы Республики Беларусь и охарактеризуйте её конституционные принципы.

35. Раскройте понятие избирательного процесса и охарактеризуйте его стадии.

36. Дайте понятие референдума. Укажите назначение, назовите и охарактеризуйте виды референдумов в Республике Беларусь.

37. Опишите порядок организации республиканских референдумов.

38. Опишите порядок организации местных референдумов.

39. Определите юридическую силу референдума и круг вопросов, которые не могут выноситься на референдум.

40. Дайте понятие и охарактеризуйте органы и систему государственной власти в Республике Беларусь.

41. Определите понятие и укажите назначение института президентства в Республике Беларусь. Установите место и роль Президента в системе органов государственной власти.

42. Укажите порядок избрания и освобождения Президента от должности. Назовите и охарактеризуйте акты Президента.

43. Определите круг полномочий Президента Республики Беларусь.

44. Дайте понятие Национального собрания Республики Беларусь, определите структуру и срок полномочий. Опишите внутреннюю организацию и порядок деятельности палат Национального собрания Республики Беларусь.

45. Определите круг полномочий Палаты Представителей Национального собрания Республики Беларусь.

46. Определите круг полномочий Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

47. Охарактеризуйте правовой статус депутатов Палаты Представителей, членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

48. Дайте понятие законодательного процесса, выделите и опишите его стадии.

49. Определите состав Правительства Республики Беларусь и укажите порядок его формирования.

50. Укажите срок полномочий и причины отставки Правительства Республики Беларусь. Назовите и охарактеризуйте акты Правительства.

51. Определить компетенцию Правительства Республики Беларусь.

52. Дайте понятие судебной власти и охарактеризуйте конституционные принципы правосудия.

53. Охарактеризуйте судебную систему Республики Беларусь.

54. Определите состав и укажите порядок формирования Конституционного Суда Республики Беларусь.

55. Определите круг полномочий Конституционного Суда Республики Беларусь.

56. Дайте понятие и раскройте принципы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь.

57. Охарактеризуйте систему органов местного управления и их компетенцию.

58. Укажите функции и определите цели прокурорского надзора в Республике Беларусь.

59. Охарактеризуйте систему и компетенцию органов прокурорского надзора в Республике Беларусь.

60. Охарактеризуйте конституционно-правовой статус Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

Литература

Основная

1. Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: учеб. пособие – Мн.: Книжный Дом, 2003.

2. Василевич Г.А. Конституция Республики Беларусь: научно-практический комментарий. – Мн.: ГИУСТ БГУ, 2005.

3. Гавриленко В.Г., Ядевич Н.И. Конституционное право: термины, понятия, определения. - Мн.: Амалфея, 1998.

4. Демичев Д.М. Конституционное право: учеб. пособие – Мн.: Вышэйшая школа, 2004

5. Кивель В.Н. Конституционное право Республики Беларусь – Мн.: Современная школа, 2008.

6. Ковдавбович В.А., Круглов В.А. Конституционное право Республики Беларусь: учеб. пособие – Мн.: Амалфея, 2007.

7. Курак А.И. Конституционное право Республики Бела­русь (в таблицах, схемах, определениях): Справ. пособие. - Мн.: ООО «Юнипресс», 2001.

8. Масловская Т.С. Конституционное право Республики Беларусь: ответы на экзаменационные вопросы – Мн.: ТетраСистемс, 2007.

9. А.А. Подупейко Конституционное право Республики Беларусь - "Академия МВД Республики Беларуь", 2008.

 

Дополнительная

1. Богданович П.Л. Гражданство как политическая основа правового положения личности // Проблемы формирования право­вого государства в Беларуси: Сб. науч. тр. / Под ред. В.А. Кучин-ского. - Мн.: AM МВД Республики Беларусь, 1994.

2. Василевич Г.А. Проблемы создания сильной законодатель­ной власти // Проблемы формирования правового государства в Беларуси: Сб. науч. тр. / Под ред. В.А. Кучинского. - Мн.: AM МВД Республики Беларусь, 1994.

3. Василевич Г.А. Конституция и некоторые аспекты защиты прав и свобод граждан. - Мн.: Амалфея, 1999.

4. Василевич Г.А. Правовые основы взаимоотношений лично­сти, общества и государства (комментарий к статьям Конституции Республики Беларусь). - Мн.: Амалфея, 1999.

5. Выдрин И.В. Институт общественных наблюдателей за выбо­рами органов власти // Государство и право. -1996. - № 6. - С. 29-36.

6. Денисюк Н.П. Избирательная система Республики Бела­русь. - Мн.: Амалфея, 1997.

7. Дмитриев Ю.А., Черемных Г.Г. Судебная власть в меха­низме разделения властей и защите прав и свобод человека " Го­сударство и право. - № 8. - 1997. - С. 44-50.

8. Кучинский В.А. Конституционный контроль как условие формирования правового государства // Проблемы формирования правового государства в Беларуси: Сб. науч. тр. / Под ред. В.А. Кучинского. - Мн.: AM МВД Республики Беларусь, 1994.

9. Лукашенко А.Г. Реформа системы государственного управления и роль местных органов власти в преодолении кризиса // Рэспублiка. - 1994. – С.17

10. Михалева Н.А., Морозова А.А Реформа республиканско-избирательного законодательства (сравнительно-правовой аспект) // Советское государство и право. - 1990. - № 6. - С. 29-39.

11. Морозова А.А. Государство и церковь: особенности взаи­моотношений // Государство и право. - 1995. - № 3. - С. 86-95.

12. Поленина СВ. Права человека и их защита // Государство и право. - 1996.-№ 10.-С. 99-105.

13. Чиркин В.Е. Президентская власть // Государство и право. – 1997.-№ 5.-С. 15-23

Перечень вопросов

Контрольной работы

 

1. Дайте правовую оценку предложенной ситуации: Семья Петровых уехала в июле 2007 года на отдых на Черное море. Во время их отсутствия Ольшанская, соседка Петровых по лестничной клетке, подобрала ключ к почтовому ящику Петровых. Она периодически вынимала письма, адресованные Петровой, вскрывала конверты, читала содержание писем, а затем заклевала конверты и возвращала письма в почтовый ящик.

Какое право Петровых было нарушено Ольшанской. К категории каких прав относится это право?

 

2. Дайте правовую оценку предложенной ситуации: Михаил Гончаренко, гражданин Украины, находясь в г. Орша, в день выборов депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь пришел на избирательный участок и заявил, что он хочет тоже проголосовать за понравившегося ему кандидата. Секретарь избирательного участка отказал Гончаренко.

Правильно ли поступил секретарь?

 

3. Дайте правовую оценку предложенной ситуации: Студентка Еремина, утром уехав в институт, забыла выключить громко играющий музыкальный центр. Соседке-пенсионерке по лестничной клетке Громовой, которая страдала головными болями, мешала громко играющая музыка. Она звонила в квартиру Ереминых, стучала в дверь, и так как никто ей не открыл, вызвала работника ЖЭСА. Работник взломал дверь и Громова выключила музыкальный центр.

Какое право Ереминой нарушили Громова и работник ЖЭСА? К категории каких прав относится это право?

 

4. Дайте правовую оценку предложенной ситуации: Василий Галиев, гражданин Молдовы, пришел в прокуратуру Заводского района г. Минска устраиваться на работу следователем. Он предоставил отделу кадров диплом Кишиневского юридического университета с отличием, медицинскую справку о состоянии здоровья. В приеме на работу Галиеву отказали.

Правомерен ли отказ?

 

5. Дайте правовую оценку предложенной ситуации: Следователь Щорс предложил гражданину, подозреваемому в совершении кражи стройматериалов, представить доказательства своей невиновности. В противном случае он будет признан виновным в совершении преступления.

 

6. Дайте правовую оценку предложенной ситуации: Гражданин Республики Беларусь Петрович женился на Качинской, гражданке Республики Польша, и собрался приобрести польское гражданство. Он обратился в органы внутренних дел с просьбой оставить за ним и белорусское гражданство.

Какой ответ следует дать Петровичу?

7. Дайте правовую оценку предложенной ситуации: Гражданин Соин подал заявление с просьбой принять его в члены одной из политических партий. Узнав об этом, руководитель организации предупредил его, что если он вступит в партию, то будет уволен с работы.

Правомерны ли действия руководителя?

8. Дайте правовую оценку предложенной ситуации: 19 марта 2006 года в Республике Беларусь проходили выборы Президента Республики Беларусь. Гражданин Республики Беларусь Денисов пришел на избирательный участок № 5 г. Минска для голосования. Подойдя к члену избирательной комиссии Патрушевой, он попросил выдать ему два бюллетеня для голосования – для себя и для своей матери, Денисовой Ольги Валерьевны, которая, по его словам, в данный момент находится в отъезде в Витебской области. Патрушева попросила предъявить паспорт Денисовой и выдала Денисову два бюллетеня.

 

9. Дайте правовую оценку предложенной ситуации: В Центральную комиссию по выборам и проведению республиканских референдумов для регистрации в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь обратился гражданин Республики Беларусь Павел Сайков. Из представленных им библиографических данных видно следующее: Павел Сайков, 1973 года рождения, родился в г. Донецке Украина. Мать и отец – граждане Украины. С 1985 год проживает с семьей в г. Бресте, с 1994 года работает начальником финансового отдела ООО «Импра». В 1995 году привлекался к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения. Сайков представил комиссии декларацию об имуществе и доходах, заявление кандидата о согласии баллотироваться, итоговый протокол, подтверждающий наличие не менее 100 тысяч подписей граждан.

Вы – Председатель Центральной комиссии. Примите решение по данному заявлению, свой ответ мотивируйте нормами Избирательного кодекса.

Изменится ли Ваше решение, если будут признаны недостоверными более 15% от общего количества проверенных подписей избирателей?

 

10. Дайте правовую оценку предложенной ситуации: Выборы в местные Советы депутатов были назначены на воскресенье, 29 марта. 23 марта гражданин Синицын пришел на избирательный участок и выразил желание проголосовать досрочно, так как 25 марта он уезжает в командировку в Польшу. На участке для голосования находилась член участковой комиссии Алексеева. Она выдала Синицыну бюллетень для голосования и сказала, чтобы он на следующий день принес приказ нанимателя о направлении в командировку.

 

11. Дайте правовую оценку предложенной ситуации: В голосовании на выборах Президента Республики Беларусь приняло участие 5 млн. человек. В списки избирателей было включено 7, 5 млн. человек.

За кандидата А проголосовало 1,9 млн. избирателей.

За кандидата Б проголосовало 2,1 млн. избирателей.

За кандидата В проголосовало 0,5 млн. избирателей.

0,5 млн. избирателей проголосовало против всех кандидатов.

Состоялись ли выборы Президента Республики Беларусь? Какой кандидат одержал победу в выборах?

12. Дайте правовую оценку предложенной ситуации: Министр экономики Петров считает невозможным дальнейшее осуществление возложенных на него обязанностей из-за состояния здоровья.

Какое решение и каким органом (должностным лицом) должно быть принято в следующих ситуациях?

 

13. Дайте правовую оценку предложенной ситуации: Красносельский расположен в Гродненской области рядом с цементным заводом «Красносельскстройматериалы». В Красносельском проживает 600 человек.

Волковыск является древним городом, основанным в 1005 году. В нем расположены Завод литейного оборудования, Завод металлических изделий, заводы мясной, молочной, консервной промышленности, 2 дома культуры, 11 библиотек, 3 больницы, 9 школ, 25 детских садов. Численность населения Волковыска составляет 49 тысяч человек.

К каким категориям населенных пунктов относятся вышеназванные объекты?

 

14. Дайте правовую оценку предложенной ситуации: Толочинский исполнительный комитет зарегистрировал инициативную группу по проведению местного референдума в количестве 10 человек и председателя Ермоловича. Ермолович предложил вынести на местный референдум предложение о назначении на должность председателя исполнительного комитета Вышинского, который является директором местного мясокомбината, участвует в общественной жизни города и является очень уважаемым человеком среди жителей Толочина. После регистрации инициативной группы исполнительный комитет направил документы инициативной группы в управление юстиции Витебского областного исполнительного комитета на проверку.

 

15. Дайте правовую оценку предложенной ситуации: Кандидат в Президенты Республики Беларусь Овчинников, являющийся Генеральным директором ОАО «Белинвестбанк» поручил своему секретарю размножить на ксероксе, принадлежащем филиалу № 34 ОАО «Белинвестбанк» свои предвыборные программы, освободил 7 банковских работников данного филиала от работы на два дня за счет ОАО «Белинвестбанк» для участия в предвыборном митинге. Находясь в служебной командировке в г. Могилеве, Овчинников провел митинг в поддержку своей кандидатуры на выборах.

Центральная комиссия отменила свое решение о регистрации Овчинникова в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь.

Законны ли действия комиссии? Какие права имеет кандидат в Президенты Республики Беларусь?

 

16. Дайте правовую оценку предложенной ситуации: Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь выразила вотум недоверия Правительству Республики Беларусь.

Какое решение и каким органом (должностным лицом) должно быть принято в этой ситуации?

 

17. Дайте правовую оценку предложенной ситуации: Президент Республики Беларусь внес на рассмотрение Палаты Представителей Республики Беларусь кандидатуру Никифорова на должность Премьер-министра. По истечении двухнедельного срока Палата Представителей отклонила предложенную кандидатуру. В предусмотренный Конституцией срок Президент внес другую кандидатуру на должность Премьер-министра – Афанасьева. Палата Представителей во второй раз отказала в даче согласия на назначение Премьер-министра.

Какое право Президента Республики Беларусь предусмотрено Конституцией Республики Беларусь в данной ситуации?

 

18. Дайте правовую оценку предложенной ситуации: Гражданин Петров, имеющий непогашенную ссуду, взятую им в банке, обратился с просьбой в Министерство иностранных дел о выходе из гражданства Республики Беларусь.

Какой ответ он получит? Почему?

 

19. Дайте правовую оценку предложенной ситуации: На совместном заседании Лепельского районного Совета депутатов и райисполкома единогласно было принято решение рекомендовать гражданина Карпова кандидатом в члены Совета Республики, т.к. он хотя и молодой специалист (28 лет), но проявил себя как профессионал высокого класса, а кроме того уже является депутатом Палаты представителей, то есть имеет опыт работы в Парламенте.

Правильно ли решение Лепельского районного Совета депутатов?

 

20. Дайте правовую оценку предложенной ситуации: В 2007 году Осиповичский городской исполнительный комитет установил местный сбор с владельцев собак в размере от 0, 1 до 0, 5 базовых величин в зависимости от величины собаки. Прокурор Осиповичского района вынес протес на незаконное установление исполнительным комитетом данного сбора, мотивировав это тем, что местные налоги и сборы в соответствии с Законом Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении» должны устанавливаться местными Советами депутатов. Председатель исполнительного комитета не согласился с доводами прокурора и правомерность решения исполнительного комитета аргументировал следующей нормой Закона «О местном управлении и самоуправлении» (ст. 9): «Исполнительный комитет также решает вопросы, отнесенные к компетенции соответствующего Совета депутатов, в пределах полномочий, предоставленных ему Советом или им делегированных». В подтверждение председатель показал прокурору района решение местного Совета депутатов о делегировании исполнительному комитету полномочия на введение местных налогов и сборов в 2007 году.

Кто прав в данной ситуации?

 

21. Дайте правовую оценку предложенной ситуации: Гражданин Республики Беларусь в 1990 году уехал в США и получил там американское гражданство. В 2000 году его сын, которому исполнилось 18 лет, решил вернуться в Республику Беларусь и получить белорусское гражданство.

Какое из оснований предоставления гражданства может быть применено в данном случае?

 

22. Дайте правовую оценку предложенной ситуации: Администрация населенного пункта, в котором проживает 1,5 тыс. жителей, в том числе около 50% из них составляют рабочие и служащие обратилась в соответствующие государственные органы с просьбой придать данному населенному пункту статус городского поселка.

 

23. Дайте правовую оценку предложенной ситуации: Районный Совет депутатов принял решение о слиянии поселка Пруды и деревни Дворище в один населенный пункт, присвоив ему наименование Зорный.

 

24. Дайте правовую оценку предложенной ситуации: Ограниченному судом в дееспособности из-за злоупотребления спиртными напитками Дмитрову И.С. было отказано в праве принять участие в выборах.

Справедлив ли отказ?

 

25. Дайте правовую оценку предложенной ситуации: Инициативная группа, собрав необходимое число подписей граждан, обратилась к Президенту Республики Беларусь, чтобы он назначил дату проведения республиканского референдума по вопросу уменьшения подоходного налога с граждан.

Какое решение должен принять Президент Республики Беларусь? Почему?

26. Дайте правовую оценку предложенной ситуации: Инициативная группа по проведению республиканского референдума о внесении дополнений в Конституцию Республики Беларусь собрало в шести областях 500 тысяч подписей граждан, в том числе по областям и городу Минск:

· Брестская область – 53 тысяч подписей;

· Витебская область – 28 тысяч подписей;

· Гомельская область – 95 тысяч подписей;

· Гродненская область – 60 тысяч подписей;

· Минская область – 85 тысяч подписей;

· Могилевская область – 29 тысяч подписей;

· город Минск – 150 тысяч подписей;

однако Центризбирком, куда члены группы обратились с предложением зарегистрировать вопросы, выносимые на референдум, отказала им в этом.

Правомерны ли решения Центризбиркома?

27. Дайте правовую оценку предложенной ситуации: Гражданин Николаев А.А. в возрасте 36 лет, белорус по рождению, решил баллотироваться в Президенты Республики Беларусь, однако получил отказ потому что не имеет высшего образования.

Правомерен ли отказ?

 

28. Дайте правовую оценку предложенной ситуации: Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь назначил выборы Президента Республики Беларусь на 7 октября 2006 года, однако Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов отклонила данное решение Совета Республики.

29. Дайте правовую оценку предложенной ситуации: После принятия законопроекта Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобрения его Советом Республики закон был направлен на подпись Президенту Республики Беларусь. Президент не согласился с текстом закона и возвратил его со своими возражениями в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.

Каков дальнейший порядок принятия данного закона?

 

30. Дайте правовую оценку предложенной ситуации: После выступления в Палате представителей Республики Беларусь Премьер-министр по ходу заседания просил разрешения выступить еще несколько раз, так как вопрос рассматривался очень важный, и по многим параметрам относился к сфере компетенции Правительства. Однако, Председатель Палаты представителей отказал Премьер-министру в его желании выступить еще раз, сославшись на то, что он уже выступал.

Правомерно ли поведение Председателя Палаты представителей?

 

 


Таблица распределения вопросов и задач

для индивидуального задания домашней контрольной работы

Предпослед. цифра шифра
1, 31,1 2, 32, 2 3, 33, 3 4, 34, 4 5, 35, 5 6, 36, 6 7, 37, 7 8, 38, 8 9, 39, 9 10, 40, 10
11, 41, 11 12, 42, 12 13, 43, 13 14, 44, 14 15, 45, 15 16, 46, 16 17, 47,17 18, 48, 18 19, 49, 19 20, 50, 20
21, 51,21 22, 52, 22 23, 53, 23 24, 54, 24 25, 55,25 26, 56, 26 27, 57, 27 28, 58, 28 29, 59, 29 30, 60, 30
31, 53, 1 32, 58, 2 33, 47, 3 34, 52, 4 11, 42, 5 1, 57, 6 2, 48, 7 3, 45, 8 4, 35, 9 5, 60, 10
6, 59,11 7, 58, 12 8, 57, 13 9, 56,14 10, 55, 15 11, 54, 16 12, 53, 17 13, 52, 18 14, 51, 19 15, 50, 20
16, 49, 21 17, 48, 22 18, 47, 23 19, 46, 24 20, 45, 25 21, 44, 26 22, 43, 27 23, 42, 28 24, 41, 29 25, 40, 30
26, 39, 1 27, 38, 2 28, 37, 3 29, 36, 4 30, 35, 5 31, 34, 6 32, 33, 7 10, 42, 8 11, 43, 9 12, 44, 10
13, 45, 11 14, 46, 12 15, 47, 13 16, 48, 14 17, 49, 15 18, 50, 16 19, 51, 17 20, 52, 18 21, 53, 19 22, 54, 20
23, 55, 21 24, 56, 22 25, 57, 23 26, 58, 24 27, 59, 25 28, 60, 26 29, 50, 27 30, 51, 28 31, 49, 29 31, 53, 30
1, 32, 1 2, 33, 2 3, 34, 3 4, 35, 4 5, 36, 5 6, 37, 6 7, 38, 7 8, 39, 8 9, 40, 9 10, 41, 10

 

Последняя цифра шифра

 

71.

Конституционно-правовые нормы имеют как свойственные всем правовым нормам признаки, так и свои (специфические), т.е. отличительные признаки.

Сгруппируйте эти признаки и оформите таблицу, занося в нее нужные буквы правильных ответов:

 

Общие признаки правовых норм Специфические черты конституционно-правовых норм
   
   
   
   

 

а) носят общерегулятивный характер;

б) адресуются широкому кругу субъектов права;

в) исходят от государства, т.е. выражают его волю;

г) имеют формальную определенность, т.е. выражаются обычно в письменной форме;

д) носят общерегулятивный характер;

ж) отличаются своим источником;

з) подкрепляются силой государства;

и) санкции в них встречаются редко и при этом носят политический характер;

к) имеют учредительный характер.

 

Внимание!

Выполняя тестовые задания, вы должны ответ записывать следующим образом:

- Вопрос … .

- Правильная буква ответа, причем буква выделена, т.е. зеленого цвета.

- после буквы пишется текст правильного ответа.

 

72.

Отличия

74.

Первые четыре Конституции Беларуси имели свои специфические черты, однако, общим для них являлось то, что они:

(выпишите правильные ответы)

а) имели явно классовый характер;

б) закрепляли идею правового государства;

в) провозглашали принцип разделения властей;

г) закрепляли одну идеологию;

д) исключали многопартийность;

ж) вводили экономический плюрализм;

з) исключали многообразие форм собственности.

75.

Перед Вами структуры Конституций Беларуси, укажите годы принятия этих конституций:

 

 
 
Конституция 19..









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.