Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Классификация конституциональных прав и свобод





В Конституции Российской Федераций конституционному статусу посвящена вторая глава, которая состоит из 48 статей. Расположены они в определенной системе; отражающей специфику характера прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются. На первое место выдвинуты личные или гражданские права и свободы. Дело в том, чтобы человек активно и плодотворно проявил себя в экономической или политической сфере, ему необходимо прежде всего найти себя как личность, осознать свое достоинство, самостоятельность и ответственность за то, что он является одним из участников общественной жизни. На втором месте стоят права политические. Именно они отражают положение человека в обществе и показывают, что он является отнюдь не винтиком в общественном, механизме, а полноправным субъектом, участвующим, в управлении делами государства. Экономические права занимают третье место и касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых. Выделяются также социальные права граждан, позволяющие человеку проявить себя не только как участника экономических отношений, но и как полноправного субъекта во всем многообразии социальных связей и потребностей (например, право на материнство и детство). Можно особо выделить культурные права граждан, позволяющие человеку осознать себя как частицу прошлого (право на доступ к культурным ценностям), и будущего (свобода литера­турного, художественного, научного, технического и других видов творчества).

1. Личные (гражданские) Права и свободы. Они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства как человеческой личности и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью. Остановимся на рассмотрении наиболее важных из них.



Право на жизнь оно было закреплено впервые. Что значит право на жизнь? Вероятно, оно означает не просто физическое бытие или прозябание, человека, а право вести полнокровную, отвечающую современным стандартам, жизнь. И государство обязано создавать для этого соответствующие условия, как то: обеспечить четкую работу государственных и общественных структур, которые бы позволили удовлетворить необ­ходимые потребности личности, проводить мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды обитания, осуществлять политику, направленную на отказ от войн, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленно бороться с преступлениями против личности незаконным хранением и распространением оружия. Важное значение имеют и мероприятия медицинского характера: диспансеризация, т. е. профилактический осмотр и своевременное выявление болезней, надлежащее медицинское обслуживание, служба скорой помощи борьба с алкоголизмом и наркоманией и т. д.

В Конституции оговаривается вопрос о смертной казни. Это, действительно, очень сложная проблема. В самом деле, не государство дает человеку жизнь, оно и не вправе ее отнимать. Кроме того, целью любого наказания является перевоспитание осужденного. В случае применения смертной казни перевоспитание оказывается невозможным, и цель не достигается. Все же смертная казнь легализуется Конституцией), но возможности ее применения резко сужаются:

а) на сохраняется временно;

б) может устанавливаться федеральным Законом лишь в качестве исключительной меры наказания;

в) назначается только за особо тяжкие преступления против жизни;

г) связана с предоставлением обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. '

Право на охрану государством достоинства личности (ст. 21). Достоинство, отмечал И. Кант, — это уважение человека к закону человечности в своем собственном лице. Достоинство может быть нравственным, интеллектуальным и др. Для признания умаления достоинства и защиты его государством необходимо установить не только то, что человек осознает принадлежность ему каких-либо нравственных, интеллектуальных качеств (субъективная сторона), но оценить, проявлялись ли эти качества в его деятельности (объективная сторона достоинства). Если вор возмущается тем, что его назвали негодяем и подонком, то вряд ли он получит защиту. Уважение к личности, ее достоинство должно включать не только внимательное отношение к удовлетворению прав и законных интересов граждан, но и этику поведения работников государственных органов при общении с людьми» чуткое Внимание к человеку в трудных для него жизненных условиях. И уж, конечно, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным и иным опытам.

Право на неприкосновенность личности (ст. 22) означает, что лицо вправе Совершать любые действия, не противоречащие закону, и при этом оно не должно подвергаться ограничению. Человек имеет право как на физическую, так и на духовную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению, а до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 ч. Основание к аресту регламентировано уголовно-процессуальным законодательством, предусматривающим развернутую систему гарантий от необоснованного ареста.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23). Каждый-человек имеет право знать, какая информация о нем и его жизни имеется в органах государства, и контролировать эту информацию. Для сбора информации о частной жизни лица нужно его согласие, так как возможны злоупотреблений владением данной информацией. Это правило распространяется на всех. Каждый человек также вправе выбирать себе круг знакомых, определять характер и меру общения с ними, в том числе и интимных отношений. Если должностные лица государственных органов и других организаций, где обычно аккумулируются сведения о частной жизни людей (нотариусы, работники органов ЗАГСа, врачи и др.), располагают определенными сведениями, то они должны хранить тайну. Граждане имеют также право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. На учреждения возлагается обязанность хранить эту тайну. Ограничение этого права допускается только по решению суда. Для защиты доброго имени установлен судебный порядок, включая право на возмещение морального вреда.

Право на неприкосновенность жилища (ст. 25). Под жилищем понимается не только место жительства, но и место пребывания (гостиница, дом отдыха, больница и т.п.), К жилищу не принадлежат надворные постройки, гаражи, погреба и другие помещения, не используемые для проживания людей. Доступ в жилище посто­ронних лиц возможен лишь при ясно выраженном согласии проживающих в нем граждан, поскольку каждый человек имеет право на уединение в занимаемой им и его близкими помещении. Кроме того, там могут находиться личные бумаги, вещи и т.д., что может быть связано с оглаской частной жизни человека. Лицо, полагающее, что должностные лица, или государственные органы, или юридические лица, или граждане нарушили его право на неприкосновенность жилища, вправе обжаловать их действия. При этом пострадавший может требовать возмещения ущерба, причиненного этими незаконными действиями..

Есть ограничения этого права, допускающие вход в помещение:

а) если имеется санкция прокурора или постановление суда о разрешении провести Оперативно-следственные действия;

б) налоговой инспекции, если помещение используется для предпринимательской деятельности;

в) работникам милиции при наличии достаточных оснований полагать, что там совершается или совершено преступление или произошел несчастный случай;

г) судебному исполнителю для наложения ареста на имущество или для выселения проживающих в силу судебного решения. Нарушение данного права квалифицируется как преступление .

Право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и местожительства (ст. 27). Свобода касается возможности передвижения лица как внутри страны, так и его права покидать свою страну и возвращаться. Прибыв на новое место жительства, гражданин в течение 7 дней должен в милиции зарегистрироваться, предъявив паспорт и документ, являющийся основанием для вселения (ордер, договор и т.п.). Выезд: за рубеж осуществляется по заграничным паспортам. Ограничения на его выдачу установлены законом и, в частности, отказ может быть получен по причине владения человеком сведениями, составляющими государственную тайну.

Свобода совести, вероисповедания (ст. 28) означает, что каждый может свободно действовать в соответствии со своими убеждениями. Он вправе вступать в существующие религиозные объединения, принимать или не принимать религиозную веру, осуществлять культовые обряды, свободно распространять религиозные и иные убеждения и действовать, в соответствии с ними. Наличие религиозных убеждений запрещено фиксировать в официальных анкетах. Государство не вмешивается в вопросы определения человеком своего отношения к религии.

Свобода мысли и слова (ст. 29). Статья провозглашает и гарантирует духовную, творческую свободу — свободу идей, мнений, убеждений. Мысли человека, его убеждения, мнения относятся к сфере его внутренней жизни, в которую без его согласия никто не может вторгаться. Конституция, признавая эту свободу, устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений и отказу от них. Инакомыслие, т.е. мысли и мнения, идущие вразрез с господствующей идеологией, у нас теперь не наказывается, да, впрочем, пока и не ясно, какая же сейчас идеология является господствующей. Мысль не является свободной, если она при желании человека не может быть им высказана, поэтому свобода мысли неразрывно связана со свободой слова. Она означает беспрепятственное и безусловное право человека делать свои мысли достоянием других не только в устной, но и в печатной форме. Цензура запрещена.

Право на информацию (ст. 29) предполагает обязанность органов власти и местного самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами, материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободу, если иное не предусмотрено законом (в частности, если информация не составляет государственную тайну). Ранее эта норма не была обеспечена механизмом реализации. Сейчас действует Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 г. «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию», но проблема реализации данного права не снята. Даже порой журналист, специалистов области получения и распространения информации, не может воспользоваться этим правом.

2. Политические права и свободы. В отличие от личных прав, которые принадлежат каждому от рождения, политические права связаны с обладанием гражданством, т.е. политико-правовой связью человека с определенным государством, в частности, с Россией Они в принципе не отчуждаемы (правда, имеются исключения) и естественны так же, как естественно право народа и, следовательно, каждого гражданина в демократическом обществе, быть носителем суверенитета. Политические права выражают свободу граждан формировать органы государственной власти и самоуправления и участвовать в их деятельности. Наиболее важными из этих прав являются следующие:

Право на участие в управлении делами государства (ст. 32). Осуществление этого права может выражаться в различных формах: непосредственно и через своих представителей. В этой же статье перечислен ряд прав, конкретизирующих указанное выше. К ним относятся: право граждан избирать своих представителей в органы государственной власти и право быть избранным в эти органы, право участвовать в референдуме. Право избирать заключает в себе возможность принимать решения по формированию указанных органов, обязательные для государственных органов, должностных лиц и граждан. Отдавая предпочтение программе той или иной партии, независимому кандидату, избиратели определяют направленность законодательства и конкретной деятельности высших должностных лиц. Право быть избранным означает Возможность осуществлять политическую деятельность в составе органов государственной власти. Оно связано с обладанием личностью кандидата определенными профессиональными и моральными достоинствами, признанными избирателями. Каждый гражданин, имеет право равного доступа к государственной службе без каких-либо ограничений. Важны лишь способности и профессиональная подготовка. Гражда­не имеют право участвовать и в отправлении правосудия (быть судьей или присяжным заседателем). И, наконец, конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Право на объединения (ст. 30). Речь идет о создании и участии профсоюзах, политических партиях и других общественных организациях. Это право дает гражданам возможность объединять усилия для организованной общественной деятельности. Общественные объединения позволяют выразить интересы общественных слоев и довести их до сведения органов власти, а также позволяют удовлетворить различные потребности. Вступление в общественное объединение дело добровольное. Но, вступив в него, гражданин обладает всеми правами и несет обязанности, предусмотренные уставе этого объединения, можно быть участником нескольких объединений. Общественными объединениями обеспечиваются возможности участия в выработке решений органов власти, они могут выступать с инициативами, защищать интересы своих членов.

Наиболее значимой формой влияния общественных объединений является их участие в избирательных кампаниях;

Право на митинги, демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31). Мирные публичные мероприятия и встречи позволяют публично выразить требования и интересы граждан, воспользоваться свободой мысли и слова. Использование этого права не подлежит никаким ограничениям, помимо тех, которые устанавливаются законом в интересах государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, нравственности населения и защиты прав и свобод других лиц. Собираться можно, лишь уведомив предварительно соответствующие органы исполнительной власти. Проводить мероприятия можно только без оружия. Запрещается использовать это право для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, пропаганды насилия и войны (см. Указ Президента Российской Федерации «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования»).

3. Экономические права и свободы. Они в своей основе связаны с правом собственности, охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг.

Право на предпринимательскую деятельность (ст. 34). В советские времена предпринимательская деятельность была запрещена, и лишь в настоящее время Конституция закрепила право ее осуществления и свободного использования для этой цели своих способностей и имущества. Переход крынку не возможен без развития конкуренции и ограничения монополистической деятельности. Но конкуренция должна быть добросовестной, т.е. вестись честными и законными методами, в противном случае она приводит к тем же негативным последствиям, что и злоупотребление монопольным положением.

Право на частную собственность (ст. 35). Это новое для нас право. Ранее за гражданином признавалось лишь право на личную собст­венность (трудовые доходы, дом, подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего обихода и личного потребления). Право частной собственности лежит в основе предпринимательской деятельности и предполагает право индивида самому создавать хозяйственные предприятия. Такие предприятия, как и сам индивид, являются частными, и их собственность считается частной. Частной собственностью являются и предприятия, созданные группой (коллективом) лиц, получившие статус юридического лица. Каждый может иметь на праве частной собственности любое имущество — движимое и недвижимое, относящееся к средствам производства и предметам потребления. Никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Принудительное отчуждение может иметь место лишь по решению суда в предусмотренных законом случаях (конфискация за совершенное преступление, реквизиция для государственных нужд). Собственность наследуется, и это право гарантируется государством.

Право частной собственности на землю (ст 36), особо оговоренное в Конституции, не устанавливает каких-либо предварительных условий приобретения права частной собственности на землю. В статье, учитывая важность права собственности граждан на землю, определяются способы его реализации; владение, пользование и распоряжение. Теперь нельзя возникновение этого права ставить в зависимость от того, приобретается ли земля для сельскохозяйственного производства, где это право допускалось и ранее, или для несельскохозяйственных нужд, где оно, как правило, запрещалось.

Однако данное право не абсолютно. Ст. 36 предусматривает два существенных условия, хотя и не ущемляющих хозяйственной свободы собственников земли, но в различных рамках ограничивающих их деятельность: они не должны наносить ущерб окружающей среде и нарушать права и законные интересы иных лиц.

4. Социальные права. Они сформировались позже других — в течение XX в. и затрагивают область наемного труда. К ним можно отнести такие, как:

Право на труд (ст. 37). Это довольно многогранное право, включающее следующие элементы:

а) право, свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Здесь речь идет главным образом о реализации права на труд по найму, т.е. на работу, выполняемую на оснований трудового договора между работником и предприятием. Право свободно распоряжаться своими способностями к труду означает и право вообще не заниматься трудовой деятельностью. В Конституции нет указания на всеобщую обязанность граждан трудиться, из УК РФ исключена статья об ответственности за так называемое тунеядство. Принудительный труд запрещен;

б) право трудиться в условиях отвечающих требованиям без опасности и гигиены;

в) право получать вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

г) право на защиту от безработицы: бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве Федеральной службой занятости России, бесплатное обучение новой профессии, получение пособия по безработице и др.;

д) право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Право на отдых (п. 6.ст. 37). Оно тесно связано с правом на труд. Право на отдых позволяет работнику восстановить затраченные в труде усилия и сохранить здоровье, которое является социальной ценностью. Кроме того, здесь большую роль играет и деятельность самого работника, который должен рационально и грамотно использовать время отдыха и совершенствовать свои физические, интеллектуальные, организаторские и деловые качества. Функции же государства в этой сфере заключаются в установлении в законодательстве разумной продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

Право на материнство и детство (ст. 38). По существу в данной статье сформировано два права, но одно касается родителей, а другое детей. Обеспечивается это право развитой системой гарантий, предусмотренных в федеральном законодательстве: пособия, денежные и другие выплаты, связанные с беременностью, родами, воспитанием детей, потерей кормильца, многодетностью и др. Конституция определяет и взаимные права родителей и детей. Забота о детях, их воспитание возлагается на обоих родителей, но и трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Право на социальное обеспечение (ст. 39). Оно возникает в случае достижения определенного возраста в случае болезни» инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и др. Выражается это в различных формах: получение пособий, пенсий, добровольное социальное страхование, благотворительность,

Право на жилище (ст. 40); Это одно из фундаментальных прав. Данное право может быть сведено к трем юридическим возможностям:

а) стабильное постоянное пользование жилым помещением;

б) улучшение жилищных условий;

в) обеспечение здоровой жилой среды достойной цивилизованного человека.

В настоящее время государство играет в этой области принципиально иную роль. Оно не обеспечивает (Не наделяет) всех жилой площадью (исключение сделано лишь в отношении малоимущих), а содействует, поощряет жилищное строительство и удовлетворение гражданами своего права на жилище (выделяет кредиты, компенсации).

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, медицинского, санитарно-гигиенического и т.п. характера, направленных на сохранение и укрепление здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Медицинская помощь включает, профилактическую, лечебную, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности. Помощь в государственных и муниципальных учреждениях оказывается бесплатно за счет средств госбюджета и внебюджетных фондов. Но дополнительно развивается частная система здравоохранения, становлению которой способствует государство.

Право на образование (ст. 43), под которым понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Оно общедоступно, бесплатно (дошкольное, основное общешкольное и среднее профессиональное). Бесплатное, но на конкурсной основе, и высшее образование настоящее время развивается параллельно сеть платных учебных заведений (частные школы, колледжи, университеты, институты, академии). Помимо этого образование может иметь место в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Однако для всех форм получения образования в рамках общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует; единый государственный образовательный стандарт.

5. Культурные права и свободы. Культурные права и свободы связаны со свободой, доступа гражданина к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим сообществом.

Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ст. 44). Государство невмешивается в творческую деятельность, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия, жестокости, порнографии, национальной, религиозной исключительности и нетерпимости. Право человека заниматься творчеством может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе. Творческий работник имеет право на интеллектуальную собственность, которая защищается законодательством.

Право на участие в культурной жизни пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. II ст. 44). Это право, обеспечивается доступностью учреждений культуры (библиотек, музеев, архивов, концертных залов, театров, картинных галерей и т.п.). В этом отношении важное значение имеет, рациональное размещение этих учреждений, чтобы они были удобными и доступными. Некоторые культурные учреждения бесплатны (библиотеки, архивы и др.), а в других устанавливаются доступные цены на билеты, предусматриваются льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих срочной службы.

Конституционные обязанности. Новая Конституция устанавливает значительно меньше обязанностей, нежели прежняя. В ней акцент сделан сознательно на права и свободы граждан. И вместе с тем обойтись без закрепления основных обязанностей индивидов не представляется возможным, поскольку их реализация обеспечивает нормальное функционирование самого государства. В них наиболее концентрировано обобщены те требования, в исполнении которых проявляется ответственность личности перед обществом, гражданина перед государством, надлежащее отношение его к государственным и общественным интересам.

Особенностью конституционных обязанностей является то, что ответственность за их неисполнение предусмотрена не в Конституции, а в системе норм, относящихся к различным отраслям законодательства {налогового, уголовного и т.п.). В Конституции зафиксированы следующие основные обязанности:

Обязанность соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации (ст. 15). Эта обязанность возлагается не только на граждан, но и на иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на ее территории (исключения устанавливаются законодательством). Исполнение этой обязанности заключается в соблюдении требования не нарушать законы, а также в том, чтобы своей деятельностью, образом жизни стираться содействовать претворению в жизнь принципов, основ, норм жизни, заложенных в Конституции и других законах.

Обязанность платить налоги и сборы (ст. 57), Это сравнительно новая для нас обязанность, поскольку при советской власти налоговая система не использовалась, а применилась, система индивидуальных, а затем нормативных (постоянно меняющихся госорганом) платежей. В конечном счете, государство брало столько средств, сколько считало нужным. Налоги существуют в любом государстве, вопрос только в их размере. Они используются для содержания госаппарата, армии, на нужды образования, культуры, медицины, обеспечение социальной защищенности инвалидов, детей, студентов и т.п. И поэтому индивида, уклоняющегося от налогов, можно рассматривать как человека, желающего поживиться за чужой счет. Вполне обоснованно к нему согласно действующему законодательству применяются санкции.

Обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться, к природным богатствам (ст. 58). Установление этой обязанности — результат появившегося недавно осознания того, что деградация природы в связи с научно-техническим прогрессом, может сделать жизнь человека на Земле невозможной. Эта обязанность направлена на то, Чтобы прекратить дальнейшее разрушение природы. В последнее время принят ряд законов об охране природы, атмосферного воздуха, животного мира. Исполнение данной конституционной обязанности состоит в соблюдении установленных законодательством правил, активном противодействии их нарушению со стороны других лиц.

Обязанность получения детьми основного общего образования (ч. 4 ст. 43). Основное общее образование (9 классов) и государственная аттестация по его завершении признаются необходимыми потому, что сейчас уже действуют более высокие стандарты жизни, производства, технологии и т.п., и человек, не имеющий основного образования, как бы выпадает из современной жизни. Обязанность до обеспечению получения детьми основного общего образования возлагается на родителей или лиц, их заменяющих. Обязательность основного общего образования действует лишь в отношении детей, не достигших 15-летнего возраста.

Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 1 и 2 ст. 44). Культурное наследие народов России богато. Это материальные и духовные, ценности, созданные в прошлом, памятники и историко-культурные территории и объекты, которые важны для сохранения и развития самобытности всех народов России, их вклада в мировую цивилизацию.

Обязанность защищать отечество {ст. 59). Более детально эта обязанность регулируется Законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» и другими законами. За ее неисполнение предусматривается уголовная ответственность.

 

Избирательная система

Выборы — это способ формирования органов государственной власти и местного самоуправления, а также способ занятия отдельных должностей, обеспечивающий представительный характер соответствующих органов.

Выборы имеют очень важное социально-политическое значение, поскольку это форма непосредственной демократии, способ определения состава государственных органов, форма политической борьбы. Кроме того, они играют воспитательную роль, способствуют развитию политического сознания людей.

Избирательная система— это совокупность общественных отно­шений, возникающих по поводу выборов. Поскольку эти отношения

с общественной точки зрения очень значимы, они регулируются правовыми нормами, система которых и составляет избирательное право (это — правовой институт, но некоторые ученые считают, что в будущем оно станет подотраслью конституционного права). Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ (1994 г.), Закон «О выборах в Государственную Думу» (1995 г.), Закон «О выборах Президента Российской Федерации» (1995 г.), Закон «О принципах формирования Совета Федерации» (1995 г.) и другие регулируют основные вопросы избирательного права.

Принципы избирательного права. Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Всеобщее избирательное право означает, что к выборам допускается практически все взрослое население и каждому дается возможность реализовать свое избирательное право независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Из этого общего правила есть определенные ограничения:

а) возрастные. Так, например, кандидат в Президенты должен иметь возраст не моложе 35 лет, депутатом Государственной Думы может стать человек, достигший 21 года, а главой исполнительного органа субъекта Российской Федерации — 30 лет;

б) полная недееспособность, если таковая установлена по суду;

в) нахождение в местах лишения свободы;

г) нахождение на государственной службе, которое не совместимо со статусом депутата Государственной Думы.

Равным избирательное право считается тогда, когда каждый избиратель имеет один голос, и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях, т.е. Никто против других не имеет каких-либо преимуществ (например, организуются равные по количеству населения избирательные округа в соответствии с нормами представительства). Равное право быть избранным проявляется в предоставлении равных возможностей состязаться в предвыборной борьбе (финансовых, информационных, контроль государства за финансовыми расходами кандидатов и т.п.).

Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно и лично.

Тайное голосование исключает возможность какого-либо контроля за волеизъявлением кандидатов. В Российской Федерации, тайна голосования обеспечивается предоставлением возможности использовать закрытую кабину для заполнения бюллетеней. В некоторых европейских странах тайна голосования обеспечивается возможностью каждого нажать кнопку ЭВМ, причем так, чтобы это было сокрыто от глаз других.

Участие гражданина в выборах является добровольным и никто не вправе его к этому принуждать и влиять на его свободное волеизъявление.

Виды избирательных систем. Существуют два основных вида избирательны систем.

А. Мажоритарная избирательная система предполагает подведение итогов выборов по большинству поданных за кандидата голосов. Она в свою очередь различается на:

а) систему абсолютного большинства, при которой для избрания кандидата требуется подача голосов более половины лиц списочного состава или лиц, пришедших на выборы;

б) систему относительного большинства, при котором кандидату требуется для избрания набрать голосов больше, чем другие кандидаты.

Мажоритарная система имеет несомненные достоинства: она проста и позволяет создать прочное большинство в представительном органе власти. Парламент становится работоспособным органом, что в свою очередь стабилизирует общество. Кроме того, избиратели при такой системе голосуют за конкретного человека, а не за список кандидатов от партии, со многими из которых они, как правило, совершенно не знакомы.

Однако мажоритарной системе свойственны и недостатки. При ее использовании меньшинство граждан, исповедующих иные политические взгляды, оказывается никем в парламенте не представлено, следовательно, демократия в данном случае получается какой-то урезанной. Вполне может так случится, что парламент не будет отражать соотношение «сил в стране. Нельзя сбрасывать со счета и то, что мажоритарная система относительно дорога, часто нужно проводить второй тур голосования для выявления победителя, а это требует немалых финансовых затрат.

Б. Пропорциональная система основана на подаче голосов за список кандидатов, принадлежащих какой-либо политической партии, движению или другому общественному объединению. В зависимости от того, сколько общественное объединение наберет процентов голосов на выборах, столько оно может привести в парламент своих кандидатов.

Достоинствами пропорциональной системы становятся недостатки мажоритарной системы. Пропорциональная система отражает интересы также и меньшинства населения, которое представляют в парламенте партии, получившие небольшой процент голосов избирателей. Парламент, в котором представлены различные партии, но в разном объеме, отражает расстановку сил в стране. Но эта система довольно сложна, и ее применение предполагает относительно высокий уровень политической грамотности населения, которое должно уметь отличать партии политического спектра при том, что их различия зачастую трудноуловимы. Труден и подсчет голосов при пропорциональной системе. Вот почему во многих странах для того, чтобы обеспечить использование этой системы устанавливается заградительный барьер с тем, чтобы отсечь малые партии от распределения депутатских мандатов. В нашей стране он равен 5% (в других встречается и несколько меньший).

В Российской Федерации при формировании представительного законодательного органа используется смешанная система. Из 450 мест в Государственной Думе 225 мест заполняются по мажоритарной системе (одномандатные округа) и 225 мест — по пропорциональной системе.

Избирательный процесс

Избирательный процесс, т.е. деятельность по подготовке и проведению выборов, проходит несколько стадий.

1. Составление списков избирателей. Все граждане, достигшие 18 лет, включаются в списки избирателей. Списки избирателей составляются участковой избирательной комиссией на основании сведений, получаемых из жилищных органов. Гражданин может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до выборов. Каждый гражданин вправе заявить в избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей, но только до начала подсчета голосов.

2. Образование и утверждение избирательных округов и избирательных участков. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются соответствующей избирательной комиссией и утверждаются соответствующим представительным органом не позднее чем за 60 дней до дня выборов.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.