Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие и сущность местного самоуправления





Местное самоуправление представляет собой одну из форм народовластия и регулируется Конституцией РФ (гл. 8) и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В Законе местное самоуправление определяется как самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Это означает, что местное самоуправление есть децентрализованная форма управления населения определенного муниципального образования — сельского, городского поселения, муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения.

Надо отметить, что границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ, но обязательно с учетом мнения населения соответствующих территорий.

К вопросам местного значения относятся те, которые непосредственно связаны с обеспечением жизнедеятельности населения муниципального образования. К ним, в частности, относятся:

формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального образования;

установление, изменение и отмена местных налогов и сборов;

владение, пользование и распоряжение имуществом, составляющим собственность муниципального образования;

организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения насе­ления;

содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных сооружений;



организация охраны общественного порядка;

участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования;

обеспечение жителей услугами связи, торговли, бытового обслуживания;

организация благоустройства, освещения улиц, планирование застройки и т.д.;

организация строительства и содержание муниципального жилищного фонда, обеспечение жилыми помещениями малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и другие вопросы.

Местное самоуправление основывается на ряде принципов, которые закреплены в Конституций РФ и законодательстве о местном самоуправлении.

Принято выделять следующие принципы:

принцип самостоятельности решения местных вопросов. Он выражает сущность местного само­управления.

Например, в ч. 3 ст. 17 закона о местном самоуправлении установлено, что полномочия органов местного самоуправления осуществляются самостоятельно. При этом не допускается подчиненность органов местного самоуправления и должностных лиц одного муниципального образования органу местного самоуправления и должностным лицам друго­го муниципального образования;

принцип организационной обособленности местного самоуправления в системе органов управления обществом и государством.

Как уже указывалось, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Из этого вытекает, что органы государственной власти и их должностные лица не могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от нее должностных лиц местного самоуправления. Есть всего два исключения из этого правила: участие законодательных органов государственной власти в конкурсной комиссии при замещении должности главы местной администрации и при расторжении контракта с главой местной администрации по некоторым основаниям;

принцип многообразия форм организации и осуществления местного самоуправления.

Такими формами выступают местные референдумы, в которых участвуют граждане, проживающие на территории данного муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. При этом итоги голосования подлежат официальному опубликованию и исполнению, однако могут быть обжалованы в судебном порядке. В число форм осуществления местного самоуправления входят также: муниципальные выборы депутатов, некоторых должностных лиц местного само­управления; сходы граждан, на которых принимаются решения по местным вопросам; территориальное общественное самоуправление, т.е. самоорганизация граждан по месту их жительства для содержания жилищного фонда, благоустройства территории, удовлетворения иных социально-бытовых потребностей населения и др.; собрания, конференции граждан, опрос их для выявления мнения при принятии решений органами местного самоуправления и др. При этом непосредственное участие населения в различных формах осуществления местного самоуправления основывается на принципах законности и добровольности.

принцип свободы инициативы и свободы в принятии решений при осуществлении местным самоуправлением своих полномочий, в частности свобода при выдвижении, обсуждении и выборах депутатов в местные представительные органы;

принцип гарантированности со стороны государства.

В частности, в указанном Федеральном законе установлено, что государственные органы и их должностные лица обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении местного самоуправления.

Структуру органов местного самоуправления составляют:

а) представительный орган местного самоуправления;

б) глава муниципального образования;

в) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган);

г) контрольный орган муниципального образования;

д) иные органы, предусмотренные уставом муниципального образования.

Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Численность депутатского корпуса не может быть менее 7 и более 35 человек в зависимости от численности населения конкретного муниципального образования. Однако если численность населения, обладающего избирательным правом, составляет менее 100 человек, то представительный орган не формируется, а его полномочия выполняются сходом граждан.

Только представительный орган муниципального образования может решать такие вопросы, как принятие устава муниципального образования, которым регулируются основополагающие вопросы жизни муниципального образования, и внесение в него изменений; управление муниципальной собственностью; утверждение местного бюджета и отчеты о его исполнении; принятие планов и программ развития муниципального образования, другие важные для жизни населения и функционирования местного самоуправления вопросы.

Депутаты муниципального образования работают, как правило, на непостоянной основе, т.е. без отрыва от своей основной работы. На постоянной основе может работать не более 10 % от численности депутатов.

В отношении депутатов действует принцип несовместимости депутатской деятельности с депутатством в Государственной Думе Федерального Собрания РФ или законодательных органах субъектов РФ; они не могут быть членами Совета Федерации Федерального Собрания РФ, занимать иные государственные и муниципальные должности. А депутаты, работающие на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью и другой оплачиваемой работой, кроме педагогической, научной и иной творческой. Все депутаты пользуются неприкосновенностью. Депутаты не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, даже по истечении срока их полномочий. Депутат представительного ор­гана местного самоуправления может быть отозван своими избирателями.

Глава муниципального образования является выс­шим должностным лицом и наделяется уставом собственными полномочиями для решения местных вопросов. Он может избираться населением или представительным органом муниципального образования. Он подписывает решения, принятые представительным органом, представляет муниципальное образование в отношениях с другими муниципальными образованиями, с государственными органами, гражданами, организациями, издает в пределах своих полномочий нормативные акты и т.д.

Местная администрация является исполнительно-распоря-дительным органом муниципального образования, которым руководит глава муниципального образования или глава местной администрации. Эти должностные лица работают по контракту, заключаемому на конкурсной основе, и действуют в соответствии с принципом единоначалия.

Контрольный орган не является обязательным для муниципального образования, но если он создается, то в его функции входит контроль за исполнением местного бюджета, отчет о его исполнении и контроль за управлением и распоряжением муниципальной собственностью.

По вопросам местного значения могут приниматься муниципальные правовыеакты. К ним относятся:

— устав муниципального образования;

— акты, принятые на местном референдуме или сходе граждан;

— нормативные акты представительного органа;

— акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, должностных лиц местного самоуправления.

Муниципальные правовые акты:

подлежат обязательному исполнению на территории муниципального образования и не могут противоречить Конституции РФ, законодательству РФ, конституциям (уставам) и законодательству субъектов РФ.

— затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.

могутбыть отменены или их действие может быть приостановлено органами и должностными лицами местного самоуправления, принявшими данные акты, либо судом.

Органам местного самоуправления могут переда­ваться для реализации отдельные государственные полномочия, причем такая передача должна сопровождаться финансовым обеспечением — выделением муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. При этом государственные органы контролируют, как осуществляются муниципальными органами переданные полномочия и как расходуются предоставленные материальные ресурсы и финансовые средства.

Местное самоуправление обладает собственной экономической основой, которую составляют муниципальная собственность, местный бюджет, средства самообложения граждан, поступления от региональных и федеральных налогов и сборов, финансовая помощь местным бюджетам из бюджетов других уровней.

В муниципальной собственности могут находиться жилищный фонд, пассажирский транспорт, библиотеки, объекты культурного наследия, земельные участки, обособленные водные объекты, леса и т.д.

Органы местного самоуправления вправе совершать различные сделки с муниципальным имуществом, доходы от которых поступают в местные бюджеты.

Органы местного самоуправления и их должностные лица несут ответственность перед населением, государством, физическими и юридическими лицами. Перед населением ответственность депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц наступает в форме отзыва.

Ответственность перед государством наступает на основании решения суда, если органы местного самоуправления или их должностные лица нарушили Конституцию РФ, законодательство РФ, законодательство субъектов РФ или устав муниципального образования, а также если ненадлежащим образом осуществляют переданные им государственные полномочия.

При этом субъект РФ вправе своим законом распустить представительный орган муниципального образования либо отрешить от должности главу муниципального образования или главу местной администрации. Акт об отрешении от должности может быть обжалован в суд.

Возможно также временное осуществление государственными органами отдельных полномочий ор­ганов местного самоуправления, если допущено нецелевое расходование бюджетных средств, предназначенных для выполнения отдельных государственных полномочий, или возникла просроченная задолжен­ность муниципальных образований по исполнению своих долговых или бюджетных обязательств. В этом случае по решению арбитражного суда вводится временная финансовая администрация на срок до одного года.

Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления действующего законодательства.

Все решения органов местного самоуправления, их действия (бездействие), а также действия (бездействие) должностных лиц местного самоуправления подлежат судебному обжалованию.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.