Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Проверить свои знания с использованием тестового контроля и ситуационных задач.





Примеры тестовых заданий.

1. Озеленение территории общеобразовательных учреждений предусматривают из расчета

1. 30% площади территории

2. 40% площади территории

3. 50% площади территории

4. 60% площади территории

2. Площадь классов и кабинетов при фронтальных занятиях принимается из расчета:

1. 1,5 м² на одного учащегося

2. 2 м² на одного учащегося

3. 2,5 м² на одного учащегося

4. 3 м² на одного учащегося

3. Интенсивность искусственного освещения в учебной комнате при использовании люминесцентных ламп должна составлять

1. 1,5-2%

2. 150-200 лк

3. 300-500 лк

4. 1:6

4. Наиболее высокая работоспособность в старших классах приходится на

1. 1 – 2 уроки

2. 2 – 4 уроки

3. 4 – 5 уроки

4. 5 – 6 уроки

5. Плотность уроков по основным предметам должна составлять:

1. 40-50%

2. 50-60%

3. 60-80%

4. 70-90%

Эталоны ответов к тестовым заданиям.

1– 3

2 – 3

3 – 3

4 – 2

5 – 3

 

Примеры ситуационных задач.

Задача 1.

28 учащихся 3 класса занимается в учебном помещении, расположенном на 5-м этаже школы. Класс прямоугольной конфигурации, имеет размеры 9 м на 6 м, высота 2,5 м. Три окна ориентированы на юго-запад, их размеры по 2 на 2 м, рамы отнимают 10% площади. Показания люксметра на улице - 12000 лк, на 3 ряду - 150 лк.

Класс оборудован партами, расположенными в 3 ряда. Парты двухместные, расставлены в 3 ряда, покрашены в темно-зеленый цвет.

Расстояние от наружной стены до первого ряда парт - 0,6 м, от внутренней стены до 3 ряда парт - 0,3 м, от задней стены - 0,3 м. Классная доска черного цвета расположена на расстоянии 1,8 м от первой парты. Угол видимости доски составляет 25º.

Дайте санитарно-гигиеническую оценку условиям обучения учащихся.

Эталон ответа к ситуационной задаче.

Наполняемость класса превышена, она не должна быть более 25 человек. Рекомендуется учебные помещения для обучающихся 2-4 классов размещать не выше 3 этажа. Высота помещений должна быть не менее 2,75 м.



Площадь учебной комнаты 9х6=54 м², из расчета на 1 обучающегося

54 : 28=1,9 м² при норме не менее 2,5 м²).

Окна учебных помещений должны быть ориентированы на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта.

Площадь окон 2х2х3=12 м²

Площадь остекленной поверхности окон – 12-1,2=10,8 м²

СК=S остекл.пов./S пола = 10,8:54 = 1:5 при норме не менее 1:6, т.е. достаточен.

КЕО = освещенность на рабочем месте/наружная освещенность х100% = 150/12000х100%=1,25% при норме не менее 1,5%.

Ученические парты окрашены в темно- зеленый цвет, тогда как допускается светло-зеленый или цвет натурального дерева.

Расстановка мебели не оптимальна: если расстояние от наружной стены до первого ряда парт достаточное (в норме не менее 50-70 см), от внутренней стены до 3 ряда парт и от задней стены недостаточное, должно быть не менее 50 и 70 см соответственно. Классная доска находится на расстоянии 1,8 м от 1 парты при норме не менее 2,4 м. Классные доски с использованием мела должны иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие. Угол видимости доски для обучающихся I ступени образования должен быть не менее 45 градусов.

Задача 2.

Про­ана­ли­зируйте пред­став­лен­ное расписание. Составьте заключение и новое расписание в соответствии с гигиеническими требованиями, обоснуйте правильность рекомендуемого расписания.

Пример гигиенической оценки расписания уроков в общеобразовательном учреждении

Необходимо подсчитать сумму баллов по дням недели, используя шкалу трудности предметов. Эти цифровые данные изображаются графически.

Расписание уроков 2А класса гимназии №7

Пн Вт Ср Чт Пт
Русск.яз. – 7б Физ-ра – 1 б Англ.яз. – 7б Матем. – 8б Культура РБ-4б Матем. – 8б Родн.яз. – 7б Природ.- 6б Музыка – 3б   Русск.яз. - 7б Физ-ра – 1 б Чтение – 5б Матем. – 8б Англ.яз. - 7б Матем. – 8б Родн.яз. - 7б Рисов. – 3б Чтение – 5б   Русск.яз. - 7б Англ.яз. - 7б Ритмика – 1 б Чтение – 5б  
27 б 24 б 28 б 23 б 20 б

Почасовое расписание уроков и перемен:

1 ур.- 8.45 – 9.25

2 ур. - 9.35 – 10.15

3 ур. - 10.30 – 11.10

4 ур. - 11.25 – 12.05

5 ур. - 12.15 – 12.55

Заключение:

1. Учебная недельная нагрузка составляет 22 часа: не превышает максимально допустимая недельная нагрузка для 2-4 классов 23 часа.

2. Продолжительность больших перемен – 10 мин вместо рекомендуемых 20-30 мин.

3. Распределение нагрузки в течение недели (в соответствии с бальной оценкой) не соответствует гигиеническим требованиям. В понедельник – (27 баллов) большая нагрузка (не соблюдается принцип врабатываемости). Максимальный по работоспособности день (вторник) имеет недостаточную нагрузку (24 балла), т.е. недогружен.

4. Распределение предметов в течении дня нуждается в корректировке:

а) трудные предметы, требующее высокой работоспособности, поставлены первыми уроками (русский язык - в понедельник, среду и пятницу, математика – во вторник и четверг).

в) однотипные уроки следуют друг за другом (в пятницу – 1-2 уроки - русский и английский язык). Неучтены сочетания предметов, воздействующих на 1 и 2 сигнальную систему).

Вывод: Расписание составлено нерационально, нуждается в корректировке.

Рекомендуемое расписание

Пн Вт Ср Чт Пт
Чтение – 5б Матем. – 8б Родн.яз. – 7б Музыка – 3б   Культура РБ-4б Русск.яз. – 7б Матем. – 8б Англ.яз. – 7б Физ-ра – 1 б Чтение – 5б Русск.яз. - 7б Матем. – 8б Англ.яз. - 7б Физ-ра – 1 б Чтение – 5б Матем. – 8б Родн.яз. - 7б Рисов. – 3б   Природ.- 6б Русск.яз. - 7б Англ.яз. - 7б Ритмика – 1 б  
23 б 27 б 28 б 23 б 21 б

Рис.1. График исходного и рекомендуемого расписания уроков

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

1. Гигиена с основами экологии человека /Под ред. Мельниченко П.И. – М.: Гэотар-Медиа, 2011. – 752 с.

2. Гигиена с основами экологии человека [Электронный ресурс]: учебник / под ред. П.И. Мельниченко. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 752 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970413951.html.

3. Глиненко В.М. с соавт. «Гигиена и экология человека». – М.: МИА, 2010. – 552 с.

4. Пивоваров Ю.П., Королик В.В. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 512 с.

Дополнительная:

1. Гигиена / Под ред. Румянцева Г.И. (учебник).- М.: Гэотар-Медицина, 2001. – 607 с.

2. Гигиена [Электронный ресурс]: учебник / под ред. Г.И. Румянцева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 608 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970411698.html

3. Архангельский В. И. Гигиена. Соmреndium [Электронный ресурс] : учебное пособие / В. И. Архангельский, П. И. Мельниченко. - Электрон. текстовые дан. - М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2012. - 392 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970420423.html

4. Кича Д. И. Общая гигиена [Электронный ресурс] : руководство к лабораторным занятиям / Д. И. Кича, Н. А. Дрожжина, А. В. Фомина. - Электрон. текстовые дан. - М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2009. - 288 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970409961.html

5. Кучма В. Р. Гигиена детей и подростков: учебник для студ. мед. вузов рек. / В. Р. Кучма. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 480 с.

6. Гигиена детей и подростков: руководство к практическим занятиям: учебное пособие / под ред. проф. Кучмы В.Р. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 560 с.

7. Кучма, В.Р. Гигиена детей и подростков [Электронный ресурс]: учебник для вузов / В.Р. Кучма. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 480 c. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970405857.html.

8. Гигиена детей и подростков : руководство к практическим занятиям [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов, обучающихся по спец. 060104 "Медико-профилактическое дело" и 060103 "Педиатрия" рек. ГОУ ВПО "Московская гос. мед. акад. им. И. М. Сеченова" / В. Р. Кучма, Н. Л. Ямщикова, Н. К. Барсукова [и др.]; под ред. В. Р. Кучмы. - М. : Гэотар Медиа, 2010. - 560 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970413821.html


ВОПРОСЫ К ИТОГОВОМУ ЗАНЯТИЮ

1. Значение воды.

2. Нормы водопотребления.

3. Источники водоснабжения, их характеристика.

4. Самоочищение водоемов.

5. Показатели качества воды (общая характеристика).

6. Гигиенические требования к размещению и устройству шахтных и трубчатых колодцев.

7. Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения.

8. Общая минерализация и жесткость воды; значение для организма человека.

9. Химические показатели воды: хлориды, сульфаты, нитраты, железо; значение для организма человека.

10. Химические показатели органического загрязнения воды, их характеристика.

11. Фтор и йод в воде, значение; меры профилактики связанных с ними заболеваний.

12. Роль воды в распространении инфекционных и паразитарных заболеваний.

13. Антропогенное загрязнение воды. Заболевания, связанные с употреблением воды, содержащей химические примеси.

14. Правила отбора проб воды для химического и бактериологического исследования.

15. Бутилированная вода: классификация, рекомендации к применению.

16. Централизованное водоснабжение, преимущества, виды и элементы водопровода.

17. ГОСТ 2761-84, характеристика.

18. Гигиенические требования к качеству воды централизованного водоснабжения.

19. Методы улучшения качества воды (общая характеристика).

20. Коагуляция и отстаивание воды при централизованном водоснабжении, характеристика методов.

21. Фильтрация воды; характеристика фильтров.

22. Хлорирование воды, гигиеническая оценка.

23. Способы хлорирования воды, их характеристика.

24. Озонирование воды, гигиеническая оценка.

25. Олигодинамическое действие металлов, гигиеническая оценка.

26. Ультрафиолетовое облучение воды, гигиеническая оценка.

27. Кипячение воды, гигиеническая оценка.

28. Специальные методы улучшения качества воды, их характеристика.

29. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения.

30. Бытовые фильтры для очистки питьевой воды. Определение, классификация, применение.

31. Задачи инженерной, химической и продовольственной служб в организации водоснабжения войск.

32. Задачи медицинской службы в организации водоснабжения войск.

33. Нормы водопотребления военнослужащих в военное время.

34. Пункт водоснабжения в полевых условиях, устройство и организация работы.

35. Табельные средства добычи и подъема, хранения и транспортировки воды, их характеристика.

36. Табельные средства улучшения качества воды (ТУФ, МАФС) в полевых условиях; устройство и принцип работы.

37. Табельные средства улучшения качества воды (ВФС, ПОУ, ОПС) в полевых условиях; устройство и принцип работы.

38. Табельные средства контроля качества воды, характеристика.

39. Индивидуальные средства обеззараживания воды; методики применения.

40. Дезактивация воды.

41. Дегазация воды.

42. Дезинфекция воды в колодце.

43. Опытное коагулирование и хлорирование (методики).

44. Понятие о крепости хлорной извести, хлорпоглощаемости, хлорпотребности, остаточном хлоре.

45. Гигиенические требования к выбору и планировке больничного участка.

46. Системы строительства больниц, их преимущества и недостатки.

47. Гигиенические требования к приемным отделениям больниц.

48. Палатная секция, понятие, типы, характеристика.

49. Гигиенические требования к палате (виды, размеры, отделка, меблировка, микроклимат, освещенность, вентиляция, отопление).

50. Гигиенические требования к палатному коридору, буфетной, столовой.

51. Гигиенические требования к операционному блоку.

52. Гигиенические требования к операционной (размеры, отделка, микроклимат, освещенность, бактериальное загрязнение воздуха, вентиляция, отопление)

53. Особенности акушерских стационаров (отделений).

54. Особенности детских больниц (отделений).

55. Особенности инфекционных больниц (отделений).

56. Особенности отделений анестезиологии и реанимации.

57. Мероприятия по профилактике внутрибольничных инфекций.

58. Санитарно-гигиеническая экспертиза проектов больниц.

59. Физическое развитие детей и подростков, определение; значение изучения; факторы, влияющие на физическое развитие.

60. Соматометрические методы исследования показателей физического развития.

61. Физиометрические методы исследования показателей физического развития.

62. Соматоскопические методы исследования показателей физического развития.

63. Оценка физического развития методом центильных шкал.

64. Оценка физического развития методом сигмальных отклонений (графическому профилю).

65. Оценка физического развития по шкалам регрессии и комплексным методом.

66. Группы здоровья детей и подростков.

67. Гигиенические требования к школьной парте.

68. Гигиенические требования к оборудованию столярной и слесарной мастерской; методики подбора.

69. Гигиенические требования к выбору и планировке участка школы.

70. Гигиенические требования к школьному зданию, его планировке.

71. Гигиенические требования к классу (размеры, отделка, меблировка, микроклимат, освещенность, вентиляция, отопление).

72. Гигиенические требования к составлению расписания уроков.

73. Промышленные яды, характеристика, общие закономерности их действия на организм, меры защиты.

74. Отравления свинцом, ртутью, марганцем, хромом, бериллием.

75. Отравления угарным газом, сернистым газом и окислами азота.

76. Производственная пыль, характеристика, действие на организм, меры защиты.

77. Перегревный производственный микроклимат, характеристика, действие на организм, меры защиты.

78. Охлаждающий производственный микроклимат, характеристика, действие на организм, меры защиты.

79. Производственный шум, характеристика, действие на организм, меры защиты.

80. Производственная вибрация, характеристика, действие на организм, меры защиты.

81. Радиоактивность, определение. Характеристика видов излучения и облучения. Биологическое действие ионизирующего излучения на организм.

82. Факторы, обуславливающие степень воздействия радиоактивных веществ на организм. Радиочувствительность органов и тканей. Категории облучаемых лиц. Нормирование дозовых пределов облучения для различных категорий лиц.

83. Меры защиты при работе с источниками ионизирующего излучения.

84. Профвредности, связанные с неправильной организацией производственных процессов, их действие на организм; меры профилактики неблагоприятного действия.

85. Гигиенические аспекты работы цехового ординатора. Организация проведения профилактических медицинских осмотров.

86. Способы отбора проб воздуха на содержание химических веществ, пыли, микроорганизмов и их анализ.


Приложение 1

Таблица 1

 

Центильные показатели длины тела (см)

в зависимости от пола и возраста

у юношей 14-18 лет РБ

 

  Возраст Центили
Коридоры
1 2 3 4 5 6 7 8
14 лет 143,7 152,5 156,0 159,7 163,4 168,3 173,7
15 лет 143,9 153,5 158,5 162,5 166,5 173,0 175,4
16 лет 145,8 156,0 163,0 168,0 173,0 175,0 178,1
17 лет 151,5 161,0 167,5 171,0 174,5 178,5 180,3
18 лет 156,0 164,5 169,5 172,8 176,0 180,5 182,2

Центильные показатели массы тела (кг)

в зависимости от пола и возраста

у юношей 14-18 лет РБ

    Возраст Центили
Коридоры
1 2 3 4 5 6 7 8
14 лет 28,0 30,3 41,4 47,5 53,5 59,6 61,5
15 лет 33,2 37,5 43,5 49,7 55,9 64,0 66,8
16 лет 36,6 41,9 48,9 53,2 57,5 66,0 73,4
17 лет 38,2 45,0 52,0 57,8 63,5 69,5 79,5
18 лет 39,4 47,0 54,4 59,9 65,3 74,0 82,7

Центильные показатели окружности грудной клетки (см)

в зависимости от пола и возраста

у юношей 14-18 лет РБ

    Возраст Центили
Коридоры
1 2 3 4 5 6 7 8
14 лет 54,5 62,5 72,5 76,5 80,5 85,5 89,0
15 лет 57,5 67,5 73,5 77,5 81,5 87,0 96,3
16 лет 63,0 71,5 77,5 81,0 84,5 90,0 98,2
17 лет 64,0 73,0 79,0 82,5 86,0 92,5 102,0
18 лет 66,5 73,5 80,0 82,8 85,5 92,5 104,7

Таблица 2

Центильные показатели длины тела (см)

в зависимости от пола и возраста

у девушек 14-18 лет РБ

    Возраст Центили
Коридоры
1 2 3 4 5 6 7 8
14 лет 141,5 146,5 151,5 155,9 160,3 166,3 170,5
15 лет 143,4 148,5 154,0 157,8 161,5 168,5 171,0
16 лет 144,3 150,5 156,0 158,8 163,5 168,5 172,7
17 лет 145,3 151,5 157,0 160,7 164,5 168,5 173,0
18 лет 146,5 152,0 157,5 161,8 166,0 169,4 173,3

Центильные показатели массы тела (кг)

в зависимости от пола и возраста

у девушек 14-18 лет РБ

    Возраст Центили
Коридоры
1 2 3 4 5 6 7 8
14 лет 28,9 33,6 41,5 46,1 50,7 60,3 63,5
15 лет 29,6 35,0 43,0 48,4 53,7 63,5 65,9
16 лет 30,3 36,3 45,3 50,3 55,3 65,0 69,2
17 лет 31,1 37,0 46,8 51,9 56,9 66,3 74,0
18 лет 32,2 38,3 47,9 52,6 57,2 66,9 74,3

Центильные показатели окружности грудной клетки (см)

в зависимости от пола и возраста

у девушек 14-18 лет РБ

    Возраст Центили
Коридоры
1 2 3 4 5 6 7 8
14 лет 57,0 62,0 71,5 74,8 78,0 83,0 91,5
15 лет 59,5 64,0 72,0 76,7 81,5 86,5 94,5
16 лет 60,4 71,0 76,0 80,2 84,5 90,5 98,0
17 лет 62,0 72,5 77,0 81,0 85,0 91,4 100,7
18 лет 68,5 72,0 78,0 82,0 86,0 93,3 102,3

 


Таблица 3

Средневозрастные значения частоты сердечных сокращений и частоты дыхательных движений в 1 мин у детей и подростков

(Мазурин А.В., Воронцов И.М., 1999).

Возраст   Мальчики Девочки
ЧСС ЧДД ЧСС ЧДД
3 года
4 года
5 лет
6 лет
7 лет 81-92 81-96
8 лет 81-92 81-96
9 лет 78-93 81-96
10 лет 79-89 18-20 80-92 18-20
11 лет 77-88 79-90
12 лет 75-88 79-90
13 лет 77-88 81-89
14 лет 77-88 81-92
15 лет 73-80 76-88
16 лет 73-84 73-86
17 лет 73-83 16-18 77-84 16-18

 

Таблица 4

Артериальное давление, мм.рт. ст.

(НИИ ГИОЗДИП НЦЗД РАМН, 2006)

  Мальчики Девочки
Возраст систолическое диастолическое систолическое диастолическое
6 лет 90-100 53-62 88-101 55-60
7 лет 90-105 53-63 90-102 55-63
8 лет 90-107 55-65 90-104 58-67
9 лет 94-107 57-69 93-105 57-68
10 лет 94-110 54-68 96-110 54-68
11 лет 96-112 54-64 96-112 54-64
12 лет 100-116 55-66 100-116 56-66
13 лет 102-116 58-68 104-118 58-72
14 лет 108-122 62-70 101-114 59-69
15 лет 111-125 66-76 103-117 60-70
16 лет 114-127 65-76 103-118 64-74
17 лет 116-126 66-77 105-117 61-72
18 лет 119-129 69-76 102-115 62-71

Таблица № 5

Показатели уровня биологического развития мальчиков школьного возраста

 

Возраст, лет Длина тела М±m Годовая прибавка длины тела   Оссификация кисти Число пост. зубов Развитие вторичных половых признаков
М7 4-6 Наличие ядер окостенения всех костей запястья (кроме гороховидной), появление эпифиза локтевой кости 7±3 P0 Ax0
М8 4-6 Наличие эпифиза локтевой кости 12±2 -«-«-
М9 4-6 Наличие хорошо выраженного эпифиза локтевой кости 14±2 -«-«-
М10 4-6 Появление и формирование шиловидного отростка локтевой кости 18±3 -«-«-
М11 4-6 Наличие выраженного шиловидного отростка локтевой кости 20±4 -«-«-
М12 4-6 Появление гороховидной кости 24±3 P0, 1 Ax0
М13 7-10 пубертатный скачок Появление сесамовидной кости в I пястно-фаланговом суставе 27±1 P1 Ax0
М14 7-10 Наличие сесамовидной кости P2Ax1
М15 4-7 Начало синостози-рования в I пястной кости P3Ax2
М16 3-4 Синостоз в I пястной кости и концевых фалангах P3,4Ax3
М17 1-2 Синостоз в фалангах, во II -V пястных костях P4Ax3

 


Таблица № 6

Показатели уровня биологического развития девочек школьного возраста

 

Возраст, лет Длина тела М±m Годовые прибавки длины тела, см   Оссификация кисти Число пост. зубов Развитие вторичных половых признаков
М7 4 - 5 Наличие ядер окостенения всех костей запястья (кроме гороховидной) и эпифиза локтевой кости 9±3 Ма0Р0Ах0
М8 4 - 5 Появление и формирование шиловидного отростка локтевой кости 12±3 -«-«-
М9 4 - 5 Наличие выраженного шиловидного отростка 15±3 -«-«-
М10 4 - 5 Формирование гороховидной кости 19±3 -«-«-
М11 6 - 8 пуберт. скачок Наличие хорошо выраженной гороховидной кости, появление сесамовидной 21±3 Ма1Р0,1 Ax0,1
М12 6 - 8 Наличие сесамовидной кости. 25±2 Ma2P1,2Ax1,2
М13 4 - 6 Синостозирование в I пястной кости Ma2,3P2,3Ax2,3 menarhe
М14 2 - 4 Синостозирование в фалангах, во II- V пястных костях Ma3P3Ax2,3 menses
М15 1 - 2 Полный синостоз в мелких костях кисти Ma3P3Ax3 menses
М16 1 - 2 Синостоз в локтевой кости Ma3,4P3Ax3 menses
М17 0 - 1 Синостоз в лучевой кости Ma4P3Ax3 menses

Приложение №2









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.