Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Этническая и национальная культура





Народ – объединяется общей историей, которая сохраняется в социальной памяти – культуре.

· Этногенетическаяобщность – этнос: социальная группа людей, которых объединяет этническое самосознание – сознание своей генетической связи с другими представителями группы (историческая наследственность).

· Этносоциальнаяобщность – нация: этносоциальная общность, имеющая общее семиотическое поле – систему общеизвестных всем ее представителям знаковых средств (язык, нормы поведения, символика и т.п.), которые обеспечивают взаимопонимание и повседневное взаимодействие.

Сравнение национальной и этнической культуры

Этническая культура Национальная культура
Исходный базис национальной культуры; зависит от природной среды, отражает вековой опыт народной жизни, ведения хозяйства. Усваивается с детства в жизненном опыте Развивается на основе письменности и образования, воплощается в литературе, искусстве, науке, философии, социально-политическом и технологическом развитии общества. Овладение национальной культурой не достигается само собой, а требует обучения
Средоточие – деревня Средоточие – город
Сохраняет архаичные нормы жизни, тяготеет к замкнутости Открыта переменам, впитывает достижения других культур
Стремится к сохранению локальных особенностей быта, поведения и т.п. Нивелирует локальные различия

Этнокультурные стереотипы

Этнокультурный стереотип – упрощенное, зачастую искаженное представление о типичных чертах, характеризующих какой-либо народ.

Автостереотипы – представления о своем народе. формируют нормы поведения, способствуют самоутверждению и объединению народа. Важная часть национального самосознания.



· Народ всегда идеализирует себя, вносит все позитивные черты, необходимые для выживания в данные социально-географических условиях.

· Включаются черты, которыми люди пытаются оправдать недостатки образа жизни.

Гетеростереотипы – представления о другом народе.

· Всегда более критичны, чем автостереотипы.

· Служат источником национальных предрассудков и предубеждений.

Тема 4. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ КУЛЬТУРЫ

Первобытная культура

Homo Habilis (человек умелый) – 2 млн. лет назад, Homo Sapiens – 100 тыс. лет назад. Первые города и государства – 10-5 тыс.лет назад. Самая длительная эпоха в человеческой истории.

Основные черты:

· Синкретизм – слитность, нерасчлененность форм культуры, свойственная их неразвитому состоянию.

· Бесписьменность.

· Ритуализация всех сфер жизни: действия, после которых наблюдался какой-либо полезный эффект, становились образцами, которые копировались и передавались из поколения в поколение.

· Слаборазвитое индивидуальное самосознание, преобладание коллективных форм поведения, жизненно важные для существования племени устои охраняются системой запретов – табу.

· Мифологическое сознание – духовное основание культуры, синкретически заключающее в себе зачатки религии, искусства, философии, науки (см. также Мифология– гл.6,§2).

Античная культура

С начала 1 тыс. до н.э. ( образование греческих городов-полисов) до V в. н.э. (падение Римской империи).

Исторические особенности:

· Расцвет мифологии + борьба против архаических традиций мифологического мышления.

· Накопление и передача (письменность) знаний о мире à выход за рамки мифологического мышления.

· Необходимость поддерживать порядок в государстве à кодексы законов.

В Древней Греции:

· Развитие философии: стремление дать явлениям действительности рациональное объяснение в абстрактных понятиях; попытки свести в единую систему представления и мире, обществе, человеке, истине.

· Искусство служит удовлетворению эстетических потребностей, а не только ритуально-мифологических; дифференциация видов искусства, разработка художественных канонов.

В Древнем Риме:

· В основе - греческие образцы, но изменяются масштабы: не полис, а империя.

· Политизированность; искусство подчиняется политическим и идеологическим целям.

· Римское право – фундамент современной правовой культуры.

 

Противоречия античной культуры

1. Чувства и разум

Мир – чувственно воспринимаемое, наблюдаемое; страх перед бесконечностью; зрелищность – воздействие на чувства. В то же время стремление к логическому рассуждению, абстракции; разум – высший арбитр, главная сила, управляющая миром.

1. Судьба и борьба

Судьба человека полностью предопределена богами, никто не в силах изменить свою участь. Но герой, осмелившийся бросить вызов судьбе, способный нарушить предписание, вызывает восхищение (древнегреческая трагедия)

2. Социальность и индивидуальность

Человек – существо общественное, политическое; слабое представление о своеобразии человеческой личности. Позднее – рост интереса к индивидуальности, отвержение принципа «социальное выше индивидуального» (Сократ).

Средневековая культура

С V в. по XV вв.

3 силы, определившие культуру Средневековья:

· Традиции греко-римской культуры.

· Дух варварства.

· Христианство – новое духовное основание европейской культуры.

Особенности культуры Средневековья

· Восприятие всего через призму религии, Бог превыше всего, монашество («молящиеся») – самый почетный труд («воюющие» и «трудящиеся» ниже).

· Проповедь ничтожности разума человека, греховности плоти.

· Мистицизм, иррационализм.

· Культ аскетизма.

· Искусство направлено на религиозно-церковные нужды.

· Образование – религиозный характер, грамотность – редкое явление, университеты с XII в) – преподавание на латыни.

· В науке – господство схоластики, строгий контроль церкви; разделение «истин разума» и «истин веры»; крайне редкое обращение к наблюдению и эксперименту.

· Сохранение пережитков язычества.

Культура Возрождения

Периодизация:

XIV в. – треченто, проторенессанс

XV в. – кватроченто, высокое Возрождение

XVI в. – чинквеченто, позднее Возрождение.

Основные черты:

· Возрождение античных традиций в зодчестве, живописи, скульптуре после средневекового упадка изобразительного искусства.

· Гуманизм: человеческая личность в центре внимания, восхищение духовной и телесной красотой человека; разрушение культа аскетизма.

· Реформация – возникновение протестантизма; ответом было усиление инквизиции, приведшее к упадку культуры Возрождения.

· Переходнаякультура, синтезировавшая традиции античности и средневековья.

Культура Нового времени

С XVII до начала ХХ вв.

Главные особенности развития культуры Нового времени:

· Формирование нового, индустриального типа общества.

· Ослабление влияния религии на все сферы жизни, культура становится светской.

· Повышение авторитета философии, стремление опираться в философии не на веру, а на разум, логику, факты.

· Признание ценности образования, знания (XVIII в. – «век Просвещения»).

· Научная революция XVII-XVIII вв. – формирование основ современной науки; XIX в. – век классической науки.

· Многонациональность и многоязычность (вместо латыни) европейской культуры, взаимодействие национальных культур.

· Развитие машинной индустрии, ускорение темпов научно-технического прогресса.

· Дух практицизма, деловитости, буржуазная этика.

· В XIX в. – распространение реализма в искусстве.

· Рубеж XIX – XX вв. – разочарование в идеалах, критика европейской культуры.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.