Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методические рекомендации по изучению курса





Отечественной истории ………………………………………………………….4

Программа курса …………………………………………………………………5

Методические рекомендации по написанию

и оформлению контрольных работ …………………………………………….15

Тематика контрольных работ

(с указанием плана работ и рекомендуемой литературы) ……………………18

Учебники и учебные пособия, рекомендуемые

для изучения курса и подготовки к экзамену …………………………………42

Примерные экзаменационные вопросы ……………………………………….43

 

 


Методические рекомендации по изучению курса

Отечественной истории

 

Государственный стандарт высшего образования Российской Федерации предусматривает обязательное изучение ряда гуманитарных дисциплин. Одно из основных мест среди них занимает курс Отечественной истории. Изучение настоящего курса студентами предполагает прослушивание лекций, самостоятельную работу и сдачу экзамена с проставлением итоговой оценки в диплом. Обязательным требованием освоения курса является подготовка контрольной работы на основе самостоятельного изучения источников и литературы. В результате положительной оценки контрольной работы студент получает допуск к экзамену.

Изучение курса Отечественной истории имеет следующие задачи:

- дать основы знаний по истории Отечества, начиная с проблемы возникновения и расселения древних народов на территории Евразии до событий современной эпохи;

- выработать у студентов способность анализировать причинно-следственные связи в историческом процессе, выражать и обосновывать свою позицию по вопросам ценностного отношения к историческому прошлому;

- познакомить студентов с основными историческими событиями, правителями и виднейшими политическими деятелями, а также многообразием историографических оценок прошлого нашей страны;



- способствовать формированию мировоззренческого потенциала студентов;

- дать практические навыки работы с историческими источниками и литературой.

Приступая к освоению данной дисциплины, студенту необходимо ознакомиться с представленной ниже учебной программой курса и следовать ее положениям.


ПРОГРАММА КУРСА

 

Введение

Предмет и задачи курса Отечественной истории, его место в системе гуманитарных наук, хронологические и территориальные рамки. Методы, источники, категории исторической науки. Методологические интерпретации исторического процесса (всемирно-историческая, локально-историческая, цивилизационная и другие). Российские исторические школы и их представители. Летописи. Степенная книга. Научная деятельность В.Н. Татищева, Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского. Советская историческая школа, ее особенности. Современные подходы к историческим исследованиям.

 

Древние народы и государства на территории Евразии

История освоения территории Евразии в древности. Геродот о древних народах. Первые известные обитатели Северного Причерноморья – киммерийцы (с VIII – VII вв. до н.э.), скифы (с VIII в. до н.э.), сарматы (со II в. до н.э.).

Великое переселение народов: этапы, особенности, народы. Тюркский и аварский каганаты (с VI в.). Хазарское государство (VIII – X вв.). Государство волжско-камских булгар (VII – XIII вв.). Печенеги (IX – XI в.). Половцы (c XI в.). Древние авторы о славянах. Миграционная и автохтонная концепции происхождения славян. Венеды, анты, склавины. Восточные славяне накануне образования государства: этногенез, территория, занятия, общественный строй, религия.

 

Киевская Русь

Предпосылки образования государства. Спор норманнистов и антинорманнистов. Государственное устройство, структура власти, социальный состав населения Киевской Руси в IX – XII вв. Первые князья: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав. Государство при Владимире I Святом (980 – 1015): реформы, проблема выбора религии. Эпоха Ярослава Мудрого (1019 – 1054): раннефеодальное общество в «Русской Правде». Владимир Мономах (1113 – 1125).

Экономика государства. Специфика хозяйственной деятельности. Государственная, общинная, вотчинная и церковная собственность на землю. Ремесло и город.

Культура и быт Киевской Руси.

 

Русь в период государственной раздробленности

Экономические и социально-политические предпосылки раздробленности. Ее последствия и оценки. Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества, Новгородская республика: особенности государственного строя, экономика, внутренняя и внешняя политика, культурное развитие.

Борьба народов Руси с иноземными захватчиками. Отпор немецко-шведской агрессии. Внешнеполитическая стратегия Александра Невского.

Возникновение империи Чингисхана. Походы Батыя на Русь. Причины поражения Руси в борьбе с монголо-татарами. Золотая Орда и система управления покоренными землями. Монголо-татарское иго: суть, дискуссионные моменты, его роль в истории России.

 

Образование Российского централизованного государства

(XIV – нач. XVI вв.)

Исторические школы о причинах централизации и характере социально-политических процессов на Руси. Предпосылки, основные этапы, особенности процесса объединения. Альтернативные варианты централизации.

Великое княжество Литовское и Русское. Князья Миндовг, Гедимин, Ольгерд. Территория, политическая система, язык, религия. Отношения с северными и восточными русскими княжествами (в т.ч. с Москвой и Тверью). Колонизация и окатоличивание западно-русских земель. Уния Литвы и Польши.

Этапы политического объединения русских земель вокруг Москвы. Первые московские князья и особенности процесса собирания земель. Деятельность Ивана I Калиты (1325 – 1340). Дмитрий Донской (1359 – 1389): начало борьбы с Ордой. Куликовская битва. Иван III (1462 – 1505) – «государь всея Руси»: завершение политического объединения, свержение ордынского ига, изменение в экономике и социальной структуре, новый аппарат власти, Судебник 1497 г., церковное и культурное развитие. Становление государственной идеологии «Москва – третий Рим». Значение образования Российского централизованного государства.

 

Эпоха Ивана IV Грозного

Оценки личности и деятельности Ивана Грозного (1533 – 1584) в историографии. Основные тенденции социально-экономического развития в XVI веке, виды землевладения.

Венчание Ивана IV на царство, зарождение сословно-представительной монархии, ее элементы. Правительство Избранной рады, реформы середины XVI века: созыв Земских соборов, ограничение местничества, создание приказов, изменения в местном управлении, Судебник 1550 г., отмена кормлений, Уложение о службе. Церковный собор 1551 г.

Опричнина: ее причины, суть, последствия. Мнения историков об опричнине.

Внешняя политика: вхождение в состав России Казанского и Астраханского ханств, начало присоединения Сибири, борьба за выход к Балтийскому морю, взаимоотношения с Крымским ханством. Итоги правления Ивана IV Грозного.


Россия в XVII веке

Мнения историков о Смутном времени. Причины, понятие, этапы Смуты. Правление Бориса Годунова. Вмешательство Речи Посполитой. Феномен самозванства (Лжедмитрий I, Лжедмитрий II). Василий Шуйский. Семибоярщина. Первое и второе ополчения. Утверждение новой династии Романовых. Последствия Смуты.

Социально-экономическое развитие в XVII в.: территория и население, новые явления в хозяйственной жизни, межсословные противоречия. Соборное уложение 1649 г., юридическое оформление крепостного права. Служилые и тяглые люди. Черносошные, удельные, монастырские, помещичьи крестьяне. Казачество. Движения социального протеста.

Начало становления абсолютной монархии в России: ее признаки, институты государственной власти. Деятельность патриарха Никона, церковный раскол. Причины экономико-технологического отставания России от стран Европы.

Основные задачи, направления, итоги внешней политики: русско-польские отношения, столкновения России со Швецией, борьба с Крымским ханством. Формирование России как многонационального государства.

Культура и быт России XVII века.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.