Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Государственное устройство Византии





Эволюция государственного устройства Византийской империи растянулась на несколько столетий и опираясь на ряд научных источников можно выделить I этап (IV - середина VII в.) II этап (с конца VII до конца XII в.) и наконец III этап (XIII-XV вв.).

В самом начале Византийское государство IV-VII вв. унаследовало, с теми или иными особенностями, основные черты государственного строя позднеримской империи. Во главе государства стоял император, наследник власти римских цезарей. Он обладал всей полнотой законодательной, судебной и исполнительной власти и являлся верховным покровителем и защитником христианской Церкви. Византийская православная церковь играла огромную роль в укреплении авторитета императора.

Именно Церковь разработала и освятила официальную доктрину божественного происхождения императорской власти и проповедовала единение государства и церкви, духовной и мирской власти (их симфонию). В отличие от католической (западной) византийская церковь в гораздо большей мере экономически и политически зависела от императора, так как существовала в условиях мощного централизованного государства. Ранневизантийская Церковь была прямо подчинена императору. Наиболее полновластно вмешивался в руководство делами церкви император Юстиниан I, нередко обращавшийся с высшими церковными иерархами (епископами и патриархами) как со своими чиновниками.

Фактором, сдерживающим самовластие императора, являлось наличие особого государственного органа византийской аристократии - константинопольского сената. В сенате могли рассматриваться любые дела империи. Его влияние обеспечивалось самим составом сената, включавшим практически всю правящую верхушку господствующего класса Византии. К V в. число сенаторов составляло 2 тыс. человек. Обсуждение государственных дел сенатом, а также его право участвовать в избрании нового императора обеспечивало византийской аристократии известную долю участия в руководстве делами империи. Именно поэтому ранневизантийские императоры, включая наиболее могущественного Юстиниана I, признавали в законодательных актах необходимость «согласия великого сената и народа». Это свидетельствует об устойчивости некоторых политических традиций, сохраняющихся со времен республиканской государственности.



С VIII в. начинается новое укрепление центральной власти Византии. Оно надолго определило пути развития византийской государственности. Базой централизации и широкой завоевательной политики Византии в IX-Х вв. послужила стабилизация экономики на новой феодальной основе. Византийское государство, достигшее наивысшего развития во время правления Македонской династии (867-1057 гг.), стремилось контролировать с помощью огромного бюрократического аппарата все стороны экономической, политической и культурной жизни страны. Жестко централизованный характер империи резко отличал Византию от современных ей феодальных государств Европы.

В VIII в. политические организации и учреждения, ранее сдерживавшие всевластие византийского императора, приходят в упадок или полностью ликвидируются. С IX в. даже номинальное провозглашение императора «народом Константинополя» прекращается. Политическая роль константинопольского сената, упавшая еще в конце VII в., окончательно сводится на нет императорским указом конца IX в., лишившим сенат права участия в законодательстве империи.

Единственной, крупной политической силой в Византийском государстве остается православная (греческая) Церковь. Ее авторитет и влияние укрепляются. В частности, возрастает роль главы церкви константинопольского патриарха в общественно-политической жизни Византии. Патриархи нередко становятся регентами малолетних императоров и непосредственно вмешиваются в политическую борьбу за трон, пользуясь тем, что единственной процедурой, узаконивающей «поставление на царство», становится с VII в. венчание императора патриархом в храме Св. Софии. Однако и в это время византийской церкви не удалось добиться независимости от императорской власти. Император сохранил право выбирать патриарха из трех кандидатов, рекомендованных церковными иерархами, и низлагать неугодного патриарха.

Укрепление основ императорской власти в VIII-IX вв. сопровождалось изменением ее атрибутов. За византийскими императорами окончательно утверждаются греческие титулы василевса (царя) и автократора (самодержца). Культ императора-василевса достигает невиданных ранее размеров. Божественный император считался владыкой вселенной (Ойкумены). Его прерогативы были неограниченными. Василевс издавал законы, назначал и смещал высших чиновников, являлся верховным судьей и командующим армией и флотом. Можно не раз говорить о том произволе, который царил в период абсолютных монархий, о потоках крови, которая проливалась в угоду той или иной политике.

Традиционализм, рутина церемониалов, отработанных до мельчайших подробностей и освященных обычаем, серьезно сковывали личные возможности императоров. Их реальная власть, по мнению ряда исследователей, начинает неуклонно ослабевать. Этому способствовали новые тенденции, порожденные воздействием феодальных отношений. По мере развития в Византии феодализма между императорами и крупными феодальными землевладельцами (динатами) складываются новые для византийской государственной практики сеньориально-вассальные отношения. Начиная с Х в. византийский самодержец нередко вынужден заключать феодальные договоры с некоторыми своими подданными — динатами, беря на себя обязанности феодального сеньора.

Роль центрального государственного аппарата возросла в IX— XI вв. Государственный бюрократический аппарат в эту пору контролировал все сферы политической, экономической и даже культурной жизни Византии. Его структура стала еще более сложной и громоздкой. Количество ведомств («секретов») увеличилось до 60. С IX в. вследствие роста императорского хозяйства и двора усложняется дворцовая администрация. Различия между государственными ведомствами и дворцовыми службами становятся все менее четкими. Дворцовая администрация все чаще вторгается в руководство общегосударственными делами. Другая черта, характерная для центрального управления Византии этого времени, — распыление отдельных государственных функций между различными, нередко дублирующими друг друга государственными ведомствами. Так, финансовое управление было разделено с VII в. на несколько неподчиненных друг другу «секретов». Судебные функции были разделены между различными учреждениями: судом патриарха, судом городского префекта (эпарха), особым судом для дворцовых служб императора и др.

На высоком уровне развития в этот период в Византии сохраняются точные науки и прежде всего математика и астрономия. К V в. относится научная деятельность крупных математиков — Серена Антинейского, исследовавшего сечение конуса и цилиндра, и Феона Александрийского, кроме математики занимавшегося и астрономией. Видным математиком был философ-неоплатоник Прокл Диадох, написавший комментарий к первой книге "Начал" Эвклида. Значительных успехов достигли византийские учение этого времени и в области медицины. Врач Орибазий из Пергама (326- 403) составил медицинскую энциклопедию в 70 книгах, где не только систематизировал данные античных медиков, но и изложил самостоятельные выводы. На основе достижений античной науки и обобщения опыта строятся труды других видных медиков той эпохи - Александра Тралльского (VI я,) и Павла Эгинского (VII в.). Труды Александра Тралльского, посвященные патологии и терапии внутренних болезней, были впоследствии переведены на многие языки, в том числе на латинский. сирийский и арабский- Павел Эгинский составил медицинскую энциклопедию, позже получившую широкое распространение у арабов.

В VI в. высокого уровня развития достигает строительное дело и тесно связанная с ним механика. Талантливые архитекторы и выдающиеся учёные VI в. Исидор Милетский и Анфимий Тралльский явились создателями одного из замечательных памятников византийской архитектуры того времени — храма София в Константинополе. Анфимий Тралльский был также крупным математиком и механикам. Его перу принадлежит сочинение «Oб удивительных механизмах», пользовавшееся известностью как в Византия, так и за ее пределами.

Значительное развитые в Византии получило химическое производство, особенно изготовление красок для крашения тканей и живописи, а также художественные ремёсла - изготовление керамический изделий, мозаики и эмалей.

С агротехникой того времени знакомят нас труды по агрономии Анатолия из Бейрута и Дидимия из Александрии.

Философия Византии

Борьба между христианством и античной наукой и философией проходит красной линией через всю историю византийской культуры этого времени. Уже с IV в. господствующая церковь начала наступление на «языческую», античную философию и науку. В IV в. христианской церковью был уничтожен «языческий» научный центр в Александрии. Патриархом Феофилом была беспощадно сожжена знаменитая александрийская библиотека; в 415 г. фанатически настроенными монахами зверски убита известная преподавательница античной философии и математики Ипатия. При Юстиниане гонения против "языческой" науки и философии развёртываются с особенной силой. В 529 г. Юстиниан, опиравшийся на православную церковь, закрывает Афинскую высшую школу - крупный центр античной науки. Античную философию все больше сменяет богословие. В этот период появляется ряд богословов, систематизирующих в своих трудах основные положения христианства, Василий Великий (IV в.), Григорий Богослов (IV в.), Иоанн Златоуст (Vв.) и др.

Борись против античной науки и философии, христианская церковь выступала против экспериментального изучения природы, против всякого знания, основанного на опыте и разуме, и тем самым тормозила развитие культуры. Уже в этот период в Византии «начинает сказываться одна из особенностей средневековой схоластической учёности: полное пренебрежение к данным опыта и преклонение перед авторитетом «священного писания». Образцом деградации естественно-научных представлений византийцев VI в. по сравнению с античной наукой является «Христианская топография» Косьмы Индикодлова. Достижения античности в области космогонии и других наук отбрасываются автором и заменяются библейскими сказаниями о сотворении мира.

Однако, несмотря на преследования со стороны господствующей церкви, античная наука и философия имели ещё довольно широкое распространение и оказывали значительное влияние на развитие византийской культуры этого периода. Б византийской философии этого времени господствующим направлением является неоплатонизм, это «фантастическое сочетание стоического, эпикурейского и скептического учения с содержанием философии Платона и Аристотеля». Наиболее видным философом этого направления был Прокл Диадох(V в.), питавшийся реставрировать неоплатонизм в его дохристианской форме. Однако большинство византийских философов того времени стремится примирить неоплатонизм с христианством. Так, Дионисий Псевдо-Ареолатнит (V в.) пытался использовать" неоплатонизм для обоснования христианского вероучения. Его труды оказали значительное влияние на средневековую философию, в частности на Фому Аквинского. В VI в. для обоснования христианства стали привлекать не только неоплатонизм, но и систему Аристотеля, изъяв из неё всё наиболее прогрессивные элементы

Византийская философия Х- XII веках. Х- XII века являются в Византии периодом философских исканий и споров. Наиболее выдающимся представителем византийской философии XI в. был Михаил Пселл (1018-1078). Юрист, философ, филолог, историк и поэт, он соединял с широкой энциклопедической образованностью «таланты» льстивою царедворца и интригана. «Логика» Пселла имела распространение как в Византин, так и на Западе. Значительное влияние на философские взгляды Пселла имела философская система Платона. Ученик Пселла Иоанн Итал был также последователем платонизма и выступал против учения Аристотеля, которое использовала господствующая церковь. Он утверждал, что философское и церковное учение - это две обособленные системы, и каждая из них исследует истину совершенно самостоятельно. Обвинённый в ереси, он подвергся жестоким гонениям со стороны церкви. Философские взгляды Пселла и Итала оказали известное влияние на развитие западноевропейской философии. Византийская философия вопреки утверждениям буржуазных учёных развивалась довольно интенсивно. Это было связано с тем, что в отличие от Западной Европы в Византии никогда не прекращалась античная философская традиция, хотя она и подчинялась церковной догме. Характерной особенностью византийской философия является то, что в отличие от западноевропейской схоластики она строилась на учении античных философских учений всех школ и направлений, а не только одного Аристотеля, Ещё XII в. и Византии не была забыта материалистическая философия Демокрита и Эпикура. Философские произведения византийцев очень часто имели форму комментариев к сочинениям античных философов.

В последние века существования Византийской империи в связи с внутренним упадком в стране и внешнеполитическими неудачами в византийской философии усиливаются реакционно-мистические течения. Виднейшим представителен этого направления был Григорий Иалама (около 1297—1360)- Однако против мистических учений резко выступает учёный Варлаам, глава рационалистического направления в философии. Завязывается острая борьба, в которой принимают участие все видные ученые того времени. Господствующая церковь поддерживает Паламу и подвергает преследованиям Варлаама, наряду с этим в XIV—XV вв. в Византии зарождается новое направление в философии и науке, социально и идейно-родственное западноевропейскому гуманизму. Наиболее ярко оно проявляете у Мануила Хрисолора. Гемиста Плифона и Виссариона Никейского, учёных, философии и политических деятелей XV в. Не случайно, что именно эти деятели были тесно связаны с западноевропейскими гуманистами и, по собственному признанию последних, оказали на них большие слияние. Это течение находится в прямой связи с зарождением элементов новых буржуазных отношений в Византии XIV— XV вв.

Не прекращалось развитие точных и естественных наук. К XIII—XIV вв. относится научное творчество математиков Максима Плануда (1260—1310) и его учеников, создавших ряд трудов по геометрии, тригонометрии, астрономии и геодезии. Более глубокое изучение организма человека, его анатомии и физиологии намечается в медицине того времени.

Иконоборчество

К концу 7-го века позиции старой гражданской знати в управлении страной оказались чрезвычайно ослабленными, военная обстановка – предельно критической. Рабы ставили целью утверждение своей власти над Малой Азией, готовились к захвату Константинополя. В 717 году город был осажден с суши и моря. Критическая ситуация “отдала” власть в руки знати. Императором стал Анатолик Лев 3 Исавр (717-741), положивший начало правлению Исаврийской династии. В 718 году арбы вынуждены были снять саду и отказаться от попыток овладеть столицей Византии. Это была важная переломная веха в истории страны – начало рождения средневековой Византии.

Иконоборчество зародилось как стихийное движение, однако с 726 года оно стало официальной государственной политикой правительства. Иконоборчество возникло формально как движение против почитания икон, получившего известное распространение в 6-м веке и особенно в 7-м.

Борьба вокруг икон не была просто предлогом, удобным поводом для размежевания поляризовавшихся социальных сил. Она была проявлением тех глубинных сдвигов, представлениях, которые в связи с перестройкой социальных отношений происходили в эпоху действительно непосредственного перехода общества к средневековью. Иконоборчество в какой-то мере зарождалось и как протест против богатой городской церкви с ее пышным официозным культом, бесчисленным паразитическим городским монашеством, античными традициями жизни городского духовенства. Оно было движением тех, которые преодолевали неизжитое старое, и способствовали формированию новой Византии.

Было бы ошибочно рассматривать иконоборческое движение только как верхушечное. Оно получило широкую массовую опору в крестьянстве, что уточняет его социальные характеристики. Оно смыкалось с формировавшимся, с 7-го века, развивавшимся павликанством. В последнем возрождались идеалы раннего христианства, сдобренные более близкими по времени социальными идеями манихейства.

Фактически общинное крестьянство на время “взяло” деревенскую церковь “в свои руки”, создало свою религиозную организацию и в какой-то мере противопоставило ее официальной церковной. Отсюда понятно и размежевание сил. Иконопочитатели – это, в первую очередь, ослабленное, но многочисленное старое городское духовенство, монашество, связанные с ними старые городские собственники – ктиторы, остатки прежней гражданской знати и значительная часть зависимого от них городского населения и бедноты.

Благодаря иконоборческой политике, полученным от нее средствам Лев 3 смог создать стабильную боеспособную армию, которая могла противостоять арабской коннице. Разгром арабов в битве при Акроине, в самом “сердце” Малой Азии, в 740 году был итогом, означающим, что арабам не удастся утвердить свое господство над Малой Азией, что он останется византийской, станет “колыбелью” средневековой Византии.

Иконоборчество и его социальная сущность. С именем исаврийских императоров связана крупная секуляризация церковных. Исаврийские императоры получили от современников иконоборцев. Они издавали указы против иконопочитания, иконы по их приказанию выносились из храмов и частью уничтожались. Церковь обвиняла императора на основании этого в иконоборческой ереси. Однако политика исаврийских императоров далеко выходила за рамки часто религиозных распрей, начавшихся к тому же в Византии ещё до их воцарения Императоры Лев Ш, Константин V и их преемники выступали против иконопочитания как раз в разгар борьбы с крупным церковно-монастырским землевладением. Иконоборчество было лишь своего рода предлогом, используя который, правительство закрывало наиболее крупные монастыри и конфисковало церковно-монастырское имущество. Взятые в казну земли были распределены как «бенефиции» среди формировавшегося византийского рыцарства. Для обозначения такого предоставлявшегося за военную службу участка монастырской земли в Византии в Византии существовал специальный термин «харистикий» («милость», «благодеяние»), соответствующий по значению латинскому слову «бенефиций».

Великий Раскол 1054 года:

Причины раскола носили отчасти социальный характер, поскольку постепенно развивавшиеся и обострявшиеся культурные и языковые различия проявились в долгом соперничестве за первенство авторитета и власти двух имперских столиц, восточной и западной, и, соответственно, - двух церквей, олицетворяемых этими столицами. Не последнюю роль сыграли также и различия в восточной и западной богослужебной практике. Споры возникли и по поводу западной формулировки Никейского символа веры, в котором первоначально говорилось об исхождении Святого Духа от Отца и в который Западная церковь включила слова, указывающие на то, что Дух исходит не только от Отца, но и «от Сына».

Невозможно назвать точную дату окончательного раскола между Восточной и Западной церквами. Обычно в качестве такой даты называют 1054, однако позже единство церкви было опять восстановлено, так как после того, как в 4-м крестовом походе (1204) крестоносцами был захвачен и разграблен Константинополь, византийский престол занял Балдуин Фландрский (1171-1205), провозгласивший объединение Восточной и Западной церквей под властью папы Римского. Впрочем, греки ненавидели латинян, и в 1261, когда крестоносцы были изгнаны из Византии, установленная ими уния распалась. Последующие попытки возобновить эту унию - с целью заручиться поддержкой Запада в борьбе против Османской империи - завершались успехами в высших эшелонах власти, но не находили сочувствия среди населения.

Философия Византии: В IV веке при императоре Константине Великом христианство обрело статус официальной государственной религии Римской империи . В это время уже существовала ранняя патристика – сочинение “отцов церкви”, которые заложили христианского религиозно-философского мировоззрения .

Идейными источниками раннехристианской философии был ряд течений – стоицизм , поздний платонизм , пифагореизм и другие . Важнейшим представителем религиозной философии первых веков нашей эры принято считать Филона из Александрии. В центре внимания Филона была тема Бога , осмысленная с позиции философского , а не мифологического мышления .

Религиозные мотивы присутствовали и в таком течении , как гностизм . Гностики (Валентин , Василид и др.) учили , что развитие мира предстовляет собой борьбу света и тьмы , сил добра и зла .

Манихейство также относилось к числу ранних религиозных философских течений . В нем противоположность добра и зла , света и тьмы была доведена до крайности . Основатель – Мани из Персии .

Неоплатонизм (Порфий , Плотин и др. ),был идеализм , вобравший в себя ряд религиозно-мифологических идей и сказаний .

Большую роль в обосновании и защите важнейших христианских постулатов сыграли апологеты (Иустин Мученик , Татиан ,Тертуллиан ) .

Юстин Мученик доказывал , что все наиболее мудрые идеи воплотились в Библии , а не в учениях и верованиях “варварских народов”.

Татиан весьма резко отзывался о языческой религии , а ее сторонников называл слепыми людьми , не знающих Бога .

Тертуллиан тоже негативно относиля к античной философии , хотя и пользовался многими ее понятиями .

К числу первых апологетов относится также Тит Флавий Климент .Живя в Александрии , он старался убедить язычников в преимуществе новой религии и обратить их в христианство.

В IV веке большой вклад в философию раннего христианства внес Григорий Нисский, сделавший попытку разработать систему православного богословия.

В ранний период в Византии еще сохранялись старые центры античной образованности - Афины, Александрия, Бейрут, Газа. Однако наступление христианской церкви на античную языческую образованность привело к упадку некоторых из них. Был уничтожен научный центр в Александрии, во время пожара погибла знаменитая Александрийская библиотека, в 415 г. фанатичное монашество растерзало выдающуюся женщину-ученого, математика и философа Ипатию. При Юстиниане была закрыта высшая школа в Афинах -последний очаг античной языческой науки.

В дальнейшем центром образованности становится Константинополь, где в IX в. создается Магнаврская высшая школа, в которой наряду с богословием преподавались и светские науки. В 1045 г. в Константинополе был основан университет, имевший два факультета - юридический и философский. Там же была создана высшая медицинская школа. По стране были разбросаны низшие школы, как церковно-монастырские, так и частные. В крупных городах и монастырях встречались библиотеки и скиптории, где переписывались книги.

Господство схоластического богословского мировоззрения не смогло задушить в Византии научное творчество, хотя и тормозило его развитие. В области техники, особенно ремесленной, благодаря сохранению многих античных приемов и навыков Византия в период раннего средневековья значительно обгоняла страны Западной Европы. Более высоким был уровень развития и естественных наук. В математике наряду с комментированием древних авторов развивалось и самостоятельное научное творчество, питаемое потребностями практики — строительного дела, ирригации, мореплавания. В IX-XI вв. в Византии начинают применять индийские цифры в арабском написании. К IX в. относится деятельность крупнейшего ученого Льва Математика, который изобрел систему светового телеграфа и заложил основы алгебры, использовав буквенные обозначения в качестве символов.

В сфере космографии и астрономии шла острая борьба между защитниками античных систем и сторонниками христианского мировоззрения. В VI в. Косьма Индикоплов (т. е. «плававший в Индию») в своей «Христианской топографии» поставил задачей опровергнуть Птолемея. Его наивная космогония основывалась на библейских представлениях о том, что Земля имеет форму плоского четырехугольника, окруженного океаном и покрытого небесным сводом. Однако античные космогонические представления сохраняются в Византии и в IX в. Проводятся астрономические наблюдения, хотя они еще очень часто переплетаются с астрологией. Значительных успехов достигли византийские ученые в области медицины. Византийские медики не только комментировали труды Галена и Гиппократа, по и обобщали практический опыт.

Потребности ремесленного производства и медицины стимулировали развитие химии. Наряду с алхимией развивались и начатки подлинных знаний. Здесь сохранялись античные рецепты производства стекла, керамики, мозаичной смальты, эмалей и красок. В VII в. в Византии был изобретен «греческий огонь» - зажигательная смесь, дающая негасимое водой пламя и даже воспламеняющаяся при соприкосновении с ней. Состав «греческого огня» долго держался в глубокой тайне, и лишь позднее установили, что он состоял из нефти, смешанной с негашеной известью и различными смолами. Изобретение «греческого огня» на длительное время обеспечило Византии перевес в морских сражениях и во многом способствовало ее гегемонии на море в борьбе с арабами.

Широкие торговые и дипломатические связи византийцев способствовали развитию географических знаний. В «Христианской топографии» Косьмы Индикоплова сохранились интересные сведения о животном и растительном мире, торговых путях и населении Аравии, Восточной Африки, Индии. Ценные географические сведения содержат сочинения византийских путешественников и паломников более позднего времени. Параллельно с расширением географических знаний шло знакомство с флорой и фауной различных стран, обобщаемое в трудах византийских ученых-естествоиспытателей. К X в. относится создание сельскохозяйственной энциклопедии — «Геопоники», обобщившей достижения античной агрономии.

Вместе с тем в византийской культуре все больше проявляется стремление приспособить достижения эмпирической науки к религиозным представлениям.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.