Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Татаро-монгольское нашествие и его влияние на культуру Руси





В XIII столетии в историю Руси входит новая трагическая реальность – нашествие монголо-татар. Сначала были разорены северо-восточные, а затем южные и юго-западные русские княжества. Люди гибли, их угоняли в неволю. Затем установилась иноземное иго, которое вызвало кризис в развитии культуры. Вторжение Батыевых орда насильственно оборвало культурный процесс во Владимиро-Суздальском княжестве. Однако молодая полнокровная культура Владимирской Руси не погибла во время нашествия. Она обладала слишком мощными творческими возможностями, слишком большим запасом оригинальных художественных идей, чтобы успеть исчерпать их внутри себя самой. Это относится и к владимирской иконописи. Положение княжества в центре северо-восточных русских земель и высокое политическое значение Владимира как столицы великого княжения спасли владимиро-суздальское искусство от провинциального прозябания и угасания. Настало время, когда Москва и другие среднерусские центры обратились к художественному наследию древнего Владимира как к источнику развития собственного искусства. XIV век принес Руси большие перемены. Борьба с монголо-татарским игом постепенно стала главным вопросом времени, овладевшим умами князей и бояр, проповедников и летописцев, деятелей Церкви, простых людей городов и деревень и, не в последнюю очередь, художников иконописцев. В 1380 г. произошла историческая Куликовская битва. Национальный подъем, идея единства, сплотившие в этом сражении в несокрушимую рать представителей разных слоев русского общества – от великого князя до обычного ремесленника, – оставили неизгладимый след в русской культуре, надолго определили главную линию духовного развития, повлияли на мышление иконописцев. В XV в. неуклонно набирает силу объединительный процесс, приведший при великих князьях Иване III и Василии III к образованию могучего Московского государства. Представления о величии русской державы и ее вселенской миссии нашли свое выражение в искусстве



Автокефалия

В 1448 году, через десять лет после Флорентийского Собора, на котором представители Константинопольской Церкви подписали акт об унии с Римом, Русская Церковь, не признавшая унии, провозгласила себя автокефальной. Недоверие к грекам и сомнение в их православии привело к тому, что русские архиереи постановили в 1480 году не принимать греков на епископские кафедры. Русские архиереи больше не ездили в Константинополь испрашивать благословения Патриарха на возведение в митрополичий сан и поставлялись в Москве. Фактически Русская Церковь обрела полную независимость.

«Москва- третий Рим»

Ко времени царствования Фёдора Иоанновича Московское государство осталось единственным независимым православным царством. Москва, осознававшая себя. Третьим Римом, стала закономерной наследницей православной империи, и Русская Церковь - самой значительной и многочисленной во вселенском сообществе сестер - Церквей.

В 1589 году в Русской Церкви при непосредственном участии Патриарха Константинопольского Иеремии II было установлено Патриаршество. В "Уложенной грамоте об учреждении Московского Патриархата" царь Феодор Иоаннович пишет: "И мы, помыслив о сем превеликом деле, чтоб с Божией помощью в царствующем граде Москве устроить превеликий престол Патриарший, объявили царскую мысль свою архиепископу Константинополя, Нового Рима, и Вселенскому Патриарху. Основание патриаршества стало важной вехой в истории Русской Церкви. Преобразование Московской митрополии в Патриархат закрепило факт независимости Русской Церкви в нормах канонического права и в значительной степени усилило влияние Русской Церкви на международной арене. Отныне чин поставления в сан Патриарха Московского совершался в Успенском соборе Кремля.

Введение патриаршества на Руси относится к 1589 году. Это стало логическим результатом ферраро-флорентийской унии, которую Византийская церковь заключила в XV веке с Римом , в результате чего русская митрополия начала сама избирать своего первоиерарха.

Кроме того, после падения Византии в 1453 году Константинопольский патриарший престол оказался в полной зависимости от турецких султанов, в то время как Россия осталась единственным независимым православным государством и естественным образом превратилась в центр православного мира.

Государственная власть в России опиралась на полную лояльность и поддержку церкви, что привело к их взаимному усилению. Такие отношения между ними существовали до XVII века. В течение столетий экономическое, политическое и идеологическое могущество церкви неуклонно возрастало, что явилось одним из главных факторов становления великорусской народности и российской цивилизации.

Важное значение имело учреждение в России патриаршества, которое произошло в период правления Бориса Годунова и его стараниями. До этого глава Русской Церкви, носивший титул митрополита, уступал рангом руководителям других православных церквей. Первым русским патриархом в 1589 году стал Иов, великообразованный человек, крупный богослов и публицист, бывший до этого митрополитом. Он сыграл заметную роль в событиях начала XVII века, не признал Лжедмитрия и призвал народ к борьбе с ним, за что был смещен.

Конфликт патриарха Никона и царя Алексея Михайловича

Одним из фрагментов реформаторской деятельности Патриарха, целью которой было приведение русской церковной жизни в соответствие с современной ей жизнью греческих церквей, стала богослужебная реформа. Она началась в 1653 году и продолжилась при преемниках Патриарха Никона. Активное участие государства в реформе и насильственное ее насаждение привели к последствиям, которые многие историки называют катастрофическими. С этого момента начинается история русского старообрядчества - раскола, который не изжит и ныне.

Не менее значительные последствия имели споры по вопросу о соотношении Патриаршей и царской власти. В 1652 году митрополит Новгородский и Великолуцкий Никон поставил условием принятия Патриаршего сана "неложное послушание царя и бояр Патриарху, яко начальнику, и пастырю, и отцу краснейшему, елико вам возвещать буду о догматах Божиих и о правилах". Это обещание царем и боярами было дано.

В деле церковного управления Патриарх Никон разрушил существовавшую практику поставления епископов и настоятелей монастырей по царскому указу и, по свидетельству Павла Алеппского, "распоряжался самодержавно". Как писал митрополит Макарий (Булгаков), в лице Патриарха Никона "власть русского Патриарха достигала такой степени, какой она не достигала ни прежде, ни после.”

Однако в результате придворных интриг Патриарх потерял влияние в царском дворе и в гневе отказался от управления Церковью. Затянувшееся на многие годы противостояние опального Первоиерарха и царя имело и более далекие последствия.

Реформы Петра I

С завершением процесса государственной централизации стала постепенно меняться социокультурная роль церкви в России. Она использовала все имеющиеся у нее средства, близость к светской власти и влияние на нее с тем, чтобы сохранить и упрочить свое положение духовного монополиста. Недовольство Петра духовенством росло год от года. Этому способствовало то обстоятельство, что в этой среде находилось наибольшее число противников обновления страны.

Когда в 1700 г. умер патриарх Адриан, ярый приверженец старины и противник нововведений, царь назначил ему преемника в лице митрополита рязанского и муромского Стефана Яворского, объявленного блюстителем патриаршего престола. Патриарший разряд был упразднен, а его функции были переданы восстановленному в 1701 г. Монастырскому приказу во главе с боярином И. Л. Мусиным-Пушкиным и дьяком Е. Зотовым. Все имущество и финансы церкви, закрепленные за ней земли и крестьяне находились в ведении Монастырского приказа, впоследствии подчиненного Синоду. Вскоре Петр издал ряд указов, сокращавших самостоятельность духовенства в государстве и независимость духовного чина от светской власти. Ряд дальнейших мер облегчал жестокость гонений на ревнителей древнего благочестия и разрешал свободное исповедание и оказательство своей веры иностранцам, как католикам, так и протестантам. В основу этих мер лег принцип, высказанный Петром: «Господь дал царям власть над народами, но над совестью людей властен один Христос». Наконец в 1721 г. церковь получила свой высший орган — 25 января Петр подписал манифест об установлении Духовной коллегии, или Святейшего правительствующего Синода. Псковский архиепископ Феофан Прокопович по поручению Петра написал духовный устав, или регламент, для Синода. Это был законодательный акт, в котором определились функции Синода, обязанности его членов по управлению церковью, подчеркивался государственный характер учреждения: «Духовный коллегиум под державным монархом есть и от монарха установлено». Фактически члены Синода приравнивались к чиновникам других государственных учреждений. В регламенте также объяснялись причины, заставившие Петра предпочесть соборное, или коллегиальное, и синодальное управление церковью единоличному патриаршему. «От соборного правления можно не опасаться отечеству мятежей и смущения, каковые происходят от единого собственного правителя духовного ибо простой народ не ведает, как разнствует власть духовная от самодержавной... Когда же народ увидит, что соборное правительство установлено монаршим указом и сенатским приговором, то пребудет в кротости и потеряет надежду на помощь духовного чина в бунтах». С 1724 г. Синод был преобразован в Синодальную камер-контору. Таким образом, Петр I полностью подчинил церковь своей власти. Церковь теперь полностью под чинилась, став послушным орудием в руках светской власти. Духовенство стало превращаться в такое же сословие, имеющее свои обязанности и задачи, как дворянство и посадские. А обязанности эти были довольно тяжкими — священникам предписывалось не только защищать проводившиеся правительством: реформы, но также помогать правительству в сыске и задержании лиц, отрицательно относившихся к преобразованиям. Нарушалась даже тайна исповеди — под страхом казни священники обязаны были доносить о намерениях исповедовавшихся совершить государственное преступление: измену, бунт, злоумышление на жизнь царя и прочее

Восстановление этого института произошло лишь в 1917 году после Февральской революции: откровенное вмешательство временного правительства в церковную жизнь и вызов большевизма побудили Церковь форсировать восстановление патриаршества

Русские первооткрыватели:

Афанасий Никитин-(Год рождения неизвестен-1475). Русский путешественник, тверской купец.

Совершил путешествие в Персию, Индию. По пути обратно посетил африканский берег (Сомали), Маскат, Турцию.

Дал ценное описание средневековой Индии, доказал, что во 2-ой пол. 15 в., за 30 лет до португальского «открытия» Индии, путешествие туда мог совершить даже не богатый, но целеустремленный человек.

Ермак (Ермолай) Тимофеевич, кличка Токмак (между 1537 и 1540, село Борок на Северной Двине — 05 августа 1585, берег Иртыша близ устья Вагая), русский землепроходец, завоеватель Западной Сибири, казачий атаман (не позже 1571).

Открыл новый путь на Обь и Иртыш через Средний Урал.

Казаки Ермака проложили путь на Западную Сибирь. По их следам на восток двинулись землепроходцы. Походы Ермака обогатили географические познания человечества. Бессмертная трехлетняя одиссея Ермака внесло особый вклад в дело освоения Сибири.

И. Ю. Москвитин (Годы рождения и смерти неизвестны).-Русский землепроходец, первооткрыватель.

Первооткрыватель Дальнего Востока, Охотского моря и острова Сахалин.

Его походы давали возможность реально оценить пределы Российской земли. Москвитин первым увидел Шантарские острова и Удскую губу. Вернулся в Якутск с первыми достоверными сведениями об Амуре. Он открыл дорогу многим другим землепроходцам.

В.Д. Поярков Год рождения и дата смерти неизвестны, русский землепроходец

Впервые проник в бассейн реки Амур, открыл реку Зея, Амурско-Зейскую равнину, среднее и нижнее течение реки Амур до устья.

Собрал ценные сведения о народах, живущих на Амуре, убеждал якутских воевод присоединить амурские страны к Руси.

Ерофей Павлович Хабаров (1603 - после 1671) - русский землепроходец.

В 1632-1638 гг. - обследовал бассейн реки Лены, открыл соляные источники и пахотные земли. В 1649-1653 годах совершил ряд походов в Приамурье, составил чертеж "реке Амуру".

Был одним из первых исследователей Амура

С.И. Дежнёв(~1605-1673) уроженец Великого Устюга. Выходец из крестьян-поморов. Выдающийся российский мореход, землепроходец, первооткрыватель и исследователь Дальнего востока.

Ходил на север Сибири, участвовал в открытии и присоединении новых земель. Обогнул Чукотский полу- остров, открыв тем самым пролив между Азией и Америкой. Основал Анадырский острог. Исследовал и часть бассейна р. Анюй

Совершил много открытий на Анадыре. Исследовал и часть бассейна р. Анюй. Внес колоссальный вклад в открытие русских земель. Появилось доказательство того, что Америка - самостоятельный континент, а из Европы в Китай можно плавать северными морями вокруг Сибири.

В.В. Атласов (~1661-1711)-русский землепроходец, сибирский казак.

В 1697-1699 годах совершил походы по Камчатке. Дал первые сведения о Камчатке, представил первое разностороннее ее описание, Курильских островах и Японии.

Внес большой вклад в освоение Сибири.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.