Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Создание денег коммерческими банками





Банки Депозиты, руб. Обязательные резервы, руб. Избыточные резервы (ссуды или вновь созданные деньги), руб.
А
Б
В
Г 102,4
Д 81,9 327,1
Е 327,1 65,5 262,2
Ж 262,2 52,4 209,8
З 209,8 167,8
И 167,8 33,6 134,2
Другие банки 670,9 134,2 535,7
Общее количество созданных денег    

Как видно из табл. 6.1, деньги (первоначальный депозит) начинают в банковской системе увеличиваться, множиться. Таким образом, банковская система создает деньги, увеличивает денежную массу в обращении. Скорость роста денежной массы зависит от нормы обязательных резервов, которая определяет денежный мультипликатор (m):

.

При норме обязательных резервов, равной 20 %, денежный мультипликатор будет равен 5, т. е. первоначальная ссуда (800 руб.), благодаря деятельности коммерческих банков, увеличится в пять раз и в конце года будет превращена в 4000 руб., вышедших в экономику и обслуживших товарные сделки:

вновь созданные деньги =первоначальная ссуда ×
×денежный мультипликатор.

Чем больше норма обязательных резервов коммерческих банков, тем меньше скорость увеличения денег в банковской системе, и, наоборот, чем меньше норма обязательных резервов, тем выше скорость увеличения денег. Изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков является одним из основных инструментов краткосрочной монетарной политики государства.

 

6.4. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства: цели, виды, инструменты

Важнейшей функцией Центрального банка страны является осуществление денежно-кредитной политики государства.

Денежно-кредитная политика государства направлена на регулирование денежного обращения, которое обслуживает реальный сектор экономики. Она должна обеспечивать устойчивость национальной валюты и стабильность цен. Различают два вида денежно-кредитной политики:



- политика денежной экспансиидешевых денег»), которая проводится с целью стимулирования кредита и денежной эмиссии для развития экономической активности;

- политика денежной рестрикциидорогих денег») с целью сдерживания кредита и денежной эмиссии для сдерживания экономической активности, когда экономика находится в состоянии перегрева.

Денежно-кредитная политика осуществляется на основе:

- общих методов, включающих учетную политику, изменения нормы обязательных резервов коммерческих банков, операции Центрального банка на открытом рынке ценных бумаг;

- селективных методов, направленных на прямое ограничение размеров банковских кредитов, контроль по отдельным видам кредитов.

Инструментами денежно-кредитной политики государства являются:

1) изменение учетной ставки процента, по которой Центральный банк при необходимости предоставляет кредиты коммерческим банкам;

2) изменение нормы обязательных резервов, которые каждый коммерческий банк должен отчислять в Центральный банк для обеспечения частичной ликвидности заимствованных денежных средств. Этот инструмент является наиболее мощным, но достаточно грубым, так как затрагивает основы всей банковской системы, даже незначительное изменение нормы обязательных резервов (через денежный мультипликатор) способно вызвать значительные изменения в объеме банковских депозитов и кредита;

3) операции Центрального банка на открытом рынке ценных бумаг путем купли или продажи ценных бумаг. В настоящее время это основной инструмент денежно-кредитной политики государства.

Проводя политику экспансии, Центральный банк снижает учетную ставку процента и норму обязательных резервов, а также покупает государственные ценные бумаги у фирм и населения, тем самым увеличивая денежную массу в экономике, делая более дешевыми и доступными денежные средства для участников экономики.

Проводя политику рестрикции, Центральный банк, наоборот, увеличивает учетную ставку процента и норму обязательных резервов, а также продает государственные ценные бумаги фирмам и населению, тем самым уменьшая денежную массу в экономике, делая более дорогими и недоступными денежные средства для участников экономики.

Однако не все экономисты согласны с широким использованием этих инструментов краткосрочной денежно-кредитной политики государства, считая, что ее применение вносит нестабильность в механизм функционирования экономики. Например, монетаристы (Милтон Фридмен) считают, что государство должно проводить долгосрочную монетарную политику на основе постепенного (соответственно экономическому росту в 3–4 % и потребностям экономики в деньгах) увеличения денежной массы на 4–5 % в год. Это не будет способствовать развитию инфляции и будет достаточным для нормального обеспечения экономики денежными средствами.

Во всех странах государство через Центральный банк в той или иной мере использует все инструменты денежно-кредитной политики, сообразуясь с конкретной ситуацией, которая складывается в экономике.

 

Основные понятия и категории

Товары-эквиваленты. Товарный обмен. Товарное обращение. Всеобщий эквивалент. Товарные (полноценные) деньги. Функции товарных денег: мера стоимости, средство платежа, средство обращения, средство накопления, мировые деньги. Бумажные (символические, декретные) деньги; наличные деньги: банкноты, казначейские билеты, разменные монеты. Безналичные (кредитные) деньги. Банковские деньги. Электронные деньги. Национальная денежная система. Совокупный спрос на деньги. Предложение денег. Структура денежной массы. Денежные агрегаты: М0, М1, М2, М3. Ликвидность и доходность денежных агрегатов. Абсолютная ликвидность. Квазиденьги. Кредит: функции и формы. Принципы кредитования. Современная кредитная система и ее структура. Банковская система. Центральный банк и его функции. Коммерческие банки и их операции. Маржа. Создание денег коммерческими банками. Первоначальный депозит. Обязательные и избыточные резервы коммерческих банков. Денежный мультипликатор. Денежно-кредитная политика государства.
Виды денежно-кредитной политики: политика денежной экспансии («дешевых денег») и политика денежной рестрикции («дорогих денег»). Методы денежно-кредитной политики государства: общие и селективные. Инструменты денежно-кредитной политики государства: изменение учетной ставки процента, изменение нормы обязательных резервов, операции Центрального банка на открытом рынке ценных бумаг. Долгосрочная монетарная политика.

 
 

Т е м а 7

Инфляция

7.1. Инфляция: сущность, виды, показатели. Особенности современной инфляции.

7.2. Социально-экономические последствия инфляции.

 

7.1. Инфляция: сущность, виды, показатели.
Особенности современной инфляции

Инфляция (в переводе с латинского означает «вздутие») представляет собой сложное, многофакторное явление, которое возникает и развивается вследствие проявления различных диспропорций в экономике. Инфляция проявляется в понижении покупательной способности денег (обесценении денег) и одновременном росте цен.

Инфляция стала возможной с появлением денег и особенно бумажных денег, которые имеют низкую эластичность. Однако она носила временный характер и обычно вызывалась войнами, когда правительства воюющих стран прибегали к покрытию своих огромных военных расходов с помощью печатания денег без соответствующего их товарного обеспечения (сеньораж).

Хронический характер инфляция приняла лишь в ХХ в. и стала особо острой проблемой развития экономики в 1970–1980-х гг.

В экономической теории и практике выделяют различные виды инфляции, которые классифицируют по различным критериям (признакам):

I. По внешним формам проявления различают открытую и подавленную инфляцию.

Открытая инфляция имеет место в рыночной экономике и характеризуется постоянным ростом цен на товары и услуги. Население привыкает к ней, и она учитывается в экономической политике государства и в трудовых отношениях при заключении коллективных договоров между наемными работниками и работодателями.

Подавленная инфляция означает отсутствие открытого, явного повышения общего уровня цен. Этот вид инфляции имел место в бывших социалистических странах с командно-административной системой управления, где цены удерживались государством на неизменном уровне в течение многих лет. Проявлялась же подавленная инфляция в хроническом товарном дефиците, очередях, высоком уровне цен на черном рынке. Эта инфляция означала наличие большого неудовлетворенного спроса населения на фоне недостаточного предложения товаров и услуг и необходимости регламентированного распределения товаров. Подавленная инфляция (дефляцит) парализовала информационную функцию цен, способствовала криминализации экономики на основе перемещения товаров в теневую экономику. С переходом к рыночной экономике и либерализации цен подавленная инфляция переходит в открытую. Чем выше была подавленная инфляция в экономике, тем значительнее был скачок цен после их либерализации (в России в 1992 г. цены выросли в 26 раз).

II. По структуре различают сбалансированную (одновременный и примерно одинаковый темп роста цен на большинство товаров) и несбалансированную (различный темп роста цен на разные товары и услуги, что затрудняет ориентацию экономических агентов в экономике и принятие ими рациональных решений).

III. По характеру различают ожидаемую (поддается прогнозированию и учету в принимаемых решениях) и неожидаемую инфляцию, которая проявляется во внезапном скачке товарных цен и не поддается контролю.

IV. По темпам роста различают (измерителями являются индексы цен, в том числе дефлятор ВВП, и уровень инфляции):

- низкую инфляцию, которая сейчас характерна для большинства высокоразвитых стран мира. УИ = 1–3 %;

- умеренную инфляцию, которая считается нормой. Современные кейнсианцы считают ее даже полезной для экономического развития, так как непрерывный умеренный рост цен стимулирует оживление на товарных рынках, повышает деловую активность, способствует расширению производства и занятости. УИ = 4–6 %;

- высокую инфляцию, которая имеет место в России и не поддается понижению. УИ = 10–20 %;

- галопирующую инфляцию, которая осуществляется обычно скачками, становится опасной и может перейти в гиперинфляцию. УИ > 20 %;

- гиперинфляцию, которая представляет наибольшую опасность. Она означает полное разбалансирование экономики: производство дезорганизуется, население «бежит» от обесценившихся национальных знаков (долларизация), проявляется ажиотажный спрос на недвижимость, твердую валюту, драгоценные металлы и пр. Гиперинфляция практически неуправляема, обычные методы воздействия государства на цены не действуют, и государство вынуждено обратиться к чрезвычайным неэкономическим мерам, вплоть до одновременного замораживания цен и заработной платы на несколько месяцев и проведения денежной реформы конфискационного типа. Сейчас рамки гиперинфляции подняты, и она признается, если в экономике цены ежемесячно увеличиваются более чем на 50 % на протяжении не менее 3–4 месяцев.

V. По экономической природе различают инфляцию спроса и инфляцию предложения.

Рассматривая причины инфляции, экономисты проводят различие между двумя ее видами: инфляцией спроса (инфляцией покупателей) и инфляцией издержек (инфляцией продавцов). Это две, как правило, взаимосвязанные, но неравнозначные причины инфляции: одна – со стороны спроса (избыток денежных средств у покупателей), другая – со стороны предложения (рост производственных издержек).

Инфляция спроса обычно возникает при полной занятости и полной загруженности производственных мощностей. В этом случае повышение спроса на какой-либо товар вызывает производный спрос на ресурсы и последующий рост цен на них. Если часть ресурсов до этого была бы не задействована, они могли бы вовлекаться в производство при уже действующих ценах. Но рост спроса при полной загруженности мощностей и занятости не подкрепляется эластичным расширением предложения, поэтому цены растут.

Инфляция спроса вызывается следующими денежными факторами:

– милитаризацией экономики и ростом военных расходов;

– дефицитом государственного бюджета и ростом внутреннего долга. Покрытие дефицита происходит путем размещения займов государства на денежном рынке или при помощи эмиссии неразменных банкнот Центрального банка;

– кредитной экспансией банков;

– эмиссией национальной валюты сверх потребностей товарооборота при покупке иностранной валюты странами с активным платежным балансом (импортируемая инфляция);

– чрезмерных инвестиций в тяжелую промышленность.

Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой: «Слишком большое количество денег охотится за слишком малым количеством товаров».

В результате этого в обращении возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, повышаются цены. В ситуации, когда уже имеет место полная занятость в сфере производства, производители не могут увеличить предложение товаров в ответ на увеличение спроса. Инфляцию спроса иллюстрирует рис. 7.1.

Рис. 7.1. Инфляция спроса

На первом отрезке кривой совокупного предложения (АЕ1АЕ2) общие расходы до такой степени низки, что объем валового внутреннего продукта отстает от своего максимального уровня. Уровень безработицы высок, большая доля производственных мощностей бездействует.

По мере роста спроса экономика вступает на второй (АЕ2АЕ3) отрезок кривой совокупного предложения: растет производство, растут цены. По мере расширения производства запасы исчерпываются, все труднее и труднее находить экономические ресурсы, так как привлечение квалифицированной рабочей силы требует более высокой оплаты, что приведет к росту издержек и, соответственно, цен.

Третий (АЕ3АЕ4) отрезок характеризуется полной занятостью, достижением максимального валового внутреннего продукта, т. е. экономика не может отвечать на рост спроса увеличением объема. Единственное, что может вызвать увеличивающийся совокупный спрос (избыточный спрос), – это рост цен.

Условиями инфляции спроса являются:

- рост спроса со стороны населения, факторами которого выступают рост заработной платы и рост занятости;

- увеличение инвестиций и рост спроса на капитальные товары во время экономического подъема;

- рост государственных расходов (рост военных и социальных заказов).

Если же экономика близка к полной занятости и загруженности производственных мощностей, то рост расходов населения, предприятий, государства на потребление смещает кривую совокупного спроса вверх, растут цены.

Другим видом инфляции является инфляция издержек (предложения), которая вызывается ростом цены любого из факторов производства, будь то земля, капитал или рабочая сила. Издержки производства повышаются, затем они переносятся на цену выпускаемой продукции. Подорожавший товар оплачивается покупателем. Если для него этот товар является ресурсом для последующего производства, издержки повышаются и у него, что заставляет предпринимателя компенсировать потери повышенной ценой. Возникает своеобразный инфляционный передаточный механизм (инфляционная спираль). Инфляция издержек распространяется в стране подобно эпидемии.

Факторами инфляционного роста издержек являются:

- монополизация экономики и возрастание олигополистической практики ценообразования;

- налоговая политика, т. е. рост налогов, которая приводит к налоговой инфляции;

- рост номинальной заработной платы вследствие деятельности профсоюзов;

- рост цен на импортируемое сырье и энергоресурсы (импортируемая инфляция).

Рост издержек производства считали главной причиной инфляции представители неоклассической концепции. Если при инфляции спроса рост денежной массы приводит к росту цен, то в условиях инфляции издержек, наоборот, сначала растут цены, а затем увеличивается денежная масса.

Возможен и другой вариант, когда издержки растут, но в условиях насыщенного рынка предприниматель не может перекрыть рост расходов повышенной ценой. В этом случае сокращается прибыль, часть капиталов из-за падающей доходности покидает производство и уходит в сбережения. Совокупное предложение уменьшается, что неизбежно также приводит к общему росту цен.

Как видно из рис. 7.2, повышение цены предложения (рост издержек) приводит к смещению кривой предложения влево вверх (из АS1 в АS2). В итоге через определенное время баланс спроса и предложения вновь налаживается, но уже в точке (АЕ2), соответствующей более высокой цене.

Следует особо отметить, что в экономике одновременно действуют и факторы, увеличивающие совокупный спрос, и факторы, увеличивающие издержки. Поэтому следует говорить лишь о преимущественном действии тех или иных.

Набор причин инфляции и степень влияния каждой из них своеобразен для каждой страны, для каждого исторического периода и стадии экономического цикла. Поэтому в реальной действительности выделить два вида инфляции довольно трудно. Важно учитывать, какой вид инфляции является главным генератором инфляционного роста цен.

 

AE3
AE1
AE2
AS1
AS2
AD1
AD2
P2 P1    

Рис. 7.2. Инфляция предложения

 

Монетаристы (М. Фридмен) вообще считают, что инфляция является чисто денежным явлением, которое возникает вследствие чрезмерного предложения денег, вызванного неверной государственной денежной политикой, прежде всего выпуском лишних денег (сеньораж) с целью покрытия бюджетного дефицита. Поэтому государство, реализуя долгосрочную монетарную политику путем постепенного умеренного (4–5 % в год) увеличения денежной массы в экономике, способно свести инфляцию к минимуму.

Следует особо отметить, что в отдельных случаях возможен рост цен, не обусловленный инфляционными процессами. Цены могут повышаться в силу улучшения качества продукции, ухудшения условий добычи топливно-сырьевых ресурсов, изменения общественных потребностей. Рост цен, связанный с сезонными колебаниями конъюнктуры рынка, также нельзя считать инфляционными. Повышение производительности труда при прочих равных условиях должно вести к повышению цен, но это будет, как правило, не инфляционный, а в определенной мере логичный, оправданный рост цен.

Для изучения феномена и взаимосвязи факторов инфляции нередко используется кривая Филлипса. Она иллюстрирует обратную связь между движением цен (и заработной платы) и уровнем безработицы (рис. 7.3). Эту связь впервые установил в конце 1950-х гг. английский экономист Филлипс. Он обратил внимание на то, что в условиях депрессии, для которой характерно снижение или, по крайней мере, торможение цен, наблюдается рост безработицы. С наступлением подъема происходит рост цен (повышенный спрос на товары), а уровень безработицы снижается.

 

P PN    
UN
U
N

Рис. 7.3. Кривая Филлипса

 

На рис. 7.3 P означает уровень инфляции, а U – уровень безработицы в процентах.

Уровень заработной платы и уровень занятости взаимосвязаны.
С повышением заработной платы занятость растет, а безработица снижается. Но повышение заработной платы означает рост издержек, а следовательно, и цен. Повышение же цен, как правило, означает снижение безработицы. Рост цен (инфляция) выступает в качестве платы за сокращение безработицы.

Зависимость первоначально показывала связь безработицы с изменениями зарплаты: чем выше безработица, тем меньше прирост денежной заработной платы, тем ниже рост цен, и наоборот, чем ниже безработица и выше занятость, тем больше прирост денежной заработной платы, тем выше темп роста цен.

Инфляция и безработица – две острые и взаимосвязанные проблемы. Чем выше темпы инфляции, тем ниже размеры безработицы. Чем ниже темп инфляции, тем большее число людей вынуждены заниматься поиском работы.

При выработке экономической политики приходится выбирать: либо инфляция, либо безработица. Практически идет поиск наиболее приемлемого сочетания двух «зол».

Подходы к решению проблемы искомого сочетания инфляции и безработицы неодинаковы у представителей кейнсианской концепции и теории монетаризма. Кейнс исходил из того, что стимулирование денежного спроса (небольшая инфляция) будет способствовать повышению уровня занятости. Фридмен утверждал, что равномерный рост денежного предложения и устранение бюджетного дефицита ведут к торможению инфляции, стабильному экономическому росту и «нормальной» занятости. Кейнс делал упор на гибкую денежную политику и рост денежной массы, Фридмен был сторонником жесткой денежной и фискальной политики.

Следует особо отметить, что кривая Филлипса «работает» в относительно короткие периоды роста безработицы и снижения производства. В долгосрочном периоде эта кривая представляет собой вертикальную прямую, иначе говоря, показывает отсутствие зависимости между уровнем инфляции и уровнем безработицы. В условиях длительного периода кривая «взлетает вверх», становится «крутой». Проще говоря, возникает так называемая стагфляция, характеризующаяся сохранением высокой безработицы при одновременном инфляционном росте цен.

В настоящее время инфляционные процессы охватили все страны мира, хотя их интенсивность и характер значительно различаются по странам, что требует тщательного анализа инфляции и выработки эффективной антиинфляционной политики. Следует особо выделить особенности современной инфляции:

1) она носит всеобщий, мировой характер, практически охватила все страны мира;

2) в разных странах инфляция развивается разными темпами, неравномерно, скачкообразно в зависимости от фазы экономического цикла, степени государственного регулирования экономики;

3) инфляция носит не эпизодический, а непрерывный характер (ацикличность инфляции);

4) до середины 1980-х гг. во многих развитых странах имела место галопирующая инфляция, сейчас низкая и умеренная. В России в 2000-х гг. инфляция остается высокой, в 2005 г. УИ = 12 %, в 2006 г. УИ составил 9 %, в 2007 г. − 11,7 %, в 2008 г. – 14 %.

 

7.2. Социально-экономические последствия
инфляции

Последствия инфляции неоднозначны. Если умеренные темпы инфляции, по мнению многих экономистов, и могут временно оживить экономику, а государство получает сеньораж, то дальнейшее раскручивание инфляции скорее имеет отрицательные последствия как для развития экономики в целом и проведения макроэкономической политики, так и для населения.

Последствия инфляции для экономики:

- высокая и галопирующая инфляция снижает деловую активность в экономике (нет стимулов к долгосрочным инвестициям, дорожает новая техника, деньги крутятся в финансовом секторе экономики);

- замедляется НТП;

- снижаются стимулы к труду из-за снижения реальных заработков у наемных работников.

Трудности проведения экономической политики в условиях инфляции:

- неравномерный рост цен усиливает диспропорции между отраслями экономики;

- нарушается функционирование всей денежно-кредитной системы, возрождается бартер, снижается действие экономических рычагов в экономике.

Социальные последствия инфляции:

- обесцениваются личные сбережения населения в банках, в наличности, ценных бумагах. Начинается «бегство» от дешевых национальных денег, массовое приобретение устойчивых иностранных валют;

- снижаются текущие реальные доходы населения, особенно у групп с фиксированными доходами, которые, как правило, не индексируются и не компенсируются в полной мере. Это приводит к значительной дифференциации населения по доходам, расслоению общества на богатых и бедных, значительному расползанию бедности в обществе;

- проявляется эффект инфляционного налогообложения, особенно при использовании прогрессивного налогообложения;

- усиливается имущественное неравенство населения, что вызывает социальное напряжение в обществе. Основное бремя инфляции ложится на средний класс.

Перечисленные негативные последствия инфляции требуют проведения эффективной государственной антиинфляционной политики.

Следует особо отметить, что современная экономика инфляционна по своей сути, так как инфляцию вызывают многие факторы:

- хронический дефицит госбюджета;

- неэффективная краткосрочная монетарная политика (чрезмерная денежная экспансия);

- монополизация рынков;

- милитаризация экономики;

- эффект инфляционных ожиданий у населения в условиях имеющейся инфляции;

- импортируемая инфляция и пр.

Поэтому полностью искоренить инфляцию невозможно. В силу этого перед государством встает важная задача: осуществляя эффективную антиинфляционную политику, сделать инфляцию управляемой (ожидаемой), сбалансированной и умеренной.

 

Основные понятия и категории

Инфляция. Сеньораж. Виды инфляции: открытая и подавленная (дефляцит), сбалансированная и несбалансированная, ожидаемая (контролируемая) и неожидаемая (неконтролируемая), низкая, умеренная, высокая, галопирующая и гиперинфляция. Избыточный спрос и инфляция спроса. Инфляция предложения (издержек). Факторы инфляции предложения. Налоговая инфляция. Импортируемая инфляция. Кривая Филлипса. Стагфляция. Особенности современной инфляции. Последствия инфляции для экономики. Социальные последствия инфляции. Эффект инфляционного налогообложения.

 
 

Т е м а 8

Социальная политика государства

8.1. Социальная политика государства: цели и основные направления.

8.2. Причины неравенства в распределении доходов в рыночной экономике. Кривая Лоренца и коэффициент Джини. Децильный и квинтильный коэффициенты. Государственная политика перераспределения доходов: цели и методы. Компромисс между экономической эффективностью и социальной справедливостью.

 

8.1. Социальная политика государства:
цели и основные направления

В развитых странах к настоящему времени сформировалась социально-ориентированная рыночная экономика.

В Конституции РФ, принятой в 1993 г., российское государство определяется как социальное, т. е. Конституцией декларирована ориентация на создание в России модели социально-ориентированной экономики. Большую роль в социальной ориентации экономики должна играть социальная политика государства, которая строится на принципах социальной справедливости и социального равенства.

Социальное равенство означает равные права и возможности каждого гражданина в получении экономических и духовных благ общества в зависимости от индивидуальных способностей и общественных условий.

Социальная справедливость означает сложившиеся общественные отношения в области производства и распределения материальных и духовных благ, при которых наиболее полно реализуется социальное равенство в получении доли этих благ отдельными гражданами.

Социальная политика государства представляет собой совокупность форм и методов государственного воздействия на состояние социальных показателей общественного развития с помощью бюджетных, административных и законодательных рычагов для достижения социальной справедливости.

Главными целями социальной политики государства являются:

- повышение трудовой и хозяйственной активности населения;

- обеспечение каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих своим трудом и предприимчивостью обеспечить благосостояние семьи и формирование сбережений;

- ослабление дифференциации доходов и имущества;

- стабилизация жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности;

- сдерживание роста безработицы и материальная поддержка безработных, а также подготовка трудовых ресурсов такого размера и качества, которые соответствуют потребностям общественного производства;

- поддержание стабильного уровня реальных доходов населения путем проведения антиинфляционных мер и индексации доходов;

- развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, жилищное хозяйство, культура и искусство).

Выделяют три основных направления социальной политики государства:

1) частичное перераспределение доходов населения через бюджетную систему страны (налоги – государственные трансфертные платежи);

2) регулирование рынка труда и осуществление политики занятости;

3) социальная защита населения.

В экономической теории и практике существует два подхода к проведению государством социальной политики:

- либеральный, который предполагает активную социальную политику государства с высокой степенью социальной защищенности населения (шведская модель);

- консервативный, который предполагает пассивную социальную политику компенсационного характера (США). При этом считается, что наилучшие возможности для решения социальных проблем создает частный сектор, а государство должно оказывать крайне ограниченную финансовую помощь и то лишь отдельным слоям населения.

Социальная политика многих стран находится в диапазоне между двумя этими моделями.

8.2. Причины неравенства в распределении доходов
в рыночной экономике. Кривая Лоренца и коэффициент Джини. Децильный и квинтильный коэффициенты.
Государственная политика перераспределения доходов:
цели и методы. Компромисс между экономической
эффективностью и социальной справедливостью

Доходы населения – это сумма денежных средств и материальных благ, которые получены из различных источников или произведены самими домашними хозяйствами за определенный период времени (год, квартал, месяц). Население получает доходы в денежной или натуральной форме.

Денежные доходы населения включают все поступления в виде заработной платы, пенсий, стипендий, пособий, дивидендов, доходов от предпринимательской деятельности, продажи ценных бумаг, недвижимости, изделий и предметов собственного изготовления и доходов от оказания услуг.

Натуральные доходы – это продукция домашних хозяйств, а также воспомоществования, полученные по разным каналам от государства, организаций, различных обществ (гуманитарная помощь, подарки, суповые кухни и пр.).

Наряду с легальными имеют место и нелегальные доходы, которые население получает в обход существующего законодательства и скрывает от налогов.

Следует различать номинальные и реальные доходы населения (см. п. 7.2), так как только увеличение реальных доходов населения означает действительное повышение жизненного уровня населения.

В современном обществе существует значительная дифференциация доходов по различным социальным группам, которая подразумевает различия в уровне дохода на душу населения (ВВПд), на каждого занятого или на семью. Основными причинами дифференциации доходов являются:

- различия в возрасте, здоровье;

- различия в индивидуальных способностях: физических и умственных;

- различия в образовании и возможностях его получения;

- различия в составе семьи;

- различия в обладании собственностью;

- различия в предпринимательских способностях.

Эти причины порождают неравенство в доходах различных групп населения. Обычно статистика выделяет три группы населения:

1) богатые (20 %);

2) средние (средний класс) (60 %);

3) бедные (20 %).

Если вторая группа (средний класс) составляет не менее 50 % населения, то общество считается стабильным. К бедным относятся семьи, которые тратят на питание более 1/3 своего семейного дохода.

В экономической теории и практике для определения степени неравенства в получении доходов используется кривая Лоренца (рис. 8.1, 8.2), которая графически отражает фактическое распределение совокупного дохода общества между различными группами населения, и коэффициент Джини – индекс дифференциации доходов населения.

 

C
B
A

Рис. 8.1. Кривая Лоренца (ОСА)

 

В
A
C
A
B

Рис. 8.2. Сдвиг кривой Лоренца после уплаты налогов

 

На рис. 8.1 прямая линия ОА показывает равное распределение доходов в обществе и называется линией абсолютного равенства. Кривая линия ОСА – кривая Лоренца – показывает фактическое (неравное) распределение доходов в обществе. Чем более прогнута кривая Лоренца, тем более неравномерное распределение доходов имеет место в обществе.

Государство, проводя социальную политику на основе использования прогрессивной системы налогообложения доходов населения и системы государственных трансфертных платежей, уменьшает неравенство в доходах населения, что иллюстрируется на рис. 8.2 сдвигом кривой Лоренца в сторону линии абсолютного равенства.

Степень дифференциации доходов населения в обществе измеряется на основе расчета коэффициента Джини:

.

Значение коэффициента Джини различно в разных странах. Обычно его значения невелики (что означает незначительную дифференциацию доходов) в странах, которые осуществляют либеральную социальную политику (в скандинавских страны КДжини = 0,22), но значительно больше в странах с консервативной социальной политикой (в США КДжини = 0,46).

Для характеристики степени концен









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.