Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Макроэкономическая политика при фиксированном валютном курсе





Экономическая политика, на­правленная на достижение только внутреннего равновесия (обыч­но через регулирование совокупного спроса), лишь в исключи­тельных случаях одновременно приводит и к внешнему равно­весию. Аналогичная ситуация складывается при обособленном регулировании внешнего равновесия. Поэтому задача одновре­менного достижения внешнего и внутреннего баланса ставится как отдельная и поддается решению обычно с большим трудом.

 
 

В ходе анализа проблемы внутреннего и внешнего равнове­сия был выработан фундаментальный принцип разработки и про­ведения экономической политики: для достижения двух незави­симых целей - внутреннего баланса (желательный объем выпуска при естественном уровне безработицы и низкой или нулевой ин­фляции) и внешнего баланса (сальдо платежного или торгового баланса равно нулю) требуются по крайней мере два независи­мых инструмента экономической политики. Соответственно, для достижения трех целей экономической политики должны быть использованы три инструмента и так далее.

В работах Р. Манделла было показано, что использование инструментов кредитно-денежной и бюджетно-налоговой поли­тики позволяет одновременно достичь двух целей - внешнего и внутреннего равновесия при условии, что модель допускает меж­дународное передвижение капитала.

Теоретический аспект проблемы внутреннего и внешнего рав­новесия часто рассматривается с использованием несколько мо­дифицированной модели IS-LM путем добавления к ней третьей кривой BP, показывающей равновесие платежного баланса.

Рассмотрим один из вариантов такого подхода, который до­вольно часто используется для решения задачи одновременного достижения внутреннего и внешнего баланса в условиях, когда правительство поддерживает фиксированный валютный курс. Графическое представление данного подхода предполагает, что на осях координат непосредственно заданы два основных инструмента политики, используемые для решения двух постав­ленных задач (внутреннее и внешнее равновесие): уровень госу­дарственных расходов (G) и ставка процента (R).



На рисунке 1 кривая ВВ представляет собой набор сочета­ний объемов государственных расходов (G) и значений ставки процента (R), соответствующих поддержанию внешнего балан­са, то есть ситуации, когда сальдо платежного баланса равно нулю (ВР=0).

Положительный наклон кривой объясняется следующим об­разом. Пусть в начальной точке Е достигнут внутренний и вне­шний баланс. Повышение государственных расходов (G) будет отражено движением вправо от точки Е, например до точки А. Результатом станет рост дохода, а вместе с ним и увеличение им­порта, что вызовет дефицит торгового баланса (здесь рассмат­риваются лишь краткосрочные последствия фискальной полити­ки и не затрагивается влияние последующего изменения валют­ных резервов на предложение денег). Теперь для устранения возникшего дефицита платежного баланса (ВР<0) правительство должно принять меры, которые способствовали бы достижению положительного сальдо счета движения капитала. Этого можно добиться с помощью ограничительной денежной политики: воз­росшая ставка процента привлечет в страну иностранный капи­тал . Рост процентной ставки (движение из точки А в точку С на рис. 18.1) должен быть достаточен для того, чтобы положитель­ное сальдо счета движения капитала компенсировало дефицит по счету текущих операций и возвратило сальдо платежного балан­са к нулю (в точке С на кривой ВВ). Такое сочетание изменений G и R для сохранения внешнего равновесия объясняет положительный наклон кривой ВВ Все точки, лежащие ниже и правее кривой ВВ. отражают со­стояние дефицита платежного баланса (ВР<0). Сдвиг от кривой ВВ в этом направлении соответствует расширительной фискальной (вправо вдоль оси G) или монетарной (вниз вдоль оси R) политике, а значит, существует либо отрицательное сальдо счета текущих операций при повышении государственных расходов дохода и импорта, либо дефицит счета движения капитала при снижении ставки процента.

Любая точка левее и выше кривой ВВ отражает состояние положительного сальдо платежного баланса (ВР>0), возникаю­щее вследствие жесткой фискальной и денежной политики: саль­до капитального счета может быть положительным из-за высо­кой ставки процента (вверх от кривой ВВ вдоль оси R), счет теку­щих операций улучшится при снижении G, уровня дохода и импорта (влево от кривой ВВ вдоль оси G).

 
 

Рассмотрим графическое представление внутреннего баланса (рис.2), то есть состояния полной занятости, потенциального объема выпуска и отсутствия инфляции. Пусть в точке Е дости­гается как внешнее, так и внутреннее равновесие. Если правитель­ство повысит расходы G, то доход, согласно кейнсианской тео­рии, будет расти с мультипликативным эффектом. Движение из точки Е в точку А, отражающее этот рост, означает перемещение из точки равновесия в зону излишнего спроса, где повышенный доход (выше уровня, соответствующего полной занятости) со­здает инфляционное давление. Теперь для восстановления внут­реннего равновесия необходимо уменьшить размер денежной массы, поднимая R, чтобы сократить спрос. На графике это пред­ставлено движением из точки А в точку D, где доход возвращает­ся к уровню при полной занятости ресурсов и восстанавливается внутреннее равновесие.

Таким образом, набор сочетаний G и R, поддерживающих внутреннее равновесие, дает нам кривую YY с положительным наклоном. Все точки справа и ниже этой кривой находятся в зоне избыточного спроса (вследствие роста государственных расхо­дов G или удешевления денег R). Точки слева и выше кривой YY находятся в зоне избыточного предложения (безработица), что объясняется сокращением G (уменьшение спроса) и повыше­нием R.

Крутизна кривой ВВ зависит от степени мобильности капи­тала: чем более подвижен капитал, тем меньший рост R, вызыва­ющий приток капитала, требуется для финансирования дефици­та счета текущих операций, то есть кривая ВВ будет более поло­гой, и наоборот.

На практике оказывается, что даже при относительно низ­кой мобильности капитала кривая ВВ не может быть круче кри­вой YY. Чтобы представить это, рассмотрим движение из точки Е к точке D, обусловленное фискальным расширением и жесткой денежной политикой, рассчитанное таким образом, чтобы сохра­нить доход на уровне полной занятости. Положение линии ВВ относительно кривой YY можно определить, выяснив, является ли точка D точкой дефицита или излишка платежного баланса. Поскольку уровень дохода в точке D остается тем же, что и в точке Е (обе точки расположены на кривой внутреннего равно­весия), то импорт, а следовательно, и торговый баланс не изме­нятся. Однако ставка процента в точке D выше, чем в точке Е, следовательно, приток капитала в страну приведет, при прочих равных, к положительному сальдо счета движения капитала и. соответственно, платежного баланса в целом. Значит, точка D находится в зоне положительного сальдо платежного баланса, то есть выше кривой ВВ. Это подтверждает наше предположение о том, что кривая YY круче кривой ВВ.

Описанные способы достижения внутреннего и внешнего равновесия показывают, что определенное сочетание фискальной и монетарной политики позволяет поддерживать как внутрен­ний, так и внешний баланс. Дальнейшая задача состоит в том, чтобы определить степень воздействия фискальной и монетар­ной политики на внутренний и внешний баланс. Р. Манделл и М.Флеминг обнаружили, что кредитно-денежная и бюджетно-налоговая политика оказывают различное относительное воздей­ствие на внутреннее и внешнее равновесие. Они показали, что при фиксированном обменном курсе монетарная политика имеет сравнительное преимущество в регулировании платежного балан­са, а фискальная - в регулировании внутреннего равновесия (че­рез воздействие на совокупный спрос), то есть фактически имеет­ся два инструмента политики для реализации двух целей.

Действительно, в условиях фиксированного валютного курса логично предположить, что монетарная политика в большей сте­пени связана с проблемами внешнего баланса. Как известно, когда Центральный Банк связан в своих дей­ствиях необходимостью поддерживать определенный уровень об­менного курса, колебания денежной массы часто бывают вызваны именно решением этой задачи, независимо от того, соответствуют эти колебания потребностям внутренней политики или нет.

Для простоты представим все коммерческие банки и Централь­ный Банк страны как единый банк, в котором сконцентрированы все иностранные активы и пассивы, а денежное предложение пред­ставлено наличностью и депозитами. В пассиве баланса такого ги­потетического банка будут находиться все компоненты предложе­ния денег (обычно агрегат М2), а в активе - чистые иностранные активы банковской системы (активы минус пассивы, то есть факти­чески активы, которыми мы располагаем после погашения требо­ваний к нам иностранцев) и чистые внутренние активы (или чистый внутренний кредит правительству, фирмам, домашним хозяйствам). Чистые иностранные активы будут соответствовать валютным ре­зервам страны, которые меняются в зависимости от необходимости корректировки платежного баланса. Тогда из условия равенства активов и пассивов можно записать: М = Res +DC, то есть предло­жение денег (обязательства банковской системы) равно сумме ва­лютных резервов (чистых иностранных активов) и внутреннего кре­дита банковской системы, а значит, предложение денег зависит как от внутренних, так и от внешних факторов.

Изменение денежной массы можно представить как ∆M = = ∆Res +∆DC, где ∆Res будет соответствовать дефициту или из­лишку платежного баланса. Необходимость восстановления внеш­него баланса и, соответственно, поддержания обменного курса по­требует продажи или покупки иностранных активов, то есть со­кращения или увеличения резервов. Но, продавая резервы, Центральный Банк одновременно изымает из обращения часть де­нег, а покупая иностранные активы, пополняет объем предложе­ния денег. Таким образом, в условиях фиксированного валютного курса М является эндогенной переменной, подверженной прежде всего влиянию возникающего дефицита или излишка платежного баланса (то есть влиянию возникающих тенденций к снижению или повышению обменного курса). В этом случае при составлении про­гнозов развития экономики потребность в деньгах определяется исходя из плановых (целевых) показателей экономического роста и инфляции, а предложение денег связывается с объемом чистых иностранных активов и внутреннего кредита. Объем чистых ино­странных активов устанавливается в соответствии с прогнозами состояния платежного баланса, а объем внутреннего кредита оп­ределяется по остаточному принципу и распределяется между пра­вительством и частным сектором (для необходимой корректиров­ки величины внутреннего кредита частному сектору используются все три известных инструмента денежной политики).

На графике (рис.2) относительные преимущества монетар­ной политики в регулировании внешнего баланса обнаруживают­ся следующим образом: требуется сравнительно небольшое изме­нение ставки процента для перемещения внешнего равновесия из точки Е в точку С и значительное изменение R для движения внут­реннего равновесия из точки Е в точку D при одинаковом измене­нии G. Аналогичные рассуждения можно провести и для сравне­ния изменения государственных расходов для восстановления внеш­него и внутреннего равновесия при одинаковом изменении ставки процента. Фискальная политика будет оказывать более сильное влияние на внутренний баланс. Если экономика находится в точке К, то для восстановления внутреннего равновесия потребуется не­большое изменение G (перемещение из точки К в точку L, рис. 2), тогда как для восстановления внешнего равновесия потребуется зна­чительное увеличение G ( движение из точки К в точку С).

Эффективность бюджетно-налоговой политики при фиксиро­ванном обменном курсе прямо связана с мобильностью капита­ла. Рост государственных расходов приводит к повышению став­ки процента (занимая средства на фондовом рынке, государство сокращает ту денежную массу, которая обслуживает частный сек­тор), что стимулирует приток капитала из-за рубежа. При высо­кой мобильности капитала дефицит торгового баланса, связан­ный с ростом G, практически перекрывается положительным саль­до счета движения капитала, и ЦБ, для погашения возникающей тенденции к росту обменного курса, вынужден скупать иност­ранную валюту и выбрасывать в обращение национальную, уве­личивая таким образом предложение денег. Это создает, наряду с ростом государственных расходов, дополнительный стимул к расширению дохода. Таким образом, при фиксированном кур­се фискальная политика в отличие от денежной может успешно воздействовать на уровень дохода и, соответственно, на внутрен­нее равновесие, причем степень воздействия расширяется с уве­личением мобильности капитала.

Рис.3

На рисунке 3 можно выделить четыре сектора, характери­зующиеся определенным сочетанием состояний внешнего и внут­реннего равновесия. Зона I соответствует дефициту платежного баланса (ВР<0) и избыточному спросу, что сопровождается ин­фляцией (п). Зона II соответствует дефициту платежного баланса (ВР<0) и избыточному предложению, которое сопряжено с без­работицей (и). Зона III соответствует положительному сальдо платежного баланса (ВР>0) и избыточному предложению (и). Наконец, зона IV указывает на положительное сальдо платеж­ного баланса и избыточный спрос (п). На основе данного гра­фика можно составить представление относительно правильного выбора направлений и инструментов экономической политики в целях приближения к полному равновесию (точка Е).

Выберем точку Н в секторе I, где наблюдается дефицит платежного баланса и высокая инфляция. Достижение общего равновесия в точке Е требует как снижения государственных расходов для преодоления инфляции, так и роста ставки процента для выравнивания платежного баланса. На графике это соответствует движению влево вверх от точки Н. Аналогичная проблема в ситуации, когда состояние экономики находится в точке А, треюует ужесточения фискальной политики без изменения ставки процента, поскольку ее уровень в точке А соответствует равновесному в точке Е.

Рассмотренная модель показывает, что сравнитель­ное преимущество денежной политики при фиксированном ва­лютном курсе связано с поддержанием внешнего баланса, а фис­кальной - с поддержанием внутреннего равновесия. Это правило называют принципом классификации эффективного рынка Ман­дела.

7. Макроэкономическая политика при плавающем валютном курсе.

В условиях плавающего обменного курса денежная и бюд­жетно-налоговая политика имеют совершенно иные результаты по сравнению с ситуацией при фиксированном курсе. Теперь пра­вильное решение проблемы распределения ролей имеет обратное выражение: бюджетно-налоговая политика приобретает большую значимость для торгового, а значит, и платежного баланса по сравнению с денежной политикой, и именно ею следует пользо­ваться для достижения внешнего баланса; внутренний баланс ста­новится предметом регулирования для денежной политики.

Если при фиксированном курсе внутренняя денежная поли­тика была «связана» необходимостью поддерживать обменный курс, то теперь она освобождается от этой задачи и может более эффективно использоваться для решения внутренних проблем.

Так, расширение предложения денег снижает процентные ставки и ведет к росту расходов. Как известно, увеличение расхо­дов стимулирует рост импорта и ухудшает торговый баланс. Де­фициту платежного баланса способствует и отток капитала вслед­ствие снижения процентной ставки. Но при гибком курсе дефи­цит не будет сохраняться. Рост импорта и отток капитала увели­чивают спрос на иностранную валюту, а национальная валюта обесценивается. Это обесценение усиливает конкурентоспособ­ность наших экспортеров, что ведет к улучшению торгового ба­ланса. Рост экспорта означает рост спроса на продукцию нашей страны, что еще более усиливает экономический подъем, вызван­ный первоначальным увеличением денежной массы.

Таким образом, денежная политика оказывает значительное влияние на внутренний доход, как непосредственно через рост предложения денег, так и опосредованно - через снижение об­менного курса и увеличение экспорта. Подвижность капитала имеет значение постольку, поскольку сказывается на величине оттока капитала, а следовательно, на степени обесценения наци­ональной валюты. Однако, вспоминая о сложном передаточном механизме денежной политики, можно предположить, что ее по­ложительное воздействие на объем выпуска будет опосредовано в большей степени внешним миром, нежели внутренними стиму­лами расширения производства (снижением ставки процента), то есть рост спроса на отечественную продукцию в значительной мере будет происходить за счет увеличения спроса на наш экс­порт на фоне оттока капитала из страны и обесценения валюты. Поэтому в целом положительное воздействие денежной полити­ки на внутренний баланс будет довольно специфическим.

Оценка эффективности бюджетно-налоговой политики при плавающем валютном курсе оказывается более сложной. Рост государственных расходов, как известно, воздействует на внутрен­нее и внешнее равновесие по двум направлениям: через доход и через ставку процента. Рост дохода (через эффект мультипликато­ра) увеличивает импорт, ухудшает торговый баланс и понижает курс национальной валюты. Тот же рост государственных расхо­дов означает, что правительство увеличивает заимствования, что ведет к повышению процентных ставок. Более высокие ставки сти­мулируют приток капитала из-за рубежа, что повышает курс на­циональной валюты и улучшает счет движения капитала. Итого­вый результат будет зависеть от степени мобильности капитала.

При низкой мобильности капитала будет преобладать пер­вый канал влияния бюджетной экспансии - через доход. Незна­чительный приток капитала не сможет компенсировать дефицит торгового баланса, а значит, и падение валютного курса. Уде­шевление национальной валюты создаст благоприятные условия для роста экспорта, что позволит ликвидировать дефицит пла­тежного баланса. Рост экспорта дополнит положительное влия­ние бюджетного расширения на объем внутреннего производства

Однако по мере увеличения подвижности капитала влияние капитального счета на платежный баланс и валютный курс будет нарастать. При высокой подвижности капитала вызванная его притоком тенденция к повышению курса валюты будет преобла­дать. Это приведет к снижению экспорта и еще большему дефи­циту торгового баланса. Значительный приток капитала позво­лит компенсировать этот дефицит и уравновесит платежный ба­ланс в целом. Но итоговое воздействие бюджетной экспансии на объем выпуска окажется практически нулевым вследствие мощ­ного эффекта вытеснения — частных инвестиций через повышен­ную ставку процента и экспорта через рост обменного курса.

Таким образом, в отличие от однозначно положительного воздействия на внутренний доход денежной политики, бюджет­но-налоговая оказывается эффективной лишь при малой подвиж­ности капитала, что подтверждает наше предположение об ином распределении ролей при проведении экономической политики в условиях плавающего курса.

Подводя итог, мы можем оценить относительную эффектив­ность денежной и бюджетно-налоговой политики в плане их воз­действия на объем выпуска при одновременном сохранении внеш­него баланса. Как известно, при фиксированном курсе внутренняя монетарная политика оказывается практически «парализованной» и эффект может дать лишь бюджетно-налоговая, причем тем боль­ший, чем выше мобильность капитала". При плавающем курсе на внутренний объем производства несомненно положительно влия­ет денежная политика вне зависимости от мобильности капитала, тогда как последствия бюджетной политики могут быть неодноз­начными.

Стандартная модель внутрен­него и внешнего равновесия, основанная на принципе «распре­деления ролей», с небольшими модификациями использовалась многими странами, проводившими стабилизационную политику и структурную перестройку с помощью займов МВФ.

При отсутствии законченной количественной модели эконо­мики страны, с помощью которой можно было бы определить зна­чение всех инструментов экономической политики для обеспече­ния любого возможного комплекса целей, экономическую полити­ку обычно проводят поэтапно, увязывая отдельные инструменты с конкретными целями. Стандартная модель внутреннего и внеш­него баланса может содержать, например, три цели и три инстру­мента (как и делалось в программах МВФ). Согласно такой моде­ли бюджетно-налоговая политика увязывается с внутренним ба­лансом, реальный валютный курс - со счетом текущих операций, а денежная политика - с объемом резервов иностранной валюты. В данном случае цель «вне­шний баланс» делится на две составляющие - счет текущих опера­ций и уровень валютных резервов. При этом используются три правила:

1) если инфляция слишком высока, следует уменьшить бюд­жетный дефицит (первичный дефицит);

2) если велик дефицит счета текущих операций, необходимо понижение реального обменного курса;

3) если резервы иностранной валюты слишком малы или со­кращаются слишком быстро, следует ужесточить денежную политику.

Такая увязка целей и инструментов берется в виде основы (исходя из сравнительных преимуществ той или иной политики в достижении определенных целей в конкретных условиях), хотя, разумеется, каждый инструмент экономической политики будет в той или иной степени затрагивать все цели.

Во многих случаях внутренний баланс оценивается уровнем инфляции в стране в связи с остротой этой проблемы в период перестройки экономики. В этих условиях ужесточение бюджет­ной политики является одним из центральных моментов программ макроэкономической корректировки для многих стран. Эта же мера требуется и для сокращения задолженности до устойчивого уровня. Под ужесточением фискальной политики понимается обычно сокращение внутреннего спроса или снижение инфляци­онного налога в финансировании дефицита.

Если при существующих валютных курсах бюджетная и де­нежная политики, обеспечивающие внутренний и внешний ба­ланс, допускают большой дефицит счета текущих операций, то для решения этой проблемы требуется снижение реального ва­лютного курса. Этого можно добиться с помощью номинальной девальвации и последующего ужесточения бюджетной политики с целью ослабления инфляционных последствий. Это позволит превратить номинальную девальвацию в реальную. Если же в краткосрочном периоде номинальная девальвация дестабилизи­рует счет движения капитала, то возникает необходимость во временном ужесточении денежной политики для поддержания внешнего баланса.

Вопросы для самопроверки

1 Каковы критерии отнесения страны к малой открытой экономике? Выполняются ли они для РБ?

2 Какие факторы влияют на состояние платежного баланса страны?

3 Как меняется модель доходы-расходы в открытой экономике?

4 Какие факторы определяют мобильность капитала? Какова предположительно степень мобильности капитала в РБ?

5 В каком случае проведение активной стабилизационной фискальной политики в открытой экономике неэффективно?

6 В каком случае центральный банк в открытой экономике не может проводить самостоятельную денежно-кредитную политику?

Тесты

1) Проанализируйте, каким образом следующие изменения отразятся на кривой равновесия платежного баланса при отсутствии мобильности капитала:

a) рост цен за рубежом,

b) повышение мировой ставки процента,

c) падение выпуска за рубежом.

2) Что произойдет с текущим счетом, счетом движения капитала, реальным и номинальном обменным курсом в каждом из следующих случаев:

a) Неуверенность потребителей в будущем вынуждает их меньше расходовать и больше сберегать.

b) Рост доходов приводит к тому, что все больше потребителей предпочитают импортные стройматериалы и мебель отечественным.

c) Введение банкоматов для выдачи наличных денег сокращает спрос на деньги.

3) Подтвердите или опровергните следующее утверждение, пояснив ответ с помощью диаграмм IS-LM-BP:

a) «Фискальная политика не может привести к увеличению реального выпуска, если проводится в условиях фиксированного обменного курса и абсолютной мобильности капитала»

b) «В условиях фиксированного обменного курса стимулирующая кредитно-денежная политика приводит к истощению валютных резервов Центрального банка».

c) «В условиях плавающего валютного курса и абсолютной мобильности капитала стимулирующая фискальная политика будет приводить к вытеснению чистого экспорта»;

d) «В условиях фиксированного валютного курса и абсолютной мобильности капитала стимулирующая фискальная политика способствует увеличению профицита счета товаров и услуг платежного баланса».

Литература

10 Макроэкономика: учебное пособие /А.В.Бондарь, В.А.Воробьев и др. – Мн.: БГЭУ, 2007. – 415 с.

11 Макроэкономика: учебное пособие /И.В.Новикова, А.П.Морова и др. – Мн.: Акад.упр.при Президенте РБ. 2006. – 343 с.

12 Макроэкономика: учебное пособие / под ред. В.А.Воробьева. – Мн.: БГЭУ, 2009. – 270с.

 

Асс. Сукач О.

Тема 10. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.