Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ИНСТИТУТ

 

Кафедра гуманитарного образования и социологии

Э.К.САБАЕВА

 

Методические указания

По подготовке к семинарским занятиям

И выполнению контрольной работы по курсу

«Правоведение»

для студентов дневного отделения, обучающихся по направлению бакалавриата: 080200 - «Менеджмент»

 

Альметьевск 2011

УДК 4 Р

С-12

 

Сабаева Э.К.

Методические указания по подготовке к семинарским занятиям и выполнению контрольной работы по курсу «Правоведение». – Альметьевск: Альметьевский государственный нефтяной институт, 2011. – 45 с.

 

Методическое пособие предназначено для студентов первого курса очной формы обучения, обучающихся по направлению бакалавриата: 080200 - «Менеджмент» и используется при подготовке к семинарским занятиям и написанию контрольной работы по курсу «Правоведение».

 

 

Рецензент:

Багаутдинов А.А. – доцент кафедры гуманитарного образования и социологии Альметьевского государственного нефтяного института

 

ã Альметьевский государственный

нефтяной институт, 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………4

Планы семинарских занятий….……………………………………………..….6

Дисциплинарный модуль 1………………………………………………………..6

Дисциплинарный модуль 2……………………………………………………….12

Дисциплинарный модуль 3……………………………………………………….17

Дисциплинарный модуль 4……………………………………………………….26

Рекомендации по организации самостоятельной работы при подготовке к семинарским занятиям………………………………………………………….35



Общие методические рекомендации студентам по выполнению контрольной работы………………………………………………………….....36

Подготовка к написанию контрольной работы………………………………....36

Требования, предъявляемые к выполнению контрольной работы …………....40

Тематика контрольных работ………………………………………………….…42

Рекомендуемый список литературы………………………………….…….....43

Основная учебная литература…………………….……………………………...43

Дополнительная литература…………………………….……………….…….....43

Нормативные акты и документы………………………….………….………..…44

 

ВВЕДЕНИЕ

Данная дисциплина включена в Базовую часть «Гуманитарного, социального, экономического цикла» основной образовательной программы бакалавриата. Программа разработана для подготовки экономистов по направлению 080200 Менеджмент.

Цели и задачи данной учебной дисциплины – изучение закономерностей возникновения, развития и функционирования права как социального института; формирование у студентов правовой культуры и снижение уровня правового нигилизма в студенческой среде; формирование представления о процессах и явлениях, происходящих в правовой жизни государства и общества; воспитание способности оценивать свое профессиональное и гражданское поведение с точки зрения его правомерности.

Курс "Правоведение" имеет не только познавательное, но и практическое значение для студентов всех специальностей. Значение данной дисциплины для последующей профессиональной деятельности выпускника вуза определяется ролью права в обществе, в производственной и иных сферах деятельности человека. Указанные обстоятельства позволяют говорить об особой роли и особом значении дисциплины "Правоведение" для изучения, не только всего блока гуманитарных и социально-экономических наук, но и общепрофессиональных.

Знания по данному курсу необходимы каждому человеку независимо от его профессии, поэтому формирование современных правовых взглядов в качестве одного из аспектов гуманитарного базиса личности является актуальной проблемой общества, что в свою очередь тесно связано с процессом дальнейшей демократизации современной России. В условиях построения в России правового государства каждый гражданин должен обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, проявлять глубокое уважение к закону, бережно относиться к социальным ценностям правового государства, обладать профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, высоким нравственным сознанием, неотъемлемой составной частью которого должно стать правосознание.

В российском обществе не должно быть места правовому нигилизму, черты которого проявляются среди молодежи в форме неверия в закон, в справедливость, отсутствия чувства защищенности.

В данном пособии представлены планы семинарских занятий и методика написания семестровой контрольной работы, а также список рекомендованной литературы.

Контрольная работа по правоведению должна быть написана каждым студентом согласно учебному плану данной дисциплины. Основная цель написания контрольной работы заключается в том, чтобы студент высказал свою точку зрения на рассматриваемую им тему. Таким образом, это позволит студенту проверить уровень знаний, полученных как во время аудиторных занятий, так и в результате самостоятельного изучения дисциплины.

Пособие рекомендовано к применению Учебно-методическим советом АГНИ.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ 1

№ п/п Виды работ Максималь- ный балл
Текущий контроль
СЗ-1. Происхождение государства и возникновение права
СЗ-2. Общая характеристика права
СЗ-3-4. Правовая система и система права
Итого:
Промежуточный контроль
Тестирование по модулю 1.1
Итого по ДМ 1:

СЗ-1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА

1. Власть и социальные нормы в первобытном обществе:

- вождество (чифдом);

- регулятивная роль мифов, обрядов, ритуалов;

- «мононормы» как социальные регуляторы.

2. «Неолитическая революция» как фактор социального расслоения общества.

3. Закономерности возникновения права.

4. Характеристика теорий происхождения государства и права:

- теологическая теория,

- патриархальная теория,

- договорная теория,

- расовая теория,

- психологическая теория,

- органическая теория,

- теория насилия,

- ирригационная теория,

- классовая теория.

 

ОСНОВНАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Правоведение / Под ред. М.Б.Смоленского. – М.: Академцентр, 2009, с. 7-14, 76-78.

2. Правоведение / Под ред. А.В.Малько. – М.: Кнорус, 2010, с. 4-20.

3. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Правоведение. – М.: Проспект, 2009, с.21-29, 95-105.

4. Любашиц В.Я. и др. Теория государства и права. – Ростов н/Д: Феникс, 2010, с.103-109.

5. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М.: Проспект, 2009, с.32-45, 196-203.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Варламова Н.В. Права человека как предмет юридической интерпретации // Государство и право. №2. 2009. С.24-30.

2. Воротилин Е.А. Естественное право и формирование юридического позитивизма // Государство и право. №9. 2008. С.67-72.

3. Гармоза П.В. Власть как категория юридической науки // Государство и право. № 5. 2008. С.82-85.

4. Куницын А.С. Б.Н. Чичерин как поборник идеи естественного права // Государство и право. №11. 2010. С.87–95.

5. Романчук И.С. Религия как идеологическая основа государственной власти // Государство и право. №12. 2010. С.82–85.

6. Саидов А.Х. Гёте как юрист // Государство и право. №2. 2010. С.76–89.

7. Солодухин К.А. Власть как предмет юридико-политической науки // Государство и право. № 12. 2009. С.96-101.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ ДИСЦИПЛИНАРНОГО МОДУЛЯ 1

Итогом дисциплинарного модуля 1 является тестирование. Студенты должны за отведенное время ответить на 20 вопросов. На тестировании студенту необходимо набрать от 5 до 8 баллов. Студент, не набравший необходимое количество баллов, считается непрошедшим промежуточный контроль.

ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ 2

№ п/п Виды работ Максималь-ный балл
Текущий контроль
СЗ-5. Правоотношения как особая форма общественных отношений
СЗ-6. Правонарушение и юридическая ответственность
СЗ-7-8. Правосознание и правовая культура граждан
Итого:
Промежуточный контроль
Тестирование по модулю 1.2
Итого по ДМ 2:

ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

1. Правоотношение как особая форма общественных отношений:

- понятие, признаки и виды правоотношения;

- состав (элементы) правоотношения;

- субъективное право и юридическая обязанность.

2. Субъекты правоотношения:

- понятие правосубъектности (правоспособность, дееспособность, деликтоспособность и сделкоспособность);

- правовой статус субъектов.

3. Объекты правоотношения и их характеристика.

4. Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений.

5. Юридические факты: понятие, особенности, классификация.

 

ОСНОВНАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Правоведение / Под ред. А.В.Малько. – М.: Кнорус, 2010, с.110-116.

2. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Правоведение. – М.: Проспект, 2009, 53-64.

3. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М.: Проспект, 2009, с.306-329.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Малько А.В., Субочев В.В. Законный интерес и юридическая обязанность // Государство и право. № 2. 2007. С. 30-36.

2. Вавилин Е.В. Проблемы осуществления субъективных прав в современной России // Государство и право. №2. 2008. С.32-38.

3. Васильева А.Ф. Теория правоотношений, складывающихся в сфере предоставления публичных услуг 7 2010 90–94.

4. Груздев В.В. Спорные вопросы учения о правоспособности и лице в гражданском праве // Государство и право. №1. 2008. С.52-59.

5. Серков П.П. Характеристика правоотношений в сфере административной ответственности 9 2010 26–35.

6. Субочев В.В. Законные интересы: основы теории // Государство и право. №5. 2009. С.15-23.

7. Фатьянов А.А. Воля как правовая категория // Государство и право. №4. 2008. С.5-12.

8. Хорунжий С.Н. Решение суда в теории юридических фактов как основание возникновения, изменения и прекращения гражданских прав и обязанностей // Государство и право. №7. 2008. С.39-47.

 

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ ДИСЦИПЛИНАРНОГО МОДУЛЯ 2

Итогом дисциплинарного модуля 2 является тестирование. Студенты должны за отведенное время ответить на 20 вопросов. На тестировании студенту необходимо набрать от 5 до 8 баллов. Студент, не набравший необходимое количество баллов, считается непрошедшим промежуточный контроль.

 

ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ 3

№ п/п Виды работ Максималь-ный балл
Текущий контроль
СЗ-9. Основы конституционного права
СЗ-10. Основы гражданского права
СЗ-11. Основы семейного права
СЗ-12-13. Основы уголовного права
Итого:
Промежуточный контроль
Тестирование по модулю 1.3
Итого по ДМ 3:

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ ДИСЦИПЛИНАРНОГО МОДУЛЯ 3

Итогом дисциплинарного модуля 3 является тестирование. Студенты должны за отведенное время ответить на 20 вопросов. На тестировании студенту необходимо набрать от 5 до 8 баллов. Студент, не набравший необходимое количество баллов, считается непрошедшим промежуточный контроль.

 

ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ 4

№ п/п Виды работ Максималь-ный балл
Текущий контроль
СЗ-14. Основы административного права
СЗ-15. Основы экологического права
СЗ-16. Правовые основы информационной безопасности
СЗ-17-18. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности
Итого:
Промежуточный контроль
Тестирование по модулю 1.4
Итого по ДМ 4:

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ ДИСЦИПЛИНАРНОГО МОДУЛЯ 4

Итогом дисциплинарного модуля 4 является тестирование. Студенты должны за отведенное время ответить на 20 вопросов. На тестировании студенту необходимо набрать от 5 до 8 баллов. Студент, не набравший необходимое количество баллов, считается непрошедшим промежуточный контроль.

Затем подводятся общие итоги за семестр, и если студент по результатам текущих и промежуточных контролей в учебном семестре набрал от 55 до 60 баллов, то по его желанию в экзаменационную ведомость и зачетную книжку лектором без дополнительного опроса может быть проставлена оценка «удовлетворительно».

Студент, не набравший минимального количества рейтинговых баллов в учебном семестре (55), т.е. получившему на экзамене «неудовлетворительно», предоставляется возможность добора баллов по дисциплинарным модулям в течение месяца после окончания семестра.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Индивидуальная работа студентов при подготовке к семинарским занятиям в рамках курса «Правоведение» предполагает изучение учебных материалов, монографий, статей из периодических изданий, рекомендованных преподавателем по данной теме. Контроль за усвоением материала осуществляется преподавателем при проведении устных и письменных опросов на семинаре, а также при проведении тестирования.

Цель семинарских занятий – закрепление лекционного материала, развития у студентов навыков критического мышления в данной области знаний и умения работать с учебной литературой и нормативными материалами. На семинарском занятии желательны коллективные обсуждения наиболее актуальных вопросов, возможны научные доклады и сообщения. Таким образом студенты осваивают азы ораторского искусства, учатся вести дискуссии.

Главным при организации индивидуальной работы является ее планирование. Вначале, готовясь к занятию, надо изучить лекционный материал, а затем следует изучить рекомендованную преподавателем учебную и дополнительную литературу, тем самым закладывается основа для более глубокого усвоения материала. Хорошую помощь при усвоении учебного материала оказывает конспектирование вопросов семинарского занятия. Составление логических схем также позволит лучше понять и запомнить необходимый объем информации. В качестве визуальной помощи можно использовать схемы, приведенные в учебно-методическом пособии «Правоведение».

Желательно на семинарах по праву не просто воспроизводить сумму полученных знаний, но продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа должна быть написана от руки или напечатана и иметь нумерацию страниц.

Текст контрольной работы должен состоять из 3 частей: введения, основной части и заключения.

Во введении студент вкратце описывает актуальность и значимость темы. Объем введения не должен превышать 1-1,5 печатных листа или 2 тетрадных страницы.

Основная часть должна состоять как минимум из 2 глав, ее объем должен быть 18-20 тетрадных страниц или 8-10 печатных листов. Задача основной части логически последовательно раскрыть поставленные вопросы. При этом используют, как правило, один из двух способов изложения материала: дедукцию (от частного к общему) или индукцию (от общего к частному).

Отличительная особенность дедукции: от достоверных посылок, она ведет нас к достоверным выводам. Дедукция играет важную роль в научном познании. В реальных процессах мышления дедукция и индукция тесно связаны. Они взаимно предполагают и поддерживают друг друга. Дедукция является результатом предварительного индуктивного изучения материала. В свою очередь индукция приобретает основательность, когда данные о частных явлениях соединяются со знанием уже известных общих законов их развития.

Третья и последняя часть контрольной работы – это заключение. Оно содержит выводы, которые студент сделал после изучения темы. Объем заключения не должен превышать 2 тетрадные страницы или 1-1,5 печатных листа.

Писать нужно разборчиво, без ошибок, помарок и исправлений. При выполнении работы не допускаются сокращения слов и терминов, за исключением общепринятых аббревиатур, например: МСУ - местные органы самоуправления, ОАО - открытое акционерное общество, РФ - Российская Федерация и т.п.

В конце приводится список использованной литературы, обязательно указывается город, издательство и год издания. При выполнении контрольной работы необходимо изучить несколько источников (минимум 5). Наличие только одной книги в списке литературы означает, что контрольная работа преподавателем не будет зачтена. Кроме того, это должна быть новая литература, таким может считаться учебник или методическое пособие, которые были изданы не позднее пяти лет назад к моменту написания контрольной работы.

Оформление титульного листа должно быть следующим:

 
 
Министерство образования и науки РТ Альметьевский государственный нефтяной институт Кафедра гуманитарного образования и социологии     Реферат по правоведению «Правовая культура должностных лиц и пути ее формирования»     Реферат выполнен студенткой группой 41-71 Ивановой О.В. Проверил доцент кафедры ГОС Сабаева Э.К.     Альметьевск

 


Контрольная работа предоставляется в срок, строго соответствующий календарному графику учебного процесса, т.е. до начала сдачи зачетов и экзаменов. В период зачетной сессии контрольная работа принимается на проверку со штрафным баллом.

При возврате проверенной, но не зачтенной работы студент должен внести исправления в соответствии с замечаниями преподавателя и принести работу на повторную проверку. Исправления и дополнения должны быть выполнены на отдельных листах и вложены в соответствующие места рецензируемой работы. Контрольная работа, предоставленная без соблюдения указанных правил, на проверку не принимается.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ОСНОВНАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Правоведение / Авторский коллектив. – М.: Кнорус, 2007.

2. Правоведение / Под ред. М.Б. Смоленского. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Дьяков С.В., Игнатьев А.А., Лунеев В.В., Никулин С.И. Уголовное право. - М.: Норма, 1999.

2. Коваленко А.И. Конституционное право России. - М.: Бек, 1997.

3. Муратова С.А., Тарсамаева Н.Ю. Семейное право. - М.: Новый Юрист, 1999. - 272 с.

4. Гражданское право в 3 ч. - Ч.2. / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. - М.: Проспект, 1997. - 600 с.

5. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я.Сухарева, В.Е.Крутских. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 704 с.

6. Российская юридическая энциклопедия / Под ред. А.Я.Сухарева. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 1110 с.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ

1. Конституция РФ.

2. Гражданский кодекс РФ.

3. Трудовой кодекс РФ.

4. Уголовный кодекс РФ.

5. Семейный кодекс РФ.

6. Кодекс РФ об административных правонарушениях.

7. ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. // Российская газета. 1997. 23 дек.

8. ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» от 31 декабря 1999 г. // СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 34.

9. ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3178.

10. ФЗ «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 8 мая 1994 г. // Сб. ФКЗ и ФЗ. 1995. Вып.1.

11. ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // СЗ РФ. 1995. № 14.

12. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 // СЗ РФ. 1998. № 31.

13. ФЗ «Об актах гражданского состояния» // СЗ РФ. 1998. № 47.

14. ФЗ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. № 5351-1 // В ред. ФЗ от 19.07.95 № 110-ФЗ.

15. ФЗ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. // Российская газета. 1993. 21 сент.

16. Постановление Правительства РФ «О неотложных мерах по улучшению положения детей в Российской Федерации» от 21 августа 1992 г. // САПП РФ. 1992. № 9.

17. Постановление Правительства РФ «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» от 18 июля 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 31.

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.