Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ





ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

СЕВЕРО-ОСЕТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОБЩЕЙ ГИГИЕНЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО, ПЕДИАТРИЧЕСКОГО И СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ

ВЛАДИКАВКАЗ 2009 г.

Авторы:

Профессор, докт.мед.наук А.Р. Кусова

Ассистент Ф.К. Худалова

 

Рецензенты:

Ф.У. Козырева – зав. кафедрой гигиены медико-профилактического факультета, докт.мед.наук;

Ф.В. Каллагова – зав. кафедрой общей и биоорганической химии, профессор, докт.мед.наук.

Утверждены ЦКУМС СОГМА______________2008г., протокол №

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:ознакомить студентов с влиянием качества воды на здоровье населения, гигиеническими принципами нормирования качества питьевой воды, правилами выбора источников водоснабжения.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

· физиолого-гигиеническое значение воды;

· гигиеническая характеристика различных источников водоснабжения;

· гигиенические требования к качеству питьевой воды централизованного и децентрализованного водоснабжения.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

· уметь проводить анализ и давать заключение о качестве питьевой воды;

· уметь проводить выбор источника для централизованного водоснабжения.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература:

Лакшин А.М., Катаева В.А. Общая гигиена с основами экологии человека: Учебник. – М.: Медицина, 2004 (Учеб.лит. для студентов мед.вузов)

Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям и основами экологии человека, 2001г.

Румянцев Г.И. Гигиена XXI век, М., 2000

 

Дополнительная литература:

СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»



Вода является одним из важнейших факторов окружающей среды, необходимой для жизни человека, животных, растений. Ни один жизненный процесс в организме человека не может совершаться без воды, ни одна его клетка не в состоянии обойтись без водной среды. Она необходима как растворитель питательных веществ и как среда, в которой протекают процессы ассимиляции и диссимиляции, элиминации и резорбции, диффузии, осмоса, фильтрации.

Физиологическое значение воды заключается в том, что организм человека на 63- 65 % состоит из воды, представляющей собой внутреннюю среду, в которой протекают все обменные процессы. Она составляет основную часть жидких сред организма – крови, лимфы, тканевых жидкостей, секретов пищеварительных и других желёз, являясь и составной частью плотных тканей организма.

Потеря 10 % воды приводит к резкому беспокойству, жажде, слабости, тремору конечностей, а потеря 20-25 % несовместима с жизнью. Для поддержания физиологических потребностей организма требуется 1,5-2,0 л воды в сутки, причем в это количество включается вода, входящая в состав первых и третьих блюд.

Кроме того, доброкачественная вода необходима для обработки пищевых продуктов, изготовления лекарственных средств, содер­жания домашних животных, личной гигиены, поддержания сани­тарного состояния жилища, общественных зданий, площадей и пр., для поливки зеленых насаждений, выполнения технологических процессов при производстве пищевых продуктов, напитков, строи­тельных материалов т.д. А также используется для проведения оздо­ровительных, физкультурно-спортивных мероприятий и др.

Вода может выполнять свою гигиеническую роль лишь в том случае, если она обладает соответствующим качеством. С гигиенической точки зрения под качеством воды понимают совокупность свойств, определяющих ее пригодность для удовлетворения физио­логических, гигиенических и хозяйственно-бытовых потребностей человека.

Безвредна по химическому составу.

Органические вещества, мг/л

Y-ГХЦГ (линдан)............................................. 0,002

ДДТ (сумма изомеров)...................... ................ 0,002

2,4-Д(2,4-дихлорфеноксиуксусная кислота)…………… 0,03

Критерии благоприятных органолептических свойств

Запах.................................................................. 2 балла

Привкус............................................................. 2 балла

Цветность................ ......................................... 20 град.

Мутность........................................................... 1,5 мг/л

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Определение запаха

В колбу отмеривают 100 см3 испытуемой воды. Горлышко колбы закры­вают часовым стеклом и прогревают на водяной бане. Содержимое колбы несколько раз перемешивают. Сдвигая стекло в сторону, быстро определяют характер и интенсивность запаха по пя­тибалльной шкале. Определение вкуса

Производят только в полной уверенности безопасности воды (отсутствие ядовитых веществ и бактериального загрязнения), в противном случае вкус оп­ределяют после кипячения и охлаждения воды.

Испытуемую воду набирают в рот малыми порциями(10мл), не проглатывая, за­держивают 3-5 с. Интенсивность вкуса и привкуса определяют по пятибалльной шкале.

Принято различать четыре вида вкуса воды: горький, соленый, кислый и сладкий. Остальные (менее важные) вкусовые ощущения назы­вают привкусами: болотный, вяжущий и др.

Определение цветности

Качественно цвет воды определяют, сравнивая профильтрованную иссле­дуемую воду, налитую в бесцветный цилиндр в количестве не менее 40 мл, с таким же объемом дистиллированной воды в другом цилиндре над белой бума­гой. Воду характеризуют так: бесцветная, светло-желтая, темно-желтая, бурая и т.д.

Количественно цвет определяют путем сравнения со шкалой стандартных растворов (эталонов) и выражают в условных градусах.

Определение прозрачности

 

Её определяют обычно по печатному шрифту Снеллена. Исследуемую воду взбалтывают и доверху наливают в бесцветный цилиндр, разделенный по высоте на сантиметры и снабженный внизу тубусом с зажимом. Дно цилиндра должно быть гладким. Под цилиндр на расстоянии 4 см от его дна помешают шрифт Снеллена и пытаются различить буквы через столб воды. Если шрифт прочесть не удается, воду медленно выпускают через тубус в чашку Петри до тех пор, пока буквы не станут ясно видны. Высота столба воды в сантиметрах указывает на степень ее прозрачности. Питьевая вода должна иметь прозрачность не ниже 30 см.

Степень прозрачности можно характеризовать также ее обратной величиной — мутностью.

ХИМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Определение азота аммиака и аммонийных солей

Для определения азота аммонийных солей в пробирку наливают 5мл иссле­дуемой воды, 4 капли 50%сегнетовой соли и прибавляют 3 капли реактива Несслера (состав реактива: двойная соль йодистой ртути и йодистого калия –HgI2*2KI, растворенная в едком кали). В присутствии аммонийных солей вода окрашивается в желтый цвет от образования йодистого меркураммония. Присутствие в воде кальция, магния и железа мешает определению, так как эти соли дают с реактивом Несслера мутьи осадок. Поэтому для удержания их в растворе сначала добавляют сегнетову соль, а затем реактив Несслера.

По интенсивности окраски при проcмотре сбоку, через толщу столба ориентировочно судят о количестве растворенных в воде аммонийных солей, пользуясь табл. 5.

Таблица № 5

Зависимость окрашивания воды от содержания в ней аммонийного азота.

Окрашивание при рассматривании Содержание аммонийного
сбоку сверху азота, мг/л
Нет Нет Едва заметное слабо-жёл. Очень слабо-желтое Слабо-желтоватое Очень желтое Желтое Резко желтое Бурое   Нет Едва заметное слабо-жёл Слабо-желтое Желтоватое Светло-желтоватое Желтое Интенсивно-буроватое Бурое, мутноватое Интенсивно-бурое Меньше 0,05 0,1 0,2 0,4 0,8

Определение азота нитритов

При прибавлении к воде, содержащей азот нитритов, реактива Грисса (состав реактива: а-нафтиламин и сульфаниловая кислота, растворенные в 12% уксусной кислоте) вода окрашивается в розовый цвет различной интенсивности в зависимости от концентрации в ней азота нитритов. В основе реакции лежит образование азокраски. Процесс идет быстрее при подогревании воды.

В пробирку наливают 5 мл исследуемой воды, 0,5 мл реактива Грисса нагревают в течение 5 мин в водяной бане при 70°. В присутствии азота нитритов получается постепенно нарастающее розовое окрашивание. По характеру окраски при рассматривании сбоку и сверху на белом фоне ориентировочно судят о количестве азота нитритов (табл. 6).

Таблица № 6

Окрашивание при рассматривании Содержание азота нитритов, мг/л
сбоку Сверху
Нет Нет Нет Очень слабо-розовое Светло-розовое Светло-розовое Ярко-розовое Малиновое Нет Едва уловимое розовое Едва заметное розовое Слабо-розовое Светло-розовое Розовое Малиновое Ярко-малиновое 0,001 0,002 0,004 0,02 0,04 0,07 0,20 0,4

Определение азота нитратов

Реакция на азот нитратов проводится с сульфофеноловой кислотой. Этот метод основан на реакции между нитратом и сульфофеноловой кислотой с образованием нитропроизводных фенола, которые со щелочами образуют соединения, окрашенные в желтый цвет.

В пробирку наливают 1 мл исследуемой воды и 1 мл сульфофеноловой кислоты, прибавляя ее каплями на поверхность воды, затем содержимое пробирки перемешивают, через 20 мин по интенсивности образовавшейся жёлтой окраски находят ориентировочное содержание азота нитратов в воде (табл. 7). Таблица № 7

Интенсивность окраски при наблюдении сбоку Содержание азота нитратов, мг/л
Уловима только по сравнению с контролем Едва заметная желтоватая Очень слабо-желтоватая Слабо-желтоватая Слабая желтая Светло-желтая Желтая Ярко-желтая 0,5   1,0

Решение ситуационных задач

Тесты

1.Обнаружение одновременно аммиака, нитритов и нитратов в воде является показателем:

а) цветения

б) жесткости

в) постоянного и длительного фекального загрязнения

г) старого фекального загрязнения

д) свежего фекального загрязнения

2.Вода должна быть питьевого качества в точках водопровода:

а) перед поступлением в распределительную сеть

б) перед поступлением в распределительную сеть и в местах водоразбора

в) перед поступлением в распределительную сеть, в местах водоразбора и в

местах водозабора

г) в местах водозабора

3. При нормировании содержания химических веществ в питьевой воде учёт

климатического района проводится:

а) для фтора

б) для фтора и мышьяка

в) для фтора, мышьяка, свинца

г) для всех химических веществ, нормируемых в питьевой воде

4. Инфекция, вызываемая простейшими и распространяющаяся водным

путём:

а) лямблиоз

б) холера

в) гепатит А

г) брюшной тиф

д) эпидемический паротит

5. Гигиенические требования к химическому составу питьевой воды

распространяются на вещества:

а) природного происхождения

б) природного происхождения и реагенты, применяемые для обработки воды

в) антропогенного происхождения

г) природного происхождения, реагенты, применяемые для обработки воды,

антропогенные загрязнители воды источника

6. К органолептическим свойствам воды относятся:

а) запах, привкус

б) запах, привкус, цветность

в) запах, привкус, цветность, мутность

г) запах, привкус, цветность, мутность, жёсткость

7. Размер 1 пояса ЗСО подземного источника водоснабжения зависит:

а) от степени защищенности источника

б) от степени защищенности и водообильности

в) от степени защищенности и величины водоотбора

г) от степени защищенности, водообильности и величины водоотбора

8. Минеральный состав воды может быть основной причиной:

а) водной лихорадки

б) судорожной болезни

в) флюороза

г) эндемического зоба

д) кариеса

9. Особенности солевого состава воды являются факторы риска по:

а) дизентерии

б) диабету

в) мочекаменной болезни

г) гепатиту А

10. Питьевая вода должна:

а) иметь благоприятные органолептические свойства

б) не содержать солей

в) быть безвредной по химическому составу

г) быть безопасной в эпидемическом отношении

д) быть безопасной в радиационном отношении

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.