Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 1. Предмет и метод статистической науки





ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)

государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный торгово-экономический университет»

 

Кафедра экономического анализа и статистики

 

Одобрено УМК Пермского института

Протокол №_____________________

«_______» ________________ 2008 г.

Председатель ____________________

 

СТАТИСТИКА

Раздел: Общая теория статистики

Учебно-методический комплекс

для заочного образования

 

Специальности: 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

080507 «Менеджмент организации»

080301 «Коммерция (торговое дело)»

080401 «Товароведение и экспертиза товаров»

 

 

Рекомендовано кафедрой экономического анализа и статистики Пермского института (ф) «РГТЭУ» Протокол №

«____» ______________ 2008 г.

Зав. кафедрой______________

 

 

Пермь 2008


Автор – составитель:

Шешуков Б.И., к.т.н., доцент

 

Учебно-методический комплекс «Статистика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения.

Для специальности 080401 «Товароведение и экспертиза товаров» дисциплина входит в региональный компонент и изучается по выбору.

 

Согласовано:

 

Зав. библиотекой ……………………………………………. Н.М. Гилева

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели и задачи дисциплины

2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

3. Объем дисциплины

3.1 Объем дисциплины и виды учебной работы

3.2 Распределение часов по темам и видам учебной работы

4. Содержание курса

5. Темы практических и семинарских занятий



6. Задания для самостоятельной работы студентов

7. Указания по выполнению и оформлению контрольных заданий

8. Методические указания по выполнению контрольных заданий

9. Варианты контрольных работ

10. Вопросы для подготовки к экзамену

11. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Нормативно-правовые акты

Основная литература

Дополнительная литература

 

1. Цели, задачи и предмет дисциплины

Соотнесение с общими целями ГОС ВПО специальностей 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080301 «Коммерция (торговое дело)», 080401 «Товароведение и экспертиза товаров», 080507 «Менеджмент организации», разработанными с учетом специфики образовательной концепции РГТЭУ.

Цель курса «Статистика».

Курс «Статистика» предназначен для студентов экономических специальностей высших учебных заведений, состоит в овладении учащимися статистической методологии сбора и анализа массовой социально-экономической информации применительно к рынку товаров и услуг. Статистический подход к имеющимся данным позволяет извлекать из них полезные сведения, имеющие количественную оценку, а также оценивать качество имеющихся данных.

Статистическая методология позволяет получить обобщенное представление о социально-экономических явлениях во всем их многообразии и является важным инструментом управления экономикой, принятия решений в бизнесе.

Успех коммерческой деятельности во многом зависит от адекватной оценке рыночной ситуации, собственных возможностей и потенциала конкурентов, обоснованности прогноза последствий принятых решений, степени риска на рынке и т.п.

Конкретными задачами курса являются:

- ознакомить студентов с предметом «Статистика»;

- ознакомить с задачами, которые они могут решить;

- со статистическими методами, которые пригодны для решения той или иной задачи;

- научит студентов интерпретировать результаты применения того или иного метода, принимать решения на основе результатов исследования.

Предмет курса:

Предметом статистики выступают размеры и количественные соотношения качественно определенных социально-экономических явлений, закономерности их связи и развития в конкурентных условия места и времени.

 

2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

Студент по окончании курса должен:

- знать: принципы и методы организации сбора статистических данных, обработки результатов статистического наблюдения (его материалов); сущность обобщающих статистических показателей – абсолютных статистических величин, средних, показателей вариации, динамики, взаимосвязи, основы анализа статистических данных;

- уметь: организовать и провести сплошное и несплошное наблюдение; строить статистические таблицы; исчислять различные статистические показатели (абсолютные и относительные, средние, показатели вариации, аналитические показатели динамики, показатели тесности связи); анализировать статистические данные и формулировать выводы, вытекающие из анализа данных;

- понимать, какие статистические методы следует применять, чтобы извлечь полезную информацию из полученных данных и как к ней следует относиться;

- приобрести навыки самостоятельной работы с исходными данными, производить выводы и принимать управленческие решения.

При преподавании курса используются следующие инновационные технологии.

На лекционных занятиях:

1. Актуализация знаний (с.19,20).

2. Обеспечение компетентностного подхода.

3. Интерактивные методы обучения, включающий метод проблемного изложения.

4. Гипотезы (с.32).

5. Тестовые задания (с.42-47).

На практических занятиях:

1. Коллоквиума-возможности понимания студентами лекционного курса.

2. Проблемное обучение.

 

3. Объем дисциплины

3.1 Объем дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы Количество часов по специальности
080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» 080301 «Коммерция (торговое дело)» 080401 «Товароведение и экспертиза товаров» 080507 «Менеджмент организации»
Общая трудоемкость дисциплины
Аудиторные занятия
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа
Текущий контроль Контрольная работа Контрольная работа Контрольная работа Контрольная работа
Вид итогового контроля экзамен экзамен экзамен экзамен

 

 

3.2 Распределение часов по темам и видам учебной работы

Тематический план

по разделу «Общая теория статистики»

для специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов Аудиторные занятия, часов Самостоятельная работа
Лекции Практические занятия
Предмет и метод статистической науки 2,0 - - 2,0
Статистическое наблюдение 5,0 - - 5,0
Сводка и группировка статистических материалов 10,5 0,5 - 10,0
Обобщающие статистические показатели в анализе и прогнозировании 10,5 0,5 - 10,0
Средние величины 16,0 0,5 0,5 15,0
Показатели вариации 21,0 0,5 0,5 20,0
Выборочный метод в статистических исследованиях 20,5 0,5 - 20,0
Статистическое изучение связи между явлениями 16,5 0,5 1,0 15,0
Анализ рядов динамики 16,5 0,5 1,0 15,0
Индексный метод в статистических исследованиях 16,5 0,5 1,0 15,0
Итого:

 

 

Тематический план

по разделу «Общая теория статистики»

для специальности 080301 «Коммерция (торговое дело)»

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов Аудиторные занятия, часов Самостоятельная работа
Лекции Практические занятия
Предмет и метод статистической науки 2,0 - - 2,0
Статистическое наблюдение 5,0 - - 5,0
Сводка и группировка статистических материалов 11,5 0,5 1,0 10,0
Обобщающие статистические показатели в анализе и прогнозировании 11,0 0,5 0,5 10,0
Средние величины 17,0 1,0 1,0 15,0
Показатели вариации 17,0 1,0 1,0 15,0
Выборочный метод в статистических исследованиях 16,5 1,0 0,5 15,0
Статистическое изучение связи между явлениями 18,0 2,0 1,0 15,0
Анализ рядов динамики 17,5 1,0 1,5 15,0
Индексный метод в статистических исследованиях 17,5 1,0 1,5 15,0
Итого:

 

 

Тематический план

по разделу «Общая теория статистики»

для специальности 080401 «Товароведение и экспертиза товаров»

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов Аудиторные занятия, часов Самостоятельная работа
Лекции Практические занятия
Предмет и метод статистической науки 2,0 - - 2,0
Статистическое наблюдение 5,0 - - 5,0
Сводка и группировка статистических материалов 10,0 - - 10,0
Обобщающие статистические показатели в анализе и прогнозировании 10,5 0,5 - 10,0
Средние величины 15,5 0,5 0,5 15,0
Показатели вариации 16,5 1,0 0,5 15,0
Выборочный метод в статистических исследованиях 16,5 1,0 0,5 15,0
Статистическое изучение связи между явлениями 17,0 1,0 1,0 15,0
Анализ рядов динамики 17,0 1,0 1,0 15,0
Индексный метод в статистических исследованиях 17,0 1,0 1,0 15,0
Итого:

 

Тематический план

по разделу «Общая теория статистики»

для специальности 080507 «Менеджмент организации»

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов Аудиторные занятия, часов Самостоятельная работа
Лекции Практические занятия
Предмет и метод статистической науки 2,0 - - 2,0
Статистическое наблюдение 5,0 - - 5,0
Сводка и группировка статистических материалов 10,25 0,25 - 10,0
Обобщающие статистические показатели в анализе и прогнозировании 15,25 0,25 - 15,0
Средние величины 15,25 0,25 - 15,0
Показатели вариации 15,25 0,25 - 15,0
Выборочный метод в статистических исследованиях 15,5 - 0,5 15,0
Статистическое изучение связи между явлениями 20,75 0,25 0,5 20,0
Анализ рядов динамики 20,75 0,25 0,5 20,0
Индексный метод в статистических исследованиях 21,0 0,5 0,5 20,0
Итого:

 

Содержание курса

Тема 5. Средние величины

Понятие о средней величине, ее природа и значение в анализе коммерческой деятельности. Различие средних и относительных величин. Метод средних как один из важнейших приемов научного обобщения. Взаимосвязь метода средних и метода группировок. Общие и частные (групповые) средние, их познавательное значение и взаимосвязь. Условия типичности средних.

Виды средних и методы их расчета. Средняя арифметическая. Средняя гармоническая. Другие формы средних. Выбор вида и формы средних. Исходное соотношение средней. Средняя агрегатная. Значение и выбор весов средней. Расчет средних величин с использованием ЭВМ.

Структурные средние величины. Мода и медиана в статистике коммерческой деятельности, их смысл и значение.

Многомерные средние.

Тема 6. Показатели вариации

Понятие о вариации данных статистической информации. Причины, порождающие вариацию признаков общественных явлений. Необходимость и задачи статистического изучения вариации.

Статистические показатели вариации: размах, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации.

Виды дисперсии: общая дисперсия, групповая (частная) дисперсия, внутригрупповая дисперсия, межгрупповая дисперсия. Дисперсия альтернативного признака.

Методы изучения вариации в статистических рядах распределения. Понятия о характеристиках закономерности рядов распределения. Эмпирическое и теоретическое распределение. Роль нормального распределения в статистико – экономическом исследовании. Распределение Пуассона. Биноминальное распределение. Критерии оценки согласованности экономических и теоретических распределений.

Тема 5. Средние величины

 

Цель занятия: необходимо решение каждой задачи на расчет средней величины начинать с определения исходного соотношения, а затем переходить к его реализации с учетом имеющихся данных. Требуется показать студентам недопустимость замены взвешенных формул невзвешенными.

Контрольные вопросы.

1. Дайте определение средней величины.

2. Какие виды средних величин применяются в статистике?

3. Формулы расчета средних величин простых и взвешенных.

4. Каковы основные свойства средней арифметической?

5. В чем сущность моды и как она рассчитывается для дискретного и интервального ряда?

6. Что такое медиана, какими свойствами она обладает и как рассчитывается медиана для интервального ряда?

7. Квартили и децили. Для каких целей они применяются и как они рассчитываются.

Задания для практических работ.

Задача №1. По каждому из трех рабочих, которые делают одну и ту же операцию, известно следующее:

 

Рабочие Число изделий, изготавливаемых за час работы Количество отработанных часов за месяц

 

Определите среднее число изделий в час по трем рабочим.

Задача №2. Бригада упаковщиков цеха упаковки шоколадной фабрики из 3 человек должна собрать 1040 коробок конфет «Ассорти». Первый упаковщик тратит на формирование одной коробки 4 мин., второй – 3 мин., третий – 2 мин.

Требуется определить, сколько времени потребуется бригаде на формирование заказа.

Задача №3. В результате проверки двух партий сыра перед отправкой его потребителям установлено, что в первой партии сыра высшего сорта было 3942 кг, что составляет 70,4% общего веса сыра этой партии; во второй партии сыра высшего сорта было 6520 кг., что составляет 78,6% общего веса сыра этой партии.

Определить процент сыра высшего сорта в среднем по первой и второй партиям вместе.

Задача №4. По данным таблицы требуется определить среднюю цену одного килограмма картофеля:

 

Номер магазина Цена картофеля, руб. за кг Выручка от реализации, млн. руб.

 

Задача №5. Имеются следующие данные о стоимости коттеджей, предлагаемых к продаже в Подмосковье и расположенных далее 30 км от МКАД / на начало 1996 года:

 

Цена 1 кв. метра, долларов США Общая площадь, тыс. кв. метров
300-400 29,4
400-500 20,5
500-600 7,3
600-700 7,0
700-800 4,0

 

Рассчитайте среднюю цену одного кв. метра

Литература по теме:

Основная:

1. Гусаров В.М. Статистика: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. Гл.5, п.п. 5.1; 5.2 (с. 52-71).

2. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2000. Гл. 4, п.п. 4.4; 4.5 (с. 89-106).

3. Практикум по теории статистики. Под ред. проф. Шмойловой Р.А. – М.: Финансы и статистика, 2002. Гл.6, п. 6.1 (с. 105-109).

Дополнительная.

1. Годин А.М. Статистика: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация. «Дашков и Ко», 2002. Гл. V, параграф 1,2,3,4,6,7,8 (с. 90-112).

2. Сиденко А.В., Попов Г.Ю., Матвеева В.М. Статистика: Учебник. – М.: «Дело и сервис», 2000. Гл.7, п.п. 7.1; 7.2; 7.3 (с. 47-56).

3. Статистика: Курс лекций /Харченко Л.П., Долженкова В.Г., Ионин В.Г. и ор.; Под ред. к.э.н. В.Г. Ионина – Новосибирск: изд-во НГАЭ и У, М.: ИНФРА – М, 1999. Гл.4, п.п. 4.3; 4.5; 4.6 (с. 68-84).

Тема 6. Показатели вариации

Цель занятия: изучение и измерение вариации в зависимости от поставленных задач. К ним относятся размах вариации, среднее линейное отклонение, средний квадрат отклонений (дисперсия), среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации.

Необходимо четко представлять условия, порождающие вариацию признаков, а также сущность и значение измерения вариации, признаков. Следует усвоить, что изучение вариации признаков общественных явлений, находятся в прямой связи с группировками, в частности с рядами распределения. Научиться свободно, исчислять все показатели вариации.

Контрольные вопросы.

1. Что представляет собой вариация признака, от чего зависят его размеры?

2. Что такое размах вариации, по какой формуле он исчисляется, в чем его недостаток как показателя вариации?

3. Что представляет собой среднее линейное отклонение, его формула?

4. Какой показатель вариации называется дисперсией? По каким формулам она рассчитывается?

5. Что называется средним квадратическим отклонением? По каким формулам оно рассчитывается?

6. Что представляет собой дисперсия альтернативного признака? Чему она равна?

7. Каковы основные свойства дисперсии?

8. Почему дисперсия и среднее квадратическое отклонение не всегда являются достаточными для характеристики вариации признака в изучаемых совокупностях?

9. Коэффициент вариации как показатель, формула его вычисления и значение для экономического анализа.

10. Что характеризует межгрупповая дисперсия, ее формула?

11. Как определяется внутригрупповая дисперсия, средняя из внутригрупповых дисперсий, их формулы?

12. Что собой представляет правило сложения дисперсий, в чем его практическое значение?

13. Что называется эмпирическим коэффициентом детерминации, каков его смысл?

14. Что называется эмпирическим корреляционным отношением, в чем его смысл?

Задания для практических работ.

Задача №1. Имеются выборочные данные о стаже работников магазинов:

 

Стаж работы, лет До 3 3-5 5-7 7-9 Свыше 9
Среднесписочная численность работников, чел.

 

Требуется определить:

1. Средний стаж работников магазина.

2. Дисперсию.

3. Среднее квадратическое отклонение.

4. Коэффициент вариации.

Задача №2. Имеются следующие условные данные по трем группам рабочим с разным стажем работы:

 

Стаж работы, лет Число рабочих Средняя заработная плата, руб. Среднее квадратическое отклонение зарплаты, руб.
До 3
3 – 10
Свыше 10

 

Требуется рассчитать:

1. Среднюю заработную плату для всей совокупности рабочих.

2. Общую дисперсию.

3. Среднее квадратическое отклонение.

Задача №3. Имеем распределение рабочих по среднечасовой выработке изделий:

Номер рабочих Рабочие 4 разряда Номер рабочих Рабочие 5 разряда
Выработка рабочего, шт. Выработка рабочего, шт.
   
   
Итого: 6

 

Для результативного признака выработки рабочего исчислим:

1. Групповые дисперсии.

2. Среднюю из внутригрупповых дисперсий

3. Межгрупповую дисперсию.

4. Общую дисперсию.

5. Проверим правило сложения дисперсий.

6.Эмпирический коэффициент детерминации.

7. Эмпирическое корреляционное отношение.

8. Выводы о тесноте связи между квалификацией рабочих и производительностью их труда.

 

Литература по теме:

Основная:

1. Гусаров В.М. Статистика: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. Гл.5, п.п. 5.3 (с. 71-84).

2. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2000. Гл. 5, п.п. 5.1; 5.2; 5.3; 5.4; 5.5; 5.6; 5.7; 5.8; (с. 107-158).

3. Практикум по теории статистики. Под ред. проф. Шмойловой Р.А. – М.: Финансы и статистика, 2002. Гл.7, п. 7.1 (с. 122-146).

Дополнительная:

1.Годин А.М. Статистика: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация. «Дашков и Ко», 2002. Гл. V, параграф 9,10,11,12 (с. 112-126).

2. Сиденко А.В., Попов Г.Ю., Матвеева В.М. Статистика: Учебник. – М.: «Дело и сервис», 2000. Гл.8, п.п. 8.1; 8.2; 8.3; 8.4 (с. 57-66).

3. Статистика: Курс лекций /Харченко Л.П., Долженкова В.Г., Ионин В.Г. и ор.; Под ред. к.э.н. В.Г. Ионина – Новосибирск: изд-во НГАЭ и У, М.: ИНФРА – М, 1999. Гл.4, п.п. 4.7 (с. 84-90).

Тема . Ряды динамики

Ряды динамики характеризуют изменение уровней показателя во времени. В каждом ряду динамики имеются два основных элемента: время t и конкретное значение показателя /уровень ряда/ У.

Анализ интенсивности изменения во времени осуществляется с помощью показателей, получаемых в результате сравнения уровней, к таким показателям относятся: абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, абсолютное значение одного процента прироста.

Система средних показателей включает средний уровень ряда, средний абсолютный прирост, средний темп роста, средний темп прироста.

Средний уровень моментного ряда динамики с равноотстоящими уровнями определяется по формуле средней хронологической моментного ряда:

,

где y1,……..yn - уровни периода, за которые делается расчёт;

n - число уровней;

n-1 - длительность периода времени.

Средний уровень моментных рядов с неравностоящими уровнями определяется по формуле средней хронологической взвешенной:

,

где Y1,Yi+1 уровни рядов динамики;

t - интервал времени между смежными уровнями.

Одной из важнейших задач статистики является определение в рядах динамики общей тенденции развития явления. Ряды динамики подвергаются обработке методами укрупнения интервалов, скользящей средней и аналитического выравнивания. Каждое значение временного ряда может состоять из следующих составляющих: тренда, циклических сезонных и случайных колебаний.

Тренд это общая направленность изменений определённых значений, взятых на отрезке времени.

Циклические колебания это колебания относительно линии тренда для периодов свыше одного года.

Сезонные колебания показывают периодичность колебаний на протяжении года или более.

Случайные колебания представляют собой случайные элементы, которые невозможно предугадать.

Применение метода регрессии временных рядов. При этом фактические уровни заменяются уровнями, вычисленными на основе определенной кривой. Изменяющийся уровень изучаемого показателя оценивается как функция времени:

.

Для аналитического выравнивания временного ряда наиболее часто используются следующие виды трендовых моделей:

1.Линейная функция.

2. Экспотенциальная функция.

3. Гиперболическая функция.

Метод аналитического выравнивания ряда динамики, выполняемый по уравнению прямой.

Уравнение прямой: ,

где - значения выровненного ряда;

b0 и b1 параметры прямой;

t - показатель времени.

Для определения параметров b0 и b1 решается следующая система нормальных уравнений:

,

где Y - фактические уровни ряда динамики;

n - число членов ряда.

Прогноз на будущее определяется по уравнению прямой.

 

Тема. Индексы.

Индексы - обобщающие показатели сравнения во времени и в простран­стве не только однотипных /одноименных/ явлений, но и совокупностей, со­стоящих из несоизмеримых элементов.

Динамика одноименных явлений изучается с помощью индивидуальных индексов, которые представляют собой известные относительны величины сравнения, динамики или выполнения плана:

, , ,

 

где q1 и q0 - количество какого-либо продукта в натуральном выражении в текущем и базисном периодах;

р1 и р0 - цены единицы продукции в текущем и базисном периодах .

Изменения совокупностей, состоящих из элементов, непосредственно несопоставимых, изучает с помощью групповых, или общих индексов. Они подразделяются на агрегатные индексы и средневзвешенные из индивидуальных индексов.

Формулы агрегатных индексов:

1. Физического объёма:

.

2. Индексы цен:

 
 


,

.

3. Товарооборота:

.

Формулы средних индексов из индивидуальных.

1. Средний арифметический индекс физического объёма:

.

2. Средний гармонический индекс цен:

.

При определении индексов можно использовать систему взаимосвязанных индексов товарооборота:

Ipq = Iq* Ip.

Варианты контрольных работ

ВАРИАНТ № 1.

Задача 1. Имеются данные о работе предприятий:

 

Номер предприятия Стоимость основных производственных фондов /среднегодовая/, млн. руб. Продукция за отчетный период млн. руб.
1. 5,3 8,5
5,9 9,0  
3. 7,1 9,6  
4. 10,0 13,0  
5. 4,3 7,6  
6. 4,5 7,8  
7. 5,1 8,3  
8. 5,7 8,8  
9. 8,1 10,6  
10. 6,1 9,1  
11. 2,0 5,1  
12. 3,6 7,1  
13. 4,1 7,4  
14. 4,7 8,0  
15. 5,5 8,7  
16. 7,9 10,1  
17. 4,9 8,1  
18. 2,4 6,0  
19. 3,1 7,0  
20. 4,0 7,3  
         

Необходимо выполнить следующие действия:

1. Применяя к исходным данным метод аналитической группировки, выявите характер зависимости выпуска продукции на одно предприятие от величины основных фондов. При группировке по факторному признаку образуйте 4 группы предприятий с равными интервалами. Каждую группу охарактеризуйте количеством предприятий, среднегодовой стоимостью ОПФ, продукцией за отчётный период, по группе на одно предприятие и в целом по предприятию.

2. Постройте статистический ряд распределения предприятий по выпуску
продукции, образовав 4 группы с равными интервалами.

Задача № 2.

Выработка одноименной продукции за смену характеризуется следующими

данными:

 

Номер бригады ЦЕХ № 1 ЦЕХ № 2
    Выработка про­дукции на 1-го рабочего, шт. Число рабочих Выработка про­дукции на 1-го рабочего, шт. Объём произве­денной продук­ции, шт.
1. 21 | . . 469
2.
3.
4.

Вычислите среднюю выработку на одного рабочего по каждому цеху и по двум цехам вместе.

Задача № 3. Произвести расчёты показателей вариации для банков сгруппированных по размеру прибыли:

 

Размер прибыли банков, млрд.руб. 3,40-4,38 4,38-5,36 5,36-6,34 6,34-7,32 7,32-8,30
Число банков

Вычислить: среднее арифметическое, среднее линейное отклонение, диспер­сию, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации и сделайте выводы.

Задача № 4. Имеются следующие данные о распределении рабочих по затра­там времени на обработку одного изделия:

 

Затраты времени на обработку од- ного изделия, мин. 4,5-5,5 5,5-6,5 6,5-7,5 7,5-8,5 8,5-9,5 9,5-10,5 10,5-11,5
Число рабочих, чел.

Определите:

1. Среднюю величину времени на обработку одного изделия.

2. Моду и медиану.

Задача № 5. Для изучения оснащения предприятий основными производственными фондами было произведены 10% выборочное обследование по методу бесповторного отбора, в результате которого поучены следующие данные:

 

Срок службы оборудования До З 3-5 5-7 7-9 свыше 9
Число оборудования, шт.

Определите с вероятностью 0,997 предельную ошибку выборки и пределы, в которых определяется средний срок службы оборудования.

Задача № 6. На предприятии имеем данные о реализованной продукции в млн.руб. за 1992 по 2001 г, согласно таблице:

 

Годы
Объём реали- зован- ной проду кции

Определите методом простого экспотенциального сглаживания прогноз продажи продукции на 2002 год.

Задача № 7. Производство электроэнергии в России за 1997 по 2002 гг. (см. табл.)

 

Год
Произведено электроэнергии квт.час.

Требуется определить:

1. Показатели динамики.

2. Средний уровень ряда.

3. Средний абсолютный прирост.

4. Средний темп роста.

5. Средний темп прироста.

Задача № 8. Экспертами оценивались вкусовые качества разных вин. Суммарные оценки полученные следующие:

 

Марка вина Оценка в баллах Цена, усл. ед.
1. 1,57
2. 1,60
3. 2,00
4. 2,10
5. 1,70
6. 1,85
7. 1,80
8. 1,15
9. 2,30
10. 2,40

Согласуется ли оценка вина с его ценой. Проверьте эту гипотезу методом ранговой корреляции Спирмена.

Задача № 9. Имеем выработку продукции на предприятии:

 

Продукция, ед. изм. Выработана продукция, тыс Цена за единицу, руб.
СЕНТЯБРЬ октябрь СЕНТЯБРЬ октябрь
А, кг
Б, м
В, шт

Требуется определить:

1. Индивидуальные индексы.

2. Общие индексы.

ВАРИАНТ № 2.

Задача № 1. За отчётный период предприятие на производственные нужды израсходовало следующее количество тонн условного топлива:

 

Виды топлива Количество израсходованного топлива Средние калорийные эквивалентны перевода в условное топливо
Моторное и дизельное топливо, т. 1,43  
Мазут топочный, т 1,37  
Уголь донецкий, т 0,90  
Газ природный, куб.м. 1,20  
Торф, т. 0,40  
           

Определите общее количество потребленного в отчётном периоде топлива.

Задача № 2. Сгруппировать 15 магазинов по степени выполнения плана това­рооборота на основе данных, приведенных в таблице:

 

 

Номер магазина Товарооборот, тыс. руб.
по плану по отчёту
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Требуется:

1. Определите выполнение плана и выделите три группы магазинов не
выполнившие план, выполнившие план и перевыполнившие план.

2. По всем трём группам определите товарооборот по плану и по отчёту,
а также выполнение плана товарооборота в процентах.

3. По результатам группировки сделайте выводы.

Задача № 3. Имеется распределении рабочих по сменной выработке изделия «А» согласно таблице:

Группа рабочих по сменной выработке изделий «А», шт 170-190 190-210 210-230 230-250
Число рабочих

Определить:

1. Среднесменную выработку рабочих.

2. Дисперсию выработки.

3. Среднее квадратическое отклонение.

4. Среднее линейное отклонение.

5. Коэффициент вариации.

Задача № 4. Среди выборочно обследованных 1000 семей региона по уровню душевого дохода /выработка 2%, механическая/ малообеспеченных оказалось 300 семей. Требуется с вероятностью 0,997 определить долю малообеспеченных семей во всем регионе, а также предельную ошибку доли.

Задача № 5. Имеются следующие данные о распределении рабочих по затра­там времени на изготовлении одного изделия:

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.