Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Взаимодействие спроса и предложения и установление рыночного равновесия





Реальная купля – продажа товара возможна только при соединении (уравновешивании) спроса и предложения. Ситуация на рынке, когда величина спроса равна величине предложения при данной цене, называетсярыночным равновесием(QD = QS).

Цена, при которой уравновешиваются спрос и предложение, называется равновесной ценой или ценой равновесияЕ). Равновесной цене присуща уравновешивающая функция. Образование равновесной цены – процесс, требующий определенного количества времени. В условиях совершенной конкуренции происходит быстрое приспособление цен спроса и цен предложения, величины спроса и величины предложения. Цена спроса на каждое количество товара – это цена, по которой определенное количество товара способно привлечь покупателей в течение определенного периода времени. Цена предложения – это цена, по которой товар поступает в продажу на конкретный рынок. Поскольку цена равновесия обычно ниже максимально предлагаемой потребителями цены, то они получают выигрыш (излишек), который называется выигрышем потребителя. Выигрыш потребителя – это разница между ценой, за которую потребитель готов купить товар, и ценой которую он в действительности платит. В свою очередь, равновесная цена обычно выше минимальной цены, которую могли бы предложить наиболее передовые фирмы. В результате образуется выигрыш (излишек) производителя. Выигрыш производителя – это разница между равновесной ценой и ценой, за которую он готов продать свой товар.

Выигрыш потребителя рассчитывается по формуле: (РDмакс - РE)*QЕ/2 (рис. 6).

Выигрыш производителя рассчитывается по формуле: (РE - РSмин)*QЕ/2 (рис. 6).

 

Р

 
 


РDмакс. S

РЕ E



РSмин. D

QE Q

Рис. 6. Выигрыш потребителя и выигрыш производителя

 

Проблемы цены и механизма ее формирования являются одними из самых сложных и фундаментальных в курсе экономической теории. Система цен в рыночной экономике играет роль основной организующей силы. Цены товаров служат ориентирами, руководствуясь которыми предприниматели и потребители делают свой выбор, обеспечивающий личный интерес. В цене товара фокусируются материальные интересы продавцов и покупателей, отдельного работника, предпринимателя, а также всего общества. В современной экономической теории наибольшее распространение получила концепция цены А. Маршалла, которую Д. Робинсон назвала экономической библией. В своей теории цены А. Маршалл объединил три концепции: предельной полезности, издержек производства, спроса и предложения. По его мнению, цена какой – либо вещи представляет меновую стоимость относительно всех вещей вообще, или представляет ее покупательную способность. Цена определяется как определенное количество денежных единиц, получаемое за товар.

Формирование рыночной цены А. Маршалл рассматривал в трех периодах времени, где параметры предложения имеют различную динамику. Соответственно этому различают мгновенное, кратковременное и длительное равновесие. В трех различных типах равновесия производители могут либо не принимать никакие меры, либо приспособить переменные факторы производства к изменившимся условиям, либо приспособить к изменившейся цене все факторы производства.

Количество продукта, продаваемое в ситуации равновесия, называется равновесным количеством (QЕ).

Равновесие на рынке устанавливается стихийно посредством взаимодействия спроса и предложения на основе ценового механизма и конкуренции.

Рассмотрим процесс установления рыночного равновесия на примере таблицы 4.

Таблица 4

Рыночное предложение и спрос на некоторый товар

(гипотетические данные)

Общая величина предложения в неделю (QS) Цена за 1 кг (руб.) (Р) Общая величина спроса в неделю (QD) Избыток (+) или дефицит (-)
+ 10000
+ 6000
- 7000
- 15000

 

При высоких ценах (50 руб., 40 руб.) на рынке существует избыток товара. Избыток товара – это избыточная величина предложения, когда при данной цене величина предложения превышает величину спроса. Избыток товара выражается в росте товарных запасов сверх нормальной величины, в трудностях реализации товаров и т.п. Избыток преодолевается путем конкуренции производителей, в результате чего цены снижаются, величина предложения уменьшается, а величина спроса растет.

При низких ценах (10 руб.,20 руб.) на рынке имеет место дефицит товара. Дефицит товара – это избыточная величина спроса, когда при данной цене величина спроса превышает величину предложения. Дефицит выражается в резком уменьшении товарных запасов, в исчезновении товаров с прилавков магазинов, в трудностях приобретения товаров, в очередях покупателей и т.п. Дефицит преодолевается путем конкуренции покупателей, в результате чего цены растут, величина предложения возрастает, а величина спроса уменьшается.

При цене 30 руб. на рынке нет ни дефицита, ни избытка товара, устанавливается равновесие, Цена 30 руб., является равновесной, а 7000 кг товара – равновесным количеством.

Ситуация равновесия означает, что покупатели и продавцы достигли некоторого компромисса, но это вовсе не значит, что равновесная цена устраивает всех покупателей и всех продавцов. Кто-то по этой цене не продаст ничего, а кто-то не купит.

В нашем примере равновесие достигнуто при средних ценах. Но оно возможно и при низких ценах, и при высоких, если величины спроса и предложения будут равны. При этом существуют пределы установления равновесных цен. Верхний предел цены – это граница цены для покупателя. Она определяется размерами доходов, ценами на взаимозаменяемые товары и необходимостью приобретения других товаров. Нижний предел цены – это граница цены для продавца. Она задается предельными издержками производства и запланированной прибылью.

Возможны как установление точной равновесной цены, так и небольшие отклонения от нее. Рыночное равновесие существует там и тогда, где и когда исчерпаны возможности изменения рыночной цены или количества продаваемых товаров.

Существует два основных подхода к анализу установления равновесия: Л. Вальраса и А. Маршалла. Главным в подходе Л. Вальраса является разница в величине спроса (предложения). Данный подход рассматривается выше. А. Маршалл исходит из того, что продавцы прежде всего реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста предложения. Увеличение (уменьшение) величины предложения сокращает эту разность и тем самым способствует достижению равновесной цены. Короткий период лучше характеризуется модель. Л. Вальраса, длительный – моделью А. Маршалла.

 

P S

избыток

       
   
 


Е

дефицит

Q

Рис. 7. Процесс установления на рынке равновесия на некоторый товар

Равновесие можно представить графически (рис. 7). Оно устанавливается в точке пересечения кривых спроса и предложения (Е). Данный график называют еще «крест Маршалла».









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.