Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Первая российская революция 1905 – 1907: основные этапы и последствия.





Становление российского парламентаризма (1905 - 1917).

 

27.1. Манифест 17 октября 1905 г. – база российского парламентаризма.

27.2. Деятельность I и II Государственной думы. Избирательный закон от 3 июня 1907 г.

27.3. Деятельность III и IV Государственной думы.

27.1. Начало парламентарному строю в России положил царский Манифест от 17 октября 1905 г., учредивший представительный орган власти с законодательными функциями – Государственную думу. [см. 26.1.]

 

27.2. I Государственная дума (апрель – июль 1906) просуществовала 72 дня (вместо 5 лет) и была досрочно распущена императором из-за радикализма требований депутатов, что делало невозможным её сотрудничество с правительством. Большинство мест в Думе – 57 %, досталось кадетам и трудовикам (депутатской группе от крестьян), которые потребовали немедленного решения аграрного вопроса путём передачи крестьянам казённых, удельных и части помещичьих земель, а депутаты-трудовики, кроме того, – введения уравнительно-трудового землепользования, упразднения Государственного совета, политической амнистии, установления ответственности министров перед Думой (а не императором). Под предлогом того, что Дума «разжигает смуту», император в июле 1906 г. распустил её. В ответ часть депутатов (кадеты и трудовики) обратились с т.н. «Выборгским воззванием» к народу, в котором призвали население в знак протеста против роспуска Думы прекратить налоговые платежи и приостановить явку новобранцев на призывные пункты, пока не будет объявлено о выборах в новую Думу.

II Государственная дума просуществовала 102 дня (февраль – июнь 1907) и была распущена царём по аналогичным причинам. По партийному составу она оказалась ещё левее предыдущей – левые фракции (эсдеки, эсеры, энесы, трудовики) составили 43 % мест, а с учётом кадетов, левоцентристское большинство составляло во II Думе 62 %. Левые потребовали от правительства полной и безвозмездной конфискации помещичьей земли и передачи всего земельного фонда страны в общенародную собственность. В этих условиях под предлогом наличия в Думе антиправительственного заговора, император 3 июня 1907 г. распустил её, одновременно изменив закон о выборах в Государственную думу, что являлось грубым нарушением «Основных государственных законов» 23 апреля 1906 г., согласно которым подобные изменения могли быть внесены только с согласия Думы.



 

27.3. Новое положение о выборах в Государственную думу существенно увеличивало представительство в ней от землевладельческой и городской избирательных групп – фактически от дворянства и крупной буржуазии, и наоборот, сокращало число мест для народных избранников от национальных окраин, рабочих и крестьян. Это позволило сформировать депутатский корпус III Государственной думы (ноябрь 1907 – июнь 1912), вполне устраивающий правительство. Большинство мест в III Думе (67 %) принадлежало правым – монархистам и центристам – октябристам, представлявшим интересы помещичье-буржуазной прослойки общества. На это, т.н., правооктябристское большинство правительство опиралось при проведении в жизнь реакционных законопроектов. Если же возникала потребность в проведении через Думу либерального закона, тогда правительство получало поддержку левооктябристского большинства – блока октябристов с кадетами и левыми партиями. Данный механизм принятия законов в III Думе получил название «октябристского маятника». Это позволило III Думе отработать полный срок и принять важные законопроекты о проведении столыпинской аграрной реформы, социальном страховании рабочих, увеличении бюджетных ассигнований на народное образование и реформирование вооружённых сил.

Партийный состав IV Государственной думы (ноябрь 1912 – февраль 1917) свидетельствовал о дальнейшем размежевании политических сил в стране – большинство мест (42 %) получили монархисты, несколько выросло представительство от левоцентристских партий – кадетов и прогрессистов, и наоборот ослабел правый центр в лице октябристов – главной опоры дуалистической монархии. В этих условиях «октябристский маятник» стал давать сбои.

С началом первой мировой войны IV Дума поддержала правительство и голосовала за военные кредиты, но поражения русской армии на фронте в 1915 г. стали причиной глубокого кризиса во взаимоотношениях правительства и Думы, которая возложила на Совет министров вину за военные неудачи. По инициативе кадетской фракции в августе 1915 г. в IV Думе из представителей главным образом либеральных партий был образован т.н. «Прогрессивный блок», объединивший 2/3 депутатов и потребовавший от царизма создания «правительства народного доверия», т.е. правительства, ответственного перед Думой и с участием её представителей. Николай II отказался выполнить эти требования и прервал думскую сессию. В 1916 г. император пошёл на определённые уступки Думе, заменив главу правительства, что, однако, не устранило политический кризис в стране, и в феврале 1917 г. царь вновь приостановил работу Думы. Свержение через несколько дней монархического режима знаменовало окончание периода парламентаризма в дореволюционной России.

 

 

Первая российская революция 1905 – 1907: основные этапы и последствия.

 

25.1. Причины революции и её социальная база.

25.2. Этапы революции.

25.3. Итоги революции.

25.1. Причиной первой русской революции явилось несоответствие тенденций социально-экономического развития России её политической модели. Бурное развитие капитализма во второй половине XIX века способствовало быстрому формированию институтов буржуазного общества, ослаблению экономических и политических позиций дворянства и усилению роли буржуазии, стремившейся к более активному отстаиванию своих экономических и политических интересов. Однако, к началу XX века абсолютизм поддерживал господствующие социально-политические позиции дворянства путём сохранения сословного строя, преобладания дворян на государственной службе и в органах местного самоуправления, поддержки помещичьего хозяйства.

Таким образом, буржуазия в период революции находилась в оппозиции к самодержавию, стремясь ликвидировать барьер для доступа во власть в виде пережитков феодальной политической системы – абсолютной монархии и сословного строя, добиться гарантии гражданских и политических свобод, учреждения общегосударственного представительного органа власти с законодательными полномочиями. По существу речь шла о буржуазно-демократических преобразованиях в стране, поэтому революцию 1905 – 1907 гг. называют буржуазно-демократической.

Второй крупной проблемой к началу XX века являлась аграрная. После отмены крепостного права крестьянский вопрос приобрёл новое качество: вследствие быстрого роста населения страны увеличивалась его избыточность в сельской местности, что означало обострение проблемы малоземелья. Непосильным бременем на крестьянский бюджет ложились выкупные платежи в казну и аренда помещичьей земли. В пореформенной деревне европейской России активно шёл процесс материального расслоения крестьянства с постепенным обнищанием основной его массы, что усиливало социальную напряжённость.

В период первой русской революции крестьянство добивалось созыва Учредительного собрания, безвозмездной передачи себе помещичьих земель, отмены выкупных платежей.

Новым явлением к началу XX века стал рабочий вопрос, что было связано с формированием нового класса – промышленного пролетариата. Несмотря на ряд правительственных мер 80 – 90-х гг. XIX века по регулированию продолжительности рабочего дня, ограничению эксплуатации женского и детского труда, положение фабричных рабочих к началу XX века оставалось тяжёлым – отсутствие социального страхования и права на защиту рабочих интересов профсоюзами, продолжительный рабочий день, низкий уровень оплаты труда, обязательные сверхурочные работы, штрафы, частый производственный травматизм и грубое обращение начальства вызывали нарастающее недовольство пролетариата, выражавшееся как в общем росте стачечного движения, так и в увеличении числа политических стачек.

В годы первой русской революции рабочие добивались замены монархии республикой, введения демократических свобод, установления 8-часового рабочего дня и социального страхования, повышения оплаты труда, права на стачки и создание профсоюзов.

 

25.2. Началом революции явились события 9 января 1905 г. – «кровавое воскресенье», когда в Петербурге была расстреляна мирная демонстрация рабочих, направлявшихся с петицией к Николаю II. В петиции выдвигались не только экономические, но и политические требования – введение демократических свобод и созыв Учредительного собрания. Эта правительственная акция вызвала взрыв стачечного движения и крестьянских бунтов по всей стране. В мае 1905 г. впервые появилась такая форма организации революционной власти как советы рабочих уполномоченных (Иваново-Вознесенск). С лета 1905 г. периодически вспыхивали восстания в армии и на флоте (на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический», крейсерах «Очаков» и «Память Азова», гарнизонах Свеаборга, Кронштадта и Ревеля).

Наивысший подъём революции приходится на осень – зиму 1905 г., когда произошли Всероссийская октябрьская политическая стачка и Декабрьское вооружённое восстание в Москве.

1906 – 1907 гг. отмечены спадом стачечного движения рабочих, но нарастанием волны крестьянских бунтов и волнений в вооружённых силах.

Окончанием революции принято считать 3 июня 1907 г., когда, вопреки законодательству, императором был изменён порядок выборов в Государственную думу, что получило название «третьиюньского переворота».

 

25.3. В ходе первой русской революции общество добилось от самодержавия значительных политических уступок. Во-первых, манифестом 17 октября 1905 г. населению гарантировались основные гражданские и политические права – неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов, учреждение законодательной Государственной думы. Во-вторых, рабочие добились существенного ограничения произвола заводской администрации, сокращения продолжительности рабочего дня, повышения заработной платы, а с 1912 г. – введения социального страхования. В-третьих, крестьянство добилось отмены с 1907 г. выкупных платежей и проведения столыпинской аграрной реформы 1906 - 1916 гг., в ходе которой оно было окончательно уравнено в правах с остальными сословиями, получило при содействии Крестьянского банка значительный фонд удельных, кабинетских и помещичьих земель.

 

 

26 Манифест 17 октября 1905 года. «Основные государственные законы» 23 апреля 1906 года. Эволюция государственного строя в России начала XX века.

 

26.1. Манифест 17 октября 1905 г.

26.2. Государственная дума Российской империи: порядок формирования и функции.

26.3. Государственный совет Российской империи в 1906 – 1917 гг.: порядок формирования и функции.

26.4. Совет министров – правительство Российской империи в 1905 – 1917 гг.

26.5. Сущность дуалистической монархии 1905 – 1917 гг.

 

26.1. К началу XX века Россия оставалась абсолютной монархией. Высший аппарат управления был представлен в судебной сфере – Сенатом, в исполнительной – министерствами и периодически созываемым Комитетом министров. При императоре функционировал законосовещательный орган – Государственный совет. Императорская власть обладала верховными полномочиями при решении всех государственных вопросов.

Отсечение широких масс от участия в политической жизни страны вызывало недовольство передовых общественных кругов, в первую очередь, буржуазии, земских либералов и буржуазной интеллигенции, требовавших доступа представителей населения к процессу законотворчества.

Революция 1905 – 1907 гг. заставила самодержавие пойти на политические уступки, результатом чего явился известный Манифест 17 октября 1905 г., закреплявший в империи ряд новых гражданских и политических прав: неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний и союзов, а главное – учреждение всероссийского представительного органа власти с законодательными функциями – Государственной думы, что знаменовало поворот государственного строя России на путь буржуазного конституционализма.

 

26.2. В отличие от манифеста 6 августа 1905 г., даровавшего населению законосовещательную Думу с правом участия в думских выборах представителям от землевладельцев, городской буржуазии и крестьян, новая Государственная дума обладала законодательными полномочиями и правом выборов в неё наделялся городской пролетариат.

Выборы в Государственную думу были всесословными, неравными, многоступенчатыми, путём тайного голосования. Избиратели делились на 4 группы: землевладельческую, городскую, крестьянскую и рабочую. По первым двум группам избирателей выборы предполагали имущественный ценз. Избирательный возраст устанавливался в 25 лет. Избирательная система способствовала комплектованию Думы преимущественно из представителей дворянства и крупной буржуазии. Правом участия в выборах в целом обладало 15 % населения империи.

Срок полномочий Думы составлял 5 лет. Император назначал выборы в Думу, определял продолжительность её сессий, обладал правом её досрочного роспуска. Депутаты Думы присягали императору. Согласно Манифесту 17 октября 1905 г. ни один закон не мог вступить в силу без одобрения Государственной Думы, которая обладала правом законодательной инициативы, утверждения государственного бюджета (за исключением некоторых статей) и уставов акционерных обществ, запросов по поводу деятельности министерств.

 

26.3. С учреждением законодательной Государственной Думы в феврале 1906 г. была осуществлена реформа Государственного совета, который из законосовещательного учреждения превратился в верхнюю законодательную палату, рассматривающую законопроекты, одобренные Думой. Государственный совет также наделялся правом законодательной инициативы.

Состав Государственного совета увеличился втрое, изменился и порядок его формирования: половина членов Совета с его председателем назначалась императором, половина избиралась губернскими земскими и дворянскими собраниями, биржевыми комитетами, университетами. Срок полномочий членов Государственного совета составлял 9 лет, с перевыборами 1/3 состава каждые три года.

Более консервативный по составу, нежели Дума, Государственный совет служил своеобразной преградой на пути либерального и революционного законотворчества нижней палаты.

 

26.4. В октябре 1905 была проведена реформа высшей исполнительной власти: Совет министров превратился в постоянно действующий орган власти с правительственными функциями – руководством и планированием деятельностью министерств. Отныне любое министерское законодательное предложение, прежде чем попасть на рассмотрение в Государственную думу, в обязательном порядке подлежало рассмотрению и одобрению в Совете министров. Однако, в отличие от классического Правительства, председатель Совета министров Российской империи не обладал правом подбора министров, которые назначались и смещались императором и были ответственны перед ним же.

 

21.5. Таким образом, после 1905 г. в России произошли некоторые изменения в механизме государственной власти в плане ликвидации монопольных законодательных прав монарха. Эти изменения были закреплены в утверждённых 23 апреля 1906 г. «Основных государственных законах» Российской империи – своего рода конституции царской России.

Высшая законодательная власть была поделена между императором, Государственной думой и Государственным советом. Без одобрения одной из перечисленных инстанций законопроект не мог обрести силу закона. Однако верховные законодательные полномочия императора были поколеблены незначительно – император обладал правом абсолютного вето на законопроекты, одобренные обеими палатами; без его подписи закон не мог вступить в силу; только императору принадлежала инициатива пересмотра «Основных государственных законов»; в перерывах между думскими сессиями император обладал безраздельными законодательными полномочиями – подписанные им указы и манифесты сразу обретали силу закона. В сфере управления, исполнительной и судебной власти верховные императорские полномочия остались неизменными.

Наличие законодательных прав у двух субъектов – монарха и парламента, дало основание некоторым историкам обозначить государственный строй России в 1905 – 1917 гг. как дуалистическая (дуализм - двойственность) монархия.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.