Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Общественные объединения в РФ: понятие, организационно-правовые формы, порядок создания и деятельность, общественность.





Конституция РСФСР 1918 года

Первая Конституция государства Российского была принята вскоре после Октябрьской социалистической революции, 10 июля 1918 г. на V Всероссийском Съезде Советов. Принятие Конституции РСФСР явилось событием исторического значения. Это была первая в мировой истории Конституция государства диктатуры пролетариата, государства социалистического типа.

В связи с тем, что это была не только первая советская социалистическая конституция в мире, но и первая в истории нашего государства обще-российская Конституция, она не опиралась на принцип преемственности конституционного развития и определяла основы устройства нового общества на конституционном уровне впервые, руководствуясь лозунгами, под которыми в 1917 г. шли к власти социалистические партии, и первыми декретами советской власти, принятыми до середины 1918 года.

специфическим чертам Конституции 1918 г. относится то, что её нормы и положения выходили за рамки внутригосударственного регулирования и включали установления чисто политического характера, ориентированные на всё мировое сообщество. При этом в Конституции открыто признавалось необходимость применения насилия для утверждения принципов нового, социалистического строя, что не было характерно для последующих советских конституций. Так, в ст. 3 Конституции говорилось об уничтожении паразитических слоёв общества, о беспощадном подавлении эксплуататоров. Конституция закрепляла насильственное уничтожение частной собственности, допускала её принудительное безвозмездное изъятие.

Конституция РСФСР 1925 года

В декабре 1922 г. РСФСР объединилась с тремя советскими социалистическими республиками – УССР (Украиной), БССР (Белоруссией) и ЗСФСР (Закавказьем), что и стало причиной принятия в 1924 г. Конституции СССР, а в 1925 г. Конституции РСФСР. Первая закрепляла, что «союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в свои конституции».



В отличие от Конституции 1918 г., Конституция 1925 г. не включала в свой текст Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, однако в ней отмечалось, что она исходит из основных положений Декларации и воспроизводила многие из них.

Конституция РСФСР 1937 года

Принятие Конституции РСФСР 1937 г. было следствием введения в действие Конституции СССР 1936 г., что объяснялось необходимостью обновления всей конституционной системы Союза в связи с переходом страны на новый этап своего развития, ознаменовавшийся построением основ социализма.

Главы, касающиеся обязанностей граждан, классовость, За коммунистической партией (ВКП(б)) закреплялась руководящая роль, закреплялись все главные экономические основы социализма: отмена частной собственности, господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на орудия и средства производства, установление государственного народнохозяйственного плана, которым определялась и направлялась вся хозяйственная жизнь государства, и др.

Конституция РСФСР 1978 года

В 1977 г. была принята новая Конституция СССР, а на её основе, в 1978 г., Конституция РСФСР.

На протяжении своего 15-летнего срока действия Конституция 1978 г. претерпевала значительные изменения. Это касалось не только содержания конкретных норм, но и самой сущности Конституции. В ней закреплялся статус РСФСР как союзной республики в составе ССР, а затем и как независимого государства после распада Союза.

этап развитого социализма», что означало превращение советского государства из государства диктатуры пролетариата в общенародное государство и закреплялось в первых.

Впервые закреплялось положение о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование.

Конституция РСФСР 1978 г. впервые утверждала в преамбуле, что её принимает и провозглашает народ Российской Федерации.

3.Конституции закрепили более полный перечень прав граждан, введя такие новые права, как право на жилище, право на охрану здоровья, и др.

Конституция РФ 1993 года

12 декабря 1993 года путём всенародного голосования была принята новая Конституция, которая стала началом нового этапа конституционного развития страны.

Основные отличия от Конституции РСФСР 1978 года:

Ликвидирована система Советов;

Россия стала симметричной федерацией; в 1918—1993 гг. субъектами Российской Федерации (РСФСР) были только национальные образования.

Срок полномочий Президента России сокращён с 5 до 4 лет (в 2008 году увеличен до 6 лет);

Ликвидирован верхний предел возраста кандидата в Президенты России; (в 1991—1993 гг. составлял 65 лет);

Образовано Федеральное Собрание Российской Федерации;

Изменён текст Присяги Президента Российской Федерации;

Переименован ряд субъектов Российской Федерации (в 1996—2003 гг. дополнительно переименованы 5 субъектов России);

Конституция СССР 1977 года прекратила свое действие на территории России

14. Конституционный строй — разновидность государственного и общественного строя, основанного на принципах народовластия, разделения властей, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью общества, подчинения государства приоритетам и интересам гражданского общества. К.с. — это система правоотношений, в которых реализуются суверенитет народа, права и свободы личности, прерогативы органов государственной власти. В более узком значении К.с. понимается как способ организации государства, базирующийся на Конституции и защищаемых ею ценностях (1).

Конституционный строй - система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства (2)

Понятие конституционного строя обладает двумя основными признаками:

1) это способ организации государства - совокупность признаков, по которым одно государство можно отличить от другого (форма государственного устройства, форма правления,политический режим и др.);

2) это такой способ организации государства, который ставит его (государство) в подчинение интересам человека,его естественным правам и свободам через регламентирование деятельности государства правовыми ограничениями, рамками, за пределы которых государство выходить не должно. Важнейшую роль в таком ограничении играет Конституция.

Конституционный строй закрепляется всей системой правовых норм, различными отраслями российского права. Конституционное право регламентирует основы конституционного строя -основополагающие принципы устройства государства и его соотношения с человеком и обществом, его (государства) существенных характеристик, которые в совокупности составляют упорядоченную и относительно завершенную систему и которые проецируются на все остальные нормативные установления права. При этом вся дальнейшая регламентация общественных отношений является отражением,конкретизацией и развитием этих основополагающих принципов. Эти главные принципы настолько важны, что они содержатся в основном законе государства -Конституции. В российской Конституции основам конституционного строя посвящена первая глава, имеющая одноименное название.

Положения Конституции, определяющие основы конституционного строя, обладают наивысшей юридической силой среди всех норм российской правовой системы. Статья 16 Конституции РФ устанавливает, что никакие другие положения Конституции РФ (а следовательно, и других актов) не могут противоречить основам конституционного строя. Основы конституционного строя призваны быть ядром правового регулирования и поэтому должны обладать повышенной стабильностью своего содержания. На это направлен установленный в Конституции РФ порядок изменения норм первой главы. Эти нормы не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием, а только Конституционным Собранием, которое созывается по решению 3/5 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. При этом невозможно внесение отдельных изменений в основы конституционного строя. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается двумя третями от общего числа членов Конституционного Собрания либо выносится на общероссийский референдум.

16.Демократическое государство.Суверенитет народа

Статья 1 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация является демократическим государством.Демократия - такая форма организации государства, которая соответствует воле народа этого государства Основные характеристики демократического государства:

1) единственным источником власти и носителем суверенитета является многонациональный народ Российской Федерации,который осуществляет ее непосредственно (непосредственная демократия), а также через органы государственной власти и местного самоуправления (представительная демократия);

2) высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Референдум —это всенародное голосование граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Выборы - процесс формирования органов власти путем голосования за выдвинутых представителей народа. Две эти формы волеизъявления считаются высшим выражением власти народа, так как волеизъявление ничем не опосредуется, народ имеет возможность сам выразить свое решение по наиболее важным вопросам государственной жизни (референдум), вопросам функционирования государственной власти (выборы);

3) Легитимность государственной власти. Легитимность власти означает ее формирование и осуществление в соответствии с волей народа. Легитимность как свойство власти может иметь разные основания (харизма лидера, традиционное подчинение власти, страх,рациональное подчинение законно сформированной власти). В современных демократических государствах легитимность власти устанавливается прежде всего в процессе выборов, когда население выражает свои политические предпочтения,вручая государственно-властные полномочия определенным лицам;

4) демократические процедуры формирования и осуществления государственной власти. Данная характеристика означает, во-первых, наличие в государстве демократического избирательного законодательства, гарантирующего осуществление всеобщего и равного избирательного права, периодическое проведение свободных, подлинных,нефальсифицированных выборов. Во-вторых, в законодательстве и прежде всего в Конституции должны быть закреплены демократические процедуры осуществления государственной власти, такие как порядок принятия законов, компетенция и полномочия государственных органов, порядок издания ими актов, иерархия различных актов в правовой системе государства и т. д.;

5) запрет присвоения власти и преследование такого присвоения (захвата) по закону. Конституция РФ устанавливает данный принцип в ч. 4 ст. 3. Обладание властными полномочиями может быть правомерно только в случае приобретения их в установленном законом порядке. Выборные органы государственной власти формируются посредством демократических выборов, иные органы — в результате определенной законом процедуры назначения, конкурса, другими способами. Получение властных полномочий незаконным способом влечет установленную ответственность.

С принципом демократического государства тесно связаны и являются его проявлениями другие принципы, возведенные Конституцией Российской Федерации в основы конституционного строя: разделение властей, идеологическое и политическое многообразие, наличие наряду с системой государственной власти системы местного самоуправления.

17.основных признака правового государства:

-Верховенство права, то есть, все в обществе – и его граждане, и само государство в лице представителей власти должны неукоснительно соблюдать установленные правовые, то есть справедливые и гуманные законы.

-Незыблемость прав и свобод человека (законы государства должны признавать, гарантировать и надежно защищать права человека, свободу и равенство всех граждан).

-Разделение властей (Такое устройство государства, при котором все органы власти разделены на 3 ветви – законодательную, судебную и исполнительную, причем все эти власти не должны зависеть друг от друга, с целью исключения монополизации власти).

18.Это означает, что Россия такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается ни обязательным, ни предпочтительным.

В светском государстве религиозные объединения, принадлежащие к любым вероисповеданиям, не вправе оказывать влияние на государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Религиозные организации, действующие в государстве, выполняют другие (негосударственные) функции, к числу которых относятся следующие:

1. нравственное воспитание людей;

2. психологическая поддержка верующих;

3. социальная поддержка верующих, а также людей, не относящихся к таковым (благотворительная деятельность);

4. борьба за мир;

5. борьба за установление согласия в обществе и участие в качестве арбитра в разрешении социальных споров;

6. экологическая функция и др.

В России, как светском государстве, религиозные объединения отделены от государства. Они не вмешиваются в государственную политику. Государство, в свою очередь, не вмешивается в дела церкви: оно занимает нейтральную позицию в вопросах свободы вероисповедания и убеждений и не становится на сторону какой-либо религии.

Религиозные объединения в России действуют на основе Закона РФ от 25 октября 1990 г. «О свободе вероисповеданий». Помимо этого они разрабатывают собственные нормы, которые в совокупности представляют целую корпоративную нормативную систему. Религиозные нормы не должны противоречить законодательству Российской Федерации.

19.Принцип социального государства закреплен в ст. 7 Конституции РФ. Статья 7 «1. РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Назначение социального государства, согласно Конституции РФ, состоит в проведении политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Смысл принципа социального государства состоит в том, что оно стремится к некоторому уравнению людей в их социальном положении за счет перераспределения государственных доходов (прежде всего, поступлений от налогов), сглаживанию негативного эффекта от имеющегося в обществе социального расслоения.

Основные конституционные характеристики данного принципа:

· 1) цели государственной социальной политики - обеспечение достойной жизни и свободного развития человека. Достойная жизнь - такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья его самого и его семьи (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека). Свободное развитие - основанная на всеобщем равенстве возможность своими силами занять определенное место в обществе: получить образование, профессию, иметь возможность получать достойный заработок, соответствующий выполняемой работе, возможность содержать семью, возможность знакомиться с культурными ценностями и многое другое;

· 2) основные направления государственной социальной политики Конституция РФ также относит к основам конституционного строя. Это:

o - охрана труда и здоровья людей;

o - установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

o - обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

o - развитие системы социальных служб;

o - установление государственных пенсий, пособий;

o - иные гарантии социальной защиты;

· 3) реальность существования социального государства напрямую зависит от его материальных возможностей создания условий для осуществления провозглашенных целей обеспечения достойной жизни и свободного развития. Государство, постоянно находящееся в нестабильной экономической и политической обстановке, не может обеспечить и гарантировать принцип социальной государственности. Поэтому закрепленная в российской Конституции констатация того, что Российская Федерация - социальное государство, остается пока, к сожалению, всего лишь фикцией и ее надо рассматривать как цель, программную установку, к которой должно стремиться наше государство.

20.Суверенитет — это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами. Иначе суверенитет можно определить как неподчиненность кому-либо. В буквальном смысле слово «суверенитет» (от франц. souverain) означает верховенство.

Верховенство государственной власти означает такое состояние власти, при котором над ней не стоит и не может стоять никакая другая власть. Состояние суверенности исключает и наличие рядом какой-либо иной государственной власти (двоевластие в государстве — это нонсенс, такое состояние, обычно кратковременное, которое может быть расценено не иначе как глубокая болезнь государства).

Однако, будучи единственной властью подобного рода, государственная власть не может быть неограниченной. По крайней мере можно указать на два ее ограничения. Первым является воля народа, которую он выражает в процессе формирования представительной власти или при принятии решений на референдумах. Вторым ограничителем выступает право, которое распространяется не только на подвластных, но и на саму государственную власть.

Суверенитет России закрепляется в Декларации «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», принятой 12 июня 1990 г. первым Съездом народных депутатов РСФСР. Декларация предусматривает политические, экономические и правовые гарантии суверенитета России. Особо важное значение имеют экономические основы суверенитета: земля, вода, леса, растительность и животный мир, другие природные и сырьевые ресурсы, хозяйственные и культурные ценности предприятия и имущество, находящееся в управлении федеральных органов России. Однако важен и человеческий фактор, значение которого неуклонно повышается. Опыт Японии это наглядно демонстрирует.

Защита суверенитета России осуществляется в различных формах: военной — Вооруженными Силами Российской Федерации, которые защищают ее государственные интересы и территориальную целостность; дипломатической — осуществляется Президентом и Правительством России, а также государственными органами, управляющими различными сферами жизни. Важная роль в охране государственного суверенитета принадлежит и правоохранительным органам.

21.Республиканская форма правления

Форма правления - категория,выражающая способ организации верховной государственной власти, порядок образования и срок полномочий ее органов, их взаимодействия между собой и населением,степень участия населения в их формировании.

Существуют две основные формы республики: президентская и парламентарная, а также их смешанные формы.Президентская республика характеризуется следующими основными чертами:

1) президент избирается всем народом на прямых выборах, независимо от парламента;

2) президент по своему усмотрению назначает и отправляет в отставку министров, для этого не требуется согласия парламента;

3) президент юридически и фактически руководит правительством (даже при наличии номинальной должности премьер-министра);

4) правительство не несет ответственности перед парламентом, парламент не может выразить правительству вотум недоверия.

Основные характеристики парламентарной республики:

1) Президент, как правило, избирается не народом, а парламентом (непрямые выборы);

2) Правительство формально формируется президентом, но из представителей победившей на парламентских выборах партии (блока партий) либо из лиц, пользующихся доверием парламентского большинства;

3) для начала своей работы правительство получает от парламента вотум доверия;

4) Правительство несет ответственность только перед парламентом, парламент может выразить правительству вотум недоверия, после чего правительство обязано уйти в отставку.

Полупрезидентская республика:

1) Президент назначает и увольняет министров, часть из которых подчиняются непосредственно президенту;

2) Президент издает указы по широкому кругу вопросов, а также обладает правом вето в отношении принятых парламентом законов;

3) главой правительства является премьер-министр;

4) ответственность правительства перед парламентом, парламент может вынести правительству вотум недоверия, но процедура его принятия усложнена по сравнению с парламентарной республикой;

5) при выражении вотума недоверия правительству президент может отправить его в отставку или распустить парламент.

Российская Федерация существует в форме полупрезидентской республики, что выражается в нескольких признаках:

1) верховную государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации и суды Российской Федерации (ст. 11 Конституции РФ);

2) выборность высших органов государственной власти. Президент РФ и Государственная Дума избираются населением Российской Федерации. Невозможность какого-либо наследственного или иного недемократического порядка получения полномочий высших государственных органов. Кроме того, Конституция РФ устанавливает, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд (ст. 81);

3) Правительство РФ возглавляет Премьер-министр, который назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы;

4) Правительство РФ ответственно перед Президентом РФ, а также перед Государственной Думой, которая может выразить ему вотум недоверия, который может не повлечь никаких юридических последствий при несогласии с ним Президента РФ. Для того, чтобы отправить Правительство РФ в отставку, вотум недоверия должен быть «двойным»:Государственная Дума должна в течение трех месяцев повторно выразить недоверие Правительству РФ. В этом случае перед Президентом РФ встает альтернатива: он может либо отправить в отставку Правительство РФ, либо распустить Государственную Думу.

22.Экономической основой конституционного строя Российской Федерации является находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляются в основном посредством рыночных отношений. Их участниками выступают частные субъекты хозяйствования, конкурирующие между собой. Российская Федерация поддерживает эту конкуренцию, а также принимает меры к предотвращению монопольных привилегий и осуществляет соответствующий контроль.

Создавая социальное рыночное хозяйство, Российская Федерация стремится обеспечивать свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда, добросовестную конкуренцию и общественную пользу.

В условиях развивающейся рыночной экономики в России производство и распределение благ осуществляются как частными, так и государственными предприятиями.

Государство в различных формах должно нести ответственность за наиболее важные стороны организации производства и распределения в стране в целом.

Для экономической системы Российской Федерации характерно многообразие форм собственности. Регулирование отношений собственности осуществляется посредством различных правовых норм, в особ.-ти конституционным нормам.

Согласно статье 8 Конституции РФ экономической системе Российской Федерации присуща собственность в различных формах - частной, государственной, муниципальной и др.

В Конституции также устанавливается (ст. 9), что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Они используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно статье 36 Конституции РФ в частной собственности вправе иметь землю граждане и их объединения. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В соответствии с Указом Президента РФ от 27 октября 1993 г. "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" собственники земельных участков имеют право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок или его часть в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями. Граждане и юридические лица могут образовывать общую совместную или общую долевую собственность путем добровольного объединения принадлежащих им земельных участков, земельных долей (паев).

Важнейшими направлениями создания рыночного хозяйства в России являются приватизация и разгосударствление экономически значимой собственности.

Конституция РФ устанавливает (ст. 35), что в России иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами вправе каждый. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

В России отношения собственности, не предусмотренные Конституцией, регулируются Гражданским кодексом и иными федеральными законодательными актами, а также законодательными актами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, изданными в пределах их полномочий.

23. Идеологическое и политическое многообразие.

Принцип идеологического и политического многообразия (ст. 13 Конституции РФ) - одна из важнейших сторон закрепленного в Конституции РФ демократического характера Российского государства. Основные характеристики данного принципа:

1) идеологическое многообразие означает возможность нормального сосуществования в обществе различных философских, политических, правовых, экономических, религиозных взглядов, идей, теорий. Каждый вправе свободно создавать, распространять, защищать свои взгляды и идеи. Принцип идеологического многообразия является развитием прав человека на свободу мысли, слова, информации, совести, вероисповедания

2) невозможность установления никакой идеологии в качестве государственной или обязательной - необходимая гарантия принципа идеологического многообразия.

3) принцип политического многообразия, или многопартийность, - свобода образования и деятельности политических партий.

4) свобода общественных объединеныий. Общественные объединения - это добровольные формирования граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. К общественным объединениям относятся и политические партии. Статья 13 закрепляет равенство общественных объединений перед законом;

5) пределы принципа идеологического и политического плюрализма, то есть свобода любой общественной деятельности не может быть безграничной. Пределы такой свободы Конституция РФ устанавливает через запрет деятельности тех общественных объединений, действия которых направлены на:

- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

- подрыв безопасности государства;

- создание вооруженных формирований;

- разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни

Принцип равноправия.

Принцип солидарности прав человека.Солидарность основы­вается на взаимном признании прав, на обязанностях и ответствен­ности. Каждый в результате сотрудничества добивается того, чего он не мог бы достичь в одиночку.

Принцип демократии.

Принцип толерантности (терпимости)— особый принцип прав человека, который утверждает уважение к чужому мнению, к различным формам самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.

Принцип справедливости.

К конституционным принципам прав и свобод человека и гражданина относят:

- Всеобщность и неотчуждаемость (ч. 2 ст. 17 КРФ).

- Равенство всех перед законом

- Непосредственное действие.

- Гарантированность и защищенность

29.Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Гражданство означает принадлежность лица к данному государству, вследствие которого на лицо распространяются суверенные права данного государства и обеспечивается защита его прав и интересов как внутри страны, так и за ее пределами.

Отношения гражданства регулируются Конституцией РФ и Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» с изменениями от 11 ноября 2003 г. (далее Закон о гражданстве).

Действующий Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (с изменениями и дополнениями) определяет гражданство как устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Как отмечается в юридической литературе, в теоретических исследованиях советского периода содержание гражданства трактовалось по-иному. Сущность гражданства сводилась к таким его признакам, как распространение на лицо суверенной власти государства и внутри страны, и за ее пределами, наделение лица государством всей полнотой установленных законом прав, свобод и возложением обязанностей. Гражданство трактовалось также как принадлежность лица государству.

Впервые нормативное определение гражданства было дано в Законе СССР о гражданства, где оно формулировалось как постоянная политико-правовая связь лица и государства, выраженная в их взаимных правах и обязанностях. Сравнение двух приведенных формулировок позволяет сделать следующие выводы:

  • Отказ от словосочетания «политико-правовая связь» и утверждение термина «правовая связь» освобождают квалификацию гражданства от оценочных политических подходов, нередко осложнявших реализацию права на гражданство, право на его сохранение или изменение.
  • Замена слова «постоянная» словом «устойчивая» более точно отражает признанную международным правом свободу выбора гражданства, т.е. такой подход, при котором стабильность правовых отношений не означает их неизменности.
  • Новое определение более ориентировано на закрепление значения гражданства как важного фактора регламентации правового статуса личности[1].

В соответствии с Конституцией РФ:

  • Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные со всеми обязанности, предусмотренные Конституцией;
  • Проживание гражданина РФ за ее пределами не прекращает его гражданства;
  • Граждане РФ за ее пределами пользуются защитой и покровительством своего государства;
  • Гражданин России не может быть лишен своего гражданства, права изменить гражданство или реализовать право выхода из него.

30.Институт гражданства базируется на следующих принципах:

  • гражданство РФ является единым;
  • равенство независимо от оснований и времени приобретения;
  • открытый и свободный характер гражданства;
  • недопустимость лишения гражданства;
  • возможность иметь двойное гражданство;
  • принцип сохранения гражданства за лицами, проживающими за переделами РФ;
  • отрицание автоматического изменения гражданства при заключении или расторжении брака гражданами РФ и лицом, не принадлежащим к ее гражданству, а также при изменении гражданства другим супругом;
  • следование гражданства детей и недееспособных граждан гражданству родителей или опекунов;
  • защита и покровительство со стороны России граждан РФ, находящихся за ее пределами.

1) Принцип единого гражданства является особенностью государств с федеративной формой государственно-территориального устройства. Действующий Федеральный закон о гражданстве не предусматривает республиканского гражданства. Единое гражданство, по мнению специалистов, видимо, должно пониматься как определение гражданства РФ в качестве единственного в стране[2].

2) Равенство независимо от оснований приобретения. Граждане Российской Федерации по рождению, бывшие иностранные граждане или апатриды, принятые в российское гражданство, лица, которые приобрели гражданство России по иным основаниям, имеют равные права и несут равные обязанности гражданина РФ.

3) Сущность принципаоткрытого и свободного характера гражданства проявляется в нескольких аспектах. Во-первых, каждый человек имеет право на российское гражданство. При отсутствии указанных в законе оснований, препятствующих получению гражданства России, оно должно быть предоставлено обратившемуся лицу. В соответствии с международными документами о правах человека, призывающими стремиться к сокращению лиц без гражданства, Российская Федерация проводит в этом отношении активную политику. Согласно ч. 6 ст. 4 закона о гражданстве, Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.Во-вторых, гражданин Российской Федерации не может быть лишен права изменить свое гражданство. .

4) Возможность двойного гражданства. Российская Федерация допускает наличие у своего гражданина гражданства иного государства. В соответствии с ч. 1 ст. 62 Конституции РФ, гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ. В соответствии с Федеральным законом о гражданстве, гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

5) Принципсохранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими за ее пределами. Этот принцип вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться, что закреплено в ст. 27 Конституции. Обладание российским гражданством не обусловливается требованием обязательного проживания в России.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.