Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Специфика философского знания. Функции философии





Билет №2

Билет №3

Древнеиндийская философия: веды, упанишады, джайнизм и буддизм

Главная особенность индийской философии – ее практически-житейский характер, направленность не на голое теоретизирование или простое удовлетворение интеллектуальной любознательности, но на ведение просвещенной, единственно достойной человека жизни. Другой особенностью индийской философии можно считать ее синкретизм, неразрывность и единство в любом философском размышлении обыденно-мировоззренческого, религиозного и философского компонентов. Это означает, что философскую мысль часто было очень трудно отделить от религиозных верований и ритуалов и освященных тысячелетней традицией социальных норм поведения человека в обществе.

Позиции: 1) Вера в господствующие в мире порядок и справедливость. Они устанавливаются благодаря действию закона Кармы, распространяющегося на богов, небесные тела и все живое. По отношению к людям закон Кармы – закон нравственного воздаяния, означающий, что все поступки человека, хорошие либо плохие, вызывают и соответствующие последствия в этой и других жизнях.

2) Идея вечного круговорота, бесконечного перерождения всех живых существ – сансара. В соответствии с этой идеей, Вселенная оказывается своего рода ареной или театральными подмостками, где каждый на протяжении всей жизни играет определеннуюроль. Смерть в этом случае означает не полное уничтожение живого существа, но его перевоплощение в иное обличье.

3) Концепция Мокши – необходимости освобождения человека от круговорота сансары, вызывающей у человека одни только страдания, – как высшей цели его жизни.

4) Практика самоконтроля. По мнению индийских мудрецов, простое знание того, что является правильным, все равно не ведет к правильным поступкам, поскольку ими в равной степени руководят и разум, и слепые животные инстинкты. Если эти инстинкты не сдерживать, поступки не могут следовать велениям разума: «Я знаю, что правильно, но не имею наклонности следовать ему; я знаю, что неправильно, но не могу отказаться от него».



ВЕДЫ- священные книги индусов, представляющие сборники гимнов, богослужебных формул, легенд.

 

УПАНИШАДЫ- являются заключительной частью вед и потому называются веда-анта, или окончание вед,-название, наводящее на мысль, что в упанишадах выражена сущность ведийского учения. Они являются фундаментом, на котором покоится большинство позднейших философий и религий Индии.

 

Джайнизм- Даная религия проповедует не нанесение вреда всему живому в этом мире. Философия и практика джайнизма, в первую очередь, основываются на самосовершенствовании души для достижения вечного блаженства, всесилия и всеведения. Душа, которая преодолела телесную оболочку и достигла нирваны, называют джиной.

Буддизм- учение о четырех благородных истинах: существует страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Страдание и освобождение – субъективные состояния и одновременно некая космическая реальность. В буддизме нет души как неизменной субстанции – человеческое «Я» отождествляется с совокупным функционированием определенного набора дхарм, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, Бога как творца и безусловно высшего существа.

 

 

Философские теории истины. Критерии истрины

истина- знание, соответствующее своему предмету. По своему содержания истина объективна независима от познающего ее субъекта, по своей форме истина всегда субъективна, поскольку вне сознания познающего субъекта ее она не существует. Относительной истиной называют неполное, неточное знание о предмете; абсолютной истиной называют полное, исчерпывающее знание об объекте, которое не может быть изменено входе дальнейшего познания. Истина всегда конкретна, всегда связана с конкретными условиями и обстоятельствами. Истина - это процесс перехода от незнания к знания, от неполного знания к полному. Познание - это процесс приобретения и развития знания, который прежде всего обусловлен общественно-исторической практикой. Основными понятиями для обозначения разных аспектов познавательного процесса являются знание и незнание. Непосредственная цель познания в любой его форме - истина.

В истории философии было выдвинуто несколько концепций критерия истинности:1)Критерий соответствия суждения (теории) фактам.2)Критерий логической полноты и непротиворечивости. Если все суждения связаны логически необходимым образом, вытекают одни из других, не противоречат друг другу, не содержат смысловых разрывов (обладают полнотой), то они истинны.3)Прагматический критерий отождествляет идею истины с эффективностью. «Если эффективно действует, значит истинно». Данный критерий касается только индивидуального опыта.4) Критерий практики предлагает устанавливать соответствие не между знанием и действительностью, а между знанием и коллективным практическим опытом. Этот опыт и объявляется действительностью мира.5)Герменевтический критерий истины исходит из способности людей понимать друг друга и договариваться. В знании ровно столько истины, сколько удается передать всем другим людям Основные свойства истины выражаются при помощи парных категорий, например: объективность - субъективность; абсолютность - относительность; всеобщность - конкретность. Истина есть процесс. Свойство объективной истины быть процессом проявляется двояко: 1) как процесс движения от относительного знания к знанию абсолютному; 2) как процесс преодоления заблуждений в структуре концепций, теорий. Субъект - источник и носитель активного отношения к объекту. Субъект - это прежде всего человек - индивид, коллектив, социальная группа, общество в целом. Объект - то, что противостоит субъекту в его познавательной и практической деятельности; но объектом познания может быть и сам человек

Билет №5

1. Особенности доклассического периода древнегреческой философии: милетская школа (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр), философия Гераклита, элейская философская школа (Парменид, Зенон)

Особен.доклассиеск.периодадревнегреч.фил.Фил.миетской школы.Фил.Гераклита.Элейская фил.школа.

Древнегреческая (античная) философия период с конца 7 в до н.э. до 6 в до н.э.

Милетская школа

Первая философская школа возникла в г. Милете - (7-6 в до н.э.).Основ. идея милетской школы - единство всего бытия.идея выступала в форме тождествен.всем вещам единой материал. основы - первопричины "архе".Фалес считал первоосновой воду - "все происходит из воды и все в нее возвращается".В качестве "архе" Анаксимандр считал "оперон" - "то, что помимо элементов", абстрактн, нечто среднее, промежут., беспредельное. Анаксимен считал, что все вещи возникли из воздуха и представляют его модификации благодаря сгущению и разрежению. Основные идеи Гераклита:

1. всеобщей изменчив. "все течет, все изменяется". Мир динамичен - "нельзя дважды войти в одну и ту же реку",

2. "постоянство в изменении, тождество в перемене, вечность в преходящем",

3. источником движения, изменения является борьба противоположностей,

4. идея меры в понятие о логосе, т.е. объективном законе мироздания (разум)

5. идея релятивности (относительности свойств и качеств вещей).

Элейская школа.Характерн. для элеатов является учение о едином бытии - непрерывном, бесконечном.Они впервые поставили вопрос отношения бытия и мышления.

Парменид (7-6 в до н.э.) говорил, что "мыслить и быть - одно и то же".Бытие едино и неподвижно. Все учение элеатов было направлено на на разделение чувственного познания изменяющихся вещей и интеллектуального познания, имеющего особый неизменный предмет (бытие).

2.Предмет диалектики. Исторические формы и альтернативы

Диалектика - философская теория развития природы, общества, мышления и основанный на этой теории метод познания и преобразования мира.

Содержание диалектики формировалось в течение длительного периода духовного развития человечества.

В содержании диалектики можно выделить три ее исторические формы - стихийную диалектику древних, диалектику Гегеля и марксистскую диалектику.

А) Многие древнегреческие философы были диалектиками. На идеалистической основе стихийная диалектика развивалась в школах Сократа и Платона. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаруживать истину путем столкновения противоположных мнений в споре. Сократ ввел в культурный оборот термин "диалектика" в значении искусства обнаружения истины в споре. Сам он в совершенстве владел этим искусством. Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого идет познание сущего — идей, движения мысли от низших понятий к высшим. Зенона Элейского Аристотель назвал "изобретателем диалектики", имея в виду ряд поставленных им диалектических проблем: противоречивость понятия движения (известные апории Зенона) и противоречивость отдельных форм бытия. В философской мысли Древней Греции идея изменчивости наиболее ясно высказана Гераклитом. В дошедших до нас фрагментах его сочинений обращает на себя внимание ряд диалектических утверждений: «нельзя дважды вступить в ту же самую реку», «ничто не постоянно», «всё течёт, всё изменяется».

Б) Высшей ступени развития идеалистическая диалектика достигла в философской системе Гегеля.

Под диалектикой Гегель понимал не только искусство полемики, спора, беседы, но и определенный взгляд на мир. Диалектика у него — это метод познания действительности, который учитывает противоречивость мира, его изменение, взаимосвязи явлений, вещей и процессов, качественные превращения, переходы от низшего к высшему через отрицание отжившего и утверждение нового, растущего.

Однако диалектика Гегеля разрабатывалась на идеалистическом решении основного вопроса философии и не могла быть до конца последовательной. В диалектике идей Гегель лишь угадал диалектику вещей. По Гегелю, развитие окружающего мира определяется саморазвитием «абсолютной идеи», мистического «мирового разума» в процессе рассуждения о самом себе.

В) В материалистической диалектике развитие рассматривается как движение от низшего к высшему, от простого к сложному, как качественное изменение, скачкообразный процесс, предполагающий коренные качественные перевороты — революции. Причем, это движение совершается не по замкнутому кругу и не по прямой линии, а по спирали, свободно вычерченной от руки. Каждый виток этой спирали глубже, богаче, разностороннее предыдущего, она расширяется кверху. Источник развития диалектика видит во внутренних противоречиях, присущих предметам и явлениям.

Главная задача, которую предстояло решить создателям материалистической диалектики, - это показать, откуда у материи появляется неисчерпаемая энергия вечного самодвижения, как развитие материи приводит к возникновению и развитию духа. Созданная К. Марксом и Ф. Энгельсом философская теория развития была нацелена главным образом на решение данной задачи.

Теория материалистической диалектики имеет два взаимодополняющих уровня объяснения развития: 1) идейный уровень; 2) собственно теоретический уровень.

Первый уровень составляют принципы, определяющие диалектико- материалистический способ понимания мира. Принципы диалектики – это предельно общие идеи, выражающие концептуальные основы диалектики. Согласуясь между собой, они позволяют логически непротиворечиво описать развитие.

Второй уровень теории развития образуют законы материалистической диалектики. В законах находят отражение объективные, наиболее общие, повторяющиеся, устойчивые, необходимые, существенные связи, характеризующие структуру развития мира. В диалектике выделяются две группы законов. В первую группу включены законы, раскрывающие структуру развития на уровне описания самого механизма развития (источника, “запускающего” данный механизм, характера действия механизма и той направленности, которую он придает развитию своей работой). Законы, входящие в первую группу, в силу их важности для объяснения начал развития называют основными.

Таких законов три:

1) закон единства и борьбы (взаимопроникновения) противоположностей, раскрывающий источник развития;

2) закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, позволяющий показать, как происходит развитие, и таким образом уяснить его характер;

3) закон отрицания отрицания, на основе которого появляется возможность объяснить направленность развития. Во вторую группу входят законы, объясняющие ту часть структуры развития, которая обусловливает наличие в нем всеобщих противоположных сторон: возможности и действительности, необходимости и случайности, содержания и формы и т.п. Эти законы объясняют сущность взаимодействия противоположных сторон развивающегося мира и получают название соответственно отражаемым в них конкретным связям: закон взаимосвязи возможности и действительности; закон взаимосвязи явления и сущности; закон взаимосвязи формы и содержания и т.п. Соотнося значение этих законов с законами первой группы, их обычно называют неосновными законами диалектики.

 

Билет № 6

1.Основные идеи философии марксизма: проблема человека, материалистическое понимание истории, диалектика, теория познания.

Проблема человека:

Сущность человека, по мысли К. Маркса, есть совокупность общественных отношений. Любой человек является результатом его социальных взаимодействий, и он же сам активно участвует в образовании традиций, стереотипов поведения и мышления той или иной эпохи. Социальность приобретает у философа фундаментальный, онтологический смысл. Образование ценностных ориентаций, моральных устоев, экономических связей и т.д. К. Маркс объясняет социальностью человека.

Он переосмысливает идеи Л. Фейербаха о нерасторжимой связи человека и природы. Человек, движимый нуждой, должен реализовать себя в природе, создавая для собственного удобства множество предметов, образующих в совокупности «очеловеченную», вторую природу. Деятельное начало имеет огромное значение – самосовершенствование человека невозможно без практики. Преодолевая внешние обстоятельства, созидая, человек изменяет и самого себя, поэтому труд имеет историческое значение. Человеческая активность кажется Марксу всесильной, поэтому он предпринимает попытки предсказать ход исторического развития и предлагает в своих работах некоторые проекты будущего человечества. Философская антропология Маркса включает в себя два важнейших понятия – «отчуждение» и «присвоение».

 

Маркс ставит проблему социального отчуждения, когда "…собственное деяние человека становится для него чуждой, противостоящей ему силой, которая угнетает его, вместо того, чтобы он господствовал над нею". Социальный труд выделяет человека из животного мира, наделяет его сущностными характеристиками, но со временем приобретает характер принудительный, насильственный, и в этом виновато появление частной собственности.

Маркс проводит анализ «отчужденного» труда в нескольких аспектах. В условиях, когда существует частная собственность, и все средства производства принадлежат капиталисту, а рабочий вынужден продавать свою рабочую силу (единственное, что ему принадлежит), непременно возникает отчуждение производителя от продукта его труда. Рабочему все равно, что производить – ни материал, ни полученный продукт ему не принадлежат, он получает лишь причитающуюся ему за проработанное время заработную плату, размеры которой первоначально были настолько малы, что ее едва хватало на самое необходимое.

Производитель отчуждается также от собственной активности. Он не выбирает, работать ему или нет; в управлении или совершенствовании самого процесса производства он не принимает участия. Тем самым, по мысли Маркса, рабочий отчуждается и от родовой сущности; к тому же интенсивный труд отупляет его, лишает здоровья и интереса к другим сторонам жизнедеятельности.

Род человеческий живет в природе и поддерживает с ней связь посредством труда, но для рабочего это лишь средство для поддержания его индивидуального существования. В конечном счете, возникает отчуждение и между людьми, - между производителями в силу конкуренции за рабочие места, между классами – в силу разности их имущественного положения.

Маркс заключает, что рабочий становится свободным лишь вне процесса труда, когда удовлетворяет свои биологические (животные) потребности, тогда как должен быть свободным в силу родовой сущности лишь в труде. «Частная собственность сделала нас столь глупыми и односторонними, что какой-нибудь предмет является нашим лишь тогда, когда мы им обладаем, когда мы его потребляем. Поэтому на место всех физических и духовных чувств стало простое отчуждение всех этих чувств – чувство обладания». Такое положение вещей, считает К. Маркс, можно и необходимо изменить: в процессе общественной эмансипации человек должен «присвоить» себе обратно весь социальный мир, и тем самым превратиться в «целостного», «универсального» человека.

 

Билет № 7

1.Фил.Платона:учение об идеях,теория позн,пробл.души,теория идеал.гос.Платон «Фелон».

Крупнейшим достижением античной философии была деятельность Платона (427 – 347 гг. до н.э.). Он происходил из древнего царского рода. Платон (широкий) был поэтом. Затем стал учеником Сократа. Платон создал целостную систему объективного идеализма: он признавал существование мира идей (идеи вечны, абсолютны и неизменны). Идеи невозможно ощущать органами чувств, которые мешают воспринимать мир идей. Тело для Платона – это темница души. Познание – это процесс воспоминания душой того, что она знала до вселения в тело. Платон верил в переселение душ. Чтобы проникнуть в мир идей нужно отвлечься от чувств и внешнего мира. Мир идей - упорядоченная система абсолютных сущностей, пирамида идей. Основа пирамиды – мелкие идеи. Вершина пирамиды – идея благо (доброта и т.д.)

Платон возвел занятие математикой в ранг религиозной деятельности. Душа состоит из 3 частей:

1.Разумная.

2.Волевая (стремление человека к славе и т.д.).

3.Чувственная.

Платон был философом-поэтом: душа подобна колеснице с двумя конями, где гончий это разум, один конь – волевое начало (подчиняется разуму), другой конь – чувственное начало (тянет «вниз»). В 387г. до н.э. Платон организовал школу – Академию. Для Платона идеальное государство состоит из трех сословий: Мудрецы, Воины (доминирует волевое начало), Земледельцы (чувственное начало преобладает).

Платон — сторонник переселения души: она бессмертна и постоянно перевоплощается. Диалектика взаимоотношения души и тела рассматривается через образ двух коней — Белого (благородные страсти) и черного (низменные страсти). Методологический принцип Платона состоит в раздвоении мира на мир идей и мир вещей. Описание взаимоотношений между ними составляет ядро его философского учения. Чувственный мир вещей рассматривается как «не истинно сущий».

 

2.Сущность и основные свойства сознания (активность, свобода, универсальность, интенциональность, субъективность, целенаправленность). Самосознание.

Сознание -это особое состояние активности, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Самосознание -это осознание человеком своих действий, чувств, мотивов поведения, своего места в обществе, формирования своего «Я». Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мотивов поведения, своего места в обществе, самоформирования своего «Я». В сознании человек не просто переживает, но отдает себе отчет в том, что он переживает, наделяет переживания смыслом. В истории философии сложились идеалистическая и материалистическая концепции сознания. Согласно идеализму, сознание понимается как субстанция, все остальное лишь её производное. Объективный идеализм утверждает, что сознание есть абсолютная, вне и надындивидуальная духовная активность (Платон, Н. Бердяев, Г. Гегель). Субъективный идеализм, представленный трансцендентальной концепцией сознания (И. Кант), понимает его как специфическую общечеловеческую идеальную активность. В рамках материализма сознание носит функциональный характер, оно есть лишь функция материи, ее производное. Вульгарный материализм (К. Фохт, Л. Бухнер) сводит содержание сознания к физиологическим процессам, которые происходят в мозгу человека.

Современное представление о сознании характеризует его посредством выделения следующих

свойств: Идеальность сознания выражается в том, что составляющие его образы не обладают ни свойствами отраженных в них предметов действительности, ни свойствами физиологических процессов, благодаря которым эти образы возникают. Интенциональность характеризуется направленностью сознания на предмет. Рефлексивность есть способность сознания делать предметом изучения свое собственное содержание. Активность сознания проявляется в его возможности отражать мир целенаправленно и избирательно, конструировать теоретические модели, объясняющие действия, явления, мир в целом. Целеполагание заключается в способности сознания человека ставить цель и планировать последовательность действий, тем самым, направлять деятельность, прогнозировать ее результаты, осуществлять выбор методов, форм, видов деятельности, направленных на достижение целей. Свобода сознания заключается в том, что оно может выбирать, действовать по- другому, чем в предыдущие разы, перебирает варианты, делает выбор, останавливаясь на том, что будет важным, лучшим, значимым. Наличие у человека свободы воли, способности сознательного выбора, делает человека существом универсальным. Субъективность сознания выражается в принадлежности сознания субъекту, индивиду, как проявление его индивидуальности. Сознание человека обладает свободой, которая проявляется в способности располагать множеством возможных вариантов действия, преодолевать пространственно-временные ограничения, строгую причинно-следственную связь. Именно свобода сознания есть основа свободы воли. Сознание выполняет следующие важные функции: 1. Познавательная функция заключается в адекватном отражение действительности. Познание осуществляется в формах чувственного и рационального отражения, на эмпирическом и теоретическом уровнях мышления. 2.Оценочная (или аксиологическая) функция проявляется в субъективном отношении к действительности, в оценке получаемой о ней информации (например, степени адекватности и полноты знания). 3.Аккумулятивная функция реализуется в накоплении знаний, полученных из непосредственного, личного опыта, а также добытых современниками или предшествующими поколениями. 4. Функция постановки цели осуществляется в способности человека ставить цель и планировать в соответствии с ней свои действия. 5.Конструктивно-творческая функция обнаруживается в мысленном конструировании направлений и форм деятельности человека в целях создания принципиально нового. 6.Управленческая функция сознания заключается в регулировании действии человека и общества (общественное сознание). 7.Коммуникативная функция состоит в способности человека общаться с другими людьми посредством языка.

Билет №8

Билет №9

Соврем.пробл.фил.чел.

Человек - сложная целостная система, которая в свою очередь является компонентом более сложных систем - биологической и социальной. Это обусловлено тем, что человек является существом как биологическим, так и социальным. Проблема сущности человека находится в центре философского учения о человеке. Это объясняется тем, что раскрытие сущности входит в само определение любого предмета и без этого вообще невозможно вести разговор о его функциях, значении, существовании и т.д. Философы усматривали отличие человека от животного и объясняли его сущность, используя различные специфические качества человека. Однако человек не только результат общества и общественных отношений, он в свою очередь и творец их. Таким образом, он оказывается в одно и то же время и объектом и субъектом общественных отношений. В человеке реализуется единство, тождество субъекта и объекта.

Биологическое в человеке выражается в генах, в морфофизиологических. электрохимических, нервно-мозговых и других процессах его организма. Социальное и биологическое находятся в человеке в неразрывном единстве, сторонами которого являются личность как его «социальное качество» и организм, который составляет его природную основу. По мнению современных социобиологов, принципиальные изменения в представления о природе человека должна внести «теория генно-культурной коэволюции». Суть ее состоит в том, что процессы органической (генной) и культурной эволюции человека происходят совместно. Гены и культура в совместной эволюции неразрывно связаны между собой. Однако ведущая роль в этом процессе отводится генам.

Свое начало менталитет человека берет в социокультурных традициях и ценностных образцах исторического прошлого народа. Отсюда его характерной чертой является инертность. Он измен. гораздо медленнее, чем социально-политич. и экономич. условия или господств.формы обществ. сознания людей.

Билет № 10

Эконом.и соц.сферы жизни обществ.К.Маркс.»Предисловие.к критике полит.экон.»

Сущность социальной сферы. Общество представляет собой множество людей.Но
это не простая сумма отдельных индивидов. В этом множестве возникают определенные группы, общности, которые отличаются одна от другой и находятся между собой и обществом в целом в разнообразных соотношениях.

Предисловие к работе К. Маркса "К критике политической экономии", знаменующей собой важный этап в создании марксистской политической экономии, было написано в августе 1858 - январе 1859 г. В нем содержится одна из наиболее четких формулировок концепции материалистического понимания истории. В предисловии к «К «К критике политической экономии»» Маркс дал классическую характеристику материалистического понимания истории. Он указывал, что в общественном производстве люди вступают в определённые, не зависящие от их воли, производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития производительных сил.

Билет № 11

1.Фил.эмпиризма Ф.Бекона:идолы позн.,метод,индукция.Бекон «новый органон»Ф. Бекон был политиком.Он – материалист. Его главное сочинение – «Новый органом», которое выражает антисхоластическую направленность его философии («Органом» – сочинение Аристотеля). Органом понимается как метод научного познания. Бекон – сторонник и пропагандист естествознания. Цель науки – открытие и изобретения, которые должны служить практическим целям. Бекон считал, что «знания – сила». Природу можно подчинить с помощью знаний и поставить её на службу человеку. Но сначала нужно освободить человеческий разум от стереотипов и заблуждений, которые делятся на 4 вида:

1.Идолы рода – заблуждения, которые присущи самой природе человеческого разума.

2.Призраки пещеры – заблуждения, связанные с индивидуальным сознанием человека, с его воспитанием.

3.Идолы рынка – заблуждения, связанные с обыденным и неадекватным применением слов.

4.Призраки театра – заблуждения, которые вселились в сознания людей из философских систем, которые были восприняты людьми из-за некритического восприятия философии.

Метод эмпирической индукции – всё знание может быть получено лишь с помощью экспериментов и индукции (движения от частного к общему). Опыты бывают:

1.плодоносные – они приносят практическую пользу

2.светоносные – они проявляют фундаментальные знания

Бекон возрождает примеры атомистики, то есть материя – деятельна и активна, находиться в постоянном движении. Познание должно базироваться на опыте. У бекона есть футурологическое сочинение – «Новая Атлантида», где он предсказал многие научные открытия. В этой работе он предсказывает создание чего то похожего на современную академию наук.

Философия французских материалистов 18в.

 

Мораль в сист.культуры.

Мораль (от лат. morelis - нравственный, nores - нравы) - общественный институт регулирование поведения человека. Мораль социально детерминирована. Социум выступает в качестве внешних общественных причин, вызывающих определенное поведение человека. Его поступки, действия, оценки связаны с пониманием добра и зла, чести, достоинства, патриотизма, долга, т.е. ценностные достижения. Моральные установки и требования, ценности имеют не только объективное содержание, но и носят субъективный характер в творческой деятельности человека, его культуры. Мораль функционирует на разных уровнях: - на уровне конкретного индивида, когда моральные установки, оценки носят единичный характер; - на уровне "среднего звена", некой социальной общности, например, профессиональной: врачи, адвокаты, преподаватели. Мораль существует благодаря оценивающей способности человека. В природе нет ни добра, ни зла. Моральные начала невозможно обосновать рационально - логическими доказательствами.

Мораль субъективно - ценностна и этим близка к искусству. Основные функции морали:

1. Регулятивная - она регулирует поведение людей. Осуществляется не только с помощью требований морали, но и норм права.

2. Оценочно-императивная, которая отличает нравственную регуляцию от всякой иной неморальной. Она представляет собой способ освоения человеком действительности, осуществляемый с помощью разделения окружающих социальных явлений на " добро " и " зло ".

3. Познавательная подчинения функция регуляции поведения, точнее, оценочно-императивная функция. 4. Прогностическая - угадывает передовые тенденции истории.

5. Мотивации - это возвышенность мотивов - важный элемент нравственного поведения личности.

6. Коммуникативная.

7. Воспитательная.

 

 

Билет12

1.Фил.рационализма Р.Декарта:сомнение как принц.филосов.,основ.прав.метода,дедукция,интуиция.

1) Начинать познание, рассуждения с простого и очевидного, 2) сохранение непрерывности цепи умозаключений (одно должно следовать из другого), 3) путем дедукции можно получить более сложные высказывания о чем-либо, приобретающего качество очевидности, поскольку вытекает из логики рассуждений с необходимостью и неизбежностью, не противоречат рассудку. Декарт разрабатывает правила, которые обеспечивают достижение истины:
— за истинными считать такие положения, которые не вызывают ни малейших сомнений;
— расчленять сложную проблему на части, частные проблемы;
— методически переходить от доказанного к недоказанному;
— не допускать никаких пропусков в логической цепи исследования. Р. Декарт, утверждал: "Под интуицией я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, но понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчётливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим, или, что одно и то же, прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция..."

Теория познания Декарта и разработанный им метод научного исследования положили начало рационализму XVII в. Декарт не отрицал значения опыта и с уважением отзывался о Бэконе, но он не считал опыт единственным источником знания и критерием истины. Если эмпиризм односторонне преувеличивал значение первой ступени познания – чувственного опыта, то рационализм не менее односторонне преувеличивал значение второй ступени познания – теоретического мышления.

Билет13

Билет14

Метод и сист.фил.Гегеля.

Философское учение Гегеля. Другим известным представителем немецкой философии был Гегель (1770-1831 гг.), который тоже отвергал кантовские вещи в себе и построил целостную концепцию объективной идеалистической философии. Основной принцип – тождество бытия и мышления. Первичная абсолютная идея – духовная субстанция, мировой разум. Гегель – автор концепции развития. Он рассматривал реальность под углом зрения процесса развития. Гегель создал теорию развития – диалектику. Основные моменты: источник развития – противоречия, процесс развития регулируется тремя законами:

1. Закон единства и борьбы противоположностей.

2. Закон перехода количественного изменения (?) в качественное.

3. Закон отрицания отрицания, как выражения направленности процесса развития.

• Развитие мирового разума в сферу чистого мышления. Главное сочинение Гегеля – «Наука логика». Гегель понимал процесс развития как процесс перехода от простого к сложному. Ступенями развития являются категории. Существуют так называемые триады категорий: тезис, антитезис, синтез

Бытие, небытие, наличное бытие (элементарная форма)

Качество, количество, мера

Сущность, явление, действительность

Понятие, объект, идея и т.д.

•Мировой разум порождает природу и развивается в ней.

•Природное бытие являет человека, развивает мир духа в человеческом обществе, возвращает мировой разум к себе.

Субъективный дух – форма индивидуального бытия.

Объективный дух – форма надындивидуального бытия. Сюда можно отнести право, мораль, нравственность.

Абстрактный дух – к нему можно отнести искусство, религию и философию.

В своих сочинения Гегель имеет идею противоречия между методом и системой.Философия – конечный разум, что противоречит методу.

2.Философия о смысле и цели жизни: основные концепции.

Представители материализма обращаются к рассмотрению объективной действительности и реальной жизнедеятельности людей. Представители идеалистических направлений - к Богу, разуму, духу, идеям. Искать первоначальный смысл в человеческом бытии — это значит встать на точку зрения телеологии, то есть, предположить наличие заранее заданной для человека цели. Представляется, однако, что к решению вопроса о смысле и цели жизни, как и к самому этому вопросу, не следует подходить и абсолютно отрицательно, категорически утверждая, что он сам по себе абсурден. Применительно к жизни отдельной личности он имеет реальный смысл и значение. Более того, если бы каждый не отвечал для себя как-то на этот вопрос, то само существование человека было бы действительно бессмысленным со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями. Имея в виду этот реальный для отдельного человека, а не абсолютный смысл жизни, в общем плане можно сказать: смысл жизни состоит в развитии человека как самоцели, его всестороннем совершенствовании.

В философии на протяжении истории ее развития сложились следующие основные концепции смысла жизни:Гедонизм - суть данной концепции сводится к тому, что «жизнь - есть наслаждение». Наслаждение представляет собой высший смысл бытия человека, независимо от того, какие цели он преследует..Эвдемонизм - по мнению представителей данного концепции смысл человеческой жизни заключается в стремлении к счастью как подлинному предназначению человека. К счастью, которое означает наслаждение само по себе, но которое является наслаждением лишь в той мере, в какой оно ведет к безмятежности духа, выраженной в отсутствие страха перед богом, перед страданием и смертью, к бесконечной устремленности к духовном обогащению, умеренности в телесных нас









Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.