Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Порядок разрешения хозяйственных споров





 

В целях оказания помощи сторонам в установлении фактических обстоятельств возникшего между ними конфликта; достижения понимания сторонами реалистичности и юридической обоснованности их позиции в конфликте, предъявляемых требований и выдвигаемых возражений; выяснения, сопоставления и сближения их точек зрения о путях разрешения спора; поиска и рекомендации порядка разрешения конфликта, устраивающего обе стороны, хозяйственный суд по ходатайству сторон либо по своей инициативе с их согласия назначает посредника (ст. 153 ХПК). Посредник назначается в течение десяти дней со дня поступления в суд искового заявления из числа должностных лиц хозяйственного суда, обладающих квалификацией, отвечающей существу возникшего спора, в порядке, установленном законодательством. О назначении посредника хозяйственный суд выносит определение, в котором устанавливается срок осуществления посредничества, продолжительность которого не может быть более одного месяца.

Посредник вправе:

Ø изучать документы, представленные сторонами;

Ø получать в связи с урегулированием спора в порядке посредничества необходимые консультации у специалистов;

Ø знакомиться с материалами дела, высказывать сторонам свое мнение о правомерности заявляемых ими требований и возражений;

Ø давать рекомендации о скорейшем урегулировании всех спорных вопросов и сохранении деловых связей между сторонами.

Посредник не вправе совершать какие-либо процессуальные действия.

Урегулирование спора в порядке посредничества может быть проведено по любому спору, возникшему из гражданских правоотношений. Посредничество осуществляется в порядке, установленном ХПК, под контролем хозяйственного суда. Посредничество завершается достижением примирения сторон либо истечением срока, установленного судом. Если урегулирование спора хозяйственным судом в порядке посредничества привело к достижению договоренности между истцом и ответчиком о разрешении этого спора без судебного разбирательства, стороны могут заключить соглашение о (об):



Ø отказе истца от иска в целом или его части;

Ø признании ответчиком иска в целом или его части;

Ø заключении между сторонами нового договора и отзыве истцом искового заявления;

Ø заключении между сторонами мирового соглашения.

Достигнутое согласие сторон фиксируется сторонами в соглашении об урегулировании спора в порядке посредничества, которое удостоверяется подписями сторон.

Если в ходе урегулирования спора в порядке посредничества не удалось достигнуть полного согласия, но по отдельным требованиям стороны пришли к взаимопониманию и одинаковой оценке конкретных фактов, либо истец частично отказался от иска, либо ответчик частично признал иск, посредник оказывает сторонам помощь в составлении соглашения, в котором фиксируются согласованные позиции сторон. Соглашение удостоверяется подписями сторон и утверждается определением хозяйственного суда.

Если урегулирование спора в порядке посредничества не привело к достижению согласия между сторонами, хозяйственный суд выносит определение о прекращении урегулирования спора в порядке посредничества, в котором указываются время и место проведения подготовительного судебного заседания.

После вынесения хозяйственным судом определения о прекращении урегулирования спора в порядке посредничества исковое заявление передается для назначения состава хозяйственного суда по рассмотрению спора в установленном порядке. Определение хозяйственного суда о прекращении урегулирования спора в порядке посредничества направляется лицам, участвующим в деле.

Иск в хозяйственном суде является основным процессуальным средством защиты нарушенного или оспариваемого права. Предъявить иск означает обратиться в хозяйственный суд с заявлением, в котором должна содержаться просьба, адресованная суду, о рассмотрении возникшего спора о праве. Судья должен решить вопрос и вынести определение о принятии им заявления к производству суда. Исковое заявление подается в хозяйственный суд в письменной форме и должно быть подписано истцом или его представителем.

В исковом заявлении должны быть указаны:

Ø наименование хозяйственного суда, в который подается исковое заявление;

Ø полные имена (наименования) лиц, участвующих в деле, их почтовые адреса, банковские реквизиты;

Ø цена иска, если иск подлежит оценке;

Ø обстоятельства, на которых основаны исковые требования;

Ø доказательства, подтверждающие основания исковых требований;

Ø расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы;

Ø требования истца со ссылкой на акты законодательства, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам - требования к каждому из них;

Ø сведения о соблюдении досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, если это установлено законодательными актами для данной категории споров или договором;

Ø перечень прилагаемых к исковому заявлению документов.

Исковое заявление может содержать заявления об обеспечении иска; о совершении хозяйственным судом действий, необходимых для подготовки дела к судебному разбирательству; иные сведения, необходимые для правильного разрешения спора.

К исковому заявлению прилагаются копии искового заявления в количестве экземпляров, равном числу ответчиков, а также документы, подтверждающие:

Ø уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере;

Ø соблюдение досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком, если это установлено законодательными актами для данной категории споров или договором;

Ø обстоятельства, на которых основаны исковые требования;

Ø государственную регистрацию в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, а для истцов, находящихся за пределами Республики Беларусь, - документы, подтверждающие их юридический статус;

Ø полномочия лица, подписавшего исковое заявление, на предъявление иска.

К исковому заявлению о понуждении заключить, изменить договор прилагается проект договора.

К заявлению об оспаривании ненормативного правового акта прилагается его текст.

Вопрос о принятии хозяйственным судом искового заявления и возбуждении производства по делу решается судьей хозяйственного суда единолично. Хозяйственный суд обязан принять к производству исковое заявление, поданное с соблюдением требований, предусмотренных ХПК. О принятии искового заявления и возбуждении производства по делу хозяйственный суд выносит определение, в котором указываются время и место проведения подготовительного судебного заседания, а при урегулировании спора в порядке посредничества - время и место проведения соответствующих действий. Подготовительное судебное заседание должно быть назначено не позднее пятнадцати дней со дня поступления искового заявления в хозяйственный суд, если по делу не проводилось урегулирования спора в порядке посредничества. В случае, если одна из сторон спора находится за пределами Республики Беларусь и для рассмотрения дела требуется перевод материалов дела на один из государственных языков Республики Беларусь, время проведения подготовительного судебного заседания не может быть назначено ранее шести месяцев со дня направления материалов дела ответчику, если иное не установлено международным договором Республики Беларусь. Определение хозяйственного суда о принятии искового заявления и возбуждении производства по делу направляется лицам, участвующим в деле, не позднее пяти дней со дня поступления искового заявления в хозяйственный суд.

Судья оставляет исковое заявление без движения:

Ø если при рассмотрении вопроса о принятии искового заявления к производству будет установлено, что оно подано с нарушением требований, установленных статьями 159 и 160 ХПК;

Ø в случае уплаты государственной пошлины в меньшем размере, чем установлено законодательством, - до ее доплаты истцом.

В случае, если причины, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения, будут устранены в срок, установленный в определении хозяйственного суда, заявление считается поданным в день его первоначального поступления в суд и принимается к производству хозяйственным судом. При неустранении истцом причин, послуживших основанием для оставления искового заявления без движения, в срок, указанный в определении, хозяйственный суд возвращает исковое заявление и приложенные к нему документы.

Отказ в принятии искового заявления лишает истца права вновь подать в хозяйственный суд исковое заявление к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям.

Истец вправе соединить в одном исковом заявлении несколько требований, связанных между собой по основаниям возникновения или представленным доказательствам.

Хозяйственный суд до принятия судебного постановления, которым завершается рассмотрение дела в хозяйственном суде первой инстанции вправе объединить в одно дело несколько однородных дел, в которых участвуют одни и те же лица, или выделить одно или несколько соединенных требований в отдельное дело (дела) при невозможности рассмотрения этих требований в одном производстве.

Ответчик представляет, а иные лица, участвующие в деле, вправе представить хозяйственному суду отзыв на исковое заявление с приложением документов, подтверждающих возражения против иска, а также направление другим лицам, участвующим в деле, копий отзыва и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. Отзыв на исковое заявление направляется с таким расчетом, чтобы он поступил в суд ко дню проведения урегулирования спора в порядке посредничества, если оно проводится, или до дня рассмотрения дела.

В отзыве на исковое заявление указываются:

Ø наименование хозяйственного суда, в который направляется отзыв;

Ø полное имя (наименование) истца и номер дела;

Ø полное имя (наименование) лица, направившего отзыв, его почтовый адрес, банковские реквизиты, номера телефона и (или) факса, если таковые имеются;

Ø в случае отклонения исковых требований - мотивы полного или частичного отклонения требований истца со ссылкой на законодательные и иные нормативные правовые акты, а также на доказательства, обосновывающие возражения;

Ø перечень прилагаемых документов.

В отзыве могут быть указаны также иные сведения и имеющиеся у ответчика ходатайства. В случае признания исковых требований и перечисления взыскиваемой суммы к отзыву на исковое заявление прилагается документ, подтверждающий ее уплату. Отзыв подписывается лицом, его представившим. К отзыву, подписанному представителем, прилагается документ, подтверждающий полномочия представителя на подписание отзыва.

Ответчик вправе до принятия хозяйственным судом первой инстанции судебного постановления, которым завершается рассмотрение дела, предъявить к истцу встречный иск для рассмотрения его вместе с первоначальным иском.

Предъявление встречного иска производится по правилам предъявления иска с учетом особенностей, установленных ст. 167 ХПК.

Судебное разбирательство – одна из основных стадий хозяйственного процесса, в ходе которой происходит рассмотрение и разрешение дела по существу, т.е. проверяется законность и обоснованность взаимных требований (доводов, возражений) сторон и третьих лиц на основе исследования представленных доказательств. С вынесением решения хозяйственного суда дело получает свое окончательное разрешение.

Дело должно быть рассмотрено хозяйственным судом первой инстанции в срок не более одного месяца со дня вынесения определения хозяйственного суда о назначении дела к судебному разбирательству, а дело с участием иностранных лиц, расположенных за пределами Республики Беларусь, - не более семи месяцев, если иное не установлено международным договором Республики Беларусь. В исключительных случаях с учетом особой сложности дела председателем хозяйственного суда или его заместителем срок рассмотрения дела может быть продлен до двух месяцев, а дела с участием иностранных лиц, расположенных за пределами Республики Беларусь, - до одного года.

В соответствии со ст. 176 ХПК судебное разбирательство осуществляется в судебном заседании хозяйственного суда с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания. Судья хозяйственного суда (председательствующий в судебном заседании):

Ø открывает судебное заседание и объявляет, какое дело подлежит рассмотрению;

Ø проверяет явку в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей и иных участников хозяйственного процесса и документы, удостоверяющие их личность и подтверждающие их полномочия;

Ø устанавливает, были ли извещены надлежащим образом лица, не явившиеся в судебное заседание, какие имеются сведения о причинах их неявки;

Ø выясняет вопрос о возможности слушания дела;

Ø объявляет состав хозяйственного суда, сообщает, кто участвует в деле в качестве секретаря судебного заседания - помощника судьи, эксперта, специалиста, переводчика, и разъясняет лицам, участвующим в деле, их право заявлять отводы;

Ø разъясняет лицам, участвующим в деле, и иным участникам хозяйственного процесса их процессуальные права и процессуальные обязанности;

Ø удаляет из зала судебного заседания свидетелей, явившихся до вызова их для допроса;

Ø предупреждает переводчика об ответственности за заведомо неправильный перевод, за отказ либо уклонение без уважительных причин от исполнения возложенных на него обязанностей; эксперта, специалиста - за дачу заведомо ложного заключения, за отказ либо за уклонение без уважительных причин от исполнения возложенных на них обязанностей; свидетеля (непосредственно перед допросом) - за дачу заведомо ложных показаний, за отказ либо уклонение от дачи показаний;

Ø определяет с учетом мнений лиц, участвующих в деле, последовательность совершения процессуальных действий;

Ø руководит судебным заседанием, обеспечивает условия для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела. При этом он вправе снимать с обсуждения вопросы и прекращать исследование вопросов, которые не имеют отношения к делу, а также предлагать лицам, участвующим в деле, представить объяснения и дополнительные доказательства по обстоятельствам, имеющим значение для дела;

Ø рассматривает заявления и ходатайства лиц, участвующих в деле;

Ø принимает меры к обеспечению в судебном заседании надлежащего порядка.

Судебное разбирательство осуществляется при неизменном составе хозяйственного суда. В случае замены одного из судей хозяйственного суда рассмотрение дела проводится сначала.

Стороны вправе известить хозяйственный суд о возможности судебного разбирательства дела в их отсутствие.

При неявке в судебное заседание хозяйственного суда истца, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного разбирательства дела, и при непоступлении в хозяйственный суд заявления истца о судебном разбирательстве дела в его отсутствие суд откладывает разбирательство дела.

При повторной неявке истца хозяйственный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения.

При неявке в судебное заседание хозяйственного суда ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного разбирательства дела, хозяйственный суд проводит разбирательство дела в его отсутствие, если иное не установлено ХПК.

Неявка в судебное заседание хозяйственного суда других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного разбирательства дела, не препятствует судебному разбирательству дела.

Непредставление в хозяйственный суд отзыва на исковое заявление или дополнительных доказательств, которые хозяйственный суд предложил представить лицам, участвующим в деле, не препятствует судебному разбирательству дела по материалам и доказательствам, имеющимся в нем.

Отложение судебного разбирательства дела допускается в случаях, предусмотренных Хозяйственным процессуальным Кодексом, а также если хозяйственный суд признает невозможным рассмотрение дела в этом судебном заседании либо вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, иных участников хозяйственного процесса, либо вследствие необходимости представления дополнительных доказательств, совершения дополнительных процессуальных действий.

О времени и месте проведения нового судебного заседания хозяйственный суд извещает лиц, участвующих в деле, и иных участников хозяйственного процесса.

Хозяйственный суд вправе привлечь к ответственности, установленной законодательством, эксперта, специалиста, представителя государственного органа, органа местного управления и самоуправления, свидетеля, переводчика, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, но не явившихся в хозяйственный суд и не заявивших до назначенной даты заседания об отложении разбирательства дела с обоснованием уважительной причины своей неявки.

Свидетель при неявке без уважительной причины по вторичному вызову может быть подвергнут принудительному приводу в хозяйственный суд. После отложения судебное разбирательство начинается сначала.

Ст. 183 ХПК определяет порядок в судебном заседании.

При входе судьи (судей) хозяйственного суда в зал судебного заседания все присутствующие в зале встают. Лица, участвующие в деле, и иные участники хозяйственного процесса обращаются к хозяйственному суду со словами "Высокий суд", а при единоличном рассмотрении дела допускается обращение "Ваша честь". Лица, участвующие в деле, объяснения и показания хозяйственному суду дают стоя. Отступление от этих правил допускается лишь с разрешения судьи хозяйственного суда (председательствующего в судебном заседании).

Все лица, находящиеся в зале судебного заседания, обязаны соблюдать установленный порядок и беспрекословно подчиняться соответствующим законным распоряжениям судьи хозяйственного суда (председательствующего в судебном заседании).

Решение хозяйственного суда все лица, находящиеся в зале судебного заседания, выслушивают стоя.

Лицу, участвующему в деле, и (или) его представителю, нарушающим порядок во время судебного заседания, судья хозяйственного суда (председательствующий в судебном заседании) от имени хозяйственного суда делает предупреждение либо привлекает их к ответственности в соответствии с законодательством. В случае повторного нарушения порядка в судебном заседании лица, указанные в части первой настоящей статьи, на основании определения, вынесенного хозяйственным судом, могут быть удалены из зала судебного заседания на все время судебного разбирательства или на его часть. В последнем случае хозяйственный суд знакомит лицо, вновь допущенное в зал заседания, с процессуальными действиями, совершенными в его отсутствие. В случае нарушения порядка в судебном заседании лицами, участвующими в деле, хозяйственный суд вправе объявить в судебном заседании перерыв, приостановить или отложить разбирательство дела.

Иные участники хозяйственного процесса и граждане, присутствующие при рассмотрении дела, при повторном нарушении порядка в судебном заседании по распоряжению судьи хозяйственного суда (председательствующего в судебном заседании) удаляются из зала заседания, о чем делается запись в протоколе судебного заседания.

Хозяйственный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, и по своей инициативе вправе объявить перерыв в судебном заседании на срок не более пяти дней.

После исследования всех имеющихся доказательств судья хозяйственного суда (председательствующий в судебном заседании) выясняет у лиц, участвующих в деле, имеются ли у них дополнительные доказательства по делу. При отсутствии дополнительных доказательств судья хозяйственного суда (председательствующий в судебном заседании) объявляет исследование доказательств по делу законченным и переходит к судебным прениям.

В ходе судебных прений лица, участвующие в деле, и их представители в устных выступлениях обосновывают свою позицию по делу.

После завершения всех выступлений каждое лицо, участвующее в деле, и (или) его представитель вправе повторно выступить с краткой устной репликой в отношении обоснований, высказанных в выступлениях других лиц, участвующих в деле. После завершения судебных прений и реплик разбирательство дела заканчивается и хозяйственный суд удаляется для принятия решения.

В судебном заседании, а также при совершении отдельных процессуальных действий вне судебного заседания хозяйственный суд первой инстанции составляет соответственно протокол судебного заседания или протокол о совершении отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено ХПК для отдельных категорий дел. Протокол судебного заседания и протокол о совершении отдельного процессуального действия должны быть составлены и подписаны не позднее следующего дня после окончания судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия, а по сложным делам - в течение пяти дней. Протокол судебного заседания и протокол о совершении отдельного процессуального действия ведет секретарь судебного заседания - помощник судьи. Протокол судебного заседания и протокол о совершении отдельного процессуального действия подписываются судьей хозяйственного суда (председательствующим в судебном заседании) и лицом, которое вело протокол.

Лица, участвующие в деле и (или) совершении отдельного процессуального действия, имеют право знакомиться с протоколом судебного заседания и (или) протоколом о совершении отдельного процессуального действия и представлять замечания в отношении полноты и правильности их составления в течение трех дней после подписания соответствующего протокола.

При разрешении спора по существу хозяйственный суд первой инстанции принимает решение.

Решение хозяйственного суда принимается именем Республики Беларусь.

Решение хозяйственного суда должно быть законным и обоснованным. Хозяйственный суд основывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в заседании. Решение принимается хозяйственным судом после окончания разбирательства дела в судебном заседании.

Хозяйственный суд решает вопросы, необходимые для принятия решения, составляет текст решения, принимает и подписывает решение в совещательной комнате в условиях, обеспечивающих соблюдение тайны совещания судей. В совещательной комнате могут находиться лишь судьи, входящие в состав хозяйственного суда, рассматривающего дело.

При рассмотрении дела коллегиальным составом хозяйственного суда решение принимается большинством голосов судей. Судья хозяйственного суда не вправе сообщать кому бы то ни было сведения о содержании обсуждения при принятии решения, о позиции отдельных судей, входящих в состав хозяйственного суда, и иным способом раскрывать тайну совещания судей.

Решение хозяйственного суда излагается в виде отдельного документа и должно быть написано от руки или выполнено с помощью технических средств. В случаях, когда мотивировочная часть решения составлена не в совещательной комнате, она должна быть изложена в виде отдельного документа и содержать указание на решение, в отношении которого составлена.

В решении хозяйственного суда должны быть указаны мотивы его принятия. Решение должно быть изложено на языке, понятном для лиц, участвующих в деле, и других лиц.

Решение хозяйственного суда подписывается судьей хозяйственного суда, а в случае рассмотрения дела коллегиальным составом хозяйственного суда - всеми судьями, участвовавшими в принятии решения, в том числе судьей, имеющим особое мнение. Исправления в решении хозяйственного суда должны быть оговорены и удостоверены подписями всех судей в совещательной комнате до его объявления.

Решение хозяйственного суда оформляется в одном экземпляре и приобщается к делу.

Решение хозяйственного суда состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

Во вводной части решения хозяйственного суда указываются наименование и состав хозяйственного суда, принявшего решение; наименование и номер дела; дата и место вынесения решения; полные имена (наименования) лиц, участвующих в деле; предмет спора; фамилии и инициалы присутствующих в заседании лиц с указанием их полномочий; фамилия и инициалы лица, которое вело протокол судебного заседания.

Описательная часть решения хозяйственного суда должна содержать краткое изложение искового заявления, отзыва на него, других объяснений. Включение в описательную часть заявлений и ходатайств лиц, участвующих в деле, обязательно только в случаях, если они сделаны по сути дела и влияют на рассмотрение дела по существу. В описательной части решения хозяйственного суда указывается об изменении истцом основания, предмета или размера иска, о признании или непризнании иска ответчиком.

В мотивировочной части решения хозяйственного суда указываются:

Ø обстоятельства дела, установленные хозяйственным судом;

Ø доказательства, на которых основаны выводы хозяйственного суда об этих обстоятельствах;

Ø доводы, по которым хозяйственный суд отклоняет те или иные доказательства и не применяет законодательные и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле;

Ø акты законодательства, которыми суд руководствовался при принятии решения.

Резолютивная часть решения хозяйственного суда должна содержать выводы об удовлетворении каждого заявленного требования в целом или его части или об отказе в удовлетворении. В резолютивной части решения хозяйственного суда также указываются сведения о распределении между лицами, участвующими в деле, судебных расходов, право на обжалование и срок обжалования решения. При полном или частичном удовлетворении первоначального и встречного исков в резолютивной части решения хозяйственного суда указывается сумма, подлежащая взысканию в результате зачета в целом или части.

В решении хозяйственного суда должно быть указано о применении закона и права по аналогии.

При участии в деле нескольких истцов и ответчиков в решении хозяйственного суда указывается, как разрешен спор в отношении каждого из них. Если хозяйственный суд устанавливает порядок исполнения решения или принимает меры по обеспечению его исполнения, об этом также указывается в решении хозяйственного суда.

Принятие хозяйственным судом условных и альтернативных решений не допускается.

Решениехозяйственного суда первой инстанциивступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение хозяйственного суда, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления хозяйственным судом апелляционной инстанции.

Решение Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь вступает в законную силу с момента его объявления в судебном заседании.

 

Литература: [1]|, [14], [146], [147], [148], [150], [151].

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.