Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Государственное регулирование оплаты труда





Концепция реформирования заработной платы, принятая Правительством РФ, предусматривает следующие принципы госу­дарственного регулирования оплаты труда:

• признание государством приоритетности инвестиций в развитие человеческого капитала;

• участие государства в регулировании цены рабочей силы (зара­ботной платы) на основе системы социальных стандартов;

• выполнение решений органов власти в любых системных, структурных экономических преобразованиях должно оцени­ваться сточки зрения их воздействия на стоимость и качество жизни с учетом адекватного повышения цены труда;

• превращение заработной платы в надежный источник средств, обеспечивающий достойное существование работ­нику и его семье и позволяющий создать накопления.

На федеральном уровне государственное регулирование заработ­ной платы непосредственно связано с действующей системой законодательства. На региональном уровне государственное регули­рование оплаты труда отражено в системе социального партнерства через региональное соглашение и нормативно-правовые акты, принятые на уровне субъектов Федерации и муниципальных об­разований. На уровне организаций и предприятий действуют ин­струкции и положения, связанные с функционированием работ­ников в производственном процессе, локальные нормативные документы по оплате труда (положения об оплате и премировании работников, положения о персонале, тарифные сетки, коллектив­ные договоры и пр.), разрабатываемые с учетом нормативно-пра­вовых положений высших уровней управления.

Государственное регулирование оплаты труда в Российской Фе­дерации осуществляется по нескольким направлениям (рис. 3.8).



Рис. 3.8. Направления государственного регулирования оплаты труда

 

Разработка законодательной и нормативной базы регулирования оплаты труда — исходный пункт всего процесса государственного регулирования. Основные гарантии по оплате труда заложены в тексте Конституции РФ. Отечественное законодательство ориен­тируется на нормы Международной организации труда (МОТ), ратифицированные российскими властями. Главный документ, регламентирующий вопросы организации труда и заработной платы, — ТК РФ. В ТК РФ прописаны основные гарантии в обла­сти оплаты труда (величина минимального размера оплаты труда, ограничение оплаты труда в натуральной форме, сроки и очеред­ность выплаты заработной платы, повышенный размер оплаты труда на работах с вредными и опасными условиями труда, оплата работы в сверхурочное время и т.п.).

Кроме ТК РФ для государственного регулирования оплаты тру­да значимы Гражданский и Налоговый кодексы Российской Феде­рации (соответственно далее - ГК РФ и НК РФ), некоторые фе­деральные законы, указы Президента РФ и постановления Прави­тельства РФ.

Трудовым кодексом РФ (ст. 130) установлены основные государ­ственные гарантии по оплате труда:

• величина минимального размера оплаты труда в Россий­ской Федерации;

• меры, обеспечивающие повышение уровня реального со­держания заработной платы;

• ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;

• ограничение оплаты труда в натуральной форме;

• обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными за­конами;

• государственный надзор и контроль за полной и своевре­менной выплатой заработной платы и реализацией госу­дарственных гарантий по оплате труда;

• ответственность работодателей за нарушение требований, установленных Трудовым кодексом, законами, иными нор­мативными правовыми актами, коллективными договора­ми, соглашениями;

• сроки и очередность выплаты заработной платы.

Важнейшее направление государственного регулирования оплаты труда — законодательное установление минимального разме­ра оплаты труда. Он отражает минимально приемлемую для дан­ных условий общественного развития величину потребления как нижнюю границу потребностей, служит базой установления оплаты труда наименее квалифицированного работника. Размер минимальной заработной платы зависит от уровня благосостояния общества и проводимой социальной политики.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ (ст. 133) минимальный размер оплаты труда устанавливается на всей территории Россий­ской Федерации законом и не может быть ниже размера прожиточ­ного минимума трудоспособного человека. При этом месячная за­работная плата работника, отработавшего норму рабочего времени и выполнившего трудовые обязанности, не может быть ниже мини­мального размера оплаты труда. В величину минимального размера оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загряз­нению, иные компенсационные и социальные выплаты.

Минимальный размер оплаты труда обеспечивается в учреж­дениях, финансируемых из федерального бюджета, за счет средств федерального бюджета; в учреждениях, финансируемых из бюд­жетов субъектов РФ, - за счет средств бюджетов субъектов РФ; в учреждениях, финансируемых из местных бюджетов, —за счет средств местных бюджетов; в других организациях - за счет соб­ственных средств.

За прожиточный минимум принимается стоимость минимально необходимого набора продуктов питания, товаров и услуг, харак­теризующих нижнюю границу уровня жизни и обеспечивающих условия поддержания активного физического состояния в кризис­ные моменты экономики. Минимальный потребительский бюджет — это стоимость обоснованного сбалансированного набора продуктов питания, товаров длительного пользования и услуг, обеспечивающих человеку условия поддержания его активного физического состо­яния в условиях воспроизводства рабочей силы.

Использование потребительских бюджетов позволяет совершен­ствовать распределительные отношения в части регулирования доходов работников посредством установления обоснованной ми­нимальной заработной платы, тарифной и надтарифной частей заработка.

Минимальный размер оплаты труда, который стал устанавли­ваться в России с 1991 г по настоящее время, существенно отстает от прожиточного минимума. Динамика изменения суммы мини­мального размера оплаты труда и прожиточного минимума за по­следние годы представлена в табл. 3.9.

Таблица 3.9 Минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум
Срок, с которого установлен минимальный размер оплаты труда Минимальный размер оплаты труда (руб. в месяц) Прожиточный минимум (руб.] Соотношение минимального размера оплаты трудви прожиточного минимума (%)
01.07.2000 1 210 10.9
01.01.2001 1 500 13,3
01.07.2001 1 500 20,0
01.05.2002 1 808 24,9
01.10.2003 28,4
01.01.2005 2 293 31,4
01.05.2006 3 291 33,4

 

Подходы к определению уровня минимальной заработной пла­ты существенно отличаются в разных странах в зависимости от состояния развития их экономики. Обобщение зарубежной прак­тики установления и изменения минимальной заработной платы позволяет условно выделить следующие четыре модели (или их сочетание):

• законодательное регулирование (США, Филиппины, Ямайка);

» регулирование исполнительными органами власти (Канада);

• регулирование исполнительными органами власти на ос­нове рекомендаций трехсторонних представительских ко­митетов (Франция, Великобритания, Индия, Япония);

• решения на основе трехсторонних соглашений (Коста-Ри­ка, Мексика, Австралия, Эквадор).

Минимум заработной платы может быть как общефедеральным, так и дифференцированным по регионам и природно-кли­матическим зонам страны применительно к стоимости минималь­ного набора товаров и услуг, рассчитанной по единой методике.

Различия в условиях воспроизводства рабочей силы по террито­рии страны определяются разницей в потребностях населения, обусловленной неодинаковыми природно-климатическими усло­виями, национальными традициями и местными особенностями, влияющими на уровень и структуру потребления продуктов пита­ния, непродовольственных товаров и услуг.

Влияние метеорологических и природных факторов на потреб­ление населения в определенной мере нашло отражение в наборе потребительской корзины для основных социально-демографиче­ских групп населения в целом по Российской Федерации и в субъ­ектах РФ, разработанной в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федера­ции».

По особенностям потребления продуктов питания субъекты РФ распределены на 16 зон, начиная от субъектов, расположенных в самых суровых условиях, и завершая территориями, находящими­ся в благоприятных условиях.

В нормах физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения выделены районы Се­вера, калорийность питания населения в которых на 10—15% выше, чем в других зонах.

В зависимости от суровости климата сформированы наборы одежды, обуви и т.д., а от продолжительности отопительного пе­риода и светового дня в зимний период - наборы жилищно- коммунальных услуг. Для определения наборов непродоволь­ственных товаров и услуг выделены три зоны:

• с холодным и резко континентальным климатом;

- с умеренным климатом;

• с теплым климатом.

Другим фактором, определяющим стоимость воспроизводства рабочей силы, являются различия в ценах на товары и тарифах на платные услуги.

Государственное регулирование заработной платы должно быть направлено на повышение цены рабочей силы и рост заработной пла­ты в зависимости от увеличения объемов производства и услуг. Вмес­те с этим необходимо усиление социальной направленности оплаты труда, сокращение ее чрезмерной дифференциации между отраслями, регионами, категориями и группами работников, обеспечение свое­временной выплаты заработной платы за выполненную работу.

В механизме государственного регулирования оплаты труда осо­бое место принадлежит налогам. Налоговое регулирование за работ- мой платы в составе налогообложения индивидуальных доходов и издержек работодателя на рабочую силу, помимо чисто фискальных функций, также должно реалиэовывать перераспределительную функцию — сглаживать необоснованно высокую дифференциацию в уровне заработной платы. Шкала и размеры ставок подоходного налога и налогов, выплачиваемых предприятиями с фонда заработ­ной платы, должны обеспечивать, с одной стороны, требуемый объ­ем поступлений в бюджет, а с другой стороны (в первом случае) — достаточную сумму средств, остающихся у работника после уплаты налогов для обеспечения социально приемлемого уровня матери­ального достатка, во втором случае — возможность повышать кон­курентоспособность отечественной продукции и услуг.

Для усиления стимулирующей роли налогов большое значение имеет их деление на прямые и косвенные. Прямое воздействие на размер располагаемой заработной платы оказывается через подо­ходный налог, а косвенное — через налоги, выплачиваемые органи­зациями с фонда заработной платы (ФЗП), и другие налоги, в чью налогооблагаемую базу входят ФЗП и налоги, начисляемые с это­го же фонда.

По отношению к динамике роста объекта налога (доходов физи­ческих лиц и ФЗП предприятий) применяют различные методы установления ставок: прогрессивные, возрастающие по мере роста размера облагаемого объекта; пропорциональные, действующие на одном уровне, т.е. одинаковые независимо от величины облага­емой базы; регрессивные — уменьшаются по степени возрастания объекта налога.

Для выравнивания социальной дифференциации в налогооб­ложении применяются различные льготы при начислении сумм налога.

На уровень заработной платы влияет инфляция. Диапазон для проведения антиинфляционной политики может быть весьма узок: с одной стороны, требуется сдерживать инфляционную спираль, а с другой — необходимо поддерживать стимулы производства и покупательную способность заработной платы. В промышленно развитых странах для антиинфляционного регулирования исполь­зуется два типа экономической политики:

1) политика, направленная на сокращение бюджетного дефи­цита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии;

2) политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увя­зать заработки с ростом цен и индексацией доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума (стандартной потребительской корзиной) и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдержива­ния негативных явлений могут устанавливаться пределы повыше­ния (или замораживания) заработной платы.

Наблюдение за ценами — первичная форма активности государ­ства в этой области. Этим занимаются статистические государ­ственные органы. Самостоятельно изучают цены профсоюзы, спе­циальные комиссии и другие органы (институты). Главная цель наблюдения за ценами со стороны государства и социальных партнеров — измерение роста стоимости жизни для определения индекса повышения минимальной (и номинальной) заработной платы, для выяснения влияния роста цен на издержки производ­ства и национальную конкурентоспособность.

Государство осуществляет регулирование прямым вмешатель­ством, например установлением цен на акцизные товары. Прямое воздействие имеет место в отраслях, где его доля в потреблении товаров и услуг значительна (госзаказы в оборонной промышлен­ности, в некоторых подотраслях строительства).

Эффективное средство регулирования — налог на добавленную стоимость и налог с продаж, которые производители включают в цену товара (услуг). Изменение ставок этого налога влияет на цены. Государство также воздействует на внешнеторговые цены (поощ­рение экспорта, освобождение от налогов, предоставление льгот, изменение пошлины во внешней торговле, введение или отмена квот на ввозимую продукцию и др.). Государственные структуры могут устанавливать фиксированные цены на товары (услуги) гос­сектора, пределы их повышения в негосударственном секторе.

Особое значение имеет проблема защиты номинальной зара­ботной платы от инфляции. С этой целью применяют индексацию заработной платы с учетом изменений официального индекса по­требительских цен.

Индексация заработной платы — повышение номинальной за­работной платы (ставок и окладов) по мере инфляционного роста цен на потребительские товары и услуги за определенный период. Индексация заработной платы и доходов населения — одна из об­щепризнанных во всем мире основных форм социальной защиты в условиях инфляции, направленная на поддержание и восстанов­ление покупательной способности полученных трудовых дохо­дов.

В зависимости от поставленной цели индексироваться могут любые элементы доходов населения. Такого рода компенсации распространяются на пенсии, стипендии, пособия, заработную плату. Индексация может осуществляться в соответствии со сло­жившимся ростом цен, предшествующим индексируемому пери­оду. В данном случае она называется ретроспективной. Если же индексация ориентирована на ожидаемый рост цен, ее назы­вают ожидаемой. Структурные составляющие доходов могут индексироваться в одинаковой или разной степени либо выбо­рочно.

Индексация может распространяться на все население или же на наименее защищенные его слои, быть для всех одинаковой или дифференцированной.

Необходимо отметить, что повышение ставок и окладов по мере инфляционного роста цен является фактором увеличения издер­жек производства, что, в свою очередь, вызывает повышение цен на производимые товары и услуги, а это в конечном счете требует дальнейшей индексации заработной платы: таким образом, воз­можно формирование так называемой инфляционной спирали «зарплата—цены».

Чтобы избежать подобного, индексация, как правило, осуще­ствляется с учетом следующих требований:

* с помощью индексации компенсируется не любой, а толь­ко инфляционный рост цен; при этом, как правило, устанавливается «порог индексации», т.е. то увеличение цен, с которого требуется индексация доходов;

* индексируются не все виды доходов, а преимущественно заработная плата и социальные трансферты (пенсии, стипендии, пособия). Не подлежат индексации денеж­ные доходы населения от собственности (от сдачи в аренду имущества, от акций и других ценных бумаг, от ведения фермерского и личного подсобного хозяйства, от предпринимательской и другой разрешенной законом экономической деятельности), так как они формируются в условиях свободного ценообразования и поэтому не нуждаются в дополнительной защите;

' индексация практически никогда не компенсирует пол­ностью рост потребительских цен всем получателям дохо­дов. Механизм индексации строится таким образом, чтобы рост стоимости жизни компенсировался в большей мере тем лицам, чей уровень текущего потребления наиболее страдает в результате инфляции, т.е. получающим более низкие доходы.

При определении индекса потребительских цен чаще всего ис­пользуются параметры сложившегося среднего уровня потребления по населению в целом. Индекс цен измеряет соотношение между совокупной ценой определенного набора потребительских товаров и услуг (рыночная корзина) для данного периода и совокупной це­ной аналогичной группы товаров и услуг в базовом периоде:

Цена рыночной корзины в отчетном периоде

Индекс цен --------------------------------------------------------------

Цена аналогичной рыночной корзины

в базовом периоде

Кроме общего индекса потребительских цен могут рассчиты­ваться и частные индексы изменения стоимости жизни определен­ных слоев или фупп населения, а также специальные индексы в целях коррекции социальных выплат или их тарифов в результате инфляции.

Официальные источники индексации в России:

• для бюджетной сферы занятости — бюджеты всех уровней;

• для пенсионеров - Пенсионный фонд;

• для пособий - Фонд социального страхования, федераль­ный бюджет;

• средства на компенсации и льготы для малообеспеченных категорий населения — территориальные бюджеты, а также фонды социальной защиты населения;

• для занятых в частном секторе экономики — финансовые средства самих организаций.

Государство регулирует оплату труда в бюджетной сфере, работ­ников государственных предприятий и государственных служащих, ориентируясь на свои экономические возможности. Заработная плата работников государственного сектора должна базироваться на следующей основе: ее уровень должен быть достаточным для привлечения в госсектор необходимого числа специалистов нуж­ных профессий и квалификаций, способных выполнять возложен­ные на них функции, в то же время он не должен превышать возможности государства в условиях сложившейся общей эконо­мической и финансовой ситуации.

Системы заработной платы в бюджетных отраслях государствен­ного сектора в разных странах существенно различаются. В неко­торых странах работники этих отраслей приравнены к госслужа­щим и труд их оплачивается по единой системе. Для оплаты труда в этом случае широко применяют тарифные системы. В других странах работники государственных учреждений, оказывающих общественные услуги, имеют собственные системы оплаты.

В зависимости от этого различают и способы регулирования оплаты труда: коллективно-договорное регулирование; установле­ние уровней и системы повышения заработной платы законода­тельным путем или решениями исполнительных органов, принятие рекомендаций относительно заработной платы специальными ор­ганами на высшем уровне и на местах. Применяют и смешанные системы регулирования. Как правило, система заработной платы государственных служащих устанавливается законодательным пу­тем в центре и на местах (США, Германия). В подавляющем боль­шинстве стран заработная плата работников отраслей государ­ственного сектора, оказывающих общественные услуги, регулиру­ется коллективными договорами.

Фактор, который в большинстве развитых стран учитывается при решении вопроса об уровне оплаты труда работников госсек­тора, — это уровень зарплаты в частном секторе. Даже благополуч­ные в экономическом отношении страны сталкиваются с опреде­ленными трудностями. Так, по данным 2001 г., в США разрыв между заработной платой в частном секторе и в правительственных органах составлял 30% не в пользу последних, что повлияло на появлении разговоров о необходимости реформы в области оплаты труда в этой стране.

Для выравнивания условий воспроизводства рабочей силы в районах с разными природно-климатическими, социальными и экономическими условиями проживания, а также в целях привле­чения и закрепления работников на предприятиях регионов особой значимости применяется территориальное регулирование оплаты труда.

Для решения первой задачи, как правило, используют районные коэффициенты — надбавку к заработной плате, установленную в процентном отношении к ней. Они призваны компенсировать ра­ботникам различия в стоимости жизни, обусловленные неоди­наковыми потребностями (набором потребительской корзины), разным уровнем цен на товары и тарифов на платные услуги в ре­гионах. Рассчитывают районные коэффициенты установлением соотношения между стоимостями потребительских бюджетов срав­ниваемого и базисного районов. Помимо указанных коэф­фициентов может быть предусмотрено использование абсолютных надбавок к зарплате, которые (как и районные коэффициенты) подлежат дифференциации в зависимости от стоимости прожива­ния на конкретной территории. Для сглаживания различий в усло­виях жизни населения могут вводиться региональные минималь­ные размеры оплаты труда.

Одна из разновидностей районных коэффициентов — коэффи­циенты, установленные в процентном отношении к заработной плате в целях компенсации за работу и проживание на тер­риториях с экстремальными природно-климатическими условиями (Крайний Север, пустынные, безводные и высокогорные местно­сти и т.п.).

В целях стимулирования притока и закрепления кадров в регио­нах особой значимости применяют процентные надбавки к заработ­ной плате. Механизм начисления надбавок таков: они выплачива­ются работникам, имеющим необходимый стаж работы на предпри­ятиях данного региона, и возрастают до определенного предела в зависимости от продолжительности непрерывного стажа работы. Аналогичную функцию выполняют и районные коэффициенты.

Все перечисленные направления государственного регулирова­ния оплаты труда основываются на экономических методах регули­рования.

Кроме экономических методов в государственном регулиро­вании оплаты труда также широко используют административные методы, основанные на силе государственной власти и включа­ющие меры надзора, контроля, запрета, разрешения и принуж­дения. В развитых странах административные методы давно ста­ли неотъемлемой частью хозяйственного механизма и не только не мешают, но и при разумном применении способствуют повы­шению эффективности экономики и благосостояния населения. Применение данных методов предполагает наличие органа госу­дарственного надзора и контроля за соблюдением трудового за­конодательства и других нормативных правовых актов. В России центральное место в осуществлении данных функций отводится органам федеральной инспекции труда. Их компетенция распро­страняется на все организации, расположенные на территории Российской Федерации. Помимо органов федеральной инспек­ции труда государственный надзор в сфере безопасности, охраны и условий труда осуществляют и другие специализированные ор­ганы.

Административные методы - полезное дополнение к мерам экономического характера. Но следует учитывать, что администра­тивное воздействие ограничивает свободу экономического выбора, а чрезмерная регламентация приводит к снижению предпринима­тельской активности и торможению экономического развития страны.

Меры воздействия каждого из описанных ранее методов можно условно разделить на прямые и косвенные.

Меры прямого вмешательства государства:

• установление минимальных социальных гарантий и стан­дартов, тарифов на жилищно-коммунальное обслужива­ние;

• утверждение размера, порядка начисления и расчета пен­сий и пособий;

• упорядочение системы предоставления пособий и компен­саций;

• индексация заработной платы, доходов и сбережений.

Косвенные способы воздействия:

• контроль над инфляцией и валютным курсом;

• установление ставок налогообложения физических лиц, ставок отчислений в государственные внебюджетные фон­ды (единый социальный налог), тарифов отчислений на обязательное социальное страхование от профессиональ­ных заболеваний и несчастных случаев на производстве;

• налоговые льготы малому предпринимательству;

■ налоговые льготы благотворительным организациям, фир­мам и частным лицам, вносящим средства на благотвори­тельные цели;

• эмиссия денег;

• разработка тарифно-квалификационных справочников ра­бочих и служащих.

Методы прямого и косвенного регулирования сочетаются с си­стемой мер, предусматривающих их краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное государственное регулирование. К краткосрочным мерам относят обеспечение социально-политической стабиль­ности, гарантий конституционных прав граждан, сокращение и ликвидацию задолженности по заработной плате, пенсиям и по­собиям и т.п. Среднесрочное государственное регулирование преду­сматривает замедление тенденции снижения реальных доходов населения на основе развития социально-ориентированной ры­ночной экономики. Долгосрочное регулирование предусматривает закрепление и развитие позитивных тенденций.

При государственном регулировании оплаты труда могут при­меняться несколько или все рассмотренные выше методы в зави­с и мости от поставленной цели, на которую влияет экономическая и политическая обстановка в стране.

Как и любая целенаправленная деятельность, государственное регулирование оплаты труда ориентировано на достижение резуль­тата. Оценкой эффективности такого регулирования будет выпол­нение заработной платой своих основных функций.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.