Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Социально-культурная деятельность как область научных знаний: предмет, цели и задачи,





Социально-культурная деятельность как область научных знаний: предмет, цели и задачи,

Понятийный аппарат.

Теория социокультурной деятельности – относительно молодая отрасль научного знания, оформившаяся к концу XX в. Длительное время теория социокультурной деятельности рассматривалась в рамках других научных дисциплин: социологии, культурологии, педагогики, искусствоведения. Современная теория социокультурной деятельности – самостоятельная, целостная, сложноорганизованная ветвь педагогической науки. Она является закономерным итогом педагогических поисков, которые проводились в нашей республике в рамках теорий внешкольного воспитания, политико-просветительской работы, клубоведения, культурно-просветительской и культурно-досуговой деятельности
Как отрасль научного знания и учебный предмет, социокультурная деятельность обладает характеристиками, присущими любой научной дисциплине: объектом, предметом, методами изучения, категориально-понятийным аппаратом, системой закономерностей, принципов и правил.
Как одна из областей современного педагогического и культурологического знания, социально-культурная деятельность рассматривает в качестве своего основного объекта и предмета социально-педагогическую и социально-культурную среду обитания человека, возможные пути и формы активного воздействия этой среды на духовное развитие различных социальных, возрастных, профессиональных и этнических групп.
Таким образом, социокультурная деятельность – это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры.



 

Современная трактовка понятия социально-культурная дея­тельность (ее сути, задач и содержания) является производной от понятий «культурная деятельность», «социальная работа», «со­циальная педагогика», в то же время она отражает эволюцию такого явления, как культурно-просветительная работа.

Культурная деятельность - это деятельность, направлен­ная на создание, сохранение, распространение культурных цен­ностей и приобщение к ним различных слоев населения.

Социальная работа- деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям в реализации их ма­териальных и духовных потребностей, обеспечивающая возмож­ность их полноценного функционирования в обществе в качестве , его субъектов.

Социальная педагогикасегодня интерпретируется как тео­рия социального воспитания человека на протяжении всех эта­пов его жизненного пути, как педагогический компонент соци­альной работы.

Социально-культурная деятельностьсоответственно мо­жет быть определена как интегративная многофункциональная сфера деятельности, одна из составляющих социальной работы; ее целью являются организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потреб­ностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени.

Педагогический аспект социально-культурной деятельности заключается в регулировании процессов социализации и индиви­дуализации человека, то есть в социальном воспитании и развитии, осуществляемых в формах досуговой деятельности и направ­ленных на решение следующих культурно-воспитательных задач:

• целенаправленное приобщение человека к богатствам культуры, формирование его ценностных ориентации и «возвы­шение» духовных потребностей;

• стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга, повышение его досу­говой квалификации, то есть умения рационально, содержатель­но и разнообразно организовать свое свободное время в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовер­шенствования;

• создание условий для выявления и развития способно­стей личности, реализации ее творческого потенциала и пози­тивного самоутверждения.

Сегодня социально-культурная деятельность может рас­сматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации, социального воспитания и образования людей. Она является важнейшей функцией государственных и негосу­дарственных структур, сферой приложения усилий многочис­ленных общественных движений и инициатив, средством ис­пользования свободного времени различными группами населе­ния.

Современная социально-культурная деятельность не просто шире и многогранней прежней культурно-просветительной. Прин­ципиально то, что в ее основе лежит уже упомянутая выше субъект-субъектная модель организации культуры, досуга, просвещения. В соответствии с нею социальный работник (со­циальный педагог) выступает в качестве компетентного посредника между культурой и человеком или общностью людей, стимули­рующего активность и самодеятельность каждого из участников досугового объединения. Наиболее адекватной для такого типа со­циально-педагогического взаимодействия является педагогика со­трудничества, правда, не столько ее дидактические идеи, сколько сам принцип партнерства и совместного движения к цели.

Задачи, а тем более конкретное содержание социально-культурной деятельности, не являются неизменными, раз и навсегда данными. Они отражают динамику общественной жизни, диктуются ее потребностями, особенностями социокультурного развития.

Каковы же наиболее значимые особенности и тенденции, характеризующие современную социокультурную ситуацию?

Особенно важным представляется изменение отношения к самому досугу: признание его самоценности,освобождение от узкоутилитарной ориентации на воспроизводство средствами рекреации эффективного, высокопроизводительного работника.

Однако нужно признать, что пик общественной активности и инициативы в досуговой сфере пришелся на последние «перестроечные» годы. Сегодня наблюдается заметный спад, резче обо­значились негативные тенденции, поначалу не вызывавшие осо­бого беспокойства, возникли трудноразрешимые проблемы, пре­жде всего экономического характера, и даже кризисные явления.

В результате хронического недофинансирования тяжелые времена переживают музеи, библиотеки, клубные учреждения. Закрываются и перепрофилируются кинотеатры, отменяются театральные гастроли. Увеличивается, особенно в провинции, разобщенность широкой публики и большого искусства.

Вообще роль искусства в современной жизни заметно уменьшилась, особенно искусства, требующего от аудитории определенной интеллектуальной активности и эстетической ис­кушенности. Общая тенденция на «снижение» культуры, ее вы­теснение поп-культурой сопровождается размыванием ценност­ной иерархии в художественной сфере.

Сегодня наша интеллигенция (только не следует путать ее с так называемым средним классом, ориенти­рованным в большей мере на престижные ценности быта и качест­венную массовую культуру, чем на высокое искусство), именно интеллигенция в ее традиционном понимании (школьные учителя, врачи, инженеры, научные сотрудники, вузовские преподаватели, музейные и библиотечные работники и другие) оказалась не только материально, но и морально в довольно унизительном положении. Она нуждается в социальной помощи и защите, хотя в общепринятом смысле объектом социальной заботы считаются совсем уж малообеспеченные слои населения, инвалиды, небла­гополучные контингенты, маргинальные группы.

В данном же случае речь идет о категории людей относи­тельно благополучных, хорошо образованных, отличающихся достаточно высоким духовным потенциалом, чьи интересы нуж­даются в защите особого рода -социокультурной, так как эти люди оказались в ситуации прогрессирующего сужения куль­турного пространства своей жизнедеятельности.

Сложившаяся ситуация находится в несомненном противо­речии с принятыми в 1992 году Основами законодательства Рос­сийской Федерации о культуре, в которых среди прочих провоз­глашаются и такие права человека, как право на культурную деятельность, право на личную культурную самобытность', право на приобщение к культурным ценностям', право на гу­манитарное и художественное образование; атакже право создавать общественные объединения в области культуры .

Немало уже существующих любительских формирований, клу­бов по интересам, творческих студий прекратили свою деятель­ность, распались по названным причинам. Вот почему столь важной задачей социокультурной работы в современных условиях является защита прав человека на доступ к культурным цен­ностям, на полнокровное участие в культурной жизни и удовле­творение его запросов в сфере досуга. Реализация этих прав яв­ляется для многих людей одним из условий сохранения их чело­веческого достоинства и ощущения полноты жизни.

Суть социальной работы, как известно, заключается в том, что она создает условия для достойной жизни человека как субъ­екта общества, содействует его полноценному социальному функционированию, в том числе и в области культуры и досуга, помогает удовлетворить разнообразные как материальные, так и духовные интересы. «Невозможность для человека удовлетво­рить свои потребности, ущемление социальных потребностей, состоящее в дефиците общения, образования, доступа к профес­сии, социальных услуг, - это сфера компетенции социального работника». В этом плане социокультурная деятель­ность закономерно рассматривается как одно из важных направ­лений социальной работы.

Как указывается в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, человек имеет право на получение худо­жественного образования, что, по сути, является для него усло­вием доступности (в смысле понимания) и притягательности высших ценностей культуры. Для художественно необразован­ного человека признанных шедевров искусства просто не существует. Между тем способность наслаждаться творениями миро­вой художественной культуры является свидетельством духов­ного богатства человека как личности.

Сфера досуга, как известно, - сфера свободного выбора. Поэтому решающим здесь становится мастерство педа­гога-воспитателя, специалиста по организации досуговой дея­тельности: сумеет ли он сделать ценности культуры и искусства притягательными для подростка, для молодого человека, сможет ли он пробудить к ним интерес? Не навязать и тем самым вну­шить отвращение, а помочь открыть для себя ранее неведомую область, даже не культуры, а жизни.

В известном смысле работнику культуры сложнее, чем учителю, чей предмет явля­ется обязательным.

Характеризуя столь нелестно современную социокультурную ситуацию, отметим, что дело здесь отнюдь не в предвзятом отборе исключительно негативных моментов. Будущий менеджер социально-культурной сферы нуждается в ясном понимании ее проблем и тех условий, в которых ему предстоит работать. Он должен уметь реально оценивать трудности, ко­торые придется преодолевать, и четко представлять себе весь комплекс стоящих перед ними задач.

 

Деятельности.

Если сегодня обратить внимание на предпочтения, вкусы, модели поведения, культурные ценности, то нетрудно заметить, что социальное сознание раскладывается по принципу дихотомии (разделение надвое) "общественное - частное".

Достаточно убедительно раскрывают эту проблему польские социологи применительно к своей стране, но, за исключением некоторых национальных различий, это применимо к российской действительности.

Польский социолог Мирослава Мароди (Студия социологии) составила перечень противоположных мотиваций в поведении людей, которые мы приводим ниже с некоторыми купюрами и дополнениями.

1. Люди по-разному относятся к работе. Небрежность, недостаточное усердие, расхлябанность, типичные для работы на государственных предприятиях, разительно контрастируют с дисциплинированностью, аккуратностью и полной отдачей тех, кто трудится в частном секторе, работают на себя.

2 Беспомощность, неспособность принимать решения, желание снять с себя ответственность, стремление к эгоистической выгоде, доминирующие в общественных институтах, предприятиях, административных конторах и т.д., уступают место уверенности в себе, инициативности, стремлению к новациям, готовности к риску.

3. Пренебрежение к государственной или общественной собственности резко контрастирует с заботой и охраной частной собственности. Во дворах и на лестничных площадках царят грязь, беспорядок и вандализм, а внутри квартир - уют, чистота, тщательно продуманный интерьер. Стоит только взглянуть на фасад здания и окружающую территорию, чтобы отличить государственное предприятие от личной мастерской, государственный магазин от частного.

4. Пассивность, конформизм, подчиненность и посредственность в государственных и общественных ролях явно не совпадают со стремлением к успеху, самореализации, личным достижениям в частной жизни. Первое ведет к фатализму, чувству безнадежности в общественных делах, формированию отношения "поживем - увидим".

5. Люди не доверяют средствам массой информации, и в то же время наивно готовы верить сплетням, слухам, всяческим пророчествам, доходящим до них по неофициальным каналам.

6. Официальные авторитеты, как в высших эшелонах власти, так и на местном уровне чаще всего отрицаются. Их действия расценивают как сговор, ложь и цинизм или, в лучшем случае, как глупость и некомпетентность. Что же касается частных связей и отношений, то они явно идеализируются.

Примеры из обширной социологической литературы свидетельствуют о том, что размежевание в социальном сознании отражается и на реальном поведении людей. В нашем обществе отмечается существенная разница между тем, что люди говорят, и тем, что они действительно делают.

Разрыв между словом и делом, декларативными заявления­ми и реальным поведением свойственен не только простым людям, но и деятелям. И те, и другие часто используют двойную лексику, в публичной практике и в частных разговорах.

Часть людей, в том числе деятели, способны даже отказаться и высмеять свои публичные заявления. Противоположность общественной и частной жизни порождает стремление обмануть государство, искать лазейки от повышения цен, налогов, открывать дело с расчетом на быструю прибыль, но не на долговременные вложения. Используя народное выражение "хапнул - и бежать", многие стараются достичь своих личных целей "вопреки", а не "благодаря" системе. А те, кому удается перехитрить систему, в своей среде пользуются уважением и, более того, им завидуют.

Поводом такого поведения является убежденность, что это своего рода отместка властям, которые обманывают своих граждан, и своеобразная компенсация за понесенные прежде потери от государства. Еще одна поведенческая модель характеризуется в отказе людей и особенно деятелей принимать ответственные решения, ограничивая их способами, не поддающимися учету (по телефону, без протокола, устно).

Достаточно вспомнить анонимность приказов силового подавления демократических выступлений народа в Тбилиси, военного штурма телецентра в Вильнюсе. Многие десятилетия формировавшаяся философия равноправия, справедливого распределения по принципу "от каждого по способности - каждому по потребности" в новых условиях породила устойчивое неприятие любого необычного достижения другим человеком, слишком большого успеха, прибыли, достатка. Такое неприятие чужого успеха порождает противодействие, даже если чей-то успех не уменьшает собственных шансов.

Изложенные выше специфические особенности отечественной действительности во многом обусловлены характером и ментальностью российского человека, мотивации его деятельности создают значительные трудности во вхождении страны в рыночные отношения.

Тем не менее, переход российского общества от планового хозяйства к рыночному выявляет значительные изменения в представлениях, социальных и экономических ориентациях, а также формах поведения различных групп и слоев населения. частнособственнического

 

Формирование частнособственнического сознания

Можно сказать, что осуществление экономических реформ в России было бы невозможно

если бы не появились в разных слоях населения новые типы людей, нового экономического поведения и деятельности.

В противовес оформились группы противников реформ, ориентированных на прошлый опыт и стиль деятельности. В промежутке между этими полярными группами оказалась основная масса населения, которая, в конечном счете, и решила судьбу реформ в пользу рыночных отношений.

В этих условиях наиболее актуальной стала задача включения основной массы населения в реальные преобразования в экономике, управлении, повышении социального статуса, определении перспектив роста и продвижения, адаптации, повышении образовательного и культурного уровня.

Трудности вхождения страны в рынок, безусловно, значительные. По собственному признанию авторов и проводников экономических реформ, начатых с "шоковой терапии", население пока не может полностью принять и реализовать на практике либеральные идеи, воспользоваться той экономической свободой, которую открывают рыночные отношения.

Высказываются разные точки зрения относительно "пробуксовки" экономических реформ: недостаточная культура и чистоплотность в своих делах бизнесменов и предпринимателей; большое количество криминальных сообществ; устаревшие методы управления. Но главное, неприспособленность основной массы населения, не умеющей воспользоваться предоставленными преимуществами свободного рынка.

Здесь следует подробно остановиться на этом, главном вопросе. Недооценка особенностей социального и профессионального состава населения, его жизненных и трудовых предпочтений, ценностных ориентации в ходе быстрого (революционного) экономического и социального поворота к рыночным отношениям привела к тому, что рыночные отношения определенным образом вступили в противоречие с национальной традицией, культурой и социальными отношениями.

Иллюзии относительно возможностей быстрого механического переноса западного опыта на российскую почву вызваны абсолютизацией западной концепции развития экономических отношений, предложенной еще на заре капитализма Адамом Смитом, по которой человек рассматривался легко управляемым, эгоистичным, стремящимся только к богатству и прибыли, интересами и целями которого можно легко манипулировать.

Такой тип личности или "экономический человек", нацеленный только на деньги, наживу, алчность, не мог и не может быстро вписаться в систему социальных, экономических, человеческих отношений основной массы российского общества.

Прошедшее десятилетие реформ показало, что в чистом виде западный тип мотивации деятельности в России наталкивает­ся на противоречие российского менталитета. Скорее всего в сфере трудовых, социальных отношений на российской почве развиваются рыночные структуры, манифестирующие предпринимательскую благотворительность, социальную поддержку, социальное партнерство.

Такой тип трудовых, социально-экономических отношений в обществе называется патернализм(отцовство). Это направление развития рыночной системы в России энергично декларируется властными структурами всех уровней, но заявления о намерениях "больших" и "малых" лидеров чаще всего не реализуются, хотя иллюзии заботы об основной массе населения, которая еще не смогла вписаться в новые реальные условия жизни и трудовых отношений, рождают надежды и ожидания.

Таким образом, ужесточение и прагматизация отношений и управления в экономике, социальной области, криминализация хозяйственной деятельности в энергоемких и обслуживающих сферах и меркантилизация (сверхрасчетливость, корысть, торгашество) в жизненных отношениях, по большому счету, не затронула еще глубинных основ российского менталитета, который в экономических отношениях медленно отступает от общинной психологии, и не "теряет голову" от американского или западноевропейского прагматического, индивидуалистского либерального подхода.

Разнообразие, специфика.

В научной литературе 60-70 гг. понятие досуг трактовалось как отдых, свободное время, рекреация, нерабочая деятельность.

В настоящее время досуг становится сферой СКД, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества. В современной теории и практике термин: досуг употребляется в 3 значениях: 1) синоним свободного времени. 2) синоним нерабочей деятельности.3) синоним состояния человека на данный момент.

В современной СК теории и практике досуговая деятельность рассматривается как часть образа жизни человека.

Конечный результат не имеет для человека принципиального значения. Важным стимулом является чувство внутреннего удовлетворения, которое он испытывает во время того или иного досугового занятия. Деятельность на досуге представляет собой деятельность, которая обуславливает ее сущность и специфику. Специфическими особенностями досуговой деятельности явл.: 1) Действенный мотив (потребность в процессе деятельности). 2) Разнообразие по своему предмету. 3) Цели и содержание досуговой деятельности избираются человеком в зависимости от его нравственного развития. 4) Досуговая деятельность носит: социально полезный характер, социально-нейтральный характер, социально-отрицательный характера. Т.о. досуговая деятельность обусловлена объективной потребностью человеческого организма в восстановлении своего физического и психологического баланса.

 

Благотворительность.

Спонсорство, благотворительность, фандрайзинга в деятельности коммерческих организаций.

Спонсорство является финансовой поддержкой, которую оказывает компания некоммерческим организациям при проведении различных мероприятий в обмен на право установления с ними особых отношений. Спонсорская деятельность чаще направлена на улучшение имиджа компании и формирование положительного мнения о ее деятельности.

Участие в разных благотворительных и спонсорских мероприятиях входит в деятельность PR-структур. Эти мероприятия часто используются PR-подразделениями для формирования имиджа и решения целого ряда других задач, стоящих перед PR-деятельностью.

PR-деятельность по сравнению с информационно-рекламной поддержкой коммерческих проектов имеет свою специфику. Во-первых, это проявляется в системе формирования бюджета и планирования расходов. Во-вторых, PR-мероприятия гораздо дешевле платной рекламы и имеют гораздо больше бесплатных сообщений, которые распространяются через прессу. В-третьих, PR-мероприятия привлекают минимальное количество платных сотрудников и большое количество добровольцев как в руководящих органах, так и во вспомогательных структурах. С учетом широты целевой аудитории PR-агентства разрабатывают большое количество информационных материалов для распространения их по многочисленным каналам с применением нетрадиционных методов.

Спонсорские и благотворительные проекты убыточны и не приносят организаторам доходов, но они способствуют созданию положительной общественной репутации фирмы, что и является основополагающим в деятельности PR. Планирования благотворительных мероприятий PR-фирмы должны стремиться при составлении бюджета к максимальному его удешевлению за счет привлечения поддержки спонсоров в обмен на рекламно-информационные услуги.

Главная обязанность PR-фирм при участии в проектах такого направления – это привлечение как можно более широких слоев населения к решению общественно значимых проблем.

Спонсорская реклама и PR являются неотъемлемой частью спонсорского пакета, который объединяет в себе набор юридических, творческих и иных документов, призванных обеспечить нужный эффект спонсируемому мероприятию.

При организации спонсорских событий успех коммуникационных усилий PR-агентств в большей степени зависит от подготовленности, влиятельности и профессионализма специальной группы по работе с прессой.

Интерес СМИ к PR-кампании возможно усилить путем нестандартной подачи информационного материала. Дорожащие своей репутацией СМИ бесплатно или на льготных условиях освещают благотворительные мероприятия и публикуют статьи и рекламные объявления о целях и задачах таких акций.

Фандрайзинг является инструментом PR, в переводе с английского обозначает «сбор средств». В его рамках происходит целенаправленный и регулярный поиск спонсорских или других средств для организации и проведения общественно значимых проектов и поддержания важных институтов. Может реализовывать-ся в виде бизнеса или благотворительной и спонсорской деятельности. В рамках PR фанд-райзинг осуществляется как спонсорская или благотворительная помощь.

При планировании проведения масштабных кампаний, для проведения которых необходимы достаточно крупные денежные вливания, используют специалистов по фандрайзигу, что позволяет предотвратить использование денег из некорректных источников (криминальных или околокриминальных структур).

Частная просьба кандидата является наиболее эффективным способом фандрайзинга в политическом секторе. Приближенная к избирателю часть электората рассчитывает на его победу и на то, что они будут иметь после нее соответствующие дивиденды (должность, хороший имидж и т.п.). Поэтому они становятся организаторами фандрайзинга. В политическом секторе вопрос денег наиболее щепетилен.

Фандрайзинг имеет различные формы:

1) пожертвования, прямые вложенияй спонсоров (средства могут приходить от частного и государственного предпринимательства);

2) проведение целевых благотворительных мероприятий по сбору средств;

3) гранты, распределяемые фондами;

4) финансирование из бюджета, часто из местного (на уровне городских или областных комитетов по культуре, по делам молодежи и т. д.), мероприятия определенного рода, не носящие благотворительного характера;

5) создание предприятий, кооперативов и акционерных обществ для применения полученных доходов от коммерческой деятельности для формирования PR-акций;

6) пожертвования от частных лиц;

7) доходы от сбора членских взносов. Проведение различных благотворительных

кампаний и участие в их проведении должно точно соответствовать сути проводимой акции. Часто проводятся акции под патронажем различных влиятельных лиц, но при этом нет указания источника финансирования, что может отрицательно повлиять на имидж проводимого мероприятия, так как у общественности складывается мнение о нецелевом использовании бюджетных средств. Для того чтобы кампания носила истинно благотворительный характер, необходимо обязательно указать, на какие средства не только была организована и проведена та или иная акция, но и на какие средства были закуплены сопутствующие материалы (подарки гостям, проспекты и буклеты и т. д.).

Сферы России ХУШ века.

В 18 веке появляются предпосылки создания системы народного просвещения.

Исторический опыт России 17-18 вв. история русской школы свидетельствует о том, что они выступали в качестве заказчиков, заинтересованных в воспитании грамотных и богобоязливых прихожан.

Деятельность Петра в области просвещения являет собой главную задачу учебным заведениям: подготовка слуг для царя и Отечества. Это относилось, начиная от школьной математики и навигационных наук (1761), Академия наук с гимназией и университетом (1712).

В 18 в. Екатерина II попыталась реализовать идеал в обучении, воспитать «новую породу людей из числа своих подданных». Примером ее порывов стал институт благородных девиц (Смольный). Большое значение имела деятельность М.В, Ломоносова. Он способствовал созданию МГУ (1755).

Т.о. анализ просвещении школ России показывает о наличии противоречий в обществе. Прогрессивные педагоги мечтали о воспитании хороших людей, а гос.шк. ориентировались на подготовку хороших специалистов.

В эпоху Петра широко культивировались европейские формы досуга, ансамбли, балы, маскарады. Открывается Московское благородное двор. Собрание. Возникают дворянские клубы, салоны. Сословная принадлежность отразилась на проведении досуга людей. Различные досуговые формы развлечения использует дворянской, но по прежнему велико влияние патриархальных крестьянских традиций. Широка панорама развлечений мещан (театры, библиотеки, музеи). Реформы коснулись и социального призрение: 1) Благотворительные учреждения. 2) созд. Новые административные государственные органы. 3) для регулирования соц. Прав. 4) Наблюдается рост образованности высшего сословия. 5) Уменьшение числа грамотно низкого сословия.

Екатерина II проложила курс на развитие социальной помощи населения. Во второй половине 18 в. Культурно просветительская деятельность русской интеллиг.коснулась и других сторон жизни: 1) Клубные общности, организации клубного типа и клубы. 2) Формирование основных направлений их деятельности.

То. Политика 18 в.России способствовала: 1) сохранение сословных привелегий высших слоев общества. 2) Развитие просвещения, форм досуга.3) распространение благотворительной деятельности.

 

Их классификация.

Менеджмент в социокультурной деятельности проявляется в процессе разделения труда, дифференциации функционально-ролевых видов деятельности. В программе учебной дисциплины "Социально-культурная деятельность" (авторы Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников. М.: МГУКИ, 2001), являющейся по существу концептуальной основой одноименной специальности, четко сформулировано содержание социокультурной деятельности, в том числе определены ее субъекты и социокультурные институты.

К числу субъектов социально-культурной деятельности среди прочих отнесены субъекты, занятые преимущественно управлением процессами отбора, хранения, производства и распространения культурных ценностей.

Среди институциональных субъектов социокультурной деятельности называются институты, занятые производством духовных и материальных ценностей в науке, образовании, искусстве; институты, занятые коммуникацией, трансляцией культурных ценностей, а также такие институты культурной информации, как СМИ, издательства и книжная торговля, музеи, выставочные комплексы; институты неформальной творческой деятельности, связанные с организацией массовых праздников, народных гуляний, фестивалей, конкурсов, смотров, презентаций, реализацией социально-культурных проектов и др.

Следовательно, в структуру социально-культурной сферы включаются субъекты культуры, обеспечивающие массовую культурную деятельность: клубы, развлекательные учреждения, детские учреждения, СМИ, кино, видео, прокат, музеи, библиотеки, парки, учебные заведения и субъекты искусства: концертные залы, театры, цирк, галереи и выставочные залы, киностудии, народные художественные промыслы и ремесла, художественные коллективы, учебные заведения.

В социально-культурной сфере, таким образом, функционируют:

- искусство и профессиональное художественное творчество и образование;

- культурная деятельность населения, массовое народное творчество, просвещение и самодеятельность;

- материальное производство средств культуры и искусства.

Вполне очевидно, что каждая из этих подотраслей поддается своей дальнейшей градации и выделению более узких и конкретных типов организаций и видов деятельности. Эта дифф­ренциация находит свое воплощение как на уровне принятия законодательных документов, так и в практике руководства отраслями (отделов музеев, театров, библиотек, клубной деятельности, региональных органов управления культурой и искусством).

Отечественной истории.

Истоки социальной работы в России следует искать еще в древности. Уже тогда, как отмечали историки, славянские народы отличались гуманным отношением к соплеменникам и даже к бывшим врагам. Официальным же началом является договор 911 г. князя Олега с греками, который содержал в себе моменты, называемые ныне социальной работой. Именно этот договор, самый ранний из дошедших до нас письменных политических документов Руси, был первым официальным свидетельством заботы государства о тех своих гражданах, которые в этой заботе нуждаются.
Подлинным толчком для развития благотворительности в России стало принятие христианства.
Для российской истории характерны причудливое сплетение традиций общинного самоуправления, совместной организации жизни крестьян и крайних форм крепостничества, самодержавное правление и извечная тяга к воле, последовательная централизация и устойчивое существование сообществ казачьей и беглой вольницы на окраинах огромного государства, религиозность и свободомыслие. Все это при разнообразии природно-климатических и хозяйственно-экономических условий жизни породило немало противоречивых форм социальной жизни и еще более противоречивых ее оценок, воззрений на то, как надо жить, какими средствами защищаться, поддерживать слабых и убогих. Долгие годы в народном сознании были широко распространены достаточно иллюзорные представления о действенности защиты интересов народа в действиях "благородных разбойников", позднее через практику заговоров "критически мыслящих личностей", готовых бороться с "тиранами" тираническими средствами. В таком настроении проявлялся не только потенциал стихийного социального протеста - этому отдали дань многие отечественные мыслители (Желябов, Перовская, Бакунин, Лавров и др.). С другой стороны, достаточно сильна и длительна была традиция упования на благодетельное вмешательство царя-батюшки, доброго барина, на милосердие и благотворительность.

 

Проблемы формирования.

ресурсы – это вспомогательные средства, методы и формы СКД

Ресурсная база СКД –это совокупность основных компонентов, необходимых для производства конкретного культурного продукта, благ и услуг. Факт наличия ресурсов определяет производ.потенциал субъектов СКД и реальную возможность реализовать проекты и пр-мы. – это совокупность матер-но-тех-их, финансовых, нормативно-правовых, кадровых, инф-но-тех-их, психолого-пед-их и иных условий, которые создают основу для досуга, обеспечивают процессы создания, сохранения, освоения, , распр-ия и дальнейшего развития ценностей культуры.

Финансирования.

Под воздействием индустриальной революции на Западе процесс социально-экономической жизнедеятельности людей существенно изменился. Одним из значительных достижений культуры зарубежных стран является наличие эффективно функционирующей сферы досуга и рекреации. Рекреационная сфера представляет собой совокупность природных, материально-технических и финансово-организационных средств, направленных на обеспечение рекреационного обслуживания населения в соответствии с индивидуальными и общественными потребностями в области досугово-рекреационной деятельности. В состав данной сферы, таким образом, включаются: территориальные природные ресурсы, финансовые средства, материально-техническая база, система организации и управления данной сферой, а также система образования специалистов-рекреаторов.

Основными структурно-функциональными компонентами рекреационной сферы являются: государственный, общественно-добровольный (некоммерческий) и коммерческий секторы рекреационного обслуживания населения. Деятельность каждого из секторов обладает ярко выраженной спецификой, но именно гибкое сочетание различных направлений деятельности, реализуемых широкой сетью рекреационно-досуговых организаций и учреждений различных форм собственности, обусловливает всеобъемлющий характер данной деятельности и ее доступность каждому гражданину. Разветвленная система рекреа









ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.