Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Культурно-досуговая и социально-культурная деятельность: сравнительный анализ





понятий, сущность, специфика.

Сущность, функции и принципы социально-культурной деятельности

В сфере досуга перекрещиваются интересы личности и общества. Личность, не включённая в профессиональную деятельность отрасли культуры, фактически не имеет другого, кроме досугового, времени для собственного культурного волеизъявления.

О социально-культурной деятельности написано мало несмотря на то, что она представляется достаточно крупным и сложным явлением, которое достойно стать предметом многих исследований как научного, так и прикладного характера.

Культурно-досуговая деятельность настолько разнообразна, насколько развиты культурные интересы и потребности населения. Эти интересы и потребности личность может удовлетворить дома или в учреждениях социально-культурного и культурно-досугового типа. В условиях домашнего досуга (а это по своим масштабам «космос») культурно-досуговая деятельность, являясь противоположностью профессиональной, носит самодеятельный характер.

В отличие от социально-культурной, культурно-досуговая деятельность более наполнена искусством, в том числе и эстрадным; это проявляется в коллективных и индивидуальных формах творчества, в создании художественных произведений, театрализованных представлений, игровых и конкурсных программ.

В концептуальных подходах к теории эстрадного искусства социально-культурная деятельность является, с одной стороны, смыслосодержательной, а с другой – структуро-образующей.

Здесь надо различать общественно регулируемую часть и лично регулируемую.

Многообразие социально-культурной деятельности порождает и соответствующее число подходов, что, собственно, и является предметом исследования различных отраслей научного знания, в том числе и эстрадного искусства.



Уже при первичном анализе социально-культурной деятельности обращает на себя внимание широта и глубина рассматриваемого феномена. Данное понятие складывается из четырёх терминов: «социальный», «культура», «деятельность», «досуг». В научной литературе они в обобщённом виде трактуются следующим образом:

Социальный– в данном контексте это направление в деятельности, связанное с сознательными научно обоснованными социальными процессами создания, воспроизводства, сохранения и развития культурных ценностей, со специфическими средствами, формами и способами, в том числе и эстрадного искусства.

Культура– специфический способ создания, развития и обеспечения жизнедеятельности людей, опредмеченной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и духовных ценностей, в совокупности общественных отношений, целей, средств, результата, где эстрадное искусство занимает одно из ведущих мест.

Досуг– часть свободного времени, используемая для общения, потребления ценностей духовной культуры, развлечений и других видов нерегламентированной деятельности, обеспечивающих возможность для приобщения широких народных масс к эстрадному искусству.

Культурная деятельность– форма активного отношения к окружающей среде, социуму, предполагающая её целесообразное изменение и преобразование, всеми формами, действиями, поступками обеспечивая возможность для создания, трансляции и восприятия эстрадного искусства.

Из их числа можно выделить частные и общие понятия. Не останавливаясь подробно на данном вопросе, выделим основные специфические характеристики социально-культурной деятельности:

· процессуальные, предполагающие наличие субъекта и объекта деятельности, её цели, задачи, функции, прогнозируемые результаты;

· пространственные, достаточно чётко фиксирующие её границы в рамках общего бюджета свободного времени;

· содержательные, основывающиеся на духовно-эстетических потребностях, интересах, мотивах, психологических установках личности и социума.

Социально-культурная деятельность как специфическое явление – общественный феномен, который вполне логично рассматривать в соотношении с такими явлениями, как трудовая, рекреационная, научная, образовательная деятельность и т.п.

Социально-культурная деятельность осуществляет своё воздействие как формирующая и формируемая составляющая. Специализированная социально-культурная деятельность носит воспитательно-формирующий характер и выполняется специалистами.

Поэтому систему социально-культурной деятельности, как самостоятельную отрасль педагогической науки, схематично можно представить следующим образом:

· иерархичность: потребности, цели, ценности всегда выстраиваются (или могут быть выстроены) в определённую иерархию, имеют устойчивый (пусть в определённых временных границах) порядок предпочтений;

· последовательность: на смену удовлетворённой потребности или достигнутой цели приходит другая; более «высокие» потребности возникают на базе удовлетворения более «низких» и т.п.;

· дискретность: всегда можно объективно зафиксировать границы определённых этапов в процессе удовлетворения потребностей или достижения целей и ценностей;

· логичность: предыдущий этап удовлетворения или достижения должен логически не противоречит настоящему;

· сравнимость: всегда можно сказать, какая из двух потребностей (целей и т.п.) «сильнее», «выше» и т.п.

Цель системы социально-культурной деятельности задаётся как некоторый набор «естественных», «минимальных» или «основных» потребностей («выживание», «удовлетворительные условия жизни», потребности в питании, образовании, жилье и медицинском обслуживании, «минимальное благополучие» и т.д.). Несмотря на признаваемую «минимальность» этих потребностей (как по содержанию, так и по задаваемому уровню удовлетворения) этот набор считается достаточным для описания целей, с помощью которой исследуются частные проблемы культуры, образования и стратегии развития личности.

В последнее время появляется тенденция повышения интереса учёных и практиков к исследованию воспитательного потенциала досуга. Это объясняется, по всей видимости, многими причинами, порождаемыми современными процессами, но в основном есть и постоянные, глубинные, соответствующие самой природе человека. Как отдельному человеку, так и целому социальному слою свойственны виды деятельности, реализация которых возможна лишь в сфере досуга.

В нашем обществе формируется и действует целая система организаций и предприятий, главной функцией которых является организация культурного времяпрепровождения граждан. Сеть специализированных центров охватывает, как правило, учреждения профессионального искусства, туристско-экскурсионные предприятия, историко-культурные комплексы, развлекательно-игровые заведения, библиотечные, парковые, клубные учреждения. Каждое из предприятий выполняет свойственные только ему функции, специализируется на каких-либо видах деятельности, формах и методах работы, имеет свою производственную специфику. Следовательно, творческо-производственная и организационно-методическая деятельность сетевых единиц социально-культурной деятельности могут стать предметом анализа научных дисциплин.

Социально-культурная деятельность, которая соответствует общечеловеческим нормам морали, высоким образцам художественного вкуса, задачам творческого роста личности, является сегодня главной ценностью для нашего общества.

Поэтому ведущим научным направлением исследований социально-культурно-досуговой деятельности как самостоятельной научной отрасли педагогической науки является технология.

Термин «технология» происходит от двух древнегреческих слов: «техне» – искусство, мастерство, и «логос» – наука, знание, закон. Почти во всей специальной литературе под «технологией» в широком смысле понимается совокупность и даже система целесообразной практической деятельности в соответствии с целью, спецификой и логикой процесса преобразования и трансформации того или иного объекта и особенно такого сложного, как эстрадное искусство.

Под технологией социально-культурной деятельности понимается совокупность форм, методов, методик, разработок, расчёта, моделей проектирования и внедрения различных инноваций, способных обеспечить достижение определённой воспитательной цели. С точки зрения предметной деятельности, под технологиями следует понимать педагогически организованный процесс воздействия субъекта на объект деятельности с целью формирования общественно – значимых качеств личности.

Технология социально-культурной деятельности как учебная и научная дисциплина объединяет общие, функциональные (отраслевые) и частные технологии. Система общих технологий включает в себя диагностику, профилактику, адаптацию, реабилитацию, коррекцию, социальную экспертизу, прогнозирование, проектирование, консультирование и т.д.

Фунциональные (отраслевые)технологии исходят из функционального предназначения субъекта. Например, для музея приоритетной функцией является сохранение, изучение и популяризация памятников истории и культуры; для учреждений культуры – функция рекреативная; для вуза – образовательная функция. С учётом этих функций и строится технологический процесс того или иного учреждения социально-культурного и культурно-досугового типа.

Частные технологии социально-культурной деятельности представляют собой определённые процедуры по созданию информационно-просветительных, художественно-публицистических и культурно-развлекательных программ.

Учреждения социально-культурного и культурно-досугового типа принимают активное участие в работе со всеми слоями населения, которая строится на принципе дифференцированного подхода. Разработка частных методик предполагает учёт социально-демографических характеристик различных категорий населения. Типологизация технологий может быть осуществлена по различным основаниям, по видам, уровням, сферам применения. Так, по степени новизны различают принципиально новые (инновационные)технологии и традиционные(ретроспективные)технологии.

Разработка социально-культурных технологий связана с определёнными сложностями, поскольку это и специальная учебная дисциплина, занимающая видное место в подготовке квалифицированных специалистов в педагогических вузах и вузах культуры и искусств. Действующая сегодня сеть средних и высших специальных учебных заведений позволяет решать базовые кадровые вопросы. Вместе с тем, динамика процессов, происходящих в духовной жизни общества, требует постоянного внимания учёных и педагогов к разработке новых учебных программ, планов, перечня специальностей и квалификаций специалистов, удовлетворяющих современным насущным потребностям практики.

На сегодняшний день в России сложилась достаточно стройная система исследовательских центров, организаций, отрядов исследователей, учёных, методистов и практиков, которые так или иначе заинтересованы в изучении особенностей общественной организации досуга. Своеобразными флагманами являются Российский научно-исследова-тельский институт культурологии, Российский научно-исследовательский институт искусствознания, региональные отделения, филиалы государственных и общественных Академий наук, Государственный Российский Дом народного творчества, Государственный Российский Дом фольклора, Государственный Российский Дом художественных промыслов и ремёсел, которые призваны решать основополагающие вопросы, формировать федеральные научно-исследовательские и организационно-творческие программы культурно-досуговой деятельности. В число субъектов федерального уровня входят и высшие отраслевые учебные заведения, в структуре которых функционируют соответствующие подразделения: научно-исследовательские секторы и отделы, проблемные лаборатории, социологические группы, докторантуры, аспирантуры.

К сожалению, с каждым годом ухудшается снабжение территорий специальной литературой, сокращается число проводимых научно-практических конференций, фестивалей профессионального и самодеятельного искусства, сужаются возможности повышения квалификации работников культуры, исчезают каналы методической помощи, уменьшается количество наименований и тираж бюллетеней комплексных научных исследований по проблемам культурно-досуговой деятельности. Намечается явный крен в сторону региональных эмпирико-технологических исследований социально-культурной деятельности.

Сущность, специфика и природа социально-культурной деятельности заключается в том, что она представляет собой систему профессиональной и общественной деятельности, стимулирующую духовное развитие, культурную активность личности и социума в условиях досуга.

Поскольку социально-культурная деятельность носит многосторонний характер, соответствующий разнообразию потребностей, интересов и запросов членов общества, то её функции определяются социальным назначением, структурой общества.

В переводе с латинского языка слово «функция» означает обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Назначение социально-культурной деятельности состоит в активном приобщении личности к культуре и искусству общества на основе творчества, оказывающего прямое воздействие на его функционирование.

В рамках учреждений социально-культурного типа создаются условия для снятия определенного психологического напряжения, раскрываются интеллектуальные, психолого-педагогические, образовательно-развивающие качества личности, раскрепощаются инициатива и само­деятельность.

В этих условиях одной из главных функций социально-культурной деятельности является создание культурной пространственно-временной развивающей среды, организованной особым образом и предназначенной для включения личности в реальную, а не выдуман­ную жизнь.

Каждое государственное, негосударственное, общественное или частное учреждение и предприятие, призванное обеспечить использование развивающего потенциала социально-культурной деятельности, необходимо рассматривать как многоуровневую систему взаимодействия лич­ности с окружающим миром. Только такой подход поставит в центр си­стемы личность, ее потребности и интересы, мотивы поведения.

Естественно, что функции социально-культурной дея­тельности определяются учеными по-разному. Большинство из них трактуют функции социально-культурной деятельности таким образом: а) производство новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений; б) накопление, хранение и распространение (трансляция) знаний, норм, ценностей и значений: в) воспроизводство духовного про­цесса через поддержание его преемственности; г) общение, обеспечивающее знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство; д) социализация, обеспечивающая через создание структуры отношений, опосредован­ных культурными компонентами, воспитание населения; е) рекреаци­онная, или игровая, культура, действующая в отведенной для нее сфере.

Рекреационная функция социально-культурной деятельности наиболее популярная. Она способна снять производственное утомление, восстановить утраченные силы. Здесь решается главная задача – психологическая разрядка и отдых. Следующая функция, тесно пере­плетающаяся с предыдущей,гедонистическая(наслаждение, удо­вольствие). Если занятия будут полезными, но не будут приятными, они потеряют значительную долю привлекательности для посетителей, а вместе с этим и долю самой полезности.

Отвечая нормам культуры, человек включается в общественную жизнь, постепенно поднимаясь к высшим формам поведения; социально-культурная деятельность как раз и выполняет функцию регулятора социальных отношений между людьми. Усваивая культуру, идя от норм к образцу, личность готовит себя для творческого самоутверждения.

Перечисленные функции социально-культурной деятельности не оторваны одна от другой, а наоборот, тесно связаны между собой. Многие формы социально-культурной деятельности выполняют одновременно насколько функций. Так, например, художественный фильм может иметь и познавательную, и коммуникативную функции.

Потребность в совместном переживании значимых событий обще­ственной (отчасти –и личной) жизни, в публичном и ярком проявлении социальных чувств обеспечивают праздники, которые призваны стиму­лировать их формирование, актуализировать, облагораживать и эстети­зировать внешние формы их проявления.

В проведение праздников вовлекаются значительные группы людей: организаторы федеральных, региональных и локальных программ, активисты, члены различ­ных кружков, любительских объединений и клубов по интересам, которые оказывают влияние на внутренний мир и образ действий боль­шого количества людей. При этом формирующее начало социально-культурной деятельности следует рассматривать как результат определенно разработанной программы, созданной профессионалами. Современный специалист социально-культурной деятельности – это высокопрофессиональный организатор досуга, обладающий знаниями, умениями и навыками использования средств эмо­ционального воздействия в сочетании с просвещением, отдыхом и развле­чением. Но особенно важным является умение организовать тесную взаимосвязь двух встречных потоков в процессе деятельности: с одной стороны, это деятельность штатных работни­ков (профессионалов) и людей, специально под­готовленных и выступающих в качестве просветителей и воспитателей, а с другой, это деятельность населения, которая, в свою оче­редь, имеет двоякую природу: са­мопроизвольную, спонтанную, возникающую без прямых побуждений со стороны специалистов.









Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.