Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основные подходы к обоснованию целей, задач и содержания социально-культурной деятельности.





 

• противостоять девальвации культуры, «размыванию» критериев оценки ее ценностей, способствовать сохранению культурной преемственности поколений;

 

• обеспечить социокультурную защиту права людей на доступ к высоким образцам искусства, на удовлетворение своих духовных потребностей, права на личную культурную самобытность;

 

• создавать условия для содержательного и развивающего досуга населения, реализации его права на художественное образование и любительское творчество, способствовать повышению досуговой культуры каждого человека;

 

• стимулировать развитие общественной активности и инициативы в создании различных самодеятельных формирований в сфере досуга, оказывать любительским объединениям компетентную и действенную поддержку и помощь;

 

• осуществлять дифференцированный подход в работе с различными возрастными и социальными группами населения, в том числе с продвинутым в культурном отношении контингентом, обеспечивая реализацию его интеллектуального и культуро-творческого потенциала;

 

• эффективней использовать в социокультурной работе перспективные и популярные у населения формы и средства организации досуговой деятельности, освоить в этом качестве возможности экранных искусств и основных каналов их проката.

48. Социально-культурные процессы в 1956-1990 гг.

 

XX съезд КПСС и его значение для социально-культурной

жизни общества. «Оттепель» середины 50-х гг. Реабилитация репрессированных: ее

политическое, нравственное, социально-культурное значение.

 

Возрастание роли профсоюзов, комсомола, общественных

комиссий и советов в культурно-просветительной, социальной работе. Развитие



досуговых форм деятельности. Праздники песни, молодежи в прибалтийских

республиках; праздники «Русская зима», «День луга», «Русская березка»,

«Сабантуй» и др.

 

Всесоюзные фестивали и смотры самодеятельного

искусства, народного творчества в ознаменование юбилеев, памятных дат.

 

Реорганизация высшего и среднего специального культурно-просветительного

образования.

 

«Всеохватность»

культурно-просветительной работы. Широкий спектр идеологических, производственных мероприятий.

 

Культурно-просветительная работа и социалистическое

соревнование, школы коммунистического труда, экономическое образование

трудящихся.

 

Развитие в сельской местности филиалов и спутников

театров и филармоний, клубов-спутников крупных Дворцов культуры промышленных предприятии.

 

Перестройка методического руководства

культурно-просветительной работой и народным творчеством. Образование

научно-методических центров народного творчества и культпро-светработы. Рост

сети народных театров, музеев.

 

Новые документы, нормативные акты о деятельности

клубных учреждений, клубов по интересам, социально-культурных объединений.

 

Широкое развитие самодеятельного движения в стране.

Легализация общественно-политических движений, естественнонаучных, религиозных, художественных и др. объединений.

 

Начало осмысления необходимости подготовки

педагогических кадров для социально-культурной сферы, первые исследования; их результаты.

49.Молодежный досуг: состояние, проблемы и пути их решения.

Работа с молодежью как способ решения проблем молодежной субкультуры. В современной России проблемам такой многочисленной группы как молодежь уделяется с каждым годом все большее внимание.

 

В настоящее время в России четвертая часть жителей находятся в возрасте от 14 до 29 лет. При этом Удмуртия не исключение.

 

По последним данным в республике проживает 414990 человек, относящихся к категории молодежи. Молодые люди в процессе социализации и самореализации личности сталкиваются с большим количеством проблем. При этом как сама социальная группа молодежи, так и проблемы различны. Проблема наркомании считается очень актуальной. Об этом пишут в средствах массовой информации, показывают по телевидению, много говорят.

 

Наркотики стали актуальной проблемой, как алкоголь, курение. Антинаркотическая работа ведется везде и почти во всех возрастных группах. Но она, к сожалению, не всегда эффективна. Иногда родители сами подталкивают своих детей на такие поступки. Дети видят, как родители пьют, курят и в будущем перенимают их поведение на себя. Решать проблему нужно, но это сложно. Взрослым нужно создать соответсвующую атмосферу для детей, а особенно когда они становятся подростками чтобы занятия были по их интересам, чтобы им были рады, их уважали, прислушивались к ним и считались с их мнением.

 

Тогда риск уменьшается. Невозможно полностью обезопасить подростков от наркотиков, поэтому нужно научить их безопасно существовать рядом с ними, противостоять давлению сверстников. Ситуация с потреблением наркотиков среди молодежи в России продолжает оставаться катастрофической. Результаты многочисленных исследований показывают существование устойчивой тенденции к значительному и постоянному росту потребления наркотиков и токсических веществ с одновременным снижением возраста приобщающейся к ним молодежи.

 

По данным информационно-аналитического центра социологических исследований Министерства образования Российской Федерации, доля потребляющих наркотик или пробовавших его хотя бы один раз в составе возрастной группы молодежи от 12 до 22 лет составляет 14,8 . Молодежь начинает пробовать наркотик в среднем возрасте 15,4 года. Наркомания - это тяжелая, трудноизлечимая, а зачастую и неизлечимая болезнь, разрушающая мозг, психику, физическое здоровье человека и оканчивающаяся преждевременной смертью 30,С.10 . Алкоголизация и ранний алкоголизм - опасность, которая распространена очень широко.

 

Начинают употреблять алкоголь в нашей стране с 13 лет, выпивая, подросток стремится погасить характерное для него состояние тревожности и одновременно избавиться от избыточного самоконтроля и застенчивости. Важную роль играет также стремление к экспериментированию и особенности норм юношеской субкультуры, где выпивка традиционно считается одним из признаков мужественности и взрослости.

 

Во многом действует и отрицательный пример родителей. Употребление пива и легких алкогольных напитков в подростковом возрасте является весьма популярным. Специалисты отмечают увеличение больных пивным алкоголизмом, так как пиво потребляет сегодня 80 юных граждан страны 35,С.50 . Одним из ведомств, занимающихся первичной профилактикой употребления психоактивных веществ и пропагандой здорового образа жизни, является Государственный комитет УР по делам молодежи, который развивает такое направление, как социальная работа с молодежью.

 

Появилась идея ведения профилактической работы силами самих детей, подростков и молодежи, объединившихся в отряды волонтеров. Волонтерство - это добровольное выполнение обязанностей по оказанию безвозмездной социальной помощи, услуг, добровольный патронаж над инвалидами, больными и престарелыми, а также лицами и социальными группами населения, оказавшимися в сложных жизненных условиях.

 

В1999 году Госкомитетом и Республиканским центром Психолог-плюс была разработана программа Подари себе жизнь, целью которой явилось создание комплексной системы первичной профилактики всех видов зависимостей, пропаганда здорового образа жизни среди детей, подростков и молодежи с привлечением добровольцев. Привлечение подростков к данной деятельности одновременно решает несколько задач позволяет охватить профилактической работой большую подростковую аудиторию, сформировать устойчивые антиалкогольные, антинаркотические установки как у самих волонтеров, так и у тех ребят, с которыми они занимаются, развить у них чувство уважения и ответственности, через общественно полезное дело сформировать навыки, необходимые для взрослой жизни.

 

Для реализации программы Подари себе жизнь в 6 районах Удмуртии г.г. Воткинск, Глазов, Сарапул, п. Игра, п. Дебесы, школа 83 г. Ижевска в 1999 году были созданы первые волонтерские отряды.

 

Волонтеры применяют полученные знания в работе со сверстниками, участвуя в классных часах, акциях, месячниках, викторинах, проводя классные часы по пропаганде здорового образа жизни и профилактике всех видов зависимости. Волонтеры выходят с беседами и консультациями в школы, образовательные учреждения. Ведущими методами их работы стали деловые игры, театрализованные представления. Благодаря деятельности первых волонтеров, программа Подари себе жизнь получила широкое распространение на территории Удмуртии.

 

Проводимая Государственным комитетом УР по делам молодежи работа, направленная на формирование системы молодежного волонтерского движения, имеет огромное значение для жизни молодежи. Данные проблемы необходимо решать также для будущего страны и региона, так как приблизительно к 2015 году нагрузка на молодежь сильно возрастет. Именно поэтому положить начало активных действий по развитию потенциала молодого поколения необходимо уже сейчас. Прогрессивным моментом является создание и введение в государственные образовательные стандарты специальности организация работы с молодежью. К 2009 году в нашей стране и республике данных специалистов готовит Удмуртский государственный университет будут подготовлены специалисты, которые смогут помочь молодым людям, как в обыденной жизни, так и трудовой.

 

Эти специалисты будут способствовать внедрению механизмов прямого взаимодействия с молодежью, обеспечивающих высокую результативность и оперативность в управлении процессами, протекающими в молодежной среде.

 

Введение этой специальности является своевременным и перспективным, так как к концу первого десятилетия XXI века в категорию молодежи будут вступать дети уже рыночной экономики, то есть люди чье воспитание происходило в новой России. Таким образом, для полноценного развития данной категории граждан и общества в целом, активной интеграции молодежи в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство, необходима, с одной стороны, постоянная поддержка государства, как в материальном, так и идеологическом отношении, с другой стороны, создание партнерских отношений, то есть условий и возможностей, стимулирующих самостоятельную деятельность молодежи.

 

Необходимо развивать и реализовать творческий и трудовой потенциал молодежи, использовать в нужном направлении способности молодого поколения к освоению новых технологий, развитию новых идей.

50.Прикладные методы менеджмента в социально-культурной сфере и их характеристика.

технология - это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые используются в учебном прогрессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания. Культуроохранные технологии в системе социально-культурной деятельности представляют собой методы и приемы сохранения и изучения культурно-исторического наследия, возрождения и развития традиционных форм народной художественной культуры, организации историко-краеведческой и туристско-экскурсионной работы.

Культуротворчяеские технологии - Технологии изучения, сохранения, восстановления, освоения и использования культурных ценностей, культурного наследия современного общества. Технологии создания и обогащения культурных ценностей, творческого развития детей, подростков и взрослых.

Рекреативные (восстановительные) и спортивно-оздоровительные технологии предназначены для обеспечения и сохранения жизнеспособности человека. Они универсальны по своему использованию. В процессе социально-культурной деятельности.

Образовательные технологии. В широком педагогическом значении каждая из социально-культурных образовательных технологий является специально организованным процессом и обеспечивает взаимодействие отдельных лиц и групп в рамках конкретного социально-культурного опыта. В более узком педагогическом смысле эта технология выступает как механизм формирования у ребенка, подростка, взрослого социально значимых качеств, культурных норм и ценностей, передачи опыта социально-культурного поведения и общения.

Социально-защитные технологии. Культурно-досуговая реабилитация и адаптация лиц с нарушениями жизнедеятельности и социальной недостаточностью. Классификация и типология социально-защитных, реабилитационных технологий предполагает прежде всего их разделение в зависимости от функционального назначения. Здесь выделяются две крупные и тесно взаимосвязанные категории. Это, во-первых, основные, базовые технологии типа специализированных игровых, культуротерапевтических, арттерапев-тических и других.

авленческие и другие технологии

Управленческие технологии (социокультурный менеджмент) Социально-культурный менеджмент представляет собой деятельный процесс, в котором наряду с типичными для общего менеджмента принципами, структурой и другими свойствами проявляются черты менеджмента финансового, педагогического, психологического, инновационного.

Управленческие технологии открывают неограниченный простор для социально-культурного менеджмента как свободного творческого самопроявления, открытого для множества инвариантных форм самореализации менеджерской предпринимательской инициативы.

Исследовательские технологии, осуществляемые в современной социально-культурной сфере, различаются по следующим параметрам:

- по срокам и продолжительности проведения: плановые (в соответствии с исследовательскими планами и программами) и внеплановые (оперативные); - по месту проведения: лабораторные (в заранее подготовленных специальных условиях) и полевые (в естественной обстановке); - по степени научной глубины и сложности: пионерские (диагностические, разведывательные), описательные (фотографические); аналитические (глубокие научные исследования, отличающиеся комплексностью и масштабностью применяемых методов и способов); - в зависимости от статики или динамики объекта исследования: точечные (разовые) и повторные; - в зависимости от базового, преобладающего метода сбора социологической информации: опроса, наблюдения, эксперимента, контент-анализа, социометрии или референтомет-рии.

Проектные технологии Социально-культурные проектные технологии обладают следующими основными чертами: 1) имеют в качестве объекта массу сложных и динамичных по своей природе социальных объектов, процессов и явлений; 2) не ограничены, как в архитектуре или инженерной практике, системой заранее заданных жестких нормативных, экономических или чисто технических требований, в этом отношении проектировщик социально-культурного объекта (например, центра массового досуга или спектакля) обладает большими правами на фантазию; 3) в качестве инициаторов и реализаторов социально-культурных проектных технологий выступают не только специалисты, но и представители общественности, непрофессионалы, члены самых разных социально-возрастных групп: дети, молодежь, домохозяйки, студенты, пенсионеры и др.

Технологии коммуникации и общественных связей

Современные технологии коммуникации и общественных связей с полным основанием считаются универсальным инструментом как в политической и экономической, так и социально-культурной сфере.

В содержании социально-культурной деятельности по законам преемственности находят свое отражение историческая память и самосознание народа, обеспечивающие его целостность и историческую сохранность, свидетельствующие о его стержневых мировоззренческих характеристиках как этнической общности.

Этнонаправленные технологии составляют основу возрождения национальных культурных традиций, фольклора, декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел.

Особенности драматургии культурно-досуговых программ, их музыкальное оформление

 

В учреждении культуры: творчество сценариста профессионально; драматургическое творчество осуществляется коллективно и индивидуально; драматургия культурно-досуговых программ динамична и оперативна; многогранность и оперативность решаемых учреждением культуры задач дает им право использования в сценарии опубликованных литературно-художественных, документальных и исторических произведений или их фрагментов; драматургия культурно-досуговых программ -документальна (обязательным является включение в сценарий фактов из жизни конкретной аудитории); построение сценария осуществляется по эпизодам; задача драматурга – создать наиболее эффективное интеллектуальное и эмоциональное воздействие на аудиторию; в сценарии используется все многообразие выразительных средств как профессионального, так и самодеятельного искусства, а так же и специальных выразительных средств; использование документального и художественного материала осуществляется на основе метода монтажа; в сценарии культурно-досуговой программы герой – конкретный, реальный человек или художественный образ; задача сценариста создать идеальное проектирование будущей программы, которая может быть осуществлена не только на сцене, но и в зрительном зале, на улице, в доме.

В театре: творчество драматурга носит индивидуальный характер; написание пьесы требует оригинального творчества; использование документального материала бывает крайне редко, но в основном, творчество драматурга представляет собой художественный вымысел; пьеса строится по актам; задача драматурга создать пьесу как художественную ценность (произведение искусства); театральная драматургия сценична; герой пьесы – художественный обобщенный образ; задача драматурга наделить конкретного героя социальными чертами, создать типический образ. Музыкальное оформление программ. Одна из функций музыки – создание атмосферы действия. Благодаря своим качествам – эмоциональности, глубине, яркости, выразительности, тембровой окраске музыка является своеобразным фоном действия, создавая, с одной стороны, условия для более глубокого восприятия зрителем содержания отдельного фрагмента, эпизода, мероприятия, с другой, – помогая исполнителю глубже сосредоточиться на воплощении образов. Умелое использование этой возможности музыки может оказать огромное эмоциональное воздействие на аудиторию. Музыка способна не только создавать эмоциональный образ, служить определенной иллюстрацией действия, важной ее функцией является участие в конфликте, так как она сама является его носителем. Тому пример – тема добра и зла в произведениях классиков и современных композиторов. Это качество музыки можно использовать в музыкальном оформлении культурно-досуговых программ, поскольку наличие конфликта является основой сценария. В одном случае музыка может быть только носителем конфликта, а в другом – обострить противоречия, подвести к кульминации. Тогда она сама становится драматургическим фактором.

 

51. Современная система дополнительного образования детей в России: понятие, структура, специфика, цели, содержание, основные направления деятельности.

Педагогический процесс как система Педагогический процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагога и учащегося с учетом содержания образования и воспитания, с использованием различных педагогических средств, направленное на реализацию педагогических задач, обеспечивающих удовлетворение потребностей общества и самой личности в ее развитии и саморазвитии. Педагогический процесс представляют как систему из пяти элементов : цель обучения (для чего учить); содержание учебной информации (чему учить); методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (как учить); преподаватель; учащийся. Педагогический процесс создается педагогом. Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом ни создавался, он будет иметь следующую структуру: Цель – Принципы – Содержание – Методы – Средства – Формы. Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и учащийся. Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели. Содержание – это часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям. Методы – это действия педагога и учащегося, посредством которых передается и принимается содержание. Средства как материализованные предметные способы работы с содержанием используются в единстве с методами. Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность. Динамичность педагогического процесса достигается за счет взаимодействия трех его структур: – педагогической; – методической; – психологической. Для создания методической структуры цель разбивается на ряд задач, в соответствии с которыми определяются последовательные этапы деятельности педагога и учащегося. Педагогическая и методическая структуры педагогического процесса органично взаимосвязаны. Психологическая структура педагогического процесса: процессы восприятия, мышления, осмысления, запоминания, усвоения информации; проявление учащимися интереса, склонностей, мотивации учения, динамика эмоционального настроя; подъем и спады физического нервно-психического напряжения, динамика активности, работоспособности и утомления. Следовательно, в психологической структуре педагогического процесса можно выделить три психологические подструктуры: познавательные процессы; мотивация учения; напряжение. Для того чтобы педагогический процесс «пришел в движение», необходимо управление. Педагогическое управление – это процесс перевода педагогической ситуации, процессов из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели. Компоненты процесса управления: постановка цели; информационное обеспечение (диагностирование особенностей учащихся); формулировка задач в зависимости от цели и особенностей учащихся; проектирование, планирование деятельности для достижения цели; реализация проекта; контроль за ходом выполнения; корректировка; подведение итогов. Педагогический процесс – это процесс трудовой , он осуществляется для достижения общественно значимых задач . Специфика данного процесса в том, что труд воспитателей и труд воспитуемых сливаются воедино, образуя своеобразные отношения участников – педагогическое взаимодействие .

 









ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.